Развитие профессиональной памяти. Профессиональная память и методика ее развития

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Понятие памяти и её виды

Значение памяти

Классификация явлений памяти

Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности правоохранительных органов

Заключение

Список литературы

Введение

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Память - психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, образующее информационно-регуляционный фонд поведения индивида.

Память как основа интеллекта наравне с мышлением и воображением играет немаловажную роль в процессе судопроизводства.

Понятие памяти и её виды

Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Накопление материала в памяти (архивация) - осуществляется в двух блоках в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.

Эпизодическая память автобиографична - в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида.

Семантическая память сохраняет категориальные структуры, сформированные культурно-исторической средой. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построение языка. Извлечение усвоенного материала из памяти с целью его текущего использования называется актуализацией. Память потерпевшего и свидетеля может быть оценена или описана с точки зрения быстроты запоминания, точности воспроизведения и готовности к срочной актуализации.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении.

Значение памяти

Значение памяти в жизни человека очень высоко. Абсолютно всё, что мы знаем, умеем - есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образцы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

Человек лишенный памяти вечно находился бы (по мнению И.М.Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть и его действия определялись бы только инстинктами. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше у него хранится в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу.

Память каждого человека имеет свои особенности. Известно, что есть люди с сильной памятью и люди со слабой памятью.

Велика роль памяти в профессиональной деятельности юриста. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения полученной информации, готовностью применить требуемые сведения и факты в нужный момент. Важную роль играет память в формировании свидетельских показаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о закономерностях запоминания, сохранения и воспроизведения, является профессионально важным качеством следователя, дознавателя, прокурора, судьи, адвоката.

Классификация явлений памяти

память юрист свидетельский забывание

Память делится на такие различные друг от друга процессы как: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, и формы непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

Произвольная и непроизвольная форма памяти различается в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставиться специальной цели запомнить тот или иной материал, а он запоминается без усилий, без применения специальных приемов, то это относиться к непроизвольной форме памяти. Эта форма памяти помогает запомнить многое что встречается в жизни: предметы, явления, события, содержание документа. Обычно данная форма проявляется у свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого-либо происшествия.

Произвольная форма памяти наоборот требует применения больших волевых усилий, специальных приёмов для запоминания того или иного материала. Эта форма памяти наиболее продуктивная. Работники правоохранительных органов должны обладать развитой произвольной памятью и умело использовать её в своей деятельности.

Юридическая деятельность показывает, что как произвольная так и непроизвольная форма памяти в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе. В одних случаях запоминается, и воспроизводиться только общий смысл материала, суть мысли, а в других случаях необходимо точное воспроизведение словесное выражение мыслей. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития, чем меньше развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Запоминание смысла, запоминание общих и существенных деталей материала и отвлечение от несущественных выделение главного зависит от понимания самого материала.

Запоминание - протекающее в трёх формах запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала.

Непроизвольное запоминание- сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной деятельности, он запоминается лучше чем в том случае, когда он не включен в условия.

Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану:

1)Основная мысль (осмысливание запоминания);

2)факты и события (что, когда и где происходит);

3)причины происходящих событий; некоторых сведений.

Воспроизведение представляет собой воссоздание сохранённого в памяти материала. Ускоряется в форме усвоения. Воспроизведение рационализирует запоминание особенно при заучивании наизусть, при пересказе мы выявляем слабые места, осуществляется самоконтроль.

Забывание - исчезновение, т. е. процесс угасания, »стирания», затормаживание связей. Процесс забывания может быть менее или более глубоким: чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей, тем более глубоким процесс забывания становится. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведения.

Физиологической основой забывания являются некоторые виды торможения. Протекает неравномерно, но явление вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговременной памяти лишь ту часть информации, которая для выполнения данного вида деятельности необходима.

Виды памяти делятся на образную, которая классифицируется по видам анализаторов:

Зрительная;

Слуховая;

Двигательная;

Осязательная и т. д.

Так же логическая и эмоциональная.

Образная память - это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия т.к. это запоминание, воспроизведение воспринятых ранее образов.

Эмоциональная память тесно связана с образной памятью. Она заключается в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Воспроизведении определенных эмоциональных состояний.

Эмоциональная память особенно ярко проявляется в отношениях людей. На ней основывается способность сопереживать другим людям, сочувствовать им, а так же чувства «симпатии-антипатии», осторожность.

Логическая память- это запоминание, сохранение и воспроизведение вербальной информации, её смысла, логики рассуждения, доказательств. Особенно велика ее роль в деятельности следователя, расследующего сложное многоэпизодное дело.

Все перечисленные виды памяти взаимосвязаны и не могут существовать изолированно друг от друга.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную), т. е. механическую и ассоциативную (смысловую) память.

Различают три вида ассоциаций:

Ассоциация по смежности - элементарный вид связи без существенной переработки информации (связываются два впечатления во времени и пространстве);

Ассоциация по контрасту - связь двух противоположных явлений, основанная на логическом приеме противопоставления (связываются противоположные явления);

Ассоциация по сходству - воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию (связываются явления, имеющие сходные черты);

Ассоциации связывают часть и целое, род и вид, причины и следствия.

Различают так же следующие четыре взаимосвязанные системы памяти:

Сенсорная;

Кратковременная;

Оперативная;

Долговременная;

Сенсорная - непосредственное запечатление сенсорных воздействий, сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень короткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений.

Сенсорная память иначе называется иконической (от греч. ikona - образ). Виды сенсорной памяти определяются видами ощущений.

Кратковременная память - сравнительно полное, но недолговременное сохранение в памяти одномоментно воздействующих стимулов. Время функционирования - не более (30 с). Её объем ограничен 5-7 объектами.

«Движение мысли, та нить, которая переводит необходимую информацию длительной памяти в оперативную» - А. Н.Лук.

Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым.

Оперативная память - избирательное сохранение и актуализация информации необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность ограничивается временем соответствующей деятельности. Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы - единицы оперативной памяти.

Долговременная память- запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации связан вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Сохранение концептуально значимого материала на длительный срок. Объем памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности. Её ёмкость не имеет границ.

Типы памяти - индивидуально-типологические особенности памяти.

Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях:

Объём и точность запоминания;

Скорость запоминания;

Прочность запоминания;

Ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у индивида) зрительной, слуховой, или двигательной памяти);

Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы).

Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности правоохранительных органов

Закономерности памяти связаны с формами памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения);

Условия успешного непроизвольного запоминания являются:

Сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);

То, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления и т. д.)

Стимулы, наиболее значимые для данного индивидуума (профессионально значимые предметы);

Стимулы, имеющие особую эмоциональную окраску;

То, что более всего связано с потребностями данного индивидуума;

То, что является объектом активной деятельности;

Развитие одной из системы памяти потерпевшего, свидетеля может оказать влияние на развитие другой системы памяти. Например, увеличение объема кратковременной памяти обычно ведет к улучшению оперативной памяти, а совершенствование оперативной памяти порождает улучшение долговременной памяти.

Если человек постоянно нагружает свою слуховую память, то от этого может улучшиться и его зрительная память, и наоборот.

Условия успешного произвольного запоминания являются:

Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов;

Семантическая и пространственная группировка материала;

Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части;

Представление материала в виде схемы, таблицы, чертежа, наглядного зрительного образа;

Эмоционально-эстетическая насыщенность материала; возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях.

Характер профессиональной деятельности юриста диктует необходимость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бы сроками расследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов событий. Поэтому прокурор, следователь, судья, должны повышать качество запоминания.

Имеется несколько приемов улучшающие запоминание, и используемые в практической деятельности:

Смысловая организация материала с выделением в нём основных опорных пунктов, слов;

Составление плана, в котором отражается: исходная информация, что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выяснению, при запоминании сложного материала;смысловая группировка проводится по различным основаниям: - по интересующим следователя лицам; расследуемым эпизодам.

Составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отражением связей между различными их элементами с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события;

Сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документов и других источниках информации;

Классификация, систематизация материала следственной, судебной практики, текущего законодательства и других нормативных актов.

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания - мнемотехника (от греч. mneme - память и techne - искусство; искусство запоминания): создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме.

При воспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоминания. Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, называется припоминанием.

Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.)

Особенность представлений - их обобщённость и фрагментарность. Точность и полнота воспроизведения зависят от психического состояния индивида. Значительные деформации познавательных процессов происходят в эмоционально напряженных состояниях.

У некоторых людей могут возникать полные, яркие представления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы- представления называются эйдетическими (от греч. eidos - образ). Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов - персеверация (от лат. Perseveration - упорство).

Заключение

Память - это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность.

Таким образом, делая вывод из данной работы можно сказать, что исследование закономерностей и особенностей памяти потерпевшего и свидетеля является важнейшей задачей современной юридической психологии, так как показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств.

Многие из нас жалуются на плохую память. Однако объём памяти человека не имеет пределов. В настоящее время считается, что человек запоминает всю полученную информацию, но удерживает в сознании только её часть. Для лучшего удерживания информации необходимо постоянно тренировать и усовершенствовать процессы памяти.

Список литературы

1. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник. М. 2008 г.

2. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста. Уч. метод. пособие Н.Новгород. 2001 г.

3. Гоноболин Ф. Н. Психология. М. 2003 г.

4. Аминов И.И. Психологический практикум для юристов. Учебное пособие. М. 2001 г.

5. Лук А.Н. Память и кибернетика. М. 1966 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и виды памяти. Свойства и закономерности памяти, используемые в мнемотехнике. Мнемонические приемы запоминания. Перечень существующих мнемонических приемов. Метод Цицерона для запоминания последовательностей. Прием нахождения ассоциаций.

    реферат , добавлен 16.12.2016

    Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Количественные нарушения памяти. Динамика проявлений расстройств памяти.

    презентация , добавлен 31.03.2014

    Общее представление о памяти. Основные виды памяти, их характеристика. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Преобладание непроизвольного запоминания над произвольным.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2015

    Психические особенности развития детей дошкольного возраста. Методики для психодиагностики характеристик памяти человека: узнавания, воспроизведения и запоминания (объем кратковременной зрительной и слуховой памяти), заучивания. Приемы развития памяти.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Память как форма мыслительного процесса человека. Виды памяти и их особенности. Общие положения о развитии памяти. Методы воздействия на память. Основные нарушения памяти, способы, приемы и пути ее улучшения. Специальные системы запоминания лиц и имен.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Начало экспериментального исследования памяти Г. Эббингаузом. Основные приемы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Особенности проявления механизмов ассоциаций. Метод правильных ответов. Современные методы исследования памяти человека.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Общее понятие памяти и ее виды. Характеристика ее основных процессов. Особенности развития памяти у дошкольников. Анализ процесса запоминания информации у детей. Упражнения, направленные на развитие памяти. Сущность механического и смыслового запоминания.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2012

    Характеристика понятия, разновидностей и закономерностей памяти как психологического феномена. Ознакомление с причинами забывания; его формы - ошибочное припоминание и узнавание, ретроградная амнезия. Описание мнемотехнических приемов улучшения памяти.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2012

    Характеристика памяти, ее видов и процессов. Проблема забывания в психологии памяти. Значение и место памяти в обучении, познавательной деятельности. Возможности развития памяти в ходе обучения. Экспериментальные методы изучения памяти в психологии.

    дипломная работа , добавлен 28.12.2011

    Понятие памяти как психологического феномена. Основные виды памяти, закономерности ее функционирования. Характеристика механизмов и процессов памяти. Психологические теории памяти. Принципы создания ассоциаций между объектами. Деятельная теория памяти.

Существует несколько определений памяти :

  • 1. Память – это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.
  • 2. Память – это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Итак, память – это очень сложный механизм, который хранит, и восстанавливает разные элементы нашего опыта.

Наиболее важные черты , неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит ее продуктивность это:

    Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности.

    Важно понимать, что у разных людей память развита неодинаково.

Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести.

Основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

  • 1. Запоминание – главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д.
  • 2. Сохранение – процесс при котором следы памяти не исчезают, а фиксируются, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает.
  • 3. Воспроизведение – этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из "огромной" библиотеки" памяти.
  • 4. Забывание – процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Забывание может быть как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целые блоки информации, которые необходимы для нормальной плодотворной жизни.

Существуют разные классификации видов человеческой памяти :

  • 1. Классификация по участию воли в процессе запоминания;
  • 2. Класификация по психической активности, которая преобладает в деятельности.
  • 3. По продолжительности сохранения информации.

По характеру участи воли память делят на непроизвольную и произвольную.

  • 1) Непроизвольная память – запоминание происходит без всяких усилий, «автоматический».
  • 2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

По характеру психической деятельности с помощью которой человек запоминает информацию, память делить на двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную.

  • 1) Двигательная память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
  • 2) Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок.
  • 3) Словесно-логическая память – это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово и логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи, и только после этого запомнить материал.
  • 4) Образная память – связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними.
  • 1. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств.
  • 2. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.
  • 3. Осязательная, обонятельная и вкусовая память.

По продолжительности сохранения информации:

  • 1). Мгновенная память – удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без како-либо переработки информации. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память- образ.
  • 2). Кратко временная память – хранение информации в течении короткого промежутка времени. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение.
  • 3). Оперативная память – рассчитана на сохранение информации в течении определенного, зараннее заданного срока. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.
  • 4). Долговременная память – способна хранить информацию в течении неограниченного срока.

Профессионально важные качества

Любые человеческие способности имеют под собой психофизиологическую основу. Особое значение для проведения качественной профдиагностики имеет выделение профессионально важных качеств личности.

Профессионально важные качества личности определяются следующими параметрами:

Уровень физического и психического здоровья (которое определяет уровень работоспособности личности);

Квалификация работника;

Психологические особенности личности.

Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами.

Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность её исполнения по параметрам производительности, качество труда и надежности. Согласно В.Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности.

В основе профессиональных способностей лежат свойства психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и др.), обеспечивающие эффективность деятельности субъекта. Каким образом из общих способностей развиваются профессиональные способности? На этот вопрос отвечает выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев, разработавший концепцию о функциональных и операционных механизмах психики. Под функциональными механизмами психики понимается нейрофизиологическая основа личности, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека. Операционные механизмы формируются в основном в процессе деятельности. Они являются более подвижными, изменяются в процессе профессионализации личности. Общие способности наполняются профессиональным содержанием, превращаясь в профессиональные. Например, в профессиональной деятельности водителя, токаря, слесаря, наладчика, хирурга и других важна координация движений обеих рук. Функциональными механизмами координации являются развитая нервная система и состояние двигательного аппарата человека.

Профессиональные способности начинают проявляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность наполняется профессионально-логическим содержанием. Это содержание будет различным для токаря, водителя транспортного средства, для судоводителя или хирурга.

Профессионально важные качества зависят от специфики профессиональной деятельности. Так, например, профессионально важными и социально значимыми качествами личности для таких профессий, как судоводитель, судомеханик, оператор АСУ, относятся социальная ответственность, высокий уровень трудовой и технологической дисциплины, сознательность; развитое техническое, оперативное и творческое мышление; способность принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях; развитые волевые качества; коммуникабельность.

Конечно, особенности восприятия и воображения, координация движений рук и ног, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-образное или абстрактно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Так, для станочников профессионально важными качествами являются развитое техническое мышление, умение логически мыслить, хорошее пространственное представление, хорошая память на числа и формы, высокая устойчивость внимания и наблюдательность. Специфическими психофизиологическими требованиями для токаря и фрезеровщика будут хорошее общее физическое развитие, тонкость цветовых восприятий, развитое суставно-мышечное чувство, высокая острота зрения, хорошая координация движений рук.

Важнейшими условиями формирования профессионально важных качеств являются адекватная самооценка, реалистический уровень притязаний, высокий уровень социальной зрелости.

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психологические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта – соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. Например, физическая сила и выносливость - пример ярко выраженных ПВК для многих видов деятельности.

Согласно А.В. Карпову, профессионально важные качества можно разделить на четыре основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

ü абсолютные ПВК – свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

ü относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

ü мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

ü анти-ПВК : свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.

Психологами установлено, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК, представляющей собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы формируются у субъекта в ходе освоения им соответствующей деятельности и содержат в себе специфические подсистемы ПВК, обеспечивающие выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора «мотив-цель», планирование деятельности, переработка текущей информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий).

Рисунок 28. – Структура профессиональной пригодности (по А.В. Карпову).

Во всех видах деятельности принято различать те индивидуальные качества, которые отвечают собственно за её исполнение, и те, которые необходимы для восприятия и приема профессионально значимой информации. Поэтому принято говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК.

Итак, можно дать следующее определение ПВК. Профессионально важные качества (ПВК) – это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.

Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам относят и способности, но они, как подчеркивает В.Д. Шадриков [Шадриков, 1996], не исчерпывают всего объема ПВК. М.А. Дмитриева в качестве профессионально значимых свойств выделяет индивидуально-психологические свойства и отношения личности [Дмитриева и др., 1979]. К индивидуально-психологическим (типологическим) свойствам относятся сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства человека. Отношения личности включают отношения человека к себе, к другим людям, к труду, к своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т.д.

Основные характеристики нервных процессов накладывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в любой области, однако разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам нервной системы.

Индивидуально-типологические свойства и стиль деятельности

Индивидуально-типологические свойства мало изменяются на протяжении профессионального пути и относятся к наиболее стабильным характеристикам. При этом одно и то же типологическое свойство может иметь как положительные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления.

Например, слабость нервных процессов определяет низкий предел работоспособности и в то же время высокую чувствительность (сензитивность). А инертность нервных процессов проявляется в малых показателях скорости нервной системы и в прочности временных связей.

Таким образом, природная недостаточность в области одной функции компенсируется преимуществом в области другой, не менее важной. А разные типы высшей нервной деятельности необходимо рассматривать не как разные степени совершенства, а как «способы уравновешивания организма со средой» (по замечанию Б.М.Теплова).

К числу индивидуально-типологических свойств, проявляющихся во всех видах активности субъекта (деятельности, общении и др.) и, поэтому, оказывающих влияние на познавательные и эмоциональные процессы, психические состояния и свойства, принадлежит темперамент как одно из важнейших свойств индивидуальности.

Один из первых факторов, на который обращают внимание при изучении психологических особенностей той или иной профессии, является психомоторика. Во всякую трудовую деятельность, так или иначе, включена система действий. Анализируя общее строение деятельности, А.Н. Леонтьев подчеркивал, что человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. По А.Н. Леонтьеву, «макроструктура» деятельности состоит из следующих единиц [Леонтьев, 1977]: а) отдельные (особенные) деятельности - соотносятся с побуждающими их мотивами; б) составляющие их действия - соотносятся с осознанными целями; в) операции - соотносятся с условиями достижения конкретной цели.

Различают три основных параметра трудовых действий: 1) силовой; 2) пространственный; 3) временной. На ранних этапах развития техники ведущим был силовой фактор. С развитием механизации и автоматизации трудовых процессов путем широкого внедрения автоматизированных электроприводов, изменяется регуляция трудовых действий (возрастает роль мыслительных операций). Это относится и к «пользователям» этих электроустановок (технологическому персоналу), и к специалистам электротехнического профиля, занятых обслуживанием и наладкой (что выступает в качестве специфической формы «программирования» автоматической части системы управления электроприводом).

В структуре действий инженера-электрика, имеющего дело со сложными техническими устройствами, большое значение имеют сенсомоторные реакции. С точки зрения общей характеристики психомоторики человека представляет интерес обнаружения тренируемости всех видов сенсомоторных реакций. Более того, имеются сведения о возможности произвольной регуляции скорости сенсомоторной реакции с точностью до сотых долей секунды.

Сенсорные свойства. В различных видах трудовой деятельности могут найти применение практически все виды чувствительности - от зрительной и слуховой до вкусовой и обонятельной.

В психологии используется понятие сенсорной основы деятельности (СОД), в которой выделяются: а) ведущий (или ведущие) анализатор и б) вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. Состав СОД может быть неизменным на протяжении всего трудового процесса, но может иметь место включение или выключение того или иного анализатора при переходе от операции к операции.

Тип нервной системы конкретного человека влияет на характер чувствительности всех его анализаторов. Скорость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия (у подвижного типа - скорость ощущения больше, у тормозного типа - дифференцировка более точная). Устойчивость уровня чувствительности зависит от того, какова сила нервных процессов, их подвижность и равновесие (более устойчивая у возбудимого типа, инертная у тормозного). Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно зависит от силы нервных процессов - большая реактивность у слабого типа, наименьшая - у сильного и инертного типа.

Вследствие стабильности рассмотренных характеристик для профессий, которые предъявляют повышенные требования к таким свойствам, как скорость различения, устойчивость уровня чувствительности и т.п., реальным средством повышения эффективности труда является профессиональный отбор.

Вторая характеристика сенсорных процессов, имеющая большое значение для успешности во многих видах профессиональной деятельности, - уровень чувствительности анализаторов. Имеет место неравномерность развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации: у одного и того же человека может быть повышенная чувствительность в области пространственного различения или речевого слуха и, - одновременно, пониженная чувствительность цветового зрения и музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны либо: а) с природным преобладанием одного из анализаторов, либо б) с ведущей ролью данного анализатора, сформированной в результате длительного профессионального опыта. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность решения сенсорных задач значительно повышается под влиянием социального опыта или специальной тренировки.

Приведем лишь некоторые примеры (по [Дмитриева, 1979, с. 43]), иллюстрирующие сказанное: Различительная чувствительность опытных шлифовальщиков в 20 раз выше обычного уровня. Высокая слуховая чувствительность отмечается у опытных врачей-терапевтов, постоянно пользующихся для диагностики ослушиванием больных, оценкой тонов и шумов сердца и легких; у авто - и авиамехаников, определяющих на слух состояние двигателя. Опытные сталевары умеют быстро и точно определить температуру печи по тонким оттенкам изменения накала (цвета) стенок и свода мартеновской печи.

Однако категоричный вывод об изменении порога чувствительности в результате накопленного опыта, который зачастую делают исследователи, не всегда отражает действительное состояние. Например, в ряде случаев основанием для вывода об изменении порогов служит сравнение новичков и профессионалов. При этом не учитывается, что более высокий уровень чувствительности у работников с большим стажем может быть следствием естественного (иначе - стихийного) отсева работников с более низкой чувствительностью анализаторов и соответственно меньшей профессиональной успешностью.

Мнемические свойства. Память - один из важнейших психических процессов. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. В структуре память можно выделить три основных звена: 1) запоминание воспринятой информации; 2) сохранение информации; 3) извлечение того, что сохранилось. Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочностьсохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения ; д) готовность памяти к быстромувоспроизведению материала в нужный момент.

Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, музыканта), двигательными (у механика - наладчика, акробата), осязательными (у врача), обонятельными (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорожного вагона, педагога), на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи. Индивидуальные различия в этом плане велики.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Но в основном профессиональная деятельность опирается на оперативную память, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям деятельности, связаны с ее содержанием. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации. Объем оперативной памяти равен 7±2 единицы информации. Объем отсроченного воспроизведения меньше, при этом снижается и точность воспроизводимого материала, происходит забывание.

Механизмами функционирования оперативной памяти являются пожизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающих данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере овладения той или иной деятельностью, достигая на каком то уровне относительной стабильности при условии фиксированных способов выполнения данной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти.

Один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

Имажитивные свойства. Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажитивных свойств, изучены мало. Тем не менее, на основании накопленных психологической наукой материалов, можно утверждать, что у школьников, имеющих склонность к техническому творчеству, значительно меньше ошибок при решении задач, требующих оперирования образами объектов сложной формы, чем у их сверстников, не посещающих технические кружки.

В частности, в работах Б.М. Ребуса и В.Я. Дымарского показано, что у школьников, занимающихся в технических кружках, после кратковременного восприятия нескольких объектов возникали более устойчивые, более богатые деталями образы, которыми они успешнее (по сравнению с учащимися контрольной группы) оперировали: - сопоставляли, перемещали в пространстве [Дмитриева и др., 1979].

На основании указанных наблюдений напрашивается вывод о возможности формирования соответствующих навыков. Для этого, во-первых, необходим какой-то фонд образов (не только зрительных, но и слуховых, двигательных и т.д.), который создается в результате профессионального опыта, но может формироваться с помощью специальных приемов в процессе производственного обучения, и, во-вторых, нужно вырабатывать навыки оперирования представлениями.

Мыслительные свойства. В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его структур: вербального и невербального. Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания (так называемое «левополушарное мышление»). Невербальный интеллект связан с развитием наглядно-образного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления («правополушарное мышление»). Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности, а также врожденных индивидуальных особенностей.

Проведенные петербургскими психологами исследования студентов с технической и гуманитарной ориентацией выявили статистически значимое различие между двумя названными контингентами. Было обнаружено, что профиль интеллекта студентов технических специальностей сдвинут в сторону развития невербального интеллекта и несколько снижен по вербальному. У студентов гуманитарных специальностей, напротив, более развит вербальный интеллект и снижен невербальный. Однако результаты исследования интеллекта инженеров показали, что наилучших успехов в работе достигли те специалисты, которые обладали развитыми невербальным и вербальным интеллектом, т.е. общими и специальными способностями.

На основании результатов экспериментальных исследований исследователи М.К. Тутушкина с соавторами приходит к выводу, что «для формирования современного творческого специалиста важно всестороннее развитие интеллекта, а не только узкая специализация» [Тутушкина и др., 1998, с. 66].

Потенциально возможный для человека уровень интеллекта (ВУИ) зависит от врожденной способности его ума формировать и удерживать правильные представления, связывая их между собой. Деятельный уровень интеллекта (ДУИ), который человек проявляет и использует, определяется этой его способностью (т.е. ВУИ) за вычетом негативного влияния эмоций (ЭМ), делающих его «слепым» перед лицом фактов и искажающих его восприятие, т.е. ДУИ = ВУИ - ЭМ.

Кроме того, в психологии различают так называемый профессиональный, а также социальный интеллект. Профессиональный интеллект ориентирован на специализацию в деятельности, социальный - на решение проблем межличностных отношений, на нахождение рационального выхода из ситуации.

Следует иметь в виду, что измерение уровня интеллекта часто связано с отрицательными эмоциональными реакциями людей, так как человек боится, что его отнесут к разряду умственно отсталых. Поэтому такое измерение могут вести только психологи с соблюдением этических и профессиональных правил.

Аттенционные свойства. Наряду с мыслительными свойствами, большое значение для профессиональной успешности имеют так называемые аттенционные свойства. К аттенционным свойствам относят следующие характеристики внимания, которые могут быть определены путем экспериментальных исследований: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключения.

Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к осознанной цели. За величину объема внимания принимается количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов. Показатели переключения и устойчивости внимания характеризуют качество выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Распределение внимания характеризует эффективность деятельности в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий.

Профессионально важные свойства внимания, такие как интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения - по-разному выступают в различных видах деятельности. Например, для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых является наблюдение и контроль (корректор, оператор непрерывных прокатных станов и др.), наибольшее значение приобретает устойчивость внимания.

Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и поэтому мало изменяются. Скорость переключения зависит от подвижности нервных процессов. С возрастом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опытом.

Можно говорить о типичной для данного человека устойчивости внимания, широте распределения, скорости переключения. Однако в зависимости от условий труда, эти характеристики у одного и того же человека могут варьировать в широких пределах. Ни одно из профессионально значимых свойств не зависит в такой степени от внешних факторов, как свойства внимания. Монотония, например, сказывается на устойчивости внимания резко отрицательно, а содержательность и ответственность задачи повышают устойчивость внимания. Утомление в первую очередь сказывается именно на внимании, проявляясь в ухудшении его характеристик.

Никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания, т.к. лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно. Поэтому характеристики внимания, как и мыслительные свойства можно рассматривать как достаточно устойчивые диагностические индикаторы.

Экспертный метод выявления ПВК

Одним из эмпирических методов психологического исследования является метод экспертных оценок. К этому методу психологи обращаются, в частности, при определении профессионально важных качеств (ПВК). Основными задачами экспертного опроса являются: а) подбор экспертов; б) непосредственное проведение их опроса; в) обработка результатов исследования. Специалистам и руководителям электротехнических подразделений и служб необходимо иметь представление об этом методом, чтобы эффективно использовать результаты, предоставляемые им психологами.

Наиболее ответственным моментом исследования является подбор экспертов. Эксперты, подбираемые для определения профессионально важных качеств, - это компетентные в рассматриваемой профессии лица, квалифицированные специалисты с большим стажем. Есть основания считать, что профессиональный стаж 8 лет и более позволяет использовать данного специалиста в качестве эксперта.

Не углубляясь в описание содержания этапов профессиональной деятельности психологов по выявлению и диагностике ПВК, рассмотрим итоги экспертного опроса, проведенного в целях оценки ПВК инженеров-электриков. На рисунке 2.1 показана выраженность профессионально важных качеств (ПВК), обеспечивающих успешность деятельности инженеров-электриков.

Данные получены путем экспертного опроса инженеров-электриков, имеющих большой производственный стаж и опыт работы в действующих электроустановках. Для сравнения приводится оценка значимости тех же качеств студентами старших курсов. Используются следующие обозначения:

1. Аттенционные свойства (внимание - его избирательность, объем, устойчивость, распределение, переключение).

2. Наблюдательность.

3. Мнемические свойства (память - ее объем, прочность сохранения материала, точность и скорость воспроизведения и др.).

4. Моторные (двигательные) свойства - точность и скорость движений.

5. Сенсорные свойства (чувствительность анализаторов, способность к различению температуры, оттенков цвета и т.д.).

6. Имажитивные свойства (способность оперировать образами объектов, воображение, прогнозирующие свойства).

7. Мыслительные (интеллектуальные) свойства.

8. Эмоциональная устойчивость, устойчивость к стрессу.

9. Волевые качества специалиста.

10. Речевые (четкость, разборчивость речи).

11. Коммуникативные (способность устанавливать межличностные контакты, общительность, организаторские способности).

Ряд 1 - оценка представлений студентов старших курсов специальности «Электропривод и автоматика промышленных установок» о профессионально важных качествах инженеров-электриков.

Ряд 2 - оценка тех же свойств квалифицированными специалистами - экспертами, имеющий большой опыт работы по специальности.

Рисунок. 2.1 - Оценка выраженности ПВК для инженеров-электриков:

Как видно из диаграммы, изображенной на рисунке 2.1, субъективные представления студентов не в полной степени соответствуют реальной значимости ряда ПВК инженера-электрика. Студенты недооценивают значение для выбранной ими специальности мыслительных способностей, а также волевых качеств и имажитивных свойств (в том числе, - способности оперировать образами и прогностические способности). В то же время эксперты, профессионалы высокой квалификации, оценивают данные качества как «необходимые в большинстве случаев», либо даже относят их к категории «безусловно необходимых» для данной специальности качеств. С другой стороны, студенты явно переоценивают значимость для успешности в выбранной ими профессии моторных и сенсорных свойств.

К числу безусловно необходимых для инженера-электрика качеств эксперты отнесли интеллект, способность оперировать образами, воображение и волевые свойства. К числу качеств, необходимых в большинстве случаев относится эмоциональная устойчивость, внимание, коммуникативные свойства, а также память и наблюдательность.

В Японии под руководством профессора Фукуямы в целях профессионального ориентирования школьников были разработаны профессиограммы для ряда специальностей, в том числе для инженера-электрика [Укке, 1990]. Приведем перечень личностных особенностей и профессиональных умений, необходимых для инженера-электрика. Это лидерские способности, здравый смысл, следование предписаниям, терпеливость и упорство, большое чувство ответственности, тщательность действий, способность схватывать новые идеи, быстрота действий в непредвиденных ситуациях, аккуратность в работе, способность к планированию своего будущего, творчество, острота зрения и слуха, точность осязания и ловкость пальцев, высокая координация глаз и рук, хорошая память, способность обучать других, высокая скорость и точность счета.

Указанные качества могут быть выявлены уже на этапе профориентации и профотбора. Однако следует иметь в виду, что наличие у человека ПВК не является достаточным условием его профессиональной успешности: важна система отношений личности, мотивов, ценностных установок.*

В заключение главы считаем необходимым привести следующие замечания о профессиональной пригодности и о динамике ПВК.

От некоторых ошибочных, но ставших привычными, суждений предостерегает Е.А. Климов. Один из таких предрассудков состоит в идее об одном-единственном наборе индивидуально-типологических и личностных качеств, подходящих для данной профессии. Но профессионал потому и хорош, что сознательно или неосознанно, но максимально использует свои личностные качества, содействующие успеху, и компенсирует (возмещает) или отчасти подавляет те, которые успеху противодействуют [Климов,1997].

Другой распространенный предрассудок состоит в том, что профессиональную пригодность считают чем-то вроде роковой, неизменной характеристики человека, и, соответственно, пытаются решить все проблемы профориентации путем ранней (например, уже в детском возрасте) диагностики профпригодности. Следует иметь в виду, что человек как субъект труда и личность - система развивающаяся. Более того, пригодность к деятельности формируется в самой деятельности. Поэтому до включения человека в деятельность неправомерно и ожидать от него готовую профпригодность. Как подчеркивает Е.А.Климов, могут быть в наличии только отдельные разрозненные качества, которые смогут составить некоторый «стройматериал» для всей системы профпригодности [там же, с.249].

Еще один предрассудок выражается в том, что свойство профессиональной непригодности порой приписывается работнику, в то время как негодной может быть объективная сторона труда (плохо сконструированная техника, непродуманная организация производства и др.).

Профессионально-значимые качества, под которым понимаются свойства субъекта труда в целом, не могут рассматриваться как нечто однозначно заданное и неизменное. По мере овладения профессиональной ролью они развиваются, складываются приемы их компенсации, совершенствуется их структура. ПВК являются предпосылкой профессионально деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, «шлифуются» в ходе деятельности, поскольку человек в ходе труда изменяет и самого себя. Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от нижнего («начального», или «учебного») уровня профессиональной успешности к высшему (или «профессиональному») уровню.

На начальных этапах освоения профессиональной деятельности в значительной степени зависит от наличных профессиональных способностей. На последующих этапах профессионализации, характеризуемых достижением более высокого уровня профессиональной успешности и усложнением содержания труда, эффективная деятельность становится возможной только при наличии более высокого уровня развития определенных ПВК. Последние в этом случае развиваются интенсивнее, а другие ПВК, уровень развития которых уже соответствует требованиям деятельности, могут не только стабилизироваться, но и даже регрессировать. При переходе на качественно более высокий уровень - уровень профессионального мастерства происходит индивидуализация ПВК, изменение структуры связей между ними. По мере профессионализации успешность деятельности все в большей мере определяется всей структурой ПВК (а не отдельными качествами). Возрастает роль свойств личности .

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Для развития профессиональной памяти ее необходимо постоянно тренировать. Тренировки могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Основной целью тренировки профессиональной памяти является совершенствование их индивидуальных способностей: запоминать быстро и точно; запоминать наибольший объем информации; запоминать фамилии, адреса, слова, фразы, разговор, лица; запоминать номера телефонов, номера автомашин; запоминать запахи, звуки.

Существует правило умственной работы - отдыхать, меняя занятия. Это верный путь избежать переутомления, что также важно в процессе тренировки профессиональной памяти.

Одна из основных заповедей улучшения памяти - повторение.

Допустим, стоя на посту, Вы хотите запомнить проезжающую автомашину. Для этого надо взглянуть внимательно на нее несколько раз подряд. Закрывая и открывая глаза и сравнивая при этом то, что вы видите, и то, что появляется на экране вашего внутреннего зрения. От раза к разу зрительное внимание будет становится ярче, богаче, отчетливее - сработает тренированность памяти.

Следует приучить себя всегда и везде тренировать подобным образом зрительную память. Например, на улице прошел мимо вас прохожий. Попробуйте мысленно описать его портрет (в чем он одет, рост, особые приметы походки и т.д.), затем оглянитесь и проверьте, так ли это.

Полено знать и правило процесса повторения при запоминании прочитанного. Это упорное чередование чтения (восприятия) с припоминанием про себя, а затем рассказом прочитанного. Причем надо повторять (если заучиваете) текст - будь то оперативная информация или стихи - не по частям, а в целом. Если забыли что-то, не торопитесь заглянуть в источник, лучше «загляните» в память.

При повторениях не следует переутомляться. Через 40-50 минут полезно делать перерыв на 10-15 минут. Полезно повторять перед сном, а также утром, на «свежую голову».

Очень эффективен метод логического, ассоциативного запоминания. Запоминая что либо из прочитанного, надо не просто зазубривать факты и описания, а стараться подобрать к ним какие-либо известные аналоги. Тогда в будущем вы сможете быстро «вытащить» из кладовой памяти эти сведения.

Полезно разбивать материал на смысловые куски, выделяя при этом главное и второстепенное, аргументированное и бездоказательное, сложное и простое. И очень важно, чтобы все было осмысленно, ни одного механического запоминания! Установлено, что продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше продуктивности механической памяти.

Значительное повышение общей продуктивности профессиональной памяти может быть достигнуто при условии систематичности и непрерывности тренировок, при выполнении профессионально значимых упражнений. Для проведения специальных тренировок профессиональной памяти, как показывает опыт, целесообразно отводить 10-25 минут. Значительный эффект может быть получен при проведении специальных тренировок в кабинете психологической подготовки ежедневно (10-15 минут) до начала службы или во второй половине дня.

Занятия по развитию профессиональной памяти могут включать в себя:

Тренировки в запоминании и узнавании номеров автомашин, находящихся в розыске.

Тренировки в запоминании примет автомашин.

Тренировки в запоминании количества и взаимного расположения предметов.

Сложность занятий целесообразно увеличивать с учетом достигаемых результатов.