Российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее - Порядок). Документ вступил в силу с 10 марта 2010 г. Порядок разъясняет и уточняет положения ст. ст. 83, 84 и 85 НК РФ, которыми установлены названные выше обязанности налогоплательщиков.
Начало действия документа - 10 марта 2010 г. Поскольку он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2010 г.).
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ каждая организация, имеющая обособленные подразделения на территории Российской Федерации, должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого такого подразделения, если она не состоит на учете в этом налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Постановка на учет данной организации осуществляется на основании заявления, которое подается в указанный налоговый орган в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем, если организация уже состоит на учете по какому-либо из оснований, указанных в Налоговом кодексе, постановка на учет осуществляется в соответствии с поданным сообщением в письменной форме. Основание - п. 2 ст. 23 НК РФ.
Примечание. Налоговым кодексом определено, что постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляются бесплатно. Об этом сказано в п. 6 ст. 84 НК РФ.
В п. 1 Порядка разъяснено, что заявление о постановке на учет подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (в ред. Приказа ФНС России от 15.02.2010 N ММ-7-6/54@). Одновременно с заявлением организация должна представить копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации. Если организация встает на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), то она представляет также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве). Если организация встает на учет по месту нахождения иных обособленных подразделений, она прилагает копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (например, копию положения об обособленном подразделении или распоряжения (приказа) о его создании - при наличии таких документов). Все копии должны быть заверены в установленном порядке и представлены в одном экземпляре.
При постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения все необходимые документы в общем порядке подаются непосредственно в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Однако в некоторых случаях их можно подавать и в налоговый орган по месту нахождения организации. Такие случаи предусмотрены в п. п. 2 и 3 Порядка.
Так, п. 2 Порядка касается организаций, которые открывают филиалы или представительства и не состоят на учете в налоговых органах по месту их нахождения ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Правилами, изложенными в названном пункте, могут воспользоваться организации при представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, следующих документов, содержащих сведения о филиале (представительстве):
Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001);
Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001);
Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);
Уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).
Примечание. Формы N N Р11001, Р12001, Р13001 и Р13002 утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Справка. Налоговый кодекс об обособленном подразделении
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления данной организацией деятельности через обособленное подразделение.
Одновременно с названными документами в тот же регистрирующий (налоговый) орган организация подает заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет. Таким образом, все документы представляются в один регистрирующий (налоговый) орган по месту регистрации организации. На следующий рабочий день после дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет в электронном виде эти сведения и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации.
В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Пример 1. ООО "Импульс", состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
ООО "Импульс" подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.
После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО "Импульс" направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.
В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.
Постановка таких организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, которые организации, открывающие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. В этом подпункте сказано, что такие сообщения все организации обязаны подавать в налоговые органы по своему местонахождению в течение месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).
Сообщение подается по форме N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации", которая утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации". При направлении в налоговый орган по своему месту нахождения такого сообщения организация может приложить копии документов, подтверждающих создание данного обособленного подразделения (при наличии этих документов).
Примечание. Налоговый орган по месту нахождения организации не позднее следующего рабочего дня после получения документов о создании обособленного подразделения обязан направить их в налоговый орган по месту нахождения указанного подразделения для постановки на учет.
В п. 4 Порядка уточняется норма абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ. Она касается организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Согласно этому абзацу таким организациям разрешено вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Налоговый орган организация выбирает самостоятельно. О своем выборе она должна письменно сообщить в налоговый орган, который был выбран для постановки на учет обособленных подразделений. Сообщение направляется по форме КНД 1111051, которая утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@. На основании этого сообщения осуществляется постановка на учет организации в данном налоговом органе.
Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Правила, изложенные в п. 4 Порядка, предусмотрены для организаций, которые осуществляют постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения вновь созданных обособленных подразделений. Вместе с тем по этим же правилам можно поставить на учет обособленные подразделения, созданные до вступления в силу Приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н и состоящие на учете в разных налоговых органах на территории одного муниципального образования. Об этом говорится в п. 7 Порядка. Если организация решит это сделать, она также должна направить в выбранный налоговый орган письменное сообщение. Причем следует учитывать, что этот налоговый орган поставит на учет каждое обособленное подразделение организации только после того, как получит сведения о снятии их с учета по месту прежней постановки на учет.
Постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения производится налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о постановке на учет по форме N 1-2-Учет или сообщения организации по форме N С-09-3. В этот же срок налоговый орган обязан выдать представителю организации лично или направить заказным письмом уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет, которая утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.
Постановка на учет организации в налоговом органе, выбранном для постановки на учет обособленных подразделений, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о снятии с учета этой организации в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет. Сведения о снятии организации с учета должны быть переданы в соответствующий налоговый орган не позднее следующего рабочего дня после даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).
Пунктами 6 и 7 Порядка определены даты постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:
Дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве) - для филиала (представительства);
Дата создания иного обособленного подразделения, указанная в заявлении о постановке на учет или сообщении, - для иного обособленного подразделения.
Датой постановки на учет организаций, обособленные подразделения которых ранее были зарегистрированы в разных налоговых органах, является следующий календарный день после дня внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.
Снятие с учета организаций по месту нахождения обособленного подразделения регламентируется п. п. 9, 10 и 12 Порядка. Так, организация снимается с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности (закрытия) этого обособленного подразделения. В подобной ситуации организация должна подать заявление по форме N 1-4-Учет. Налоговый орган снимает с учета такую организацию в течение 10 рабочих дней со дня подачи данного заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). В такой же срок налоговый орган должен выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.
Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).
В п. 10 Порядка разъясняются правила, согласно которым снимается с учета организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и принявшая решение зарегистрировать их в одном налоговом органе. Такая организация должна сняться с учета в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений. Налоговый орган обязан снять организацию с учета в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения из налогового органа, который организация выбрала для постановки на учет всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации либо направить заказным письмом уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.
Пример 2. ЗАО "Альбатрос" имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.
ЗАО "Альбатрос" решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте - в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.
Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.
Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.
Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.
Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:
По решению регистрирующего органа;
В связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;
В связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Снятие указанных организаций с учета в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений производится не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений (содержащихся в ЕГРН) о снятии их с учета из налогового органа по месту нахождения этих организаций. В этот же срок налоговые органы обязаны выдать (направить заказным письмом) организациям уведомления о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организаций по месту нахождения обособленного подразделения является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации обязаны также вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Постановка на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Примечание. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы ГИБДД обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Постановка на учет организаций по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют регистрацию транспортных средств.
Налоговый орган должен поставить на учет организацию по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений от соответствующих органов. В этот же срок он должен выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет. Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@. Датой постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, указанной в полученных сведениях.
Указанные выше органы сообщают также о регистрации прекращения прав на недвижимое имущество и о снятии с учета транспортного средства.
В течение пяти рабочих дней со дня получения названных сведений налоговые органы снимают организацию с учета в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данной организации сведения о регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства. В этот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.
Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по данному основанию является указанная в сведениях, переданных соответствующими органами, дата:
Государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;
Снятия с регистрационного учета транспортного средства.
Примечание. В дальнейшем при получении от соответствующих органов сведений о недвижимом имуществе и (или) транспортных средствах в отношении организаций, которые уже состоят на учете по указанным основаниям, налоговый орган самостоятельно фиксирует такие сведения.
В п. 12 Порядка изложены правила снятия с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств при реорганизации, ликвидации организации, исключения ее из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа и другим основаниям, перечисленным в этом пункте. Снятие с учета организации в перечисленных случаях осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений, содержащихся в ЕГРН, о снятии организации с учета из налогового органа по месту нахождения организации. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Организация, которая ведет деятельность через обособленное подразделение без постановки на учет или без уведомления об этом налоговой инспекции по месту нахождения организации, может быть привлечена к налоговой и административной ответственности. Налоговая ответственность установлена ст. ст. 116, 117 и 126 НК РФ, административная ответственность - ст. ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ. Виды нарушений и размеры штрафов представлены в таблице.
Таблица. Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет
Правонарушение |
Налоговая ответственность |
Административная |
|
согласно |
согласно |
||
Нарушение |
В размере: |
От 500 |
|
Ведение деятельности |
В размере: |
От 2000 |
|
Несообщение сведений |
От 300 до 500 руб. |
размер шрифта
ПРИКАЗ Минфина РФ от 05-11-2009 114н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ СНЯТИЯ С УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКИХ... Актуально в 2018 году
31. Снятие с учета в налоговых органах нотариуса, адвоката осуществляется соответственно на основании сведений, сообщенных органами, организациями, указанными в пунктах и статьи 85 Кодекса, о прекращении полномочий нотариуса, прекращении статуса адвоката.
Снятие с учета в налоговом органе нотариуса, адвоката по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах и статьи 85 Кодекса, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме, установленной ФНС России <*>.
Датой снятия с учета в налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, физического лица в качестве нотариуса (адвоката) является следующая дата, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах и статьи 85 Кодекса:
дата освобождения от должности нотариуса;
дата прекращения статуса адвоката.
32. В случае получения налоговым органом по месту нахождения принадлежавших физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства сведений о регистрации прекращения права на недвижимое имущество, о снятии с регистрационного учета транспортного средства, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, налоговый орган осуществляет учет таких сведений.
Снятие с учета физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется налоговым органом по месту нахождения принадлежавших физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о регистрации прекращения права на недвижимое имущество, о снятии с регистрационного учета транспортного средства, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данного физического лица сведения о регистрации права на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства.
При снятии с учета физического лица налоговый орган по месту нахождения принадлежавших физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства обязан в тот же срок выдать (направить заказным письмом) этому физическому лицу уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме, установленной ФНС России <*>.
Датой снятия с учета физического лица (датой прекращения учета сведений в отношении физического лица) в налоговом органе по месту нахождения принадлежавших физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса:
дата государственной регистрации прекращения права на недвижимое имущество;
дата снятия с регистрационного учета транспортного средства.
33. В случае смерти физического лица снятие его с учета в налоговом органе по месту жительства (за исключением основания, по которому это физическое лицо состоит на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя) осуществляется на основании сведений, сообщенных в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса органом, осуществляющим регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.
Снятие с учета в налоговых органах умершего физического лица, в которых это физическое лицо состоит на учете по иным основаниям, предусмотренным Кодексом (за исключением основания, по которому это физическое лицо состоит на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя), осуществляется не позднее следующего рабочего дня после дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта и переданных налоговым органом не позднее следующего рабочего дня после дня получения сведений, сообщенных органом, осуществляющим регистрацию актов гражданского состояния физических лиц.
Датой снятия с учета умершего физического лица является дата его смерти, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Не является отдельной структурой, имеющей свои обособленные права, обязанности и имущество. Индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, получившее право на предпринимательскую деятельность, поэтому правильнее говорить о снятии с регистрационного учета . И все же, это понятие используется довольно часто, поэтому далее мы так и будем говорить о закрытии ИП.
Все основания, по которым физическое лицо может прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, приводятся в статье 22.3 :
В этой статье мы рассмотрим закрытие ИП по его заявлению, и ситуацию, когда индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом.
На первый взгляд, пошаговое закрытие ИП по его заявлению выглядит очень простым:
На деле же при закрытии ИП возникает достаточно много вопросов, особенно в части исполнения бывшим предпринимателем обязательств перед бюджетом, фондами, работниками и партнерами. Давайте разберемся, как можно освободиться от статуса ИП с минимальными потерями времени и денег.
В идеале ситуация выглядит так: вы просто решили отойти от дел, и у вас полный порядок - что с отчетностью, что с партнерами, что с выплатами в бюджет и фонды. Все, что в этом случае необходимо - это сняться с учета во всех органах, куда вы на него вставали при регистрации ИП.
Такой вариант называют еще закрытием ИП без долгов, и начинать его надо с решения кадровых вопросов, если у вас были работники. Если ваши работники были приняты , то, по сути, они являются партнерами, оказывающими вам услуги, и прекращение отношений с ними оформляется так же, как и с другими контрагентами. Желательно провести акт сверки расчетов и убедиться, что на момент закрытия ИП все выполненные сотрудникам работы и услуги были приняты и оплачены вами.
Если же работники были приняты , то вы должны уведомить их о том, что планируете прекратить предпринимательскую деятельность. Основанием для расторжения трудового договора будет «прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем» (ст. 81(1) ТК РФ). О том, что вы прекращаете предпринимательскую деятельность, надо письменно сообщить не только работникам, но и в территориальную службу занятости за две недели до закрытия ИП. Что касается компенсаций работникам в виде выходного пособия, то ИП выплачивает их добровольно, и только если такое условие было прописано в договоре с работником.
Если вы применяли в своей деятельности кассовый аппарат, то его нужно снять с учета. Эта процедура прописана в пп. 81-88 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина от 29.06.2012 № 94 н. Регламент позволяет ФНС самостоятельно снимать ККТ с учета после исключения предпринимателя из ЕГРИП, но лучше уточнить этот вопрос в вашей налоговой инспекции .
Далее, нужно закрыть расчетный счет, если он был у вас открыт. Хотя у ИП нет обязанности закрывать расчетный счет при снятии с учета, вы все равно не сможете им пользоваться в целях, не имеющим отношения к предпринимательской деятельности. Кроме того, приходится платить, поэтому в ваших же интересах обратиться в свой банк с заявлением о расторжении договора на банковское обслуживание. Банк выдаст оставшуюся на счете сумму или переведет ее по указанным вами реквизитам. Самостоятельно сообщать о закрытии расчетного счета в ПФР, ФСС и налоговую инспекцию с мая 2014 года уже не требуется, эта функция возложена на банки.
Осталось только свериться с контрагентами, налоговой и фондами, то есть подтвердить, что на момент закрытия ИП у вас не осталось непогашенных задолженностей. На самом деле, проводить такую сверку вы не обязаны ни с бюджетом, ни с партнерами, но сделать это рекомендуем, чтобы избежать каких-либо ошибок в учете, которые потом могут довести до судебных разбирательств.
После того, как вы получите документы, подтверждающие снятие вас с регистрационного учета, надо будет в течение пяти дней сдать налоговую декларацию, соответствующую выбранному режиму.
Закрытие ИП в ситуации, когда бизнес не пошел, и предприниматель не может оплатить страховые взносы даже за себя, можно назвать вынужденным. Сняться с регистрационного учета имеет смысл, хотя бы ради того, чтобы прекратилось дальнейшее начисление взносов. Что касается любых задолженностей физического лица, полученных в результате неэффективной предпринимательской деятельности, то здесь есть два важных момента:
Действовать при закрытии ИП с долгами надо так же, как мы рассмотрели выше: уволить работников; закрыть расчетный счет; снять с учета кассовый аппарат; подать в налоговую инспекцию заявление по форме № Р26001 и квитанцию об уплате пошлины; сдать отчетность; получить уведомление о снятии с учета и выписку из ЕГРИП.
Что делать с долгами? Хорошо бы, конечно, погасить их как можно раньше, потому что по вступившему в силу судебному решению взыскание будет распространяться на все имущество предпринимателя, в том числе и то, которое не применялось им в бизнесе, или было приобретено до его начала. В случае, когда сумма долга превышает 10 000 рублей, может быть применена и мера, запрещающая должнику выезд за границу РФ.
Обратите внимание - существует перечень имущества, забрать которое за долги физического лица невозможно. Приводится он в статье 446 ГПК РФ, и в нем указаны: единственное жилье должника и земельный участок, на котором оно находится (за исключением предмета ипотеки); предметы обычной домашней обстановки и обихода; вещи индивидуального пользования; домашний скот и постройки и др.
Если ваш контрагент настроен решительно, то судебные разбирательства могут длиться в пределах обычного срока исковой давности в три года. По взносам и налогам ситуация следующая:
Так что долги, оставшиеся от предпринимательской деятельности, могут напоминать о себе после закрытия ИП дольше трех лет. Кстати, все документы, касающиеся бизнеса, надо хранить 4 года, а налоговая инспекция может устроить проверку вашей деятельности за период трех лет, предшествующих снятию с учета.
Банкротство ИП может стать выходом в ситуации, когда долгов очень много, и отдавать их в данный момент нечем. Сама эта процедура потребует значительных средств (от 200 тыс. руб. для вознаграждения услуг конкурсного управляющего) и не менее шести месяцев по времени.
Имущество предпринимателя, которым он владел на момент банкротства (за исключением указанного в ст. 446 ГПК РФ), будет распродано для погашения имеющихся обязательств в порядке очередности: долги по зарплате, по налогам и сборам, прочие кредиторы. Если на погашение всех долгов имущества не хватило, то банкротство прекращает все оставшиеся требования кредиторов, кроме требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и о взыскании алиментов. Бывший индивидуальный предприниматель может через год после признания его банкротом снова пройти регистрацию в качестве ИП и начать новый бизнес.
Начать процедуру банкротства можно, имея долги уже от 10 тыс. рублей, которые ИП не в состоянии погасить дольше трех месяцев (ст. 33 закона № 127-ФЗ «О несостоятельности), но вести процесс самостоятельно не получится. Чтобы узнать специфику банкротства в конкретном случае, надо обращаться к узкоспециализированным юристам, т.к. здесь есть много важных нюансов.
Главное - начинать процесс банкротства надо, будучи еще в статусе ИП, иначе в иске будет отказано, а взыскание долгов будет проходить как с обычного физического лица (с возможностью преследования кредиторами сроком более трех лет).
Внимание! Этот материал о том, как снять кассу с учёта в налоговой . Если вас интересует как снять у кассы Z отчёт (регулярное снятие кассы), нажмите !
Предпринимательская деятельность далеко не всегда проста и безоблачна. Иногда случается и так, что приходится сворачивать бизнес, а все рабочее оборудование складировать в дальний угол. Но если прилавки, мебель, компьютеры и прочее можно просто спрятать подальше или попытаться перепродать, то с контрольно-кассовой техникой поступать нужно иначе.
Прежде чем окончательно убрать ее на полку или выставить на продажу, необходимо провести ее снятие с учета в налоговой инспекции.
Причем поступать так нужно не только в случае закрытия бизнеса, но и в некоторых других ситуациях. Разберем эту тему подробнее.
Необходимость полного снятия контрольно-кассовых машин с учета в налоговых органах или их перерегистрация может возникнуть при самых разных обстоятельствах. Это может быть:
Снимать кассы с учета в налоговых органах необходимо независимо от того, что послужило причиной прекращения их применения. Нужно помнить о том, что данные о каждом используемом фискальном регистраторе или кассовом аппарате есть в базе налоговой службы. А раз так, то значит они в обязательно порядке должны подвергаться регулярному техническому обслуживанию и своевременной .
Если касса не снята с учета, представители налоговой инспекции могут в любой момент заглянуть с проверкой на предмет правильной выдачи кассовых чеков покупателям или потребителям услуг.
Особенно это касается индивидуальных предпринимателей, поскольку именно их в случае чего проще всего найти (по месту жительства, указываемом при постановке ИП на учет в ИФНС). Самое неприятное будет, если представитель организации или индивидуальный предприниматель не сможет ответить на вопрос о том, где находится контрольно-кассовая техника, зарегистрированная на его компанию.
Ну и конечно, стоит помнит о том, что не сняв кассу с учета в налоговой службе, ее не удастся продать или подарить.
Если говорить коротко, то процесс снятия ККМ с налогового учета происходит в несколько этапов:
Если все сделано по порядку и правильно, то сам процесс снятия кассы с учета займет не более получаса.
Основной смысл операции по снятию кассы с регистрации в налоговых органах заключается в том, чтобы они могли проверить, насколько соответствует информация в кассовом журнале по отношению к сведениям фискальной памяти, а также последующей дезактивации аппарата, и передачи данных ЭКЛЗ на хранение. Здесь необходимо отметить, что строгой регламентации этой процедуры нет, поэтому каждый регион РФ по-своему регулирует данный процесс.
Прежде чем отправляться в территориальный отдел налоговой службы, нужно уточнить, какие именно требования предъявляет к процедуре снятия кассы с учета именно тот отдел ИФНС, в котором она была зарегистрирована.
Внимание! Иногда налоговики требуют, чтобы снятие фискальных отчетов с контрольно-кассовой техники проводилось только в присутствии их представителя. В этом случае нужно заранее договариваться с инженером из центра технического обслуживания о том, чтобы он мог в определенное время подъехать в налоговую. ИП или сотруднику компании, подающей заявление на снятие ККМ с регистрации, надо иметь с собой все необходимые документы и саму кассу.
Следует отметить, что не все территориальные инспекции так строго относятся к данному процессу. Некоторые не требуют привозить к ним кассовые машины и приглашать технического специалиста, они ограничиваются проверкой документов, главное в которых – корректное оформление и резолюция сертифицированного технического центра.
В еще более упрощенных схемах работники обслуживающих центров самостоятельно снимают блок ЭКЗЛ и собирают все документы для снятия кассы с учета в налоговой. При этом собственнику кассовой машины нужно всего лишь лично подъехать в налоговую с заявлением или отправить туда представителя с доверенностью. Сделать это надо либо в тот же день, либо, если это установлено в правилах местной территориальной налоговой инспекции – в трехдневный срок.
Перед тем, как снимать кассовый аппарат с налогового учета, необходимо убедиться в том, что вся налоговая отчетность на текущее время сдана своевременно, никаких долгов перед налоговиками нет, все счета со стороны обслуживающей технику организации оплачены.
Кроме того, не лишним будет еще раз проверить правильность занесения информации в журнал кассира-операциониста, и проверить журнал технического обслуживания.
После того, как все необходимые предварительные проверки и операции проведены, пора приступать к формированию пакета документов для налоговой. В него входит несколько важных документов, без которых снятие кассы с регистрации невозможно. Вот перечень этих документов:
Последние два документа не обязательны, но в некоторых случаях инспектор налоговой службы может попросить их для полноценного анализа сведений по ККМ.
От сотрудника обслуживающего центра, налоговики потребуют:
После того, как все вышеперечисленные документы будут отданы специалисту налоговой инспекции, и процедура снятия кассы с учета будет завершена, с кассовым аппаратом можно делать все, что заблагорассудиться: продать, сдать в аренду, отдать в комиссионный отдел технического центра, подарить, просто поставить в угол. Однако стоит помнить, что если модель кассы вычеркнута из госреестра, дальнейшее её использование будет невозможно. В этом случае кассу можно только выбросить.
Снятие ККТ с учета в налоговой 2017 - проблема, с которой могут столкнуться предприятия, использующие кассовый аппарат в расчетах с клиентами. Давайте вместе разберемся в нюансах процедуры.
Кроме традиционных причин для снятия с учета кассового аппарата (их мы рассмотрим ниже), с июля 2017 года подлежат снятию с учета все кассовые аппараты старого образца с целью замены на работающие в онлайн-режиме. Об этом говорят положения закона «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, не допускающие работу на кассе, которая не соответствует установленным техническим требованиям.
Поэтому если на 01.07.2017 за предприятием числится такая ККМ, а оно не предприняло никаких мер по приобретению и установке новой техники, налоговики не только снимут ее с учета в одностороннем порядке, но и могут наложить штраф в соответствии с п. 4 ст. 14.5 КоАП. Разъяснения по этому вопросу ФНС предоставила в письме от 19.06.2017 № ЕД-4-20/11625@.
Узнайте о допущенных к использованию ККМ в 2017 году из материала .
В то же время ФНС не обошла вниманием тот факт, что у многих предприятий наблюдаются объективные сложности в получении фискальных накопителей от поставщиков. В такой ситуации инспекция (письмо ФНС от 20.06.2017 № ММВ-20-20/96@) временно разрешила использовать старые ККМ. При этом на руках у вас должен находиться своевременно заключенный договор на приобретение онлайн-кассы в подтверждение того, что ее отсутствие - не результат вашего бездействия.
Если же снятие ККТ с учета обусловлено иными причинами (хищение, порча, передача другим лицам), потребуется инициатива владельца. Обратиться в налоговую по вопросу снятия с регучета онлайн-кассы можно несколькими способами:
Пакет необходимых документов вне зависимости от способа передачи будет одинаковым:
Указанный перечень документов согласно регламенту, утвержденному приказом Минфина РФ от 29.06.2012 № 94н, является исчерпывающим. В отличие от старой процедуры, ни журнала кассира-операциониста, ни актов осмотра от ЦТО, ни каких-либо иных документов предоставлять не нужно.
Подать заявление о снятии с учета кассы необходимо в течение 1 дня с момента обнаружения ее физического отсутствия (в результате кражи), неисправимой поломки или передачи иному предприятию.
Последовательность действий налогоплательщика и ФНС:
О том, как поставить на учет новую ККТ, прочитайте .
Главной проблемой, с которой может столкнуться предприятие, учитывая новый порядок постановки/снятия ККТ с учета, - это доступ в личный кабинет налогоплательщика. Для его обеспечения юрлицам необходимо приобрести ключ усиленной ЭЦП в сертифицированном центре, а также иметь специальное платное программное обеспечение на компьютере доступа. В связи с довольно высокой стоимостью программы, многие компании пока предпочитают проводить процедуру регистрации через поставщика оборудования.
С внедрением онлайн-касс процедура снятия с учета ККТ значительно упростилась и больше не требует участия центра ЦТО. Вместе с тем для самостоятельного решения этого вопроса владельцам ККТ придется обеспечить себе доступ к личному кабинету налогоплательщика на портале ФНС.