Социально-экономическое развитие России в начале XXI в. Россия в начале XXI века Экономическое развитие Экономическое развитие рф в начале 21 века

В 2000 г. Министерство экономического развития и торговли подготовило обширный документ - «Основные направления социально-экономического развития Российской Феде­рации на долгосрочную перспективу», который определил стратеги­ческие приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. С первых дней нового тысячелетия внимание президента и правительства, руководимого в период первого президентского срока В. В. Путина премьер-министром М. М. Касьяновым, было сосредото­чено на решении серии безотлагательных вопросов.

Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснован­ных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некото­рые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. К этой теме общественное внимание было привлечено в 2003 г. при расследовании так называемого «дела ЮКОСА», когда были усилены многие акценты, касавшиеся ответственности крупного бизнеса перед государством и обществом. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятель­ности. Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных дохо­дов». Для реализации этой задачи в ноябре 2001 г. при Минфине был учрежден новый орган - Комитет по финансовому мониторингу. Рос­сия вступила в сообщество международных финансовых разведок.

Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавле­ний в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввоз­ные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.

В 2000-2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными монополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммуналь­ного хозяйства направлены на создание конкурентной среды, при­влечение инвестиций, что должно привести к качественному улучше­нию положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управле­ние неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходи­мы для реализации его функций. На этой основе проводилась даль­нейшая приватизация государственных предприятий, которая посте­пенно охватывала новые отрасли.


Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закре­пившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяй­ственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкциони­ровал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт срав­нивали по значению с реформой Александра II. На улучшение ситуа­ции в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекцио­нистские меры.

В 2000-2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабоченность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промышленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться про­гресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и производящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соот­ветствует мировому уровню.

В этой связи государство стало уделять больше внимания оборон­но-промышленному комплексу (ОПК), в котором традиционно со­средоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Рас­ширение финансирования и начавшиеся в ОПК. преобразования на­правлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.

Новые инициативы экономической политики уже дали положи­тельный эффект. В течение трех последних лет государственный бюд­жет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.

Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значи­тельно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной за­долженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001-2004 гг. не­сколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реаль­ные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной ре­форме. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений на­уки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.

В.П. Попов, И.В. Крайнюченко

Экономика 21 века

Необходимость осуществления системного исследования развития экономики определяется нарастанием угрозы экологического кризиса, демографическим взрывом непомерным потреблением сырьевых и энергетических ресурсов, осознанием общности интересов человечества и биосферы . Формулирование стратегических целей развития человечества возможно только на основе изучения динамики развития биосферы.

Направление активности развития биосферы может служить ориентиром для выбора общечеловеческих целей, т.к. цели подсистемы должны гармонично сочетаться с целями надсистемы, Рассогласование целей может привести к распаду, краху всей планетарной организации.

При определении целей и планировании стратегий их достижения необходимо исходить из представлений, что линейного развития быть не может, что все без исключения процессы в природе имеют начало и конец . Звездные (Солнце, Земля) и молекулярные системы, живые существа, этносы, империи, государства, политические системы, корпорации, фирмы, товары, идеи неизбежно завершали свой жизненный цикл (ЖЦ).

Попытки управляемой коэволюции вызывают скепсис по причине невозможности контролировать огромное количество параметров. В XX веке в этом направлении появились обнадёживающие результаты. Учёные - синергетики поняли, что нет необходимости досконально знать все параметры самоорганизующейся системы (биосферы), чтобы управлять её деятельностью. Достаточно воздействовать на малочисленные «параметры порядка», и это направит самоорганизующуюся систему в нужный аттрактор . Например, люди с древности управляют поведением лошадей, не имея представления об их биологии.

Для стратегического планирования кроме видения целей необходимо учитывать законы развития биосферы. Если действия подсистемы противоречат законам развития надсистемы, то они обречены на провал. Проведём анализ современного состояния экономической теории в соответствии с законами развития биосферы (см. сайт holism. narod. ru).

Стратегия экспансивного развития, расширенного воспроизводства, освоения новых ресурсов, позволила человечеству существовать более 100 тыс. лет, осуществляя неуклонный рост благосостояния. Такая стратегия при ускоряющемся росте численности населения Земли была оправдана, ибо в противном случае происходило бы обнищание и даже вымирание людей. Уменьшение численности популяции при дефиците пищевых ресурсов явление типичное для биосферы. Человек посредством разума научился восполнять дефицит ресурсов. Однако этот процесс не может продолжаться вечно, непрерывной рост ВНП будет остановлен истощением ресурсов планеты. Даже сегодня 5 млрд. человек не могут жить на уровне развитых Европейских стран и США, т.к., по мнению экологов, биосфера имеет ограничения на воспроизводство ресурсов .

Опираясь на «Закон неограниченного возрастания потребностей», основными целями деятельности человечества продолжают считать экспансивность, освоение новых ресурсов, постоянное наращивание производства и максимизацию прибыли в надежде на «неограниченное во времени устойчивое развитие» . Множество участников рынка стремятся «употребить» ресурсы планеты быстрее конкурентов, что ускоряет экологический кризис. В настоящее время все новшества, повышающие уровень потребления относят к прогрессу.

Установка на неограниченное наращивание производства и потребления может стать аналогом тупиковой стратегии раковой опухоли. Продлить жизненный цикл человечеств можно только в том случае, если будет наращивать производство и потребление только тех ресурсов, которые не сильно влияют на активность биосферы. Например, минеральные ресурсы, информация, космические ресурсы, но потребление воспроизводимых биосферных ресурсов не должно подрывать продуктивность естественной и искусственной биосферы.

Даже среди прогрессивных экономистов бытует стойкое убеждение, что проблем с ресурсами не существует . Исторический опыт показывает, что «технический гений» всегда находил заменители истощившимся ресурсам, почему же этому не быть в будущем? В таких рассуждениях преобладает линейное мышление, логика чеховского «злоумышленника», который много лет свинчивал гайки с железной дороги, и при этом никаких аварий не происходило.

Принципиальная возможность найти заменитель ресурса, очевидна (космос безграничен), но каждая замена сопровождается увеличением затрат. Первобытный собиратель плодов и кореньев тратил в сотни раз меньше энергии на своё пропитание, чем современный фермер. Водородное топливо всегда будет дороже нефти. Пластмассы - заменители металла получают из нефти и т.п. Следовательно, будущая жизнь будет стоить дороже, чем настоящая. Удорожание жизни увеличит численность неимущих. Увы, прогноз не оптимистический.

Современная экономическая доктрина, ссылаясь на опыт самоорганизации биосферы, уповает на самодостаточность рыночной регуляции (авось все утрясется само собой). Если механизм самоорганизации биологических систем неизбежно приводит к вымиранию или резкому снижению численности очень многих видов живых существ, то и человек может оказаться в их числе. Насколько вероятен такой сценарий развития? Рассмотрим, чем грозит человечеству стохастическая самоорганизация.

Биосфера и все её составляющие обеспечивают самосохранение, благодаря регенерации изношенных, морально устаревших подсистем. Например, в клетках постоянно заменяются белковые молекулы. В организмах постоянно заменятся клетки (старые отмирают, синтезируются новые). В популяциях умирают организмы и рождаются новые.

Развитие техносферы также следует этому принципу. Рыночные системы управления постоянно модернизируются, управление становится все более интеллектуальным. Постоянно заменяются люди, машины, здания. Согласно этой логике биосфера для самосохранения может «отказаться» и от человечества, заменив его какой - либо другой подсистемой. Этот процесс будет выглядеть как экологическая катастрофа. Нужен ли нам такой сценарий?

Может возникнуть возражение, что природа, создавая разум в течение 4 млрд. лет не могла ошибиться, сотворив человека в качестве своего разрушителя. Но опыт человеческого социума показывает, что интеллект человека не гарантирует лояльности по отношению к надсистеме т.к. человечество в своих местнических интересах часто действует неразумно. Сочетание в человеке разума и инстинктов порождает двойные стандарты поведения. Генетические программы поведения не всегда способствуют выживанию организма. Очень многие виды живых существ вымерли по причине неспособности прогнозировать своё развитие и влиять на будущее. Слепое следование генетическим программам их не спасло. Разум подсказывает человеку, что экономический рынок должен быть свободным для всех, каждый имеет право на конкурентную борьбу, но генетический мотив возбуждает личное желание стать монополистом. Власть имущие требуют от народа выполнения набора определенных правил поведения (закон), но для себя допускаются исключения. В священных писаниях провозглашается равенство всех религий, но на практике известно множество примеров религиозной нетерпимости. Правила экологического поведения провозглашаются для всех, но «для себя» ради выгоды ими пренебрегают. Вырубаются леса, загрязняется вода, отравляется воздух, истребляются животные и др. Аналогично раковая клетка, преследуя свои корыстные цели, неизбежно погибает вместе с организмом, если организм не сумеет превентивно её уничтожить.

К сожалению, биологические мотивы сильнее социальных. Поэтому творцы экономической науки в своих построениях подсознательно базируются на собственных биологических мироощущениях. В конце 19 века профессор Лозанского университета Л. Вальрас провозгласил, что экономика должна делать только то, что приводит к максимизации прибыли. И в современном обществе под понятием «прогресс» подразумевается наращивание ВНП.

Не видящий генеральной цели разум не может корректировать инстинкты. Пока численность общества не превышала 1-1,5 млрд. отдаленную угрозу предвидели только малочисленные провидцы (например, Мальтус). Поэтому возник принцип максимизации прибыли и постоянное наращивание потребления без учета интересов биосферы.

Генетические программы поведения характеризуются «антропоморфизмом» и «антропоцентризмом». Антропоцентризм исходит из представлений человека о своей исключительности (царь природы). В борьбе за ресурсы человеку нет равных, поэтому создается иллюзия, что законы развития природы (биосферы) не распространяются на человечество и победа над природой идет ему на пользу. Человек навязывает природе правила игры, к которым она не приспособлена, но биосфера всегда избавлялась от таких разрушительных подсистем.

Антропоморфизм (человек есть мера всего) заключается в том, что стратегия экономики исходит из генетических мотивов поведения живых существ, таких как максимальное размножение, экспансивность, борьба за выживание на фоне постоянного дефицита ресурсов, чувство принадлежности к своей стае, борьба с конкурентами, альтруизм в рамках своей стаи (корпоративная солидарность). Неуправляемая рыночная экономика ориентированна на эгоистическое получение максимальной прибыли в сроки, привязанные к жизненному циклу человека.

Развитыми странами считаются те, которые достигли высокого уровня потребления. Этот антропоморфный критерий является следствием «голодного» мышления, когда представление о благополучии ассоциировалось с толщиной живота вельможи. Для истощенного организма наращивание биомассы до определенной величины может служить показателем здоровья, но превышение веса начнет приносить одни неприятности.

Для биосферы развитие - это не рост потребления, а совершенствование разнообразных механизмов адаптации, в том числе и отказ от потребления, например, анабиоз. И в экономической деятельности кроме прибыли необходимо также обеспечивать устойчивость, надежность, адаптивность.

Разум человека, хотя и не очень успешно, пытается корректировать генетические программы поведения внутри социума. Появилась мораль, этика, нравственность, религия, законодательство и пр. Однако по отношению к биосфере современная экономика продолжает оставаться безнравственной.

Итак, ноосферный путь развития может быть осуществлен только через науку и образование. Знающему человеку легче объяснить пагубность некоторых его инстинктов и генетических программ поведения. Следовательно, человечество должно отказаться от методов стохастического развития и использовать разум.

Кроме экологических конфликтов между человечеством и биосферой имеют место внутренние (социальные) конфликты. Социальные конфликты также могут привести к полной гибели (ядерная война) или вымиранию части человечества (голод, болезни, техногенные катастрофы). Современная западная экономическая модель не решила проблем всего быстро растущего человечества. Рыночная экономика смогла «накормить» только те страны, которые первыми стали на этот путь в своем регионе, сконцентрировав часть ресурсов «третьих стран», при этом, не сильно увеличивая численность своего населения (Европа, США, Япония). В человечестве возникли резкие диспропорции в уровнях потребления и развития, почти 5 млрд. человек живут в десятки раз беднее, чем США и Европа, и это в настоящее время угрожает устойчивости всего человеческого общества. В мире много сообществ осталось на уровне родоплеменного и феодального состояния и 75% населения Земли недоедает. В настоящее время более 10 млн. человек в год умирает от голода (страны Азии и Африки), Азия напрягает биосферу количеством едоков, а Запад - количеством и качеством потребляемого . Таким образом, Запад, решив локальную проблему своего благополучия, увеличил диспропорции в уровне жизни всего человечества. Возникла новая глобальная проблема, чреватая мировыми конфликтами «голодного» большинства с благополучным меньшинством.

Так как социальные конфликты чаще всего возникают на почве дефицита ресурсов, правильная экономическая деятельность может способствовать разрешению социальных проблем. Пока целью экономики является не сохранение биосферных ресурсов (этим занимается экология), а их потребление и распределение (политика, экономика). Пора наводить мосты между разными науками.

Утверждение, что рынок лучшим образом обеспечивает жизнедеятельность экономической системы, явно преувеличено. Капиталистический рынок существует около 300 лет, а феодальные тиранические, авторитарные системы с ограниченной внутренней конкуренцией существовали иногда тысячи лет.

В настоящее время «свободный» рынок, являясь эффективным средством наращивания производства и потребления, не заинтересован производить «общественные блага, обеспечивать социальные гарантии, игнорирует социальные и этические критерии справедливости при распределении ресурсов, создает социальную напряженность, коррупцию, рэкет. Стремление максимизировать прибыль отодвигает на задний план заботу о будущих поколениях и сохранении биосферы . Рыночные механизмы производства товаров и услуг приводят к разрушению среды обитания, автомобильным пробкам, социальному неравенству.

Современный капитализм убеждает общество в том, что конкурентная борьба совершенствует экономический механизм. Такое мнение опирается на преувеличенную роль борьбы за существование в биосфере. Например, подсистемы живых организмов (внутренние органы) почти не конкурируют. Конкуренция в биосфере происходит только между организмами, популяциями, видами и то не всегда. Имеют место симбиозы внутри вида, внутри колонии (муравьи, пчелы, бактерии), коллективная защита, коллективные действия, т.е. не только борьба, но и системный альтруизм. В рыночных взаимоотношениях также можно встретить альянсы, монополии, союзы, корпорации, подсистемы которых не конкурируют.

Если для всех 6 млрд. человек невозможно обеспечить потребление ресурсов по европейскому образцу без разрушения биосферы, то остаётся или перераспределять общечеловеческий продукт, или физически сокращать численность «голодающих». Однако у политиков в настоящее время нет способов реализации таких решений.

Высокий уровень потребления не может застраховать богатые страны от разрушения. Системы, приспособленные к существованию в условиях «изобилия» ресурсов, часто испытывают острую стагнацию при их ограничении. Опыт биосферы неоднократно демонстрировал факты, когда «суперпотребители» ресурсов вымирали в результате катастроф (например, динозавры и другие крупные животные), а мелкие и неприхотливые - выживали и занимали опустевшие экологические ниши . Предприятия в погоне за максимальной прибылью, исчерпав резервы, разорялись, кризисы капиталистического перепроизводства регулярно потрясают мир. Однако отшельник, живущий натуральным хозяйством, может не заметить экономического кризиса, а разорившийся миллионер покончит жизнь самоубийством. Аборигены Австралии пережили многие империи, только вмешательство Западной цивилизации может их погубить, как, например, американских индейцев. На длинной дистанции спринтеры уступают стайерам. Будущая экономическая наука должна изменить критерии развития и провозгласить принцип ограниченного потребления возобновляемых ресурсов планеты.

Рассмотрим основные тенденции развития мировой экономики. Глобализация привела к взаимозависимости экономик всех стран. Экономические системы научились сглаживать периодические кризисы. На передний план выходит соперничество между крупными монополиями и олигополиями на национальном и мировом рынках. Существование монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства и имеют возможность разрабатывать и внедрять научно-технические достижения, освобождающие человечество от биосферной зависимости.

В начале 21 века усиливается монополистический по своей природе государственный сектор. Государство не способно контролировать «свободную» деятельность миллионов предпринимателей, но совершенствует регулирование действий монополий (регулирует цены). Монополист имеет возможность не спешить поглощать биосферные ресурсы, он может прекратить наращивание ВВП без риска быть разорённым и осуществлять стратегию нулевого роста (если не будет расти численность населения). Очевидно, что поведение небольшого количества монополий (олигополии) государству контролировать легче, чем множество мелких «свободных» участников рынка. Можно предсказать усиление государственной деятельности в сфере сохранения биосферы, введение ограничений на эксплуатацию природной среды, усиление адаптивности к геокосмическим опасностям.

Большую роль приобретают вклады государства и частных фирм для финансирования образования, медицины, социальных нужд. Наблюдается тенденция к унификации экономических и политических систем. Появились бизнесмены, контролирующие научные знания и технологии. Мир начинает движение к экономике знаний и информационных технологий.

Как видно, наметившиеся сдвиги в мировой экономике разворачивают вектор развития. Однако, количество оставшихся проблем настолько велико, что обольщаться наметившимися положительными сдвигами не следует.

Существует, например, возможность доминирования монополий над государством. Корпорации всегда подкармливают чиновников (государство), а государство издает для них законы, определяя правила игры и арбитража. Складывающаяся ситуация выгодна пока странам «золотого миллиарда». Социальное неравенство Востока и Запада дезинтегрирует человечество, ослабляя адаптивные способности, усиливает вероятность кризиса.

Более медленно развивающиеся страны Востока, Азии, Латинской Америки, Африки пытаются увеличить ВНП часто за счет сокращения дохода на душу населения. В итоге с 1985 по 1989 среднедушевые доходы в 40 странах упали в 94 раза. Богатая 1/5 часть человечества потребляет в 61 раз больше, чем самая бедная 1/5 часть . В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимой для эффективного управления на демократической основе.

Примеры управляемой коэволюции богатых и бедных имеют место уже сегодня. Шведская модель государственного выравнивания уровня потребления населения («шведский социализм») заключается в прогрессивном налоге с прибыли. Богатые люди, фирмы, предприятия отчисляют в бюджет страны львиную долю своих доходов в виде налогов. Эти средства государство расходует на социальную сферу, т.е. для бедной части населения, сглаживая социальную напряженность, и, при этом, не подавляя частной предпринимательской инициативы. В отличие от централизованной советской экономики, где выравнивание доходов становилось демотивационным фактором, шведское государство через законы и налоговую систему осуществляет «насилие» над рынком, т.е. препятствует его стохастизму, гибко сочетая управление и самоорганизацию. Растет значение централизации в управлении, возвращается регулируемая экономика, демонстрируя тысячелетнюю живучесть.

Рассмотрев этот опыт и перенеся его на все человечество, мы приходим к идее мирового государства, где подсистемами будут национальные государства, выплачивающие прогрессивный налог в общечеловеческий бюджет. Эти средства должны идти на защиту человечества от социальных потрясений, экологических и космических катастроф. Если не начинать действовать сегодня, завтра может оказать поздно. Осознанные действия всегда начинаются с науки, но нужны и политические механизмы ноосферного мышления.

Литература

1. Реймерс Н.Ф. Экология. – М.: Россия молодая, 1994.

2. Попов В.П., Крайнюченко И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы.- Ростов - на -Дону: СКЦВШ, 2003. (сайт holism. narod. ru)

3. Попов В.П. Инварианты нелинейного мира. – Пятигорск: Технологический университет, 2005. (сайт holism. narod. ru)

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация. Темпомиры. - СПб.: Алетейя, 2002.

5. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия): Учебник. / Под. Ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечеловой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

6. Насратуллин В.К. Неравновесная экономика. - Уфа.: Восточный университет, 2004.

7. Иванов О.П. Глобальные экологические проблемы и эволюция. / Глобализация: синергетический подход - М.: РАГС, 2002.

8. Пороховский А. XXI век и экономическая теория: мировые тенденции в Российской реальности. // РЭЖ 99. №11, с. 71-75.

9. Иноземцев В.Л. Пределы догоняющего развития. – М.: Гардарики, 2000.13.

В.П. Попов, И.В. Крайнюченко, Экономика 21 века // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15175, 19.03.2009


Во все времена международная обстановка оказывала существенное влияние на развитие экономики любой страны. В наступившем столетии, по крайне мере в его первые десятилетия, данное влияние будет определяться в основном следующими ее особенностями.

Многополюсность. Уже в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века начал складываться каркас многополярного мира, который в ближайшей перспективе укрепится и станет более совершенным. Эпоха господства сверхдержав, а сегодня к ним относится только США, окончательно завершится. Действительно, Америка всегда выставляла благоприятную для себя систему (включая экономику, финансы, права человека и т.д.) в качестве мирового стандарта и навязывала ее другим странам. Однако время, когда она внедряла свои правила в такие организации, как МВФ, Всемирный банк, ВТО и даже ООН и благодаря этому фактически управляла остальным миром, безвозвратно уходит.

Полюса новой структуры мира составят, по всей видимости, США, Европейский союз, Китай, Россия и Япония, именно они будут играть как минимум до середины наступившего столетия руководящую роль в решении международных вопросов. Достижение баланса между полюсами, а следовательно, и благополучия в мире возможно за счет их взаимоскоординированности. Ключевые моменты - мирное сосуществование, взаимозависимость, взаимовыгода и взаимоблагоприятствование. Это позволит значительно снизить вероятность трений и разногласий.

Усиление роли экономики. Ее место в международных отношениях станет более заметным. Будет происходить взаимопереплетение экономики и политики, что найдет выражение в попытках достижения политических целей путем применения экономических рычагов, а также в стремлении к еще большей экономической эффективности за счет использования политической тактики. Однако в конечном счете, каждый полюс будет отстаивать свои стратегические интересы.

В данных условиях взаимодоверие на международной арене необходимо строить на основе взаимоблагоприятствования и взаимовыгоды в экономике и торговле. Без этого затруднительно продолжение политических отношений. Если же отсутствует доверие в политике, то торговые и экономические связи развивать нелегко. Вот почему в XXI в. так важна нормализация внешних торгово-экономических и политических отношений.

Особенно это актуально в рамках пары США, самое большое государство-дебитор (внешний долг составляет приблизительно 1 трлн.долл.), и Япония, крупнейшее в мире государство-кредитор (заграничный капитал приблизительно также составляет 1 трлн.долл.). В предстоящие годы можно ожидать продолжительного и ожесточенного противостояния между американской и японской моделями экономики, торговли и финансовой политики. Борьба за стратегические экономические интересы между ТНК Америки, Японии и Европы и инициируемые ими региональные политические противоречия или военные конфликты - все это в полной мере подтвердило, что экономика и финансы в международных отношениях неразделимы.

Глобализация. Благодаря международному разделению труда и научно-техническому прогрессу экономическая и финансовая глобализация непрерывно углубляется и развивается. Но этот процесс чреват и негативными последствиями. Конечно, финансовый рынок как явление будет существовать и в следующем столетии. Однако огромный свободный капитал (ежедневный оборот составляет свыше 2 трлн долл.) будучи его важной составной частью служит лишь для стимулирования «погони за доходом» и не имеет ничего общего с торговлей и обычными капиталовложениями. Это неизбежно послужит фактором нестабильности всей экономической системы, катализатором больших и малых финансовых потрясений или кризисов.

К середине 80-х годов стремительное развитие ТНК привело к переменам в мировой хозяйственной системе и международной торговле: рыночная экономика достигла невиданных ранее успехов, расширилась сфера ее функционирования. ВТО подняла на качественно новый уровень степень интернационализации торговли, инвестиций и обслуживания. Новый этап научно-технической революции, в основе которого лежат информационные технологии, повысил эффективность рыночных преобразований и ускорил глобализацию. Благодаря появлению оптоволоконных сетей резкий скачок совершили средства коммуникации, и возникла «электронная коммерция». Ее эффективность - сила, которую невозможно остановить, поэтому «электронная коммерция» достигнет новых высот.

Хотим мы или не хотим, процессы глобализации глубоко проникают в жизнь всех стран. Думается, что в предстоящие годы они, несмотря на установление целого ряда ограничительных законов, только усилятся. Важную роль в этом сыграют ТНК, которые в данной ситуации за счет гибких механизмов встраивания служат добавочными мостиками между национальными хозяйствами. В целом глобализация экономики стимулирует развитие общества, но одновременно ведет к несправедливости и неравноправию.

Валютная двухполюсность. Вместе с началом хождения евро (1 января 1999 г.) в международной денежной системе образовалось два полюса. Евро стал второй по значению после доллара мировой валютой. По уровню реальной силы (покупательной способности), степени увязки с внешнеэкономической деятельностью и торговлей, продвижению на финансовом рынке эти денежные единицы очень близки. Поэтому они будут играть одинаково важные роли и окажут огромное влияние на развитие всего мирового хозяйства. Действительно, страны, где имеет хождение евро, по удельному весу в мировой торговле опередили США. Причем у них наблюдается активное, а не пассивное, как было в течение длительного времени в Америке, сальдо. Некоторые специалисты предсказывают, что в предстоящие 10 лет Европа догонит Америку по уровню технического развития.

Однако финансовое объединение вовсе не означает объединения в экономике, тем более политического единства во всем. В частности, среди стран, принявших евро, пока существуют некоторые неразрешенные проблемы. Более того, одно из ведущих государств ЕС - Великобритания - пока не присоединилось к ним. В целом противоречия между Европой, Америкой и Японией в сферах финансов, экономики и торговли не могут бесследно исчезнуть. Поэтому в большинстве западных транснациональных экономических организаций сложится ситуация взаимного противостояния трех данных сил.

Конечно, глобальная финансовая система глубоко укоренилась и трудно поддается изменению. И все же думается, что в XXI в. международная валютная система будет подвергнута реструктуризации, на смену старым законам придут новые. Все это повлияет на структуру и состав валютных запасов, размещение средств во внешней торговле и суммы инвестиций.

Дальнейшая интернационализация торговли. Образование ВТО во многом было обусловлено интересами транснациональных компаний. Еще одна причина - необходимость продвигать интернационализацию в сферах торговли, инвестиций и обслуживания на качественно новый уровень. В настоящее время система положений и законов ВТО разрабатывается очень быстро. Их число велико; они отвечают экономическим и торговым интересам всех вошедших в эту структуру стран.

Экология. В XXI в. экспорт многих других стран столкнется с различного рода ограничениями, содержащимися в международных договорах, что усложнит условия функционирования экономики. Это во многом обусловлено тем, что необходимо не только удовлетворять потребности эпохи, но и думать о том, чтобы не навредить будущим поколениям, дать человечеству возможность дальнейшего развития. Отсюда усиленное внимание к экологии, рациональному использованию природных ресурсов.

Ситуация с окружающей средой выдвигает все более строгие требования к производству и торговле, делая обязательными меры по ее охране. Например, когда был утвержден международный договор об охране озонового слоя атмосферы, развитые страны дали согласие на остановку соответствующих производств и сокращение сроков годности многих материалов, окончив все необходимые мероприятия в 1994-1996 гг. Завершение большинства ограничительных программ запланировано к 2010 г. Они затронут производство различного рода пенистых материалов, растворителей, чистящих средств и других товаров.

Условия жизни и развития человечества стали предметом особого внимания и проблемой, которую в новом столетии стараются решать повсеместно. В будущем экологически чистые продукты питания и промышленные товары, экологически чистое производство и оборудование и другие вопросы станут основным содержанием международного сотрудничества в экономике, торговле и обмене технологиями. Если сейчас экологически чистые продукты занимают 8% объема мировой торговли, то уже в ближайшей перспективе их удельный вес должен достичь 100%. Поэтому планы по развитию и планы по охране окружающей среды предоставляют мировой торговле прекрасную возможность реализоваться.

Наиболее заметным мероприятием в области экономики стало установление "плоской" шкалы налогообложения. Если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всех, независимо от получаемых доходов, была установлена единая ставка уплаты налогов – 13%. Кроме того, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель расширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма", на основе которого был создан орган финансовой разведки – Комитет по финансовому моторингу.

В 2001 г. были приняты новые Земельный и Трудовой кодексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграрных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государственной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, касающихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.

К 2003 г. было восстановлено доверие населения к банковскому сектору, подорванное кризисом 1998 г. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов населения.

Одним из приоритетов В. В. Путина явилось "равноудаление олигархов" от социально-экономических и политических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от политической деятельности, перераспределение их собственности, была предпринята попытка создать равные правила для всех участников хозяйственной деятельности, повысить социальную ответственность крупного бизнеса.

В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счет сырьевой составляющей. Попыткой преодоления "сырьевого крена" экономики явилось создание государственных корпораций: авиационной, судостроительной, "Роснано", "Ростехнология", "Росатом" и др. Они преследовали цель технологического обновления экономики на основе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.

В феврале 2008 г. на заседании Госсовета В. В. Путин озвучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название "План Путина". По нему к 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей необходимо добиться четырехкратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, модернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.

Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситуация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гг. и заработавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обеспеченность населения.

Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000–2008 гг., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз – со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 г. до 1290 млрд долл. – в 2007 г. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличился в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза – с 158,4 до 44,1 млрд долл.

В 1999–2007 гг. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфляции, возросшей в 2000–2007 гг. в 2,5 раза.

В то же время страна сталкивалась с трудностями и проблемами. Продолжалось падение численности населения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не произошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.

Экономическая программа, которая стояла в России на повестке дня в начале XXI века, включала необходимость завершения структурной перестройки экономики, формирования рыночных институтов, создания благоприятного инвестиционного климата, дальнейшей капитализации экономики. Это должно было работать на достижение стратегической цели – завершение перехода к современной рыночной экономике, но с эффективным государственным регулированием.

Россия должна была войти в мировой рынок как адекватный участник. Для этого на российском рынке происходили крупные структурные преобразования. Были созданы крупные компании с высоким уровнем капитализации, которые могли бы стать локомотивами российской экономики и конкурировать на международном рынке в условиях глобальной экономики. К их числу относились «Газпром» и «Роснефть». Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей. Появились «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация» госкорпорации «Росатом», «Ростехнологии», «Роснано» и т.д. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в стратегических отраслях.

Эффект от девальвации рубля 1998 г., защищавший отечественное производство от импорта, привел к экономическому росту. Только с 1999 г. по 2005 г. реальный ВВП страны вырос на 48%. Подъему также способствовала налоговая реформа.Снизиласьналоговая нагрузка на предприятия, для малого бизнеса и АПК вводилось упрощенное налогообложение. Для населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». В немалой степени экономический рост был обеспечен повышением платежеспособного спроса населения. Доходы жителей страны росли опережающими темпами. Постоянно увеличивались зарплаты, пособия и пенсии.

Благоприятная рыночная конъюнктура помогла улучшить финансовое положение страны. На 1 января 2000 г. внешний долг органов государственного управления РФ составлял 68% ВВП (133,2 млрд. долларов), золотовалютные резервы России оценивались в 12,5 млрд. долларов. Благодаря тому, что государству удалось вернуть контроль над топливно-энергетическими предприятиями, доходы от высоких мировых цен на нефть стали поступать в бюджет страны. В 2004 г. появился Стабилизационный фонд, в котором уже в 2008 г. имелось более 150 млрд. долларов. В 2012 г. Россия вступила в ВТО как полноценный участник мирового рынка. На 1 января 2015 г. внешний долг органов государственного управления РФ составил 54,4 млрд. долларов (2,5% ВВП). Золотовалютные резервы России на начало 2015 г. составили 386 млрд. долларов. Зависимость от иностранных кредиторов исчезла.

Аграрная политика характеризовалась нарастанием государственной поддержки. В сентябре 2001 г. был принят новый Земельный кодекс, который закрепил право частной собственности на землю и определял механизм ее купли-продажи. В 2006 г. был принят Закон о развитии сельского хозяйства РФ, установивший основные цели, принципы аграрной политики, меры по ее реализации. В 2010 г. была принята Доктрина продовольственной безопасности РФ, поставившая цель – достижение продовольственной независимости страны.

Модернизации подверглась социальная сфера. Началась пенсионная реформа, в ходе которой распределительная система начисления пенсий была заменена страховой, граждане получили возможность распоряжаться средствами накопительной части пенсии. В январе 2002 г. введен новый Трудовой кодекс. Летом 2002 г. была начата реформа ЖКХ цель которой состояла в переходе на рыночные основы. В 2005 г. была проведена монетизация льгот – натуральные льготы заменялись денежной компенсацией.

В 2006 г. было объявлено о программе стимулирования рождаемости (увеличение выплат, родовые сертификаты, материнский капитал, модернизация учреждений здравоохранения и т.д.). Благодаря мерам по снижению смертности и поддержке рождаемости в России в 2013 г. впервые с 1993 г. начался естественный прирост населения.

В системе образования началось внедрение ЕГЭ, в вузах начался переход от специалитета к бакалавриату и магистратуре. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон об образовании. В сложном положении остается наука. Для вывода ее из кризиса в 2013 г. началась реформа Российской Академии наук.

В духовной сфере главным достижением стала идейная консолидация общества. В качестве основы для сплочения нации рассматривались патриотизм, отечественная история, религия. В массовом сознании перестали доминировать идеи о превосходстве Запада. С воодушевлением в обществе было воспринято воссоединение Крыма с Россией.