Смотреть страницы где упоминается термин сборщик налогов. Кто такой сборщик налогов? Что такое подать. Мытарь - кто это

Смотреть страницы где упоминается термин сборщик налогов. Кто такой сборщик налогов? Что такое подать. Мытарь - кто это

- государственный орган, орган местного самоуправления или другой уполномоченный орган и должностные лица, осуществляющие в случаях, предусмотренных НК, сбор (прием) средств от налогоплательщиков в уплату налогов (сборов) и перечисление их в бюджет. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах или сборах (ст. 25 НК).

В других странах под сборщиками налогов (налоговыми сборщиками) могут пониматься юридические лица и физические лица, на которые в соответствии с действующим налоговым законодательством возложена обязанность собирать налоги и сборы. В ряде стран данное понятие объединено с понятием «налоговые агенты».

В большинстве стран роль налоговых сборщиков выполняют налоговые учреждения, банки, государственные и частные предприятия и учреждения, а также физические лица. При удержании налогов с заработной платы, с выплат авторского вознаграждения, с доходов в виде дивидендов, процентов и роялти в качестве налоговых сборщиков (налоговых агентов) выступают предприятия, учреждения, банки. Они несут ответственность за полноту и своевременность удержания налогов, перечисление их в центральные или местные бюджеты. Такой порядок упрощает контроль со стороны налоговых органов за уплатой налогов и ускоряет поступление средств в казну. Сбором косвенных налогов, поимущественных налогов, налогов с доходов от работы по найму и некоторых других налогов занимаются казначейства и банки. В некоторых странах существует должность главного налогового сборщика. В США, например, им является комиссар службы внутренних доходов, подчиняющийся непосредственно министру финансов.

В СССР функции налоговых сборщиков выполняли предприятия, учреждения и организации, которые производили выплату заработной платы рабочим и служащим, заработков гражданам за временные и случайные работы, авторского вознаграждения литераторам и работникам искусств. При взимании налогов с других групп плательщиков в качестве сборщиков налогов выступали кредитные учреждения, сберегательные кассы, сельские Советы народных депутатов. Со вступлением в силу части первой НК понятия «налоговый сборщик» и «налоговый агент» разделены.

Еще по теме СБОРЩИК НАЛОГОВ (сборов):

  1. 6.1. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях
  2. 11.3.1. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов (сборов) и решений о взыскании налогов и сборов

В юридической литературе, а также в ведомственных документах налоговых органов часто используются такие понятия, как «сборщик налогов» и «налоговый агент». В то же время законодательного определения данных понятий не существует.
По мнению С. Пепеляева", отличие сборщика налогов от налогового агента состоит в том, что на налоговом агенте лежит обязанность рассчитать, удержать и перечислить налог в бюджет, а сборщик налогов, помимо этого, обязан требовать внесения сумм налога в свою кассу.
Понятие налогового агента широко используется по отношению к российским юридическим лицам, удерживающим налог на доходы иностранного юридического лица. В проекте общей части Налогового кодекса РФ2 также предлагается использовать понятие налоговый агент, а не сборщик налогов.
В то же время раньше под налоговым агентом понималось должностное лицо налоговой инспекции, которое осуществляло прием налоговых и страховых платежей от сельскохозяйственного населения. Первоначально налоговый агент производил также учет плательщиков и объектов налогообложения, исчислял платежи, учитывал их поступление, вручал гражданам платежные извещения. С 1 марта 1956 года штат налоговых агентов упразднен3.
В п. 9 приложения к письму Госналогслужбы РФ от 5 марта 1994 г. № ВГ-б-14/724 разъясняется, что предприятия, учрежцения, организации, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность удерживать суммы налогов с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет, являются сборщиками налогов.
Таким образом, используемые в настоящее время понятия «налоговый агент» и «сборщик налогов» - это тождественные понятия, обозначающие фактически одних и тех же лиц - предприятия, учреждения, организации, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность удерживать суммы налогов с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет.
По нашему мнению, в настоящий момент при терминологическом определении данных субъектов предпочтение следует отдать термину «сборщик налогов».
К сборщикам налогов относятся:
1) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налог с доходов, выплачиваемых физическим лицам;
2) предприятия (учреждения, организации), удерживающие. и перечисляющие в бюджет налоги с доходов от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих предприятию, от долевого участия в других предприятиях; "
3) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов, получаемых иностранными юридическими лицами от источников в Российской Федерации;
4) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет НДС с вознаграждений, перечисляемых иностранным юридическим лицам, не состоящим на налоговом учете в Российской Федерации.
Все указанные лица являются источниками выплат, т. е. лицами, фактически выплачивающими доход другому лицу. От источников выплат необходимо отличать источники доходов. Источники доходов - это деятельность (выполнение работ, оказание услуг, ведение предпринимательской деятельности) или активы, приносящие доход.
Обязанности сборщиков налогов установлены в ст. 15 Закона об основах налоговой системы, а также в отдельных налоговых законах, например, ст. 9, 20, 21 Закона о подоходном налоге, п. 3 ст. 9 и п. 3. ст. 10 Закона о налоге на прибыль, п. 5 ст. 7 Закона о налоге на добавленную стоимость. Общей обязанностью сборщиков налогов является обязанность предоставлять в налоговый орган отчет о суммах начисленных доходов и суммах удержанных налогов.
Права сборщиков налогов законодательством не закреплены, однако фактически их права приравнены к правам налогоплательщиков.
Особое значение понятие «сборщик налогов» приобрело в ходе судебного обжалования финансовых санкций, наложенных на предприятия за неисполнение обязанностей сборщиков налогов (о финансовой ответственности сборщиков налогов см. § 14.14 настоящего пособия).
1. Пепеляев С. Финансово-правовой абонемент «Предпринимательская практика: вопрос-ответ», 1996. Вып. 8.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Общая часть (проект). М.:
Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С.68-70.
3. Финансово-кредитный словарь. 2-е изд. стереотип.: в 3 т. М.: Финансы и статистика, 1994. Т. 2. С. 11.
4. Содержится в компьютерных базах данных.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме § 12.2. Налоговые агенты и сборщики налогов:

  1. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами
  2. 5.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок налоговых агентов и индивидуальных предпринимателей по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц
  3. 2.1.3. Взыскание налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика, налогового агента-организации
  4. 2.1.1. Порядок взыскания налога, сбора, пени, денежных средств налогоплательщика, налогового агента-организации, находящихся на счетах в банках
  5. 2.3. Основные положения об обжаловании налогоплательщиками, налоговыми агентами-организациями актов налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок, и действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов

Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы.

Деятельность сборщиков позволяет облегчить организацию взаимоотношений множества налогоплательщиков (плательщиков сборов) и органов казначейства, число представителей которых по объективным причинам должно быть строго ограничено.

Несмотря на отказ законодателя от использования в НК понятия «сборщик налогов и сборов», функции сборщиков налогов и сборов в России в настоящее время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почтовые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.

Сборщики налогов и сборов могут участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через своих представителей. Представителями сборщиков, как правило, являются должностные лица организации, наделенной правом сбора налогов и сборов.

6.2. Налоговые агенты

При необходимости аккумуляции финансовых средств у большого количества налогоплательщиков (как, например, при сборе НДФЛ у физических лиц) целесообразно встраивание в цепочку дополнительного субъекта (налогового агента), обладающего в части сбора налоговых платежей расширенными полномочиями (например, не только обязанностями по приему, но и по исчислению и удержанию соответствующих сумм). Так, к примеру, в России налоговые агенты осуществляют функции не только по перечислению налоговых платежей, но и исчисляют их размер и удерживают соответствующую сумму при выплате налогоплательщику.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.

Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй НК возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.

Лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента, не отказавшись одновременно и от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику.

Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:

– право на информацию;

– право на получение официального письменного разъяснения;

– право на управление налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);

– право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;

– право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;

– право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;

– право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;

– право не соблюдать незаконные предписания и требования;

– право на обжалование;

– право на возмещение неправомерно нанесенных убытков;

– право на защиту нарушенных прав и законных интересов.

Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию. Согласно НК налоговые агенты обязаны:

1) исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК);

2) информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 2, 4 п. 3 ст. 24 НК);

3) вести в установленном порядке учет (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК);

4) обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 5 п. 3 ст. 24 НК).

Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять на соответствующие счета Федерального казначейства соответствующие налоги.

Нормы НК, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком.

Обязанность информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение месяца) сообщать в налоговый орган по месту своего учета:

– о невозможности удержать налог у налогоплательщика;

– сумме задолженности налогоплательщика.

Кроме этого, налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанность вести в установленном порядке учет для налогового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета:

– начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;

– исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов.

Ответственность налогового агента. В налоговых отношениях налоговый агент в отличие, например, от представителя налогоплательщика, представляет не интересы налогоплательщика, а собственные интересы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним своих обязанностей, в том числе при исчислении им, удержании у налогоплательщика или перечислении в бюджетную систему налогов.

6.3. Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов

Банки обязаны исполнять поручения:

– налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на перечисление налога (сборов, пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;

– по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов;

– местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц – налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов);

– налогового органа на перечисление налога (сборов, пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей банки несут ответственность, установленную НК. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога (сбора, пеней и штрафов). В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств и иного имущества.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБР с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Ими называют лиц, ведущих прием средств от налогоплательщиков и перечисление их в бюджет (ст. 25 части первой НК РФ). Статья 9 части первой НК РФ к функциям сборщиков относит не только взимание налогов и сборов, но и контроль за их уплатой.

Согласно НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть только государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица.

Главное отличие сборщиков налогов и сборов от других участников налоговых отношений состоит в том, что сборщики производят прием или взимание налогов (попутно контролируя правильность их исчисления) путем зачисления их сумм на свой счет или в свою кассу. Функции сборщиков налогов выполняют, например, таможенные органы.

Лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов

К некоторым субъектам налоговое законодательство предъявляет требования воздержаться от выполнения юридически значимых действий в отношении налогоплательщика (плательщика сборов) до уплаты им налога или сбора, исчисленного в соответствии с законодательством.

Например, судьи не в праве принять исковое заявление, апелляционную или кассационную жалобу, если к этим документам не приложено платежное поручение на уплату государственной пошлины с отметкой банка об исполнении.

Лица, обязанные информировать налоговые органы о фактах существенных для налогообложения

Некоторым субъектам налоговое законодательство вменяет в обязанность информировать налоговые органы о ставших известными им фактах, с которыми закон связывает возникновение обязанности третьего лица заплатить налог или сбор. Например, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, уплачивается российскими гражданами по уведомлению налогового органа. Оно составляется на основе сведений, представленных нотариусом, зарегистрировавшим факт принятия наследства или сделку дарения.

Лица, обязанные представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисления налога

В предусмотренных законодательством случаях обязанность исчислять налог может быть возложена на налоговый орган. Как правило, это касается налогов на имущество физических лиц. Информацию об объекте налогообложения и другие необходимые сведения налоговый орган получает в этом случае от государственных органов, ведущих регистрацию и оценку соответствующего имущества: земельных участков, строений, транспортных средств.

К сожалению, НК РФ не регулирует взаимоотношений по представлению текущей информации об объектах налогообложения.

Лица, обязанные представлять налоговым органам данные, необходимые для организации налогового контроля

Государственные органы, регистрирующие организации и предпринимателей, обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения данные о зарегистрированных, реорганизованных или ликвидированных организациях, о физических лицах, которые зарегистрировались в качестве предпринимателей или сняли регистрацию. Информация должна быть представлена в течение 10 дней с момента регистрации.

Граждане учитываются налоговыми органами на основе сведений органов, регистрирующих рождения и смерти. Эти органы обязаны представлять в налоговые инспекции соответствующие данные. Такая же обязанность возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 85 части первой НК РФ).

Для контроля денежных потоков налоговым органам необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Такие сведения налогоплательщики обязаны представлять самостоятельно.

Однако и на банки возложена обязанность сообщать налоговому органу об открытии или закрытии счета организации, предпринимателя, иного самозанятого лица.

Лица, обязанные оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля (процессуальные

Мероприятия налогового контроля могут потребовать проведения специальных действий и процедур.

К их совершению привлекаются лица, обладающие специальной квалификацией, - эксперты, специалисты, переводчики.

Экспертом признается лицо, имеющее специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Задача эксперта - подготовить заключение по вопросу, имеющему значение для налогообложения. Специалистом признается тот, кто обладает определенными профессиональными знаниями и навыками. В отличие от эксперта этот участник процедуры налогового контроля лично участвует в контрольных мероприятиях.

Граждане, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для налогообложения, могут быть вызваны налоговым органом в качестве свидетелей по делу о налоговом правонарушении. Важно отметить, что не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, которые получили эту информацию при исполнении своих профессиональных обязанностей и она относится к их профессиональной тайне. Согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Еще одним участником контрольных мероприятий являются понятые. Ими могут выступать любые граждане, не заинтересованные в исходе дела. Их задача - удостоверить факт, содержание и результаты действий, проведенных в их присутствии (ст. 98 части первой НК РФ).

Перечисление и зачисление средств, поступивших в уплату налогов на счет бюджета, - одна из стадий исполнения бюджета (ст. 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Это бюджетные, а не налоговые отношения.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БАНКОВ

КАК РАСЧЕТНО-КАССОВЬГХ ЦЕНТРОВ

В связи с открытием счетов организациями или физическим лицам:

Проверить наличие

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

Сообщить налоговому органу об открытии (или закрытии) счета

Воздержаться от открытия счета лицу при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам этого лица

В связи с ведением операций по счетам:

Своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, [плательщиков сборов, налоговых агентов по перечислению сумм налога, сбора

Исполнить решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента

В связи с информированностью о финансовых операциях:

Представить в срок налоговому органу по его запросу справки по операциям и счетам организаций или граждан-предпринимателей

Исполнить решение налогового органа о взыскании сумм

налога, сбора, пеней

Схема 3. Обязанности банков, как участников налоговых отношений

Согласно ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы считаются уплаченными в соответствующий бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством. НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете, а при уплате налога наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо в организацию связи (п. 2 ст. 45).

Поручение на перечисление налога исполняется банком в обязательном порядке в течение одного операционного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 части первой НК

Ответственность за нарушение этого порядка банк несет не перед клиентом, а перед государством. С банка, просрочившего перевод средств, поступивших в уплату налога, взыскиваются неперечисленные суммы, а также пени и штрафы.

Отношения налогоплательщика и банка по поводу уплаты налога являются публично-правовыми.

Доход государства состоит из многих видов платежей, и основная его часть приходится на налоги, которые подлежат обязательной уплате. Налоговый кодекс даёт определение, кто является сборщиком налогов. Это могут быть государственные и иные уполномоченные организации, органы самоуправления. Непосредственно сборщик налогов - должностное лицо, которое уполномочено на сбор платежей и перечисление их в бюджет.

Что такое налог

Существование любого государства, независимо от его устройства, напрямую зависит от налогов и сборов, которые пополняют бюджет и позволяют производить расходы на содержание органов власти, армии и т. п. Что такое налог? Прежде всего, это обязательный, индивидуальный и безвозмездный платёж, так как он не един для всех, а зависит от полученного дохода. Без получения налогов существование государства и его финансовая деятельность невозможны.

Налогообложению подлежат как граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). Другими словами, каждый гражданин страны или организация, получившие прибыль от своей деятельности, обязаны заплатить определённый процент государству. Налогообложению подвергается и имущество, например, недвижимость, автотранспорт и так далее. Размер налогов определён законодательством.

Сбор налогов

Для исполнения учёта и сбора необходимых платежей во все времена существовали сборщики налогов. В современном государстве это целая система, которая производит учёт, проверку и непосредственно сбор денежных средств. Современный сборщик налогов - налоговая инспекция. Большинству граждан она хорошо известна. А вот кто осуществлял сбор налогов в различные времена, и как назывались такие люди, знают немногие.

Система сбора налогов развивалась вместе с государством и прошла различные этапы. Считается, что первый налог - жертвоприношение. Это можно найти в Пятикнижии Моисея, где говорится, что десятина из семени на земле и плодов дерева принадлежит Господу. В дальнейшем развитии эта десятина приобрела светское значение и взималась в пользу правителей, князей. Кроме того, церковь собирала свою десятину.

Первоначально сборщик налогов - это князь с его дружиной, который самостоятельно взимал дань с подданных. В дальнейшем сбор стали поручать специальным лицам - сборщикам налогов.

Древний Рим

В древнем Риме определение размера дани проводилось чиновниками-цензорами, которым все граждане Рима приносили заявления о состоянии имущества, составе семьи. Это были первые налоговые декларации. А сам процесс сбора проводился откупщиками, деятельность которых государство не в состоянии было контролировать. Императором Августом Октавианом стали создаваться специальные финансовые организации, которые проводили учёт и проверку уплаты.

Хочется заметить, что в Римской империи сбором налогов с земельных участков занимались военачальники. Но взимать дань с ввоза и вывоза товаров мог любой. Для этого необходимо было оформить специальное разрешение, которое стоило довольно дорого. Сборщик налогов такого плана назвался мытарем. Онпо своей сути был тем же, что и современной таможенник.

Древняя Иудея

Древняя Иудея была государством-вассалом Римской империи. Управлял ею римский наместник, и на территории действовали римские законы. Налогами, как и в Риме, занимались специальные конторы. Между прочим, сборщик налогов в Иудее был самым презренным человеком. Он входил в определённое сословие в обществе, к которому иудеи относились с глубоким презрением, так как они были нечестны, зачастую превышали ставку налога, состояли на службе прокуратора и собирали дань в пользу Рима. Занимался этим, как и в Риме, мытарь.

Это слово было ругательным. Зазорным считалось с ними общаться, вместе есть, пить. Хорошо известно, что ученики Христа Матвей и Закхей были мытарями, но искренне раскаялись и перестали заниматься этой деятельностью. Впоследствии Матвей был провозглашён апостолом - посланником.

Сбор налогов в древней Руси

Система налогообложения Рима перешла и в Византию, откуда слово «мытарь» пришло на Русь после крещения. Значение у него осталось прежним, мытарь - это таможенник. Сбор дани (основного налога) проходил в ноябре месяце. Сборщик налогов - князь со своей дружиной, который объезжал всех поданных и собирал «полюдье». Определённого размера данная повинность не имела, кроме этого во время объезда князь проводил суды.

Именно после сбора "полюдья" был убит князь Игорь. А его жена - княгиня Ольга -жестоко отомстила жителям города Искоростень. Осадила его своими войсками, а после покорения сожгла. Жителей же обложила тяжёлой данью. Это событие заставило её пересмотреть методы сбора.

Был назначен определённый размер и места сбора дани - становища и погосты, определена форма доставки дани населением (повоз) в специальные места. Подушный налог имел название «тягло», а впоследствии получил название «подать». Были созданы сборщики податей - приказы. Ею обкладывались и такие виды деятельности как стрелецкие, ямские и прочие. Например, стрелецкую подать платили в Стрелецкий приказ.

Что такое подать

В России времён Петра I сборщик податей - специальная канцелярия, причём для каждой подати образовывалась своя. Подать - это сбор, который взимался с определённых государством единиц, подлежащих обложению: двор, соха, обжа и др. В конце правления Петра была определена подушная подать, которой облагались все люди мужского пола, кроме дворян, находившихся на службе, а также духовенства.

Постепенно круг освобождённых от податей расширился. Исключение из списка податных составили не служившие дворяне и купечество. «Податное сословие» составляли только ремесленники и крестьяне.