Регрессивная налоговая ставка. В отношении каких налогов может применяться регрессивное налогообложение: примеры. Что такое регрессивное налогообложение

Регрессивная налоговая ставка. В отношении каких налогов может применяться регрессивное налогообложение: примеры. Что такое регрессивное налогообложение

Е.А. Котко,
эксперт ИНФОРМЦЕНТРА XXI века

При расчете единого социального налога (ЕСН) для налогоплательщиков-организаций предусмотрены ставки налога, установленные п. 1 ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), представляющие собой регрессивную шкалу (в виде соответствующих таблиц).

Однако для применения регрессивной шкалы налоговых ставок необходимо выполнение условий, указанных в п. 2 ст. 241 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) тарифы страховых взносов, предусмотренные п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ (также представляющие собой регрессивную шкалу), применяются соответствующими страхователями только в случае, если соблюдены требования, установленные п. 2 ст. 241 НК РФ.

При этом определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения (п. 8 ст. 24 НК РФ).

Определение права использования регрессивной шкалы по ЕСН также производится в целом по организации (включая все обособленные подразделения), поскольку плательщиком ЕСН является организация в целом.

В соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 НК РФ*1, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., то налог уплачивается по максимальной ставке независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
_____
*1 К ним, в частности, относятся и организации, производящие выплаты физическим лицам, то есть организации-страхователи.

Налогоплательщики, у которых налоговая база соответствует вышеуказанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России*1.
_____
*1 При расчете фактического размера выплат (налоговой базы), начисленных в среднем на одного работника, средняя численность работников организации определяется в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121, далее - Инструкция N 121 [п. 22.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, далее - Методические рекомендации по ЕСН].

При определении условий, предусмотренных п. 2 ст. 241 НК РФ, принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Следовательно, при расчете налоговой базы в среднем на одного человека используются базы по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что необходимо различать понятия "право на применение регрессивной шкалы" и непосредственно "применение регрессивной шкалы".

Право на применение регрессивной шкалы возникает у организации при выполнении условия, проверка которого осуществляется в соответствии с нижеприводимым алгоритмом.

Проверка права на применение регрессивной шкалы производится независимо от того, достигла налоговая база кого-либо из работников 100 000 руб. или нет.

Но применение регрессивной шкалы [то есть непосредственно исчисление налога (взносов) по регрессивной шкале] начинается в том случае и только для тех работников, у которых налоговая база превысила 100 000 руб.

Использовать регрессивную шкалу можно только при получении права на ее применение.

Алгоритм определения права применения регрессивной шкалы ЕСН

Предлагаем вниманию читателей журнала алгоритм определения права применения регрессивной шкалы ставок ЕСН (тарифов страховых взносов в ПФР), разработанный автором данной статьи на основании НК РФ и принятых в соответствии с ним правовых актов налогового законодательства (см. схемы 1 и 2).

Схема 1

Алгоритм определения права применения регрессивной шкалы

Схема 2

Определение количества работников (К ), имевших наибольшие по размеру доходы за период с начала года
по соответствующий месяц последнего квартала отчетного периода (включительно)

Пункт 1 алгоритма.

Если "да", переходите к п. 3 алгоритма, если "нет", переходите к п. 2 алгоритма.

Пункт 2 алгоритма.

Определить, имела ли организация право применять регрессивную шкалу по итогам предыдущего месяца?

Если "да", переходите к п. 3 алгоритма, если "нет", переходите к п. 11 алгоритма.

Пункт 3 алгоритма.

Как уже отмечалось, средняя численность работников за период с января по соответствующий месяц отчетного периода включительно определяется в соответствии с Инструкцией N 121 (см. п. 2 ст. 241 НК РФ и п. 22.2 Методических рекомендаций по ЕСН).

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, а также численность авторов в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не включаются (см. Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, приведенный в приложении N 2 к приказу МНС России от 01.03.2002 N БГ-3-05/49, далее - Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН).

Согласно положениям раздела II Инструкции N 121 средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) складывается из трех составляющих:

Среднесписочной численности работников;

Средней численности внешних совместителей;

Средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Средняя численность работников показывается в целых единицах.

Согласно п. 5.1 Инструкции N 121 среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

При этом численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора (контракта).

Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора (контракта) (формы N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8), личная карточка (форма N Т-2), табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма N Т-12), табель учета использования рабочего времени (форма N Т-13), расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49) и другие документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26.

Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года, то есть, соответственно, на 2, 3, 4 и т.д. (п. 5.7 Инструкции N 121).

Согласно п. 6 Инструкции N 121 средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время, изложенным в п. 5.4 Инструкции N 121.

Согласно п. 7 Инструкции N 121 средняя численность работников, выполнявших работу по до- говорам гражданско-правового характера, за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия этого договора. За выходной или праздничный (нерабочий) день принимается численность работников за предшествующий рабочий день.

Средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, за период с начала года и год в целом определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев, то есть на 3, 4, 5... 12.

Если работник, состоящий в списочном составе, заключил договор гражданско-правового характера с этой же организацией, он не включается в среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Пункт 4 алгоритма.

Определить общую сумму налоговых баз по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет) всех физических лиц, которым организация производила начисления с января по месяц, за который производится расчет (включительно).

При расчете учитываются налоговые базы всех физических лиц, которым производились начисления за указанный период, независимо от продолжительности их работы в организации.

В расчет принимаются налоговые базы, определенные в соответствии со ст. 237 НК РФ.

Повторим, что согласно Порядку заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, а также численность авторов в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не включаются.

При этом по расчету условия на право применения регрессивных ставок ЕСН организация имеет право на применение регрессивных ставок налога, и оно распространяется на выплаты гонораров авторам, превышающие 100 000 руб. нарастающим итогом с начала года.

Пункт 5 алгоритма.

Определить количество работников (), имевших наибольшие по размеру доходы за период с начала года по соответствующий месяц последнего квартала отчетного периода включительно.

Согласно п. 2 ст. 241 НК РФ при расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Следовательно, если средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма, меньше 30 человек, то определяемое количество работников (согласно п. 2 ст. 241 НК РФ) рассчитывается по формуле:

Где - количество работников (имеющих наибольшие по величине налоговые базы), налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника;

Средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма.

Если же средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма, больше или равна 30, то определяемое количество работников (согласно п. 2 ст. 241 НК РФ) рассчитывается по формуле:

Если в результате расчета получилось дробное число, его нужно округлить по правилам округления до целых единиц.

Полученное в результате число будет равно количеству работников с максимальными общими суммами выплат, налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника.

Пункт 6 алгоритма.

Выбрать работников (в количестве, определенном в п. 5 алгоритма), имеющих наибольшие по величине налоговые базы по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет), рассчитанные нарастающим итогом с начала года по расчетный месяц (включительно), и найти общую сумму налоговых баз этих работников.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в расчет принимаются налоговые базы, определенные в соответствии со ст. 237 НК РФ.

Если организация ведет установленный п. 4 ст. 243 НК РФ учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм ЕСН, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты с применением формы индивидуальной карточки учета, утвержденной приказом МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91, то значение указанных налоговых баз можно узнать из графы 6 "Налоговая база/По единому социальн. налогу в федер. бюджет и фонды ОМС, страховым взносам в ПФР" (подстрока "за месяц" строки с названием месяца, за который производится расчет).

Пункт 7 алгоритма.

Определить сумму налоговых баз работников, которые будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника.

Для этого из суммы, полученной при выполнении п. 4 алгоритма, вычитаем сумму, полученную при выполнении п. 6 алгоритма.

Пункт 8 алгоритма.

Определить величину налоговой базы в среднем на одного работника, приходящуюся на один месяц (за истекшие месяцы налогового периода).

Налоговая база в среднем на одного работника, приходящаяся на один месяц, рассчитывается по формуле:

Где - величина налоговой базы в среднем на одного работника, приходящаяся на один месяц (за истекшие месяцы налогового периода);

Рассчитанная в п. 7 алгоритма сумма налоговых баз работников, которые будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника;

Средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма;

Количество работников (имеющих наибольшие по величине налоговые базы), налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника. Расчет значения производился в п. 5 алгоритма;

Количество месяцев, истекших в налоговом периоде или, другими словами, порядковый номер месяца, за который производится расчет (для января это будет 1, для февраля - 2, для марта - 3 и т.д.).

Пункт 9 алгоритма.

Сравнить величину налоговой базы в среднем на одного работника (определенную в п. 8 алгоритма) с суммой 2500 руб.

Если величина налоговой базы в среднем на одного работника меньше 2500 руб., то необходимо перейти к п. 11 алгоритма.

Если величина налоговой базы в среднем на одного работника больше или равна 2500 руб., то следует перейти к п. 10 алгоритма.

Пункт 10 алгоритма.

По итогам месяца организация имеет право применять регрессивную шкалу.

Необходимо перейти к п. 12 алгоритма.

Пункт 11 алгоритма.

По итогам месяца организация не имеет права применять регрессивную шкалу и теряет это право до конца налогового периода (то есть до конца года).

Расчет налога производится по максимальным ставкам независимо от величины налоговой базы.

Пункт 12 алгоритма.

Конец алгоритма.

Теперь рассмотрим применение приведенного алгоритма на примере.

Пример. Определение права применять регрессивную шкалу ставок ЕСН и тарифов по взносам в ПФР.

Начиная с 1 января 2002 года в ООО "Облачко" числится шесть человек. С 4 февраля 2002 года на работу принят еще один сотрудник. Со всеми работниками заключены трудовые договоры, согласно которым им установлен полный рабочий день.

Налоговые базы по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет) всех сотрудников представлены в табл. 1.

Необходимо определить: имеет ли право организация применять регрессивную шкалу ставок по ЕСН и тарифов по взносам в ПФР в марте 2002 года.

Таблица 1

Налоговые базы по ЕСН работников ООО "Облачко", используемые в расчете при определении возможности применять регрессивную шкалу ставок

Табельный номер работника

Налоговая база по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет

январь 2002 года

февраль 2002 года

март 2002 года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Итак, для возможности использовать регрессивную шкалу по итогам какого-либо месяца необходимо, чтобы установленные НК РФ условия, дающие право на применение этой шкалы, выполнялись в каждом месяце периода с начала года по текущий месяц (включительно).

Таким образом, необходимо проверить выполнение этих условий для ООО "Облачко" в январе, феврале и марте 2002 года.

Определение права использования регрессивной шкалы ставок налога по итогам января 2002 года

Пункт 1 алгоритма.

Месяц, за который производится проверка права применять регрессивную шкалу, - январь?

"Да". Переходим к п. 3 алгоритма.

Пункт 3 алгоритма.

Определить среднюю численность работников организации за период с января по месяц, за который производится расчет (включительно).

Иными словами, необходимо определить среднюю численность работников организации за январь.

В ООО "Облачко" за рассматриваемый период не работали внешние совместители, а также не было работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Поэтому средняя численность работников организации будет равна среднесписочной численности основных работников, работающих по трудовым договорам.

С 1 января 2002 года в организации числилось пять работников, то есть за каждый день января списочная численность работников организации составляет пять человек (см. табл. 2).

Таблица 2

Списочная численность работников ООО "Облачко" за январь - март 2002 года

январь

февраль

Списочная численность, чел.

Списочная численность, чел.

Списочная численность, чел.

Каждый год Правительство РФ утверждает максимальный размер суммы выплат физлицам, с которой можно начислять страховые взносы по общей ставке. Эта сумма называется предельной базой для начисления взносов и рассчитывается она нарастающим итогом с начала года по каждому работнику. На какие предельные показатели следует ориентироваться работодателям в наступающем 2017 году, расскажем в этой статье.

Страховые взносы в 2017 году: предельная база

База для расчета страховых взносов – это все выплаты и вознаграждения физлицу, подлежащие обложению взносами в ПФР, ФСС и ОМС. По достижении утвержденного предельного лимита, доход физлица будет облагаться взносами по более низкой ставке либо не будет облагаться вовсе – здесь в действие вступает своего рода регрессивная шкала.

Напомним, что до 2015 года предельная база устанавливалась в одинаковом размере по всем страховым взносам (например, в 2014 году она равнялась 624 000 руб.), а с 2015 года лимит для взносов ПФР и ФСС стал утверждаться раздельно. Для взносов на ОМС предел и вовсе был отменен, и с тех пор медвзносы начисляются на всю сумму полученного физлицом дохода без ограничений.

На сегодня предельный лимит для начисления страховых взносов 2017 года еще не утвержден, но уже известны его новые значения , указанные в проекте постановления, который сейчас обсуждается. Лимит ежегодно индексируется в соответствии с ростом среднего заработка в стране, к нему также применяются повышающие коэффициенты. В сравнении с 2016 годом, нас ожидают следующие показатели:

  • По пенсионному страхованию предельная база страховых взносов 2017 года составит 876 000 руб., что на 80 000 руб. выше нынешнего лимита (796 000 руб. в 2016 году);
  • По взносам на соцстрахование лимит базы составит 755 000 руб., это увеличит действующую предельную сумму на 37 000 руб. (лимит 2016 года 718 000 руб.).
  • По взносам на медицинское обязательное страхование лимита по-прежнему не будет, так что начислять взносы продолжаем со всех облагаемых выплат сотрудникам.
  • Таким же образом, без лимита, начисляются взносы в ФСС на «травматизм».

Учитывая названные пределы, тарифы страховых взносов будут применяться в следующем порядке:

  • В ПФР взносы начисляются по ставке 22%, пока облагаемый доход сотрудника с начала года не превысит 876 000 руб. Далее взносы рассчитываются по ставке 10%.
  • В ФСС взносы на случай нетрудоспособности и материнства начисляются по ставке 2,9%, пока облагаемый доход не достигнет 755 000 руб., а с сумм, превысивших этот лимит, взносы в соцстрах не начисляются.
  • На ОМС начисляются взносы по ставке 5,1% со всех облагаемых доходов без ограничения по сумме.

Как будут влиять новые пределы на начисление страховых взносов 2017 года, рассмотрим на примере.

Ежемесячный доход сотрудника, облагаемый страховыми взносами – 90 000 руб. Соответственно, его годовой доход превышает установленные лимиты и равен 1 080 000 руб. (90 000 х 12 мес.). Рассчитаем страховые взносы за год с учетом предельных лимитов 2017 года.

ПФР: 876 000 руб. х 22% = 192 720 руб. – взносы с сумм в пределах лимита.

(1 080 000 руб. – 876 000 руб.) х 10% = 20 400 руб. – взносы с дохода, превышающего лимит начисления страховых взносов 2017.

Итого: 192 720 руб. + 20 400 руб. = 213 120 руб. – пенсионные взносы работника за 2017 год.

ФСС: 755 000 руб. х 2,9% = 21 895 руб. – взнос с суммы, не превышающей лимит. С суммы превышающей предельную базу – 325 000 руб. (1 080 000 – 755 000) взнос на соцстрахование начисляться не будет.

ОМС: 1 080 000 руб. х 5,1% = 55 080 руб. – взнос на медстрахование за 2017 год начисляется на весь доход работника.

"В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов" (Бенджамин Франклин). Грустно, но очень жизненно. Действительно, каждый социально и экономически активный человек, получающий зарплату, прибыль от ведения бизнеса, приобретающий какие-либо товары и услуги, обязан делиться частью своего денежного блага с государством. Принудительно изъятые органами госвласти средства у юридических и физических лиц составляют основную часть доходов государства, которые в дальнейшем направляются на покрытие расходов, связанных с осуществлением им политики по различным направлениям: экономическая, социальная, демографическая и пр.

Мы пользуемся различными благами и услугами, которые оплачиваются за счет налогов. Однако это не единственная их функция. Благодаря гибкой налоговой системе государство воздействует на экономику в нужном направлении: поощряет те или иные виды деятельности, способствует развитию тех или иных отраслей, влияет на предпринимательскую активность, платежеспособность спроса и предложения и т. д. Таким образом, от эффективности налоговой системы зависит благополучие всего государства и каждого его гражданина в отдельности. Сегодня мы разберем регрессивные налоги, их роль и целесообразность взимания в условиях высокодифференцированных доходов населения страны.

Существующие системы налогообложения

Различные типы налогообложения обусловлены двумя его главными принципами: эффективность и справедливость (люди с разными доходами не должны платить равные налоги). В зависимости от того, как устанавливается ставка налога к доходу, выделяют следующие налоги: прогрессивный, регрессивный, пропорциональный.
Давайте разберемся, чем они отличаются.

Пропорциональные налоги

В том случае, если налоговая ставка не меняется в зависимости от величины налоговой базы, речь идет о пропорциональной системе (налог прямо пропорционален доходу). В нашей стране данный метод применяется при расчете огромного количества платежей: пропорциональными являются прямые (кроме подоходного) и практически все косвенные налоги. В наибольшей степени такой подход бьет по карманам среднестатистических граждан и оказывает существенную нагрузку на свободный доход.

Прогрессивные налоги

В случае прогрессивной системы тот, кто больше зарабатывает, больше и отдает. Очень простой и понятный подход. Примером может служить подоходный налог. Применение данного метода при взимании платежей в пользу государства позволяет эффективно перераспределять доходы, но не всегда. Нередко такая система расчетов способствует активному уклонению от налогов (сокрытие реальной прибыли).

Регрессивное налогообложение

Регрессивные налоги с первого взгляда могут показаться нелогичными, так как ставка в данном случае уменьшается по мере роста налоговой базы и увеличивается при ее снижении, однако это не так. Именно данный подход нередко оказывается наиболее эффективным в целях стимулирования декларации реальной прибыли или заработка.

При регрессивном налогообложении доходы, как правило, делятся на части. Каждая из этих частей облагается по определенной ставке: пониженный процент действует только для той части дохода, которая превышает заданную. Например, такая схема применяется при уплате в Пенсионный фонд: до определенной суммы ставка одна (22%), все, что свыше, облагается по ставке 10%.

Государство применяет в своей работе различные виды налогов (регрессивный, прогрессивный, пропорциональный) для более гибкого регулирования экономики и обеспечения наиболее эффективного поступления платежей в бюджет. Такой подход оправдывает себя, хотя и не всегда является справедливым (оптимальным) для разных категорий населения.

Регрессивные налоги в РФ

В современной мировой экономике данная схема начисления налогов встречается довольно редко. На сегодняшний день практически не существует регрессивных налогов в явном виде, то есть прямых. Однако все косвенные налоги можно к ним отнести, и чем больше ставка, тем в большей степени они регрессивны. Яркий пример - акцизные платежи, пошлины, НДС.

Регрессивная система в РФ с 2001 года используется для рассчета единого социального налога. Применение данного метода имеет конкретную цель: выведение из тени заработных плат в конвертах (серый доход) путем снижения налоговых ставок по мере роста расходов, приходящихся на фонд оплаты труда.

Регрессивная система уплаты налогов: примеры

Как работает регрессивная схема уплаты налогов? Разберем на примере сигарет. Если на пачку сигарет установлен акцизный налог в размере 15 рублей, то для покупателя, имеющего доход 10 000 рублей, доля его в бюджете будет больше, чем для того, кто зарабатывает 25 000 рублей (0,15 и 0,06).

Налог с оборота с экономической точки зрения - тоже регрессивный налог. Пример: допустим, две семьи покупают одинаковые стиральные машины стоимостью 12 000 рублей и ставкой налога 18%. Семья с низкими доходами (30 000 рублей) заплатит те же 2 160 рублей налога с оборота, что и семья с высокими (70 000 рублей). Однако доля платежа в бюджете в первом случае будет гораздо выше: 7,2 против 3,09. Таким образом, покупатели, зарабатывающие больше, платят в конечном итоге меньший процент, нежели менее обеспеченные граждане.

Регрессивная система налогов: хорошо или плохо?

В российском законодательстве напрямую не говорится о применении регрессивной схемы уплаты налогов. Многие оценивают данную систему как несправедливую, однако если обратиться к мировому опыту, то можно найти ряд положительных моментов, которым поспособствовали именно регрессивные налоги.

Именно такой подход обеспечивает в ряде стран наиболее полноценный сбор налогов. Граждане с высоким заработком охотнее раскрывают свои доходы, если уверены в том, что существенная часть их денег не будет изъята в пользу государства. Грамотное понижение процентной ставки по мере роста налоговой базы способствует привлечению в бюджет значительного объема денежных ресурсов. Фактический размер выплат высокообеспеченной части населения будет все равно больше, чем у граждан с низкими доходами. В случае же прогрессивного или пропорционального налогообложения этот объем может оказаться в разы ниже (утаивание реального дохода).

При этом для малообеспеченных граждан регрессивные налоги - более тяжелое бремя, чем для богатых. Это касается и косвенных налогов, уплата которых ложится непосредственно на конечного потребителя (носителя налогового бремени). Так, если рассматривать экономическую ставку, а не номинальную, то НДС составляет большую долю заработка тех, кто беднее.

Заключение

В настоящее время налоговая система нашей страны далека от совершенства. Большим вопросом остается эффективность применения различных налоговых ставок. В России очень большая доля непрямых, косвенных налогов, которые тяжелым бременем ложатся на самую большую часть населения страны - средний класс. В конечном итоге это те же самые регрессивные налоги, доля которых в доходах малообеспеченных граждан высока. При этом существует другая, не менее важная проблема, связанная с сокрытием существенной части прибыли при декларации доходов. В такой ситуации применение регрессивной ставки налога на прибыль может быть весьма эффективным решением. Данный подход будет показывать прибыль в полном объеме, ведь по мере ее роста ставка налога снижается. Безусловно, здесь тоже имеется ряд нюансов, а также требуется повышение контроля со стороны налоговых органов.

Регрессивная шкала для Единого социального налога
и Пенсионных взносов

Елизавета Титаренко
Бухгалтер, Alinga Consulting Group

Все организации в Российской Федерации должны начислять и уплачивать Пенсионные взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также, организации, работающие на общем режиме налогообложения должны начислять и уплачивать Единый социальный налог.

Единый социальный налог дает право гражданам на получение различных пособий, оплачиваемых больничных, путевок за счет Фонда социального страхования. Пенсионное страхование предназначено для предоставления гражданам права на получение трудовой пенсии.

Для единого социального налога установлена ставка в размере 26% от фонда оплаты труда, но это не фиксированный тариф. Законодательством РФ предусмотрены варианты ее снижения путем регрессивной шкалы. Регрессивная шкала создана правительством для стимулирования организаций к выводу заработной платы и «тени». Регрессивная шкала работает таким образом, что чем выше оклад сотрудника, тем меньше налога платит предприятие. Она непрерывно работает в пределах одного налогового периода (года), нарастающим итогом.

Единый социальный налог включает в себя отчисления в:

  1. Федеральный бюджет (20%);
  2. Фонд социального страхования (2,9%);
  3. Фонды обязательного медицинского страхования
    - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (1,1%)
    - Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (2,0%)

Tаблице 1.
Регрессивная шкала для Единого социального налога

Налоговая база
на каждое
физическое лицо
нарастающим итогом с начала
года

Федеральный
бюджет

Фонд
социального страхования

Фонды
обязательного
медицинского
страхования

Итого

ФФОМС

ТФОМС

< 280 001
600 000 <

56 000 +
(ЗП-280 000)*7,9%

8120 +
(ЗП-280 000)
*1,0%

3080 +
(ЗП-280 000)*0,6%

5600 +
(ЗП-280 000)
*0,5%

72 800 +
(ЗП-280 000)*10,0%

81 280 +
(ЗП-600 000)*2,0%

11 320

5000

7200 руб.

104 800 +
(ЗП-600 000)*2,0%



Когда достигается сумма, выделенная красным цветом , то до конца года по этому сотруднику прекращается начисление в Фонд.

Пенсионный фонд Российской Федерации
Единый социальный налог в части Федерального бюджета может быть уменьшен на 14 %, которые компания уплачивает в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взносы в Пенсионный фонд уплачиваются как на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, так и только на финансирование страховой части. Это зависит от даты рождения застрахованного лица:

    на сотрудников, дата рождения которых раньше 1966 год, уплачиваются взносы на финансирование только страховой части трудовой пенсии (14%);

    на сотрудников, дата рождения которых с 1967 год и позднее, уплачиваются взносы на финансирование страховой (10%) и накопительной (4%) частей трудовой пенсии.

Таблица 2
Регрессивная шкала для Пенсионных взносов.

Налоговая
база
на каждое
физическое
лицо
нарастающим итогом с
начала
года

Дата рождения
с 190Х-1966

Дата рождения
с 1967 - 200Х
(2005-2007 гг.)

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование страховой части пенсии

На финансирование накопительной части пенсии

< 280 001
600 000 <

39 200 +
(ЗП-280 000)
*5,5%

28 000 +
(ЗП-280 000)
*3,9%

11 200+
(ЗП-280 000)
*1,6%

56 800

40 480

16 320

ЗП = заработная плата сотрудника
Все цифры, где не указан процент, указаны в рублях.
Когда достигается сумма, выделенная красным цветом , то до конца года по этому сотруднику прекращается начисление в Фонд.

Таким образом, всем организациям выгодно пользоваться регрессивной шкалой для Единого социального налога и Пенсионных взносов, и нет существенных преград, со стороны законодательства, для установления высоких окладов своим сотрудникам.

В налоговой системе существуют разные типы ставок. Они используются комбинированно, чтобы достичь наибольшей эффективности. Какие бывают типы налоговых ставок, которые можно встретить современному человеку? Чем они отличаются? Как они влияют на налоговую нагрузку, которую ощущает население страны? Чем является налоговая ставка с макроэкономической точки зрения? Какой у них функционал и рычаги влияния?

Что такое налоговая ставка?

Сначала необходимо определится с терминологией. Так, налоговой ставкой (нормой обложения податями) называют величину начислений, которые идут на одну дополнительную единицу изменения базы. Когда она выражена к доходу налогоплательщика в процентном отношении, её называют квотой. Ставка является обязательным элементом налога.

Налоговая нагрузка

Под налоговой нагрузкой понимают процентный уровень отношения податей к валовому внутреннему продукту страны. Другими словами, под это понятие подпадает отношение всех обязательных платежей к ВВП государства. Нагрузка может рассчитываться отдельно по каждому субъекту или в целом по объекту (предприятию или заработной плате человека). Чтобы посчитать её, необходимо использовать формулу: СНЧ/Д, где СНЧ - сумма начисленных налогов, Д - доходы.

Для слаборазвитых стран, где нет сильной системы социального обеспечения, является характерной низкая налоговая нагрузка, в развитых государствах она, наоборот, очень высока. Для последней показателен пример Швеции, где она в отдельные годы составляла выше 60%. Также необходимо отметить в рамках статьи разницу между фактической и номинальной нагрузкой. Они полезны с той точки зрения, что позволяют примерно оценить степень уклонения от уплаты налогов. Так, с увеличением номинальной нагрузки увеличивается количество случаев ухода от платежей. Когда она достигает определённого уровня, явление уклонения становится массовым, таким образом, фактическое положение дел меняется в сторону уменьшения получаемых денег. Когда государство получает наибольшее количество денег, считается, что ставка находится в точке Лаффера. Но до неё стараются не доходить. Теперь перейдём к основной теме и рассмотрим типы налоговых ставок. Косвенная система сбора податей рассматриваться будет только в общих чертах, а основное внимание будет уделено прямой.

Какие бывают типы налоговых ставок?

Так какое разнообразие существует? На данный момент используются следующие типы налоговых ставок. Список их легок для запоминания:

  1. Пропорциональный.
  2. Регрессивный.
  3. Прогрессивный.

Каждый из них имеет свои особенности, которые сейчас будут рассмотрены. Существует ещё 4-й тип: твердая ставка. Смысл её заключается в том, что устанавливается определённая сумма налога, который необходимо уплатить, независимо от доходов. Но ввиду отсутствия его экономической гибкости сейчас твердая ставка не используется в государственном масштабе, а только в виде ренты, например за тонну нефти или железной руды (независимо от прибыли).

Пропорциональная налоговая ставка

При действии такого механизма забирается одинаковая часть от всех типов доходов. Чтобы спрогнозировать, как он повлияет на получаемые людьми суммы денег, делают небольшие расчеты. Так, из чистого дохода следует вычесть обязательные траты, которые идут на питание, одежду, медицинское обслуживание, жилье и транспорт. Всё, что останется (при условии, что вообще что-то будет), составит дискреционную прибыль. Она может увеличиться или упасть после изменения уже имеющихся ставок (или введения новых). Следует заметить, что пропорциональная налоговая система является довольно неудобной при применении к бедным слоям населения. Так, 500 рублей из 10 тысяч и 5000 из 100 000 имеют разное значение для владельцев этих сумм, поэтому в ряде государству используются другие типы налоговых ставок. Пропорциональная система используется при работе с крупным бизнесом.

Регрессивная налоговая ставка

Под регрессивной налоговой ставкой понимают такой порядок обязательств, когда с ростом облагаемой базы уменьшается процент, который необходимо оплатить от своих доходов. Пример реализации: когда фиксируется часть от полученных прибылей, а определённая сумма, которую и нужно оплатить. Для удобства весь доход делится на отдельные части. Каждая из них облагается своей ставкой. Поэтому уменьшение суммы платежа происходит не для всего дохода, а для его части. Регрессивная многим кажется несправедливым способом налогообложения, и в чистом виде она мало используется. Есть более популярные типы налоговых ставок. Прямая регрессивная - одна из самых популярных в данной категории. В качестве практического примера реализации можно привести Так, при увеличении трат на оплату труда происходит снижение налоговой ставки. Данный механизм создан для вывода заработных плат из тени. Кстати, про типы налоговых ставок. Прямая регрессивная занимает здесь исключительное положение. Как вы убедились, она используется для мотивации определенных действий и используется государствами для повышения уровня законности.

Прогрессивная налоговая ставка

Прогрессивное налогообложение строится на доходах, которые используются по собственному усмотрению. Наибольший интерес представляет разница между совокупными средствами и тратами на первоочередные потребности. Этот принцип положен в основу прогрессивной налоговой ставки. Ведь с количественным ростом доходов уменьшается общая доля средств, которые идут на нормальное функционирование человека (траты на еду, оплату жилья и другие первоочередные платежи). И одновременно растут суммы, которые идут на покупку предметов роскоши или удовольствий. Данная налоговая ставка является решением случаев, когда менее богатый налогоплательщик испытывает более сильное бремя налогов, чем состоятельный человек. Дополнительно она делится на подтипы, которые отличаются между собой:

  1. Простая поразрядная.
  2. Одноступенчатая.
  3. Относительная поразрядная.
  4. Многоступенчатая.
  5. Линейная.
  6. Комбинированная.

Функции ставки

Как бы это странно ни показалось, но налоговая ставка, кроме основного предназначения, выполняет ряд функций экономического плана. Некоторые из них:

  1. Спасение экономики от "перегрева". При капитализме существует такое негативное явление, как периодические системные кризисы, которые обрушивают часть хозяйственного сектора страны. При росте экономики в условиях низких налоговых ставок в большем объеме осуществляется насыщение рынка. И при достижении порога кризиса придётся падать «с большей высоты». Чтобы избежать этого, правительства стран проводят политику увеличения налогового бремени, для уменьшения скорости и интенсивности насыщения рынка.
  2. Регулирование торговых потоков. Дело в том, что любая инфраструктура имеет ограниченные возможности своего использования. И если загруженность подходит к максимуму, можно увеличить транспортный или транзитный налоги, чтобы косвенно повлиять на данную ситуацию и дополнительно пополнить бюджет государства.

Влияние ставки на экономику с макроэкономической точки зрения

Государство в качестве причины установления налога может использовать всё что угодно, начиная с перераспределения доходов для создания справедливости и заканчивая устранением негативных внешних экономических эффектов. А для того, чтобы лучше провести свою политику и достичь максимальной эффективности, используется в качестве инструмента ставка. Следует отметить, что с макроэкономической точки зрения её уменьшение стимулирует рост совокупного спроса у граждан и одновременно мотивирует предпринимателей наращивать совокупное предложение. Это вытекает из такой закономерности: чем меньше гражданам необходимо платить налогов и чем ниже ставка по ним, тем больше может быть потрачено для потребления и приобретения новых товаров. Таким образом, создаётся цикл повышения активности в экономике, который хотя и не является бесконечным, может позитивно отразиться в кратчайшей перспективе на срок в несколько лет. Данным принципом пользуются государства при проведении стимулирующей хозяйственной политики. При увеличении ставок налогов фирмы и предприятия вынуждены поднимать цены, терять и сокращать своё присутствие. Таким образом, осуществляется переход к циклу сокращения роста. Можно заметить, что сокращение совокупного предложения на рынке обратно пропорционально величине налоговой ставки. Такая зависимость была описана в работах экономического советника президента США Рональда Рейгана Артура Лаффера, который стал основателем теории «экономики предложения».

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что на данный момент не существует универсальной налоговой ставки, которую можно было бы применить где угодно. Возможно, она будет разработана в будущем. Как бы там ни было, сейчас мы имеет только то, что есть.