Современное развитие машиностроения в китае. Промышленные центры китая

Современное развитие машиностроения в китае. Промышленные центры китая

, Цзянси , Чжэцзяне , Фуцзяне, Аньхое, Цзянси и др., а также в Шанхае , Тяньцзине , Чунцине и Гонконге . Для Китая характерна кластерная организация промышленного производства. Так, большая часть производителей печатной и канцелярской продукции сконцентрированы в двух уездах провинции Чжэцзян к югу от Шанхая: Цаннань города Вэньчжоу и в Нинхай города Нинбо . В том же Вэньчжоу располагаются многие производители замков (район Оухай), а в уезде Пиньян производят упаковочные пластиковые пакеты. В уездах в окрестностях Вэньчжоу действует крупнейший в мире обувной кластер. Уезд Гучжэн города Чжуншань провинции Гуандун недалеко от Гонконга известен производством светильников. В районе Хуаду на севере Гуанчжоу образовался автомобильный кластер, а в уезде Шилин - мировой центр производства сумок.

Китай постоянно делает шаги по привлечению иностранных инвестиций . Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегчения правил приема и увольнении иностранного персонала.

История

В 1984 г. было открыто 14 прибрежных городов и портов . Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая. В 1985 г. в Китае было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные регионы, модернизацию местных предприятий. В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту и импортное сырье. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23 % промышленного производства и 40 % экспорта Китая.

С 1992 г. в Китае проводятся мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и предпосылок для вступление в ВТО . Вследствие чего были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, розничная торговля и т. д. В 1995 г. принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги .

Лёгкая промышленность

Добывающая промышленность

Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины. На территории КНР ведётся в значительных масштабах добыча также нефти, газа, урана . В Китае находится 37 % мировых запасов редкоземельных металлов (молибден , ванадий , сурьма). В результате значительных инвестиций в 80-х годах прошлого века в добычу этих ископаемых сегодня Китаю принадлежат 95 % их мировой добычи .

Нефтедобыча

Китай - 2-й в мире (после США) потребитель сырой нефти (349,8 млн т в 2006; 223,6 млн т в 2000), а также её нетто-импортёр (с 1993). Чистый импорт (импорт минус экспорт) нефти 159,3 млн т (2007), или ок. 46 % всего объёма потребления; по прогнозам, к 2020 степень зависимости от внешних поставок возрастёт до 60 %. Основные поставщики нефти - Иран , Саудовская Аравия , Ангола , Россия , Оман .

Добыча газа

Добыча природного горючего газа (в том числе попутно из нефтяных месторождений) 117,1 млрд кубометров (2007; 27,2 млрд кубометров в 2000). Предпринимаются значит. усилия для ускоренного роста объёмов добычи с целью повышения доли природного газа в структуре энергопотребления страны (до 5,3 % в 2010; 10 % в 2020).

Основные районы добычи:

  • Провинция Сычуань (40 %),
  • Синьцзян-Уйгурский автономный район (28 % общего объёма в 2006; Таримский нефтегазоносный бассейн и др.),
  • Шэньси (14 %) и др.;

Природный газ добывают также на шельфе Южно-Китайского моря. Главная проблема отрасли - территориальный разрыв между основными районами добычи горючих газов (на западе страны) и потребления (главным образом в восточных районах Китая). Для решения проблемы дефицита горючих газов (возник в 2008) началось создание припортовых комплексов приёмки и регазификации импортного сжиженного природного газа. По использованию горючих газов угольных шахт (метана и др.) Китай уступает лишь США.

Добыча угля

Металлургия

В 2016 году КНР - крупнейший в мире производитель стали.

металлургический завод в КНР

Машиностроение

Быстрыми темпами развивается машиностроение : общее , тяжёлое , энергетическое, станкостроение , производство промышленного оборудования, транспортное, сельскохозяйственное, судостроение, автомобильная, электронная, авиационно-космическая промышленность. Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Харбин, Пекин, Шэньян, Тяньцзинь, Далянь, Чунцин, Нанкин, Гуаньчжоу, Циндао, Чжэнчжоу, Сиань, Чэнду и др.

Усиление позиций Китая в качестве ведущей машиностроительной державы выразилось и в резком повышении его удельного веса в мировой торговле продукцией данной отрасли. Этот показатель всего за 12 лет вырос с 3 % (2000) до 13 % (2012) (доля США в мировой торговле за тот же период снизилась с 25 до 17 %, а Японии - с 21 до 16 %, лишь позиции Европейского союза остались достаточно прочными: на него в конце 2000-х годов приходилось 37 % глобальной торговли машиностроительной продукцией, что на три процентных пункта выше уровня 2000 года).

Судостроение

К 2018 г. Китай освоил производство (получив технологии от России) турбинных лопаток, важнейший и высокотехнологичный компонент газовых турбин , которые теперь могут быть использованы в самых современнх кораблях.

Автомобилестроение

Автомобильная промышленность Китая имеет немногим более чем полувековую историю. С начала 1990-х годов она развивается очень высокими темпами. С 2009 года КНР является крупнейшим авторынком в мире и крупнейшим автопроизводителем в мире, ежегодно выпускающем в последние годы автомобилей больше, чем следующие два автопроизводителя (США и Япония) вместе взятые, или больше, чем все страны Евросоюза вместе взятые .

Китай в настоящее время способен производить полную линейку автомобильной продукции. Потребности внутреннего рынка Китая в автомобилях в настоящее время почти целиком обеспечиваются собственным производством, импорт составляет 9-10 % от объема продаж, хотя еще в начале 90-х рынок был поделен поровну между импортом и внутренним производством.

Аэрокосмическая промышленность

Авиапром см. Список самолётов и вертолётов Китайской Народной Республики Космическая промышленность

С 2003 года Китай стал третьей в мире космической сверхдержавой , самостоятельно проводящей пилотируемые полёты . С 2010 года, уступая только России, Китай ежегодно производит больше космических запусков, чем США. Китай стал третьей страной, пославшей на Луну луноход (2013), также - вернувшей на Землю с Луны КК (2014).

Высокие технологии

Расходы на информационные и коммуникационные технологии в 2005 году в процентах к основному потребителю - США

В районе Хайдянь , севернее Пекина , создана китайская «Силиконовая долина », а в ряде крупных городов - также современные национальные индустриально-технологические парки . с 2005 года Китай уверенно лидирует в мире в целом по объёмам

Стремительное развитие промышленности Китая началось в 1978 году. Именно тогда правительство стало активно внедрять либеральные экономические реформы. Прежде всего, они касались переориентирования основных отраслей на экспорт, привлечения зарубежных инвестиций, а также создания экономических зон с благоприятным налоговым и административным климатом. Как результат, в наше время эта страна является одним из мировых лидеров по производству практически всех групп товаров.

Краткая история развития промышленности в Китае

Как бы удивительно это ни звучало, но вплоть до середины двадцатого века Китай представлял собой государство полуфеодального строя с неразвитой экономикой и производством. В плане индустриализации он отставал от развитых мировых стран более чем на сто лет, и выступал лишь в роли сырьевого и аграрного придатка. Ситуация начала меняться после 1949 года, когда была провозглашена КНР. После проведения в сравнительно короткие сроки индустриализации промышленность и начали бурно развиваться. Красноречивым доказательством этого можно назвать тот факт, что всего лишь за пятьдесят лет в государстве появилось около 370 тысяч новых предприятий. Объём производства за этот период времени вырос в 39 раз. Сегодня страна находится на лидирующей позиции в мире по количеству заводов и фабрик. Вся её промышленность при этом представлена 360 различными отраслями. В связи с чрезвычайно высокими темпами развития, правительство порой вынуждено даже сдерживать его. Это делается, чтоб не допустить скачков и очередного кризиса в мировой экономике. Самые крупные центры промышленности Китая сконцентрированы преимущественно в приморских восточных провинциях. К ним относятся Ляонинь, Шанхай, Цзянсу, Гуандунь, Шаньдунь и другие.

и нефти

Страна может похвастаться довольно богатыми недрами. Несмотря на это, перерабатывающие Китая развиты намного лучше, чем Как бы там ни было, размер запасов природного газа, обнаруженных в южных и восточных регионах страны, по оценкам исследователей, составляет более 4 тысяч миллиардов тонн. По состоянию на сегодняшний день разведанными являются менее 4 % из них. Что касается нефтедобычи, то на неё приходится одна пятая часть от производства топливно-энергетических ресурсов Поднебесной. Запасы чёрного золота, которым обеспечивается 16 % экспортных валютных поступлений, здесь составляют около 64 миллиардов тонн.

В настоящее время в стране функционируют 32 предприятия, специализирующихся на добыче нефти. Крупнейшие местные заводы по её переработке находятся в провинциях Цайдам, Юймень, Даган и Шаньдун.

Легкая промышленность

Ещё в дореволюционные времена легкая промышленность Китая играла ведущую роль в структуре его экономики. Очень важной для развития страны эта сфера остаётся и сейчас. И правда, на пищевую и текстильную отрасли приходится почти 21 % от всей промышленной продукции, производимой в государстве. Ведущие предприятия, которые её выпускают, разбросаны по всей стране. Пищевая промышленность больше всего развита на юго-западе Поднебесной. В северо-западных регионах в основном находятся предприятия, которые специализируются на животноводстве и переработке хлопка. Северо-восточные компании в основном заняты бумажным, масломолочным и сахарным направлением такой отрасли, как легкая промышленность Китая. В общем на территории государства насчитывается более 23 тысяч текстильных компаний, на которых производство и переработка сырья характеризуются чёткой ориентированностью, а также около 65 тысяч предприятий пищевой индустрии. Не стоит забывать при всём этом и о производстве бумаги. Оно хоть и не является таким масштабным, как предыдущие две отрасли, но всё-таки играет очень важную роль в развитии страны.

Тяжелая промышленность

Аналогично прочим довольно высокими темпами развивается и тяжелая промышленность Китая. Для специализирующихся на ней предприятий после длительного подъёма в последние несколько лет характерным стало некоторое сокращение объёмов производства. Вместе с этим, согласно мнению многих мировых аналитиков, это никак не связано с качеством продукции и ценообразованием. Дело в том, что сейчас страна имеет избыточные мощности, которые на фоне замедления потребления не только в самом государстве, но и во всём мире, просто необходимо сокращать. Наиболее рентабельными, как показывает практика, по состоянию на сегодняшний день в данной отрасли являются небольшие предприятия. Эксперты утверждают, что так долго продолжаться не может, поэтому в ближайшем будущем рынок обязательно перераспределится, после чего примерно 5 % компаний в этой отрасли обанкротятся либо будут поглощены крупными фирмами.

Машиностроение

До середины прошло века оно не играло никакой роли в развитии экономики Китая. Промышленность страны практически не изготовляла машин и механизмов с комплектующими деталями, самолётов, тракторов, автомобилей и так далее. По сути, машиностроение после революции 1949 года в Китае было создано по-новому. Только на протяжении на территории страны было возведено более 60 заводов (третья часть из них была построена благодаря активной технической поддержке со стороны СССР). Как результат, сейчас ситуация кардинально изменилась.

В настоящее время отрасль выпускает более 53 тысяч наименований продукции и полностью обеспечивает внутренние нужды государства. К самым крупным центрам машиностроения относятся Пекин, Шэньян, Шанхай и Тяньцзинь.

Металлургия

Как уже было отмечено выше, страна очень богата природными ресурсами. Благодаря этому довольно развитой является и металлургическая промышленность Китая. Почти в каждой провинции или автономном районе присутствуют предприятия чёрной металлургии, общая численность которых превышает отметку в 1,5 тысячи. Государство производит более тысячи разновидностей стали, в том числе сплавы для авиационной отрасли, отличающиеся высокой жаропрочностью, и высоколегированные сорта с заранее заданными характеристиками.

Главным недостатком, который характерен для большинства компаний в этой сфере, стал сравнительно низкий технический уровень производств и слабое их оснащение современными технологиями. Более того, около 70 % таких предприятий вообще не оборудовано очистными сооружениями. Что касается то условия для её развития можно с уверенностью назвать благоприятными, поскольку в недрах земли имеются богатые залежи меди, марганца, цинка, серебра, золота, свинца и многих прочих руд. Вместе с этим нельзя не отметить тот факт, что всего несколько десятилетий назад активно развивалась добыча только некоторых из них, а сама разработка выполнялась хаотично, без соблюдения элементарных правил безопасности.

Автомобилестроение

Важную роль для экономики страны играет автомобильная промышленность Китая. Результативность политики, проводимой правительством страны в этом направлении, очень высока. Прежде всего она выражается тем, что в государстве успешно развиваются совместные со многими ведущими автопроизводителями компании. По состоянию на сегодняшний день Поднебесная самостоятельно обеспечивает практически все внутренние потребности в транспортных средствах. При этом их импорт не превышает отметки в 10 %. Такая ситуация во многом связана с тем, что правительство не ставит задачу автомобилизации населения (собственные машины имеет только 1% жителей). Ряд налогов, ограничений и пошлин привёл к тому, что авто здесь является предметом роскоши.

Строительная промышленность

Далеко не на последнем месте по уровню развития находится строительная промышленность Китая. Это и не удивительно, ведь на территории страны имеются гигантские запасы гипса, графита, кварца, высококачественных глин, асбеста, известняка и слюды. Наиболее массовым среди всех видов строительных материалов стало производство цемента, которое налажено в северо-восточном регионе страны. Большинство из компаний по изготовлению керамической плитки сконцентрировано в Бошане, Цзянси, Урумчи и Шеньяне, а кирпичные заводы - неподалёку от Пекина. Город Сычуань славится мощными асбестовыми предприятиями.

Химическая промышленность

Несмотря на большие запасы газа, угля и фосфатов, в Поднебесной долгое время не уделялось внимание многим отраслям. Некоторые из них попросту заново создавались после революции. Не стала исключением и химическая промышленность Китая. В первой половине пятидесятых годов прошлого века здесь появились 33 крупных компании, специализирующиеся на данном направлении. При этом за такой короткий промежуток времени номенклатура продукции выросла в десять раз, до отметки в 900 наименований.

Крупнейшие химические предприятия находятся в Нанкине, Шанхае, Харбине, Шеньяне и Цзилине.

Сельское хозяйство

Постоянное увеличение количества населения приводит к росту потребления продовольственной продукции. В связи с этим правительство Поднебесной называет одной из приоритетных задач обеспечение дальнейшего активного развития таких отраслей, как пищевая промышленность и сельское хозяйство Китая. В стране проводится политика всесторонней поддержки крестьянства с целью улучшения уровня его жизни и повышения урожайности культурных растений. В частности, крестьяне освобождены от сельскохозяйственного сбора, налогов на продукцию, забой скота и других платежей. Кроме этого, гражданам, которые заняты в этой отрасли, предоставляются всевозможные субсидии, дотации, выгодные кредиты и даже безвозмездная помощь.

Практически во всех провинциях на законодательном уровне государство гарантирует закупку урожая у крестьян. Отдельных слов заслуживает вклад местных учёных-селекционеров, которым удалось вывести ряд культур с урожайностью, в несколько раз превышающей аналогичный показатель традиционных сортов.

Заключение

В данной статье кратко описаны лишь основные отрасли промышленности Китая. Вне всякого сомнения, Поднебесная достигла огромных успехов и в других областях экономической деятельности. К ним можно отнести развитие информационных и биологических технологий, фармацевтики, безотходных производств, связи, совершенствование вычислительной техники, освоение новых источников энергии, сокращение загрязнения окружающей среды и многие другие направления.

Вместе с тем за последние 50 лет в Китае восстановлена пищевая промышленность, построено более 370 тыс. новых промышленных предприятий, а промышленное производство возросло в 39 раз. О масштабах развития нынешнего индустриального комплекса Китая свидетельствует тот факт, что ежедневно в стране производиться промышленной продукции на 2.1млрд юаней, добывается 2.3млн. т. угля, вырабатывается 360т. нефти, производиться 140 тыс. тонн стали и 455 тыс. тонн цемента и т.д.

Сегодня отраслевая структура промышленности страны представлена более чем 360 отраслями. Помимо традиционных созданы новые современные такие как: электроника, нефтехимия, авиастроение, металлургия редких и рассеянных металлов. По количеству промышленных предприятий к числу занятых на них Китай занимает первое место в мире. Однако оборудование предприятий в основной массе своей устарело и изношено.

Топливно-энергетические отрасли промышленности относятся к числу слабых звеньев индустриального комплекса Китая. Не смотря на наличие богатых природных ресурсов развитие добывающих отраслей в целом отстает от обрабатывающих.

За последние годы в Китае во многом возросли мощности угледобывающей промышленности, а объем добычи предприятий превысил 920 млн. тонн уже в 1989 году. Потенциальные же запасы угля составили 3200 млрд. тонн, а разведанные лишь 850 млрд. тонн. Запасы размещены не равномерно, около 80% приходиться на Северный и Северно-Западный Китай, а самое крупное месторождение в стране находиться вблизи города Датун (пров. Шанси). В целом же в стране более 100 крупных центров добычи угля.

На нефтедобывающую промышленность приходиться 21% производства топливно-энергетических ресурсов. Нефть обеспечивает около 16% валютных поступлений от экспорта.

Тем не менее в Китае до сих пор ведущими остаются также отрасли легкой промышленности как текстильная и пищевая, на которые приходиться более 21% всей производимой промышленной продукции.

Легкая промышленность в Китае имеет древние традиции и занимала ведущее место в экономике еще до революции

К настоящему моменту количество видов продукции машиностроения превышает 53 тыс. изделий, что полностью обеспечивает внутренние потребности страны.

Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Далянь.

Кроме того, располагая значительными запасами сырья Китай имеет прочную базу для развития металлургической промышленности.

По запасам железной руды Китай занимает третье место (после России и Бельгии), а по разведанным запаса магниевых руд - второе место в мире.

В целом предприятия черной металлургии превышают 1,5 тыс. и расположены практически во всех провинциях и автономных районах. Вместе с тем общий технический уровень металлургических производств остается невысоким, а оснащение ведущих предприятий современными видами оборудования проходит частично и за счет импорта.

В Китае выплавляют более 1 тысячи сортов стали, включая жаропрочные сплавы для авиационной промышленности, высоколегированные стали для ускорителей ядерных частиц и сплавы с заранее заданными свойствами.

В области информационной технологии акцент делается на создание технологий, обеспечивающих существенное усовершенствование и широкое использование в начале следующего столетия "интеллектуальных" систем ЭВМ. Ведутся исследования в области совершенствования современной техники измерений, вычислений и связи; техники разведки полезных ископаемых и обработки данных разведки, прогноза погоды, контроля качества и степени загрязнения сельскохозяйственных, лесных и промышленных продуктов.

В области биотехнологии исследования и разработки направлены на резкое увеличение продовольственных ресурсов, предупреждение и лечение тяжелых заболеваний, освоение новых и возобновление старых энергетических источников, развитие безотходных производств и сокращение вредных воздействий на окружающую среду.

Сельскому хозяйству страны традиционно присуще растениеводческая, прежде всего зерновая направленность, зерно составляет 3% пищевого рациона страны, а главными продовольственными культурами являются рис, пшеница, кукуруза, гаолян, просо, клубнеплоды и соя. Около 20% посевных площадей занято под рисом, на его долю приходится примерно половина всего сбора зерна в стране.

Диаграмма 4. Ведущие отрасли КНР

Китайское машиностроение и местный рынок оказывают значительное влияние на облик тяжелой промышленности во всем мире. Активное развитие Китая предлагает ряд возможностей, в том числе, для иностранных производителей оборудования и продукции машиностроения в качестве экспертов и инвесторов.

На северо-востоке Пекина за четвертым транспортным кольцом когда-то располагался центр китайской тяжелой промышленности — производственный комплекс Дашаньцзы. Он был открыт в 1957 году при непосредственном участии советских инженеров и с использованием оборудования из Восточной Германии. В первые годы своего образования Китайская Народная Республика оказалась в полной зависимости от иностранных технологий. Ее собственные возможности производить современное промышленное оборудование сильно отставали от потребностей экономики в те дни.

Многое за последние пятьдесят лет изменилось. В цехах Дашаньцзы не осталось больше ни станков, ни рабочих — их место заняли китайские художники. А печные трубы и аскетичные фасады бывшего фабричного комплекса стали декорациями для студий и галерей современных китайских творцов. Сейчас этот бывший центр тяжелой промышленности более известен как Арт-район 798. А китайское машиностроение сделало значительный шаг вперед и перебралось в цеха, оборудованные более современными производственными линиями. Технологии же уже не существующего Советского Союза и Восточной Германии служат лишь вдохновением для художников. Китай сам стал одним из крупнейших в мире производителей машинного оборудования.

По данным Всекитайской федерации машиностроения, объемы производства отрасли в 2009 году достигли 1,6 триллионов долларов, что в четыре раза больше, чем десять лет назад. В настоящее время Китай является крупнейшим производителем промышленного оборудования в мире. Причем четверть произведенного в Китае оборудования предназначается для экспорта, таким образом, машиностроение занимает второе место после электроники по темпам прироста экспортных поставок.

До 2003 года машиностроительная продукция в Китай больше импортировалась, чем экспортировалась из него. Однако уже в 2007 году КНР обошел Германию и стал крупнейшим в мире экспортером. А в 2009 году 16% промышленного оборудования в мире производилось в Китае. Сочетание дешевой рабочей силы, государственной поддержки и иностранных технологий стало основой столь удивительного роста китайского машиностроения.

Дешевле некуда

Производителям промышленного оборудования практически бессмысленно конкурировать с китайскими компаниями в вопросах цены. Например, в 2009 году Китай стал крупнейшим экспортером лесопильного оборудования, средняя цена FOB которого составляла всего 92 доллара, когда даже мексиканский аналог обойдется в 247 долларов, а итальянский — в 585 долларов. Таким же образом, Китай является крупнейшим и одним из самых дешевых производителей холодильных компрессоров. Средняя стоимость китайских установок составляет 48 долларов, когда японский компрессор обойдется в 113 долларов, американский — в 204, и даже таиландский — в 62.

Основным конкурентным преимуществом, конечно, является недорогая рабочая сила. Китай имеет не только самое большое население в мире, но и крупнейшее число трудовых ресурсов. В настоящее время в китайском машиностроении работает около 20 миллионов человек, которые получают зарплату намного скромнее своих коллег в других странах. И хотя уровень оплаты труда в Китае растет, в 2008 году он составлял в среднем 40 центов в час, когда в США, Японии и Германии за час рабочий получал минимум 20 долларов.

Но не только миллионы китайских рабочих обеспечивают рост машиностроения в стране. Благодаря реформе образования, в Китае возросло и число специалистов. Так, в 2000 году институты по всей стране выпустили почти 200 000 молодых инженеров, а в 2010 году — уже более 700 000. Это также в значительной степени стимулирует развитие китайского машиностроения не только количественно, но и качественно.

Роль правительства

Китайское правительство активно поддерживает развитие машиностроения, в том числе, выделяя субсидии, повышая возвраты НДС при экспорте, снижая проценты на займы. Рассмотрим, например, историю производителя нефтеперерабатывающего оборудования из провинции Шаньдун, Shandong Molong Petroleum Machinery Co. В 2009 году компания получила правительственные субсидии на сумму 5,5 миллионов долларов, включая 4,4 млн из местной казны города Шоугуана. Дополнительно 1,2 млн долл. производитель получил в форме возврата НДС, когда в среднем, в Китае при экспорте возвращается не более 15-17%. Более того, компания, попав в число высокотехнологичных предприятий в провинции Шаньдун, вместо 25% подоходного налога, выплатила в казну всего 15%. Но этим дело не ограничилось. В 2009 году из налогового счета компании было вычтено 147 000 долларов в качестве компенсации расходов на исследования и разработку, также она получила 40-процентный налоговый кредит на сумму 4,4 млн долл. за расходы на модернизацию оборудования завода. То есть, в целом, Shandong Molong получил от правительства субсидий на сумму 16,3 млн долл.

Подобная налоговая практика дает местным производителям оборудования неоспоримое преимущество в конкуренции с иностранными поставщиками. И хотя после вхождения в ВТО таможенные пошлины на ввоз оборудования в Китае значительно сократились, с 14,4% до 6,5%, они по-прежнему значительно выше, чем в большинстве развивающихся стран.

Роль иностранных инвестиций

Поддержка, демонстрируемая китайским правительством по отношению к местным производителям, не смогла отпугнуть иностранных инвесторов от рынка машиностроения — силу, оказавшую огромное влияние на формирование современной отрасли. Благодаря иностранным инвестициям, производственные мощности в Китае практически в одно мгновение достигли мировых стандартов. Иностранные покупатели, придя на китайский рынок со своими строгими международными требованиями, способствовали улучшению качества продукции. Более высокие стандарты качества стремительно распространились среди производителей КНР, создав дополнительный стимул для дальнейших инвестиций в Китай иностранным компаниям, стремящимся полностью реализовать главное преимущество местного рынка — низкие цены.

С 1990 года Китай был первым по объему получаемых иностранных инвестиций среди всех развивающихся стран. А в 2009 году он занял второе место в мире по ПИИ, уступив лишь США. И около половины этих инвестиций прямо поступало в производственный сектор китайской экономики. В 2010 году на компании с иностранными инвестициями приходилось до 55% китайского экспорта. Иностранные технологии нередко в нарушение прав интеллектуальной собственности, а чаще вследствие мобильности человеческих ресурсов, стали попадать в руки местных компаний. Таким образом, именно иностранные инвестиции и стали основой нынешнего успеха китайских производителей оборудования.

К пуску готово!

Прогресс китайского машиностроения заставляет задуматься иностранные компании над стратегией своего развития. И многие находят возможным успешное сотрудничество с китайскими производителями. Ведь, несмотря на то, что Китай является крупнейшим экспортером промышленного оборудования, он по-прежнему сам нуждается в определенной продукции машиностроения, особенно, инновационной. Да и среди многих производителей наличие иноземного оборудования — это часто повод для гордости и гарантия качества изготавливаемой продукции. Репутация иностранных компаний часто перевешивает китайские бренды: Caterpillar по-прежнему более известен, чем Henan Hongxing. Кроме того, зарубежные компании предоставляют услугу по обслуживанию и ремонту оборудования после его покупки, когда редкий китайский производитель имеет такой козырь.

Среди иностранных компаний, достигших успеха в Китае на рынке высокотехнологичной продукции машиностроения, стоит отметить Rolls-Royce . В ноябре 2010 года компания заключила контракт на 1,2 млрд долл. на поставку и обслуживание двигателей для авиалайнеров China Eastern Airlines. Помимо поставок более 300 двигателей, Rolls-Royce вполне преуспел и в сфере инвестиций в Китай. На настоящий момент британская компания имеет совместное предприятие в КНР по производству комплектующих для двигателей. Также в Тяньцзине британцы организовали центр подготовки техников и инженеров для Всекитайского управления гражданской авиации.

General Electric также вполне успешно вышел на китайский рынок машиностроения. Американская компания создала 36 предприятий на территории Китая, где сейчас трудится более 14 000 человек. В 2010 году компания заявила о дальнейшем шаге по развитию китайского рынка, инвестировав два миллиарда долларов в совместное предприятие по производству энергетического оборудования.

Прямые инвестиции — это часто лучшее решение для иностранных производителей, желающих воспользоваться преимуществами китайского рынка. Кроме того, существует и ряд административных стимулов для иностранных компаний: от условий для выхода на рынок до налоговых льгот. Помимо новейших технологий, иностранные компании в Китае имеют и ряд других преимуществ перед местными игроками. Производительность труда на иностранных заводах в Китае часто выше, чем у частных китайских производителей, у которых она выше, чем на государственных предприятиях. Также иностранные компании имеют выход на международный рынок: большая часть произведенного в Китае оборудования экспортируется в страну инвестора.

Рост китайских производителей

Пока иностранные компании пытаются успешно работать в Китае, местные производители стремятся выйти на международный рынок. Успех китайских компаний в экспорте своей продукции дает им возможности для активного освоение других рынков и развития собственного имени. Этот процесс начался еще в 2004 году, сразу после того, как экспорт оборудования из Китая сравнялся с импортом.

В 2004 году Shanghai Electric Corp. приобрела 75% акций японского производителя токарных и фрезерных станков Ikegai за 4,5 миллиона долларов. В 2005 году Harbin Measuring Tool and Cutting Tool Group приобрела за 12 млн долл. немецкую компанию Kelch GmbH. А в 2006 году Zhejiang Hongsheng Group приобрела всего за пять миллионов долларов немецкого производителя ткацкого оборудования Grosse Webereimaschinen.

2006 год также стал знаменательным для двух китайских производителей строительного оборудования — Sany и Zoomlion. Sany сделала огромный шаг по развитию мирового рынка, открыв за 60 млн долл. производство в Индии. В 2007 году китайский производитель открыл офис в США, а также инвестировал 130 млн долл. в строительство завода и исследовательского центра в Германии. В 2010 году компания инвестировала 200 млн долл. в производственную базу в Бразилии, а также открыла еще один завод в Индии. В ближайшие годы Sany планирует расширить свое присутствие на рынках Индонезии, России и ЮАР.

Zoomlion также пошел путем приобретения иностранных предприятий. В 2008 году китайский производитель приобрел итальянскую компанию CIFA за 422 млн долл. Таким образом, он вдвое увеличил свои иностранные инвестиции, главным образом, направленные на развитие рынков США, Индии и Бразилии.

Пока же имена китайских производителей не могут тягаться с именитыми Caterpillar, Liebherr или Komatsu. Однако Китай продолжает снижать свою зависимость от иностранных технологий и развивает конкурентные преимущества для борьбы на мировом рынке, прежде всего за покупателей в развивающихся странах.

Кто бы мог подумать, но практически до середины XX века Китай был не очень развитой с экономической и промышленной точки зрения страной. В экономике прослеживалась сильная сырьевая и аграрная ориентация. С 1949 года, когда была создана КНР, ситуация стала меняться в лучшую сторону. За несколько следующих десятков лет в Китае появилось около четырехсот новых предприятий, а объем производства за полвека вырос в 39 раз.

Активное развитие экономики и промышленности Китая началось еще в далеком 1978 году. Именно тогда руководство страны начало проводить в жизнь либеральные экономические реформы, тот самый «новый курс», способствующий естественному стабильному развитию Китая. И прежде всего преобразования коснулись основных отраслей промышленности: в страну стали привлекать инвестиции, многие производства переориентировали на экспорт, создавали особые экономические зоны с благоприятным деловым климатом, налоговыми льготами и упрощенным администрированием. В итоге к сегодняшнему дню Китай стал одним из мировых лидеров по производству многих товаров. Также сегодня Китай - одна из ведущих стран по количеству заводов. В стране представлено свыше 360 отраслей производства. Самые крупные центры промышленности Китая сконцентрированы преимущественно в восточных провинциях (Ляонин, Шанхай, Цзянсу, Гуандун и т. д.).

Легкая промышленность

25 ТЫСЯЧ

текстильных компаний рассредоточены по всему Китаю

Легкая промышленность - одна из системообразующих отраслей Поднебесной, так сложилось исторически, еще с дореволюционных времен.

В структуре экономики страны на пищевую и текстильную отрасли приходится примерно пятая часть всей промышленной продукции.

25 ТЫСЯЧ

текстильный компаний рассредоточены по всему Китаю

Всего на территории Поднебесной насчитывают около 25 тысяч текстильных компаний, они рассредоточены по всей стране.

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

И без того многочисленное население Китая постоянно растет, что приводит и к росту потребления продовольствия. В связи с этим пищевая промышленность и аграрная отрасль также являются ключевыми в Китае и признаны системообразующими на уровне государства.

Предприятия пищевой промышленности располагаются в основном на юго-западе страны. На северо-западе сосредоточены компании, занимающиеся животноводством, на северо-востоке - масломолочные и сахарные производства. Всего в Китае работает около 65–70 тысяч предприятий пищевой индустрии.

Кроме того, в КНР всячески поддерживают фермеров на государственном уровне, например, крестьяне освобождены от сельскохозяйственного сбора, налогов на продукцию, забой скота и других сборов. Также фермерам доступны субсидии, дотации, льготные кредиты и даже безвозмездная помощь. Помимо всего прочего, государство гарантирует фермерам закупку урожая, то есть крестьяне могут не беспокоиться о поиске рынка сбыта, сезонности, скоропортящейся продукции (например, если они производят молоко и фрукты). Все эти меры поддержки привели к тому, что в Китае очень сильная селекционная наука: китайцам удалось вывести ряд сельскохозяйственных культур с урожайностью, в разы превышающей показатели по подобным сортам.

Нефте- и газодобыча

4 МЛН БАРРЕЛЕЙ

В Китае располагаются большие залежи сырьевых ресурсов, нефти, газа, угля, однако страна нацелена больше на развитие перерабатывающих производств, нежели на добычу.

Китай - крупный производитель нефти. В стране добывают около 4 млн баррелей в сутки. Нефть разная - от легкой малосернистой до тяжелой парафинистой.

4 МЛН БАРРЕЛЕЙ

нефти в сутки добывают в Китае

Газовая промышленность представлена добычей природного и попутного газа, получением искусственного промышленного (коксового, сланцевого) и полукустарного (биометан) газа. Объем запасов природного газа Китая, по разным оценкам, составляет более 4000 млрд тонн. Причем всего 4% месторождений разработаны.

Тяжелая промышленность

Высокими темпами развивается и тяжелая промышленность Китая. Это не только системообразующая для производства сфера, но и социальный сектор: на предприятиях тяжелой промышленности работают около 60% «производственников».

Наиболее развитые направления - станкостроение, тяжелое и транспортное машиностроение.

В последние годы прослеживается тенденция сокращения объемов производства в этой сфере, однако этот тренд характерен для многих стран. Во всем мире происходит замедление темпов роста потребления, поэтому избыточные мощности приходится перераспределять или ликвидировать.

Сегодня в Китае насчитывается, например, около 60 заводов в сфере машиностроения, 1500 металлургических заводов (преимущественно черной металлургии).

В Китае производится более 1000 видов стали, в том числе с высокими техническими характеристиками (например, сплавы для авиационной отрасли, отличающиеся высокой жаропрочностью, сплавы для добывающих предприятий, устойчивые к работе в сложных температурных условиях, и др.). Также активно развивается цветная металлургия: в недрах Китая располагаются залежи меди, марганца, цинка, серебра, золота, свинца и других руд.

Считается, что по числу промышленных предприятий Китай - мировой лидер. Кроме того, КНР - ведущая страна по внедрению инноваций, технологий энерго- и ресурсосбережения.

Автомобильная индустрия

Для экономики Китая вообще важную роль сегодня играют технологические отрасли, например автопром. Эффективность курса на технологии, взятого властями страны некоторое время назад, довольно высока, что отражается и на отдельных отраслях, например на автопроизводстве.

Дело в том, что все иностранные автопроизводители, желающие производить машины в Китае, согласно принятому порядку, должны создавать совместные предприятия и передавать технологии местным компаниям. Поэтому примерно половина произведенных авто - это местные бренды (BYD, Lifan, Chang’an, Geely, Chery, Hafei, Jianghuai, Great Wall, Roewe и др.), остальные производятся на совместных предприятиях с зарубежными автобрендами (Volkswagen, Mitsubishi, General Motors, Hyundai, Nissan, Honda, Toyota). При этом в Китае до конца 2016 года отменен налог на продажи 70% авто, что также стимулирует развитие индустрии.

В отличие от США, Европы и других стран, где продажи авто продолжают снижаться, спрос на них в Китае остается стабильным. К примеру, Китайская ассоциация автопроизводителей подсчитала, что в августе 2016 года иностранные и отечественные автопроизводители продали 1,8 млн авто, на 26% больше, чем за аналогичный период 2015 года. В текущем году уже продано 14,4 млн машин, темпы явно превышают прошлогодние. Объем продаж 2015 года - 24,5 млн авто. Спрос на внутреннем рынке обеспечивается собственным производством, импорт составляет около 10% от объема продаж.

В автомобильной индустрии Китай нацелен не только на преемственность технологий, но и на развитие инноваций. Например, власти рассматривают электрические транспортные средства (электрокары) в качестве стратегически важных для экономического роста Китая. Планируемое ежегодное производство электрокаров к 2025 году - 3 млн. Сегодня в Китае продается 330 тысяч таких авто, что больше, чем в США. С помощью электрокаров в стране планируют повысить экономию топлива на 30% к 2020 году. Пока большинство электрокаров местного производства, но Китай нацелен и на расширение международного сотрудничества, к примеру, на днях стало известно, что Volkswagen создал совместное предприятие по разработке новых моделей электрокаров с китайской государственной компанией.

Девелопмент

В строительной отрасли Китай известен производством цемента, керамической плитки и кирпича. На территории страны располагаются гигантские запасы гипса, графита, кварца, высококачественных глин, асбеста, известняка и слюды.

Государство в этой отрасли, как и во многих других системообразующих отраслях, обеспечивает застройщикам львиную долю рынка сбыта. Оно заказывает строительство производственных объектов, дорог, жилых домов и тем самым обеспечивает занятость и экономический рост в индустрии.

В последние 20 лет строительная отрасль Китая также добилась существенных прорывов в применении новых технологий. Например, бетон изготавливается по современным технологиям на химических и минеральных добавках, что улучшает его состав, делая его более плотным и прочным. Кроме того, Китай - лидер по производству стальных конструкций для высотных домов.

Химическая отрасль

Эта индустрия представлена крупной горно-химической промышленностью (поваренная соль, фосфориты, пириты), растущей нефтехимической и значительным количеством сырья растительного происхождения.

По производству минеральных удобрений КНР занимает одно из первых мест в мире. По другим направлениям Китай пока не занимает лидирующие места, но стремительно развивается.

Существенное влияние на химическую сферу оказывает активный темп развития страны и масштабная урбанизация - люди и предприятия нуждаются в огромном количестве топливных и химических ресурсов.

Финансовая отрасль

И, конечно, одной из ключевых и системообразующих отраслей экономики Китая, которая оказывает влияние и на другие сферы, а также определяет их развитие, является финансовый сектор.

Финансовой базой для развития этой отрасли стала поддержка со стороны государства и наличие национальной платежной системы UnionPay. Таким образом, был задан стратегический вектор развития системы, ориентированный на международный рынок.

Масштабы и темпы развития системы обоснованы ее структурой, она учреждена государством совместно с крупнейшими китайскими банками, однако сегодня ее участниками являются финансовые институты по всему миру. При этом сегодня UnionPay – одна из крупнейшых платежных систем мира по объему транзакций и числу выпущенных карт.