Приказ об учетной политике – важнейший документ предприятия. Он закрепляет порядок ведения основных видов учета (бухгалтерского и налогового), утверждает способы и методики, выбранные из всего возможного разнообразия разрешенных стандартов учета, которые соответствуют индивидуальным особенностям деятельности организации.
Продуманная и структурированная положительно влияет на отдельные показатели деятельности компании (себестоимость продукции, ценовую политику, налоговое планирование и пр.) и улучшает финансовое состояние субъекта в целом.
Учетную политику формирует лицо, отвечающее за в компании. Как правило, таким человеком является главный бухгалтер.
Утверждается приказ руководителем компании не позже 31 декабря, так как прописанные в нем методики применяются с начала года, следующего непосредственно за годом принятия документа.
Если организация утверждает приказ сразу на несколько лет, то, учитывая количество изменений, происходящих в законодательстве в течение отчетного периода, целесообразно вносить в него ежегодные поправки .
Приказ может представлять собой один документ, состоящий из разделов, в одном из которых рассмотрены отдельные моменты бухучета, а другой посвящен налоговому учету. Или же создаются и утверждаются два отдельных приказа на каждый вид учета.
Прямых указаний к составлению учетной политики не установлено. предусматривает только перечисление необходимых данных.
Приказ устанавливает :
Решение вопросов, каким образом и в какой очередности предприятие планирует раскрывать необходимую информацию, является самостоятельной инициативой организации . Здесь главное – соблюсти системный подход и удобство использования.
Методы, подлежащие раскрытию в УП :
Не обязательно расписывать операции, отсутствующие в учете компании. Если фирма не имеет финансовых вложений, нематериальных активов, не ведет капитального строительства и пр., не стоит указывать подобные операции в учетной политике.
При появлении новых операций, не встречавшихся ранее, можно прописать порядок их отражения в бухучете на момент появления, будь это середина года или его конец.
Закрепление метода учета фактов, возникших впервые в хозяйственной деятельности компании, изменением УП не является.
Учетная политика также устанавливает общие способы для бухгалтерии и налогов, относительно:
Существуют некоторые особенности, которые нужно учитывать при формировании УП определенным видам организаций :
УП для налогового учета обобщает информацию об операциях, проведенных организацией за отчетный период в целях определения базы по налогам и взносам. Этот порядок закрепляется согласно регламенту НК РФ.
При учете для целей налогообложения на предприятии используются данные :
Налоговые регистры, соответственно, являются источником данных при составлении налоговых деклараций. Их требуют инспекторы ФНС при проведении проверок. Чаще всего налоговые регистры формируются на базе бухгалтерских программ.
По специальным режимам, установленным на территории РФ, не требуется регламентация , так как их налоговая база однозначно прописана в главах кодекса, и никаких двусмысленных толкований не предусмотрено.
В этом случае в УП следует указать применяемый вид режима, например, УСН, ЕСХН. Правила формирования баз по таким налогам регламентированы так жестко, что полностью исключают маневренность для компании.
В УП по налогам следует закрепить решения определенных вопросов, не раскрытых при нормировании расчетов с государством по какому-либо налогу, или вопросов, не имеющих однозначной трактовки.
Например, по налогу на прибыль следует прописать:
По НДС следует разграничивать операции, подлежащие обложению данным налогом и освобождаемые от налогообложения, либо облагаемые по ставке 0%.
Раздельный учет разрешается не вести и не распределять «входной» НДС в случаях, когда доля расходов на покупку, производство, продажу предмета сделки либо имущества составляет менее 5% от общего объема затрат.
По НДПИ нужно раскрыть:
Учетная политика – это исключительно внутренний документ предприятия, и предоставлять ее в налоговые органы необходимости нет. Но, в рамках проводимой на предприятии проверки, контролеры имеют право потребовать данный приказ и оштрафуют за его отсутствие. Также грамотная УП позволяет аргументировать позицию организации в судебных спорах с ФНС и может склонить судью принять решение в пользу компании.
Так как взносы на обязательное страхование с текущего года перешли под контроль ФНС, то необходимо утвердить в приказе форму карточки персонифицированного учета сумм начисленных взносов.
Ранее страхователи пользовались формами, которые устанавливались ПФР и ФСС. ФНС, в свою очередь, не стали утверждать новые бланки карточек , оставив организациям право самостоятельного выбора формы данного регистра. Выбранную методику нужно отразить в УП, так как учет взносов и вознаграждений теперь регламентируется НК РФ.
Вступила в силу свежая редакция Постановления №1 от 01.01.2002. Теперь из данного нормативного документа убрана рекомендация об использовании классификатора основных средств в учете предприятия.
Ранее использование классификатора подразумевало отсутствие расхождений в налоговом и бухучете. Запрета продолжать использование данного способа не установлено, но предприятие вправе определять период полезного применения ОС на основании рекомендаций производителя. Выбранный способ следует закрепить в УП.
Организации, относящиеся к сектору малого бизнеса, имеют определенные преференции в плане ведения бухучета и отчетности. Они могут организовывать ведение учета и составлять отчетность в упрощенном виде.
Например, малые предприятия могут учитывать сырье и материалы по ценам продавца, не включая в них вознаграждения агентам, транспортные расходы и прочие сопутствующие затраты. А списывать МПЗ возможно единовременно.
Для того чтобы использовать возможные послабления, необходимо прописать и утвердить каждое из них в приказе об УП.
Из данного видео можно узнать, как вести учетную политику правильно.
Формируя учетную политику (УП) своего предприятия, субъект хозяйственной деятельности самостоятельно выбирает, какими способами он будет вести бухгалтерский и налоговый учет, формировать отчетность согласно международным стандартам. УП зависит от разных факторов, которые влияют на деятельность субъектов.
Например, законодательных актов федерального и регионального значения, системы налогообложения, на которой находится предприятие, способа ведения хозяйственной деятельности и других. Благодаря разработанной УП, предприятие может в процессе работы решать многие проблемы.
В отношении бухучета СХД заранее определяется, какими рабочими планами счетов и шаблонами первичных документов будет пользоваться, как ему вести учет материалов и товаров, распределять доходы, другое. В отношении налогового учета (НУ) он выбирает систему налогообложения и соответствующие налоги, которые придется оплачивать.
СХД необходимо определиться, что у него будет являться объектами налогообложения, каким образом ему рассчитывать расходы и доходы для исчисления налога на прибыль или иного, правильно выбрать способ начисления амортизации. Порядок исполнения обязательств по уплате налогов также необходимо заранее отобразить в УП.
При разработке УП субъекту рекомендуется в первую очередь пользоваться Законом о бухучете № 402 (06.12.11), а также инструкциями Минфина №№ 183н и 157н. По мнению Министерства финансов, бюджетники могут формировать УП на основании одного локального нормативного акта или нескольких.
Новая политика должна быть разработана и утверждена перед каждым наступающим годом, т. е. в конце уходящего. Разработав ее один раз можно в зависимости от изменений действующего законодательства вносить коррективы в шаблон. В другом случае изменения СХД вносит, когда у него появляется другой метод учета или он переходит на иную систему налогообложения.
Оформляется УП на предприятиях путем издания приказа с приложениями. Продление УП за предыдущий год на последующие не разрешено законодателем, за это предприятие может быть наказано штрафными санкциями. Если компания была только создана, она обязана утвердить свою УП в течение 90 дней с момента регистрации, т. е. внесения сведений в ЕРГЮЛ.
При разработке УП СХД должен руководствоваться не только законодательными актами, но и понимать, что важно учитывать, а что нет. В связи с тем, что законодатель изменил некоторые положения налогового и бухучета (БУ), которые должны вступить в силу с 2019 г., это необходимо учесть всем СХД в декабре 2019 г. при формировании УП.
Бухучет | |
Законодательные акты | Положения УП |
ФЗ № 129 | Ведение бухучета на предприятии |
ПБУ «Учет ОС» (п. 5) | Стоимость ОС |
ПБУ «Учет ОС» (п. 18–19), Положение о ведении бухучета в РФ (п. 48) | Способ начисления амортизации |
ПБУ «Учет ОС» (п. 14–15), Положение о ведении бухучета в РФ (п. 49) | Как проводить переоценку первоначальной стоимости ОС |
ПБУ «Учет НМА» (п. 17) | Как проводить переоценку НМА |
ПБУ «Учет МПЗ» (п. 3, 16) | Как осуществлять оценку МПЗ торговым предприятиям |
Положение о ведении бухучета в РФ (п. 58, 60), ПБУ «Учет МПЗ» (п. 16) | Проведение оценки списания МПЗ, в том числе товаров, кроме тех, что учитываются по продажным ценам |
План счетов БУ | Как учитывать заготовление материалов на синтетических счетах |
Инструкция по применению Плана счетов БУ (рекомендации по сч. 21) | Учет полуфабрикатов собственного производства на синтетических счетах |
Как определять базу для распределения ОПР | |
Инструкция по применению Плана счетов БУ (рекомендации по сч. 26) | Как списывать общехозяйственные расходы (ОХР) |
Методические рекомендации в отношении расчета себестоимости продукции (услуг, работ) | Как определять базу для распределения ОХР |
Положение о ведении бухучета в РФ (п. 59, 61) | Проведение оценки готовой и отгруженной продукции |
Инструкция по применению Плана счетов БУ (рекомендации по сч. 44) | Как распределять расходы на продажу |
Положение о ведении бухучета в РФ (п. 64) | О проведении оценки в незавершенном производстве |
Положение о ведении бухучета в РФ (п. 60), ПБУ «Учет МПЗ» (п. 13) | Проведение оценки товаров предприятиями, которые занимаются розничной торговлей |
ПБУ «Доходы предприятия» (п. 13, 17) | О признании выручки |
ПБУ «Учет расходов по кредитам» (п. 15) | Как учитывать проценты по выданным векселям |
ПБУ «Учет расходов по кредитам» (п. 16) | Как учитывать проценты по облигациям, которые причитаются к оплате |
ПБУ «Учет финансовых вложений» (п. 26) | Как определять стоимость финансовых активов при их выбытии |
ПБУ «Доходы предприятия» (п. 18.2) | Как отражать различные расходы и доходы в бухотчетности |
ПБУ «Учет расходов по кредитам» (п. 7) | Какие разрешены исключения из общих правил для СХД, которые занимаются малым бизнесом |
Налоговый учет (только на основании Налогового кодекса) | |
ст. 313–314 | Об организации НУ |
ст. 271, 273 | Как определять дату получения дохода или осуществления расхода |
ст. 254 | Какими методами списывать сырье и материалы, когда определяется размер материальных расходов |
ст. 268 (п. 1) | Как оценивать стоимость покупных товаров |
ст. 259 (п. 1) | Какой необходимо выбрать метод начисления амортизации |
ст. 258 (п. 9) | Как учитывать расходы, связанные с капитальными вложениями в ОС |
ст. 316 | Распределение доходов |
ст. 318 (п. 1) | Что относится к прямым расходам, связанным с производством товаров (оказанием услуг, выполнением работ) |
ст. 318 (п. 2) | Как налогоплательщики, оказывающие услуги, должны учитывать прямые расходы |
ст. 319 (п. 1) | Как распределять прямые расходы, связанные с незавершенным производством и продукцией, которая была изготовлена в текущем месяце |
ст. 320 | Каким образом формировать стоимость приобретения товаров |
ст. 280 (п. 9) | Какой метод использовать для списания выбывших ЦБ на расходы |
ст. 288 (п. 2) | Как распределять платежи по налогу на прибыль и авансовые |
ст. 286 (п. 2) | Каков порядок уплаты авансов по налогу на прибыль |
Образец УП, который можно использовать уже в 2019 г., не должен содержать:
Прописать в УП на 2019 г. необходимо:
Образец приказа об утверждении учетной политики (ОСН):
При необходимости в УП на 2019 г. необходимо отобразить изменения, которые связаны с нововведениями в законодательных актах:
В отношении НУ | Законодатель изменил:
|
В отношении БУ | Изменить УП можно организациям, которым разрешено применять упрощенный способ его ведения, т. е. тем, кто находится, например, на УСН:
|
В отношении Плана счетов | Законодателем были введены новые, что необходимо отобразить в УП, если предприятию предстоит их использовать. Поэтому необходимо отобразить не только их введение, но и порядок применения. |
Ответственный сотрудник предприятия обязан определить основные положения УП, окончательно ее подготовить, согласовать с руководством, утвердить у директора. Затем составляется приказ об утверждении учетной политики на 2019 год. Документ связывает законодательство РФ по НУ и БУ с нормативно-правовыми актами предприятия.
Приказ относится к документам для локального использования. Если у предприятия есть обособленные подразделения, то на основании приказа они обязаны выполнять правила УП, которая была принята. Обязательно назначаются ответственные лица для контроля за исполнением УП предприятия.
Для издания любого приказа должны быть основания, в данном случае это усовершенствование деятельности предприятия в отношении налогового и бухучета со ссылкой на законодательные акты. Приказ может быть оформлен в произвольной форме.
В то же время он должен соответствовать требованиям делопроизводства и включать важные сведения о:
Оформить приказ разрешается на фирменном бланке предприятия или обычном листе бумаги формата А4 от руки или распечатав на принтере. Оформляется документ в одном экземпляре и регистрируется в журнале учета. После того как приказ будет подписан директором, с ним знакомят ответственных сотрудников под подпись.
В дальнейшем вносить правки в приказ можно только в отношении некардинальных изменений. Дополнительно составляется приказ о внесении изменений. Если потребуется кардинально изменить содержание приказа, необходимо издать распоряжение о том, что ранее действовавший документ утратил силу, а затем оформлять новый. Скачать образец приказа можно в интернете.
При формировании УП ответственному сотруднику необходимо учитывать важные моменты деятельности самого предприятия.
Бухгалтерская политика на 2019 г. должна измениться в отношении срока использования ОС. Этот срок определяется периодом, в течение которого предприятие имеет экономическую выгоду от ОС. Поэтому в УП следует указать, что срок использования ОС определяется так, как указано в ПБУ.
В УП лучше не указывать конкретно срок эксплуатации ОС на основании общепринятой классификации. Но если предполагается использовать его больше или меньше времени, чем указано в классификации, то лучше указать реальный срок.
При формировании УП необходимо убрать устаревшие условия насчет упрощенного ведения БУ, т. к. в ПБУ сказано, что его вправе вести организация, а не просто субъект малого бизнеса. Ведь не все малые предприятия могут вести упрощенный БУ.
Например, полноценный БУ должны вести кредитные организации, жилищные кооперативы, государственные предприятия, к таковым может относиться школа, детсад, медучреждение, и другие, перечень которых изложен в ст. 6 Закона о бухучете. Если предприятие не попадает под запрет на ведение упрощенной формы БУ, только в этом случае такие условия можно отображать в УП.
От того, насколько предприятие определит существенность ошибок при ведении учета, будет зависеть способ их исправления. Например, если существенная ошибка будет выявлена после утверждения отчетности, потребуется пересчитывать показатели из прошлого отчета таким образом, как будто ошибки не было.
Если предприятие обладает правом на ведение упрощенного БУ, то оно может не делать ретроспективного пересчета, т. е. существенные ошибки можно исправлять, как несущественные. В этом случае критерий существенности в УП устанавливать не требуется.
Начиная с 2019 г. все предприятия получили от законодателя разрешение на списывание процентов по кредитам без ограничений для налогового учета. Но не всеми было включено новое положение в УП. Фактически старое положение об ограничениях необходимо исключить из положений УП, а новое вписывать необязательно, т. к. оно указано в Налоговом кодексе.
В УП также лучше установить правила в отношении учета различных программ. Потому что в НК они не прописаны. Расходы по стоимости программ лучше списывать в течение 5 лет, что распространяется по умолчанию на все лицензионные договоры.
Для налоговой УП предприятию лучше указать перечень тех расходов, которые оно будет считать прямыми.
Обычно на предприятии УП формирует главный бухгалтер или лицо, которое выполняет его обязанности, хотя в законодательных актах четко не указано, кто обязан это делать. Фактически директор предприятия имеет право назначить такое лицо. Между тем ответственность за ведение БУ, своевременное формирование и подачу отчетности возлагается на главного бухгалтера.
Если в действующую бухгалтерскую УП необходимо внести изменения в течение года, то приказ об утверждении учетной политики на 2019 год можно зарегистрировать любой датой. Тогда эта политика должна вступить в силу по особым правилам.
В НК также не сказано ничего о дате утверждения УП предприятием, которое только открылось, но это не обозначает, что можно ориентироваться на сроки, установленные для бухучета. Лучше всего это сделать как можно быстрее.
Утверждение УП обязан осуществлять только руководитель предприятия, об этом говорится в:
Главбух может поставить подпись под приказом на утверждение УП только в некоторых случаях.
При составлении УП на 2019 г. необходимо совершить важные действия:
Законодатель не указал в нормативных актах случаев, при которых сформированную УП можно дополнять. Но на основании заявления Минфина можно сделать вывод, что дополнения могут вноситься, если в хозяйственной деятельности предприятия появляется то, чего не было ранее.
Например, новый вид актива или деятельности, операция, то, на что правила ранее не были установлены. Но существуют положения УП, которые можно корректировать в любой момент, учитывая правила делопроизводства (ДОУ).
Это касается:
В соответствии с Федеральным законом от б декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ1/2008, утвержденным приказом Минфина РФ от 6 октября 20 08 г. № 106н, и другими нормативными документами в целях соблюдения в организации в течение отчетного года единой методики отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и выполнения требований налогового законодательства в соответствии с НК РФ
ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета предприятия на 2013 г.
1. Общие положения.
1.1. Бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии со стандартами РФ,
1.2. Предприятие ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с принятым единым рабочим планом счетов бухгалтерского учета.
Рабочий план счетов сформирован на основании плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94м, со держит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и, полноты учета и отчетности.
1.3. Ведение бухгалтерского учета осуществляется автоматизированным способом с применением программы «1С».
1.4. Основным регистром бухгалтерского учета является журнал - ордер. Прочие бухгалтерские регистры при необходимости распечатываются.
1.5. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия.
1.6. Руководство работами по организации и ведению бухгалтерского учета возлагается на главного бухгалтера.
1.7. При соответствии статусу субъекта малого предпринимательства предприятие может не применять Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (п. 2 ПБУ 18/02).
1.8. Данная учетная политика не является исчерпывающей. При внесении в законодательные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, значительных изменений соответствующие изменения вносятся в учетную политику предприятия. Также предприятием могут вноситься дополнения в учетную политику по мере возникновения новых фактов хозяйственной деятельности, не имевших места ранее, для более достоверной оценки финансового положения и финансовых результатов деятельности предприятия.
2. Документирование хозяйственных операций.
2.1. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие совершение хозяйственной операции. Применяется первичная документация, входящая в состав ОКУД. В случае применения нетиповых документов форма каждого документа утверждается руководителем.
2.3. Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности оцениваются в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов в валюте, действующей на территории РФ (в рублях).
2.4. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризация проводится один раз в год по состоянию на 31 декабря.
3. Бухгалтерская отчетность. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности.
3.1. Учет основных средств на предприятии осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №2бн.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
3.2. Стоимость основных средств производственного назначения погашается путем начисления амортизации. Для обобщения информации об амортизации, накопленной во время эксплуатации объектов основных средств, используется счет 02 «Амортизация основных средств».
3.3. Амортизация начисляется линейным способом.
Срок полезного использования объекта амортизируемого имущества определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету, исходя из ожидаемого срока использования и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
3.4. Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, и стоимостью не более 20 000 руб. за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации следует организовать надлежащий контроль за их использованием. При списании полностью амортизированных основных средств либо их ликвидации по иным причинам отдельные детали (на основании заключения комиссии) приходуются по цене возможного использования с отражением по дебету счетов материалов и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». При невозможности оприходования отдельных деталей (на основании заключения комиссии) указанные основные средства списываются полностью.
3.5. Резерв на проведение всех видов ремонта основных производственных фондов предприятие не создает и отражает затраты на восстановление объекта основных средств в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся в качестве расходов по обычным видам деятельности,
3.6. Учет нематериальных активов на предприятии осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденным приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. № 153н.
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.
3.7. Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение их полезного использования. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.
Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгода. Нематериальные активы, по которым невозможно наделено определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком использования. Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из:
3.8. Выбор способа определения амортизации нематериально го актива производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива.
В том случае, когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.
3.9. Учет материально-производственных запасов на предприятии ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н. Материально- производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, К материалам относятся материальные ценности сроком службы до одного года независимо от их стоимости.
3.10. Материально-производственные запасы, списываемые в производство или реализуемые на сторону, оцениваются по средней себестоимости.
3.11. Предприятие не создает резервов на снижение стоимости материальных ценностей.
3.12. Учет издержек обращения отражать на счете 44 «Расходы на продажу» в разрезе элементов и статей затрат.
Затраты учитываются в том отчетном периоде, к которому они относятся независимо от времени их оплаты - предварительной или последующей. В бухгалтерском учете затраты относятся на себестоимость в полной сумме по первичным бухгалтерским документам независимо от установленных для целей налогообложения корм и нормативов. Расходы предприятия по транспортировке товаров учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Транспортные расходы включаются без стоимости остатка, приходящегося на остаток товара, который рассчитывается по специальному расчету,
3.13. Расходы, произведенные в расчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и подлежат отнесению на издержки производства и обращения в течение срока, к которому они относятся.
3.14. Начисление налога на имущество отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
3.15. Финансовые вложения, учет кредитов и займов. При выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, его стоимость определяется по первоначальной стоимости единицы бухгалтерского учета финансовых вложений (п. 26 ПБУ19/02). Расходы по займам и кредитам отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 6 ПБУ15/2008).
3.16. Долгосрочную задолженность учитывать на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в составе долгосрочной задолженности без перевода в краткосрочную.
3.17. Предприятие не создает резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями за продукцию, товары, услуги.
3.18. Предприятие не создает резервы предстоящих расходов.
3.19. Невзысканная дебиторская и кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается и относится на финансовые результаты предприятия.
3.20. Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете обособленно и относятся на финансовые результаты при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.
3.21. Балансовая прибыль (убыток) является конечным финансовым результатом, выявленным за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и опенки статей баланса в соответствии с настоящим Приказом и нормативными документами.
3.22. Использование нераспределенной прибыли, периодичность и порядок распределения определяются решением учредителей.
3.23. Организация представляет бухгалтерскую отчетность в объеме и по формам, предусмотренным приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г.
4. Налоговый учет на предприятии ведется в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими нормативными документами.
4.1. Учет доходов от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения признается л о методу начисления (ст. 271 НК РФ). Учет расходов, связанных с деятельностью предприятия для целей налогообложения, признается по методу начисления в том отчетном периоде, к которому он относится независимо от времени фактической оплаты (ст. 272 НК РФ). Данное положение распространяется и на доход от реализации прочего имущества, а также на внереализационные доходы и расходы.
4.2. Расходы на продажу товаров, работ, услуг относятся на себе стоимость пропорционально доходу от реализации, полученному от указанных видов деятельности.
4.3. Списание сырья, материалов и товаров, используемых при производстве работ» услуг и реализации товаров в целях налогообложения прибыли осуществляется по методу средней стоимости (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
4.4. При реализации и ином выбытии ценных бумаг списывать на расходы стоимость ценных бумаг по стоимости единицы (п. 9 ст. 280 НК РФ).
4.5. Для целей налогообложения прибыли применяется линейный метод амортизации основных средств на основании сроков их полезного использования (ст. 259 НК РФ). В случае приобретения бывших в употреблении основных средств предприятие вправе определять срок полезного использования с учетом срока эксплуатации предыдущими собственниками (п.
12 ст. 259 НК РФ).
4.6. Имущество стоимостью до 20 000 тыс. руб, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
4.7. Расходы на ремонт основных средств признаются в том отчетном периоде, в котором они осуществлены, в размере фактических затрат (ст. 260 НК РФ).
4.8. К прямым расходам относится стоимость приобретения товаров, сформированная с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров (отражается в регистре бухгалтерского учета по счету 41 «Товары»), реализованных в данном отчетном периоде и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров (ст. 320 НК РФ). Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленных в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца (ст. 32 НК РФ).
4.9. Расходы на услуги банков включаются в состав внереализационных расходов (подп. 15 п.1 ст. 265 НК РФ).
4.10. Налоговый учет ведется в соответствии с НК РФ в регистрах бухгалтерского учета с добавлением регистров учета, в которых учитываются доходы (расходы), не признаваемые для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).
4.11. Предприятие не создает резервы по сомнительным долгам.
4.12. Предприятие не создает резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, оплату отпусков и др.
4.13. При образовании в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах убытка (убытков) предприятие вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму полученного убытка в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 283 НК РФ.
4.14. Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исчисляются равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
Генеральный директор ООО»X»
Учетная политика (УП) необходима бюджетной организации для того, чтобы закрепить те способы учета, которые она применяет на практике. В этом случае при проверке налоговики должны руководствоваться этим документом, а также теми способами, которые выбрала и утвердила сама бюджетная организация. Создает его сотрудник, который несет ответственность за учет, а утверждает ее руководитель.
Документ необходимо утвердить приказом руководителя (п. 4 ПБУ 1/2008, ст.
313 НК РФ). Четких правил о форме и содержании такого распоряжения не установлено, поэтому можно использовать стандартную структуру и форму.
Укажите заголовок, включите поясняющую и распорядительные части и подпись руководителя.
Положения по учету можно оформить непосредственной частью акта, а можно вынести в отдельное приложение к тому документу, который утверждаете.
Приказом об учетной политике руководитель определяет дату, с которойэтот документ вступает в силу, а также утверждает ее.
У нового предприятия есть 90 дней для того чтобы сформировать и закрепить УП (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008).
Но может и потребоваться утвердить уже существующую после внесения в нее изменений. Такой процесс может инициировать сама организация, например, в результате изменений какого-либо способа учета. В этом случае, измененная версия вступит в силу с 1 января следующего года. Но изменения не всегда зависять от желаний и нужд бюджетной организации, их могут инициировать законодатели, опубликовав новый нормативно-правовой акт или внеся изменения в существующий. Если новые положения напрямую затрагивают деятельность бюджетного предприятия, необходимо оформить изменения. В этом случае приказ о внесении изменений в учетную политику утвердите с даты вступления новых норм закона.
Эти даты установлены в целях бухгалтерского учета. И хотя в налоговом кодексе о датах утверждения документа нет четкой информации, законом сроки не установлены, следует сформировать и утвердить УП как можно быстрее.
Важно! Законодательство не обязывает создавать два отдельных документа по бухгалтерскому и налоговому учету, но способы учета при этом можно объединить.
Составим распоряжение по шагам.
В шапке документа кажите наименование и реквизиты бюджетной организации.
Впишите название акта, укажите его номер, место составления и дату.
Если распоряжение утверждает создание новой учетной политики, отразите эту информацию, а также приведите полное имя и должность конкретного сотрудника предприятия, который будет контролировать исполнение.
Если вносятся изменения, помимо новых пунктов, укажите причину, дату, с которой эти нововведения вступят в силу, а также имя и должность сотрудника, который будет контролировать исполнение распоряжения. В одной из статей мы приводили актуальный образец приказа о дополнении учетной политики.
Подписать акт должен руководитель бюджетной организации. Затем требуется ознакомить с распоряжением работника, которые отвечает за исполнение.
Старт деятельности новой фирмы в отчетном году или реорганизацию предприятия бухгалтер обязан начать с создания учетной политики, принципы которой закреплены в ПБУ 1/08.
Приказ, выстраивающий последовательность мероприятий, является завершающим этапом.
Приемы ведения учета (налогового, бухгалтерского) в организации называются учетной политикой. Она может быть индивидуальна для каждого предприятия и включать в себя неотъемлемые условия:
Различают 3 вида политики:
Перечень задач
Обширный спектр тем в области бухгалтерии и налогов упоминается в документе. Так, для бухгалтерии затронуты методы распределения доходов, оформление первичной документации, методика распределения прибыли, приемы учета материалов и товара, план счетов.
Обозначается деятельность фирмы в налоговой сфере:
Процесс формирования распоряжения соответствует требованиям, действующим внутри организации по подготовке и исполнению распорядительных документов.
Структура утверждающего приказа применяется традиционная для данного предприятия (дата, место, номер, заголовок, разъясняющая, распорядительная часть, виза директора), форма - произвольная.
Бланк приказа об утверждении является внутренним документом, печать не нужна.
Оформляя утверждающий приказ, созданная новая компания на разработку и утверждение политики не должна затратить более 90 дней с даты регистрации (абзац 2 п.9 ПБУ 1/2008)
При внесении изменений в существующую редакцию (в целях бухучета) учетная политика утверждается в текущем году, а в силу вступает:
Налоговая политика для вновь созданных предприятий не ориентируется на бухгалтерскую норму (90 дней).
Исходя из этого, в учетной политике уже после 1 месяца действия фирмы закрепляется используемый на предприятии метод подсчета таких сумм.
Организация может утвердить одну или две политики учета.
В первом случае налоговые и бухгалтерские аспекты учитываются в отдельных главах.
Утверждать документ, ежегодно оформляя приказ, нет необходимости. Принятая компанией учетная политика применяется постоянно, вплоть до ликвидации фирмы. Срок утверждения приказа не должен быть меньше 1 года (№402-ФЗ).
Форма учетного устава начинает действовать с первого дня текущего года и распространяется на все подразделения предприятия, включая организации, находящиеся на отдельном балансе.
Образец приказа об утверждении учетной политики — скачать.
Для осуществления ведения бухгалтерского и налогового учета бухгалтерская служба хозяйствующего субъекта разрабатывает документ, в котором определяются конкретные требования и положения бухгалтерского и налогового учета, применяемые на данном предприятии. Для закрепления правил бухгалтерского и налогового учета хозяйствующим субъектом оформляется приказ об учетной политике.
Типовая форма приказа отсутствует, вследствие чего этот документ составляется в произвольной форме. Положения, характеризующие учетную политику хозяйствующего субъекта, можно оформить разными вариантами:
Приказ должен содержать обязательные реквизиты, в числе которых — дата составления, наименование, текст, подписи и другие.
Структура приказа об утверждении политики в области бухгалтерского и налогового учета является стандартной. Приказ содержит заголовок, подпись руководителя хозяйствующего субъекта, части распорядительные и поясняющие.
Рассмотрим формирование приказа об утверждении учетной политики на конкретном примере.
ООО «ЗенитПлюс» зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет свидетельство о государственной регистрации, дата выдачи которого — 01.05.2017. Хотя ООО «ЗенитПлюс» относится к субъектам малого бизнеса, оно планирует применение такой системы налогообложения, как общая (ОСНО).
Осуществление финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЗенитПлюс» было начато с этой даты. Прежде чем было начато формирование учетной политики ООО «ЗенитПлюс», руководство хозяйствующего субъекта определило следующие позиции:
В приказе указывается следующая информация:
Образец приказа об учетной политике
Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2018 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.
Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.
В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.
Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.
Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.
С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:
Положения учетной политики должны отражать:
Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:
Нюансы налоговой учетной политике при «упрощенке» зависят от выбранного объекта: «доходы» (6%) , или «доходы минус расходы» (15%) .
Применяя УСН «доходы», в налоговой политике следует отразить:
При объекте «доходы минус расходы» особое внимание следует уделить не только доходам, но и расходам, указав:
в остальном пункты налоговой политики будут аналогичны тем, что указываются для УСН по «доходам».
Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль . В документе следует отразить:
Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% - это касается порядка распределения «входящего» НДС.
Создать образец учетной политики, который одинаково подходил бы для всех предприятий невозможно. В каждом случае есть свои особенности, зависящие от вида деятельности, применяемого налогового режима и многих других факторов. Учетная политика, пример которой приводится здесь, составлена для предприятия, работающего на ОСНО.