Сельское хозяйство удмуртии. Перспективы и основные направления развития экономики удмуртии

Сельское хозяйство удмуртии. Перспективы и основные направления развития экономики удмуртии

Перспективы и основные направления развития экономики Удмуртии

Сельское хозяйство Удмуртии

Промышленность Удмуртии

ЭКОНОМИКА УДМУРТИИ

Лекция №9

МАЯ 2011 ГОД

Стратегия современной российской экономики

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

На сегодняшний день выделяют две точки зрения на роль России в мире.

1. Национальная. (Российская) На сегодняшний день Россия является привлекательной с точки зрения экономического развития и привлечения экономических инвестиций.

2. Международная. Россия на сегодняшний день является непривлекательной с точки зрения вложения инвестиций и перспектив экономического развития. Основная причина: крайне высока степень зависимости от энергоресурсов.

При этом на сегодняшний день объёмы ВВП существенно занижаются, как следствие, приуменьшается роль России в мире.

По объёму промышленного производства в мире Россия занимает 6-е место. В Европе – 2-е место (после Германии).

В случае если говорить о темпах роста. То Россия входит в пятерку лидеров по экономическому росту.

На сегодняшний день экономический рост увеличивается за счёт экстенсивных факторов. Увеличение объёмов производства неконкурентоспособной продукции.

Вместе с тем, на сегодняшний день у России имеются необходимые предпосылки для качественного изменения в экономическом развитии: возможности к переходу выпуска современной технологичной конкурентоспособной продукции. В первую очередь, есть научный потенциал в виде достижений в в военной промышленности. Во-вторых, имеются финансовые резервы. ($500-600 млрд). В-третьих, уменьшение государственной монополизации (снижение влияния госмонополии)

1. Россия не вступает ни в какие военные союзы. (Так как военный потенциал существенно ослаблен)

2. Россия активно участвует в экономических союзах.

План:


Освоение территории Удмуртии начинается в конце X - начале XI веков.

На данную территорию бежали из центральных районов Руси. (Крещение Руси).

В общем и целом на данном этапе процесс освоения носил стихийный характер.

XII-XVI вв. Процесс освоения стал носить более целœенаправленный характер: освоение территорий Киевской и Московской Руси, а также бегство от татаро-монгольского иго.

Середина XVI века идет процесс целœенаправленного активного освоения. Земли стали раздаваться дворянам в небольших объёмах. Окончательное присоединœения данной территории к Московскому княжеству.

Было хорошо развито кузнечное дело (промышленность)

Выращивание зерновых (с/х). Скотоводства практически не было на тот период.

XII - конец XVIII вв. Начинает формироваться два хозяйственных клада современной Удмуртии: государственные и частные земли с преобладанием первых. Это определило специфику развития данного региона в дальнейшем. К началу XVIII века формируются органы управления: воеводское и губернское управление. На них возлагались задачи:

1. контроль за своевременной оплатой налогов

2. подавление недовольство населœения.

3. строительство городов

4. осуществление субъектной власти

Северная территория Удмуртии: здесь располагались государственные крестьяне

Юг Удмуртии: монастырские (церковные) крестьяне.

Южным Удмуртам было запрещено заниматься кузнечным делом. Основная причина: чересчур воинственный народ.

Хорошо развито рыболовство и торговля. Бортничество, кожевенное дело, особенно на юге республики.

В данный период активно развивается сельское хозяйство: земледелие и скотоводство. Постепенно данная территории стала специализироваться на выращивании хлебной культуры. Хлеб поставлялся в восточные районы.

С середины XVIII века начало активно развиваться желœезоделательное производство.

1759 год открывается Воткинский желœезоделательный завод

1760 Ижевский желœезоделательный завод.

Из этого периода оформляется первая специализация района: металлургия в целом: близость уральского региона, центральное территориальное нахождение, водные пути для торговли, рыболовство, желœезоделание.

Активно развивается скотоводство. Начинает оформляться сельскохозяйственная специализация региона: молочно-мясное производство.

1807 год под руководством Андрея Федоровича Дерягина (отвечал за горную промышленность) открывается оружейный завод в Ижевске. С этого периода оформляется вторая специализация региона: производство стрелкового оружия.

Вторая половина XIX века ʼʼВеликие реформы Александра IIʼʼ. 19.02.1861 года вышел приказ об отмене крепостного права. Для территории Вятской губернии реформа 1961 года практически не оказала никакого влияния, т.к. большинство крестьян были государственными. Но при этом частные крестьяне, получив свободу, дали довольно высокие темпы увеличения объёмов производства сельхоз продукции.

Столыпинская реформа 1903-1906 гᴦ. 1906 год пик реформы, когда крестьянам было позволено выходить из общины и формировать свои хозяйства: создание фермерских хозяйств. На территории Удмуртии всœего 5% стали создавать фермерские хозяйства. Реформа не имела больших успехов на наших территориях.

Промышленность. Своеобразие Удмуртии с точки зрения промышленного развития заключалась в формировании двух хозяйственных территорий. С одной стороны - ϶ᴛᴏ северо-вятский горный округ, объединявший в себе Глазовский и Слободской уезды. И южный округ объединял в себе Ижевский и Сарапульский уезды.

С середины XIX века помимо металлургии начинается процесс производства машиностроения. Которая к началу XX века окончательно оформилась. Ижевский оружейный завод к концу м века становится одним из крупнейших и лучших заводов по производству стрелкового оружия. С 1891 года на Ижевском оружейном заводе осваивается выпуск винтовки Мосина (трехлинœейная винтовка), которая выпускалась вплоть до ВОВ.

Активно развивается и мелкая промышленность. Активно начали появляться именно в Сарапуле. (кожевенные фабрики).

К концу XIX века существенные позиции в экономике завоевывает торговля.

1898 год – в городе Глазов появляется ж/д станция. Это событие предопределило тот факт. Что в начале XX века Глазов становится купеческим городом.

Первые десятилетия XX века нанесли существенный ущерб экономики Удмуртии. На это повлияли следующие факторы:

Первая мировая война . Событие на регионе почти не отразилось. В данный период Ижевский оружейный завод оказался единственным заводом в России. Выпускавший стрелковое оружие. При этом же оборудование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ использовалось на заводе, было крайне примитивным. Пользовались практически водным колесом. В глубокий тыл эвакуировали тяжелораненых. Сохраняется стабильный экономический рост. Окончание первой мировой войны, появление СССР, гражданская война и т.д. нанесли колоссальный ущерб экономке Удмуртии. По итогам гражданской войны к началу 1921 года крупнейшие металлургические завод Ижевска и Воткинска и оружейный завод Ижевска были частично разрушены. К концу 1921 года заводы были восстановлены и стали давать продукцию в прежних объёмах.

К концу 20-х годов в 1928 году территория Удмуртской АССР входит в состав нижегородского промышленного района, что и предопределило дальнейшее развитие экономки. Снова начинается промышленный рост.

1933 год начинает свою работу ныне закрытый в Ижевске мотозавод. Вплоть до ВОВ происходит постепенное развитие промышленности: металлургия.

В с/х по прежнему занимаются скотоводством. Выращивают зерновые культуры для скотоводства. В деревнях в колхозах появляется техника. В целом на развитие сельского хозяйства существенное влияние оказал процесс коллективизации. Оно оказалось двояким. Процесс предполагает создание совхозов и сельхозов. В регионе происходил процесс преобразования в совхоз. Благодаря активности местных властей к серединœе 1930 года более 85% хозяйств были объединœены в совхозы.

Великая Отечественная война. Первое полугодие с июля 1941 года на территорию Удмуртии было эвакуировано 40 заводов, которые к началу 1942 года начали давать продукцию. Объемы промышленного производства было увеличено на 40%. Эвакуировали заводы в Ижевск, Воткинск, Сарапул и Балезино. Эвакуировали заводы легкой и пищевой промышленности.

Сельское хозяйство за период войны показало высокий рост развития. Шел процесс интенсификации труда, а именно ручного, так как вся техника была направлена на фронт. В данный же период активно идет строительство ж/д. начинается оно с середины 1942 года. Ижевск-Балезино построена в первую очередь, которая существенно облегчило перевоз продукции. В 1944 году было запущено движение по этой дороге.

В период ВОВ на территории Удмуртии открываются госпитали.

Послевоенной время. С середины 40-х годов.

По окончании войны начинается перевод предприятий на выпуск мирной продукции. Но с начала 50-х годов, промышленность обратно переориентируется на военное производство. В это же время начинается освоение нефтяных ресурсов. А с конца 60-х годов начинается промышленная добыча нефти. Но добываемая нефть низкого качества. По этой причине она не имеет большого значения в экономике региона.

В 1965 году открывается завод автомобилестроения, что предопределило четвертую специализацию промышленности региона.

40-60 гᴦ. отмечается промышленный рост. В сельском хозяйстве тоже сохраняется развитие, при этом идет процесс укрупнения колхозов. Активно начинает развиваться свиноводство и птицеводство.

70-годы и современность.

В 70-е годы XX века начинает появляться тенденции кризиса в экономике, выражавшиеся в замедлении темпов экономического роста. Середина 80-х – начало 90-х и промышленность, и сельское хозяйство попадают в глубокий кризис. Чем это объясняла промышленность. Так как наш регион специализировался на выпуске военной продукции, то в данный период идет резкое сокращение оборонного заказа. В с/х существенно урезается финансирование. Устаревшее оборудование. Практически отсутствовало обновление.

Последствия экономического кризиса очень тяжело преодолевались. Некоторые отрасли и вовсœе не смогли пережить данный кризис.

Современное развитие экономики Удмуртии зависит от:

1. имеющегося развитого промышленного потенциала, а также наличия высококвалифицированных кадров и научно-исследовательской базы во всœех секторах экономики.

2. от благоприятного географического месторасположения.

3. наличия природных ресурсов.

4. сравнительно благоприятные природно-климатические условия для развития сельского хозяйства.

5. хорошая освоенность территории и относительно благоприятная демографическая ситуация.

6. открытость экономических связей вследствие небольшой территории.

Перспективы и основные направления развития экономики Удмуртии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Перспективы и основные направления развития экономики Удмуртии" 2017, 2018.

Концепцию развития молочной отрасли Удмуртии обсудили в госсовете республики с участием руководителей крупнейших хозяйств

В Удмуртии продолжается обсуждение концепции развития молочной отрасли. Очередная дискуссия развернулась в госсовете республики с участием представителей хозяйств региона. Объяснения министра сельского хозяйства их не удовлетворили. Участники встречи вспоминали добрым словом бывшего президента УР Александра Волкова и вопрошали, сможет ли нынешнее руководство региона взять на себя ответственность за развитие АПК региона. Подробнее - в материале «Реального времени».

Миллион тонн молока

В госсовете Удмуртии прошли очередные обсуждения . Важный документ, который по задумке авторов должен вывести отрасль на новый уровень, повысив продуктивность дойного стада, эффективность работы сельхозтоваропроизводителей и объем производства молока до 1,1 млн тонн в год к 2030 году (в 2016 г. он составил 735 тыс.), вызывает споры среди тех, кто давно работает в этой сфере.

Сейчас Удмуртия занимает третье место в России по производству молока в сельхозорганизациях и седьмое по производству товарного молока. При этом по уровню эффективности молочного животноводства республика только на 27-м месте.

Минсельхоз УР считает необходимым работать над усовершенствованием технологий в сельхозорганизациях, строить и модернизировать больше ферм, уделить больше внимание генетике, активнее пользоваться федеральными инструментами (импортозамещение, борьба с фальсификатом, молочные интервенции), выводить продукцию на экспорт. В республике хотят создать обучающий центр для представителей отрасли, чтобы они могли осваивать передовые технологии.

Объемы господдержки за 13 лет должны составить 23,2 млрд рублей или примерно 1,8 млрд в год.

Основные спорные моменты концепции - кооперация и дифференциация хозяйств на сильные и слабые, от чего будут зависеть объемы дополнительной поддержки.

Абрамова подчеркнула, что никто ни при каких обстоятельствах не будет заставлять руководителей закрывать свои неэффективные хозяйства

«Мы понимаем, что минимальная доходность начинается с 6 тонн»

Как пояснила министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии Ольга Абрамова, распределение поддержки со стороны федерального бюджета продолжится по существующим схемам для всех хозяйств. Однако республиканские деньги хотят направить на поддержку эффективных хозяйств. Слабыми предприятиями будут считать те, где отрицательная динамика финансового результата в течение календарного года, не справляются с налоговой нагрузкой, имеют стабильно долги по зарплате и не могут обновлять материальную базу, а также работают с продуктивностью меньше 5 500 тонн в год.

Мы проанализировали данные бухгалтерской отчетности. Если вы доите 4 тонны, каждая голова КРС генерит вам убытков на 15 тыс. рублей, если 5500 - 1350 рублей убытков. Если предприятию так работать комфортно - не вопрос. Но если подходить к вопросу адресной государственной поддержки - над этим стоит задуматься. Мы понимаем, что минимальная доходность начинается с 6 тонн, - отметила Абрамова.

Сейчас по данным Минсельхоза УР, продуктивность коров в сельхозорганизациях республики составляет 5 737 тонн. К 2030 году согласно концепции регион должен выйти на уровень 9 тонн, т.е. на 59%. Абрамова подчеркнула, что никто ни при каких обстоятельствах не будет заставлять руководителей закрывать свои неэффективные хозяйства или создавать невыносимые условия, они так же будут получать предусмотренные федеральным законодательством меры господдержки. Но больше денег из республиканского бюджета будут давать тем, кто будет работать над повышением продуктивности, улучшением качества стада, материально-технической базы.

Она также подчеркнула, что предприятия не будут насильно склонять к объединению, однако она надеется, что руководители хозяйств смогут найти общий язык и проведут кооперацию.

Стабилизация производства и дальнейшее развитие животноводства невозможно без научного обеспечения отрасли, без улучшения племенных и продуктивных качеств поголовья, без укрепления кормовой и совершенствования материально-технической базы отрасли, - поддержал выступление министра председатель постоянной комиссии госсовета Удмуртии по АПК Владимир Варламов. - Однако любой эффективной деятельности должны предшествовать определение конечной цели, способы или механизмы её достижения, этапность или последовательность выполнения поставленных задач. В этой связи на первый план выходит необходимость стратегического планирования деятельности с целью выявления наилучших вариантов и способов достижения поставленных целей.

«Стабилизация производства и дальнейшее развитие животноводства невозможно без научного обеспечения отрасли», - поддержал выступление министра Владимир Варламов

Социальная нагрузка и разница севера и юга

В необходимости концепции развития молочной отрасли участники обсуждения, похоже, не сомневались, однако ряд моментов вызвал негативную реакцию. В первую очередь, это вопрос с объединением хозяйств и разделением на сильные и слабые предприятия.

По опросу предприятий, присоединив одно предприятие к другому, мы с большей вероятностью получим еще одно неэффективное предприятие, и на эти грабли мы с вами уже наступали. Да и желающих принять участие в этой схеме нет, а уменьшение мер поддержки приведет к ликвидации предприятий с вытекающими из этого последствиями, - высказался заместитель управляющего производственной площадки «Кезский сырзавод» ОАО «Милком», депутат госсовета Игорь Стрелков.

По его словам, с точки зрения концепции и дорожной карты минимальную господдержку должны получить 11 предприятий в Кезском и Балезинском районах на севере республики. При этом хозяйства эти достаточно крупные, на них трудятся больше 20% работающего там населения. Они несут социальную нагрузку, занимаются водоснабжением сел, поддерживают инфраструктуру, помогают материально местным школам и детским садам, так как у бюджета района и республики не хватает на это средств. При этом такая минимальная господдержка даже не покроет выплачиваемые ими налоги.

Эти предприятия произвели инвестиции в укрепление материально-технической базы. Районы находятся на разном уровне развития. Если говорить про северные, мы только-только вылезли из свинарников. Коровы только-только, узнали, что такое свет в коровниках, - добавил он.

При обсуждении высказывалось предложение направлять больше поддержки северным районам Удмуртии, где из-за более сложных природно-климатических условий производительность хуже, чем в хозяйствах южных районов.

По словам Стрелкова, с точки зрения концепции и дорожной карты минимальную господдержку должны получить 11 предприятий в Кезском и Балезинском районах на севере республики

Наши хозяйства сравнивать с хозяйствами южных районов никак нельзя. Мы никак с ними конкурировать не будем. Мы все равно должны думать о тех хозяйствах, которые в сложных климатических условиях живут. Взять, к примеру, наше хозяйство, газа нет, дорог нет. И таких хозяйств много в Балезинском и Кезском районах. И что с ними делать? А с людьми? Никто не против развития, но надо этот вопрос решать комплексно, - сказал представитель СПК Сергинский из Балезинского района.

Комментируя журналистам позднее возможность увеличения субсидий для хозяйств северных районов, Ольга Абрамова отметила, что такое невозможно, все должны быть в равных условиях. По ее словам, в северных районах есть хозяйства, которые дают продуктивность больше 5 800 тонн, поэтому все зависит от руководства и умения организовать работу, а не от климата. С точки зрения Владимира Варламова, в качестве дополнительной поддержки от республики здесь могут быть вложения в инфраструктуру районов, строительство газовых сетей и дорог.

«У нас есть прекрасная сельхозакадемия, откуда люди напрямую идут в торговые центры работать»

В самой концепции ничего про инфраструктуру нет, однако именно эти вопросы интересовали практически всех выступавших.

Доярка пришла с работы, стационары сократили, ФАП не работает, она за уколом поехала в райцентр. Всех посокращали, комфорт убрали, а проблема осталась. Мы о человеке забываем, - отметил председатель СПК - колхоз «Авангард», депутат госсовета Фарит Халитов. - Комфортную среду создаем в городе. И так туда с деревни бежали люди. Нет, надо «Комфортную городскую среду» принять. А когда примем комфортную среду сельскую? Концепция должна комплексной быть. Почему мы раздраженно ее воспринимаем? Когда увидели там, что слабые хозяйства должны кончиться, в то же время в госсовете принимаем решение дать налоговые льготы вновь созданным предпринимателям, а будет ли еще толк от этого предпринимателя? Надо ли присоединять? Может, нам старые вопросы решить? У нас есть прекрасная сельхозакадемия, откуда люди напрямую идут в торговые центры работать. И с этой пенсионной реформой - выйдет доярка в 55 лет, а она ноги еле волочит.

При этом он добавил, что заложенное в концепции уменьшение доли производства молока в личных подсобных хозяйствах с 12% до 2% к 2030 году - это большая ошибка. ЛПХ нужно стимулировать, потому что именно там закладываются основы ведения хозяйства для подрастающего поколения, воспитывается интерес к работе в АПК.

О необходимости комплексного подхода для развития сельских территорий говорила и генеральный директор «Зуринского агрокомплекса» Елена Чиркова. Концепция - хорошо, но кто и как ее будет выполнять не ясно с таким оттоком населения из деревни. Предприятия готовы повышать эффективность, но в условиях падения закупочных цен на молоко, роста затрат на ГСМ, налоги и необходимости возвращать взятые в более благополучные годы кредиты, это выполнить крайне сложно. В трудный период республиканский бюджет на помощь сельхозпроизводителям не пришел, при этом пока об увеличении статей на поддержку АПК речи не идет, обещают лишь сохранить на уровне этого года.

У нас в Балезинском районе 1900 работающих в сельском хозяйстве. За год 60 человек убыло, через 11 лет 660 человек уйдет. Кто будет работать? А за счет чего мы будем производительность увеличивать? Как конкурировать с Западом? Если в Германии 67 коров на тысячу гектаров, в Америке - 37, у нас - 7. Нужны хорошие деньги, нужна хорошая техника, - посетовал один из участников обсуждения.

«Сегодня принимаем концепцию, но кто за нее будет ответственность нести?»

При этом во время обсуждения участники не раз вспоминали первого президента Удмуртии Александра Волкова, который уделял очень много внимания сельскому хозяйству, для него эта отрасль была приоритетной. Он часто бывал в районах, посещал хозяйства, и меры господдержки тогда доходили до 1 рубля на литр произведенного молока. Один из выступавших заявил, что должен быть вице-премьер, который будет конкретно отвечать за выполнение концепции.

Первое лицо республики - глава и вице-премьер, если они не возьмутся за эту концепцию, ничего не получится у нас, надо просто через свой организм эту концепцию пропустить, - сказал другой представитель отрасли из Шарканского района.

Давайте, сегодня принимаем концепцию, но кто за нее будет ответственность нести? Чтобы не было так, что не получилось, ряд хозяйств рухнул, и никто за это не ответит, - отметила Елена Чиркова.

Хотя участники обсуждения не высказывали явных претензий к нынешнему главе региона Александру Бречалову, намеки были достаточно ясны

Хотя участники обсуждения не высказывали явных претензий к нынешнему главе региона Александру Бречалову, намеки были достаточно ясны. Руководитель республики далек от сельского хозяйства, так что представители отрасли чувствуют себя обделенными вниманием. Отдельного вице-премьера, отвечающего за АПК, в правительстве нет, хотя в представленной год назад структуре кабмина такая позиция была. Бречалов тогда объяснял, что пока не нашел человека на эту должность. В результате АПК отдали под кураторство другому далекому от сельского хозяйства человеку - вице-премьеру Александру Свинину, который помимо этого отвечает за экономическое развитие и спорт.

Подводя итог, Ольга Абрамова отметила, что за реализацию концепции будет отвечать Минсельхоз, а глава региона уделяет этой теме большое внимание. Предложения будут учтены, концепцию примут, и она станет частью региональной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Михаил Красильников, фото udmgossovet.ru

Природно-климатические условия Удмуртской Республики позволяют успешно развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания для населения и сырье для перерабатывающей, пищевой и легкой промышленности агропромышленного комплекса.

Ведущими производителями сельскохозяйственной продукции в республике являются колхозы, личные подсобные и фермерские хозяйства, подсобные хозяйства промышленных предприятий. Сельское хозяйство Удмуртии многоотраслевое. Не смотря на то, что республика обеспечивает себя картофелем и овощами, зерновыми культурами (для корма скота), она вынуждена завозить продовольственное зерно.

Основная отрасль сельского хозяйства – растениеводство . Его основой служит зерновое хозяйство, а важнейшей культурой является озимая рожь. Она главная хлебная культура для республики. В юго-восточных, южных и восточных районах сеют яровую пшеницу. Возделывают овес, ячмень. Их используют в основном как кормовые культуры. Важной крупяной культурой в республике является гречиха.

Из бобовых культур выращивают главным образом горох.

Основной технической культурой является лен-долгунец. Большой урожай льна собирают в северных и западных районах Удмуртии. Лен-долгунец дает льноволокно для текстильной промышленности. Льносемя используется в пищевой промышленности и для изготовления красок.

С каждым годом увеличиваются площади, занятые под картофелем. В условиях Удмуртии он является важной продовольственной и технической культурой. Выращивают также капусту, лук, свеклу, морковь, огурцы, помидоры. Ранние овощи, огурцы и томаты выращивают в тепличных хозяйствах.

В Удмуртии климатические условия позволяют развивать садоводство. Выращивают вишню, красную и черную смородину, малину, крыжовник, садовую клубнику, морозоустойчивые сорта яблок.

Животноводство является важной отраслью сельского хозяйства Удмуртии. Оно производит ценные продукты питания – мясо, сало, молоко, масло, яйца, а также ценное сырье для промышленности: кожу, шерсть, перо, пух, поставляет живую тягловую силу — лошадей, и дает органическое удобрение — навоз. В республике разводят крупный рогатый скот молочно-мясного направления.

Свиноводство – вторая по значению отрасль животноводства. На территории республики располагается несколько крупных свинокомплексов. Овцеводство в Удмуртии развивается ка дополнительная отрасль. Овец разводят во всех районах республики. Они дают вкусное мясо, шерсть, овчину. Издавна развито птицеводство. Оно в коротки есроки дает качественное мясо, яйца, перо и пух. В Удмуртии действует 7 птицефабрик.

В последнее время возрождается старая традиционная отрасль наешего края – пчеловодство. Удмуртский край всегда славился медом. Во многих районах получило развитие прудовое рыболовство. Наиболее крупный поставщик живой рыбы – специализированное хозяйство совхоз «Пихтовка» Воткинского района. На Каме восстанавливается промысловое рыболовство.

Флаг и герб региона

Дата образования – в 1934 году как Удмуртская АССР, с 1991 года – Удмуртская Республика

Административный центр – г. Ижевск

Удмуртская Республика находится в пределах

Приволжского федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 42,1

Население (тыс. чел.) – 1511,3 (2018 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.), %:

русские - 62,22

удмурты - 28,00

татары - 6,74

другие национальности - 3,04

Административно-территориальное устройство (2018 г.):

муниципальные районы - 25

городские округа - 5

городские поселения - 1

сельские поселения - 310

Географическое положение и природно-климатические условия

Удмуртская Республика расположена в Предуралье в междуречье Камы и Вятки. Рельеф: холмистая равнина, расчлененная долинами рек и оврагами. На севере - Верхнекамская возвышенность (высота до 330 м), на западе - слабо дренированная и местами заболоченная низменность, на юге - Можгинская и Сарапульская возвышенности. Протяженность территории с севера на юг составляет 270 км, с запада на восток - 180 км.

Граничит с Республиками Татарстан и Башкортостан; Пермским краем и Кировской областью.

В республике около 600 рек, речек, свыше 2000 родников, около 1900 прудов и водохранилищ. Главные реки: Кама, Вятка, Сива, Иж, Тойма, Большая Сарапулка, Малая Сарапулка, Чепца, Кильмезь.

Климат умеренно континентальный. Средняя температура января - минус 14,0°C, июля - плюс 15,7°C. Среднее количество осадков в январе - 35 мм, в июле - 44 мм.

Растительность: хвойные и смешанные леса (ель, пихта, сосна, лиственница, береза, липа, осина).

На территории республики действует национальный парк «Нечкинский», площадь 20752 гектаров. Здесь встречается достаточно большое количество растений и животных, занесенных в Красную книгу Удмуртской Республики.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Удмуртской Республике осуществляется Государственным Советом Удмуртской Республики, который является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти республики.

Государственный Совет состоит из 90 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 45 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 45 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Государственного Совета Удмуртской Республики избран в сентябре 2017 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2022 года.

Исполнительную власть в Удмуртской Республике осуществляют возглавляемое Главой Удмуртской Республики правительство и иные исполнительные органы государственной власти республики.

Глава Удмуртской Республики является высшим должностным лицом республики, срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего Главы республики – сентябрь 2022 года.

Правительство Удмуртской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов государственной власти республики.

Экономика и природные ресурсы

Ведущей отраслью экономики республики является промышленность, которая занимает в структуре валового регионального продукта более 45 процентов. Ключевую роль в ней играют крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса, выпускающие высокотехнологичную продукцию, обладающей высокой конкурентоспособностью в мире.

Предприятия республики производят оборудование для атомных электростанций, телекоммуникационные системы для космоса, различные виды оружия и вооружений, средства связи, радиоэлектронику, медицинскую технику, нефтегазовое оборудование, изделия из металла и пластмассы. Значительное место занимает деревообрабатывающая промышленность.

В настоящее время важнейшим направлением развития промышленности региона является формирование «Удмуртского машиностроительного кластера». Его основу составляют ведущие оборонные предприятия, работающие в регионе и ВУЗы республики.

Важный приоритет в развитии Удмуртии принадлежит и сельскому хозяйству. Сегодня население республики полностью обеспечено основными продуктами питания. Кроме того, продовольственные товары из Удмуртии вывозятся в более чем 60 российских регионов и ряд зарубежных стран.

В республике развиты традиционные сферы животноводства: скотоводство, свиноводство, птицеводство. Основными культурами, возделываемыми в республике, являются зерновые культуры фуражного назначения, картофель, овощи открытого и закрытого грунта, кормовые.

Главная техническая культура – лён-долгунец. Республика является одним из основных производителей льноволокна и по валовому сбору этой культуры находится на 4-м месте в России.

Важнейшими природными ресурсами являются нефть, уголь, торф и нерудные строительные материалы. Обнаружены месторождения каменного и бурого угля. Самые крупные торфяные залежи находятся в бассейнах рек Кильмезь и Чепца. Распространены известняки, глины, пески, гравий. Ежегодно на территории республики добывается свыше 10 млн. тонн нефти. Общие разведанные запасы нефти составляют приблизительно 300 млн. тонн. 46% территории Удмуртии покрыто лесами, половина из которых являются хвойными.

Основными предприятиями Удмуртской Республики являются:
- ФГУП «Ижевский механический завод» - многопрофильное промышленное предприятие, выпускающее гражданское и служебное оружие, электроинструмент, упаковочное оборудование, точное стальное литье;
- ФГУП «Воткинский завод» - машиностроительный комплекс, выпускающий ракеты стратегического назначения и оперативно-тактические ракеты;

ОАО «Ижнефтемаш» - машиностроительное предприятие по производству нефтепромыслового оборудования;
- ОАО «Ижсталь» - металлургический завод по производству стали, проволоки, поковки, штамповки, стальные фасонные профили, товары народного потребления;
- ОАО «Удмуртнефть» - геологоразведка, разработка и эксплуатация месторождений углеводородов.

Культура и туризм

Удмуртия является родиной великого композитора П.И. Чайковского. Визитной карточкой республики является Музей-усадьба
П.И. Чайковского в г. Воткинске, который ежегодно посещают около 100 тыс. человек. Имя композитора присвоено музыкальной школе в
г. Воткинске, Ижевскому муниципальному камерному хору, городскому саду в г. Воткинске. Ежегодно в Удмуртии проходит Музыкальный фестиваль, посвященный П.И. Чайковскому. Ему также посвящаются крупные республиканские музыкальные фестивали и конкурсы.

В Удмуртии 7 профессиональных театров, 28 музеев, из которых 8 музеев находятся в городах, 19 – в сельской местности. Основной фонд государственных и муниципальных музеев насчитывает более 425 тысяч единиц хранения. 10 музейных объектов Удмуртской Республики включены в туристические маршруты различных туристических фирм.

В Удмуртской Республике более 570 публичных (общедоступных) библиотек, из них 3 библиотеки республиканского уровня (Национальная библиотека Удмуртской Республики, Республиканская библиотека для детей и юношества, Удмуртская республиканская библиотека для слепых). Остальные находятся в сельской местности.

На территории республике находятся более 400 памятников архитектуры, истории и культуры, в том числе около 40 федерального значения. Республика богата и своим нематериальным культурным наследием - это обычаи, знания, навыки, культурные пространства. Народное декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть культуры Удмуртского народа, тот источник, который питает профессиональное искусство и неотделим от современной повседневной жизни людей.

Развивается и сельский туризм. Приемом туристов в сельской местности занимаются более 150 частных хозяйств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современное состояние экономики Удмуртской Республики
РЕФЕРАТ
Р.ОГСЭ.05.031001.2012.М163.000
2015
Введение
Основная часть:

1. Современное состояние экономики Удмуртской Респблики:

1.3 Человеческий капитал

Заключение

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования состоит в необходимости узнать современное положение экономики в Удмуртской Республике, факторы, цели и задачи развития экономики Удмуртии.

Целью исследования является выявление и обоснование современного состояния экономического положения в Удмуртской Республике.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

· Определить место и роль экономики Удмуртии в Российской экономике.

· Охарактеризовать современное состояние экономики УР.

· Выявить факторы развития экономики УР.

· Проанализировать цели и задачи социально-экономического развития экономики в УР.

1. Современное состояние экономики Удмуртской Республики

1.1 Объем и специализация экономики

В 2007 году объем валового регионального продукта Удмуртской Республики (далее - ВРП) составил 205,8 млрд. рублей. По этому показателю республика занимает 8 место среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО). По объему ВРП на душу населения - 7 место (в 2007 году - 134,1 тыс. рублей на человека). Объем ВРП в 2008 году оценочно составит 240,4 млрд. рублей. Экономика Удмуртской Республики имеет индустриально-сырьевую специализацию: в структуре ВРП наибольшую долю занимает промышленное производство (около 50%, включая добывающую и обрабатывающую промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) , далее следуют оптовая и розничная торговля (11%), сельское хозяйство (8%). Среди секторов экономики наиболее развиты (по доле в структуре ВРП): добыча нефти и машиностроение, включая приборостроение, производство электрооборудования, автомобилестроение, производство вооружений (ракеты, легкое стрелковое оружие) и другое.

1.2 Темпы экономического развития

В период с 2000 по 2008 годы ежегодный средний рост ВРП в сопоставимых ценах составлял 104,6%. Объем ВРП за этот период вырос более чем в 4 раза. Главными двигателями роста экономического потенциала Удмуртии в последние десять лет были благоприятная конъюнктура цен на нефть, увеличившийся объем государственного оборонного заказа и рост спроса на продукцию машиностроительного комплекса. Значительную роль в увеличении темпов роста экономики играли также отрасли, ориентированные преимущественно на потребительский сектор (сфера услуг, торговля, агропромышленный комплекс, автомобилестроение и другие). Несмотря на наступивший спад, вызванный мировым финансово-экономическим кризисом, экономика Удмуртской Республики сохраняет высокий потенциал быстрого восстановления в силу наличия уникального портфеля ресурсов: высокого уровня развития человеческого потенциала, инновационного потенциала, социальных и транспортных инфраструктур.

1.3 Человеческий капитал

В 2008 году в Удмуртской Республике проживало 1530,6 тыс. человек - это 8 место среди субъектов ПФО. Республика является урбанизированным регионом (на её территории расположено 6 городов и 4 поселка городского типа), хотя доля городского населения (69,2% в 2006 году) ниже средних значений по ПФО (70,1%) и России (73,0%). Население Удмуртии является более «молодым»: доля населения моложе трудоспособного возраста в Удмуртии составляет - 17,4% (2007 год), в ПФО - 16,1%, в России - 16,0%. Лучше показатели и по доле трудоспособного населения в общей численности населения: Удмуртия - 64,4%, ПФО - 63,1%, Россия - 63,4%. В республике отмечаются более высокие, чем в среднем по округу и стране, показатели рождаемости при более низких показателях смертности: в 2006 году коэффициент рождаемости составил 11,3 родившихся на 100 человек населения (в ПФО - 10,1, в России - 10,4), коэффициент смертности составил 14,3 умерших на 1000 человек населения (в ПФО - 15,6, в России - 15,2). В настоящее время Удмуртская Республика обладает значительным человеческим потенциалом, выгодно отличающим республику от других регионов ПФО и Российской Федерации. Это подтверждается высокой оценкой республики по Индексу человеческого потенциала (ИРЧП ПРООН), по которому Удмуртия заняла 6 место в ПФО и 24 в Российской Федерации в 2007

1.4 Комплексная планировочная система «Ижевская агломерация»

Комплексная планировочная система «Ижевская агломерация» с главным полюсом роста - г. Ижевск, а также полюсами роста второго порядка г. Воткинск и г. Сарапул включает в себя территорию 10 муниципальных образований республики: городские округа г. Ижевск, г. Воткинск, г. Сарапул, а также территорию районов: Завьяловского, Воткинского, Сарапульского, Камбарского, южную часть Шарканского и Якшур- Бодьинского районов, а также восточную часть Малопургинского района. Здесь проживает свыше 60% населения и расположено 75% предприятий Удмуртии. Доля отгруженной продукции предприятий комплексной планировочной системы «Ижевская агломерация» составляет более 81% от общего объема по республике. Доля в объеме платных услуг по крупным и средним организациям республики - 91%

1.5 Состояние инфраструктур и жилищная политика

Удмуртская Республика имеет высокую транспортную связанность с другими территориями России, благодаря проходящим по её территории федеральным автомобильным и железным дорогам. В республике активно развивается строительство: в 2008 году объем работ, выполненных по «чистому» виду деятельности «строительство» составил 22357,0 млн. рублей. Жилищное строительство в 2008 году составило 486,4 тыс. кв.м. Особенностью жилищного строительства в Удмуртской Республике является высокая доля индивидуального жилья. Жилищный фонд Удмуртии имеет высокие показатели благоустройства: на конец 2008 года водопроводом оборудовано 78,5% жилищного фонда, газом - 78,8%, центральным отоплением - 78,7%, канализацией - 67,3%, горячим водоснабжением - 57,1%. 8 Электроснабжение потребителей Удмуртской Республики осуществляется от источников Удмуртского филиала ОАО «ТГК-5», общая установленная мощность которых составляет 480 МВт, а также от Воткинской ТЭЦ, Глазовской ТЭЦ и Объединённой энергосистемы Урала. Удмуртская Республика является энергодефицитной. Для повышения надёжности электроснабжения, покрытия роста нагрузок потребуется, в основном, реконструкция существующих и строительство новых сетей 500-35 кВ.

2. Факторы развития экономики Удмуртской Республики

2.1 Последствия кризиса в мировой экономике: стимулы перехода на инновационный путь развития

экономика жилищный кризис инновационный

Мировой экономический кризис обострил ряд ранее нерешенных проблем и спровоцировал кризис перепроизводства в Российской Федерации и Удмуртии. Ранее существовавшие барьеры для перехода на новый этап развития и выхода на новые рынки значительно выросли. При этом для предприятий многих секторов экономики, таких как производство электрооборудования, радиоэлектроника, автомобилестроение, производство нефтегазового оборудования и некоторых других, обозначилась угроза банкротств. Мировая экономика переживает кризис перепроизводства. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, в 2008 году рост мирового ВВП может составить 3,9%, что является самым низким показателем с 2003 года. Спад может продолжиться и в 2009 году (прогноз Fitch по мировой экономике - рост на 1%). Главным двигателем роста российских рынков, а также рынков, на которых работают предприятия Удмуртской Республики, был ценовой фактор, однако, падение цен на всех основных товарных рынках во второй половине 2008 года и последовавший за ним глобальный экономический кризис привели практически к утрате данного фактора роста. Большинство предприятий региона оказалось не способно решить вставшие перед ними проблемы, что привело к сокращениям персонала, снижениям оплаты труда и приостановлению инвестиционных проектов. «Сжатие» рынков, сокращение доступности ресурсов и падение объемов производства, обострит проблемы преодоления существующих барьеров для развития предприятий (см. рис. 5). Например, падение спроса на товары и услуги приводит к замораживанию программ капитальных вложений, рост операционных издержек - к необходимости сокращения штатов компаний и утрате квалифицированных кадров и т.д. Среди секторов экономики Удмуртской Республики самые значительные снижения объемов производства (отгрузки) прогнозируются в машиностроении, строительстве, черной металлургии и торговле. Также риски сокращения производства существуют для таких секторов, как химическая промышленность, деревообработка, легкая промышленность.

2.2 Необходимость выбора приоритетов в условиях текущих экономических проблем

Несмотря на текущий спад государственной инвестиционной активности, в краткосрочной перспективе как на федеральном уровне, так и на уровне Удмуртской Республики сформирован ряд механизмов, который позволит региону сохранить устойчивость социально-экономической сферы в среднесрочной перспективе, а также обеспечат в долгосрочной перспективе возможность экономического роста. На федеральном уровне сформированы инструменты стимулирования инвестиционного развития. К ним следует отнести Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственную корпорацию «Банк Развития и внешнеэкономической деятельности», особые экономические зоны, создание Федеральных университетов и другие. В 2008 году объем привлекаемых инвестиций по проектам Инвестиционного фонда Российской Федерации был снижен до 500 млн. р. Разработаны отраслевые стратегии развития на долгосрочную перспективу, среди них: Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года (утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 18 сентября 2007 года № 391), Концепция развития автомобильной промышленности России (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002 года № 987-р), Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 150), Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года №1234-р), Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года № 877-р), Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446) и другие. Кроме того, Правительством Российской Федерации сформирован пакет антикризисных мер, которые позволят смягчить негативные последствия экономического кризиса. В Удмуртской Республике создана система мер по повышению инвестиционной активности в регионе: ? принят ряд правовых актов в сфере инвестиционной деятельности, разработаны и утверждены республиканские целевые программы (далее - РЦП), направленные на стимулирование отдельных секторов экономики, в том числе: РЦП «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2007-2009 годы», РЦП «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы», РЦП развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы, РЦП «Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы», РЦП «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009-2013 годы», РЦП «Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010 годы» и другие; ? внедрен механизм публичной коммуникации с внешними инвесторами: например, ежегодно проводится Инвестиционный форум; ? внедрен механизм взаимосвязи органов государственной власти с субъектами предпринимательства, осуществляющими деятельность на территории Удмуртской Республики, в целях его эффективного развития, например, ежегодно проводятся конференции. В соответствии с приоритетами развития России необходимо осуществить выбор приоритетов на уровне Удмуртской Республики. На современном этапе в сфере экономики приоритеты должны охватывать поддержку тех секторов, которые с одной стороны подвержены наибольшим рискам в условиях современного экономического кризиса, с другой стороны - содержат потенциал значительно роста в долгосрочной перспективе Поддержка этих секторов значительно улучшает возможности диверсификации структуры экономики Удмуртской Республики и структуры налоговых поступлений бюджета Удмуртской Республики. Следует формировать перечень проектов, направленных на реализацию поставленных приоритетов и удовлетворяющих новым требованиям развития (в части эффективности, прогнозирования рисков и проч.). Необходимо сконцентрировать усилия на приоритетных проектах, исходя из понимания ограниченности ресурсов и значимости поставленных целей. Приоритетные проекты не могут охватывать все сектора экономики республики.

3. Миссия, цели и задачи социально-экономического развития Удмуртской Республики

Миссия Удмуртской Республики к 2025 году - становление развитого промышленного региона страны, поставляющего высокотехнологичную продукцию на российский и мировые рынки.

Цель - повышение эффективности и устойчивости экономики и улучшение качества жизни населения Удмуртской Республики.

Задачи, решение которых необходимо для достижения цели: ? диверсификация экономики: поддержка новых и модернизация традиционных секторов специализации; ? сохранение высокого качества человеческого потенциала республики; ? повышение устойчивости системы расселения.

Заключение

Важнейшими видами экономической деятельности Удмуртской Республики, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта, являются: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительство.

Основу промышленного потенциала республики составляют обрабатывающие производства (машиностроение и металлообработка, включая приборостроение, производство электрооборудования, автомобилестроение, производство вооружений) и топливно-энергетический комплекс.

Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, которое формирует сырьевую базу для развития пищевой промышленности и обеспечивает продовольственную самостоятельность республики. Основной специализацией сельского хозяйства является животноводство: молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Удмуртская Республика обладает рядом важных конкурентных преимуществ:

1) Развитый промышленный потенциал (в настоящее время в

республике сохраняется высокая концентрация оборонного производства. Доля предприятий республики в российском производстве гражданского гладкоствольного стрелкового оружия составляет 85%, нарезного - 80%, автоматического боевого стрелкового оружия 90%, снайперского - 95%);

2) Достаточная природно-ресурсная база. Наличие запасов углеводородного сырья (газ, нефть, нефтеконденсат), минерально-сырьевых ресурсов (мел, известняки, карбонатные породы для использования в качестве цементного сырья, глинистые породы для производства кирпича, керамзита, цемента, пески и песчаники, минеральные воды), лесных ресурсов;

3) Развитый агропромышленный комплекс.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2020 года являются сохранение высокого качества и конкурентоспособности человеческого потенциала; диверсификация экономики на основе поддержки высокотехнологичных (приборостроение и производство электрооборудования, нефтегазовое оборудование, автокомпоненты) и модернизации традиционных (добыча нефти, оборонно-промышленный комплекс, автомобилестроение, металлургия, лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс, легкая промышленность) секторов специализации; снижение инфраструктурных ограничений развития экономики и повышение устойчивости системы расселения.

Предполагается реализация инвестиционного проекта по строительству и эксплуатации на платной основе мостовых переходов через реки Каму и Буй в Камбарском районе Удмуртской Республики, планируется реконструкция и модернизация до международного уровня аэропорта в г. Ижевске, формирование современного транспортно-логистического комплекса.

Будет продолжено строительство восточного обхода г. Ижевска на участке от автодороги Ижевск - Воткинск до автодороги на подъезде к городам Ижевск и Пермь федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга».

Строительство на территории Удмуртской Республики завода по производству лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения будет способствовать выпуску современных импортозамещающих лекарственных средств.

Реализация инвестиционного проекта по развитию регионального рыболоводческого комплекса позволит обеспечить потребительский рынок Удмуртской Республики и других регионов Российской Федерации живой рыбой солоноводных (морских) видов.

Перспективы развития агропромышленного комплекса республики во многом будут связаны с реализацией инвестиционного проекта «Комплексное развитие агропромышленного комплекса Удмуртской Республики».

Список используемой литературы

1)Удмуртия в цифрах, 1996 г. Справочник. Ижевск. 1997

2) Природа Удмуртии. Ижевск.: Удмуртия, 1972. 400 с.

3)вестник Удмуртского университета

4)Сеть Интернет

5)Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденная Законом Удмуртской Республики от 09 октября 2009 года №40-РЗ

Приложение

Наиболее крупные предприятия Удмуртской Республики

НАЗВАНИЕ

ОТРАСЛЬ, ПОДОТРАСЛЬ

ОАО «Удмуртнефть»

(входит в холдинг «ТНК-ВР») Нефтедобывающая

ОАО «Белкамнефть»

(входит в НК «Русснефть») Нефтедобывающая

ОАО «Удмуртнефтепродукт»

Торговля

ОАО «Удмуртторф»

Топливная

ОАО «Ижсталь»

Черная металлургия

ОАО «Ижевский машиностроительный завод»

Машиностроение

ОАО «Чепецкий механический завод»

Машиностроение

ФГУП «Ижевский механический завод»

Машиностроение

ОАО «ИЭМЗ «Купол»

Машиностроение

ОАО «Ижмаш-Авто»

Машиностроение

ФГУП «Воткинский завод»

Машиностроение

Сарапульский ЛВЗ

Глазовский ЛВЗ

Экспорт важнейших товаров Удмуртской Республики

Наименование

Количество

Нефть и нефтепродукты, тыс. тонн

Продукты неорганической химии, тыс. тонн

Пластмассы и изделия из нее, млн. долл. США

Лесоматериалы необработанные, тыс. куб. м

Лесоматериалы продольно распиленные, тыс. тонн

Фанера клееная, панели фанерованные, тыс. куб. м

Стекло и изделия из него, млн. долл. США

Черные металлы, тыс. тонн

Изделия из черных металлов, тыс. тонн

Оружие и боеприпасы, их части, млн. долл. США

Оборудование, котлы и механические приспособления; их части, млн. дол. США

Электрические машины и оборудование, млн. долл. США

Автомобили легковые, штук

Автомобили грузовые, штук

Приборы и аппараты оптические, млн. долл. США

Мебель, постельные принадлежности, млн. долл. США

Основные торговые партнеры Удмуртской Республики, в млн. долларов США

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структура национальной экономики. Система макроэкономических пропорций. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь. Современное состояние экономики Республики Беларусь и ее макроэкономические пропорции.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2014

    Понятие и причины возникновения экономического кризиса. Тенденции развития финансового кризиса в России. Его последствия: сокращение штатов, рост безработицы, распространение фриланса. Пути выхода: снижение затрат, переформирование клиентской базы.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Национальная стратегия устойчивого развития Беларуси, программа структурной перестройки экономики. Развитие науки и инновации как важнейшие факторы интенсификации экономического и социального развития. Инновационная политика Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2012

    Понятие национальной экономики, ее цели, структура и виды. Система макроэкономических пропорций. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь, ее современное состояние, проблемы и главные достижения.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2016

    История экономического развития Польши после Второй мировой войны. Темпы роста польской экономики после вхождения в Евросоюз. Внешняя торговля, иностранные инвестиции; безработица и социальные проблемы. Развитие промышленности, сельского хозяйства.

    реферат , добавлен 02.07.2015

    Причины и последствия экономических кризисов. Цикличность экономического развития, его типы. Характеристика фаз циклов. Особенности кризисов переходного периода, выход из них. Развитие экономического кризиса в Украине. Состояние экономики государства.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    Инновации - реализация научно-технического прогресса, новаторство, разработка новых продуктов и технологий. Анализ инновационного типа экономического развития: факторы, проблемы перехода. Перспективы развития инновационной экономики России; наукограды.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2011

    Современное состояние агропромышленного комплекса в целом по России. Современное состояние аграрного сектора экономики Пермского края. Перспективы совершенствования развития и стратегические мероприятия государственного регулирования сельского хозяйства.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2008

    Понятие категорий и факторов экономического роста и развития. Воздействие экономических факторов на темпы развития экономики. Факторы экономического роста национальной экономики Республики Татарстан, их оценка и разработка комплексной программы развития.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2009

    Современная система управления российским регионом. Анализ структуры и тенденций развития экономики и финансов Республики Дагестан. Исследование состояния и динамики процессов социальной сферы. Проблемы и перспективы социально-экономического развития.