Причины государственного вмешательства в экономику

Причины государственного вмешательства в экономику

Вмешательство государства в экономику является необходимым, но не идеальным вариантом развития. Активная экономическая роль государства имеет свои пределы , порождает проблемы. Рассмотрим некоторые из них.

1. Неверные государственные решения . Причина принятия программ и планов действий, не приносящих значительного эффекта и даже ошибочных, кроется в том, что правительство не обладает достаточной информацией об истинном положении дел. В условиях рыночной экономики часть информации утаивается субъектами рыночной экономики. Нет никаких оснований раскрывать информацию о расходовании доходов, структуре затрат, использовании новых технологий и пр. Предприятие рассматривает некоторую информацию как коммерческую тайну, раскрытие которой может быть использовано конкурентами в свою пользу. Информацию определенного вида органам власти сложно собирать ввиду того, что экономические субъекты не учитывают эти данные. Например, население страны не рассчитывает с достаточной точностью направления расходований денежных средств, использование свободного времени, степень удовлетворения потребностей и пр. Органы статистики пытаются собрать информацию о теневой экономике, коррупции, уровне бедности населения и пр. через проводимые обследования, введение оценочных показателей, поправочных коэффициентов и пр.

2. Низкая эффективность государственного вмешательства в экономику. Причин недостаточной эффективности государственного вмешательства в экономику несколько:

а) в условиях рыночной свободы невозможно применять приказные методы, заставить экономических субъектов беспрекословно выполнять принимаемые властью решения. Вследствие этого многие правительственные меры носят косвенный характер. Они направлены на создание условий, при которых физические и юридические лица будут осуществлять желаемые действия. Но косвенное воздействие требует особой тщательности при разработке государственных программ. Ведь поведение субъектов может существенно отличаться от того, что ожидает власть. Некоторые обстоятельства упускаются из виду, а они оказывают существенное воздействие на реакцию населения и предприятий;

б) согласно теории рациональных ожиданий политика правительства, направленная на субъекты без учета их реакции на действия власти, обречена на неудачи;

в) низкая эффективность государственных решений может быть связана с тем, что для решения проблем используется недостаточно ресурсов, применяются не те меры, которые способствовали бы развитию. Предположим, правительство ставит задачу стимулирования рождаемости. Если при этом будут применяться небольшие по размеру пособия по уходу за ребенком, рождаемость вряд ли повысится.



3. Высокие налоги. При выполнении экономических, политических, социальных функций правительство осуществляет перераспределение общественных ресурсов. Само правительство «не сеет и не пашет», финансовые ресурсы формируются за счет налоговых поступлений. Поэтому в странах со смешанной экономикой налоговые ставки обычно высоки. Это сдерживает предпринимательскую активность, может способствовать развитию теневого бизнеса. Прежде чем стимулировать экономику за счет бюджетных вливаний, правительство вынуждено первоначально собрать налоги, которые будут экономику

4. Значительные расходы на государственный аппарат. Общество вынуждено нести определенные расходы не только на финансирование определенных направлений деятельности государства, но и на оплату расходов на содержание административных структур.

Расходы на обеспечение национальной безопасности и правоохранительную деятельность составляют около 7,5% консолидированного бюджета РФ, аппарата Пенсионного фонда – 2,1%, аппарата фонда ОМС – 1,5%, аппарата ФССС – 4,1%.

5. Бюрократия . Особая посредническая роль органов власти, иерархическая система движения материальных ценностей и финансовых средств способствуют бюрократии. Для того чтобы получить необходимую помощь от органов власти, физическим и юридическим лицам приходится собирать бесчисленные документы и справки, долго дожидаться результата.

Указанные недостатки государственного вмешательства в экономику являются объективно обусловленными, связанными с особым местом государства в общественной системе:

1. Правительство действует в условиях рынка и становится субъектом рыночных отношений. Осуществляя программные мероприятия, органы власти должны учесть возмездный характер отношений, сложившийся в обществе. Строительство объектов социальной сферы, текущие расходы на их содержание обеспечиваются за счет оплаты работ и услуг предпринимателей, покупки материальных ценностей на товарном рынке. При этом правительство ничем не отличается от обычных покупателей, оно должно действовать по законам рынка. В свою очередь продавцы товаров и исполнители работ, услуг также не могут применять относительно государственного заказа никаких дискриминаций. В РФ эти отношения регулируются Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О государственных закупках» и 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках то-варов, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».



2. Правительство не всегда руководствуется идеей максимизации прибыли . Смысл этого положения в том, что государство вынуждено реализовывать программы, которые не являются привлекательными для предпринимателей из-за их низкой отдачи, убыточности и пр. В такой ситуации государство использует дотации, субсидии, повышая тем самым доходы предпринимателей. При реализации государственных проектов органы власти осознанно идут на дополнительные расходы, ориентируясь при этом на социальный эффект. Например, муниципальный городской транспорт является, как правило, убыточным. Но местная власть сохраняет его для того, чтобы гражданам с низкими доходами поездки были доступными.

3. Существование рыночной экономики способствует тому, что государство определяет «рамочные» условия экономической деятельности. Власть не в состоянии подчинить себе экономические субъекты. Излишняя регламентация не позволяет проявить в полной мере предпринимательскую активность. В этих условиях важной стратегией власти становится определение рамочных условий функционирования субъектов рынка. Государство определяет главные параметры деятельности, устанавливает основные ограничения и запреты, оставляя решение иных вопросов на усмотрение физических и юридических лиц. Например, существуют условия размещения информации в СМИ: отсутствие пропаганды насилия, суицида, расовой ненависти, национальной розни и пр.

4. Зависимость экономических решений от политических процессов. Члены правительства, законодательных органов власти являются одновременно членами политических партий, осуществляют свою деятельность в рамках политического цикла (рис. 3). Их деятельность по распределению социальных трансфертов активизируется перед выборами, в то время как после выборов, наоборот, начинается процесс накопления средств для будущих бюджетных расходов.

Рис. 3 Политический деловой цикл: – социальные трансферты,

– налоги

5. Обязательность решений государственной власти для всех. Важнейшим принципом государственной политики является ее всеобщность. То есть при прочих равных условиях правительство должно обеспечить равный доступ к предоставляемым благам и выполнение равных обязанностей относительно государственных требований. В частности, должна быть равная обязанность платы налогов, исполнения законов и регламентов. Указанные требования распространяются в том числе и на государственных служащих.

Вывод: в современных условиях государственное регулирование национальной экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.

Наиболее развитые механизмы регулирования сложились в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее представлена роль государства в экономике США, Канады, Австралии. Здесь не было серьезных социально-экономических потрясений, частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, государственные органы и в этих странах играют заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размыта, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

Первое послевоенное десятилетие стало периодом относительной стабильности и благополучия, причем в некоторых странах наблюдался высокий рост таких перспективных отраслей, как автомобильная, радиотехническая и химическая промышленность.

Генри Форд наладил конвейерный, по образцу разделки туш на мясокомбинатах, выпуск автомобилей, и был запущен лозунг «Каждому американцу по автомобилю». В 1929 г. один автомобиль приходился на 4,5 жителя. Потомки знаменитого финансиста времен Французской революции Дюпона де Немура, организовавшего после эмиграции в США производство пороха, в 30-е гг. порадовали изобретением неопрена и нейлона. Однако с 1929 по 1932 г. наступил тяжелейший спад производства, который принял глобальные масштабы: число безработных в промышленных странах составило от 1/5 до 1/3 всех работоспособных. В странах, поставляющих для них сырье, страдали от спада цен: в Аргентине зерном топили паровозы и пароходы, в Бразилии мешки с первоклассным кофе выбрасывали в океан. Столь всеохватывающий кризис получил впоследствии наименование Великой депрессии.

К началу 30-х гг. был определен ряд путей выхода из кризиса и объявлено о нескольких вариантах технологии преодоления кризисных тенденций. В Германии, Италии, Испании и Португалии утвердились авторитарные режимы с тоталитарными тенденциями. В США, Великобритании и Канаде развитое пошло по пути корректирующих реформ и государственного вмешательства в экономику. Социальное реформаторство стало характерным для скандинавских стран (Швеция, Дания и др.). В Испании и Франции была предпринята попытка выхода из кризиса путем создания общественных формирований, названных Народным фронтом, отличительной чертой которых стал социальный реформизм, нацеленный на защиту социальных, и в особенности трудовых, прав населения.

Политика, нацеленная на выход США из кризиса и оказавшаяся начальным этапом ряда социально-политических реформ, получила название «нового курса» (the New Deal). К началу 30-х гг. производство в стране снизилось наполовину, национальный доход на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небывалого в истории этой страны размаха - безработным оказался каждый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными поселками, которые назвали гувервилями по имени президента Герберта Гувера. Местные власти и частные лица практиковали раздачу благотворительного супа, в юроде Чикаго эта практика возникла по инициативе гангстера Аль Капоне. Администрация президента Г. Гувера надеялась на стихийное преодоление кризиса и делала ставку на здоровые силы общественного организма - частную инициативу, свободную конкуренцию и таможенные барьеры. Государству отводилась роль независимого арбитра в борьбе конкурирующих групп.

В президентской избирательной кампании 1932 г. победу одержал Франклин Делано Рузвельт (1882-1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка. Рузвельт при поддержке своих ближайших советников, получивших прозвище «мозговой трест».

провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям. В последнем разделе наблюдалось большое разнообразие - от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной долины в штате Теннесси до производства консервов.

Первыми мерами новой администрации стали запрет вывоза золота за границу в целях обеспечения стабилизации денежной системы, укрупнение банков с предоставлением им кредитов и субсидий и некоторые другие. Законом от 16 июля 1933 г. вся экономика была поделена на 17 групп. Их деятельность регулировалась специальными законами - так называемыми кодексами честной конкуренции, в которых были даны квоты на выпуск продукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия кредитования и цены на продукцию, устанавливались продолжительность рабочего времени и размеры заработной платы, например на текстильных фабриках - 12 долл. в неделю на юге и 13 долл. на севере за 40 часов работы (Кодекс справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности от 17 июля 1933 г.).

Эта серийная законодательная программа была разработана «мозговым трестом» Рузвельта, куда входили высококвалифицированные юристы Розенман (автор выражения «мозговой трест»), Р. Моли, экономисты А. Берль, Р. Тагвелл и др.

Общее название организации по осуществлению программы - НИРА (английская аббревиатура от National Industry Restoration Administration) - Общегосударственное управление по восстановлению национальной экономики. Сельскохозяйственная группа получила аббревиатуру ААА (Agricultural Adjustment Administration) - Управление по регулированию земледелия. Управлению были предоставлены полномочия по регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию и определена задача довести эти цены до уровня 1909-1914 гг. (Закон о регулировании земледелия от 12 мая 1933 г.). В регулирующую деятельность вошли приемы и средства самого различного рода - оплаченное уменьшение посевных площадей, оплаченное уменьшение поголовья скота. Уменьшение товарной массы должно было, по замыслу планировщиков, поднимать цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких фермерских хозяйств. Закон Джонса от 13 апреля 1934 г. запретил финансовые сделки с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США.

Следующей группой серийных мероприятий стали меры по уменьшению безработицы и снижению ее отрицательных последствий. Эту деятельность контролировала и направляла Федеральная администрация чрезвычайной помощи (впоследствии ее стали называть Администрацией развития общественных работ). Безработных обычно направляли в специально создаваемые организации («трудовые лагеря»), где они использовались на строительстве и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других объектов.

В эти же годы происходит сдвиг в области трудового (рабочего) и социального законодательства, регулирующего отношения хозяев и наемных работников. В 1932 г. принимается Закон Норриса-Лагар- дия, который уменьшил полномочия судов по изданию «судебных предписаний» в связи с трудовыми спорами. Раньше таким предписанием можно было сорвать любую забастовку как нарушение договорных обязательств. По этому же закону предпринимателям запрещалось заставлять рабочих подписывать трудовой договор, обязывающий их вступить в профсоюз.

По Закону Вагнера (1935) была впервые осуществлена легализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне, отменена уголовная ответственность за их создание либо за участие в законных забастовках и принято правило «закрытого цеха», согласно которому предприниматель обязывался заключать с профсоюзом коллективный договор и принимать на работу только тех лиц, которые состоят в профсоюзе. Закон признавал право на забастовку в тех случаях, когда нарушались предписания закона.

В 1938 г. принимается Закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы. Ревизия мероприятий и законодательства периода «новою курса» произойдет в следующем десятилетии путем принятия новых законов либо при помощи толкований и решений Верховного суда. Самый длительный эффект из программных законов «нового курса» имели Закон о социальном страховании (1935), заложивший основы современного социального законодательства в стране, и Закон Вагнера, поскольку он закреплял официальное признание роли профсоюзов.

Закон Тафта-Хартли, или Закон о регулировании трудовых отношений от 23 июня 1947 г. признавал право работников на самоорганизацию и право на забастовку, но отмечал при этом, что ведение коллективных переговоров представителей работников с нанимателем рассматривается как «исполнение взаимной обязанности нанимателя и представителя работников». Если соглашение не достигнуто, то закон предусматривал обращение к услугам Федеральной службы посредничества и примирения.

Согласно закону забастовка также может стать предметом судебного запрета, если она: создает угрозу для общественного здоровья или безопасности; отражается на промышленности в целом или на важной ее отрасли, затрагивающей торговлю, коммерцию, транспорт, связь или коммуникации между несколькими штатами или с иностранными государствами; или затрагивает производство товаров для коммерции.

Еще по теме Государственное вмешательство в экономику под влиянием мирового экономического кризиса. «Новый курс» Рузвельта в США:

  1. Государственное вмешательствов экономику пол влиянием мирового экономического кризиса. "Новый курс" Рузвельта в США
  2. 11.2. США. Экономические проблемы страны – лидера мировой экономики
  3. Инфляция в России во время мирового финансового кризиса, начавшегося в США в 2007 г.
  4. 42. Развитие модели государства благоденствия в США. Рузвельт и New Deal.
  5. Пивоваров В.В.. Банковская система Российской Федерации в условиях влияния мирового финансового кризиса 2007-2009 гг., 2011
  6. 13.2. Валютный курс как экономическая категория, факторы влияния
  7. 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА. МИРНОЕ ОСВОЕНИЕ КОСМОСА И МИРОВОГО ОКЕАНА
  8. Экономические кризисы: причины, симптомы и их последствия для национальной экономики.
  9. Глава 14. Циклические колебания в экономике и экономические кризисы
  10. 17.1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право -

Что следует ожидать обществу от системы маркетинга Вопрос этот актуален, ибо органы власти разных уровней все шире прибегают к регулированию маркетинговой деятельности фирм . В некоторых случаях государственное вмешательство может буквально доходить до крайностей.  


Выше была предпринята попытка определить качественную сторону двух главных видов современной нефтяной ренты - дифференциальной и государственной монопольной, а также сопоставить степень противоположного воздействия на монопольную ренту двух основных долговременных факторов - государственной энергосырьевой политики экспортеров и импортеров жидкого топлива. Измерить количественные параметры в международных рентных отношениях гораздо сложнее. Труднее всего, пожалуй, вычислить такой ключевой показатель , как интернациональная регулирующая цена производства. Для этого потребовалось бы смоделировать такую абстрактно-гипотетическую ситуацию, при которой весь воспроизводственный цикл в нефтегазовом хозяйстве от инвестиционной активности до потребления его продукции был бы максимально свободен от государственного вмешательства и влияния прочих социально-политических факторов и предоставлен свободной игре стихийных рыночных сил. Результаты имеющихся разработок в данном направлении весьма и весьма условны, но дают некоторые общие представления.  

Вторая половина 60-х годов характеризуется активным расширением государственного вмешательства в нефтегазовый сектор хозяйства АНДР и особенно заметной диверсификацией функций государства , прежде всего предпринимательских.  

Инструменты государственного вмешательства в. экономику. Закупки, платежи, кредиты, субсидии, дотации и субвенции. Трансферты..  

Предлагаемый метод заключается в подсчете изменений в излишках потребителя и производителя, возникающих в результате государственного вмешательства. В гл. 4 мы видели, что потребительский излишек измеряется совокупной чистой выгодой, которую потребители получают на конкурентном рынке . В гл. 8 мы показали, что излишек производителя равен совокупной чистой прибыли производителей, а именно их совокупной прибыли плюс рента. Далее мы увидим, насколько применим метод, связанный с излишками потребителя и производителя.  

Трудности рынка - второй случай, когда государственное вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего конкурентного рынка . Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей и поэтому рынок действует не так, как мы его описывали. Например, трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают достаточной информации о качестве или происхождении товара и, следовательно, не могут правильно принять максимизирующие полезность решения о покупке. В таком случае государственное вмешательство (например, в виде требования, чтобы ярлыки товаров содержали полную и достоверную информацию) может оказаться желательным.  

Если площадь трапеции D достаточно велика, установление минимальной цены может даже привести к чистым потерям излишка производителя И хотя производители могут сократить объем производства , они, вероятно, не сократят его до Qs. Каждый производитель рад высокой цене и надеется, что сможет продать всю произведенную продукцию по этой цене, оставив конкурентов с нераспроданным товаром. В итоге данная форма государственного вмешательства может вызвать снижение прибыли производителей из-за издержек перепроизводства.  

Однако экономическое сопоставление, сравнение нефти и угля происходило не в вакууме. На этот процесс активно влияли конкретные исторические, социальные и политические условия жизни общества. Одним из основных таких условий является политика и практика империалистического государства. В условиях государственно-монополистического капитализма, - пишет видный советский исследователь Я. А. Певзнер, - буржуазное государство выступает как сила, постоянно и весьма активно влияющая на полезность производимых товаров и услуг. Влияние государства пролегает одновременно по нескольким направлениям - и по линии распределения вновь произведенной стоимости, и по линии воздействия на структуру производства ... Как сила, призванная преодолеть диспропорции, государственно-монополистический капитализм превратился в один из главных факторов, влияющих на структуру производства , на потребительную стоимость , а следовательно, на стоимостные отношения во всей их сложности и противоречивости... Влияние государственно-монополистического капитализма на распределение стоимости и на всю структуру производства определяется его социальной природой и в зависимости от конкретных обстоятельств может включать в себя такие факторы, как милитаризация, внешнеэкономический протекционизм, регулирование занятости, меры против структурных кризисов , или комбинацию перечисленных выше и других факторов ... Каковы бы ни были конкретные направления государственного вмешательства, пни оказывают постоянное влияние... на весь комплекс стоимостных отношений и в то же время сами находятся под влиянием последних (подчеркнуто мною. - А. П.) 28.  

В процессе своего развития многие западные страны прошли этап реформирования . Расширение масштабов интернационализации, новый этап НТР, упор на качественные изменения и показатели сыграли важную роль в изменении отношений между государством и экономикой. Опыт показал, что требуется не столько расширение государственного вмешательства, сколько его форм, повышение его эффективности. Под влиянием всех этих обстоятельств должны были измениться масштабы, цели и методы государственного регулирования экономики.  

Великобритания - одна из стран, где произошел пересмотр роли и места государственного регулирования в хозяйственной жизни. Теоретическим фундаментом такого пересмотра явились идеи неоклассиков и неолибералов. Идеологией государственного вмешательства стало признание ограниченности его возможностей. Роль государства должна состоять не в противодействии и подавлении рынка, а в его стимулировании и разумном ограничении. Такой подход отразился во всех направлениях экономической политики.  

Это мнение разделяет и один из самых авторитетных американских экономистов Дж. Гэлбрейт Государственное вмешательство в интересы сельского хозяйства - обобществление сельскохозяйственной технологии, поддержание сельскохозяйственных цен для поощрения и защиты капиталовложений... субсидии и поддержку новых методов - тоже имеют существенное значение для сбалансированного развития... В отсутствие таких общественных мер поступление продуктов питания и натуральных волокон было бы недостаточным, а стоимость... очень высокой. В основном в результате таких государственных мер развитие сельского хозяйства ... было удовлетворительным в промышленно развитых странах. Окажись сельское хозяйство свободным от государственного вмешательства,... развитие... было бы недостаточным,. .. возможно, и опасно низким.  

Прорывы России на пути рыночной модернизации неизбежно завершались откатами реформ, приходящимися на спад в длинной волне . Общим для контрреформ в сфере экономики было введение ограничений в развитие рыночных отношений , сдерживание свободы хозяйствования с одновременным наращиванием государственного вмешательства в хозяйственную жизнь и установление ее более жестокой регламентации.  

В дальнейшем, первое определение государственного сектора будем использовать как степень государственного вмешательства (регулирования) в социально-экономические процессы, а второе определение - как собственно государственный сектор.  

Какие основные доводы приводятся в пользу необходимости активного государственного вмешательства в социально-экономические процессы российской экономики  

Эффект мягкого регулирования после эры планово-распределительных порядков оказался максимальным в первые годы реформ (1991-1994 гг.) для реального (производственного) сектора национальной экономики . К этому добавляется постоянный и ежегодный спад производства , падение цен на нефть на мировом рынке , уход с рынка вооружения и как следствие - сокращение из года в год реальной финансовой базы для осуществления государством всякого рода экономических и социальных программ . По этой причине намеченные десятки государственных и даже международных программ не имеют финансового обеспечения . Планируемые ранее результаты не способны воздействовать на социально-экономическую ситуацию в стране. Международный престиж страны подорван и катится по наклонной на всех выставках. Вернуть статус могучей страны возможно только через активное государственное вмешательство в социально-экономические процессы - это показала практика конца XX в., а также поняли на всех уровнях государственного управления.  

Смена целей аграрной политики, создание стимулов к сельскохозяйственному производству крупных хозяйств. Изменение роли государства в сельском хозяйстве . Концептуальное планирование и регулирование сельского хозяйства и АПК со стороны государства, принятие комплекса законодательных, финансовых и иных мер. Активное государственное вмешательство. Осознание приоритетности решения сельскохозяйственных проблем. Обязательное условие - меры по защите отечественного производителя , резервирование прав как по введению мер для защиты отечественного производителя , так и по охране внутреннего рынка.  

Усиление государственного вмешательства в экономику заставило теоретиков отойти от концепции автоматического регулирования экономики, в частности платежного баланса , стихийными силами рынка. Пересмотру понятия платежного баланса способствовало также развитие методов расчетов национального дохода и валового внутреннего продукта . Современные экономисты считают важным отразить в платежном балансе долю национального продукта , вывезенного в другие страны в виде товаров и услуг, объем поступлений товаров и услуг в страну и методы финансирования разницы между экспортом и импортом. Сальдо текущих операций современного платежного баланса обычно входит в таблицы расчетов валового внутреннего продукта , национального дохода , счетов затраты-выпуск.  

Такая трактовка таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства . Так, например, вопросы государственного вмешательства в экономику России, вы-  

Перечислите доводы за и против государственного вмешательства в разработку, утверждение и введение в действие стандартов бухгалтерского учета.  

Ценности бухгалтерской субкультуры оказывают влияние на некоторые аспекты бухгалтерской практики, такие, как а) полномочия бухгалтерской системы , б) обязательность их применения, в) применяемые методы оценок , д) степень раскрытия информации . В частности, уровень профессионализма, предпочтительный в бухгалтерской субкультуре, может повлиять на широту полномочий бухгалтерской системы . Чем выше уровень профессионализма, тем более развито профессиональное саморегулирование и тем меньше необходимость государственного вмешательства. Степень единообразия, принятая в бухгалтерской субкультуре, может оказывать воздействие на форму и методы бухгалтерской системы. Чем выше уровень единообразия, тем меньшее значение имеет профессиональное суждение и тем строже бухгалтерские правила . Уровень консерватизма бухгалтерской субкультуры может оказать влияние на применяемую систему бухгалтерских оценок. Чем выше уровень консерватизма, тем сильнее связь с традиционными методами оценок . Степень секретности , предпочитаемой в бухгалтерской субкультуре, может влиять на объем раскрытия информации в финансовой отчетности . Чем выше секретность, тем меньше раскрывается информации. Влияние социальных ценностей на формирование бухгалтерской системы представлено на рис. 18.1.  

Государственно-монополистические мероприятия столь широких масштабов в основном (для периода 60-х годов) нефтеимпор-тирующем регионе капиталистического мира неизбежно оказывали глубокое воздействие на функционирование рыночного механизма в энергосырьевом хозяйстве не только на национальном, но и на международном уровне. Закрепленное посредством государственного вмешательства неравенство цен на взаимозаменяемые первичные энергоносители, т. е. на эквивалентные потребительные стоимости , позволяло правительствам западноевропейских стран присваивать весомую долю дифференциальной ренты в виде разницы между низкими затратами на импортированную нефть и высокими ценами производства местного угля. При свободной конкуренции между жидким и твердым топливом эти различия индивидуальных цен производства энергоносителей должны были бы реализоваться собственниками нефтяных месторождений.  

Каждая из таких информационных проблем может привести к неэффективности конкурентного рынка . Мы подробно опишем природу информационных неэффектив-ностей в гл. 16 и увидим, может ли государственное вмешательство устранить их последствия.  

В стратегии перестройки можно выделить два аспекта краткосрочный, коньюктурный и долговременный т.е. собственно перестройка прежней системы. Оба эти аспекта взаимосвязаны. Но именно второй аспект представляет интерес. Его центральный момент - ограничение централизованного государственного вмешательства в экономическую жизнь - прежде всего в рыночные отношения , при условии концентрации хозяйственных функций государства на решении научно - технических задач.  

В отличие от директивного планирования (план - это закон) индикативное - необязательное - носило взаимовыгодный характер и являлось формой государственного вмешательства в экономику при полном сохранении его демократической сути. В целом индикативное планирование представляет не только институт госрегулирования рыночного хозяйства, но и саморегулирования. Роль предприятий здесь не сводится к использованию плановой информации и выполнению установленных государством норм хозяйствующие субъекты оказывают значительное и определяющее влияние на содержание целей индикативного плана и характер способов их достижения. Макропоказатели индикативного плана не развертываются по исполнителям, которые участвуют в его реализации лишь постольку, поскольку это соответствует их интересам.  

Сторонники монетаризма выступали за рыночное регулирование против государственного вмешательства, воскрешали идеи автоматического саморегулирования платежного баланса , предлагали ввести режим плавающих валютных курсов (М. Фридман, Ф. Махлуп и др.). Неокейнсианцы сделали поворот к отвергнутой ранее идее Дж. М. Кейнса о создании интернациональной валюты типа банкор (Р. Триффин, У. Мартин, А. Дей, Ф.Перу, Ж.Денизе). США взяли курс на окончательную демонетизацию золота и создание международного ликвидного средства в целях поддержки позиций доллара. Западная Европа , особенно Франция, стремилась ограничить гегемонию доллара и расширить кредиты МВФ.  

Для континентальной Европы характерна традиция государственного вмешательства и антииндивидуализма . Правительственная поддержка такой социальной позиции обусловила формирование и регулирование            

Смотреть главы в:

Это наилучшее средство для поиска информации на сайте

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ

«СРАВНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

На тему: Государственное вмешательство в экономику на примере США.

Студент: 3-го курса группы 330/2

КОВТУН Александр Юрьевич

Руководитель:

ассист. СОЛОДКИНА Наталья Алексеевна

Санкт-Петербург

Введение.

С давних пор, ещё когда государства как таковые только формировались, а экономические отношения лишь начинали развиваться, международная и внутренняя торговля была неотделима от государственной политики. Правители, цари и императоры, активно вмешивались в торговые дела своих подданных, устанавливали рамки, законы, запреты и другие меры контроля над всей экономической деятельностью.

Понятие протекционизма на долгое время прочно укрепилось в политике многих стран мира. Это объяснялось свойственным тому времени пониманием экономики и ее процессов, желанием уберечь своих торговцев и ремесленников от излишней конкуренции с другими странами.

С возникновением понятия абсолютного и относительного преимущества взгляды протекционизма были пересмотрены и подверглись некоторому изменению – страны стали более открыты в «слабых» отраслях, то есть в тех, где они нуждались в импорте сырья или готовых товаров, и более закрыты в стратегически «сильных», экспортоориентированных сферах производства. Государство постепенно осознавало благотворное влияние рыночной конкуренции, а многочисленные колонии и взаимопроникновения мировых культур, так или иначе, стирали различия и барьеры в торговых отношениях.

Все это привело к возникновению соответствующих экономических течений и теория, противоположных традиционному протекционизму. Такие теории утверждали рыночные отношения между участниками международной и внутренней торговли, а государству отводили лишь координирующую и контролирующую роль. Ситуация в мире менялась, уровень вмешательства государства падал, но никогда не исчезал полностью – это объясняется главенствующим положением власти и невозможностью существования чистой рыночной конкуренции ни на одном рынке мира.

Сегодня существуют разные подходы к оценке необходимости и уровня госвмешательства, различные пострановые особенности, характерные отличия для разных культур и цивилизаций, однако в центре всегда остается один и тот же вопрос: насколько необходимо участие государства в рыночных процессах и к чему оно может привести?

В своем эссе, опирающемся на статьи иностранной прессы, я попытаюсь дать ответ на эти и многие другие вопросы на примере одного из самых развитых и передовых (в плане рыночных отношений) государства, Соединенных Штатов Америки. Эта страна с самого начала позиционировала себя независимой и свободной, чьи граждане отличались предпринимательской жилкой и свободным нравом. На мой взгляд, это и стало причиной возникновения многих либеральных течений экономической мысли, берущих свое начало на Американском континенте.

Каково же влияние государства в этой стране, какие краткие характеристики можно ему дать и какой эффект вызывает такое вмешательство?

История госвмешательства в Америке.

В ранние годы правительство США избегало сильного влияния на бизнес-сферу. Однако, по мере того, как американская промышленность набирала обороты, у государства возникала необходимость защищать малый и средний бизнес. К примеру, в 1890 году был подписан закон Шермана, призванный восстановить конкуренцию и свободное предпринимательство, разбить появившиеся монополии. В 1906, появились законы, сделавшие обязательной маркировку пищи и лекарств, и контроль за качеством реализуемого мяса. В 1913, правительство установило новую федеральную банковскую систему (Федеральную Резервную систему) - это было сделано с целью регулирования национальной денежной массы и установления относительного управления над видами банковских операций .

Великая Депрессия создала такие условия, при которых правительство не могло не начать еще более активное участие в рыночных процессах. Президент Рузвельт и Американский Конгресс утвердили множество законов, дававших власти право на установление, к примеру, правил продажи ценных бумаг, уровня заработной платы и рабочего времени, уровня страхования и многого другого.

После 30-ых годов еще многие постановления и законы были приняты с целью увеличения контроля или улучшения условий рыночной ситуации . Они касались правил приема на работу, устранения различных (половых, национальных, религиозных) предубеждений и дискриминаций. Более того, почти каждый производившийся продукт, так или иначе, был затронут каким-либо правительственным постановлением, относящимся либо к стандартизации и сертификации, либо к области защиты потребителя. Так же было создано множество контролирующих органов, которые, к тому же, были изолированы от возможных политических влияний. Этому способствует специальная система правления, в которое включаются в основной массе независимые представители и лишь несколько уполномоченных от разных политических партий могут там присутствовать. Однако на сегодняшний день, критики обвиняют такую систему в относительной неэффективности, так как многие конгрессмены имеют влияние на крупные фирмы или торговые агентства, что делает экономику страны зависимой от политической власти и ее желаний.

Тем не менее, современные США считаются наиболее демократичной страной в области рыночных отношений, где конкуренция защищена отдельными законами, а роль государства по возможности сведена к контролю и корректированию. Однако мировой кризис внес свои коррективы – государство опять вынуждено вмешиваться в рыночные отношения, так как некоторые субъекты, увы, уже не в силах справляться самостоятельно. Более того, появляются сторонники теории, которая утверждает, что свободный капитализм изжил самого себя, а здоровая конкуренция теперь приводит ко все большим поглощениям и борьбе крупных гигантов, что убивает не только малый и средний бизнес, но и губит качественное развитие самих компаний-монолитов. Напомню, что качественное развитие в ходе конкурентной борьбы всегда считалось одним из главных достоинств рыночной конкуренции. Таким образом ситуация меняется на глазах, и пока государство применяет множество мер не только контроля, но и активных действий на различных финансовых и кредитных рынках, а так же на рынках некоторых благ. Остается только ждать конца кризисных явлений, чтобы оценить итоги и эффекты современного состояния экономики и уровня государственного вмешательства.

Вмешательство государства, связанное с мировым финансовым кризисом и его последствия.

В данном разделе я предлагаю взглянуть на правительственные меры и конкретные проявления правительственного вмешательства в рыночную систему США.

Необходимо отметить, что существует отдельный взгляд некоторых американских специалистов, которые считают, что финансовый кризис был вызван именно госвмешательством, которое воспрепятствовало своевременному восстановлению рыночного баланса самим механизмом рынка. К примеру, рыночные цены формируются под влиянием спроса и предложения, определяя тем самым существующий рынок и его потребности. Такой рынок всегда напрямую связан с финансовым рынком, точнее с процентной ставкой, которая определяет цену на деньги. Однако, государство вмешивается в деятельность финансовой системы рынка через проведение денежно-кредитной политики, через снижение процентной ставки рефинансирования. Напомню, что в США на протяжении долгого времени ставка рефинансирования имела тенденцию к снижению вплоть до почти нулевой отметки перед самым разгаром кризиса.

Это породило некоторый рост объемов денежной массы. Однако без сопровождения пропорционального роста товарной массы в стране наблюдаются растущие темпы инфляции. Инфляция вынуждает кредитные учреждения повышать процентную ставку за кредит, чтобы возместить потери связанные с ростом цен и удешевлением денег.

Таким образом, правительство, вмешиваясь, регулирует денежную массу, чтобы нивелировать последствия увеличения денег в экономике, обеспечить рост на рынках, а так же рост занятости и производительности отраслей хозяйства. Одновременно с этим государство принимает меры антиинфляционной политики. В совокупности, как утверждают американские интернет ресурсы , посвященные мировому кризису, такие меры и действия «извращают» и дестабилизируют рынки.

В частности, содействуя заемщикам банка, правительство разрабатывает специальные программы для покупки домов в кредит. Оно обещает ссуды и гарантии банкам и их клиентам – что подрывает свободное регулирование инвестиционных и сберегательных процессов рынка. В итоге рынок смещается от равновесия к потенциальному состоянию «подвешенности» на краю бума или новой депрессии.

С 2003 по 2007 год, государство, пытаясь избавить рынки от фондовых страхов, связанных с высокими рисками, расширяет денежную массу через получение легких кредитов . Это делается с целью повышения уровня инвестиций, для будущего возврата займов и кредитов. Действую против рыночного механизма, такая ситуация отбрасывает процентную ставку ФРС к нулю.