В ходе осуществления экономических реформ в России началась разработка прогнозов и программ как на государственном, так и на региональном уровнях. В этих целях был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.
Начиная с 1992 г. в течение ряда лет прогнозы социально-экономического развития России разрабатывались на очередной календарный год и носили характер текущих прогнозов. Было принято постановление Правительства РФ «О разработке прогноза и программы социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2005 годы» от 27 ноября 1995 г. № 1170.
Правительством РФ принято постановление «О разработке прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года» от 5 января 1998 г. № 4. Таким образом, показатели прогноза социально-экономического развития страны на 1999-й и последующие годы должны быть увязаны с показателями доходной и расходной частей федерального бюджета на эти годы. Разработка прогнозов социально-экономического развития осуществляется в целом по стране и по отдельным регионам федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации. Предложения по прогнозу представляются ими в Министерство экономики РФ, которое разрабатывает и представляет прогноз социально-экономического развития страны в Правительство РФ.
Министерство экономики РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ разрабатывает и представляет в Правительство РФ сценарные условия функционирования экономики страны в течение прогнозного периода, содержащие основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, приоритеты социально-экономической политики.
После рассмотрения Правительством РФ сценарных условий Министерство экономики РФ представляет в Министерство финансов РФ объемы и динамику валового внутреннего продукта на прогнозный период; прогноз инфляции; объемы производства и реализации товаров, работ и услуг; объемы инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования (в том числе за счет средств федерального бюджета); расчеты фонда оплаты труда; объемы прибыли (доходов); показатели экспорта и импорта; прогноз валютного курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ; проектировки основных характеристик сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.
В сценарных условиях функционирования экономики России в 1999г. и на период до 2001 г. определены основные цели и приоритеты социально-экономической политики на прогнозный период, при этом предусмотрены два варианта социально-экономического развития страны. Они основываются на единой концепции государственной политики и принципиальных механизмах ее осуществления. Их различия определяются степенью реализации поставленных целей, успехом в проведении программы реформ и преодолении возникших угроз, остротой воздействия неблагоприятных факторов экономического развития.
Основной (целевой) вариант ориентирован на полную реализацию задач, определенных постановлением Правительства РФ «Об утверждении программы Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» от 31 марта 1997 г. № 360. При этом предполагается максимально возможное использование интенсивных факторов развития российской экономики и исключается возможность принципиальных изменений внутриполитической ситуации, мировой экономической конъюнктуры и других факторов. При выполнении этих условий с 1998 г. прогнозируется выход на устойчивые положительные темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП), которые к 2001 г. составят около 5%.
Второй вариант, предусмотренный постановлением Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999г., параметров прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года», предполагает возможность активизации проявления угроз и негативных факторов, которые могут замедлить выход на целевые ориентиры в установленные сроки, а также более медленное, чем в первом варианте, решение узловых задач и определение негативных тенденций.
В первую очередь к этим факторам относятся неудовлетворительное развитие законодательной базы экономической деятельности (сроки принятия и содержание Налогового кодекса, законов, определяющих правовой режим совместной хозяйственной деятельности российских и иностранных инвесторов по соглашениям о разделе продукции, развитие рынка земли и т. п.), замедленный темп институциональных преобразований, низкая собираемость налогов и продолжение кризиса платежей, а также дальнейшее развитие мирового финансового кризиса и возможное усиление его негативного воздействия на российскую экономику. Устранение воздействия этих факторов потребует дополнительных затрат времени и ресурсов, следствием чего станут более низкие темпы экономического развития.
В сценарных условиях функционирования экономики России в 1999г. и на период до 2001г. определены также условия реализации целевого варианта прогноза на этот период. Они будут вводиться в жизнь путем осуществления Правительством РФ промышленной, научно-технической и инновационной, аграрной, инвестиционной, социальной, денежно-кредитной. налоговой, бюджетной, амортизационной и ценовой политики. Установлены также основные направления институциональных реформ в период до 2001г., проведения структурной реформы в сферах естественных монополий, направления антимонопольной политики, демонополизации и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках.
Кроме сценарных условий, Министерство экономики РФ доводит до разработчиков прогноза (министерств, ведомств, регионов) соответствующие формы и показатели, а также методические рекомендации по формированию отдельных показателей и разделов прогноза социально-экономического развития на определенный период.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 1999-2001 гг. формируется по 14 разделам: демографические показатели; основные общеэкономические показатели: промышленность; агропромышленный комплекс; транспорт и связь; малое предпринимательство; инвестиции; финансы; труд;
денежные доходы и расходы населения; потребительский рынок; развитие отраслей социальной сферы; охрана окружающей среды; внешнеэкономическая деятельность.
Показатели прогноза учитывают те изменения, которые произошли в системе показателей в связи с переходом к системе национальных счетов и с реформированием экономики.
В частности, в системе общеэкономических показателей используются показатели валового внутреннего продукта и валового регионального продукта.
В разделах «Промышленность», «Агропромышленный комплекс» постановления Правительства Российской Федерации «О разработке прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года» объемы производства продукции показаны по предприятиям разных форм собственности, здесь же приводятся показатели спроса внутреннего рынка на продукцию производственно-технического назначения, сельскохозяйственную продукцию, а также продукцию перерабатывающей промышленности АПК. В разделе «Малое предпринимательство» по отраслям экономики отражаются показатели среднесписочной численности работников малых предприятий, объем произведенной ими продукции (работ, услуг), объем капитальных вложений малых предприятий, балансовая прибыль или убыток от их деятельности.
В формах прогноза социально-экономического развития России на период 1999- 2001 гг. для анализа сложившейся ситуации и расчета темпов роста на перспективу предусмотрены сведения по показателям соответствующих разделов.
Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.
Прогнозирование социально-экономического развития региона - предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.
В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдель-
ных сторон жизни общества, и комплексный экономический про гноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.
В частных прогнозах оцениваются:
демографическая ситуация в регионе;
состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;
будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;
основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);
величина и динамика спроса населения на товары и услуги
платежеспособный спрос населения на отдельные товары и,услуги;
темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства,территорий и других общественно значимых сфер деятельности.
В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса.
По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный.
Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.
Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета.
Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством России Федеральному собранию. В состав этого пакета входят:
данные о социально-экономическом развитии страны запрошедший период текущего года;
прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
проект сводного финансового баланса на территории России;
перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ;
перечень федеральных целевых программ, намеченных кфинансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета;
перечень и объем поставок продукции для государственныхнужд по укрупненной номенклатуре;
проектировки развития государственного сектора экономики.
Наряду с этим Правительство России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успешной реализации намеченных задач.
В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, экономет- рические расчеты на базе данных системы национального счетоводства, система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экспериментальных прогнозных расчетов.
Возможны два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и телеологический.
Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности развития. На этой основе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в буду-
щем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюдателям» происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного подхода в нашей стране являлся Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн».
Телеологический подход (от греч. telos - цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и степени его приближения к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин.
Методологические и методические проблемы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым правительство поручает разработку прогнозов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза.
Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить правительству региона информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета региона.
Проблемы информационного обеспечения прогнозирования. Государственное прогнозирование базируется на информации, предоставляемой соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответственность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере - Центральный банк, по исполнению бюджета - Министерство финансов, по таможенной статистике - Государственный таможенный комитет, и т.д.).
Система национальных счетов является сводным и обобщающим инструментом проведения экономических расчетов. Региональная система национальных счетов обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность про-
исходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позволяет определить обобщающие показатели развития отраслей, секторов и институциональных единиц на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой.
Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования.
Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов может применяться как при проведении макроэкономических расчетов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое.
Теоретическая база прогнозирования регионального развития. Прогноз социально-экономического развития региона базируется на определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса. Эти теоретические постулаты в основном те же, что и для национальной экономики.
Теория стадий экономического роста У.Ростоу. Согласно этой теории выход из состояния слаборазвитости может быть описан серией стадий (шагов), через которые должна пройти любая страна.
У.Ростоу выделял пять стадий движения традиционного общества к зрелости: 1) традиционное общество; 2) созревание предпосылок для рывка; 3) рывок к самоподдерживаемому росту; 4) переход к технологической зрелости; 5) эра массового потребления. Каждая из этих стадий имеет свою внутреннюю структуру и логику развития. По мнению автора теории, они не только характеризуют элементы теории экономического роста, но вместе с тем являются, пусть весьма неполной, теорией всемирной истории.
Неоклассическая теория роста. Одним из главных пунктов неоклассической теории является тезис, согласно которому либерализация внутреннего рынка и внешней торговли увеличивает сумму внутренних и внешних иностранных инвестиций в стране и ускоряет накопление капитала. В свою очередь это ведет к росту капиталовооруженности и производительности труда и уровня душевых доходов.
Традиционно неоклассические модели роста строятся на моделях Харрода-Домара и Солоу-Тинбергена, которые среди всех прочих факторов роста отдавали приоритет сбережениям. Согласно неоклассической теории экономический рост обусловлен тремя главными факторами:
ростом количества и качества применяемого труда (черезприрост населения и развитие системы образования);
накоплением капитала (через сбережения и инвестиции);
прогрессом в технологиях.
В условиях открытой экономической системы (при наличии внешней торговли и притока иностранных инвестиций) увеличение доходов происходит по достижении более высокого уровня развития, когда начинается перелив капиталов из богатых стран в бедные, где коэффициент «капитал - доходы на инвестиции» выше.
Теория развития АЛьюиса является одной из известнейших теоретических конструкций развития, в центре внимания которой находится структурная трансформация натуральной потребительской экономики - модель АЛьюиса. Созданная им двухсекторная модель является господствующей теорией развития для трудоизбыточной экономики стран «третьего мира».
В модели А.Льюиса экономика состоит из двух секторов. Во-первых, это традиционный сектор с натуральным сельским хозяйством, скрытым перенаселением и нулевой предельной производительностью труда. Такая ситуация позволила Льюису ввести понятие избыточной рабочей силы в этом секторе, которую можно изъять оттуда, не уменьшая объем производства. Во-вторых, существует высокопроизводительный современный сектор, к которому относится городская промышленность и в который постепенно перемещается рабочая сила из сельского хозяйства.
Основное внимание в модели А.Льюиса уделено миграции рабочей силы из деревни в город и росту производства и занятости в современном секторе. Как миграция, так и занятость в современном секторе зависят от экономического роста внутри него, что, в свою очередь, определяется накоплением капитала и уровнем инвестиций в промышленность. Такие инвестиции производятся за счет реинвестирования прибыли капиталистами современного сектора. Заработная плата предполагается фиксированной на уровне, несколько превышающем средние доходы работника традиционного сектора. При фиксированной заработной плате в городе предложение рабочей силы из деревни рассматривалось АЛьюисом как абсолютно эластичное.
Данная модель может быть приспособлена для описания взаимосвязей экономических переменных в отдельных регионах России.
Модель структурных преобразований Х.Ченери акцентирует внимание на механизме превращения преимущественно аграрной
экономики стран «третьего мира» в хозяйство с более развитой отраслевой структурой и более высоким уровнем урбанизации.
При проведении анализа используются такие неоклассические понятия, как цены и распределение ресурсов. Ведущая гипотеза теории структурных сдвигов состоит в том, что развитие есть одновременный процесс роста и различных сопутствующих изменений, более или менее одинаковых для всех стран. Однако при этом допускаются различия между странами в темпах и формах развития в связи с целым рядом специфических факторов. К ним относятся природные ресурсы и размер страны, цели и средства государственной политики, доступ к иностранным инвестициям и технологиям, внешнеторговое положение страны.
Инструментарием моделирования выступают современные эконометрические методы. При моделировании структурных преобразований наряду с моделью трудоизбыточной экономики А.Ль-юиса широко используется эмпирический анализ форм развития, проводимый Х.Ченери. Последний является специалистом в области межотраслевого баланса.
Эмпирические исследования структурных сдвигов показывают, что темпы и формы развития могут различаться в зависимости как от внутренних, так и от внешних факторов, многие из которых неподконтрольны отдельной стране. Несмотря на эти различия, сторонники модели структурных сдвигов утверждают, что можно выделить ряд направлений и форм развития, общих почти для всех стран. На них можно воздействовать через государственную политику, рациональную организацию внешней торговли и программы внешней помощи развитию. Из этого сторонники структуралистской школы делают достаточно оптимистичный вывод, что «правильный» выбор экономической политики способен привести к самоподдерживаемому росту.
Теории внешней зависимости. Сторонники этой теории пытаются доказать, что «третий мир» отстает в своем развитии из-за хищнической деятельности ведущих капиталистических стран и созданных ими международных организаций, а не из-за чрезмерного вмешательства государства в экономические процессы. По мнению сторонников этой теории, обнаруженные структуралистами общие черты в развитии многих стран (как богатых, так и бедных) имеют лишь ограниченное практическое значение, поскольку не раскрывают ключевых факторов, определяющих динамику развития отдельных стран, и, самое главное, отвлекают вни-
мание от тех реальных проблем и сил в мировой экономике, которые воспроизводят бедность стран «третьего мира».
В настоящее время последователи неоклассической школы одержали верх в двух ведущих международных институтах - МВФ и Всемирном банке, а такие организации, как Международная организация труда (МОТ), Программа развития ООН (ПРООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), где всегда были сильны позиции представителей «третьего мира», утратили былое влияние. Главным аргументом в пользу необходимости ухода государства из экономики для неоклассиков является нерациональное распределение ресурсов в «третьем мире» из-за искажений цен, вызванных вмешательством государства. Теоретики неоклассической школы утверждают, что именно вмешательство государства тормозит экономический рост в странах «третьего мира». Неоклассики считают, что можно ускорить рост, поощряя свободные рынки, приватизацию государственных предприятий, устраняя преграды для экспорта и привлекая иностранные инвестиции. Смысл всех этих мер состоит в уменьшении вмешательства государства в экономику, сокращении искажений цен на рынках товаров, факторов производства и финансовых услуг.
По мнению неоклассиков, для успеха развития нужны не рост иностранной помощи, не попытки контролировать рост населения или вводить более эффективное центральное планирование, а поощрение свободных рынков, развитие предпринимательской инициативы, с тем чтобы «невидимая рука» рынка привела к рациональному распределению ресурсов и тем самым - к ускорению роста. Против этого подхода выступают сторонники теории внешней зависимости.
Прогнозирование — деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития фирмы. Главная роль здесь отводится прогнозированию сбыта продукции. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.
При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1 — 1,5 года, среднесрочные — на 4-6 лет и долгосрочные — на 10-15 лет.
Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня и индексов цен, соотношений валют и кредитных условий. Учитываются также временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов — , соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.
Важнейшими прогнозами в деятельности фирм являются прогнозы сбыта, при разработке которых могут быть использованы следующие основные методы:
С = (О + 4В + П) : 6.
Стандартное отклонение (СО) вычисляется какС0 = (0 − П) : 6 . В соответствии с общей теорией статистики наиболее вероятное значение переменной — объема сбыта с вероятностью 95% будет находиться в пределах С ±2 СО.
Эффективность применения того или иного метода зависит от специфики деятельности фирмы. Обычно считается, что прогноз составлен правильно, если отклонение фактического оборота от планируемого не более 5%.
Прогноз сбыта является основой для составления плана производства и реализации продукции фирмы.
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Прогнозирование – предплановая стадия технико-экономических исследований, которая формирует научно-аналитическую основу планов, позволяет в процессе их разработки наметить наиболее эффективные решения о направлениях, содержании, последовательности и сроках осуществления технических и экономических мероприятий. Одновременно прогнозирование является исходной базой перспективного планирования, так как для формирования перспективных планов должны использоваться прогностические оценки развития науки и техники, экономических результатов.
Прогноз призван обеспечить процесс планирования не только информацией о возможных в будущем технических и экономических решениях и действия по их выполнению, но и гарантировать выбор их эффективного распределения во времени.
Прогнозирование – это процесс формирования перспектив поведения объекта на основе анализа тенденций его развития. В свою очередь, прогноз – это вероятное суждение о состоянии какого-либо объекта в определенный момент времени в будущем. При составлении прогноза выделяют две фазы: качественную (аналитическую) и количественную.
На качественной фазе прогнозирования решаются следующие задачи:
― раскрытие тенденций и закономерностей экономического роста в настоящий период;
― выявление важнейших тенденций закономерностей прогнозного периода;
― определение связи настоящего и будущего;
― установление сроков действия выявленных тенденций и факторов.
На количественной фазе прогнозирования получают некоторый набор конкретных цифр развития экономической системы на рассматриваемый период времени.
В экономической науке различают два подхода к прогнозированию: генетический и нормативный.
При генетическом подходе к прогнозированию объект описывается с помощью набора конкретных данных статистики, предполагая, что сохраняются действующие тенденции. Чаше всего он применяется к составлению прогнозов на макроуровне, (народное хозяйство, территория, отрасль).
Нормативный подход к прогнозированию предполагает переустройство объекта в соответствии с представлениями о том, каким он должен быть. Важной особенностью при таком подходе является выработка критерия функционирования экономической системы (например, оптимизационные задачи построения прогноза).
Экономические прогнозы можно различать в зависимости от промежутка времени, на который рассчитан прогноз:
― оперативный (рассчитанный на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследований – ни количественных, ни качественных);
― краткосрочный рассчитан на перспективу, на протяжении которой ожидаются только количественные изменения;
― среднесрочный рассчитан на перспективу, на протяжении которой ожидается преобладание количественных изменений над качественными;
― долгосрочный с преобладанием качественных изменений над количественными.
Возможны три основные типа предвидения явлений социально-экономической действительности:
Первый тип – это предвидение таких событий, которые представляются событиями иррегулярными. Например, конкретные размеры промышленного производства на определенную дату, конкретный уровень цен. Эти события являются однократными, конкретными, сами по себе они не могут быть включены в ту или иную формулу закона. Чтобы предвидеть их точно, нужно располагать идеальными знаниями хозяйственного положения в исходный момент. Но так как мы не имеем идеального запаса знаний, этот тип предвидения наиболее трудоемок.
Второй тип предвидения имеет места тогда, когда речь идет о предвидении наступления того или иного более иди менее регулярно повторяющегося события. Например, предсказания наступления экономических кризисов. Предсказания такого рода трудны.
Третий тип предвидения заключается в предвидении более общего развития социально-экономической тенденции. Например, рост или упадок отраслей, цен. Этот вид дает лишь приблизительные количественные границы развития тенденций.
При любом типе предвидения форма выражения предвидения может быть категорической или условной.
В первом случае формула предвидения такова: на основании данных мы считаем вероятным выход события X . Во второй случае: на – основании таких-то данных мы считаем, что если наступят события А , Б , В , то наступит и событие X . Отсюда формула выражения предвидения в первом и втором случаях различна.
Следует иметь в виду, что от точности разработанных прогнозов зависит и степень обоснования плана. Отсюда важное требование к прогнозу – уменьшение степени неопределенности.
Прогнозирование на предприятии должно осуществляться по следующим направлениям:
― прогнозирование объекта производства (продукции);
― прогнозирование технического, экономического уровней предприятия (технологии, состава средств труда, механизации и автоматизации производства). Однако прогнозирование служит не только для определения возможных изменений в перспективе, но также характеризует результаты развития явлений в виде определенного экономического эффекта;
― изменение трудоемкости или материалоемкости;
― снижение затрат на производство.
В связи с этим объектом является экономическое прогнозирование. Результаты прогноза следует сопоставлять с нормативами отрасли, «эталоном» технического и экономического уровней предприятия или данными передовых предприятий с целью определения степени их прогрессивности.
Методы прогнозирования
В условиях предприятия наиболее приемлемыми методами составления прогнозов являются методы экстраполяции и математического моделирования. Однако прогноз развития материально-технической базы производства, требующей одновременного учета большого количества факторов, целесообразно разработать путем составления «эталона», который позволяет характеризовать возможный нормативный уровень развития материально-технической базы в будущем.
В основе методе экспертных оценок лежат следующие принципы:
а) оценки следует получать от признанных экспертов в соответствующих областях;
б) мнение достаточного числа экспертов должно довольно точно характеризовать исследуемый вопрос;
в) необходимо перед экспертами ставить четко определенную задачу.
Типичным направлением такого прогноза является метод «Дельфи».
Основа метода – систематический сбор мнений экспертов и получение надежного обобщения по какому-либо вопросу в обстановке, исключающей прямые дебаты между экспертами, но вместе с тем, позволяющей им взвешивать свои суждения с учетом ответов коллег. Данный метод включает:
― постановку серии вопросов (с помощью специальных анкет);
― проведение нескольких туров опроса, в процессе которых вопросы все более уточняются;
― ознакомление экспертов после каждого тура опроса с информацией, полученной на основании обработки результатов предыдущего тура;
― получение от экспертов, чьи мнения резко отличаются от мнения большинства, объяснения причин этих отклонений;
― последовательную (от тура к туру) статистическую обработку ответов экспертов.
Метод «Дельфи» исключает открытые дискуссии, уменьшая тем самым влияние некоторых психологических факторов.
Существуют перспективные проблемы, характеризующиеся значительным элементом неопределенности. Например, проблемы освоения Луны, решение проблем перспективного развития национальной экономики. Для эффективного решения этих проблем наилучшим способом является разумное сочетание интуитивных и формальных методов анализа. Это метод системного анализа. Он предполагает существование, с одной стороны, группы специалистов, анализирующих весь комплекс решаемой проблемы, и, с другой стороны, лица или группы лиц, которые используют полученную в результате анализа информацию для принятия обоснованных решений. Считается, что такое взаимодействие практических работников, ответственных за принятие решения, и специалистов, способных всесторонне проанализировать любую проблему, дает наиболее эффективное решение поставленной задачи.
Весь цикл решения проблемы по методу системного анализа следующий:
― формулировка проблемы;
― определение целей, которые преследуют лица, принимающие решение;
― сбор максимально возможной информации о различных ситуациях (в том числе прогнозируемой информации и данных о параметрах);
― определение способов достижения поставленных целей;
― исключение маловероятных альтернатив;
― построение модели (в виде математических уравнений или словесного сценария);
― оценка на основе модели затрат на реализацию каждой альтернативы и ее эффективности с точек зрения поставленных целей.
Если получаемые результаты неудовлетворительны, то пересматриваются исходные посылки, уточняются цели, ищутся новые альтернативы.
Системный анализ предполагает обязательное сочетание количественного анализа с качественным, так как учитываются многие элементы неопределенности будущего, которые не могут быть выражены через количественные модели ожидаемой выгоды:
― проблема рассматривается в широком контексте многочисленных количественных и качественных факторов;
― источники информации часто бывают ненадежны, и поэтому полученные данные нередко неточны.