Промежуточная бухгалтерская финансовая отчетность составляется за. Промежуточная бухгалтерская отчетность и соблюдение налогового законодательства. Состав бухгалтерской отчетности

Промежуточная бухгалтерская отчетность - это месячная и квартальная бухгалтерская отчетность организации, составляется нарастающим итогом с начала года. Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках , если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.

Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.

Страница была полезной?

Еще найдено про промежуточная бухгалтерская отчетность

  1. Финансовые вложения предприятия
    Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения она может производиться на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности Если по результатам проверки выявляется дальнейшее снижение расчетной стоимости финансовых вложений то
  2. Проблемы определения «денежной» составляющей нераспределенной прибыли
    Для промежуточной бухгалтерской отчетности суммируются остатки по счетам 99 Прибыли и убытки и 84 Нераспределенная прибыль
  3. Точный расчет переменных расходов на основе бухгалтерской отчетности
    Поэтому в подобных случаях будет более правильно использовать данные ежемесячной промежуточной бухгалтерской отчетности Именно так и поступили в ПВП Контакт Кстати при таком подходе определить
  4. Анализ кредитоспособности малых предприятий кредитным экспертом банка
    Федерального закона 7 отменяющего обязательства организаций ежеквартально предоставлять в налоговые органы и органы государственной статистики промежуточную бухгалтерскую отчетность такие ошибки стали более распространенными У анализируемой организации ООО Заемщик выручка согласно
  5. Обесценение активов
    Организация имеет право производить указанную проверку на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности Организацией должно быть обеспечено подтверждение результатов указанной проверки Если по результатам проверки
  6. Оценки стоимости чистых активов акционерных обществ
    Информация о стоимости чистых активов раскрывается в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности Приложение к Порядку оценки стоимости чистых активов акционерных обществ РАСЧЕТB
  7. Методика аудита нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
    Проверка правильности отражения информации об утвержденных промежуточных дивидендах в отчетности Проверка правильности и своевременности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по
  8. Дебиторская и кредиторская задолженность: учет и порядок списания
    В настоящее время контрагенты и контролирующие органы могут получить информацию о дебиторской и кредиторской задолженности организаций только после составления и утверждения годовой отчетности так как промежуточная отчетность не составляется Очень важно обеспечить в бухгалтерском учете правильный аналитический учет дебиторов с
  9. Методика анализа формы № 3 «Отчет об изменениях капитала» бухгалтерской (финансовой) отчетности
    Отчет об изменениях капитала бухгалтерской финансовой отчетности формулируется заключение обобщающее сделанные ранее промежуточные выводы в котором дается итоговая оценка
  10. Системные проблемы банкротства в России
    Во-вторых в правила бухгалтерского учета внесены изменения в соответствии с которыми организации представляют в государственные органы контроля и... Во-вторых в правила бухгалтерского учета внесены изменения в соответствии с которыми организации представляют в государственные органы контроля и статистики не промежуточную отчетность а только годовую В случае недобросовестных действий должника и его должностных лиц невозможно
  11. Развернутый анализ финансово-экономического состояния предприятия
    Таким образом для установления величины добавленной стоимости и ее составных частей необходимо к тем приростным данным которые берутся непосредственно из бухгалтерской отчетности добавить данные из других источников сумму оплаченной кредиторской задолженности выплаченных доходов и прироста... В качестве встречного расчета добавленной стоимости может быть расчет валового выпуска и промежуточного потребления Естественно результаты расчетов по методу образования и методу использования должны совпадать Если же
  12. Непокрытый убыток
    Направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям участникам организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается по дебету счета 84 Нераспределенная прибыль непокрытый убыток и кредиту счетов 75 Расчеты... Аналогичная запись делается при выплате промежуточных доходов Списание с бухгалтерского баланса убытка отчетного года отражается по кредиту счета 84 Нераспределенная
  13. Методика анализа оборотных активов коммерческой организации
    По окончании анализа оборотных активов предприятия на основании систематизации промежуточных результатов анализа делается общий вывод о степени рациональности их структуры достаточности для покрытия краткосрочных... И Анализ финансовой отчетности коммерческой организации Учеб пособие для студентов вузов обучающихся по специальности Бухгалтерский учет анализ и
  14. Методика анализа имущественного положения коммерческой организации по данным бухгалтерского баланса
    По окончании оценки имущественного положения коммерческой организации поданным бухгалтерского баланса на основе систематизации промежуточных результатов анализа делается обобщающий вывод о рациональности структуры имущества... И Анализ финансовой отчетности коммерческой организации Учеб пособие дли студентов вузов обучающихся по специальности Бухгалтерский учет анализ и
  15. Расчет уровня существенности в аудите
    Уровень существенности определяется по базовым показателям бухгалтерской отчетности в отношении которой необходимо выразить мнение о достоверности на основе критериев установленных настоящей... Доля % Промежуточные уровни существенности 1 2 3 4 5 6 1. Внеоборотные активы 1100 497371 656425
  16. Методика анализа финансовой устойчивости коммерческой организации
    По окончании оценки финансовой устойчивости предприятия по данным бухгалтерского баланса на основании систематизации промежуточных результатов анализа делается общий вывод о степени финансовой устойчивости... И Анализ финансовой отчетности коммерческой организации Учеб пособие для студентов вузов обучающихся по специальности Бухгалтерский учет анализ и
  17. Анализ бухгалтерского баланса коммерческой организации с помощью финансовых коэффициентов
    В тоже время снижение значений коэффициентов средней промежуточной и текущей ликвидности свидетельствуют о некотором снижении обеспеченности краткосрочных обязательств коммерческой организации ее оборотными... Таким образом подводя итоги коэффициентного анализа бухгалтерского баланса коммерческой организации промышленного предприятия можно сделать обобщающий вывод о достаточной степени устойчивости финансового... Федерации О формах бухгалтерскои отчетности организаций от 2 июля 2010 г № 66н 2. Анализ финансовой отчетности учеб пособие
  18. Классификация требований кредиторов при банкротстве
    Бухгалтерская отчетность также не обеспечивает требуемых сведений Основным источником информации о требованиях кредиторов для их группировки... М В Составление промежуточного ликвидационного баланса предприятия-банкрота Бухгалтерский учет - 2000. - № 19. - С 50 -
  19. Фонды инвестиций в непубличные компании как механизм привлечения капитала
    Кроме того производится автоматизация бухгалтерского и управленческого учета Заметную роль в повышении стоимости бизнеса может сыграть переход на международные... Заметную роль в повышении стоимости бизнеса может сыграть переход на международные стандарты финансовой отчетности МСФО и отчуждение непрофильных активов Однако схема предполагающая покупку дешевых активов и их перепродажу... Суть идеи заключается в следующем формируется промежуточный фонд предоставляющий долговое финансирование успешным российским компаниям для рефинансирования долгов и развития При этом
  20. Актуальные вопросы и современный опыт анализа финансового состояния организаций - часть 4
    Оценку кредитоспособности организации на основе бухгалтерской финансовой отчетности за 2012 2014 гг проведем с помощью основных оценочных показателей методики Сбербанка РФ Эта... В ходе анализа оценивается динамика оценочных показателей структура отдельных статей бухгалтерского баланса качество активов основные направления хозяйственно-финансовой политики организации Качественный анализ предполагает использование информации которая... К2 промежуточный коэффициент покрытия 0,3 0,3 0,3 13,9 13,3 13,9 -0,62 -0,6 К3 общий коэффициент покрытия

В ФЗ № 402 от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете» в статьях 13 и 15 прописаны основные условия формирования , где прописано, что годовые отчетные данные призваны показывать правдивую информацию о финансовом состоянии субъекта на установленную дату, движении денежных потоков за период. Также в 13 статье Закона о бухгалтерском учете, в пунктах 4 и 5 сказано и о промежуточной бухгалтерской отчетности, когда ее нужно делать и каким компаниям.

Согласно Закону о бухучете с 1 января 2013 года промежуточная отчетность фирмы составляется в тех случаях, которые установлены российским законодательством и иными правовыми актами (Минфина России и ЦБ РФ) (п. 4 ст. 13 ФЗ № 402). К примеру, промежуточная финансовая отчетность может быть подготовлена, если:

  • страховая компания предоставляет в орган страхового надзора квартальную бухгалтерскую отчетность (в соответствии с Законом о страховом деле);
  • бухгалтерская отчетность за квартал эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию.

Обратите внимание, что с 1 января 2013 года финансовая отчетность за квартал в налоговую службу не предоставляется (ст. 23 НК РФ).

Промежуточная отчетность составляется за период с 1 января по последний день соответственного периода, то есть за такой период времени, который менее отчетного годового периода. Такие отчетные данные обязаны к составлению, если это утверждено:

  • в учредительных документах субъекта;
  • решением владельца субъекта;
  • приказами государственного регулирования;
  • российским законодательством.

Порядок состава учета и формирование курсовой отчетности установлены ЦБ РФ и ответственными за это органами исполнительной власти.

Промежуточная бухгалтерская отчетность и соблюдение налогового законодательства

Необходимость формировать промежуточную бухгалтерскую отчетность налоговому органу предусмотрена российским Налоговым кодексом. Курсовых положений в кодексе не прописано. Но в законодательстве присутствует противоречие относительно периодичности составления бухгалтерской отчетности, то есть какой период называть «промежуточным».

В одном из положений по бухгалтерскому учету говорится, что субъект должен формировать за месяц, квартал с начала отчетного периода нарастающим показателем промежуточную бухгалтерскую отчетность, если законодательно не установлено иное. Следующий пункт того же положения говорит, что такая отчетность требуется в случаях, если они установлены учредительными документами субъекта или законодательством государства. Выступать против этих положений не должны отраслевые и федеральные стандарты (ст. 21 п. 15 ФЗ № 402).

Отсюда следует, что состоять и быть показана промежуточная отчетность, основываясь лишь на положении «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина России № 43н от 06.07.1999г.), не должна.

В то время как предоставление промежуточной бухгалтерской отчетности за 2014 или в 2015 году в налоговый орган и управление статистики законодательно не установлено. Получается, что если к субъекту не применима обязанность составления и формирования промежуточных финансовых данных, но он считает это необходимым для собственных целей, то данное решение должно быть прописано в составе нормативных стандартов. В данных актах должно быть зафиксировано это решение, а также частота, срок, объем, форма и порядок, как составляется финансовая промежуточная отчетность и т. д.

К таким актам относится , что утверждена его руководителем. Или же дополнения к ней, которые должны быть утверждены отдельным приказом. Этими актами урегулирована промежуточная бухгалтерская отчетность 2014 или 2015 года. Такие документы являются внутренними локальными нормативными актами компании в сфере регулирования бухгалтерского финансового учета, главное - чтобы они не противоречили курсовым отраслевым и федеральным положениям.

Положения ст. 269 НК РФ и составление бухгалтерской отчетности

Минфин России неоднократно разъяснял вопрос установления размера собственного капитала при подсчете величины процентов по контролируемой задолженности, которые признаются расходом. Согласно этим данным собственный капитал это ни что иное, как разница между пределом обязательств плательщика и суммой чистых активов. Величина обязательств предприятия и сумма активов должны быть определены из данных промежуточного бухгалтерского учета соответственно порядку определения стоимости активов акционерных обществ.

Исчислению подлежит пограничная величина процентов по контролируемой задолженности, признаваемых расходом, методом деления суммы процентов, что начислены налогоплательщиком в налоговом периоде, на показатель капитализации, что рассчитан на последнюю отчетную дату налогового периода. Делать это нужно каждое крайнее число отчетного финансового периода согласно ст. 269 п. 2 НК РФ. Метод подсчета коэффициента капитализации определен ст. 269 п. 2 НК. При этом норма не включает конкретного источника данных для установления величины собственного капитала при необходимости расчета собственного коэффициента.

Чтобы определить коэффициент капитализации, нужно величину непогашенной соответствующей задолженности поделить на размер собственного капитала, что соответствует части участия предприятия другого государства в уставном капитале российского предприятия, полученный результат нужно разделить на 3. Организации лизинговой деятельности и банки полученный результат должны делить на 12,5. Устанавливая границу собственного капитала, в учет не будут взяты суммы долговых обязательств - инвестиционный налоговый кредит, суммы рассрочек и отсрочек, задолженность по налогам и сборам, текущая задолженность уплаты налогов и сборов.

Для сравнения, подп. 3 п. 3 ст. 25 НК РФ прямо обязывает налогоплательщика в установлении размера чистых активов предприятия, основываясь на финансовой отчетности, и в выборе источника информации не ограничивает налогоплательщика. Отсюда вывод, граница собственного капитала при подсчете коэффициента капитализации может устанавливаться из показателей промежуточного бухгалтерского учета, что присутствуют в любых источниках. Источниками может являться справка бухгалтера или регистры бухгалтерского учета, которые и представят собой состав промежуточной отчетности. Т.е., исходя из положений НК, налогоплательщик не обязан предел капитала определять исключительно из данных финансовой отчетности.

Стоит обратить внимание на то, что НК не определен порядок расчета указанной финансовой величины при том, что установлены показатели, не принимающие участие в расчете границы собственного капитала.

В свою очередь известно, чтобы сформировать стоимость чистых активов требуется составить расчет из данных промежуточной отчетности. В письмах 2005 года Минфин разъяснял, что у небанковской организации собственный капитал - это разница между суммой строк раздела «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства» и итоговой строкой бухгалтерского баланса.

Относительно вывода Минфина о том, что данные финансовой отчетности устанавливают величину собственного капитала, можно оспорить. Причины тому следующие:

  • в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК сказано, что плательщик должен отчитываться в налоговую инстанцию лишь годовыми показателями;
  • 6 ноября 2011 вступил в силу , где хозяйственным субъектам была отменена необходимость в составлении финансовых отчетов с показателями за месяц и за квартал. Все письма Минфина с пояснением данного вопроса были выпущены ранее этого срока;
  • как уже было сказано, Налоговым кодексом не определен порядок формирования предела капитала.

И лишь в разъяснениях Минфина сказано о приравнивании разницы между границей обязательств организации и суммой чистых активных средств к величине собственного капитала.

Подводя итог, можно определить, что составление налогоплательщиком промежуточной бухгалтерской отчетности поквартально, а не помесячно для того, у кого по налогу на прибыль отчетный период месяц, не является рискованной ситуацией и не может создать конфликтной ситуации с налоговым органом. Ведь по состоянию на крайнее число периода отчета граница собственного капитала может быть определена из других документов, что включают в себя нужные данные для расчета и представлены на соответствующую отчетную дату.

КГН и составление бухгалтерской отчетности

Согласно определению, данном в Налоговом кодексе, одна из сторон договора при формировании консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) должна состоять из установленных условий, в том числе МСФО о промежуточной отчетности. К ним относится размер чистых активов субъекта, рассчитанный на последнюю дату составления финансовой отчетности, что предшествует дате включения документов в налоговую инстанцию для регистрации документа о принятии консолидированной группы налогоплательщиков, должен быть более размера ее уставного капитала.

Основываясь все на том же Налоговом кодексе, термины, понятия и институты курсовых отраслей законодательства используются в значениях, применяемых в этих отраслях, при условии, что другое не предусмотрено НК РФ. Например, отчетная дата, согласно закону о бухгалтерском учете в п. 6 ст. 15, это дата, на которую состоит финансовая отчетность, последний день календарного периода. Отсюда, размер чистых активных средств субъекта для регистрации документа о создании КГН подлежит расчету на основе бухгалтерской и финансовой отчетности, что составлена позднее отчетной даты, предшествующей включению документов в налоговую инстанцию для регистрации данного договора.

Периодичность подачи таковой промежуточной отчетности для норм законодательства в НК не прописана. Аналогичным будет следующее утверждение. Если на основании ст. 23 п. 2 Закона об ООО общество должно своему участнику выплатить его долю в уставном капитале, при том что курсовая политика предприятия включает ежеквартальный порядок сдачи финансовой отчетности, основа расчета состоит из действительной стоимости доли промежуточных отчетных данных, полученных на более позднюю дату, что предшествовала дате прошения члена общества о выплате его доли.

Данный вывод подтвержден официальным документом Министерства Финансов России от 27 ноября 2013 года. Разъяснение гласит, что сторона договора - организация о создании КГН может располагать обязанностью о составлении и предоставлении промежуточной финансовой отчетности на разные отчетные даты. Все зависит от акта, каким эта обязанность установлена (собственник субъекта может решить ежемесячно составлять и представлять финансовую промежуточную отчетность).

Подытожим:

Проанализировав все данные, Минфин пришел к выводу, что устанавливаться размер чистых активов должен из промежуточной бухгалтерской отчетности на более позднюю отчетную дату, составление и подача которой устанавливается ФЗ № 402. Письмом от 8 ноября 2013 года Минфин также указывает, что расчеты чистых активов предприятия должны производиться согласно последней бухгалтерской отчетности, что составлена еще до даты подачи документов для регистрации в налоговый орган об организации КГН.

В письме от 10 июня 2013 года Минфин также указывает на необходимость исходить из норм законодательства бухгалтерского учета для определения отчетной даты, когда должна составляться промежуточная бухгалтерская отчетность, по которой и будет устанавливаться размер чистых активных средств субъекта при организации КГН.

В пункте 3 статьи 25 Налогового кодекса включены условия создания КГН. Это касается и условия о превышении количества курсовых активов участника КГН над количеством его уставного капитала. Это условие должно быть соблюдено за период всего существования КГН. Нарушение любого условия являет собой основание для выхода предприятия из состава КГН. Если же нарушается условие статьи 25 предприятием, то это является основанием для прекращения действия КГН. Специальных дат для осуществления проверок соблюдения условий кодекса не установлено.

Отсюда, расчет чистых активов предприятия для соблюдения условий статьи 25 относительно превышения чистых активов предприятия над уставным капиталом должен происходить согласно бухгалтерских данных на те отчетные даты, когда возникают основания для их составления согласно правилам бухгалтерского учета.

См. также:

Rating 5.00 (1 Vote)

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности

Промежуточная бухгалтерская отчетность - это отчетность за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев текущего года. Ее составляют нарастающим итогом с начала года*(1). Сдавать промежуточную отчетность компании вправе в сокращенном виде. Это предусмотрено пунктом 49 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)*(2). Промежуточная отчетность включает:

Бухгалтерский баланс (форма N 1);

Отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

При этом Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительную записку в обязательном порядке представляют только по итогам года. Сдавать их в составе промежуточной отчетности не нужно.

В 2010 году Минфин России издал новый приказ об утверждении форм бухгалтерской отчетности*(3). Однако возникает неясность, когда следует применять данный документ. В пункте 7 указанного приказа сказано, что он "вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год". То есть годовую отчетность за 2011 год необходимо сдавать уже на новых бланках. Из этого следует, что промежуточная отчетность (то есть за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 года) должна быть представлена по старым формам *(4). Причина проста - на момент сдачи промежуточной отчетности упомянутый приказ еще не вступит в силу. Следовательно, оснований составлять отчет на новых бланках нет.

Однако в разъяснениях Минфина России рекомендовано все же формировать промежуточную отчетность за 2011 год по новым формам. Ряд специалистов министерства считает, что это позволит добиться более четкой сопоставимости данных промежуточной и годовой отчетности. Отметим, что как старые, так и новые формы являются лишь рекомендуемыми. Компания вправе вообще разработать собственные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и отчитываться по ним. Главное - в них должен соблюдаться порядок расположения тех или иных показателей, который определен в ПБУ 4/99 (разделы IV, V и VI). Как старые, так и новые формы соответствуют этому требованию. Мы же в свою очередь, поможем тем организациям, которые решили формировать промежуточную отчетность уже по новым формам. Тем более что появилось и официальное мнение финансистов в поддержку этого решения (см. письмо Минфина России от 24 января 2011 г. N 07-02-18/01).

Рассмотрим наиболее существенные изменения в составе показателей промежуточной бухгалтерской отчетности.

В первую очередь обратим внимание на принципиальное отличие в концептуальном построении формата показателей, заложенного в приказе N 66н, по сравнению с ранее использовавшейся методикой. Суть данной новации заключается в том, что приказом Минфина России N 66н предусмотрен обязательный формат представления показателей баланса организации только в разрезе разделов и групп статей, а не по статьям, группам статей и разделам баланса, как это установлено ПБУ 4/99.

Одновременно с этим некоторые статьи (группы статей), которые представляют, с точки зрения Минфина России, особую значимость, наоборот, дифференцированы. Поэтому организации самостоятельно должны определить детализацию показателей по статьям каждой группы (наличие предусмотренных настоящим приказом групп в составе формата баланса является обязательным) исходя из принципа существенности, специфики видов деятельности и особенностей ведения бизнеса. Такая детализация статей отчетности должна быть зафиксирована в учетной политике организации.

Принципиальной новацией в формате бухгалтерского баланса можно считать введение графы 5 "На 31 декабря 20... г.". Применительно к промежуточному отчету за 2011 год это будет "На 31 декабря 2009 г.". Таким образом, сопоставление текущего периода (отчетного года) теперь должно производиться не только с прошлым (в нашем случае с 2010 г.), но и с позапрошлым, 2009 годом. Таким образом, более четко реализуется задача (требование) о представлении отчетной информации не менее чем за 2 года. Что касается методики заполнения показателей по графе 5, то она ничем не отличается от заполнения показателей по графе 4, то есть данных за предыдущий год. Напомним, что показатели прошлого года приводятся в соответствие с условиями отчетного года (периода) в части структуры организации, а также при необходимости могут быть внесены коррективы, связанные с влиянием существенных ошибок предшествующего отчетного года (предшествующих лет), выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год (прошлый).

Кроме того, в составе показателей новой формы бухгалтерского баланса отсутствует справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах организации. Вместе с тем указанные ценности (объекты) приведены в новой бухгалтерской отчетности в составе показателей отдельных разделов пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Учитывая, что пояснения представляются в обязательном порядке только в составе годовой бухгалтерской отчетности (один раз в год), организации могут исходя из принципа существенности дополнительно к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках представлять и в промежуточной отчетности соответствующие данные о наличии ценностей и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах организации. При этом формат таких (в промежуточной отчетности) пояснений должен быть закреплен в учетной политике организации.

В новой форме отчета о прибылях и убытках по-прежнему отражают сведения только за отчетный период, а также за аналогичный период предыдущего года. Вместе с тем, как и в бухгалтерском балансе, в форму отчета о прибылях и убытках введена графа "Пояснения".

В целом в отчет о прибылях и убытках по сравнению с ранее действующим форматом введено незначительное количество новаций. Так, уточнено наименование строк "Отложенные налоговые обязательства" и "Отложенные налоговые активы", а также порядок их заполнения. В справочные показатели к отчету о прибылях и убытках добавлены новые строки. В частности, введена строка "Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода".

Отметим, что налоговая служба решила унифицировать бланки Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках. Теперь они приближены к формам налоговой отчетности. Эти бланки, опубликованные на сайте ГНИВЦ ФНС России, содержат Титульный лист бухгалтерской отчетности на двух страницах (в нем указывают данные о компании), форму баланса с указанием кода каждой строки, форму отчета о прибылях и убытках (также с указанием кодов каждой строки) и листы для расшифровки отдельных показателей баланса и отчета (с указанием кодов). Далее в тексте нашего издания мы будем приводить коды тех или иных строк отчетности в соответствии с унифицированной формой. Образцы этих форм, предназначенные для заполнения, размещены в системе "ГАРАНТ".

Порядок заполнения унифицированных бланков такой же, как и порядок налоговых деклараций. То есть в каждую ячейку формы вписывают лишь один знак. Заполняют формы слева направо. При этом отрицательные показатели приводят в Бухгалтерском балансе и Отчете о прибылях и убытках в круглых скобках.

Помимо полного комплекта годовой бухгалтерской отчетности, хозяйствующие субъекты могут предоставлять и промежуточные сведения. Когда и какие формы следует предоставлять? Ответы – в нашей статье.

Когда следует предоставлять промежуточную отчетность


Сразу скажем, что единообразия здесь нет.


Так, у разных организаций даты, на которые они должны составлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, различаются. Здесь следует руководствоваться наличием или отсутствием:


· соответствующей законодательной обязанности у субъекта;


· нормативно-правовых актов Минфина России, обязывающих предоставлять промежуточную отчетность;


· договоров, учредительными документами и профильными решениями собственников организации.

Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является отрезок времени с 1 января по отчетную дату того периода, за который она составляется. Об этом говорит часть 4 статьи 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .


Действующем законодательством установлено, что промежуточная отчетность составляется только в тех случаях, когда обязанность ее представления установлена (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ):


· российским законодательством ;


· нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (напомним, что к таковым относятся Минфин России и );


· договорами и учредительными документами экономического субъекта;


· решениями собственника экономического субъекта.

Разберемся подробнее.


Примером установления обязанности по предоставлению промежуточной отчетности на законодательном уровне могут служить положения Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» . Исходя из них, у эмитента ценных бумаг ежеквартально возникает необходимость по предоставлению промежуточных форм.


Что касается договоров, учредительных документов и решений собственников, то здесь речь идет о составлении внутренней промежуточной отчетности с управленческими, аналитическими, корпоративными, контрольно-ревизионными и иным целями.

Какие формы должны входить в состав промежуточной отчетности


В настоящее время сложилась ситуация, когда состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в общем случае, определяют учредители и участники компании.


На практике, чаще всего, указанная отчетность включает в себя:



Дело в том, что состав промежуточной отчетности должен устанавливаться федеральными стандартами (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Имейте в виду: исключением из указанного правила являются учреждения государственного сектора и Банка России.

Федеральные стандарты обязательны к применению, если ими самими не предусмотрено иное (ст. 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).


Разработать указанный стандарт имеет право любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. К таким субъектам, в частности, относятся:


· саморегулируемые организации;


· союзы и ассоциации по развитию бухгалтерского учета.

Утвердить федеральный стандарт может только Минфин России или .


Однако на сегодняшний день стандарты, предусмотренные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , еще не утверждены. Соответственно, применяться должны те правила бухгалтерского учета и составления отчетности, которые были утверждены до 1 января 2013 года. Получается, что промежуточная бухгалтерская отчетность должна, как правило, состоять из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Об этом говорит пункт 49 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н .

Резюме:

1. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является отрезок времени с 1 января по отчетную дату того периода, за который она составляется.
2. Представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики и налоговые органы не требуется.
3. В общем случае, промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Для организаций-туроператоров нет конкретных сроков, в которые надо представить копии бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму конкретно. Однако в пункте 4 Порядка, утвержденного приказом Ростуризма от 4 августа 2009 г. № 175, сказано, что данные документы необходимо подать вместе со сведениями о финансовом обеспечении на новый срок. А такие бумаги подают не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения (абз. 4 ст. 17.3 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ). А значит, в тот же срок нужно подать и бухгалтерскую отчетность.

Что будет, если вовремя не сдать отчетность

Если вовремя не представить бухгалтерскую отчетность в ИФНС России, то инспекция может оштрафовать организацию по статье 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый документ в составе отчетности, который налоговые инспекторы получили с опозданием.

При определении суммы штрафа проверяющие руководствуются полным перечнем документов, которые должна сдавать конкретная организация (письма ФНС России от 16 ноября 2012 г. № АС-4-2/19309, Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285). Например, в составе бухгалтерской отчетности за 2015 год организация должна сдать следующие формы: Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, пояснения в табличной и текстовой формах. Если организация не сдала в срок бухгалтерскую отчетность, то размер штрафа составит 1000 руб. (200 руб. × 5).

Кроме того, за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности по заявлению налоговой инспекции суд может взыскать с ответственного сотрудника (например, руководителя организации) штраф на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер - за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому нарушителем обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). А руководитель организации может быть признан виновным в следующих случаях:

  • в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • бухучет вела специализированная организация, и она же составляла отчетность (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Состав отчетности

Внимание: в действующем законодательстве не предусмотрена ответственность за то, что годовая бухгалтерская отчетность не утверждена. Но штраф возможен за непредставление акционерам такой отчетности для утверждения.

Административная ответственность в этом случае установлена частью 2 статьи 15.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Эта норма предусматривает наказание, в частности, за непредставление или нарушение срока предоставления обязательной информации (материалов) при подготовке к проведению общего собрания акционеров. К числу таких материалов относится и годовая бухгалтерская отчетность организации (ч. 3 ст. 52 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Штраф составит:

  • для организации - от 500 000 до 700 000 руб.;
  • для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификацию на срок до одного года.

Ситуация: можно ли сдать в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность, не утвержденную на общем собрании участников (акционеров)? Срок подачи отчетности истекает раньше срока, на который назначено проведение общего собрания.

Да, можно.

По общему правилу бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после того, как ее экземпляр на бумажном носителе подпишет руководитель организации (ч. 8 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Но действительно период, в течение которого годовую бухгалтерскую отчетность надо сдать в налоговую инспекцию, не совпадает с тем, в течение которого ее надо утвердить общим собранием учредителей организации. Так, годовую отчетность ООО требуется утвердить не ранее чем через два, но не позже чем через четыре месяца после окончания отчетного года (абз. 2 ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). А в акционерном обществе - не ранее чем через два, но не позже чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (абз. 3 п. 1 ст. 47 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

В налоговую же инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность нужно сдать не позднее трех месяцев по окончании отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Сдвигать этот срок нельзя - закон этого не предусматривает. А за несвоевременное представление отчетности организацию, ее руководителя и (или) главного бухгалтера могут оштрафовать.

Вот и получается, что в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность надо представить, даже если на общем собрании ее утвердить не успели.

Публикация отчетности

Организация должна опубликовать отчетность в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Так, обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность публичные акционерные общества. Это следует из пункта 1 статьи 66.3 и пункта 6 статьи 97 Гражданского кодекса РФ, а также пункта 1.1 статьи 1 и статьи 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Причем публиковать отчетность они должны вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Акционерные общества публикуют текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет. Срок - три дня с даты составления аудиторского заключения о достоверности отчетности. В любом случае опубликовать бухотчетность следует не позднее трех календарных дней с даты, когда истек срок ее представления в Росстат (п. 71.4 положения Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

За 2015 год отчитаться в статистику нужно до 31 марта 2016 года включительно. Срок публикации отчетности вместе с аудиторским заключением выпадает на 4 апреля. Если опоздать с публикацией, будет штраф. Об этом предупреждает Банк России в информационном письме от 30 марта 2016 г. № ИН-06-52/17.

ООО обязаны это делать, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги (п. 2 ст. 49 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Требования об обязательной публикации отчетности распространяются в том числе и на организации, применяющие упрощенку (письмо Минфина России от 18 июня 2008 г. № 07-05-06/137).

Внимание: за нарушение требований законодательства о раскрытии информации эмитентом предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Мера ответственности - штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 700 000 до 1 000 000 руб. - для организации;
  • от 30 000 до 50 000 руб. - для должностных лиц (или дисквалификация на срок от одного года до двух лет).

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, являются управленческими (п. 7 ПБУ 10/99). Поэтому в бухучете отражайте их на счете 26 или счете 44 (для торговых организаций). При расчете налога на прибыль затраты на публикацию годовой отчетности учтите в составе прочих расходов (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). При расчете единого налога при упрощенке с разницы между доходами и расходами указанные затраты также можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).