Суммы восстановленных резервов по сомнительным долгам проводка. Резерв по сомнительным долгам

Суммы восстановленных резервов по сомнительным долгам проводка. Резерв по сомнительным долгам

Этот материал посвящён тому, как организациям вести учет резервов по сомнительным долгам. Так называют любые задолженности перед компанией, возвращение которых под вопросом. Если предприятие поставило контрагенту продукцию авансом, а у него возникли финансовые трудности, есть риск образования сомнительного долга. Это обязательно нужно должным образом отразить в бухгалтерской документации и создать фонд.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерии

Сомнительным называется любой долг, погашение которого под вопросом. Это очень общее определение, которое не даёт достаточного понимания, как именно задолженность признают сомнительной. Признаков может быть несколько (подробнее в разделе «Условия формирования»), кроме того каждая организация вправе установить собственные критерии сомнительной задолженности.

Для признания достаточно 1-2 признаков. От банкротства и финансовых проблем не застрахована ни одна организация, поэтому законодательство требует от экономических субъектов начисление резерва по сомнительному долгу, то есть создания резервного фонда (РФ). Цель - покрытие убытков от безнадёжных долгов. Проводить любое другое расходование заложенных на это направление денег до списания просрочек запрещается.

Создавать резерв по сомнительным долгам обязаны все организации

Обзор законодательства

Главным нормативным актом, регулирующим начисление РФ организациями является приказ министерства финансов от 29 июля 1998 года №34Н. Это базовый документ, положения которого необходимы для корректного БУ. Информацию по таким долгам нужно искать в разделе «Капитал и резервы».

Здесь закрепляется понятие сомнительного долга и в самых общих чертах описываются его признаки. Перечислим ключевые нюансы, которые нужно запомнить. Организации обязаны создавать резервы без каких-либо исключений. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется для каждого отдельного случая, то есть для каждого договора, каждой поставки и т. д, по которым возникли риски. Объединять, суммировать, плюсовать создаваемые резервы нельзя.

Помимо этого приказа Минфина нужно ориентироваться на положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 4/99, Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 и Положение по бухгалтерскому учету 21/2008.

Бухгалтерский и налоговый учет резервов

РФ по сомнительным задолженностям создаются в бухгалтерском и налоговом учёте, но при этом довольно значительно отличаются. У них разные цели и разный порядок начисления. Так в БУ:

  • создание резерва обязательно для любой просрочки для любых экономических субъектов;
  • РФ нужно создавать даже тогда, когда возвращение денег ещё только рискует стать сомнительным, то есть демонстрирует 1-2 признака или появилась информация о финансовых проблемах контрагента;
  • разрешается составить свои критерии оценки сомнительности и даже собственные правила расчёта объёма РФ.

В налоговом учёте цель создания РФ - уменьшить налогооблагаемую базу прибыли для расчёта налога. Закон ограничивает создание такого фонда в НУ только долгами покупателей, при этом возврат уже должен быть просрочен на 45 дней.

В бухгалтерском учёте - это обязанность, в налоговом учёте - это право. Зато в БУ можно создать свой порядок расчёта, что для НУ категорически запрещается.

Условия формирования

Рассмотрим порядок формирования РФ и проводки «начислить резерв по сомнительным долгам». Для начала нужно выявить, возникло ли обязательство создавать фонд. Задолженность признаётся сомнительной, когда выполняется 1 или одновременно несколько условий:

  • товары или услуги поставлены авансом, без предоплаты или оплачены только частично (для товаров, которые не поставлены организацией из-за неоплаты контрагентом, всё названное не действует, то есть компания обязательно должна уже понести определенные убытки);
  • поставка не обеспечена залогом, банковской гарантией или поручителем;
  • известно о финансовых проблемах/банкротстве контрагента;
  • срок погашения истекает или уже нарушен.

Помимо этих критериев, каждая организация с учётом специфики своей деятельности может установить дополнительные признаки. Любые основания считать, что контрагент не сможет заплатить вовремя, могут говорить о необходимости создавать РФ. Впрочем, на практике это почти не встречается. Все положения нужно зафиксировать внутренними нормативными актами, равно как и порядок расчёта, выбранный метод и индивидуальные критерии.

Бухгалтерский учёт резервов по сомнительным долгам - это обязанность, налоговый учёт - право

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Работа по созданию РФ начинается с выявления оснований, то есть определения у конкретных долгов признаков сомнительности. Как это происходит? Основания выявляются по итогам инвентаризации дебиторских задолженностей в конце отчётных периодов. Это регулярная работа, которая помогает своевременно провести деньги в фонд.

Сроки формирования зависят от продолжительности задолженности:

  • до 45 дней - не формируется;
  • от 45 до 90 дней - 50% долга;
  • свыше 90 дней - полная сумма долга.
  1. Интервальный - размер отчислений в фонд определяется как процент от долга. При этом процент организация назначает сама, на основе данных о платежеспособности контрагента, срока просрочки и её объёма.
  2. Статистический - ежеквартально или ежемесячно вычисляется доля непогашенных долгов, процент от которой вносится в РФ.
  3. Экспертный - отчислением является сумма каждого сомнительного долга каждого контрагента отдельно.

Списание резерва по сомнительному долгу, если его средства оказались невостребованными, происходит в конце календарного года.

Основные проводки с примерами

Проводки создание резерва по сомнительному долгу - Д91, К63. Когда долг признан безнадёжным и его надо списать через РФ - Д63, К60, 62, 76. Если должник погасил задолженность - Д63, К91.

Для наглядности изучите пример расчета. Организация поставила партии товаров контрагентам на суммы:

  • ООО «1» - 30 000 рублей, просрочка 46 дней;
  • ООО «2» - 115 000 рублей, просрочка 50 дней;
  • ООО «3» - 200 000 рублей, 95 дней.

Итак, у всех компаний просрочка больше 45 дней, значит начисляем резерв пропорционально давности долга и делаем проводки:

Заключение

Создание резервного фонда по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте - обязанность всех организаций. Существуют общепризнанные критерии определения сомнительности просрочки, а также компании вправе разработать и утвердить в учётной политике собственные. Начисления в фонд зависят от объёма и срока задолженности. В материале мы на конкретных примерах рассмотрели типовые проводки.

Резервный запас по просроченным выплатам позволяет уменьшить сумму налога на не полученную прибыль. Ведь непогашенный долг образуется в результате того, что партнер не оплатил отгруженный товар или оказанные услуги в договорные сроки, и это сумма, ничем не обеспечена: залогом, банковской гарантией или поручительством.

Не оплачивать лишние расходы по налогообложению неполученной прибыли дает возможность только созданный резервный запас по просроченным выплатам.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Сумма прибыли, в которой отсутствуют образовавшиеся неоплаченные доходы на дату бухгалтерского отчета, является полученным реальным доходом предприятия. С него и нужно рассчитать размер, и уплачивать налог.

Отличия бухгалтерского РПСД от налогового

Особенно хочется акцентировать внимание на том, что создание РПСД – это обязанность предприятия согласно п. 70 ПБУ в РФ №34н. НК РФ, в отличие от ПБУ РФ, не обязывает, а дает право предпринимателю на создание такого запасного счета. Жизненный опыт показывает, что предпринимателю лучше организовать такой РПСД, чтобы не возникало проблем с законным налогообложением дохода организации.

Многие предприятия и сами создают такой РПСД, учитывая, что он может быть включен в налоговые расходы. Ниже более подробно описано, как создать и использовать резервный запас по просроченным выплатам в БУ и НУ производителей.

Создание РПСД

Условия создания резервного запаса по просроченным выплатам необходимо учитывать согласно правилам, описанных в ст. 266 и 313 НК РФ.

Создавать РСД имеют право только те налогоплательщики, кто методом начисления учитывают доходы и расходы для расчета налога. Если организация использует кассовую методику расчета прибыли, РСД не создают.

В резервный запас могут входить только неоплаченные задолженности дебиторов. Это отсутствие полученных денег за товары, выполненные работы, оказанные услуги, которые в течение неопределенного времени могут быть возвращены или за них будут получены деньги.

При создании РПСД не берется во внимание подтверждение существования такой задолженности от контрагента. Отсутствие акта сверки не является нарушением создания резервного запаса по просроченным выплатам. Можно создавать его, даже имея взаимозависимые долги с контрагентом.

Для налогообложения не являются сомнительными долгами следующие платежные обстоятельства:

  • если оплачена предоплата, но товар не получен;
  • неоплаченный штраф за нарушение договорных обязательств;
  • долг по договору коммерческого кредитования;
  • долг по договору займа и уступки права требования;

Что касается невыполненных платежных обязательств по лизинговым и арендным соглашениям, то резервный запас по просроченным выплатам можно создать только при условии, что основной уставной вид оказываемых услуг заключается в предоставлении аренды имущества предприятия и оказывается регулярно.

Сроки создания РСД

Налоговый кодекс не указывает в какой именно отчетный период предприятие может создать РСД без указания об его учете.

Поэтому, все, что касается сроков, когда можно создавать РСД мнение чиновников и судей вызывает разногласие. По мнению судебных инстанций, резервный запас по просроченным выплатам можно создавать в любое время, в конце отчетного периода, даже в четвертом квартале на день составления бухгалтерского отчета.

При этом не играет роли ранее он не был утвержден в проведении бухгалтерского учета предприятия.

Поэтому судами признается создание РПСД в любое время и его использование без утверждения в политике БУ своего предприятия.

Чиновники отстаивают свое утверждение, что РПСД обязательно включают в учетную политику налогообложения. Только внесение изменения в учетную политику даст возможность сформировать его с нового отчетного года.

Для внесения изменений с целью основания РПСД руководителю необходимо утвердить соответствующий приказ.

Проводки для БУ

Зарезервированные запасы по таким долговым обязательствам контрагентов в БУ и НУ необходимо вести по разным критериям. Для этого они формируются по разным методам расчета затрат по просроченным долговым обязательствам контрагентов.

Бухгалтерский учет предполагает самостоятельное установление порядка расчета резервного запаса по просроченным выплатам.

В Правилах бухгалтерского учета говориться, что его сумма по неоплаченным деньгам формируется одним из способов:

  • долг контрагентов определяет сумму денежных затрат, которая не будет оплачена подлежит включению в запас задерживаемых долгов на основе расчета прошлых периодов;
  • определяется удельный вес непогашенной суммы долга за просроченные прошедшие года;
  • каждая сумма рассчитывается пропорционально просроченному времени;

В приказе об учетной политике указывается вид расчета, выбранный для учета РПСД.

При выборе использования экспертной оценки указывают четко, по каким критериям вносить зависшие суммы в резерв. В двух последних способах определения неоплаченных сумм нужно обязательно установить процентные значения согласно периодам, пропущенных для оплаты сроков.

Чтобы в отчете показать РПСД в «красивом виде», то необходимо чтобы его сумма была сведена к минимуму. В этом случае и законные обязанности будут выполнены и инвестиционные компании не будут затронуты.

В БУ суммы запаса отражают в статье 63 «РПСД» по каждому контрагенту, имеющему просроченное долговое обязательство. В ст. 91 «Прочих затратах» показывают отчисления в запас по неоплаченным деньгам.

То же самое необходимо выполнить при использовании методов расчетов в НУ.

Налоговые проводки

Налоговые проводки по РСД описаны в статье 266 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщики могут проводить отчисления по любым задолженностям за основную деятельность, Исключение составляют проценты по кредитным обязательствам. Создание РСД возможно только после проведения инвентаризации денежных затрат на конец отчетного периода. Проводить инвентаризацию необходимо после возникновения налоговых обязательств.

В учетной политике показывают создание запаса, либо отказ от него. Руководителю сделать это необходимо пред началом нового отчетного года. Инвентаризация проводится с целью определения сроков задолженности.

Основываясь на полученных расчетах, предприятие определяет сумму неоплаченного долга, а затем заносит ее в безнадежную или сомнительную. Если должник ликвидирован, то сумму списывают за счет РПСД. Невозвратные средства просто включают в резерв.

Средства этого фонда могут быть использованы только в случае покрытия затрат от возникших сумм плохих должников.

Возникнуть сомнительный долг для резервного запаса по просроченным выплатам в НУ может при четко указанных обстоятельствах. Это должно быть связано только с теми обстоятельствами, когда контрагент в срок не перечислил деньги для оплаты товара или оказанных ему услуг. И эти суммы не обеспечены никакими долговыми поручительствами, залогами или банковскими гарантиями.

Если налогоплательщик осуществляет оплату налогов на прибыль в авансовом виде, то выполняется расчет запаса в конце каждого месячного периода. Другие налоги можно рассчитывать на конец квартала в течение всего года.

Период просрочки является определяющим фактором для отчисления размера сомнительного долгового обязательства в резервный запас по задержанным долгам.

Процентные отчисления зависят от срока, когда возникли долговые обязательства у контрагента и размера неоплаченной суммы:

  • более 90 календарных дней в резерв заносят 100% сумму должника;
  • от 45 до 90 (включая последнюю) -50%;
  • меньше 45 дней не заносят в резерв;

Налогоплательщик не должен создавать резервный запас по просроченным выплатам более 10% от размера суммы выручки за весь период неоплаты. В размер выручки не следует включать НДС.

Списание долга после истечения искового срока давности проводиться в период, когда истекло время подачи заявления в суд на возврат задолженности, а не по окончании инвентаризации.

Можно создавать сумму РСД меньше 10% выручки отчетного налогового периода. Это может быть очень важно в той ситуации, когда отчисления резервных сумм по общему правилу приведут к убыткам или получению нулевой прибыли (Примером может быть большая выручка с низким доходом). Норматив обязательно отражают в учетной политике по налогообложению.

Учет РСД (списание, начисление, восстановление)

  1. Суммы РСД при создании показывают по дебету счета 91 «Прочие расходы» и кредиту счета 63 «РСД».
  2. Списание долгового обязательства контрагента, ранее занесенного в РПСД по неоплаченным деньгам, проводят по счетам так: показывают в дебете счета 63 «РПСД» в корреспонденции со счетом 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» или счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
  3. Безнадежно зависшее долговое обязательство списывают в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», если оно превышает размер запаса.
  4. Списанный размер зависшего долга вносят на забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Это сумма, которая была утрачена из-за окончания срока исковой давности. На протяжении пятилетия она наблюдается при возможности возникновения востребования ее с должника, если вдруг измениться его финансовое положение.
  5. В случае погашения долга, из суммы запаса его необходимо восстановить. Для этого в БУ оплаченная сумма отражается по дебету счета 63 «РСД» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие расходы».

Сотрудничество с недобросовестными контрагентами или обстоятельства могут привести к возникновению задолженности, которая вряд ли будет возвращена. Нужен ли резерв по сомнительной задолженности в 2019 году?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В предпринимательской деятельности к разряду сомнительных долгов относится задолженность, не возвращенная в положенные сроки и не обеспеченная никакими гарантиями.

Сумма такого долга увеличивает объем дебиторской задолженности при составлении бухгалтерского баланса, хотя может так и остаться не возвращенной. Нужно ли для сомнительных долгов образовывать резерв в 2019 году?

Основные аспекты

Сомнительный долг для организации это задолженность контрагента, в погашении которой нет достаточной уверенности. Такие долги увеличивают объем дебиторской задолженности.

Теоретически они составляют часть активов, но по факту являются убытками. Большое количество непогашенных долгов не позволяет достоверно определить истинный размер капитала организации.

Потому периодически требуется списание долгов, возвратить которые не получается. Долг считается безнадежным:

  • по окончании трехлетнего периода исковой давности;
  • при окончательной ликвидации субъекта;
  • в случае постановления ФССП о невозможности взыскания;
  • при неосуществимости взыскания по причинам, независящим от воли сторон.

Такие безнадежные долги надлежит списать за счет средств самой организации. Для этого необходимо наличие средств, которые как раз и аккумулируются при создании резерва.

Что нужно знать

Создавая резервный фонд по сомнительным долгам, нужно учитывать ряд условий. Таковые предопределены нормативными документами Министерства финансов РФ.

А именно:

Фонд образуется по итогам расчетов с физическими и юридическими лицами Приобретающими товары либо . Вносить в резерв авансы, переданные , нельзя
Создание резерва требует непрестанного мониторинга динамики задолженности Поскольку состояние может поменяться, а резерв должен отображать истинную ситуацию
В бухучете долги считаются безнадежными по положениям Но в целом лимит относительно сроков и размера резерва не определен
Когда возникает вопрос о выборе порядка для резервных активов, налогового или бухгалтерского То ориентироваться нужно на такие моменты:
  • когда несоответствия касаются временного отличия сопоставления периодов задолженности, то разница обуславливает отложение налоговых активов;
  • если величина отчислений в резерв по бухучету превосходит учрежденный налоговым учетом 10 % предел, то организация оперирует стабильными финансовыми разницами

Для чего создается

Но для чего нужно создавать резервный фонд, не проще ли просто списать непогашенные долги в убытки компании?

Формирование РСД дозволяет:

Суть создания резерва по сомнительным долгам в том, что наличие резерва позволяет списывать невозвратные долги.

То есть организация в продолжение года может учесть в расходах объем сомнительных долгов задолго до того, как они обратятся в безнадежные.

Если долг возвращается, то в процессе очередной инвентаризации дебиторской задолженности долг уже не засчитывается в определении резерва.

Плюсы основания резерва выражены в более размеренном отображении расходов в налоговом учете. Из чего складывается резерв, формируемый по сомнительным долгам?

Сомнительным признаваться может любой долг, соответствующий условиям:

  • сформировался в связи с реализацией клиентам товаров, услуг, работ;
  • не возвращен в период, прописанный в договоре;
  • не обеспечен никакой гарантией.

Помимо прочего существует и еще одно нововведение. Когда у субъекта наличествует перед контрагентом встречное обязательство, то долгом сомнительным считается только часть, превосходящая сумму кредиторской задолженности.

При этом долг по дебету уменьшается исключительно с целью нахождения сомнительного долга в составе РСД.

Такая особенность не обязует организацию осуществлять взаимозачет, какой по-прежнему остается правом, но отнюдь не обязанностью.

Нормативное регулирование

Так надо ли образовывать резерв по сомнительной задолженности? Порядок образования РСД отличается в зависимости от целей бухгалтерского учета либо налогообложения.

Для бухучета применимы нормы:

В отношении налогового учета предопределены следующие положения:

Порядок создания резерва по сомнительным долгам

Предусматривает образование резерва по всякому сомнительному долгу. При этом в расчет принимается анализ финансового положения должника и вероятность возврата долга.

Конкретную методику и периодичность образования РСД организация вырабатывает самостоятельно, ратифицируя избранный способ в относительно целей бухучета.

Избрать можно один из нижеследующих вариантов:

При формировании учетной политики нужно ориентироваться на специфику учета и деятельности организации.

Также имеет значение влияние РСД на показатели бухгалтерской отчетности. Важно! В налоговом учете РСД не основывается:

  • на суммы переданных поставщикам авансов;
  • на штрафы за несоблюдение условий договора;
  • на суммы процентов за пользование сторонними финансами, взысканными арбитражным судом;
  • по .

В учетную политику для целей налогового учета заносится пункт о факте образования резерва, но основывать непосредственно резерв налогоплательщик не обязан.

В этом случае основная цель, которую подразумевает резерв по сомнительным долгам – налог на прибыль, уменьшающийся при неполучении дебиторской задолженности.

Способы формирования

О порядке образования и применения РСД сказано в п.4 и п.5 ст.266 НК РФ. Поэтапная схема выглядит следующим образом:

Установление объема сомнительной задолженности, засчитываемой в расчет РСД
  • осуществляется инвентаризация с целью проверки дебиторской задолженности по неоплаченным долгам на конец отчетного периода, на основании специального приказа о проведении инвентаризации. Результаты отображаются актом;
  • выявленная задолженность в бухгалтерском балансе делится на три группы, исходя из длительности непогашения до проведения инвентаризации. Дебиторская задолженность вносится в РСД:
  1. 100 % при невозврате более 90 дней.
  2. 50 % при просроченном долге в течение от 45 до 90 дней.
  3. Не учитывается при просрочке до 45 дней.
Нахождение предельной суммы, вносимой в расчет РСД Для целей налогообложения засчитывается сумма не больше 10 % выручки от общей суммы реализации (без учета ) за соответствующий налоговый период
Сравнение суммы основываемого РСД с остатком имеющегося резерва
  • сумма РСД, образованного на отчетную дату, сопоставляется с величиной остатка РСД для определения разницы;
  • плюсовая разница вносится в состав внереализационных доходов в действующем отчетном периоде;
  • минусовая разница включается в сумму внереализационных расходов в текущем периоде
Формирование решения по поводу действий в отношении остатка РСД на конец года
  • если РСД с начала нового периода не образовывается, то неизрасходованная сумма резерва входит в состав внереализационных доходов;
  • если основывается новый резерв, то остаток предшествующего резерва по итогам периода корректируется

К сведению! Остаток РСД можно переносить на следующий отчетный период и в том случае, когда в продолжение налогового периода резерв только накапливался, но не расходовался.

Что касается непосредственно способов формирования, то возможно:

При этом используются такие способы создания РСД, как:

  • интервальный;
  • экспертный;
  • статистический.

Интервальный

При применении интервального способа создания РСД сумма необходимых отчислений в резерв высчитывается ежемесячно или ежеквартально.

Расчет осуществляется в процентах от суммы долга исходя из длительности просрочки платежей. Соответственно, необходимо выявить все имеющиеся долги.

Экспертный

В случае использования экспертного способа потребуется умение профессионально оценивать финансовое состояние должника. Резерв учреждается по всякому сомнительному долгу.

Причем включение суммы непогашенного долга в РСД зависит от представления организации (бухгалтера) относительно вероятности погашения.

В резерв включается та доля долга, которая возможно возвращена не будет. На заметку! Если применяется интервальный способ или экспертный:

Статистический

Статистический способ предполагает, что сумма отчислений в РСД находится в соответствии со сведениями за несколько лет как доля невозвратных долгов в обобщенной сумме дебиторской задолженности конкретного вида.

К примеру, доля неоплаченных товаров в совокупной сумме покупательской задолженности.

На конечную дату каждого месяца или квартала величина резерва по одному виду задолженности находится по формуле:

Если получившаяся величина РСД превышает ранее созданный резервный фонд, то разница относится к прочим расходам (доначисление РСД).

Когда вновь рассчитанный резерв менее предыдущего, то разница причисляется к прочим доходам (восстановление РСД).

При статистическом варианте создания РСД:

Как отражается в учете

Если в соответствии с учетной политикой дебиторская задолженность относится к сомнительной, то организация должна создать резерв.

Для этого требуется основание, которым выступает приказ по сомнительным долгам. Образец такого приказа выглядит следующим образом:

В бухгалтерском

Учреждаемый в бухучете резерв отличается тем, что должен непременно создаваться в отношении сомнительной задолженности.

При этом абсолютно не имеет значения, формировался ли аналогичный резерв для налогового учета. Создание резерва обязательно для всех организаций, без каких-либо исключений.

Кроме того отсутствуют ограничительные критерии и создаваться РСД может по долгам любого вида.

Нюанс в том, что РСД можно формировать и по тем долгам, какие еще не признаны сомнительными, однако существует вероятность их непогашения.

Видео: резерв по сомнительным долгам

Экспертные критерии, по которым осуществляется анализ финансового состояния должника, организация учреждает самостоятельно.

Не ограничения и по объему создаваемого резерва. Величина зависит исключительно от размера невозвратной или потенциально невозвратной задолженности.

Если ситуация с долгами меняется, то можно изменять объем РСД, руководствуясь текущей ситуацией.

Все неизрасходованные суммы РСД можно по завершении года списать. При возникновении новой сомнительной задолженности создается новый резерв.

Для учета РСД в бухгалтерском учете используется счет 63. Формирование РСД в бухучете отображается проводкой следующего вида:

Дт 91-2 «Прочие расходы» Кт 63

Отчисления в РСД списываются в дебет на прочие расходы и причисляются к финансовым результатам.

Основанием для этой проводки служит бухгалтерская справка-расчет (экспертное заключение, профессиональное суждение). Сумма формируемого резерва в бухучете не ограничена в отличие от налогового учета.

В налоговом

Величина резерва по сомнительной задолженности для налоговых расходов ограничена. Сумма допустимого РСД составляет не более 10 % от выручки отчетного периода, за который формируется резерв.

Но при этом образование РСД не считается для налогового учета обязательным. Решение об учреждении резерва принимается налогоплательщиком самостоятельно.

Но по части прочих расходов данный резерв больше регламентирован, чем бухгалтерский. Отличают его следующие нюансы:

Право на образование резерва Имеют те, кто при ведении учета использует метод начисления
Применяется РСД По отношению только к покупательской задолженности
Формировать резерв допускается Только относительно просроченной дебиторской задолженности
В отношении долгов По которым допускается создавать резерв, устанавливается длительность просрочки платежей
Исходя из длительности просрочки Определяется объем резерва и для него учреждаются лишь две величины – на полный объем при просрочке в 90 и более дней, на половину долга при просрочке в 45-90 дней
При наличии встречного обязательства в РСД Попадает лишь кредит по долгам в непокрытой части
В 2019 году предельный объем РСД Ограничен суммой 10 % от наибольшего из двух показателей – выручки за отчетный период, в каком создается резерв или выручки за предыдущий налоговый период
Не использованный резерв переносится на следующий год Корректируясь при этом на величину вновь создаваемого резерва по аналогичному долгу

Порядок восстановления

О восстановлении резерва по сомнительной задолженности речь идет, когда долг контрагента оплачивается целиком или частично. В такой ситуации требуется корректировка резерва.

РСД восстанавливается в объеме возвращенной задолженности. При этом выполняются следующие бухгалтерские проводки:

Если сомнительный долг обращается в безнадежный, то его можно списать. Для этого согласно п.77 ПБУ нужно:

Списывается безнадежная задолженность за счет имеющегося РСД или на расходы, когда резерв не формировался.

При списании долга по истечении исковой давности величина его учитывается в забалансовом учете на протяжении пяти лет после списания.

Для этого используют счет 007. Учет требуется в целях мониторинга вероятности взыскания долга при изменении финансового положения должника.

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Сомневаетесь в должниках? Создавайте резерв!

Налоговый и бухгалтерский учет резерва сомнительных долгов

Тексты упоминаемых в статье Писем Минфина можно найти: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс

Создание резерва по сомнительным долгам позволит показать в бухучете реальную картину финансового положения дел в организации. А в налоговом учете - даст возможность пораньше признать расход тем, кто применяет метод начислени яподп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ . Вот почему «сомнительный» резерв пользуется популярностью.

О том, нужен ли в вашей организации такой резерв или нет, особенно полезно подумать именно в IV квартале. Ведь близится конец года, а значит, есть возможность пересмотреть свою учетную политику - и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения.

Начинаем сомневаться

1п. 70 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н (далее - Положение № 34н); п. 1 ст. 266 НК РФ ; 2; 3п. 1 ст. 266 НК РФ ; 4Письма Минфина от 30.06.2011 № 07-02-06/115 , от 08.12.2011 № 03-03-06/1/816 ; 5Письмо Минфина от 12.05.2009 № 03-03-06/1/318 ; 6п. 1 ст. 329 ГК РФ ; Письмо Минфина от 15.10.2003 № 16-00-14/316

В целом в бухгалтерском и налоговом учете принципы признания задолженности сомнительной схожи, но все-таки неодинаковы.

Создаем резерв по сомнительным долгам

Нужно учесть следующие правила создания резерва.

Бухгалтерский учет Налоговый учет
Создание резерва
Это ваша обязанность, если существует вероятность, что задолженность не будет погашена - полностью или частично Это ваше право независимо от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учет еп. 3 ст. 266 НК РФ
В учетной политике нужно закрепить условие о создании резерва и порядок его создания как для бухгалтерского, так и для налогового учета
Наличие встречной кредиторской задолженности по тому же контрагенту
Не влияет на возможность создания резерва Не должно влиять на возможность создания резерва. Ведь в НК нет такого ограничения на его создание, как наличие встречной кредиторской задолженности. А зачет встречных требований - право, а не обязанность организации, что подтвердил ВАСПостановление Президиума ВАС от 19.03.2013 № 13598/12 .
Однако инспекторы при проверках налога на прибыль могут указать, что при создании резерва надо учитывать только разницу между дебиторской и кредиторской задолженностями, если они относятся к одному контрагенту. Соответственно, если кредиторка превышает дебиторку, то резерв безопаснее вообще не создават ьПисьма Минфина от 21.09.2011 № 03-03-06/1/579 ; ФНС от 16.01.2012 № ЕД-4-3/269@
Подробнее о том, является ли встречная кредиторка помехой для создания резерва сомнительных долгов, мы писали в ,
Инвентаризация дебиторской задолженности
Поможет выявить сомнительные и уже безнадежные долги Для создания резерва обязательна на последнее число отчетного (налогового) период ап. 4 ст. 266 НК РФ . Какого-либо специального порядка проведения инвентаризации в НК нет
Результаты инвентаризации дебиторской задолженности можно оформить:
  • актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторам иформа № ИНВ-17, утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.98 № 88 ;
  • справкой к такому акт уприложение к форме № ИНВ-17
Определение резервируемой суммы
В идеале величина резерва определяется отдельно по каждой задолженности в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частичн оп. 3 ПБУ 21/2008 ; п. 70 Положения № 34н . Задолженность для расчета резерва берется с учетом НДС В резерв отчисляется определенный процент сомнительной задолженности в зависимости от срока ее возникновения:
  • до 45 календарных дней просрочки - отчисления в резерв не делаются;
  • от 45 до 90 календарных дней просрочки - 50%;
  • свыше 90 календарных дней просрочки - 100%.
Задолженность для расчета резерва берется с учетом НДСПисьма Минфина от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315 , от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726 ; Постановление Президиума ВАС от 23.11.2005 № 6602/05
Размер резерва в целом
Ничем не ограничен, но не может быть больше самой задолженности, под которую он создается Не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) период ап. 4 ст. 266 НК РФ . При этом выручку надо брать без учета НДСп. 4 ст. 266 , п. 1 ст. 249 НК РФ
Учет отчислений в резерв
Включаются в состав прочих расходо вп. 11 ПБУ 10/99 .
Сам резерв учитывается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». В балансе остаток по этому счету отдельной строкой не показывается.
На сумму созданного резерва надо уменьшить сомнительную дебиторскую задолженност ьп. 35 ПБУ 4/99 . О наличии и движении резерва следует сообщить в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результата хп. 27 ПБУ 4/99
Учитываются в составе внереализационных расходо вподп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ .
Суммы отчислений в резерв нужно отразить по строке 200 приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.
А сумму безнадежных долгов, не покрытых за счет средств резерва, - по строке 302 этого приложения
Формы первичных документов для учета результатов инвентаризации в электронном виде можно найти: раздел «Справочная информация» системы КонсультантПлюс

Очевидно, что в налоговом учете правила создания резерва довольно жесткие. Хотя, согласитесь, в целом обоснованные. Так что те, кто хочет упростить себе работу, могут в бухгалтерской учетной политике прописать те же правила, что применяются в налоговом учете. Более того, некоторые даже закрепляют в бухучете 10%-й лимит по выручке (особенно если им не нужно проводить аудиторскую проверку). В таком случае остаток по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» будет совпадать с остатком одноименного резерва в налоговом учете. Сумма отчислений в резерв, списанная на текущие расходы, также будет одна и та же в налоговом и бухгалтерском учете.

Если же организация более серьезно относится к созданию данного резерва в бухучете, то могут появиться разницы по ПБУ 18/02.

Пример. Формирование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

/ условие / С 2013 г. организация решила создавать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете. В I квартале 2013 г. просроченных долгов не было, а в конце II квартала был всего один просроченный долг: у должника 1 на сумму 400 000 руб. (7 дней просрочки). Резерв сомнительных долгов по итогам I и II квартала не создавался.

По результатам инвентаризации на 30.09.2013 выявлено четыре должника:

Величина выручки за январь - сентябрь составила 5 700 000 руб. (без учета НДС).

/ решение / В налоговом учете резерв сомнительных долгов надо создавать так.

ШАГ 1. Определяем сумму, которую можно зарезервировать, исходя из величины просроченных долгов и количества дней просрочки.

ШАГ 2. Определяем максимально возможную сумму резерва. Исходя из размера выручки за 9 месяцев (выручка берется нарастающим итогом с начала года) она составит 570 000 руб. (5 700 000 руб. x 10%).

ШАГ 3. Сравниваем суммы, полученные в шаге 1 и шаге 2, и выбираем минимальную - 570 000 руб. Эту сумму надо уменьшить на остаток резерва, перешедший с предыдущего квартала. Но поскольку в I и II кварталах резерв не создавался, сумма отчислений в резерв на конец III квартала, которая будет учтена во внереализационных расходах, равна 570 000 руб. Эта сумма резерва переносится на IV квартал 2013 г.

Используем резерв

Когда сомнительные долги превращаются в безнадежные, они списываются за счет резерва и в бухгалтерском, и в налоговом учет епп. 2 , , 5 ст. 266 НК РФ ; п. 77 Положения № 34н .

Безнадежными признаются долг ип. 2 ст. 266 НК РФ :

  • <или> по которым истек установленный срок исковой давности (по общему правилу равен 3 годам);
  • <или> по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа;
  • <или> по которым обязательство прекращено вследствие ликвидации организации;
  • <или> невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства;
  • <или> по которым взыскателю возвращен исполнительный документ по двум возможным основаниям. Первое: невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денег и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях. Второе: у должника нет имущества, на которое может быть обращено взыскание, и даже судебному приставу-исполнителю отыскать такое имущество не удалось.
Бухгалтерский учет Налоговый учет
Использование резерва
За счет резерва сомнительных долгов списывается безнадежная задолженность, если ранее сумма этого долга резервировалась.
Если же сумма долга не резервировалась, то, как только он стал безнадежным, надо сразу списать на прочие расход ып. 77 Положения № 34н ; пп. 11 , 14.3 ПБУ 10/99 .
Если есть вероятность взыскания списанной задолженности, ее надо учитывать на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток безнадежная задолженность» в течение 5 летп. 77 Положения № 34н
За счет резерва можно списать любую безнадежную задолженность, даже если она не участвовала в формировании резерв аПисьмо Минфина от 17.07.2012 № 03-03-06/2/78 .
Если суммы резерва не хватает, остаток не списанного за счет резерва безнадежного долга можно учесть напрямую в составе внереализационных расходо вподп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ .
Ранее Минфин рекомендовал списывать в налоговом учете за счет резерва только безнадежную задолженность, по которой формировался резер вПисьма Минфина от 14.11.2011 № 03-03-06/1/750 , от 11.11.2011 № 03-03-06/1/748

Если задолженность, по которой создавался резерв, должник полностью или частично погасил, то в течение квартала резерв восстанавливать необязательно ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете. Погашение долга будет учтено при определении суммы резерва, создаваемого по итогам этого квартал ап. 5 ст. 266 НК РФ ; пп. 3, 4 ПБУ 21/2008 .

Корректируем сумму резерва

В налоговом учете сумма резерва, вновь создаваемого по результатам инвентаризации, должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного/налогового период ап. 5 ст. 266 НК РФ ; Письмо Минфина от 14.02.2011 № 03-03-06/1/97 . Действовать нужно так.

ШАГ 1. Провести инвентаризацию и выявить сомнительную дебиторскую задолженность.

ШАГ 2. Рассчитать сумму нового резерва, который можно создать по итогам отчетного (налогового) периода. Так же как и при первоначальном создании резерва, она не должна превышать 10% от суммы выручки, рассчитанной нарастающим итогом с начала год а; Письмо Минфина от 21.09.2007 № 03-03-06/1/688 .

В бухучете неиспользованный остаток переносится на следующий календарный год.

Пример. Использование и корректировка резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

/ условие / Продолжим уже рассматриваемый пример.

В октябре организация получила документы, подтверждающие ликвидацию должника 2.

А по результатам инвентаризации на 31.12.2013 выявлены следующие суммы задолженности:

Величина выручки за 2013 г. составила 7 500 000 руб. (без учета НДС).

/ решение / В октябре на основании полученных документов сумма задолженности должника 2 в размере 300 000 руб. признана безнадежной. Она списана за счет созданного в налоговом учете резерва. В итоге остаток резерва на дату списания задолженности составил 270 000 руб. (570 000 руб. – 300 000 руб.).

В конце года резерв в налоговом учете формируется следующим образом.

ШАГ 1. Просрочка по долгам всех трех должников - более 90 дней, поэтому они могут быть зарезервированы в полной сумме. Расчетная сумма отчислений в резерв равна 700 000 руб. (400 000 руб. + 200 000 руб. + 100 000 руб.).

ШАГ 2. Предельная сумма отчислений в резерв на 31.12.2013 составляет 750 000 руб. (7 500 000 руб. х 10%).

ШАГ 3. Выбираем максимально возможную сумму для создания резерва на 31.12.2013: сравниваем показатели, полученные в шаге 1 (700 000 руб.) и шаге 2 (750 000 руб.). Меньшая сумма - 700 000 руб. На нее и можно создать резерв.

ШАГ 4. Корректируем сумму создаваемого резерва на величину неиспользованного остатка. Поскольку остаток меньше суммы создаваемого резерва, включаем во внереализационные расходы отчисления в резерв в сумме 430 000 руб. (700 000 руб. – 270 000 руб.).

В итоге остаток резерва на 31.12.2013 составит 700 000 руб. Его можно перенести на следующий год, если в 2014 г. организация будет создавать этот резерв в налоговом учете.

Если же в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения прибыли в 2014 г. организация откажется от создания резерва по сомнительным долгам, то остаток резерва в сумме 700 000 руб. нужно включить в доходы декабря. Другой вариант - не создавать новый резерв на 31.12.2013, а включить в доходы сумму резерва, оставшуюся с предыдущего квартала (270 000 руб.).

Учтите, что в начале следующего года резерв надо создавать особенно осторожно. Дело в том, что в декабре сумма резерва, перешедшая на I квартал, определялась с учетом выручки за весь предыдущий год. А вот в I квартале сумма создаваемого резерва будет ограничена 10% от выручки за январь - март. Излишек резерва, который перешел с прошлого квартала, придется сразу включить во внереализационные доход ып. 5 ст. 266 НК РФ . Эта сумма войдет в показатель строки 100 «Внереализационные доходы - всего» приложения № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.

Пример. Корректировка резерва в I квартале года, на который перенесен остаток резерва

/ условие / Продолжим наш пример.

В I квартале 2014 г. выручка составила 2 000 000 руб. Должники 1, 3 и 4 не погасили свою задолженность. Других просроченных долгов нет.

/ решение / В конце I квартала резерв в налоговом учете формируется следующим образом.

ШАГ 1. Просрочка по долгам всех трех должников составляет более 90 дней, поэтому они могут быть зарезервированы в полной сумме. Расчетная сумма отчислений в резерв равна 700 000 руб. (400 000 руб. + 200 000 руб. + 100 000 руб.).

ШАГ 2. Предельная сумма отчислений в резерв на 31.03.2014 составляет 200 000 руб. (2 000 000 руб. х 10%).

ШАГ 3. Выбираем максимально возможную сумму для создания резерва на 31.03.2014: сравниваем показатели, полученные в шаге 1 (700 000 руб.) и шаге 2 (200 000 руб.). Меньшая сумма - 200 000 руб. На нее и можно создать резерв.

ШАГ 4. Корректируем сумму создаваемого резерва: включаем во внереализационные доходы сумму 500 000 руб. (700 000 руб. – 200 000 руб.).

В итоге остаток резерва на 31.03.2014 составит 200 000 руб.

Имейте в виду, что создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете может негативно сказаться на величине чистых активов - они становятся меньше. Поэтому бухгалтеры иногда идут на хитрость и «оценивают» вероятность погашения всех долгов как высокую. Такое бывает, например, когда организации нужна «красивая» отчетность: директор планирует взять кредит в банке или же заключить крупный контракт.

Деятельность любой компании сопряжена с определенными экономическими рисками. И в условиях экономической нестабильности наиболее актуальной проблемой становится неоплата отгруженной продукции. Ситуации довольно неприятные, но встречаются в хозяйственной деятельности практически любой организации. Поэтому для того чтобы учесть риски неполучения дебиторской задолженности, могут создаваться резервы.

Резервы создаются, чтобы учесть риски неполучения дебиторской задолженности

Условия признания

Резерв по сомнительным долгам дает возможность повысить достоверность составляемой финансовой отчетности, поскольку баланс должен отражать дебиторскую задолженность, вероятность получения которой высока. Если существует неуверенность в получении задолженности и она соответствует определенным условиям, речь о которых пойдет ниже, то долг признается сомнительным и создается резерв.

Финансовая отчетность такой показатель не отражает, поскольку на эту сумму дебиторская задолженность уменьшается. Для раскрытия информации о созданных резервах примечания к бухгалтерской отчетности могут содержать необходимые пояснения. Таким образом, резервы создаются с целью отражения истинного финансового результата и реальной задолженности дебиторов.

В учете компании их формирование производится каждый раз при определении сомнительной к получению дебиторки. Это является закрепленной законодательством обязанностью любой организации, ведущей бухгалтерский учет. Сомнительной может признаваться задолженность, соответствующая трём условиям:

  • Она возникла при осуществлении основной деятельности

Резервы могут формироваться не по всем видам долгов, а только по задолженности от осуществления основных видов деятельности – реализации продукции или товаров, оказания услуг или выполнения работ. При этом дебиторка по проданным основным средствам, выданным займам или выплаченным авансам поставщику не относится к реализации. Также они не формируются по выставленным должнику штрафам за несоблюдение условий контракта, поскольку такой долг относится к прочим доходам.

  • Долг не оплачен своевременно

Это означает, что их создание предусмотрено только по долгам, которые не оплачены в сроки, отведенные контрактом или действующим законодательством. Если условиями контракта сроки не оговорены — по истечении одного года с момента образования дебиторки.

  • Отсутствие гарантий её погашения

Данное условие является достаточно спорным, поскольку вопрос обеспеченности долгов гарантиями остается на усмотрение организации. В частности, в качестве таковой может признаваться залоговое имущество, наличие встречной задолженности по иным обязательствам и т.д. Однако следует отличать обеспеченность гарантиями, предусмотренную Гражданским Кодексом, от обеспеченности реальными гарантиями.

Например, кодексом в качестве гарантии признается гарантийное письмо должника, однако в реальности средством гарантии оно не является, поскольку у должника в действительности могут отсутствовать средства для погашения задолженности.

Также для подтверждения отсутствия гарантий погашения обязательств можно провести анализ отчетности контрагента, получить которую можно из открытых источников или обратившись напрямую к должнику. Если показатели его платежеспособности имеют устойчиво негативную тенденцию, то стоит создавать резервы.

Таким образом, они создаются, если при инвентаризации расчетов выявлены долги, соответствующие одновременно трём условиям. Впоследствии, когда из сомнительных долгов выявляются безнадежные, резерв по сомнительным долгам это покрывает, т.е. задолженность погашается за его счет.

Учет резервов по сомнительным долгам в программах 1С

Способы создания

Действующим законодательством установлена возможность их формирования по окончании отчетного периода, т.е. один раз в год, квартал или месяц. Для этого в учетной политике нужно прописать периодичность создания. Величину данного показателя организация вправе рассчитывать одним из трех методов:

  • по каждому отдельному дебитору;
  • по группам давности должников;
  • по общей сумме дебиторки.

Выбранный метод также необходимо отразить в учетной политике. Для определения оптимального метода каждый из них предлагается рассмотреть более подробно:

  1. Расчет отдельно по каждому дебитору. Данный способ целесообразно применять малым организациям с небольшим количеством должников. При выборе такого способа анализируется задолженность каждого контрагента на предмет её сомнительности. В результате на эти суммы формируется резерв. Если в учете организации на начало периода он уже был отражен, а на конец периода оказался меньше, то его следует уменьшить, если на конец периода вновь рассчитанный сомнительный долг это покрывает с излишком – разница подлежит доначислению.
  2. Расчет по группам дебиторской задолженности. При выборе такого варианта расчета вся дебиторка классифицируется по временным интервалам в зависимости от сроков давности её образования. Далее к общей сумме долгов по каждой группе применяется коэффициент сомнительной задолженности. Например , долги можно классифицировать по группам со сроками непогашения до месяца, от одного месяца до трёх и так далее. К каждой группе применяется коэффициент, возрастающий в зависимости от длительности непогашения. Полученные итоги суммируются, и рассчитывается общий объём резерва по сомнительным долгам, который должен быть отражен в учете на отчетную дату. Как и в первом варианте, его следует сравнить с остатком и произвести либо доначисление, либо уменьшение.
  3. Расчет по общей сумме дебиторской задолженности. Такой способ создания предполагает следующий расчет: вся выручка за отчетный период (не нарастающим итогом), отраженная в бухгалтерском учете, умножается на коэффициент. При использовании такого метода не сравниваются полученные итоги с остатком резерва на начало периода. Они просто увеличивают его сумму на счетах бухгалтерского учета.

При кажущейся простоте расчетов во втором и третьем вариантах следует учитывать, что коэффициент сомнительной задолженности нельзя «взять с потолка». Он рассчитывается на основании данных о списанной безнадежной задолженности компании за предшествующий период, не превышающий пяти лет.

Отражение в учете и влияние на отчетность компании

В учетной практике создание резерва производится путем отнесения их в состав прочих расходов отчетного периода. С каждым последующим его пересчетом на эту же сумму увеличиваются данные расходы. При его уменьшении расходы прошлого периода корректировке не подлежат – на разницу увеличиваются прочие доходы текущего периода.

В последующем, при превращении сомнительной задолженности в безнадежную, она списывается за счет ранее сформированного резерва, а при его недостаточности – разница списывается на прочие расходы.

Кроме того, на протяжении пяти лет с момента списания безнадежной задолженности её следует учитывать на забалансовых счетах.

С точки зрения отчетности, резерв сомнительных долгов позволяет на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, поскольку его сумма, учтенная в составе прочих расходов по текущей деятельности, уменьшает базу при расчете налога на прибыль. С другой стороны, уменьшается и общая сумма прибыли, подлежащая распределению между собственниками. Поэтому к вопросу создания резервов следует подходить максимально рационально, учитывая как интересы государства, так и интересы собственников.

Пример расчета резерва сомнительных долгов

Что делать при возврате сомнительных долгов

В практике хозяйственной деятельности компании могут возникать ситуации, когда резервы уже созданы, а средства по долгам, ранее признанные сомнительными, поступают на расчетный счет. В таком случае возникает вопрос о корректировке ранее созданного резерва.

Здесь следует учитывать два обстоятельства:

  • такая обязанность законодательством не установлена, поэтому за организацией остается право не отражать такие изменения;
  • на следующую отчетную дату они все равно будут учтены (это касается первого способа расчета резервов), поскольку на конец периода резервы пересчитываются на основе анализа долгов и увеличиваются (доначисляются), либо уменьшаются.

Поэтому в учете компании такие изменения могут не отражаться. Однако организация вправе закрепить в учетной политике отражение таких изменений дополнительными записями на счетах бухгалтерского учета . При этом на сумму оплаченного долга, ранее признанного сомнительным, уменьшаются резервы и одновременно увеличиваются прочие доходы.

В заключение, следует ещё раз напомнить, что создание резервов по сомнительным долгам является условной обязанностью организации. Это значит, что согласно действующему законодательству, компании, с одной стороны, обязаны создавать такие резервы, но с другой стороны, критерии признания того или иного долга сомнительным являются достаточно спорным и остаются на усмотрение организации.

Возможности создания резервов по сомнительным долгам находятся в интересах компании, поскольку созданные резервы позволяют оптимизировать налоговую нагрузку путем минимизации базы по налогу на прибыль. Поэтому для контролирующих органов отсутствие созданных резервов по сомнительным долгам не является нарушением, ведь чем выше база для налогообложения прибыли, тем больше поступлений получает государство. Однако в глазах собственников это равносильно существенной ошибке, поскольку главный бухгалтер не использовал законной возможности снижения налоговой нагрузки организации.