Соотношение налогов и иных обязательных платежей. Понятие налога и налогообложения. Понятие и признаки налога

Соотношение налогов и иных обязательных платежей. Понятие налога и налогообложения. Понятие и признаки налога

12. Элементы юридического состава налога.

28. Виды налогов. Отличительные признаки прямого налога от косвенного.

Юр. определение налога дано в п. 1 ст. 8 НК РФ, где налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Отличительными чертами налога являются

Налог устанавливается и вводится законом;

Уплата налогов носит принудительный характер;

Налог уплачивается на основе безвозмездности;

Налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения;

Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения;

Признаки налога как правовой категории

Обязательность

Индивидуальная безвозмездность

Денежная форма налога

Отчуждение имущества (Налог взимается путем отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления)

Цель его взимания - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований

Осн. положения о налогах закреплены в К РФ. В соотв. со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Непосредственное взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, при этом оно не согласовывается с каждым отдельным членом общества. Более того, законодательство содержит запрет на использование референдума и иных инструментов непосредственной демократии для установления налогов и регулирования налоговых отношений. Так, согласно ст. 3 ФКЗ от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме РФ" вопросы о налогах не могут выноситься на всероссийский референдум.

"О налогах не договариваются" - один из постулатов налогового права и важнейший принцип финансовой деятельности государства.

Ранее в Рос. Законод-ве не приводилось различия между налогом и сбором, что приводило к нарушениям конституц. принципов налогообложения, а как следствие – к нарушениям прав налогоплательщиков. Кодекс устранил имевшийся пробел в законодательстве.

Налог отличается от сбора. В настоящее время под сбором (на федеральном уровне только!) согласно ст.8 НК, понимается обязательный взнос, взимаемый с организации и физ. лиц, уплата которого - одно из условий совершения в отношении плательщиков сборов госорганами, местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юр. значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешении (лицензии).

В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие "сбор", можно отметить:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определенные цели или являются платой за оказание плательщику каких-либо юридически значимых действий.

Важнейший признак налогов и сборов – их обязательный характер. Налог устанавливается гос-вом в одностор. порядке и в случае его неуплаты взыскивается в принудит. порядке. Установление налогов и сборов относится к компетенции представит-х органов гос-ва.

В настоящее время ст. 12 НК РФ предусмотрены сборы только на федер. уровне. Разновидностью сборов в НП является госпошлина.

Госпошлиной согласно ст. 333 НК РФ является сбор, взимаемый с плательщиков пошлины при их обращении в гос. органы, органы местного самоуправления, иные органы и к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий. К юридически значимым действием приравнивается выдача документов (копий, дубликатов).

Сборы и пошлины отличаются от налогов отсутствием такого юр. признака, как индивидуальная безвозмездность.

Основные отличия сборов и налогов состоят в следующем .

1. Если налоги индивидуально безвозмездны, то сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством отдельных публично-правовых услуг.

2. При уплате сбора особое значение имеет стремление плательщика вступить в публично-правовые отношения с государством, свобода выбора плательщика.

3. Целью установления сбора является компенсация дополнительных расходов государства, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

4. Сборы носят разовый характер, в то время как налоги уплачиваются, как правило, периодически.

5. При установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Размер сбора соответствует масштабам предоставляемых публично-правовых услуг.

    В завис-ти от сроков уплаты : срочные / периодично календар.

    По окончательному плательщику налогов:

    Прямые (подоходные и поимущественные налоги, плательщик – владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода)

* Налог на прибыль * Налог на имущество

    Косвенные (налоги на товары и услуги, оплач-е сверх цены или тарифа, плательщик – потребитель товара, на к-рого налог перекладывается ч/з надбавку в цене)

* НДС *Акциз

    По порядку исчисления налогов: окладные/неокладные.

    По закрепленности налога за одним или несколькими бюджетами окончательного плательщика налога: закрепленные/разноуровневые.

    По субъекту, устанавл-му и конкретизирующему налог:

    • Федеральные (объекты обложения, плательщики и ставки устан-ся НК РФ и законодательными актами РФ. Налоги взимаются на всей терр. РФ)

* НДС * Акцизы

* Налог на прибыль орг-ций *НДФЛ

* ЕСН * Гос. пошлина * Водный налог

        Сборы за польз-е объектами животного мира, водных биологич-х ресурсов

        Налог на добычу полезных ископаемых

      Региональные (устанавливаются в соотв. с НК РФ и вводятся в действие законами субъектов РФ, обязательны к уплате на терр. соотв-х субъектов РФ)

      • Налог на имущ-во орг-ций

        Транспортный налог

        Налог на игорный бизнес

      Местные (устанавливаются и вводятся в действие в соотв. с НК РФ, нпа представительных органов местного самоупр-я, обязательны к уплате на терр. соотв-х муниц-х образований)

      • Земельный налог

        Налог на имущ-во физ. лиц

По Закону РФ акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.

Объектами налогообложения акцизами признаются операции по реализации подакцизных товаров и минерального сырья, их передача и ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ. (Гл. 22 НК РФ введена в действие ФЗ от 5 августа 2000 года).

Плательщиками акцизов выступают:

а) по товарам отеч-го производства - предприятия и организации, включая предприятия с иностр. инвестициями, а также их филиалы, отделения и другие обособл. подразделения, реализующие производимые ими товары. Пла­тельщиками акцизов по товарам, выработанным из давальческого сырья, являются предприятия и организации, оплатившие стоимость работы по изготовлению товаров и реализующие их;

б) по ввозимым на территорию РФ товарам - предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным зако­нодательством. Как правило, это декларант.

В статье подробно рассмотрено понятие налога, сбора, виды налогов, признаки и основные элементы, определена роль указанных платежей в экономической и финансовой деятельности нашего государства. Сказано несколько слов о том, что представляет из себя налоговая система, каким принципам подчиняется и какие функции осуществляет. Некоторое внимание уделено также законодательству, регулирующему рассматриваемые в тексте правоотношения.

Tax System

Так как понятие налога и налоговой системы тесно взаимосвязаны между собой, необходимо сказать вначале несколько слов о данной правовой структуре нашей страны.

В действующем законодательстве не содержится определения понятия налоговой системы, но в целом ее можно охарактеризовать как регулируемую нормами правами и подчиняющуюся определенным принципам совокупность общественных отношений, возникающих при определении, установлении и взимании обязательных фискальных платежей. Основой данной системы является Налоговый кодекс Российской Федерации - главный законодательный акт, регулирующий правоотношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов и сборов. К числу основополагающих принципов, на которых базируется данная система, можно отнести следующие:

  1. Обязательность налогообложения.
  2. Равноправие и равенство всех граждан перед налоговой обязанностью.
  3. Единство экономического пространства РФ.
  4. Законность установления и взимания обязательных платежей на территории РФ.
  5. Приоритет прав налогоплательщика.

К основным функциям системы можно отнести фискальную, контрольную и регулирующую.

Понятие и признаки налога

Под налогом понимается императивный индивидуальный платеж, взыскиваемый с физлиц и юрлиц, а также ИП (индивидуальных предпринимателей) в форме изъятия принадлежащих им материальных средств в пользу государства на безвозмездной основе. Суть данного платежа заключается как раз-таки в отчуждении у налогоплательщика определенной части принадлежащих ему средств для обеспечения нужд государства.

Определив понятие и сущность налога, необходимо выделить основные его признаки:

  1. Императивный характер. Данный признак обусловлен обязательностью уплаты законно установленных на территории РФ платежей.
  2. Индивидуальность и безвозмездность отчуждения. Это означает, что уплата налога не порождает обязанности государства совершить в отношении плательщика какое-либо действие.
  3. Денежная форма. Какой-либо иной формы уплаты, кроме как денежной, действующим законодательством не предусмотрено.
  4. Уплачиваются лицами, признанными налогоплательщиками того или иного налога.

Рассмотрев понятие и признаки налога, перейдем к определению основных функций, видов и элементов налога.

Основные функции налога

Под функциями налога принято понимать его внутренние свойства, определяющие сущность, основное назначение и содержание данного обязательного платежа.

Основным функциями указанных платежей являются следующие:

  1. Финансовая (фискальная). Заключается в отчуждении части доходов налогоплательщиков в пользу государственной казны для обеспечения нужд государства.
  2. Социальная. Представляет собой перераспределение доходов между малообеспеченными и обеспеченными гражданами. Достигается это путем неравного обложения дохода в зависимости от его размера, а также путем предоставления льгот, отсрочек, скидок или освобождения от уплаты налогов в целом.
  3. Поощрительная. Заключается в предоставлении определенных поощрений некоторым категориям граждан (инвалидам, участникам ВОВ, ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т. д.).
  4. Стимулирующая. Сущность данной функции состоит в снижении налоговых ставок, предоставлении льгот, направленных на развитие различных сфер и отраслей хозяйства. В частности, например, поддержка отечественных товаропроизводителей, российского автопрома и т. п.
  5. Контролирующая. Осуществляется посредством контроля за доходами налогоплательщиков, за соблюдением ими налогового законодательства.

Понятие и сущность налога выражаются в его основных функциях. Их можно охарактеризовать как воздействие норм права на его субъект, имеющее постоянный характер и обеспечивающее, в свою очередь, реализацию государством своих целей и задач.

Элементы налога

В соответствии с действующими нормами налогового законодательства России, установленным налог может считаться только тогда, когда определены основные его элементы. Существуют обязательные и дополнительные (факультативные) элементы. К обязательным относится налогооблагаемый объект (объект налогообложения), налоговая база, налоговый период и налоговая ставка, а также порядок исчисления и уплаты налога.

Понятие элементов налога предполагает, помимо обязательных элементов, факультативные (дополнительные). К ним относятся:

  1. Налоговые льготы.
  2. Ответственность за совершения налогового правонарушения.

Субъект и объект налогообложения

Субъектами налогообложения являются лица, обязанные, в соответствии с законодательством, уплачивать законно установленные НиС. Плательщиками налогов признаются:

  1. Юридические лица (ЮЛ).
  2. Физические лица (ФЛ).
  3. Индивидуальные предприниматели (ИП).

Объект налогообложения - это условие, определяющее момент возникновение у лица обязанности на уплату налога. Данными объектами являются:

  1. Доход и прибыль.
  2. Расход.
  3. Имущество, находящееся в собственности налогоплательщика.
  4. Реализация.
  5. Иное обстоятельство, имеющее оценку и характеристику.

Налоговая база

Понятие налоговой базы, как и понятие налога, находит свое отражение в Налоговом кодексе РФ. Согласно 53 статье НК РФ налоговой базой является стоимостная, физическая и иная характеристика налогооблагаемого объекта.

Являясь обязательным элементом налога, налоговая база позволяет привести данный объект в количественную форму и применить к ней ставку налога.

Ставка налога

Налоговой ставкой признается сумма налога, начисляемая на единицу налоговой базы.

Различают три вида налоговых ставок:

  • Абсолютные. Устанавливаются в твердой величине к налоговой базе.
  • Процентные. Устанавливаются в процентном отношении.
  • Смешанные. Сочетают в себе твердую и комбинированную налоговые ставки.

Отчетный период

Еще одним элементом, определяющим сущность и понятие налога, является отчетный, или, другими словами, налоговый период (далее НП).

НП признается календарный год или другой период времени, по истечении которого происходит определение налоговый базы и, соответственно, исчисление подлежащего уплате налога.

Для каждого налога устанавливается свой отчетный период.

Налоговым периодом может быть год, квартал или месяц.

Порядок исчисления и уплаты налога

Понятие налога, закрепленное в налоговом законодательстве, содержит указание, что налог является обязательным к уплате на территории всей страны. В свою очередь, под порядком исчисления налога понимается законодательное закрепление обязанности исчислять налог тем или иным лицом.

Налоговый кодекс закрепляет три способа исчисления налога: непосредственно налогоплательщиком, налоговым органом или налоговым агентом.

Разобрав понятие налога, определив основные его признаки, функции и элементы, необходимо сказать несколько слов о таком понятии, как сбор.

Сбор как элемент системы налогообложения. Понятие и признаки

Согласно налоговому законодательству, сбором является обязательный взнос, уплачиваемый юридическими и физическими лицами, уплата которого является основанием совершения в отношении плательщика определенных действий. Основным отличием данного платежа от налога является то, что уплата сбора подразумевает совершения ответных действий в адрес лица, его уплатившего, в то время как уплата налога носит безвозмездный характер.

Основными признаками сбора, в соответствии с указанным определением, являются:

  • Обязательный характер.
  • Совершение в отношении налогоплательщика ответных действий.

Понятие налога и сбора, признаки, элементы и виды налогов - все это в совокупности составляет систему налог и сборов нашей страны.

Определившись с понятиями данных платежей, их признаками и элементами, необходимо сказать несколько слов о видах налогов и сборов, установленных в РФ.

Основные виды НиС, установленные на территории РФ

Согласно налоговому законодательству, все НиС, обязательные к взиманию на территории нашего государства, подразделяются на три вида:

  • Федеральные (ФН).
  • Региональные (РН).
  • Местные (МН).

Федеральные устанавливаются НК РФ и уплачиваются на всей территории государства. К ФН, в соответствии с законодательством о НиС, относятся налог на доходы физлиц, на добавленную стоимость, прибыль, добычу полезных ископаемых, водный налог и сбор за пользование водными ресурсами, различные акцизы,

Региональные устанавливаются также основным нормативным актом РФ в сфере налогообложения - Налоговым кодексом и нормативными актами субъектов РФ. Обязательны к уплате на территории определенных субъектов Российской Федерации. Налог на имущество, на игорный бизнес и транспортный налоги относятся к РН.

Местные устанавливаются, вводятся в действие и уплачиваются на основании нормативно-правовых актов органов местного самоуправление и подлежат уплате на территории определенного муниципального образования. К МН относятся налог на землю, на доходы ФЛ и торговый сбор.

Как видно выше, налоговая система представляет собой сложную и многоуровневую структуру, регламентируемую нормами права в сфере налогообложения и подчиняющуюся единым принципам и правилам. Надеемся, статья даст необходимые ответы на вопросы о том, что представляет собой понятие налога и налогообложения, каким принципам оно подчиняется, какие функции выполняет и из каких элементов состоит.

1. Ставки налога бывают
адвалорные, специфические, комбинированные
твердые, скользящие
кумулятивные
твердые, процентные

3. Налог на игорный бизнес в РФ относится к налогам и сборам
федеральным
региональным
смешанным
местным

4. Предмет налогообложения - это
размер налога, приходящегося на единицу налогообложения
юридические факты, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог
имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств
количественное выражение объекта налогообложения

5. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из
Законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ
Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах
Налогового кодекса РФ
Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах и Конституции РФ

6. Налоги, вводимые для финансирования конкретного направления затрат государства, называются
целевыми
закрепленными
косвенными
регулирующими

7. По налоговому законодательству РФ юридические лица считаются резидентами, если они
находятся на территории РФ
созданы на территории России по российскому законодательству
имеют имущество на территории РФ
были созданы на территории РФ

8. Масштаб налога - это
отношение размера налога к размеру бюджета, в который он поступает, измеряемое в процентах
установленный государством размер налога
размер налога, приходящийся на одного налогоплательщика
определенная законом физическая характеристика или параметр изменения ставок налогообложения

9. Какой из российских налогов, введенный Петром I, действует в модифицированной форме в настоящее время
с капитала
с церковных верований
подушный
на содержание армии

10. Основными функциями налогов являются
фискальная, правоохранительная, контрольная
контрольная, аналитическая, регулирующая
фискальная, регулирующая, контрольная
статистическая, правоохранительная, фискальная

11. Уплата налогов носит характер
не только добровольный, но и принудительный
исключительно добровольный
принудительный
в основном добровольный

12. Резким отличием российской налоговой системы от зарубежных налоговых систем является/являются
высокая доля подоходного налога с физических лиц и низкая доля налога на прибыль предприятий
низкая доля подоходного налога с физических лиц и высокая доля налога на прибыль предприятий
высокие доли налога с оборота и налога с продаж и низкая доля подоходного налога с физических лиц
примерно равные доли подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий

13. Во время правления Ивана III основным прямым налогом на Руси был налог
подушный
поземельный
подоходный
с оборота

14. Налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории, называются
прямыми
региональными
федеральными
закрепленными

15. Самой крупной статьей доходов в США является
подоходный налог с населения
налог на прибыль корпораций
налоги на социальное страхование
акцизы и таможенные пошлины

Согласно ст. 2 НК налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств.

Признаки налога.

1 . Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налогообложение не предполагает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения.

2. Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

3. Денежная форма уплаты. НК определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.

4. Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.

В ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).


Основные отличия сборов от налогов.

1. Индивидуальная безвозмездность. Налоги индивидуально безвозмездны; встречное удовлетворение для частного лица не предусматривается. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован (выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).

2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

3. Компенсационный характер. Налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Целевое назначение сбора - компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

4. Ограниченный состав элементов. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении сборов согласно НК их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. КС РФ указал, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.

5. Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны гос-ва - уже после уплаты сбора.

7. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика; с изменением налоговой базы он изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

НК РФ устанавливает (ст. 3): ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:

– императивно-обязательный характер;

– индивидуальная безвозмездность;

– денежная форма;

– публичный и нецелевой характер налогов.

Рассмотрим указанные признаки подробнее.

Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст.41 БК РФ.

Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия.

Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

Денежный характер. Исторически потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в форме натурального обмена.

НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта РФ. В качестве исключения согласно п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90 %). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал КС РФ, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

В зарубежной литературе к функциям налогов относят:

1) финансирование расходов государства;

2) перераспределение доходов государства в пользу беднейших граждан;

3) внеэкономическое регулирование производства в целях повышения его эффективности.

4.2. Соотношение налога и иных обязательных платежей

Налоги следует отличать от сборов, пошлин или взносов.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате:

1) установления государственной монополии на производство определенных видов товаров, выполнение работ, оказание услуг и, следовательно, исключения свободного доступа иных субъектов в эти сферы деятельности;

2) предоставления на возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, отнесенной к монополии государства.

Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства

Законодательно установленное определение сбора показывает, что в его содержании объединены юридические признаки взносов за оказание государством возмездных услуг, совершение определенных действий, т. е. используемое в НК РФ понятие сбора включило и понятие пошлины.

Налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим относятся:

– обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

– адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

– изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

– возможность принудительного способа изъятия;

– контроль единой системы налоговых органов.

В то же время налог и сбор четко разграничиваются по следующим юридическим характеристикам.

1. По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

2. По цели. Цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, который реализует государственно-властные полномочия.

4. По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

5. По периодичности. Налогам свойственна определенная периодичность; сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы.

Таким образом, в отличие от налогов сборы индивидуальны и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

4.3. Функции и основные элементы налогообложения

Налогообложение – сбор, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с физических лиц и корпоративных организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики. Платежи за особые услуги, оказанные плательщику или для плательщика, не рассматриваются как налогообложение.

Функции налогообложения:

– фискальная,

– распределительная,

– регулирующая,

– контрольная,

– стимулирующая (внешнеэкономическая).

Элементы налогообложения – определяемые законодательными актами государства или нормативными правовыми актами принципы, правила, категории, термины, применяемые для установления, введения, взимания налога.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ):

– объект налогообложения;

– налоговая база;

– налоговый период;

– налоговая ставка;

– порядок исчисления налога;

– порядок уплаты налога;

– сроки уплаты налога.

Кроме того, в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования.

Система элементов правового регулирования налога состоит из обязательных и факультативных элементов. Обязательные элементы включают две группы – основные и дополнительные.

1. Основные элементы определяют основополагающие, сущностные характеристики налога, которые формируют представление о налоговом механизме.

К основным элементам правового механизма налога и сбора относятся:

– объект налогообложения;

– налоговая база;

– налоговый период;

– налоговая ставка;

– порядок исчисления налога;

– порядок и сроки уплаты налога.

– субъект (налогоплательщик или плательщик сбора),

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации).

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Остальные налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Дополнительные элементы детализируют специфику конкретного платежа, создают завершенную и полную систему налогового механизма. К дополнительным элементам правового механизма налога относятся налоговые льготы, методы, способы уплаты налога, бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи, особенности налогового режима, особенности налоговой отчетности.