Понятие экономической теории. Основная проблема экономической теории и практики, подходы к ее разрешению. Экономическая теория как наука

Понятие экономической теории. Основная проблема экономической теории и практики, подходы к ее разрешению. Экономическая теория как наука

Три проблемы экономической теории

Главная проблема экономической теории имеет две стороны:

  • потребности человеческого общества не имеют ограничений и возрастают с течением времени;
  • ресурсы, необходимые для производства материальных благ, имеются в ограниченном количестве.

Из двух этих утверждений вытекают три основных вопроса экономики, которые наглядно представлены на рисунке.

Таким образом, перед учеными-экономистами стоит задача по разрешению данного противоречия, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества в целом и каждого отдельного его члена, используя имеющиеся в распоряжении человечества ресурсы.

Проблема 1 – Что производить?

Всем очевиден факт ограниченности ресурсов для производства различных активов. В связи с этим перед исследователями стоит задача: определить, какие материальные ценности, и в каком количестве, стоит производить в данный момент времени, чтобы максимально полно удовлетворить имеющиеся потребности. Для этого экономическая теория применяет анализ кривой производственных возможностей.

Крайние точки, которые будут лежать на одной или другой оси координат, означают, что будет производиться только один вид активов. Как правило, специалистами рассматривается обобщенная ситуации, когда берутся средства производства и потребительские товары. Такой выбор приведет к ситуации, что какая-то часть общества останется полностью неудовлетворенной.

В связи с этим перед специалистами стоит задача отыскать такой объем средств производства и товаров для потребления, который бы максимально полно удовлетворил спрос. Оптимальное соотношения этих групп активов называется равновесной точкой. Однако в практической деятельности все обстоит сложнее. Дело в том, что эти две группы ценностей представлены тысячами различных товаров, предназначенных для удовлетворения разнообразных потребностей миллиардов людей во всем мире.

Замечание 1

Таким образом, в реальной действительности эта проблема гораздо серьезнее, чем может показаться в теории. Плюс ко всему в условия ограниченности ресурсов дополнительный выпуск одного вида ценностей обязательно сопровождается сокращением другого.

Проблема 2 – Как производить?

Данная проблема также имеет несколько срезов.

  • Во-первых, это касается вопроса о том, какие ресурсы будут задействованы для производства того или иного набора благ.
  • Во-вторых, значение имеет технология производства.

Например, производитель может решить использовать преимущественно ручной труд, поэтому ему понадобится большое количество рабочей силы причем, скорее всего, неквалифицированной. В том случае, если используется труд механизмов, машин и компьютеров, то можно обходиться значительно меньшим числом работников. Необходимо учитывать, что такие работники должны обладать требуемой квалификацией, чтобы быть способными управлять производственной техникой и оборудованием.

Замечание 2

Важный вопрос также касается выбора технологии обработки ресурсов в процессе производства материальных объектов. Так как от решения данного вопроса зависит количество ресурсов, требуемое для выполнения заданного объема производственной программы. В свою очередь это напрямую влияет на сумму затрат и, следовательно, получаемый доход от экономической деятельности.

Проблема 3 – Для кого производить?

Названная проблема подразумевает поиск ответа на вопрос: кто будет потребителем производимых товаров? Какова их покупательская способность? Каковы их потребности?

Экономическая система производит материальные блага, основываясь на информации о спросе на те или иные товары. Также она изучает:

  • Потребности потребителей – в чем они нуждаются, какие нужды должен удовлетворить товар;
  • Величину их доходов – с этим показателем напрямую связаны их возможности в покупке товаров.

Отвечая на эти вопросы, экономическая теория пытается примирить вечное противоречие ограниченных ресурсов и неограниченных потребностей.

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (2 часа)

План:

Предмет экономической теории.

Уровни экономического анализа. Экономический кругооборот.

Методы экономической теории.

Понятие экономической теории. Основная проблема экономической теории и практики, подходы к ее разрешению.

Экономическая теория – это наука о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в процессе производства товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их с целью удовлетворения своих безграничных потребностей.

Из определения вытекает основная проблема экономической теории и практики , которая состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворять свои безграничные потребности и ограниченностью (редкостью) ресурсов, находящихся в их распоряжении и используемых для данной цели.

Исходя из этого, формируется четкое ограничение в функционировании экономической системы: идеального результата достигнуть в принципе невозможно, так как совокупность наших материальных потребностей превышает производственные возможности всех имеющихся в нашем распоряжении ресурсов. Существовало два подхода к рассмотрению этой проблемы : теория К. Маркса и буржуазная политэкономия. К. Маркс обосновал экономический закон возвышающихся потребностей. По его мнению, действовала схема: новая потребность дает импульс производству, производство вырастает в своем развитии и удовлетворяет ее. И все повторяется. К. Маркс утверждал, что материальное изобилие при наличии НТП достижимо. Препятствием выступает частная собственность на средства производства. По мнению буржуазных ученых абсолютное материальное благополучие невозможно, и этот факт лежит в основе современного определения экономической теории.

Кроме основного вопроса экономической теории существует проблема регулирования действий участников общественного производства. В экономике до недавнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой фундаментальной проблемы. Первый подход получил название классического. Он исходил из того, что максимальная эффективность производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников максимальной экономической свободы. Здесь рынок решал все: что, как и сколько производить, когда и кому реализовывать продукцию. Эта модель была свойственна домонополистическому капитализму. Схематично это выглядит так:

Второй подход получил название «государственного социализма». Его сторонники считали, что все действия участников общественного производства должны подчиняться жесткой директивной регламентации со стороны государства. Здесь полностью отвергается рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей, а вместе с ним и заинтересованность производителя, его выгода.


Суть современного подхода к решению проблемы оптимального регулирования экономики сводится к реализации преимуществ, которыми обладают предыдущие подходы. В новой, смешанной экономической системе, абсолютная экономическая самостоятельность заменяется относительной экономической самостоятельностью участников общественного производства, а директивность – индикативным регламентированием их действий. На основе третьего подхода возник новый тип экономики – социально-регулируемая рыночная экономика, в которой сохраняется и рынок, и воздействие со стороны государства. Здесь общество диктует свои условия рынку, а государство вмешивается в отношения между товаропроизводителями, а не в деятельность самих предприятий.

>> Основные проблемы экономики. Экономика как наука

1.2. Основные проблемы экономики.

Экономика как наука

«Вторую» экономику - экономическую теорию - мы могли бы определить как науку, которая изучает хозяйство общества. Но в основе возникновения и существования любого общественного хозяйства лежат одни и те же проблемы, так называемые основные проблемы экономики . Их понимание позволит нам дать более общее и точное определение экономической теории.

«С точки зрения экономиста, условия человеческого существования характеризуются следующими четырьмя фундаментальными положениями: человек стремится к различным целям; время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены: они могут быть направлены на достижение альтернативных целей; в каждый момент времени цели обладают различной важностью. Да, мы таковы - существа, наделенные ощущениями, желаниями и притязаниями, массой инстинктивных и осознанных стремлений, побуждающих нас к действию. Но время для действий ограничено. Внешний мир не представляет нам возможностей для достижения всех наших целей в полной мере. Жизнь коротка, а природа скупа. Цели других людей не совпадают с нашими. Но мы можем употребить свою жизнь на то, чтобы заниматься разными делами, используя имеющиеся ресурсы и услуги других людей для того, чтобы добиваться различных собственных целей».

Стремление человека удовлетворить потребности всегда упирается в несоответствие с необходимыми для их удовлетворения ресурсами, которые ограничены относительно потребности в них.

Ограниченность - это ситуация, когда ресурса не достаточно, чтобы удовлетворить желание каждого. Если ресурсы всегда ограничены, людям приходиться выбирать, на что их потратить.

Две этих непреходящих проблемы - ограниченность ресурсов и проблема выбора - составляют предмет изучения экономической теории и позволяют сформулировать ее определение:

Экономика - это общественная наука, изучающая законы, лежащие в основе выборов, которые совершают люди, используя ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей.

Иногда под содержанием экономической теории понимают ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить (т.е. как распределять)?

Своей постановкой эти фундаментальные вопросы обязаны, как очевидно, основным проблемам экономики.

Вопрос в том, как экономисты изучают эти проблемы, заставляет нас обратиться к методологии экономической науки. Экономическое исследование содержит несколько этапов:

Этап 1. Отбор и классификация фактов, относящихся к проблеме исследования. Часть экономической теории, занимающаяся этой задачей, называется эмпирической экономической наукой.

Этап 2. На основе собранных фактов выводятся обобщения, устанавливаются взаимосвязи между фактами. Результатом этого этапа становится разработка гипотезы.

Этап 3 . Проверка фактами. Это - ответственный этап изучения экономических явлений. Он состоит в выявлении того, в какой мере сформулированная гипотеза соответствует фактам «видимой экономики». Лучше всего такую проверку проводить с помощью моделей. Любое описание того, как факты связаны между собой, мы будем называть моделью. Экономисты используют описательные, математические и графические модели, другими словами, взаимосвязь фактов можно выразить словами, формулами (аналитически) и графически.

Этап 4 . Применение полученных результатов для обоснования экономической политики. Для этого используются модели, объясняющие явления «видимой» экономики, их прогнозирующие, как средства решения конкретной проблемы.

Методы экономических исследований, по сути, являются общенаучными. Особенность же экономического исследования заключается в том, что к любой проблеме экономисты подходят с позиций «затраты-выгоды».

Остается только добавить, что исследование в экономике может проводиться на двух разных уровнях анализа: микроэкономический и макроэкономический анализ.

Микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучения поведения этих единиц. Сюда относится изучение рынков отдельных товаров и услуг, а так же элементов рынка: спрос, предложение, цена. Важнейшие субъекты рынка - это домашнее хозяйство и предприятие .

Макроэкономика - раздел экономической науки, который анализирует экономику в целом или основные ее составляющие, объединенные в большие группы.

Основы экономики, Учебное пособие для школьников (выпуск 2), Е.Г.Лиманова, Л.П.Буфетова

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Экономическая теория имеет свой предмет исследования и свои специфические особенности, позволяющие выделить ее среди системы наук как самостоятельную область знаний.

Под предметом понимается сторона или часть объективной действительности, исследуемая с помощью данной области знаний.

Экономическая теория имеет дело с проблемами, которые касаются всех нас. Например, «Какие виды работ надо выполнять?»; «Как они оплачиваются?»; «Сколько товаров можно купить на рубль заработанной платы сейчас и в период инфляции?»; «Как найти себе работу?» и пр.

Помимо проблем личного и семейного порядка, экономическая теория рассматривает и вопросы политического характера, решение которых касается каждого человека. Например, «Будет ли государство помогать нетрудоспособным безработным?»; «Какова будет налоговая политика?»; «Каково будет законодательство, направленное на снижение монопольных цен?» и др.

Ответы на эти и другие вопросы дает экономическая теория. Но экономическая теория имеет дело с жизнью людей, а человеческая жизнь не укладывается в рамки простых ответов.

Люди, начинающие изучать экономическую теорию, требуют, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение ее предмета. Но представления о предмете экономической теории изменялись в процессе наращивания знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Поэтому возник ряд таких определений, как:

1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория – это наука об использовании людьми ограниченных производственных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств для своего существования.

4. Экономическая теория – это наука о том, как человечество решает свои задачи в области производства и потребления.



5. Экономическая теория есть наука о богатстве и т.д.

Никакое вышеприведенное определение предмета экономической теории не может быть точным. И, тем не менее, для ознакомления с предметом можно дать следующую его характеристику.

Экономическая теория – это наука об основах хозяйственной жизни общества. Хозяйственная жизнь – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Имеется целая система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую чаще называют экономической теорией.

Предметом экономической теории является анализ отдельного хозяйства. Однако это слишком общее определение. Уточнить его можно, обратив внимание на понятие ограниченности ресурсов и проблему выбора, который должны осуществлять люди, сталкиваясь с ограниченностью ресурсов.

Человеческие потребности не ограничены. Но любое общество имеет ограниченное количество ресурсов, которое необходимо для производства материальных благ и услуг. Поэтому предмет экономической теории можно определить так:

Экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что , как и для кого производить.

«Что производить» решает сам рынок, ибо производитель производит те блага, от продажи которых он рассчитывает получить максимально возможную прибыль. Изучая рынок, производитель определяет, какими потребительскими свойствами должно обладать произведенное им благо, чтобы потребитель получил от его использования максимальную полезность.

Любое благо должно быть произведено так, чтобы оно пользовалось у населения спросом, чтобы его цена покрывала издержки на его производство и приносила прибыль, т.е. производитель использует те средства производства, которые позволяют ему сэкономить затраты. Это ответ на вопрос «Как производить» .

Ответ на вопрос «Для кого производить » ясен. Производитель будет производить благо для того, кто за него заплатит.

Общепризнанным в силу своей краткости и точности является определение предмета экономики, данное английским экономистом Л. Роббинсоном. Оно с небольшими модификациями присутствует в любом западном учебнике по экономике. Экономика – это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими их альтернативное использование.

Экономика не является наукой домоводства, наукой об управлении предприятиями. Она не является и технической наукой.

Тем не менее, экономика близко соприкасается со всеми этими проблемами и связана со многими другими науками: философией, психологией, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и пр.

Экономическая теория помогает разобраться в вопросах спроса и предложения, эффективности рынка, ценовой стратегии, инвестиций, развития производства, механизма функционирования современной экономики, социальной политики, экономического роста, инфляции, безработицы и др.

Изучение экономической теории имеет большое теоретическое и практическое значение. В категориях и принципах, законах и закономерностях она выражает самые существенные процессы общественного развития.

Экономическая теория обеспечивает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями к другим членам общества, природе, материальным и другим ресурсам.

Экономическая теория считается каркасом всех общественных наук. Она исследует сами основы организации хозяйственной деятельности людей, направленной на более полное удовлетворение их разнообразных потребностей. Экономическая теория вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов рыночной экономики, определяет ориентиры хозяйственной деятельности, эффективные направления использования ресурсов, а также поведение производителей и потребителей в различных условиях.

Структурно экономическая теория состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняемых разделов: микроэкономики и макроэкономики. Микро- и макроэкономика одинаково важны для экономического образования. По выражению П. Самуэльсона: «Вы образованы менее чем наполовину, если знаете лишь один раздел».

Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы не попадаться на удочку экономистам.

Джоан Робинсон

Экономическая деятельность людей. Понятие экономики. Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей. Цена выбора.

Связь между ресурсами и потребностями. Производство и воспроизводство. Факторы производства (ресурсы): труд, земля, капитал и предпринимательство. Распределение. Обмен. Потребление. Система потребностей. Закон возвышения потребностей.

Проблема выбора. График кривой производственных возможностей.

Основные вопросы экономики и их решение в различных моделях экономической организации общества. Модель экономической системы. Критерии классификации экономических систем. Традиционное общество. Командная экономика. Рыночная экономика. Смешанные системы. Собственность как основа производственных отношений.

Процесс постижения научной тайны экономики имеет одну удивительную особенность. То, над чем столетиями билась человеческая мысль, что познавалось с великим трудом, со временем стало азбучной истиной. Сегодня очевидно, что глубинным двигателем истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.

Термин «экономика» произошел от греч. oikonomike (oikos - дом, домашнее хозяйство и nomos - закон), что означает искусство управления домашним хозяйством.

Сохраняя свое первоначальное значение, термин «экономика» сегодня используется более широко: во-первых, это сфера общественной жизни, обеспечивающая людей необходимыми для их жизни благами; во-вторых, это национальное хозяйство страны, региона или всего мира, в-третьих, это наука, изучающая экономические отношения и хозяйственные связи.

Любая экономика базируется на двух аксиомах: потребности общества, его индивидов и институтов безграничны и неутолимы, экономические ресурсы редки и ограничены. Поэтому каждый раз люди делают экономический выбор из целого ряда альтернатив, а всякий такой выбор предполагает отказ от других вариантов.

Цена выбора (упущенная выгода, альтернативная ценность) - это количество товаров или услуг, от которого приходится отказаться ради потребления выбранных благ. Это понятие скорее общефилософское, чем экономическое, поэтому может быть применено практически к любой сфере человеческой жизни. Ограничены все ресурсы: природные, материальные, трудовые, финансовые, интеллектуальные, информационные.

Исходя из объективных обстоятельств, их можно разделить на две группы по условию ограниченности:

  • - абсолютно ограниченные ресурсы;
  • - относительно ограниченные ресурсы.

Под абсолютной ограниченностью понимают недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Но для удовлетворения каких-то выбранных определенных потребностей ресурсов достаточно, это и есть относительная ограниченность.

В Древнем мире человек обходился в среднем двумя ведрами воды в день.

В XIX в. человеку едва хватало пятидесяти литров воды, а в будущем пресная вода, возможно, будет дороже золота. Если бы ограниченность ресурсов была абсолютной, то выбор был бы невозможен. Если бы ограниченность отсутствовала, выбор был бы не нужен. В условиях относительной ограниченности ресурсов целью экономики любого общества становится оптимальный выбор, т. е. такое экономическое решение, которое позволяет максимально удовлетворить потребности при минимальных затратах ресурсов.

Связь между ресурсами и потребностями осуществляется посредством производства, распределения, обмена и потребления.

РЕСУРСЫ-> Производство -> Распределение -> Обмен -> -^Потребление-^ ПОТРЕБНОСТИ

Рассмотрим эту цепочку подробнее.

Производство - процесс воздействия человека на природу в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей. Это сфера экономики, где соединяются ресурсы, появляется продукт.

Книга рекордов Гиннеса: Обработка кремниевых орудий труда

первобытным человеком началась в Эфиопии 2,5 млн лет назад и

является древнейшим производством.

Производство предполагает взаимодействие следующих факторов: труд, земля, капитал и предпринимательская способность.

Труд - процесс расходования рабочей силы, т.е. физической, интеллектуальной и нервной энергии в процессе производства.

Плата за фактор - заработная плата.

Земля - это все природные ресурсы, которые либо непосредственно участвуют в производстве, либо являются его условием.

Плата за фактор - рента.

Капитал - все созданные людьми средства производства (средства и предметы труда), используемые при производстве товаров и услуг.

Плата за фактор - процент.

Предпринимательская способность - способность человека к инициативе, новаторству, риску, принятию решений, соединять факторы производства - труд, землю и капитал в единое целое. В обществе людей с такими способностями не более 5-10%.

Плата за фактор - прибыль.

В процессе производства человек воздействует на предмет труда, т. е. на то, из чего будет сделан продукт. Это почва, обрабатываемая земледельцем; шерсть, из которой изготавливают пряжу; металл, которому придают форму детали и т.д. То, чем человек воздействует на предмет труда, называют средством труда.

Среди них выделяют орудия труда (машины, оборудование, приборы), которыми непосредственно преобразуют предметы труда, и остальные материальные условия труда (здания, сооружения, дороги). Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства.

Человек не может перестать производить, потому что тогда он перестанет потреблять. Непрерывное возобновление процесса производства называется воспроизводством.

Распределение - это определение доли каждого участника в созданном продукте. Принципы, на которых осуществляется распределение, могут быть различны: поровну, по труду, вложенному капиталу, потребностям, результатам труда и т.д.

Распределение средств производства и работников по различным отраслям и территориям заключено в самом производстве и не является самостоятельной сферой. Распределение предметов потребления только, на первый взгляд, кажется далеко отстоящим от производства. На самом же деле, оно тесно связано с производством, так как распределяться могут только результаты производства.

Обмен предполагает не только обмен продуктами, но и обмен деятельностью и информацией. Обмен носит производительный характер, т. е. увеличивает общественное богатство.

Ф. X. Уикстид: «Каждый из нас кладет на колесо обмена то, что у

него есть, и снимает с этого колеса то, чего он сам желает».

В ходе обмена каждая сторона что-то отдает и что-то получает. При этом обмен возможен только, если, во-первых, обе стороны будут ожидать от него улучшения своего благосостояния, во-вторых, если предмет обмена будет переходить от тех, кто его ценит меньше, к тем, кто его ценит больше.

Реальная студенческая жизнь подскажет вам массу примеров того, с какой легкостью вы меняетесь друг с другом своими вещами именно потому, что цените отдаваемое намного меньше, чем получаемое. Для разрушения стереотипов, созданных советской идеологией, особенно важно усвоить, что обмен не перераспределяет, а именно создает богатство.

Потребление - это удовлетворение потребностей, которое является конечной целью производства. Различают: личное потребление, в процессе которого разрушается полезность вещи и производительное потребление (средств производства), в результате которого создается новый продукт.

Давид Рикардо: «Если заставить человека отказаться от потребления, он откажется производить».

В результате потребления человек и общество удовлетворяют свои многочисленные потребности. Потребность - состояние неудовлетворенности, которое человек стремится преодолеть, желание покупателей приобрести товары и услуги, которые им полезны.

Потребности человека принято делить на материальные и духовные. Разумеется, это очень приблизительное деление, однако, оно верно отражает естественные и социальные начала жизни человека. Не надо только думать, что удовлетворение духовных потребностей менее хлопотно, чем материальных, они также обеспечиваются всей индустриальной мощью современного общества.

Система потребностей: а) первичные потребности (в пище, одежде, жилище) - это низшие потребности и вторичные (в образовании, культуре) - это высшие потребности;

  • б) индивидуально и совместно удовлетворяемые;
  • в) физических лиц, предприятий, государства;
  • г) абсолютные потребности (соответствующие последним достижениям науки и техники), действительные (соответствующие достигнутому уровню производства), фактически удовлетворяемые и разумные (научно обоснованные нормы потребления).

Закон возвышения потребностей: по мере развития общества круг потребностей людей расширяется, их структура качественно изменяется в сторону увеличения доли интеллектуальных и социальных потребностей.

Рост потребностей постоянно подстегивает производство, ведь необходимо производить только то, что нужно потребителям, в чем нуждается человек, иначе экономический смысл расходования ограниченных ресурсов полностью теряется.

С другой стороны, развитие производства, технологические изменения в обществе не только расширяют круг наших желаний и предпочтений, но и изменяют структуру потребностей - от чернобелых телевизоров мы перешли к цветным.

Изменение структуры потребностей в сторону увеличения доли социальных потребностей не следует понимать в том смысле, что люди потребляют меньше материальных благ. Уменьшается их доля в общем объеме потребления.

Это и понятно, ведь потребление материальных благ, в конце концов, приводят к насыщению ими, в то время как удовлетворить социальные потребности полностью невозможно. Еще лет десять назад мы считали богатым того, у кого есть машина и дача, а сегодня атрибут богатства - возможность обучать ребенка за границей и отдыхать на престижных курортах. А это уже потребности социальные, а не материальные.

Основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои потребности и ограниченностью (редкостью) ресурсов, находящихся в их распоряжении.

Эта основная проблема может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, т. е. проблема выбора.

Смысл выбора - эффективность, т.е. такое использование экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных затратах.

Проблему выбора можно проиллюстрировать с помощью таблицы и кривой производственных возможностей.

При построении кривой производственных возможностей мы сделали следующие допущения:

  • 1. Экономика работает в условиях полной занятости ресурсов и достигает полного объема производства.
  • 2. Количество и качество ресурсов постоянно.
  • 3. Технология неизменна (для короткого периода времени).
  • 4. Экономика производит только два продукта.

График границы (кривой) производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что национальная экономика (при принятых допущениях) полностью реализует имеющийся потенциал и не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом.

Точки А и F отражают нереальные крайности, когда производятся либо только потребительские товары (предметы потребления), либо только инвестиционные (средства производства).

Точки В, С, D, Е свидетельствуют о функционировании экономики на границе своих производственных возможностей, когда увеличение производства одних благ не может быть осуществлено без ущерба для производства других, так как все ресурсы используются полностью. Это свидетельствует об ее эффективности.

Точка М расценивается, как неудачный выбор, так как не позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

В точке N производство вообще неосуществимо, так как она лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Но возможен ли вообще переход с более низкого на более высокий уровень кривой производственных возможностей? Да, этот переход может осуществляться в результате технических открытий, разработки новых месторождений полезных ископаемых, научных прорывов в самых различных областях человеческой деятельности.

Технический прогресс сдвигает кривую производственных возможностей вправо вверх (график 1), и тогда ранее недостижимое производство в точке 7V будет вполне реальным. Именно так графически выглядит экономический рост.


Итак, при отмене ранее сделанных допущений график кривой производственных возможностей показывает:

  • - рост экономики вследствие увеличения предложения ресурсов (экстенсивный тип роста) или более эффективного их использования (интенсивный тип роста) (график 1);
  • - изменение технологии в производстве инвестиционных товаров (график 2);
  • - изменение технологии в производстве потребительских товаров (график 3).

Поскольку модель представляет полное использование ресурсов, то увеличение производства одних товаров возможно только при уменьшении производства других. То количество средств производства, от которых пришлось отказаться ради производства дополнительного количества потребительских товаров, называется, как вы уже знаете, альтернативной ценой или издержками упущенных возможностей.

Альтернативная цена может выражаться как в товарах, от производства или потребления которых пришлось отказаться, так и в деньгах, а также в величине времени, которым пришлось пожертвовать.

Понимание альтернативной цены позволяет нам понять специфику самой формы кривой производственных возможностей. Как видно из графика, она имеет выпуклый вид, «загибаясь» к краям.

Дело в том, что на практике отдельные элементы применяемых ограниченных ресурсов более эффективны при производстве инвестиционных товаров, другие при производстве потребительских товаров. Следовательно, для производства инвестиционных товаров мы вынуждены применять те элементы ресурсов, которые были бы более эффективны при производстве потребительских товаров.

Это значит, что для производства каждой дополнительной единицы инвестиционных товаров мы расходуем все большее количество ресурсов. В результате альтернативная цена ускоренно возрастает. Форма кривой производственных возможностей отражает один из фундаментальных законов экономики: по мере увеличения производства определенного продукта эффективность использования ресурсов падает.

Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики, ответы на которые зависят от типа хозяйственной системы: что производить? как производить? и для кого производить?

Один из главнейших вопросов экономики - что производить? Этот выбор делает как мелкий производитель, так и огромная корпорация. Его делает и общество: например, оно выбирает между «пушками и маслом», затратами на машины и затратами на человека, стимулированием отечественного производства и поощрением внешней торговли и т.д.

В основе такого выбора лежит сравнение, взвешивание возможных результатов выбранной линии действий (варианта использования ограниченных ресурсов) и ее цены выбора (упущенной выгоды). Кривая производственных возможностей, которую мы рассмотрели, представляет собой любопытный инструмент экономического анализа, показывающий различные комбинации объемов производства любых двух товаров, конкурирующих друг с другом за производственные ресурсы, необходимые для их изготовления.

Но мало выбрать производственную программу, т. е. решить вопрос что производить? Надо сразу же решить и второй главный вопрос экономики - как производить? Этот вопрос тоже связан с ограниченностью ресурсов.

Например, производить рис можно ручным способом, как это делают во многих небогатых странах Азии, например, Лаосе. Но можно это делать и машинами. Выбор технологии происходит не случайным образом, а жестко предопределяется ограниченностью тех ресурсов, которые необходимы производителю.

Так, в Лаосе из-за недостатка финансовых ресурсов для механизации сельского хозяйства относительно ограничены (дефицитны) машины, а живой труд низкооплачиваемых крестьян имеется в избытке, т. е. является наименее лимитированным ресурсом. В Краснодарском крае России ситуация противоположная, и там выбор делают в пользу машин

Третий главный вопрос экономики - для кого производить? - связан с распределением произведенного продукта. Мы довольно часто видим, что из общего объема произведенной в стране продукции одни люди получают ее больше, а другие меньше. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос, впрочем, как и на остальные вопросы экономики, зависит от типа экономической системы.

Экономическая система - это совокупность социально-экономических механизмов, с помощью которых реализуются экономические решения в сферах производства, распределения, обмена и потребления.

Модель экономической системы - это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение действительного поведения экономических субъектов.

Критерии классификации экономических систем:

  • 1) форма собственности на факторы производства;
  • 2) тип мотивации принятия экономических решений;
  • 3) способ координации хозяйственной деятельности;
  • 4) цели системы.

Обратите внимание на то, что в основе классификации экономических систем лежит господствующая форма собственности. В экономической мысли долгое время господствовало представление, что собственность - это отношение человека к вещи, его возможность владеть, распоряжаться и использовать материальные условия своего существования.

Действительно, среди многообразных желаний и интересов человека достойное место занимает интерес к обладанию материальным богатством. Этот веками выработанный интерес воплощается в особом ощущении - чувстве хозяина, собственника. Еще один из первейших библейских заветов гласил: «Не укради», чем подтверждалось священное право собственности.

Собственность порождает уверенность в причастности человека к вещам и событиям и привязывает его к ним прочными нитями. И наоборот, отчуждение людей от вещей порождает индифферентность, а порой и неприязнь к тому, что воспринимается как не свое, чужое. При этом стремление человека к обладанию вещами выступало как природный, неотъемлемый инстинкт.

Однако по мере накопления знаний о законах развития общества представления о собственности стали меняться в сторону признания не природной, а социальной ее основы. Важнейший шаг в изучении собственности сделала экономическая мысль XIX в. Идеологу мелкобуржуазного социализма П.-Ж. Прудону принадлежит знаменитая фраза: «Собственность - это кража».

Такое определение не получило всеобщего признания и было подвергнуто обоснованной критике, но в позиции Прудона была весьма ценная деталь. Если одно лицо владеет вещью, то другое лицо лишено возможности ее иметь. Значит, не природа, а общественные отношения лежат в основе собственности.

Собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ и, прежде всего, средств производства.

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. Именно от нее зависят формы распределения, обмена и потребления.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития, ее формы меняются с изменением способов производства.

В-четвертых, хотя в каждой экономической системе господствует одна форма собственности, это не исключает существования и других ее форм. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на развитие общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем на основе конкурентной борьбы за выживаемость, усиления того, что доказало свою жизнеспособность. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

В отношениях собственности всегда присутствует две стороны: субъект собственности и объект собственности.

Субъект собственности или собственник, представляет активную сторону отношений собственности, он владеет, пользуется или распоряжается собственностью. Собственность не может быть бессубъектной, распространенное выражение «ничейная собственность», строго говоря, лишено смысла.

Субъектами собственности могут быть человек, личность, семья, социальная группа, трудовой коллектив предприятия, население территории, органы государственного управления всех уровней. Объект собственности - пассивная сторона отношений собственности, это все то, чем обладает собственник. Потенциально, в принципе, объектами собственности может быть все сущее на земле, кроме самого человека, его жизни и способностей. Иначе мы узаконим рабство.

Объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, средства производства, имущество, деньги, ценные бумаги, валюта, информация, рабочая сила, интеллектуальный продукт. Хотя традиционно важнейшим из объектов собственности считаются средства производства, надо отметить, что сегодня собственность на рабочую силу, информацию, интеллектуальный и инновационный продукт, на денежные средства оказывает столь же мощное воздействие на экономические процессы.

Долгое время, начиная с римского права, собственность как особое общественное отношение являлась непосредственным предметом юриспруденции. Однако с дальнейшим развитием общественного производства и появлением новых форм предпринимательской деятельности собственность приобретает значимость в своем экономическом аспекте.

Экономическая сторона отношений собственности заключена в том, что от форм и отношений собственности зависят способы и методы хозяйствования, экономическое использование объектов собственности, их рачительное, эффективное применение.

Юридическая сторона отношений собственности проявляется в наличии у субъекта собственности определенных прав на объект, гарантирующих ему возможность владения, пользования и распоряжения объектом.

Есть у отношений собственности и третья, философская сторона, которая заключается в нравственной оценке того обстоятельства, что весь мир разделен на части по признаку собственности. Хорошо это или плохо? И хорошо, и плохо. Хорошо с той точки зрения, что вещи обретают хозяина, бережно и разумно их использующего, человек получает экономическую свободу.

Плохо, потому что возникает неравенство между людьми, возникают споры, раздоры, даже войны за обладание собственностью, зарождается эгоизм и жадность. Однако без собственности практически невозможно организовать экономику, навести порядок, регулировать экономические отношения.

А. Линкольн: «Собственность - плод труда, это положительное начало в мире. То, что некоторые богаты, показывает, что и другие могут стать богатыми, и таким образом, собственность - справедливое поощрение трудолюбия и предпринимательства».

Форма собственности определяет принадлежность объектов собственности субъекту единой, общей природы, скажем человеку, семье, коллективу, обществу. Может показаться, что в соответствии с таким определением, существует столько форм собственности, сколько субъектов. В действительности, принято выделять более узкую совокупность форм собственности: индивидуальная (частная, личная), коллективная и государственная.

Индивидуальная собственность - это собственность, по отношению к которой собственник персонифицирован, т.е. выделен как физическое лицо, индивидуум, отдельная личность.

В рамках индивидуальной собственности различают личную собственность на предметы потребления и частную собственность на средства производства, но современная экономическая наука считает, что это деление не носит принципиального характера.

Частная собственность была господствующей в экономике вплоть до XX в. И все это время не прекращались дискуссии о положительных и отрицательных эффектах, порождаемых ее существованием. Основные аргументы против частной собственности всегда были следующие: во-первых, она порождает эксплуатацию, т.е. присвоение результатов чужого труда, а во-вторых, занимает ведущее место в рыночной экономике, вытесняя все другие формы собственности.

Что касается первого аргумента, то подобное изъятие прибавочного продукта имеет место при любой форме собственности, и доля, изымаемая государством при общественной форме собственности, может быть нисколько не меньше, чем в условиях частной собственности.

Куда же направляются эти средства, зависит не столько от господствующей формы собственности, сколько от регулирующей функции государства и объективных потребностей производства и общества. По поводу второго аргумента можно сказать, что нынешней рыночной экономике присущи, в основном, смешанные формы собственности.

В типичной рыночной экономике западного типа 10-15% средств производства находятся в частной собственности, 60-70% - в акционерной, 15-20% - в государственной.

Коллективная собственность или совместная собственность, охватывает диапазон от семейной до общенародной собственности. Субъект этой формы собственности представляет собой совокупность, сообщество, коллектив собственников.

Государственная собственность - это собственность, правом распоряжения которой обладают государственные органы власти, как исполнительные, так и законодательные. Это часть общенародной собственности, переданная по воле народа и решению органов народовластия в распоряжение государственных органов с одновременным делегированием ответственности.

А теперь, выяснив сущность и формы собственности, как основного критерия классификации экономических систем, вернемся к нашему компаративному анализу

Компаративный (от англ, comparative - сравнительный) анализ, изучающий сравнительные характеристики экономических систем, сложился как самостоятельная наука в 70-х годах XX в. Однако истории экономической мысли были и ранее известны различные подходы к типизации экономических систем.

Сен-Симон выделял ранний период, рабство, Средневековье, современный период и Золотой век. К. Маркс создал учение о пяти общественно-экономических формациях: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

П. Самуэльсон указывает на следующие современные экономические системы: многоукладная экономика, социализм, коммунизм, фашизм. Однако, с сегодняшней точки зрения, наиболее последовательной представляется типизация экономических систем, предложенная К.Р. Макконнеллом и С.Л.Брю, которая включает традиционную экономику, командную экономику, рыночную экономику и смешанные системы.

Традиционная экономика - это экономически слаборазвитые страны, экономика которых основана на обычаях и традициях. Многоукладная экономика базируется на отсталой технологии и широком распространении ручного труда. Экономические решения диктуются наследственностью и кастовостью.

Огромное значение имеет мелкотоварное производство, основанное на частной собственности на производительные ресурсы и личном труде их владельцев. Религиозные и культурные ценности выше экономических. В настоящее время примеры подобной организации экономической жизни можно найти лишь в изолированных уголках Африки и Океании.

К командной экономике относят коммунизм, экономику в чрезвычайных условиях (войны, бедствия), компьюторий (придуманное рациональное общество, где компьютеры контролируют все стороны жизни). Черты командной экономики:

  • 1) общественная (а в реальности государственная) собственность на все материальные ресурсы;
  • 2) централизованное планирование;
  • 3) прямое распределение продуктов при фиксированных ценах и унифицированной заработной плате. Рынок деформирован;
  • 4) положение хозяйствующих субъектов определяется близостью к режиму и связями с аппаратом;
  • 5) экономический порядок обеспечивается жесткими административными и уголовно-правовыми мерами;
  • 6) преобладание валовых, объемных показателей развития экономики;
  • 7) теневая экономика;
  • 8) господство идеологии над экономикой;

рыночная экономика - это понятие, полярное по отношению к командной экономике. К ней относят «чистый капитализм» XIX в., эпохи свободной конкуренции. Черты рыночной экономики:

  • 1) частная собственность на инвестиционные ресурсы;
  • 2) личная свобода всех участников экономической деятельности;
  • 3) свободное предпринимательство;
  • 4) личный интерес как главный мотив поведения;
  • 5) конкуренция;
  • 6) опора на рыночную систему цен;
  • 7) ограниченная роль государства.

Современная рыночная экономика, располагаясь между командной и рыночной экономикой, включает широкое разнообразие смешанных форм. При сохранении основ рыночного хозяйства для смешанной экономики характерно :

  • 1) огосударствление части хозяйства в национальном масштабе;
  • 2) коллективная частная собственность;
  • 3) активное государственное регулирование национальной экономики в целях стимулирования спроса и предложения, предотвращения кризисов и сокращения безработицы;
  • 4) создание государственных фондов социального обеспечения.

Теперь вы видите, сколь отличается решение главных вопросов экономики (что? как? и для кого?) в различных экономических системах. Более того, для каждой системы характерны свои национальные модели.

Это и понятно, ведь страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Например, для командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современная рыночная экономика также представлена различными моделями. Вот некоторые из них.

Шведская модель характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов составляет 70% ВВП, причем половина направляется на социальные нужды.

Сердцевиной шведской модели является социальная политика. Для ее успешного проведения установлен высокий уровень налогообложения, более 50% ВНП.

В результате безработица сведена до минимума, относительно невелики различия в доходах населения, высока экспортная способность шведских компаний. Высокий экономический рост сочетается с высоким уровнем благосостояния и с полной занятостью.

Японская модель отличается развитым индикативным (рекомендательным) планированием, координацией деятельности правительства и частного бизнеса. Существует определенное отставание уровня жизни населения (в том числе и заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого происходит снижение себестоимости продукции и резкое повышение конкурентоспособности на мировом рынке.

Такая модель возможна только при исключительно высоком уровне национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании всего самого ценного у других стран. Заимствование же японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, «кружки качества» в России), поскольку там нет японских традиций.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Малообеспеченные слои населения имеют приемлемый уровень жизни за счет льгот и пособий.

Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Государственное воздействие направлено на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

А теперь подумайте, правомерна ли постановка вопроса о превосходстве той или иной формы собственности ведь для экономики важно не выделение и развитие отдельной формы собственности, какой бы эффективной она не казалась, а создание и поддержание конкурентной среды для всей совокупности форм собственности.

Тем более, что в современной рыночной экономике практически не существует форм собственности в чистом виде, они взаимопроникают, переплетаются, образуя смешанные формы собственности.

Наиболее распространенной формой этого типа является акционерная собственность. Капитал акционерного общества (корпорации) образуется в результате продажи ценных бумаг - акций, которые свидетельствуют о том, что их владелец внес свой вклад (пай) в капитал акционерного общества и имеет право на получение дивиденда.

Дивиденд - это часть прибыли, которая выплачивается владельцу акции.

У каждой формы собственности есть своя экономическая ниша. Государственная собственность развивается, прежде всего, в тех отраслях, которые ей оставляет частный капитал, а это отрасли, где отдача либо невелика, либо наступает через длительное время - капиталоемкие отрасли производственной и социальной инфраструктуры, энергетика, транспорт, связь, образование, здравоохранение.

Приватизация этих отраслей невозможна также в силу их стратегического значения для существования и развития страны. Вторжение государственной собственности в пределы рынка может быть вызвано стремлением государства оздоровить отрасли, переживающие кризис, или активизировать экономику в целом посредством национализации убыточных предприятий.

Несмотря на кажущееся наличие заинтересованности в результатах труда кооперативная и коллективная формы собственности не получили широкого распространения в рыночной экономике. Эффективность этих форм собственности значительна лишь в сфере малого бизнеса, где связь между долей собственности и участием в управлении и в получении дохода прослеживается достаточно четко.

В акционерной форме собственности проявилось, пожалуй, самое удачное на сегодняшний день сочетание коллективных и индивидуальных интересов. Поэтому акционерная форма и стала базисной, определяющей в рыночной экономике. Частная собственность представлена, главным образом, в сельском хозяйстве, торговле, сфере услуг.

В основном это мелкие предприятия, которые занимают, например, в США от 94 до 99% в общем числе частных фирм. Именно они зачастую берут на себя освоение новой техники, создание новых видов товаров, что нередко связано с хозяйственным риском.

Подведем итоги. Какова бы ни была экономическая система, она никогда не может быть совершенной. Бессмысленно сравнивать недостатки реальной системы с идеальной, но не существующей. Важно является ли экономическая система жизнеспособной и несет ли она прогресс. Однако, перефразируя известное изречение о демократии, можно сказать, что рынок - наихудший способ организации хозяйства, за исключением всех остальных.

Ф. Хайек: «Жаловаться на несправедливость рынка - это то же самое, что жаловаться на несправедливость Солнечной системы».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Разъясните содержание термина «экономика».
  • 2. Как вы понимаете абсолютную и относительную ограниченность ресурсов?
  • 3. В чем заключается проблема выбора для экономической системы? Что такое цена выбора?
  • 4. Раскройте взаимосвязь понятий: ресурсы, производство, распределение, обмен, потребление, потребности.
  • 5. Перечислите факторы производства. Какие факторы влияют на расширение производственных возможностей?
  • 6. Раскройте содержание каждого из факторов производства. Почему они не предоставляются бесплатно?
  • 7. Дайте классификацию потребностей.
  • 8. В чем сущность закона возвышения потребностей?
  • 9. Раскройте содержание главных вопросов экономической системы что? как? для кого? Могли бы вы добавить к этим вопросам свои? Обоснуйте ваш ответ.
  • 10. Что иллюстрирует кривая производственных возможностей, и на каких конкретных допущениях она основана?
  • 11. Что показывает каждая точка на кривой производственных возможностей?
  • 12. Как изменится положение кривой производственных возможностей при отмене этих допущений?
  • 13. Почему кривая производственных возможностей имеет такую форму?
  • 14. Что такое экономическая система и для чего создаются модели экономических систем?
  • 15. Каковы критерии классификации экономических систем? Почему отношения собственности являются фундаментом экономической системы?
  • 16. В чем состоит экономическое, юридическое и философское содержание отношений собственности?
  • 17. Какие формы собственности вы знаете? Раскройте их содержание.
  • 18. Назовите характерные черты рыночной и командной экономики.
  • 19. Почему в современной экономике преобладают смешанные экономические системы?

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Перед вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:

  • а) Изобразите данные о производственных возможностях графически. Что показывают точки на кривой?
  • б) Обозначьте точку М внутри кривой и точку N вне кривой. Что показывают эти точки? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка N ?
  • в) Начертите кривую производственных возможностей для того случая, когда технология производства управляемых ракет усовершенствовалась, а технология производства автомобилей осталась неизменной.
  • 2. Вы зарабатываете в день 200 руб. В день X вы решаете уйти со второй половины дня на футбол, заплатив за билет 150 руб. Сколько составят ваши альтернативные издержки?
  • 3. Власти любой страны вводят ограничения на скорость движения автомобилей в населенных пунктах. К получению или сохранению каких благ ведет эта мера ведь снижая скорость передвижения, люди теряют время? Однако они соглашаются с этим, следовательно, они получают что-то взамен. Что?
  • 4. Попробуйте составить сравнительную таблицу решения главных вопросов экономики (что? как? и для кого?) в рыночной и командной экономических системах.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЕМИНАРА

1. В начале 80-х годов в условиях фиксированных цен распределение большинства товаров длительного пользования осуществлялось по спискам и очередям. При этом среднее время ожидания составляло для очередей на мебель - 5 лет, на автомобиль - 10 лет, на квартиру - 20 лет. Справедливо ли было такое решение проблемы с вашей точки зрения?

Доказывает ли этот факт то, что понятие «редкость», «полезность» существовали наряду с централизованным распределением или неудовлетворенный спрос объясняется неправильным планированием производства, доходов и прочего?

  • 2. Маленькая пиццерия должна решить, расширять ли ей радиус территории обслуживания до мили. Что надо принять во внимание, если целью расширения является увеличение прибыли?
  • 3. На конкретных примерах покажите, от каких факторов зависит уровень потребления. Как понимать количественный и качественный аспекты потребления?
  • 4. Нотариус, приехавший на работу в центр города на своей машине, не захотел поставить ее на платную стоянку, где были места для парковки. Он потратил 20 минут, разъезжая вокруг квартала, и нашел свободное место у тротуара. Нотариус считал, что он обеспечил себе бесплатную парковку и сэкономил свои деньги. А как вы думаете, был ли прав нотариус?
  • 5. Всемирно известная организация «Гринпис» отстаивает право человечества на выживание, как правило, в борьбе с правительственными органами различных стран, хотя именно им общество доверяет обеспечение своего процветания. Попробуйте объяснить причину с позиции ограниченности ресурсов.

ТЕСТЫ

  • 1. Альтернативная стоимость платы за обучение в колледже для ваших родителей это:
    • а) плата за обучение плюс недополученная вами заработная плата;
    • б) разность между недополученным доходом и платой за обучение;
    • в) выгода от наилучшего помещения денег, идущих на оплату обучения;
    • г) полная стоимость обучения, включая плату родителей и средства из других источников.
  • 2. Цена выбора решения строить новый бассейн определяется наиболее точно:
    • а) суммой денег, отпущенных на строительство;
    • б) сметной стоимостью строительства;
    • в) затратами труда, капитала и природных ресурсов;
    • г) другими материальными благами и услугами, от которых придется отказаться в пользу строительства бассейна.
  • 3. Кривая производственных возможностей иллюстрирует:
    • а) влияние дефицита на общество;
    • б) преимущества производства одного товара вместо другого;
    • в) изменение в цене различных товаров;
    • г) альтернативную стоимость производства либо одного продукта, либо другого.
  • 4. Альтернативная стоимость - это стоимость товара или услуги, измеряемая: а) статистическими ведомствами;
  • б) индексом потребительских цен;
  • в) ценой покупаемого товара;
  • г) тем, чем надо пожертвовать для приобретения товара или услуги.
  • 5. Платой за инвестиционные ресурсы является:
    • а) рента;
    • б) процент;
    • в) прибыль;
    • г) заработная плата.
  • 6. Главные проблемы экономики (что? как? и для кого?):
    • а) полностью решены правительством России;
    • б) не существуют в странах с рыночной экономикой;
    • в) не решаются в странах с командной экономикой;
    • г) существуют во всех странах, пока есть ограниченность ресурсов.
  • 7. В смешанной экономической системе экономические решения:
    • а) являются результатом централизованного планирования;
    • б) принимаются только в частном секторе;
    • в) принимаются правительством;
    • г) принимаются и в частном, и в государственном секторе.
  • 8. Какие блага должны производиться рыночной экономикой:
    • а) хлеб;
    • б) уличное освещение;
    • в) библиотеки;
    • г) доставка почты.
  • 9. Собственность - это:
    • а) контроль над ресурсами;
    • б) отношение между людьми по поводу присвоения вещей;
    • в) совокупность прав на данный объект;
    • г) отношение человека к вещи.
  • 10. Из ниже перечисленного фактором производства не является:
    • а) капитал;
    • б) деньги;
    • в) земля;
    • г) предпринимательство.
  • 11. Основной критерий классификации экономических систем
  • а) господствующая форма собственности;
  • б) тип воспроизводства;
  • в) способ обмена материальных благ;
  • г) поведение экономических субъектов.

БЛИЦ-ОПРОС

  • 1. Блага (товары и услуги), предоставляемые государством, являются бесплатными.
  • 2. Ограниченность благ существует лишь в бедных странах или среди бедных людей.
  • 3. Купание в теплом море - бесплатное благо.
  • 4. Ограниченность носит абсолютный характер.
  • 5. Потребление средств производства называется личным потреблением.
  • 6. Средства труда и предметы труда образуют средства производства.
  • 7. Капитал как фактор производства не является деньгами.
  • 8. Платой за фактор капитал является прибыль.
  • 9. Экономика эффективна, если полностью используются все ресурсы.
  • 10. Точка, лежащая за пределами кривой производственных возможностей не достижима.
  • 11. Кривая производственных возможностей имеет отрицательный наклон.
  • 12. Сравнительный анализ экономических систем называется страноведением.
  • 13. Экономическая система и ее модель полностью совпадают.
  • 14. Основной критерий классификации экономических систем - господствующая форма собственности.
  • 15. В традиционной экономике экономические решения принимаются на основе обычаев и традиций.
  • 16. В рыночной экономике главные вопросы экономики решаются правительством.
  • 17. Командная экономика основана на государственной форме собственности.
  • 18. Частная собственность способствует более эффективному использованию ограниченных ресурсов.
  • 19. Объектом собственности является государство.
  • 20. Деление индивидуальной собственности на частную и личную, носит принципиальный характер.
  • 21. Современная экономика является экономикой смешанного типа.
  • 22. Государственная форма собственности является наиболее эффективной.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Государственная собственность Земля

Индивидуальная собственность Капитал

Коллективная собственность Командная экономика Компаративный анализ Модель экономической системы Обмен

Объект собственности Потребление

Потребность Предпринимательство Производство Распределение Рыночная экономика Собственность Субъект собственности Традиционная экономика Труд

Факторы производства Цена выбора Частная собственность Экономика

Экономическая система Экономическая теория Экономический выбор Эффективность

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Добрынин Л.И., Журавлева Т.П. Общая экономическая теория: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. Гл. 1, 3, 4.
  • 2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 2009. ТЛ. Гл. I.e. 18-23, 47-48.
  • 3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Соч. Т. 4.
  • 4. Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1993. ТЛ, кн.1, гл.1.
  • 5. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. М., 2001. Гл. 5.
  • 6. Самуэльсон П. Экономика. М.: Алгон ВНИИСИ, 2002. Т. 2, гл. 41.
  • 7. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Волгина Н.А. М.: Экзамен, 2005, гл.1.
  • 8. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 1991, с. 19-35.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  • 1. Цели общества и их реализация.
  • 2. Учение К.Маркса об общественно-экономических формациях.
  • 3. Экономика СССР как тип командной экономики.