Половозрастная структура населения России представляет собой систему, в которой граждане разделяются на категории по количеству прожитых лет и гендерной принадлежности. Она формируется под воздействием специфики воспроизводства и миграционных процессов. Рассмотрим далее особенности половозрастной структуры населения России.
Половая структура представляет собой разделение населения на мужчин и женщин. В целом на планете численность первых больше. В основном такой показатель достигается за счет азиатских стран. В них на каждую тысячу женщин приходится 1042 мужчины. Обратная ситуация в странах Европы. Возрастная структура представляет собой систему разделения людей в зависимости от количества прожитых ими лет. Для измерения используются разнообразные классификации. Например, самая древняя китайская система выделяет людей:
Существующие сегодня показатели являются следствием экологических, экономических, социально-политических процессов. В послевоенные годы отмечалось интенсивное В его составе стала преобладать доля пожилых людей. Согласно классификации ООН, страна, в которой проживает 7 % лиц старше 65 лет от общего количества граждан, считается старой. Половозрастная структура населения была нарушена во время Великой Отечественной войны. В настоящее время диспропорции в некоторой степени сгладились и проявляются только в группах, состоящих из граждан старше 70 лет. Соотношение женщин и мужчин сегодня составляет 53 % к 47 % соответственно. Эти диспропорции негативно влияют на процесс воспроизводства, препятствуют нормальному созданию семей.
Половозрастная структура городской местности отличается от той, которая наблюдается в селах. Это подтверждают статистические данные. Так, в городских поселениях количество мужчин, не достигших 25 лет, больше, чем женщин этого же возраста. Иная ситуация на селе. Здесь мужчин больше, чем женщин, во всех группах старше 50. Это обуславливается главным образом высокой долей преобладания последних в молодом возрасте в показателе из сельской местности в города в течение послевоенных лет. В старших группах количество женщин больше численности мужчин. При этом с возрастом отмечается увеличение этой диспропорции. Мужчин после 70 в 2.3 в городе и в 2.5 в меньше, нежели женщин.
Половозрастная структура населения исследуется в динамике. Для этого формируются так называемые пирамиды. Рассмотрим специфику их построения:
За счет графического анализа изменения, которым подвергается половозрастная структура населения, представлены в привязке к демографическим процессам. Пирамиды позволяют наглядно увидеть уровень влияния войн, уменьшение рождаемости относительно численности отдельных групп в форме "провалов". Вместе с этим графические схемы дают возможность исследовать и другие структуры (этническую, например, состояние численности граждан в браке и пр.). Кроме этого, определяются будущие тенденции воспроизводства и вероятные перспективы изменения численности женщин и мужчин.
Анализируя пирамиду половозрастной структуры, можно отметить, что при рождении доля девочек и мальчиков приблизительно одинакова. В более старших группах наблюдаются диспропорции, и преобладают женщины. Падение рождаемости, как отмечалось выше, представлено в виде впадин. Смертность оставляет на пирамиде след только в виде нарушения пропорции полов и изменении формы конфигурации. Первая тенденция отмечается только в старших группах. Численное преимущество женщин заметно уже после 40 лет.
В качестве одного из важнейших аспектов использования сведений половозрастных пирамид выступает анализ взаимосвязи с воспроизводством. Стоит отметить, что связь эта была замечена достаточно давно. Еще в конце 19-го в. шведский демограф Сундберг стал использовать понятия стационарного, прогрессивного и регрессивного видов возрастной структуры. Сегодня отмечается следующая закономерность. Доля пожилого населения увеличивается, а детского - снижается. Такая ситуация наблюдается в настоящее время во всем мире. Рост населения пенсионного возраста должен уравновешиваться достаточным восполнением детских и молодых групп. Это необходимо не только для обеспечения устойчивого воспроизводства, но и для поддержания численности трудоспособных граждан. В этой связи было сформулировано правило об оптимальной структуре населения. Отечественным демографом Урланисом было предложено следующее соотношение: детей - не меньше 20 %, пожилых - не больше 15 %, взрослых - не меньше 65 %. Такие доли формируют оптимальный состав населения. В этом случае создаются благоприятные условия для устойчивого воспроизводства с небольшим приростом.
Данное понятие используется в демографической и трудовой статистике. Данная нагрузка определяется по соотношению долей работоспособного и неработоспособного населения. Показатель будет считаться оптимальным, если доля первых будет выше количества вторых вдвое. Другими словами, соотношение должно быть 66-70 % работоспособных на 30-34 % неработоспособных. Проще говоря, на каждую тысячу "кормильцев" должно быть не больше 500-600 "иждивенцев". Такое соотношение будет обеспечивать необходимое качество жизни для всех поколений.
Ознакомившись с информацией, приведенной выше, можно проверить, насколько хорошо она была усвоена. Для этого можно ответить на несколько вопросов:
Информацию о половозрастной структуре получают в процессе специальных обследований и текущего анализа демографических событий. Все эти сведения необходимы для последующего изучения социально-экономических процессов в стране. Зная специфику структуры населения в конкретный период, можно прогнозировать уровень смертности и рождаемости, вероятность возникновения проблем в общественно-хозяйственной сфере, спрос на те либо другие виды продукции или услуг.
В юности хочется жить веселее, в зрелости - лучше, а в старости - дольше. (Э.А. Севрус)
Цели и задачи: сформировать представление о возрастной структуре населения России; показать различие возрастного состава в отдельных регионах страны; выявить причины, влияющие на продолжительность жизни; продолжать формировать умения читать диаграммы, анализировать половозрастные пирамиды, работать с текстом учебника; развивать коммуникативные способности учащихся, речь; воспитывать патриотизм, продолжать повышать интерес к изучаемому предмету.
Средства обучения: учебник (География: население и хозяйство России / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. - М. Русское слово, 2010.), политико-административная карта России, карты атласа.
Ход урока
I. Организационный момент
Когда произносят слово "Европа", чаще всего не имеют в виду ни Россию, ни россиян. Но в то же время, если мы зададимся вопросом, а какой самый большой город в Европе, то выяснится, что это Москва, какая самая большая нация в Европе, то выяснится, что это русские...
Мы продолжаем разговор о населении России...
II. Проверка изученного материала
1. Закрепление знания понятийного аппарата
1) наука о населении, его численности, составе и размещении... (демография).
2) непрерывная смена поколений...(воспроизводство населения).
3) основные показатели изменения численности населения ...(рождаемость и смертность).
4) разница между числом родившихся и числом умерших за определённый период времени ...(естественный прирост).
5) естественная убыль населения ...(депопуляция).
6) резкое уменьшение численности населения... (демографический кризис) .
7) тип воспроизводства населения, при котором рождаемость больше смертности ...(традиционный).
8) тип воспроизводства населения, при котором смертность больше рождаемости ...(современный).
2 . Анализ диаграммы "Соотношение мужского и женского населения России" рис. 40 на стр.79
Назовите причины, объясняющие подобную половую структуру населения России. (мужские профессии, травмы, профессиональные заболевания, войны, образ жизни)
3. Вопросы к беседе:
Одинаково ли соотношение мужчин и женщин в разных частях страны? Прокомментируйте ответ (соотношение зависит от характера освоения территории, особенностей хозяйства и спроса на мужские и женские профессии)
Какие территории России отличаются преобладанием женского населения? (староосвоенные) мужского населения? (нового освоения - лесозаготовки, горная добыча, строительство)
Выберите из перечисленных профессий те, которые относятся к опасным для жизни. Какие профессии (женские или мужские) наиболее опасны для здоровья?
Чем объясняется разделение профессий на женские и мужские? Всегда ли оно соблюдается?
Назовите факторы, влияющие на продолжительность жизни.
III. Изучение нового материала
На количество живущих в стране, кроме названных выше причин, в первую очередь влияет тип воспроизводства населения. В каждой стране мира свой возрастной состав населения, который зависит от типа воспроизводства населения. В России 100-150 лет назад господствовал традиционный тип воспроизводства, и рождаемость была гораздо выше, чем в современном Дагестане.
Как тип воспроизводства отражается на возрастном составе? (современный тип воспроизводства: низкая рождаемость - малое количество детей, а затем и взрослых возрастов)
Возрастной состав населения - это соотношение людей разных возрастов, проживающих в стране.
Возрастной состав населения на территории страны неоднороден. Особое внимание обратим на продолжительность жизни населения. Средняя продолжительность жизни страны в 1987 году - 70 лет: у мужчин - 65 лет, у женщин - 75. В 2004 году - 65,3 года: у мужчин - 59, у женщин 72 года. Продолжительность жизни в России существенно сокращается при движении с юга (республики Северного Кавказа) на север и с запада на восток (Европейского Север, Сибирь, Дальний Восток, республика Тыва).
Выделяют три региона с самой высокой продолжительностью жизни - Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия , и три региона с самой низкой продолжительностью жизни мужчин - Тыва, Эвенкийский и Корякский автономные округа.
Кроме типа воспроизводства на возрастной состав населения оказывают влияние и ряд других факторов. Каких? Ответьте, используя рис.41 стр.79.
Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые создают экономическое благополучие страны.
Найдите в тексте параграфа определение трудовым ресурсам.
Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения , реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.
Рассмотрим возрастной состав населения России и соотношение по возрастным группам по рис.39 стр. 78.
Как соотносятся между собой группа трудоспособного населения страны и группа, которая нуждается в поддержке и заботе общества.(61% - трудоспособное население, 21%- пенсионеры, 18% дети)
Какие возрастные группы населения преобладают сегодня в нашей стране? Почему?
Вывод: на протяжении 15 лет с 1989 по 2003 год количество трудоспособного населения сокращалось, уменьшалось и количество детей, а значит, в будущем количество трудоспособного населения будет также уменьшаться.
Почему численность трудовых ресурсов не совпадает с численностью людей, занятых в хозяйстве? Ответ найдите на стр. 80 учебника.
Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими - называется демографической нагрузкой .
Трудоспособное население трудится в отраслях хозяйства: промышленности, сельском хозяйстве, непроизводственной сфере.
Используя рис. 42 на стр. 80, определите, в какой отрасли занято большее количество людей и как изменилась численность занятых в период с 1980 по 2002 год? (в промышленности занято в 1,5 раза больше населения, за 12 лет численность занятых в промышленности и сельском хозяйстве сократилась).
В каких отраслях промышленности занята большая часть населения страны, используйте рис.43 стр.81? Поставьте отрасли промышленности в порядке убывания числа занятых.
Занятость населения определяется рынком труда, на котором всегда есть спрос на работников. На рынке можно наблюдать нехватку или избыток работников. В случае, когда число имеющихся мест меньше численности населения в трудоспособном возрасте, возникает безработица. Средний показатель безработицы по стране сегодня - 7-8% или 10млн. человек.
IV. Закрепление изученного материала
Вывод: для возрастного состава населения России характерно снижение доли детей и молодых людей, что в будущем означает сокращение доли взрослых. Все знают, насколько легко иметь дело с человеком веселым и неунывающим. Общение с такими людьми подобно глотку свежего воздуха. И как тяжко иметь дело с людьми, которые настроены на поиск негатива всегда и во всем. Общение с ними иссушает, как пустынный ветер, изматывает, как зубная боль. Будьте добрыми, жизнерадостными людьми, это продлевает жизнь. Берегите своё здоровье. Бережно относитесь к людям пожилого возраста.
V. Домашнее задание. Параграф 14., задания 1 - 5 на стр.84.
Особенности естественного движения, как и миграции, определяют возрастную и половую структуру населения. Это важные экономико-социальные демографические показатели, представляющие, в частности, базу для прогнозирования хода воспроизводства населения, его будущей численности и демографической структуры, исчисления трудовых ресурсов, контингентов школьников и пенсионеров и т. д.
Возрастной состав населения
Наиболее важно деление людей по возрасту на три категории:
Возраст - основной критерий способности человека к труду. Трудовые ресурсы в разных странах определяются условно по-разному. В нашей стране трудоспособный (рабочий) возраст для мужчин 16 - 60 лет, для женщин 16 - 55 лет. В США к трудоспособному населению относят лиц с 16 лет, в Англии и Канаде - с 15 лет, в Мексике и Португалии - с 12 лет. Пенсионный возраст для мужчин в большинстве развитых капиталистических стран установлен с 65 лет, а в некоторых слаборазвитых странах он вообще не определен, т. к. пенсионное обеспечение отсутствует. В международной статистике рабочим населением принято считать людей в возрасте от 15 до 64 лет, т. е. обычно 55 - 65% всего населения. Кроме того, в трудовые ресурсы включают работающих подростков {до 15 лет) и лиц пенсионного возраста.
Страны с первым типом воспроизводства населения, т. е. с низкой рождаемостью и смертностью и с высокой средней продолжительностью жизни, относятся к числу «старых наций». Там высока доля людей в трудоспособном и пожилом возрасте и низка доля детей, что предопределяет низкий уровень рождаемости и прироста населения в будущем. В странах со вторым типом воспроизводства населения выше процент детей и очень мала доля лиц пожилого возраста. Во многих слаборазвитых странах число детей приближается к численности трудоспособного населения, или даже превосходит его (Кения), что ставит перед обществом ряд серьезных экономических проблем и одновременно обуславливает высокую рождаемость, в будущем.
В связи с ростом средней продолжительности жизни население мира стареет. Так, средний возраст жителей Земли в 1985 году был 23,4 года, а в 2000 году, по оценкам ООН он составит 26,5 лет, к 2025 году - 31,2 года.
Старение населения меняет соотношение людей в трудоспособном и пенсионном возрасте в пользу последних. Таким образом, в будущем перед обществом будут нарастать социально-экономические и этические проблемы.
Половой состав населения
Большое значение имеет также и половой состав населения, т. к. данные о соотношении мужчин и женщин в целом и в разных возрастах важны для анализа процесса воспроизводства населения.Главными причинами, определяющими соотношение полов в мире являются: превышение численности мужского населения над женским при рождении (на 5-6%), а к старости наблюдается перевес женщин, но к 18-20 годам соотношение полов выравнивается, различия в средней продолжительности жизни мужчин и женщин (в России женщины сейчас живут, в среднем, почти на 20 лет дольше, чем мужчины), влияние войн, уносящих преимущественно жизни мужчин (в основном этим объясняется существующая диспропорция полов в нашей стране), миграции, в которых принимают участие в основном мужчины, характер экономики, предъявляющий различный спрос на мужской и женский труд. В целом, сейчас численность мужчин в мире на 20-30 млн. превышает численность женщин.
Изменения и географические различия
Наблюдаются большие различия в половом составе в отдельных регионах мира. В странах зарубежной Европы и в СНГ отмечается преобладание женщин - это объясняется влиянием мировых и локальных войн и превышением средней продолжительности жизни женщин. Особенно велик их перевес в СНГ (на 16,5 млн.), ФРГ и Австрии.
В зарубежной Азии почти повсеместно преобладают мужчины (особенно большое превышение доли мужского населения наблюдается в Южной и Восточной Азии, например, в Китае - на 31 млн.. в Индии - на 24 млн.). Это связано с низким социальным статусом женщины, ранними браками, частыми родами, постоянным тяжелым трудом. Исключение составляют лишь Япония, Индонезия, Мьянма, Йемен, Израиль, Кипр.
Для стран Африки, в целом, характерно равновесие между численностью мужчин и женщин, но в северной, арабско-мусульманской части материка наблюдается некоторое преобладание мужчин, а в Восточной Африке - женщин.
В Северной Америке, долгое время бывшей «магнитом» для массового притока иммигрантов, мужское население вплоть до середины XX века преобладало и только сейчас наметившийся перевес женского населения возрастает, особенно в пожилых возрастах.
В Латинской Америке, как и в Африке, численность мужчин и женщин приблизительно равна, хотя наблюдается незначительный перевес женщин.
В Австралии долгое время преобладало мужское население в связи с тем, что на материк был направлен массовый приток иммигрантов, но с середины 70-х годов наблюдается тенденция к превышению численности женского населения над мужским.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Методическая цель: показ приемов и методов формирования информационной страноведческой компетенции обучающихся на основе применения инновационных образовательных технологий.
Цели урока
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: комбинированный.
Материальное обеспечение урока: Демонстрационно-компьютерный комплекс. ПК обучающихся. Раздаточный материал. Максаковский В.П. Экономическая социальная география мира. 10-11 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2008. Электронная презентация учебного материала. Карта мира. Атлас 10-11 класс.
Учебные вопросы:
Задание: Тема 3, параграф 2, пункт 1,2, творческие задания.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Рапорт ЗКВ, приветствие. Слайд 1.
Актуализация знаний обучающихся. Активизация учебно-познавательной деятельности. 5 мин
На экране представлены анаграммы из определений прошлых уроков. Слайд 2. Необходимо правильно расставить слова в определении и записать понятия, зашифрованные в анаграмме. Фронтальная работа, определяют понятия. Взаимопроверка. Анализируют результаты работы. Определяют, насколько сложной и почему была работа.
Мотивация и целеполагание. 2 мин. Подготовка к восприятию материала. Слушают преподавателя. Просматривают видеофрагмент. Слайд 4. В.Познер. Мир, сокращенный до 100 человек. Определяют тему урока. Записывают ее в тетрадь. Слайд 5. Определяют учебные вопросы урока. Знакомятся с планом урока. Слайд 6.
Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков. 24 мин.
Слушают преподавателя. Слайд 7
Понятие структуры населения, виды демографических структур. Знакомятся с понятием структура населения. Записывают виды структур по полу и возрасту. Составляют схему видов структур в тетради.
При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы: дети (0-14 лет); взрослые (15-64 года); пожилые (65 лет и старше).
Слайд 8. Известно, что при рождении на 100 девочек приходится 105-106 мальчиков. Однако, уже к фертильному (детородному) возрасту численность мужчин и женщин выравнивается. Опасные профессии, участие в войнах, вредные привычки - эти факторы приводят к увеличению мужской смертности в старших возрастах. Поэтому в возрастной группе старше 40 лет преобладают женщины. Не забывайте и о том, что женщины отличаются и более выраженным самосохранительным поведением, что связано с заботой о семье и доме, ответственностью за ребенка.
Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
Слайд 9. Выполняют практическую работу. Знакомятся со статистическим и графическим методом обработки географической информации (Приложение 1) . По статистическим данным (Приложение 2) строят круговые диаграммы, отражающие структуру населения по полу и возрасту в странах мира по вариантам. Определяют тип развития страны по уровню социально-экономического развития. Выявляют взаимосвязь между структурой населения по полу и возрасту и типом развития страны. Выводы записывают в тетрадь.
Факторы региональных различий. Слайд 10. Сопоставляют карты на странице 10-11 в атласе. Выявляют группы стран, где преобладают женщины и население более старшего поколения; страны где преобладают трудоспособные с равенством между мужчинами и женщинами; страны, где резко преобладают мужчины, а структура населения отличается молодостью.
Отвечают на вопросы:
Слайд 11. Выявляют географическую закономерность и записывают ее в тетрадь. В экономически развитых странах преобладают женщины, а в развивающихся странах - мужчины. Женщин больше в странах Европы, СНГ, Северной Америке и Аргентине. Мужчины преобладают в исламских странах Азии и Африки, Китае. В Центральной и Южной Африке, Австралии и Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно равная.
Слайд 12. Сопоставляют гистограммы распределения населения стран по возрасту.
Слайд 13. Выявляют и записывают географическую закономерность: в странах 1 типа воспроизводства преобладает население старших возрастов, а в странах второго типа воспроизводства увеличена доля детей и подростков.
Слайд 14. Знакомятся с понятием демографической нагрузки и ЭАН (экономически активного населения). В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48- 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки - 35-40%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.
Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.
Слайд 15. Работают со статистической таблицей. Заполняют систематизирующую таблицу.
Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту
Тип структуры по полу и возрасту | Показатели | Страны, регионы | Факторы |
Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения | Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет | ||
Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое. | Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет. | ||
Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население | Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет. |
Сопоставляют карту рождаемости и смертности с результатами таблицы. Делают вывод о влиянии демографических и социальных процессов на гендерную структур населения мира. Вы воды обсуждают в тетрадь.
1. Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах.
В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.
2. Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.
3. Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.
Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.
Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.
Типы половозрастных пирамид. Слайд 16. Знакомятся с понятием половозрастная пирамида. Устанавливают форму пирамид для различного типа стран по уровню социально-экономического развития. Заполняют пропуске в схеме.
Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых). Для пирамиды развивающихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых - заметно.
В половозрастных пирамидах находят свое отражение и крупные исторические события, оказавшие влияние на изменение численности населения (прежде всего войны).
Повторение и закрепление. Почему во всем мире в структуре населения пожилой возрастной группы преобладают женщины? Преобладание женщин в структуре населения пожилого возраста связано со значительно большей продолжительностью их жизни. Особенно велики различия в развитых странах: здесь средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 72-74 года, у женщин - 78-80 лет.
Слайд 18. Проверка тестовых заданий по ключам.
Ключи к тесту: 1-А, 2-А, 3-Г, 4-В, 5-А, 6-Б, 7-Г, 8-Б.
Подведение итогов урока.
Рефлексия. Обучающиеся отвечают на вопросы.
Что нового вы сегодня узнали о мире? Что было наиболее интересным на уроке? Что вызвало затруднения? Почему?
Выставление оценок. Обучающиеся слушают оценки за урок с комментария ми преподавателя. Получают задание на самоподготовку и пояснения к заданию. Тема 3, параграф 2, пункт 1.2. Индивидуальные сообщения и презентации по желанию.
* Краткие сообщения и презентации (по выбору) на темы:
"Символы мировых религий",
"Культура народа мира" (на примере одного народа по выбору - ирландцы, французы, поляки, инки, зулу, масаи, берберы, австралийцы).
Литература.
1. Что такое демографическая ситуация?
Демографическая ситуация – то комплексная количественная характеристика и качественная оценка демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, брачности, разводимости), протекающих на определенной территории: их тенденций, итогов к определенному периоду и последствий.
Действительно половозрастная структура населения является «запечатленной демографической историей», поскольку в ней отражаются «демографические волны» - подъемы и спады численности населения, которые прослеживаются через поколения. К примеру, в результате войн гибнут не только непосредственные их участники, но и понижается общая численность населения, поскольку умершие не могут дать в дальнейшем потомства. Также перекосы в сторону женского населения свидетельствуют о воинах, на которых умирали в основном мужчины.
3. Выберите верный ответ. Более молодое население проживает: а) в центральных районах России; б) в районах Крайнего Севера.
4. Как вы считаете, для чего необходимы знания о возрастном составе населения страны?
Знания о возрастном составе населения позволяют лучше понять потребности населения, к примеру, если регионе проживает большое молодого населения, то у них возрастает потребность в детских садах, школах, есть потребность в работе, а значит в новых предприятиях; если же преобладает пожилое население, то больше возникает потребностей в социальных службах, поликлиниках. Также знание о возрастном составе населения позволяет делать экономические прогнозы, к примеру, можно заранее предотвратить проблемы стагнации экономики из-за эффекта старения нации.
5. Назовите особенности половозрастной структуры населения России.
В России существует ряд особенностей половозрастной структуры населения. В частности в общей половой структуре преобладают женщины, причем сдвиг в сторону женского населения происходит в возрасте после 32 лет. При увеличении возраста дисбаланс полов увеличивается. В возрастной структуре преобладает трудоспособный возврат. Также в России четко прослеживаются демографические волны – эхо Великой Отечественной войны (спады численности населения: 70-65 лет, 40-45 лет, 10-15 лет).
6. Какие различия по возрастному составу населения наблюдаются в отдельных регионах России? Чем это обусловлено?
Возрастной состав населения регионов России весьма существенно различается. Средний возраст населения в пяти самых «молодых» регионах России (Р.Тыва, Р.Алтай, Чеченская Р., Р. Дагестан, Ямало-Ненецкий АО), по крайней мере, на 8,5 года ниже, чем в пяти самых «старых» (Ярославская обл., Тверская обл., Владимирская обл., Рязанская обл., Калужская обл.).
7. Найдите на половозрастной пирамиде точки, соответствующие вашему возрасту, возрасту ваших родителей, бабушек, дедушек и других родственников.
Численность населения в возрасте 14-15 лет составляет: 700 тыс. (М) и 680 тыс. (Ж); в возрасте от 45-48 лет: 850 тыс. (М), 1000 тыс. (Ж); в возрасте: 70-75 лет: 360 тыс. (М), 750 тыс. (Ж).
8. Можно ли утверждать, что продолжительность жизни в России во многом зависит от образа жизни? Как вы считаете, может ли увеличиться продолжительность жизни в России? Что для этого нужно сделать обществу и самому человеку?
Продолжительность жизни человека зависит от множества различных факторов, и определяется не только лишь его наследственными и биологическими особенностями. Продолжительность жизни человека зависит и от социальных условий жизни (быт, труд, питание, отдых, образ жизни). При этом социальные условия гораздо весомее, чем биологические. Так, продолжительность жизни зависит от усилий общества, направленных на укрепление здоровья и предотвращение смертности населения. Продолжительность жизни намного выше в экономически развитых странах. Продолжительность жизни в России может увеличиться, если будет развиваться социальные институты, в первую очередь доступная, качественная и бесплатная медицина. Так же и сам человек может повлиять на свою продолжительность жизни, необходимо лишь соблюдать правила здорового образа жизни (не употреблять наркотические средства, вести активный образ жизни, следить за питанием и режимом дня).
9. В послании Федеральному собранию в мае 2006 г. Президент России назвал одной из самых острых проблем современности демографическую проблему. В качестве задач, направленных на преодоление демографического кризиса, были названы: 1) снижение смертности; 2) эффективная миграционная политика; 3) повышение рождаемости. Выскажите своё отношение к данной проблеме. Как вы считаете, какие эффективные меры нужно принять, чтобы решить демографическую проблему в нашей стране?
Для разрешения демографических проблем в России необходимо срочное принятие следующих мер: направленные на повешение рождаемости – социальная защита семьи – решение жилищного вопроса, строительство новых детских садов и школ, поддержка матерей и увеличение выплат детских пособий; направленные на уменьшение смертности: развитие бесплатной и доступной медицины, пропаганда и поддержка ЗОЖ; направленные на увеличение продолжительности жизни: уменьшение рабочей недели, увеличение уровня жизни, за счет искоренение бедности, поддержка пожилого населения, увеличение пенсий, уменьшение пенсионного возраста.