Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.
Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).
На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.
В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.
Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.
Налоговая система Российской Федерации - это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.
Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.
Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:
Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.
Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.
Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):
Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:
Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.
Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:
Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:
При использовании данной системы налогообложения предприниматель уплачивает наибольшее количество налогов:
В новом году основные изменения коснутся налога на добавленную стоимость. Уже известны последние новости – налоговый орган в ходе камеральной проверки будет принимать пояснения по НДС только по системам электронной связи, а не в бумажном виде. Также за несвоевременное представление грозит штрафом в размере 5’000 рублей.
«В частности может произойти увеличение самой ставки НДС в 2017 году. Планируется повысить налог с 18% до 20%. А льготную ставку – с 10% до 12%, с последующим ежегодным повышением ее на 2%, чтобы, в конце концов, сравнять льготу с основной ставкой налога », – пишет «Российский налоговый курьер».
Внимание ! Действующее налоговое законодательство разрешает применять смешанное налогообложение – одновременное использование более одной системы. Например, общая система налогообложения для основных расчетов и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Самая распространенная система налогообложения – здесь все основные налоги заменены одним. Предприниматель сам выбирает, по какой формуле ему оплачивать налог:
Данная система была разработана для уменьшения нагрузки на малый бизнес. Как и в предыдущем случае, упрощенная система налогообложения также претерпит некоторые изменения в будущем году.
Во-первых, планируется увеличить лимит доходов до 120 млн. рублей. Это значит, что применять УСН сможет больший круг предпринимателей, чем в настоящее время. При этом новые лимиты будут зафиксированы до 2020 года, и не будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор. Предприниматели, использующие ОСНО, смогут перейти на упрощенную систему, если их прибыль за последние девять месяцев не превысила 59 млн. рублей.
Во-вторых, ожидается снижение ставок – с 6 и 15 процентов до одного и пяти соответственно. Но это произойдет не во всех регионах – в 70 из 85. Еще одним изменением станет снижение налоговой ставки по налоговым взносам за работников – с 30% она уменьшится до 25%. Это нельзя назвать значительной экономией, но некоторое облегчение бизнесу все же принесет.
Обычно данную систему выбирают предприниматели, занятые в торговой сфере. Здесь размер налога рассчитывается не от конкретной суммы полученных за отчетный период доходов, а по фиксированной ставке.
Главным изменением в ЕНВД в 2017 году станет возможность уменьшения размера суммы налога на личные взносы самостоятельно. То есть если индивидуальный предприниматель работает один, без наемных работников, то со следующего года он сможет уменьшить размер налога конкретно за себя.
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сельскохозяйственной отрасли в России, оплачивают единый сельскохозяйственный налог в размере шести процентов от суммы доходов, уменьшенной на величину расходов.
Как и остальные системы, грядущий 2017 год несет перемены и для ЕСХН – предполагаются правки в ст. 246.2 и 246.3 Налогового кодекса РФ, согласно которым выручка от предоставленных услуг, оказанных сторонним сельхозпроизводителям, будет приравнена к сельскохозяйственной выручке. Другими словами, если фермер поможет другому фермеру заготовить корма или собрать урожай и получит за это денежное вознаграждение, это будет считаться сельскохозяйственной выручкой.
Данная система применяется теми предпринимателями, чья деятельность подпадает под определенные виды экономической деятельности. В настоящее время патентная система налогообложения применяется при 63 видах деятельности.
Летом текущего года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев предложил распространить действие ПСН на все ОКВЭДы. При этом он отметил, что данное решение регионы будут принимать самостоятельно. Пока нет официальных подтверждений, но, если предложение будет принято и реализовано, то можно будет с уверенностью сказать, что количество самозанятого населения в стране значительно возрастет.
Налоговая система - основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.
Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины - но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, - то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права.
Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.
Система налогового права, впрочем, как и любого другого, - это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.
К Общей части налогового права относятся:
Особенная часть содержит:
Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов.
Итак, налоговая система - совокупность предусмотренных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты налогов и контроля за ними.
Налоговая система РФ включает три уровня: федеральный, региональный и местный. К федеральному уровню относятся следующие виды налогов:
К региональным налогам относятся:
Местные налоги включают в себя:
Специфика структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами.
Особенности современной налоговой системы России.
Все это приводит к большему налоговому гнету, к усилению репрессивных мер в обложении тех, кто не может или не хочет уйти в тень.
Итак, в состав налоговой системы входят:
Рисунок 2. Структура налоговой системы РФ
В целом можно подвести итог, что налоговая система - это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система - это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства.
Российская система налогообложения с течением времени изменялась. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.
Налоговая система РФ - это основной инструмент создания централизованных денежных фондов, необходимых для последующего финансирования всех направлений государственной деятельности. Она позволяет накапливать достаточные ресурсы в федеральном, местном и региональном бюджете и использовать их для развития страны.
Прообраз системы государственных финансов возник еще в эпоху Древней Руси, в IX столетии. Сначала в качестве основного сбора выступала дань, затем ей на смену пришла бравшаяся с каждой трубы и печи с дымом подать. Во времена татаро-монгольского нашествия уровень обременения граждан достиг небывалого уровня, поскольку, помимо решения внутригосударственных задач, требовалось отдавать значительные средства монгольским ханам. Нередко уплата происходила напрямую в натуральной форме представителям татаро-монгольской аристократии.
Много нововведений в систему государственных финансов внес Петр I. Именно в период его царствования появились новые виды обязательных платежей, включая подушевой налог и сбор на бороды. Значимым событием стало появление института прибыльшиков, которые уже тогда взяли на себя функции по администрированию и контролю за взиманием денег в казну. Это был момент создания фискальных органов, что в итоге привело к формированию целого отдельного института налоговых органов.
Существенное усложнение налоговой системы произошло после отмены крепостничества в 1861 году. В качестве базы для обложения сборами стали служить:
Впервые появились акцизы на алкоголь, табак, а также начали собираться таможенные платежи. Вся система начала двигаться в сторону усложнения.
В послереволюционный период, а именно после 1921 года, под лозунгами новой экономической политики были фактически возвращены все налоги, существовавшие при царе. Установлен дополнительный сбор с зажиточных хозяйств. На протяжении 1930–1932 годов были отменены акцизы, а большинство организаций начали уплачивать налоги с выручки и прибыли. Уже тогда стали просматриваться основные направления будущего развития налоговой политики.
Вторая мировая война потребовала огромной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, общая милитаризация экономики - использования дополнительных видов фискальных платежей. В частности, впервые появились сборы:
Цели при этом преследовались вполне понятные: увеличить уровень рождаемости и решить демографическую проблему в перспективе. В сущности, поставленные задачи, как известно, в итоге были решены. Забавен тот факт, что платеж с неженатых мужчин взимался вплоть до 1990 года и только потом отменен.
К современному виду структура налоговой системы РФ начала приходить только после событий 1990 года. Начало процессу ее становления было положено изданием закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991 № 2118-I. Большинство обязательных платежей, которые сейчас стали нормой в работе бухгалтера, были впервые введены именно тогда:
В дальнейшем порядок их взимания совершенствовался, но первые основные принципы начисления и уплаты закладывались еще тогда.
Позднее появился Налоговый кодекс РФ:
В последующие годы НК РФ неоднократно изменялся и дополнялся, некоторые элементы становились сложнее, а некоторые, напротив, упрощались. Теперь это главный законодательный акт, лежащий в основе налоговой системы РФ . Он регулирует практически все вопросы по взаимодействию между налоговыми органами и налогоплательщиками, включая:
Органы налогового контроля также имеют свою новую историю:
Налоговая система РФ - комплекс взаимоотношений между фискальными органами и налогоплательщиками в области всех существующих налогов и сборов. Она подразумевает постоянные контакты всех входящих в ее состав и связанных между собой объектов:
Структура налоговой системы имеет 3-ярусную конструкцию:
Каждый обязательный платеж предназначен для наполнения бюджета определенного уровня. Существует перечень налогов, имеющих единый процент на всей территории России, взимаемых с базы и полностью зачисляемых в федеральный бюджет:
Сюда же стоит относить и специальные налоговые режимы:
Налоги регионального уровня хотя и находят свое отражение в кодексе, по большей части регулируются местными властями. НК РФ закрепляет только наиболее общие параметры и границы, в пределах которых органам управления субъектов РФ дано право их регулировать.
Допустим, в регионе могут самостоятельно определять процент сбора, но он не должен превышать максимальный уровень, указанный в кодексе. К примеру, конкретные условия применения транспортного налога, налога на игорный бизнес и имущество утверждаются местными властными структурами путем издания соответствующих законов и постановлений. Также администрации регионов могут утверждать изменения в специальных налоговых режимах, но строго в пределах полномочий, установленных в кодексе.
Местные налоги, как и остальные элементы налоговой системы РФ, закреплены в НК РФ. Местные власти также изменяют их основные параметры по своему усмотрению, но в рамках границ кодекса. К ним относятся налоги:
В состав налоговой системы России на данный момент входит следующее количество налогов различных уровней:
В отдельную группу можно выделить спецрежимы, которых ровно 5.
Налоги по методу их начисления делят на прямые и косвенные. Первые получаются путем умножения базы на процент, вторые сразу включаются в цену товара, работы или услуги.
При косвенном варианте взимания налог уплачивает приобретатель товара, а тот, кто его реализует, выступает для государства посредником. Косвенных налогов всего 2:
Как теперь стало понятно, налоговая система строится на синтезе интересов ее участников посредством применения различных механизмов взимания денежных средств в целях выполнения фискальных целей государства.
В состав налоговой системы РФ входят:
Подобный список только кратко описывает налоговую систему РФ. Для лучшего понимания нужно изучить каждый пункт перечня отдельно. Если субъект налоговых отношений поименован в НК РФ в качестве плательщика, установленная обязанность должна безоговорочно им выполняться. В данном случае имеются в виду как организации, так и частные лица, налоговые агенты, которые согласно положениям НК РФ должны платить установленные виды налогов и сборов.
Примером налогового агента могут служить работодатели, удерживающие подоходный налог с зарплаты своих сотрудников и сдающие соответствующие комплекты отчетности.
В полном соответствии с иерархией налоговой системы ее законодательная база также состоит из 3 уровней:
Помимо этого, у Минфина и ФНС России есть право давать пояснения по вопросам законодательства, в связи с чем ими ежегодно издается огромное количество приказов, писем и инструкций. Они должны помочь налогоплательщикам и проверяющим корректно применять имеющуюся нормативную базу. Нередко подобные документы составляются на основе вопросов компаний и частных лиц.
В состав налоговых органов РФ включаются:
Министерство финансов отвечает за состояние налоговой системы на стратегическом уровне, внося предложения по ее усовершенствованию, планируя порядок наполнения казны и методы оптимизации политики в области налогов. На уровне исполнительной власти работает подчиненная ему ФНС.
Деятельность ФНС осуществляется по нескольким направлениям:
Налоговая служба объединяет в своем составе сеть налоговых органов, среди которых:
Истоки современной налоговой системы нужно искать еще в IX веке. Ключевые этапы ее развития связаны с именем Петра I и периодом после революции 1917 года. Сегодняшняя система налогового регулирования возникла в 2004 году вместе с созданием Федеральной налоговой службы России.
Текущую налоговую систему следует рассматривать как единый комплекс отношений между плательщиками, налоговыми органами в области фискальных платежей бюджетов всех уровней. Ключевыми составными частями налоговой системы выступают налоги, сборы, инспекции, плательщики, пакет законодательных актов в данной сфере.
Налоговая система представлена 3-уровневой иерархией: федеральными, региональными, местными налогами, а также соответствующей законодательной базой на каждом уровне, которая не должна противоречить НК и Конституции РФ. На федеральном уровне происходит постоянный поиск путей совершенствования налоговой политики.