Показатели определяющие качество жизни населения. Характеристика уровня жизни населения. Результаты исследования качества жизни населения в ЦФО РФ

Показатели определяющие качество жизни населения. Характеристика уровня жизни населения. Результаты исследования качества жизни населения в ЦФО РФ

Особое значение приобретает вопрос о критериях оценки качества. Критерии качества жизни населения территории - это совокупность признаков, посредством которых дается оценка достигнутого уровня и динамики социально-экономической результативности развития города. На сегодня при определении состава критериев качества жизни используется интегральный и частный подходы к оценке рассматриваемых категорий. В свою очередь, интегральный подход предполагает проведение двух типов оценок: объективной (на основе официальных статистических данных) и субъективной (на основе общественного мнения с привлечением обобщающей информации, основанной на результатах социологических опросов населения).

Объективные и субъективные критерии, сосуществуя в одной системе критериев, дополняя друг друга, с разных сторон отражают объективные условия жизни и субъективное ощущение степени удовлетворенности индивидуумом данными ем условиями жизни. Интегральный подход является актуальным еще и потому, что многие составные элементы качества жизни (удовлетворенность) количественно неизмеримы. К числу подобных «неизмеряемых» элементов относятся также индивидуальные привязанности и предпочтения, степень свободы, уверенность человека в своей способности контролировать любую ситуацию и т.п.

Международная статистика уровня (качества) жизни включает основные группы показателей: рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения, санитарно-гигиенические условия жизни, потребление продовольственных товаров, жилищные условия, образование и культура, условия труда и занятость, доходы и расходы населения, стоимость жизни и потребительские цены, транспортные средства, организация отдыха, социальное обеспечение, свобода человека.

Наиболее важные 12 показателей входят в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России, в раздел «Социальная сфера, жизненный уровень населения», подраздел «Уровень жизни». Система показателей подраздела «Уровень жизни» введена в действие Госкомстатом России с 1993 г. и состоит из следующих показателей: средняя оплата труда работников, покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией, минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения, прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения, численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума, потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода, денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения, показатели дифференциации населения, соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, индекс концентрации доходов населения, структура потребительских расходов социально-демографических групп населения, распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

Система статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, в значительной степени может быть использована для оценки качества жизни населения. Основным недостатком является отсутствие разветвленной сети учреждений муниципальной статистики или информационно-аналитических институтов, которые могли бы на договорной основе с органами государственной статистики субъектов РФ осуществлять мониторинг уровня жизни на территории муниципального образования.

Анализ критериев качества жизни, действующих в России и за рубежом, показывает, что качество жизни характеризуется и дополняется также показателями, которые определяют не только уровень, но и условия жизни:

1. Макроэкономические показатели (динамика промышленного производства, уровень инфляции, уровень заработной платы занятого населения).

2. Жилье, социальная инфраструктура.

3. Состояние здоровья населения.

4. Состояние окружающей среды.

5. Социальные аномалии (преступность, наркомания и т.д.).

Важнейшей составляющей оценки качества жизни является определение уровня удовлетворенности населения динамикой социально-экономических изменений в городе (качеством лечебно-профилактической помощи, трудовой деятельности, рекреационного обслуживания, экологической и гражданской безопасностью и др.).

В связи с этим управление качеством жизни населения на территории предполагает наряду с использованием системы статистических показателей разработку и применение комплекса социальных индикаторов, полученных в процессе проведения социологических опросов.

Подсистема социальных индикаторов является более гибкой по своему составу в сравнении с системой статистической оценки уровня и условий жизни и отражает приоритетные направления мониторинга качества жизни на конкретном этапе разработки и реализации стратегического плана развития города.

Таким образом, в настоящее время проблема анализа качества жизни населения в целом и состояние его здоровья приобретает достаточно четко выраженный прикладной акцент. Категория «уровень жизни» в сравнении с категорией «качество жизни», относится к числу более установившихся понятий, с достаточно очерченным на сегодняшний день кругом количественных показателей, важное место среди которых занимают показатели прожиточного минимума и размера потребительской корзины. Международная статистика уровня (качества) жизни включает основные группы показателей: рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения, санитарно-гигиенические условия жизни, потребление продовольственных товаров, жилищные условия, образование и культура, условия труда и занятость, доходы и расходы населения, стоимость жизни и потребительские цены, транспортные средства, организация отдыха, социальное обеспечение, свобода человека.

Как в среде экономистов и социологов, так и в обществе нередко поднимаются вопросы качества жизни, степени удовлетворенности людей собственным существованием. Виной всему - информационный бум. Как известно, раньше мы в своей стране жили при "железном занавесе". А потому о том, что творится у соседей, не имели ни малейшего понятия. Просвещать рядовое население на эту тему в планы партии и правительства никак не входило. Вот отчего у наших неподготовленных туристов, попавших волей случая за рубеж, порой случался настоящий шок от одного только вида внешних атрибутов жизни на "загнивающем Западе". Вернувшись домой и осознав всю разницу в материальном положении - собственном и такого же рядового трудящегося за рубежом, наши люди серьезно задумывались...

С началом перестройки и буквально свалившейся на нас лавины информации замалчивать разницу в материальном и прочем положении людей "у нас" и "там" стало невозможно. Мы многое узнали - что, оказывается, живем совсем не так прекрасно, как нам рассказывает руководство. По сравнению со странами Запада уровень жизни населения России выглядел, мягко говоря, так себе. И мы стали задаваться вопросом: "Почему?"

В наши дни, при наличии Интернета и огромного количества средств массовой информации, кажется, уже не осталось никаких "белых пятен" в данном вопросе. В любой момент мы можем получить множество разнообразных данных - от средней продолжительности жизни в Китае до уровня дохода на душу населения в Австралии. Подробно изучены и по-прежнему продолжают муссироваться классические вопросы "кто виноват" и что делать".

Уровень жизни в России не ругает только ленивый. Особенно после того, как мы узнали, что положение у нас, оказывается, похуже, чем у некоторых бывших "голодающих братских республик". И сравнимо наше существование с большинством развивающихся стран Африки.

Если отвлечься от разговоров на обывательском уровне и всерьез задуматься о причинах такого несоответствия, следует прежде всего разобраться не только в его предпосылках, но и в терминах.

О чем конкретно вопрос?

Понятие «уровень жизни» подразумевает полноту удовлетворения потребностей населения той страны, о которой идет речь. Причем не только материальных, но и социально-духовных.

"Измеряется" он размером и качественным разнообразием всех возможных потребностей и ограничивается возможностями их удовлетворения в зависимости от величины доходов населения.

В статистике обобщающими показателями этого понятия служат:

  • величина валового продукта на единицу населения (разумеется, в сопоставимых ценах);
  • индексы стоимости жизни;
  • национальный доход на душу населения;
  • реальная оплата труда работающего;
  • размер прожиточного минимума;
  • реальные в расчете на одного человека;
  • число и процентный состав (так называемый удельный вес) находящихся за чертой бедности (это люди, чей доход не превышает прожиточного минимума).

На основании чего получают такие данные?

Статистика уровня жизни отдельных стран и регионов ведется уже много десятилетий. Ученые и социологи во всем мире в своих исследованиях опираются на такие источники информации, как социологические опросы, бюджетные обследования, общие и локальные переписи.

Обследования бюджета позволяют узнать структуру заработков и расходов населения, среднедушевой доход, объем покупок различных товаров, распределение по категориям "состоятельности".

Уровень жизни в России изучает соответствующий центр при Министерстве труда и соцразвития, а также Всероссийский центр общественного мнения. Понятия, которыми они оперируют, - «народное благосостояние», «качество жизни», «уровень жизни» и проч. Рассмотрим их подробнее.

Что такое качество жизни?

Это степень удовлетворенности интересов и потребностей людей как в разнообразной деятельности, так и в субъективном ощущении жизни. Понятие включает не только показатели труда - его характер, условия и результаты. Но и другие аспекты человеческой жизни - демографические, экологические, этнографические. Затрагивает оно и политические (а также юридические) вопросы, например, права и свободы, идеологию и культуру, поведение и психологию.

Таким образом, благосостояние является неким синтезом представлений, обобщающим все стороны социального организма. Высшей целью экономики в условиях рынка становится достижение этого показателя в максимальной степени и повышение уровня жизни населения. Важнейшая предпосылка этого - эффективная политика, направленная на рост благосостояния людей.

Более подробно концепцию качества жизни характеризуют следующие показатели:

  1. Здоровье жителей. Учитывается продолжительность жизни, заболевания (их тяжесть и длительность), самочувствие и способности людей, уровень смертности.
  2. Качество, сбалансированность и регулярность питания, экологическая безопасность продуктов.
  3. Образовательный уровень - длительность обучения, глубина и степень научных знаний, обеспеченность учебной литературой.
  4. Условия и характер занятости, эффективность труда и его напряженность, соответствие склонностям, возможность профессионального выбора. А также такие критерии, как безработица, занятость, продолжительность рабочего дня и отпуска, степень автоматизации труда и даже атмосфера в коллективе.
  5. Условия проживания - размер и степень благоустройства жилья, удобство в быту.
  6. Система социальных льгот и обеспечений. Это гарантии выплат пенсий, пособий и больничных, забота о семьях с детьми.
  7. Возможность и доступность выбора видов отдыха, его продолжительность и полученное от него удовлетворение.
  8. Наконец, реализация общечеловеческих прав в безопасности, защите от терактов и эпидемий, лояльности правовых органов.

А что же такое уровень жизни?

Это количественная характеристика рассмотренного выше понятия. Оценка уровня жизни производится совокупно по целому ряду критериев.

Зависит он, с одной стороны, от величины и состава постоянно меняющихся материальных потребностей, а с другой, бывает ограничен возможностями их удовлетворения, зависящими от доходов. Последний показатель определяется эффективностью производства, степенью прогресса в научно-технической сфере, национальными особенностями, образовательным и культурным уровнем населения.

В мировой практике в качестве одного из главных составляющих данного понятия фигурирует компонент продолжительности жизни и здоровья людей как базисное условие человеческого существования.

В целом категория "уровень жизни" - скорее, количественное понятие с определенными на настоящий момент конкретными показателями. Наиболее популярные из них - размер потребительской корзины и величина прожиточного минимума. Но термины "уровень" и "качество жизни" невозможно измерить лишь цифрами.

В бытовом плане вышеуказанные понятия ассоциируются с радостью повседневного бытия, уверенностью в будущем, возможностью развиваться как личность и путешествовать по миру.

Хорошо там, где нас нет

По итогам международных опросов был составлен рейтинг - сравнивались страны по уровню жизни (по состоянию на 2014 год). Любопытно взглянуть, где же людям лучше живется.

По данным всевозможных опросов, жизнь в Азии постепенно и неуклонно улучшается. В Европе же уровень ее несколько снижается, но все же остается неизменно высоким по сравнению со странами Востока и особенно Африки, где изменения не так значительны. Из европейских стран лидером признана Норвегия, за ней идет Швейцария.

Позиция ее в общем списке - строчка № 61. "Соседи" - Шри-Ланка и Вьетнам. Значительных изменений по сравнению с предыдущими годами не наблюдается. По опросам, лишь чуть более половины россиян (56%) довольны собственной жизнью.

А теперь подробнее

По таким показателям, как эффективность государственного управления и уровень коррупции, наша страна занимает аж почетное 115-е место (для сравнения: в прошлом и позапрошлом году были соответственно 119-е и 96-е места). На что обращали внимание, кроме прочего, при подведении итогов: на справедливость процедуры выборов, данные о коррупции в правительстве, уровень удовлетворенности людей системой правосудия.

Другие важные факторы уровня жизни - предпринятые правительством меры по борьбе с нищетой и мероприятия по охране окружающей среды.

По пункту "качество образования" наши позиции не так плохи - 26-е место (против 27-го в прошлом году). На каждого учителя в стране приходится 18 учеников. При этом российским образованием довольны 53% жителей страны.

Здоровье россиян позволяет нам занять лишь 44-е место в рейтинге (как и в прошлые годы). Такой важный показатель, как средняя продолжительность жизни, у нас всего 60 лет (в странах Европы - 70-75 лет). Уровень жизни в России по этому важнейшему критерию явно не дотягивает до мирового.

Рейтинг безопасности России все ниже, сейчас это - 98-е место (соответственно 97-е и 82-е в прошлом и позапрошлом годах). Лишь около 43,8% россиян не испытывают чувства опасности, особенно на ночных улицах родных городов.

Такое понятие, как свобода граждан, у нас, по всей видимости, не в сильном почете - мы только на 114-м месте (а всего их 142). При этом 60,9% россиян полагают, что имеют возможность свободного выбора, в том числе и в выражении собственных мыслей. Остальные с ними не согласны.

В таком сложном вопросе, как социальная жизнь, Россия на 62-й позиции. Особенность национального менталитета в том, что жители страны склонны, скорее, доверять и помогать друзьям и родне, но не посторонним людям. Впрочем, абсолютное большинство граждан (90,1%) считают, что в сложной ситуации другие их выручат.

Какие же страны по уровню жизни лидируют?

И вновь список возглавляет Норвегия, где 77% населения признали себя вполне довольными собственной жизнью. Первую позицию страна занимает уже пятый год, в том числе и по показателям экономики. А замыкает список Чад.

Рай для предпринимателей - Швеция. Это страна, где легче всего открыть собственный бизнес и получить в этом поддержку от государства.

С точки зрения эффективности властей лучшей признана Швейцария.

Самая лучшая медицина и больницы - в Люксембурге, а наибольшая продолжительность жизни (76 лет) - в Японии.

По качеству образования попеременно лидируют то Новая Зеландия, то Австралия.

С социальной точки зрения наиболее благополучна Норвегия. Там люди склонны доверять друг другу больше, чем где бы то ни было и, по результатам опросов, готовы оказать помощь не только родным и близким, но и совершенно чужим людям.

Фактор личной свободы выдвинул в лидеры Канаду, где зафиксировано наибольшее количество прав у граждан, а также самое терпимое отношение к иностранцам.

Но вернемся в Россию. Как известно, не все ее регионы живут одинаково. Где же в нашей стране лучше, а где хуже?

Уровень жизни: рейтинг городов России

По результатам оценки российских городов (выборка проводилась среди тех из них, где численность населения превышала 100 тысяч человек), ежегодно проводимой изданием «Секрет фирмы», получен рейтинг за 2014 год. По ранжиру были выстроены 149 мегаполисов. Критериями послужили 13 разных пунктов, таких как медицинское обслуживание, среднедушевые доходы населения и его покупательная способность, уровень развития предпринимательства и т. п.

Статистика основывалась на отчетах городских администраций и данных Росстата. Итак, где же в России (не считая Москвы и Санкт-Петербурга, конечно) самый высокий уровень жизни?

Почетное первое место по благосостоянию второй раз за последние два года отдано Калининграду, несмотря на уровень безработицы выше среднероссийского. Эксперты отмечают чрезвычайно удобное положение города в географическом смысле, эксклюзивные экономические условия, высокий уровень квалификации работающих. По объему выпускаемой продукции на 1 человека Калининград - безусловный лидер.

Тройку лидеров замыкает Белгород, где живет 373 500 человек. Город отличают стабильно высокие доходы населения и хороший образовательный уровень. К тому же он славится развитой инфраструктурой.

Кто еще?

На четвертом месте - Домодедово. Этот небольшой город за год резко продвинулся с 32-го места, удивив высокими темпами роста экономики и доходов.

На пятом - Иркутск. Его население - 606 000 человек, покупательная способность которых за последний год возросла в 7 раз. Неудивительно, что город резко "прыгнул" с 20-го места на 5-е.

Химки, занимавшие вторую строчку в прошлом году, ухудшили свои позиции, но все же лидируют по доходам бюджета на душу населения. Эта сумма составляет 30 400 рублей.

Как мы видим, достаточно высокий уровень жизни в России можно наблюдать и в относительно небольших городах.

Следом идет Екатеринбург. В топ-10 столица Урала - крупнейший из городов. Его население - почти 1,4 миллиона человек. Его бюджет (доходы населения) составляет 23 400 руб. на жителя.

Аутсайдеры рейтинга

Небольшой по размеру Обнинск с населением 106 000 человек уже второй год не покидает десятку лидеров. Доход городского бюджета в расчете на каждого - 27 000 рублей. Город, к тому же, признанный центр науки.

Замыкает десятку лидеров Тюмень. Этот областной центр с населением 634 000 человек "сполз" с прошлогоднего шестого места из-за неважной экологии и работы властей.

В каких же из российских городов уровень и качество жизни оставляют желать лучшего?

Если рассматривать топ-100 - полный список участвовавших в рейтинге городов, то замыкает его Оренбург с населением 556 100 человек, на предпоследнем месте - Новочебоксарск (123 900 чел.), чуть выше его - Абакан (169 800 чел.).

Что ж, теперь мы знаем, "кому же на Руси жить хорошо". Точнее, жителям каких городов. Разумеется, в исследовании не задействованы Москва и Санкт-Петербург - у них особый статус. Как известно, жизнь "в столицах" и жизнь в российской глубинке отличается на порядок, а то и на несколько. И несмотря на то, что отдельно взятые небольшие города могут относительно процветать благодаря удачному сочетанию каких-либо факторов (стабильной работе градообразующего предприятия, продуманной политике городских властей и т. д.), в целом жизнь в небольших городках особенным качеством не отличается.

Связано это прежде всего с ограниченными возможностями трудоустройства, недостаточным развитием частного бизнеса и малым денежным оборотом. Отсюда - все беды и проблемы российской глубинки. Сможет ли что-то изменить экономическая политика правительства? Время покажет...

В настоящее время нет единого мнения в определении понятий «уровень жизни» и «качество жизни» и их измерение через систему показателей. Часто они используются как взаимозаменяемые, а перечни показателей, которые их описывают, во многом совпадают. Тем не менее, понятия эти следует разделять. Уровень жизни более узкая категория по сравнению с качеством жизни. Он определяется условиями существования человека в сфере потребления и измеряется через социально-экономические показатели общего благосостояния людей. Эти показатели включают в себя доходы, потребление, жилищные условия, услуги образования, здравоохранения и т.д.

В основном документе страны - Конституции РФ - Россия обозначила себя именно как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Иначе говоря, в Конституции РФ уже зафиксирована цель территориального социально-экономического развития. Для реализации поставленной цели необходимо обозначить пути ее достижения, механизмы и источники средств. При этом особое внимание нужно уделить сглаживанию территориальных различий, обеспечению однородности социально-экономического развития на всей территории России, поскольку сегодня реализация духовных и социальных возможностей отдельно взятого человека во многом зависит от места его проживания.

Большой толковый словарь определяет качество жизни как содержание и условия жизни людей, социальных групп в обществе, характеризуя качественную сторону, в отличие от количественных, уровневых показателей и стандартов.

Экономический словарь трактует качество жизни как обобщающую социально-экономическую категорию, включающую в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг (уровень жизни), но и уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека среды, морально-психологический климат, душевный комфорт.

Качество жизни представляет собой более обширный комплекс условий жизнедеятельности человека и включает в себя уровень жизни, а так же такие составляющие, которые относятся к экологической среде обитания, социальному благополучию, политическому климату, психологическому комфорту. По своей природе качество жизни - это объективно-субъективная характеристика условий существования человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своей жизни. Объективные показатели и субъективные оценки проецируются на всю систему отношений: между индивидами, социальными группами, регионами, а также на отношения индивидов с социальными институтами и главным институтом - государством. Исходя из этого можно дать следующее определение качества жизни. «Качество жизни» - это комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, культурных и социальных потребностей, связанная с восприятием людей своего положения в обществе в зависимости от культурных особенностей, социальных стандартов и ценностей.

Частичным аналогом качества жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), включающий ожидаемую среднюю продолжительность жизни, доступность образования, ВВП на душу населения. В нем учитывается не только потребление материальных благ, но и некоторые возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

Данный подход, безусловно, имеет свои недостатки, так как для расчета ИРЧП используется только часть компонентов качества жизни, а использование компонента ВВП, строго говоря, очень косвенно и субъективно характеризует показатели качества жизни населения и не всегда отражает объективную картину.

Так же для измерения показателя качества жизни, в конце 1960-х и начале 1990-х годов, профессора В. Нордхайу и Дж. Тобин предложили показатель, который они назвали «мера экономического благосостояния» (МЭБ). Он исчислялся на основе вычитания из ВВП факторов, которые не относятся к уровню качества жизни населения и добавления факторов, влияющих на качество жизни, но не учтенных в ВВП.

Как было уже сказано, такие понятия как «качество жизни» и «уровень жизни» часто используются как взаимозаменяемые. Рассмотрим данные понятия более подробно.

Уровень и качество жизни населения напрямую зависит от возможностей людей удовлетворять свои потребности, а как известно, для удовлетворения постоянных первичных потребностей человеку нужен постоянный определенный доход.

Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.

Так как единый обобщающий показатель, характеризующий уровень жизни населения, отсутствует, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированный в следующие основные блоки:

Показатели доходов населения;

Показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

Сбережения;

Показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

Показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

Социально-демографические характеристики;

Обобщающая оценка уровня жизни населения.

Качество жизни населения напрямую зависит от ее уровня. С ростом уровня жизни населения будет расти доход населения, следовательно, обеспеченность населения материальными благами будет повышаться, и качество жизни также будет расти.

Качество жизни предполагает:

Чистую окружающую среду;

Личную и национальную безопасность;

Политические и экономические свободы.

Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Улучшение качества жизни - это увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.

К основным сферам качества жизни относятся:

Трудовая жизнь;

Сфера развития способностей людей;

Семейная жизнь;

Быт и поддержание здоровья;

Жизнь нетрудоспособных;

Окружающая среда;

Жизнь в экспериментальных экономических ситуациях.

Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ее основную особенность: качество жизни - это социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.

Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые условия и производственные, объем и качество потребительских товаров. Все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:

Политические факторы;

Экономические факторы;

Социальные факторы;

Научно-технический прогресс.

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т.д.

Можно выделить четыре уровня жизни населения:

Достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

Нормальный уровень (рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

Бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

Нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.

Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают в себя санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта - это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время - часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни страны или региона по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. Потребительская корзина (набор из продуктов питания одного человека в месяц) рассчитана на основе минимальных норм потребления продовольствия, которые соответствуют физическим потребностям, калориям и обеспечения соблюдения традиционных основных навыков организации питания. «Корзина» дает структуру потребления, расходы малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные нормы), необходимые для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный минимум зависит от уровня социально - экономического развития страны и принят принципом распределения. В настоящее время эта экономическая категория не имеет смысла, поскольку более 40 миллиона граждан России находится далеко за чертой бедности.

Стоимость минимальной потребительской корзины, то есть её содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский бюджет.

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется прежде всего как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированных в следующие основные блоки:

  • показатели доходов населения;
  • показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;
  • сбережение;
  • показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;
  • показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;
  • социальнодемографические характеристики;
  • обобщающие оценки уровня жизни населения.

Приведенная подсистема показателей уровня жизни занимает особое место в общей системе показателей социальноэкономической статистики, так как многие из них используются для общей характеристики состояния экономики, при проведении международных сопоставлений уровней экономического развития различных стран, а также для разработки социальной политики государства и определения первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения.

Приведенная выше подсистема показателей отражает в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демографической статистики, состояния и охраны здоровья, качества и структуры потребляемых продуктов питания, уровня грамотности и состояния сферы образования и культуры, комфортабельности жилья и др. Указанные показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения. Некоторые из них применяются как обобщающие характеристики уровня жизни, например, коэффициент младенческой смертности и средняя продолжительность предстоящей жизни, которые наряду с объемом ВВП надушу населения входят в блок обобщающих показателей, не только отражающих уровень жизни населения, но и являющихся важнейшими индикаторами уровня социальноэкономического развития страны.

Как было отмечено выше, некоторые показатели в этой системе (доход, потребление) обычно рассматриваются как наиболее важные для анализа уровня жизни, однако они не охватывают все аспекты изучаемой категории. В этой связи в специальной литературе обсуждается вопрос о возможности и целесообразности исчисления единого обобщающего показателя уровня жизни. Многие специалисты весьма скептически относятся к возможности его построения. Тем не менее время от времени предпринимаются попытки предложить схему исчисления обобщающего показателя благосостояния населения.

Например, несколько лет тому назад в рамках ООН стали исчислять «индекс человеческого развития», который претендует на роль обобщающего показателя уровня жизни. Однако, как будет показано ниже, он имеет ряд существенных недостатков.

Анализ основных блоков подсистемы показателей уровня жизни показывает, что каждый из включенных в них показателей отражает количественную или качественную характеристику одного из аспектов благосостояния общества. Однако дать единую количественную оценку динамики уровня жизни или провести ее сравнительный анализ по регионам, используя рассмотренные показатели, практически невозможно. В связи с этим встает вопрос об исчислении обобщающего показателя, позволяющего решить указанную проблему. Учитывая дискуссионный характер данного вопроса, остановимся лишь на тех показателях, которые либо широко применяются на практике в качестве измерителей уровня жизни населения, либо представляют определенный научный интерес.

Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные индикаторы состояния экономики часто используются в качестве обобщающих показателей уровня жизни. К ним относятся объем валового внутреннего продукта, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. В статистической практике наиболее широко применяется показатель объема ВВП, являющегося конечным результатом производственной деятельности. Для анализа уровня жизни, его динамики и проведения сравнительной характеристики по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении (в постоянных ценах) на душу населения. При проведении международных сопоставлений данный показатель оценивается в долларах на основе паритета покупательной способности валюты.

Одним из существенных недостатков указанных стоимостных обобщающих показателей, используемых для анализа уровня жизни, является то, что они содержат элементы, прямо не связанные с уровнем жизни. Например, ВВП включает расходы на содержание армии, государственного аппарата и т.д. Поэтому для оценки уровня благосостояния населения предлагается использовать натуральные показатели, тесно коррелирующие с указанными макроэкономическими показателями - коэффициент младенческой смертности и ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Преимущество этих демографических показателей состоит в том, что они отражают не только количественную характеристику уровня жизни, но и качественную.

Для обобщающей характеристики благосостояния общества в использовался также индекс стоимости жизни, расчеты которого в нашей стране начали проводиться еще в 1920-е гг. Стоимость жизни изменяется в зависимости от динамики потребительских цен и структуры потребления, на которую влияют такие факторы, как изменение потребительского спроса, состояние рыночной конъюнктуры и др. Индекс стоимости жизни должен был отражать влияние цен на уровень благосостояния населения. С этой целью сопоставлялись расходы, необходимые для поддержания фиксированного уровня жизни, при изменении цен на потребительские товары и услуги. При исчислении данного показателя определялся набор потребительских благ (потребительская корзина), типичный для структуры расходов определенной группы населения. Стоимость этого набора рассчитывалась в текущих и базисных ценах, а затем проводилось сопоставление полученных величин. Однако при такой методологии расчета фактически отражается не изменение стоимости жизни, а влияние на нее потребительских цен. Поэтому в конце 1950х - начале 1960х гг. в большинстве зарубежных стран, в которых регулярно публиковался индекс стоимости жизни, изменили его название: он стал именоваться «индексом потребительских цен». Данный индекс рассчитывается и в Российской Федерации. Он характеризует изменение стоимости жизни в зависимости от одного фактора - динамики цен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.

Несмотря на то, что в современной статистической теории и практике имеется несколько показателей уровня общественного благосостояния, вопрос о построении единого агрегатного показателя уровня жизни остается актуальным. В качестве примера такого показателя рассмотрим индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный группой специалистов Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). ИРЧП является составным индексом, включающим три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • достигнутый уровень образования;
  • реальный объем ВВП в расчете на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности (ППС)).

ИРЧП определяется как средняя арифметическая из индексов трех указанных показателей. Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле:

Ii = (xi - ximin) / (ximax - ximin) ,

где хi - фактическое значение iго показателя;

хimin и хimax - соответственно минимальное и максимальное значение iго показателя.

Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

Введение………………………………………………………………………3

1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии..4

1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты…………………………………………………………………4

1.2 Показатели качества жизни.……………………………………………..7

1.3 Критерии качества жизни……………………………………………….10

1.4 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны…………………………………………………………………….13

2. Качество жизни в Российской федерации……………………………….17

2.1 Тенденции в социально - экономическом развитии России…………..17

2.2 Политика правительства России по повышению качества жизни населения………………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………27

Список использованной литературы………………………………………..29

Введение.

Современный этап радикальных экономических реформ сопровождается координальными преобразованиями социальной структуры российского общества. Темпы социально-экономических преобразований резко отличаются в регионах Российской Федерации. На фоне всеобъемлющего Российского кризиса в обществе произошло глубокое падение уровня жизни основной массы населения россиян.

В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей. Основа закона- тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.

Необходим мониторинг социально-трудовой сферы, представляющий собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждение негативных тенденций, ведущих формированию и развитию различных очагов социальной напряженности, а так же для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Одним из основных направлений мониторинга социально-трудовой сферы является мониторинг доходов и уровня жизни населения. Он призван стать важным инструментом разработки государственной социальной политики.

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и на сколько она полно показывает проблемы в современном российском обществе.

1. Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии.

1.1Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты

Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.

Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

Социальные гарантии - система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

Социальная защита - система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.

Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.

В процессе воспроизводства взаимные экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение и другие. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства - эффективность труда.

ВВП и национальный доход на душу населения, а так же производительность общественного труда является показателями общеэкономического, а уровень жизни - показатель социального развития.

Сложившееся понимание существа «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.

Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни страны или региона по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.)

Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни - доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.

Необходимо выделять компоненты уровня жизни - определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование и т. д.). Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей.

Из них формируется система показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение и другие.

От уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ. Развитие происходит по направлению центральной обще производительности. Повышение или понижение уровня жизни населения и производительности труда неизбежно движет экономику вперед или вспять.

Во многих странах для оценки уровня жизни используют показатель « благосостояния общества» , который символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. «Корзина» дает структуру потребления, расходы малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные нормы), необходимые для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный минимум зависит от уровня социально - экономического развития страны и принят принципом распределения. В настоящее время эта экономическая категория не имеет смысла, поскольку более 40 миллиона граждан России (30) находится далеко за чертой бедности.

При существующем уровне производства не только не может повысить планку черты бедности, но и восполнить разницу между «дном» и минимальным потребительским бюджетом.

Потребительский бюджет - баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характеризующий уровень жизни различных групп семей трудящихся.

Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, коньюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум,исчислённый из средних доходов на душу населения. Поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.

Для исчисления минимального прожиточного минимума используется содержание продовольственной корзины.

Продовольственная корзина(набор из продуктов питания одного человека в месяц) рассчитана на основе минимальных норм потребления продовольствия, которые соответствуют физическим потребностям, ккалориям и обеспечения соблюдения традиционных основных навыков организации питания.

Стоимость минимальной потребительской корзины, то есть её содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально - демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой показатель потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, рассчитанный исходя из минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять - 41,1, непродовольственные товары - 39, услуги - 13,2, налоги и сборы - 2,7.

1.2Показатели качества жизни.

Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).

И. В. Бестужев - Лада ориентирует категорию «качество жизни» на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.

Здоровье населения, как правило, может явиться одним из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи с:

1) Увеличение роли человеческого фактора в экономике народного хозяйства, где здоровье выступает как основное свойство трудовых ресурсов, характеризующее качество рабочей силы, используемой обществом для воспроизводства материальных и духовных благ;

2) Возрастанием прямых и косвенных затрат общества в производстве, где здоровье населения служат предметом и продуктом труда многих отраслей народного хозяйства

3)Необходимостью количественного измерения благосостояния населения, при оценке которого здоровье проявляется как потребительское благо и как главный его компонент.

Д. Прингл применяет систему индикаторов качества жизни, основанную на использовании ряда статистических оценок, характеризующих уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т. д. При этом автор указывает на то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).

К числу подобных «не измеряемых элементов» другие авторы относят так же индивидуальные привязанности и предпочтения, удовлетворённость человека в своей способности контролировать любую ситуацию т. п. Эти и подобные элементы, объединённые вместе, позволяют нарисовать картину субъективного лил ощущаемого человеком качества жизни.

Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия « качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.

Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.

Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.

Вообще, необходимо осторожно подходить к измерению качества жизни по субъективным показателям. Основная причина такого подхода заключается в том, как верно полагают М. Адамиц и К. Порналк, что к условиям, придающим суждениям людей достаточную правдоподобность, относятся свобода и возможность избежать мистификаций. Следовательно, чтобы избежать мистифицированного представления об окружающей действительности можно, в обществе, достижением определенного уровня развития. Данный уровень предполагает наличие ряда условий, среди которых можно назвать следующие:

a. Основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения « утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности

b. В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения;

c. Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни.

d. стабильность общественно - политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост.

Современная Российская действительность пока не удовлетворяет ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать подход, который с определенной долей условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально - экономическую ситуацию.

1.3Критерии качества жизни

Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных.

Разно плановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают:

1) Здоровье

Возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла;

Влияние нарушения здоровья на отдельных лиц;

2) Индивидуальное развитие путём обучения

Усвоение детьми основных знаний и навыков, а так же ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества;

Возможность продолжения самообразования и умение использовать эти умения;

Использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом;

Сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп;

3) Занятость и качество трудовой жизни

Наличие выгодной работы для тех, кто стремится её получить;

Характер трудовой деятельности;

Удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью

4) Время и досуг

Возможность выбора своего времяпрепровождения

5) Возможность приобретения товаров и пользования услугами

Личная возможность приобретения товаров и пользования услугами;

Количество людей, испытывающих материальные лишения;

Степень равенства в распределении товаров и услуг;

Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;

Защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей;

6) Личная безопасность и правовые органы

Насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму;

Справедливость и гуманность правовых органов;

Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам;

5) Социальные возможности и социальная активность.

Степень возможного участия в общественной жизни, в тех или иных общественных институтах и принятии решений Статистическая оценка уровня жизни населения предусматривает использование системы показателей, способных измерить уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах (продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, в жилье), бытовых услугах в широком понимании (в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах (в том числе предоставляемых учреждениями культуры, искус.

Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей условности разделить на 3 вида:1) Синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.)2) Натуральные показатели, измеряющие объём потребления конкретных материальных благ(обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.)3) Показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентраций и дифференциации доходов потребления и т. д.).Всероссийский центр уровня жизни населения Российской Федерации и её регионов относит к ним: Среднедушевые денежные доходы (в том числе и среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий), прожиточный минимум (в том числе на продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную способность, среднедушевые денежные доходы населения) потребительские расходы населения за год.Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально - бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности (государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально - бытовые нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро - километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.1.4Влияние теневой экономик на социально - экономическое ра з витие страны. Довольно скоро обнаружилось, что неформальная экономическая деятельность существует отнюдь не только в странах 3-уго мира. В 70-г. неформальные экономические структуры стали обнаруживаться и в высоко развитых странах Запада. Из публикации 79-г. статьи американского экономиста Э. Фейга теневая экономика охватывает 1/3 официального ВНП.В России теневая экономика особенно актуальна, во - первых потому, что масштабы теневых операций составляют по различным оценкам 25-40 (или более), может, они уже превысили этот порог, за которым теневая экономика начинает выступать как самостоятельный фактор, дезъинтегрирующий хозяйственную систему и берущий на себя выполнение её наиболее важнейших жизненных функций. Более того, в последние годы происходит процесс институализации теневой экономики.Само существование теневой экономики влечет за собой ряд конкретных негативных социально - экономических последствий (снижение реальных доходов и уровня жизни населения, снижение производственного потенциала, инвестиционный спад, отсутствие внутренних источников накопления, дезорганизация финансовой и денежной системы, кризис в сфере социально - экономического управления). В - третьих, теневая экономика негативным образом сказываетсяна социальной стабильности общества, влияет на будущий экономический, социальный и политический порядок.Раскол хозяйства на легальный и нелегальный сектор « оказывает негативное влияние на экономику в целом, выражающееся в снижении производительности, неэффективности налоговой системы, удорожанием коммунальных услуг, замедление технического прогресса и многочисленных трудностях в формулировании макроэкономической политики.»Имеет явление такой парадокс неформальных заработков, которые имеют в среднем такую же величину, как и в формальном секторе, а то и выше. Главная причина заключается в том, что участники теневой экономики не однородны в классовом отношении. Они предлагают различать собственно наформальных рабочих, которые трудятся без договорной организации и правовой защиты, и неформальных предпринимателей, организующих работу по контрактам с формальным сектором. Заработки неформальных рабочих в среднем значительно ниже, чем в легальной экономике. Зато заработки неформальных предприятий хотя и неустойчивы, но могут быть значительно выше.Ключевым критерием при различении формального и неформального труда является наличие или отсутствие фиксированного вознаграждения.Существует 3 группы доходов горожан:А) Формальные доходы- зарплата в государственном и частном секторах, трансфертные платежи.Б) Законные неформальные доходы - от занятости в первичном (с \ х), вторичном (работ по контрактам или самостоятельно - ремесленники, сапожники, портные), и третичном (строительство, транспорт, крупная и мелкая торговля).С) Незаконные неформальные доходы - от услуг и трансфертов.

Факторы, определившие масштабность и степень распространения теневой экономики в России в период реформ, исследователи делят на 2 группы: «фоновые», присущие Российской экономике ещё со времени существования СССР, и факторы относительно краткосрочные, действующие в течение определенного периода времени.

К числу 1 относятся традиции противостояния граждан государству, в рамках которых не законосообразное по отношению к государству поведение граждан, то есть обман ими государства в той или иной форме. В основе этих традиций лежит характерный для России экономический феномен - использование государственного имущества в целях повышения личных доходов наемных работников.

2 фактор, возникший с разрушением партийно - государственных структур СССР, резкое снижение уровня и действенности защиты государством легальной собственности колхозов.

Всех исследователей, анализирующих социально - экономическую роль теневого сектора и следствия его функционирования в экономике можно разделить на 2 группы.

Кто требует подавления теневой экономики и тех, кто считает возможный избирательный подход к «теневикам», учитывая двойственный характер их воздействия на экономику.

Позитивные функции определяются участием в нем значительной части населения, что позволило компенсировать снижение или полную утрату доходов по сравнению с уровнем дореформенного периода. Занятость в теневой экономике способствовала смягчению социальной напряженности, вызванной реформированием экономики. Кроме того, этот сектор внес существенный вклад в насыщение потребительского рынка товаров и услуг в натуральном выражении и оказал воздействие не уровень потребительских в сторону его понижения.

Негативные социально - экономические функции теневой экономики концентрируются по 2-м основным направлениям: формирование расширенной экономической базы организованной преступности и сохранении доходов государственного бюджета.

Что касается отдельных социально - экономических последствий функционирования теневой экономики, то вот наиболее важные из них:

1.Снижение реальных доходов и уровня жизни населения. Свыше 33 населения получает доходы ниже прожиточного минимума, который сильно занижен. Это делает значительную часть населения потенциальным источником трудовых ресурсов криминальной среды, следовательно, снижение уровня жизни части населения, практически исключенного из участия в реальных экономических процессах.

2.Инвестиционный спад, отсутствие внутренних источников накопления. Идет процесс снижения объема капитальных вложений, умещение их в структуре вложений в производство. Дезориентация финансовой и денежной системы. В условиях разбалансированности современной Российской экономике произошел массовый перелив капитала из производственной сферы сферу обращения с последующим переводом значительной его части за рубеж.

3.Кризис в сфере социально - экономического управления. Отказавшись от методов централизованного управления, государство практически устранилось от участия в регулировании социальных и экономических процессов. Запущен механизм казнокрадства, не только скрытного, но и легального. Фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. Ни парламент, ни общественные организации не контролируют сегодня структуры исполнительной власти и не препятствуют распределению собственности и бюджетных средств.

Сегодня в экономике России наблюдается 2 тенденции: криминализация всей экономической системы, особенно сферы предпринимательства, и коммерцизация преступной сферы. В подобном случае нет смысла выделять теневую экономику как специфическую сторону экономической жизни общества, поскольку криминализируется вся система экономических отношений.

Предпринимателям выгодно нанимать дешевых «нелегалов», так как не приходится делать отчисления в страховые и социальные фонды. Нелегальным рабочим такое положение выгодно, так как они получают больший доход, чем на родине.

Государство не получает при этом налогов ни от кампаний, нанявших нелегальных рабочих, ни соответственно от самих нелегальных рабочих.

Разработать единый рецепт борьбы с теневой экономикой невозможно. Для выработки рекомендаций необходимо произвести обще - экономический анализ её правовой и налоговой политики, учитывающий этническую специфику страны, особенности её исторического и экономического развития. При этом за частую возможен разумный экономический компромисс с теневой экономической деятельностью, так как полностью её учесть не возможно и лишь соответствующие изменения в налоговом законодательстве могут стимулировать её легализацию.

2. Качество жизни в России и пути его улучшения.

2.1Тенденции в социально - экономическом развитии России.

Тенденцией роста численности занятых экономической деятельностью отмечается с 1998 года. Прирост численности занятых в экономике за 1998-2001 годы составил 1,4 млн. человек. Численность занятых в экономике в 2001 году, по сравнению с 1998 годом, увеличилась на 2,2.

Финансово - экономический кризис 1998 года крайне обострил ситуацию с безработицей. Только с 2000 года стало отмечаться устойчивое снижение общей численности безработных, рассчитанная по методологии МОТ. Общая численность безработных уменьшилась 8,6 млн. человек в 1998 году до 6,4 млн. человек в 2001 году. Уровень общей безработицы варьировал в пределах 1998 года - 11,9, 1999 года - 12,7, 2000 года - 10,4, 2001 года - 9 к экономически активному населению.

Уменьшение численности безработных, зарегистрированных в службе занятости, в 1999 - 2000 годах (с 1,6 млн. чел. до 1,1 млн. чел) объясняется в первую очередь увеличением спроса на рабочую силу (появлением новых рабочих мест в различных сферах экономик) и активизацией деятельности органов службы занятости, а так же отсутствием стимулов у граждан к регистрации в качестве безработных из - за задержки выплат пособий по безработице.

В настоящее время процессы сокращения регистрируемой безработицы замедлились, и в 2001 году численность регистрируемых безработных составила 10,1 млн. человек.

За 2001 год номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила 3283 рубля и возросла по сравнению с 1998 годом в 3,1 раза.

В 2001 году удалось компенсировать последствия падения реальной заработной платы в результате роста потребительских цен вследствие кризиса 1998 года. Реальная заработная плата в 2001 году составила 98 от уровня 1998 года.

Основой позитивных тенденций в сфере оплаты труда стало благоприятное развитие макроэкономической ситуации в стране, рост промышленного производства, улучшения финансового состояния предприятий и организаций.

Увеличению заработной платы в первую очередь способствовали принятые решения о повышении минимальных государственных гарантий по оплате труда, заработной платы работников бюджетной сферы.

На рост заработной платы позитивное влияние оказало снижение издержек в связи с введением с января 2001 года единой подоходной ставки подоходного налога, регрессивной шкалы отчислений в государственные внебюджетные фонды.

В результате среднемесячная начисленная заработная плата в 2001 году превысила величину прожиточного минимума трудоспособного населения в 2 раза против 1,7 раза в 2000 году, 1,4 раза в 1999 году и 1,7 раза в 1998 году.

В течение всего периода сохранялась высокая дифференциация в заработной плате между отраслями, регионами, отдельными предприятиями и категориями работающих.

Уровень заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры и искусства составил к её уровню в промышленности в ноябре 2001 года 44, 41 и 44,(в ноябре 2000 - соответственно 45, 42 и 42, в ноябре 1999 года - соответственно 48,45, 44).

Ситуация с задолженностью по выплате заработной платы в 2001 году кардинально изменился в лучшую сторону. По состоянию на 1 января 2202 года суммарная задолженность по заработной плате равнялась 29,9 млрд. рублей, что составляет 38,8 от уровня задолженности на 1 января 1999 года, в том числе по производственным отраслям - 44,7, а по отраслям социальной сферы - 19,7.

Величина прожиточного минимума за 1999 - 2001 годы в целом по Российской Федерации увеличилась в 2,6 раза в соответствии с ростом потребительских цен и составила в 2001 году 1500 рублей, в том числе трудоспособного населения - 1629 рублей. Пенсионеров - 1144 рубля и детей - 1499 рублей.

За этот период в структуре прожиточного минимума населения наметилась тенденция к снижению доли расходов населения на продукты питания, при относительно стабильной доле расходов на непродовольственные товары. Это связано с опережающим ростом потребительских цен на платные услуги, доля которых в расходах населения повышается.

Наметилась тенденция к снижению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2001 году она составила 39,9 млн. чел (27,6 от общей численности населения) против 44,3 млн. человек (30,2от общей численности населения) в 1998 году.

Соотношение доходов 10 наиболее обеспеченного и 10 наименее обеспеченного населения снизилось до 13,8 в2001 году и 2000 году против 14 раз в 1999 году. Дифференциация доходов по уровню доходов по - прежнему остаётся высокой.

Отличительной особенностью современного этапа развития России является то, что помимо социальной бедности с традиционными категориями населения - многодетными семьями, неполными семьями, неполными семьями с детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами - является высокой экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из - за низкого уровня доходов населения.

Наиболее распространенной формой адресной социальной поддержки населения являются пособия семьям, имеющим детей. С августа 1999 года выплата ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренного федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», производится адресно, то есть указанное пособие предоставляется семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

В 2001 году текущие выплаты осуществлены в полном объёме. В результате у регионов появилось больше возможностей для погашения накопившейся в предыдущие годы задолженности по выплате пособий.

По данным Минфина России, на 1 января 2002 года в целом по России задолженность по пособиям на детей имеется в 50 субъектах Российской Федерации, но общий объём её сократился до 17,7 млрд. рублей против 23,9 млрд. рублей на начало года.

Состояние социально-культурной сферы в 1998 году характеризовалось как не удовлетворительное из-за сложившегося ряда проблем

Существующего разрыва между обязательствами государства и реальными финансовыми возможностями их обеспечения;

Низким уровнем заработной платы для работников социальных отраслей;

Износа материально-технической базы учреждений социальной сферы и несоответствия оказываемых услуг потребностям населения;

Недостаточность отработки механизмов привлечения внебюджетных источников на содержание учреждений социальной сферы.

Решение проблем сферы социальных услуг осуществлялось в рамках реализации мероприятий ряда социальных отраслевых федеральных целевых программ.

Начиная с 2000 года, наметился рост объёмов государственных капитальных вложений по отраслям социально-культурной сферы.

Объёмы государственных капитальных вложений, предусмотренные в федеральном бюджете только в 2001 году, позволили достичь уровня 1998 года.

К числу позитивных тенденций развития сферы социальных услуг в 1999-2001 годах можно отнести следующие:

Обновление материально-технической базы учреждений социальной сферы за счёт увеличения расходов бюджетных уровней на социально-культурную сферу;

Развитие частных коммерческих и некоммерческих образовательных, медицинских и санитарно-курортных организаций, организаций культуры,физической культуры и спорта;

В здравоохранении осуществлялись меры по внедрению территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Наряду с достигнутыми позитивными результатами сохранились и негативные тенденции:

Недостаточные темпы реструктуризации учреждений социальной сферы;

Низкое качество социальных услуг, оказываемых населению на бесплатной основе;

Неконтролируемое замещение бесплатных социальных услуг платными;

Возрастание регионального и социального неравенства в обеспечении населения услугами образования, здравоохранения и культуры.

Крайне негативное влияние на область образования оказал финансовый кризис 1998 года. В результате этого ухудшилось состояние материально-технической базы, не проводилось обновление парка учебно-лабораторного оборудования, не пополнялись фонды библиотек образовательных учреждений.

В силу демографических причин в 2001 году по сравнению с 1999 годом сократился контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях на 9, численность обучающихся в учебных заведениях начального профессионального образования увеличилась на 60 тыс. человек по сравнению с 1999 годом, численность студентов в учреждениях высшего профессионального образования всех форм собственности возросла к 2001 году на 5,6 по сравнению с 1999 годом. В 2001 году количество общеобразовательных учреждений сократилось по сравнению с 2000 годом на 0,4 и составило 65665 школ, в которых обучается 19,19 млн. детей, что на 3,3 меньше числа обучающихся в прошлом году.

Принята Федеральная программа развития образования и национальная доктрина развития образования, определившие долгосрочную перспективу и приоритеты в развитии отрасли. Проводилась большая работа по созданию и внедрению общеобразовательных стандартов, разработке новых учебников и учебно-методических материалов.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путём создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объёмы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребности населения, современному уровню развития медицинской науки, а так же ресурсам, которыми распологают государство и граждане.

Постановлением Правительства от 24,07,2001 года « О программе государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи» в указанную программу внесены изменения и дополнения, направленные на усиление роли амбулаторно-поликлинического звена в системе медицинской помощи и развитие сети дневных стационаров как формы стационарозамещающих технологий, что приведёт к сокращению расходов на дорогостоящее стационарное лечение (в настоящее время в среднем по России на содержание стационаров расходуется более60 финансовых средств, направляемых в здравоохранение, несмотря на то, что динамика показателей обеспеченности стационарными койками и амбулаторными поликлиническими учреждениями в целом соответствует поставленным задачам по реконструкции стационарной помощи, процесс реформирования идёт крайне медленно.).

Продолжается дальнейшая работа по совершенствованию оказания медицинской помощи и санаторно-курортных услуг, утверждены отраслевая программа развития сёстринского дела в России и Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации.

Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования за 3 послекризисных года возрос на 34,4. Наиболее динамично инвестиции в основной капитал росли в 2000 году, когда они увеличились на 17,4(в 1999 году-на 5,3 и 2001 году-на 8,7) по отношению к предъидущему году.

В 2001 году темпы роста инвестиций в основной капитал замедлились в связи с некоторым ухудшением финансового положения промышленных предприятий и замедлением темпов роста реально располагаемых денежных доходов населения.

Степень износа основных фондов крупных организаций к началу 2001 года 47,2, в том числе машин и оборудования-62,9, а транспортных средств-59,3.

С 1999 по2001 год государственные капитальные вложения увеличились с 6,05 млрд. рублей до 41,5 млрд. рублей. Улучшилось финансирование государственных капитальных вложений. Так, если в 1999 году финансирование составило 90,2 от установленного лимита, то в 2001 году 96,5.

Выполненный объём работ по договорам строительного подряда за 1999-2001 гг. увеличился по сравнению с 1998года на 30. В 2001 он составил737,5 млрд. рублей, или 109,9 к уровню 2000 года.

За 1999-2001 годы было введено жилых площадью 93,4 млн. кв. метров.

По итогам 2001 года объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составил 35,6млрд.$, в том числе прямые инвестиции-18,2млрд. долл., портфельные инвестиции-1,2 млрд. долл. И прочие инвестиции-16,2 млрд. долларов.

2.2 Политика правительства России по обеспечению повышения качества жизни населения.

Правительство определило чёткие задачи во всех областях экономики и социальной сферы, которые начали реализовываться в 1999-2001 годах и будут оставаться важнейшими направлениями деятельности Правительства как в краткросрочной так и в среднесрочной перспективе.

Важнейшим приоритетом правительственной политики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал, прежде всего образование и здравоохранение. Начиная с 2000 года, каждый год в рамках федерального бюджета повышается объём средств, выделяемых на эти сферы. В связи с этим в образовании одной из важнейших мер станет повышение эффективности использования средств, выделяемых на образование из бюджетов всех уровней, продолжение эксперимента по внедрению единого государственного экзамена, в здравоохранении - разборка программы обязательного медико-социального страхования.

Важными приоритетами политики Правительства в сфере трудовых отношений, занятости и миграции являются создание современного трудового законодательства, отвечающего требованиям динамично развивающейся рыночной экономики, гармонизация интересов и работников, работодателей, создание цивилизованной системы решения трудовых споров. Главный шаг в этом уже сделан- принят Трудовой кодекс. Важными задачами являются реализация его на практике и стимулирование работодателями улучшения охраны труда.

В условиях сложившихся негативных демографических тенденций (старение населения, снижение в ближайшем будущем доли трудоспособного населения) важнейшим приоритетом политики правительства является обеспечение устойчивой системы пенсионного обеспечения населения при росте реального дохода пенсионеров.

В сфере социальной поддержки в числе важнейших приоритетов деятельности Правительства были и остаются снижение масштабов бедности, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем, повышение эффективности социального обслуживания населения, решение проблем беспризорности. В 2000 и 2001 году политика Правительства в этой сфере была направлена на рост реальных доходов, поддержку малоимущих семей - многократно индексировались заработная плата бюджетников и пенсии пенсионеров.

В сфере модернизации экономики приоритетными направлениями являются меры по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики, окончательное решение земельного вопроса, продолжение реформирования естественных монополий, создание условий для широкого развития малого бизнеса, проведение банковской реформы. Для стимулирования процесса притока инвестиций необходимо принять комплекс дополнительных мер по улучшению инвестиционного климата.

Принятие в 2001 году ряда поправок в корпоративное законодательство, разработка законов о банкротстве и о национализации должны укрепить законодательные основы системы защиты прав собственников.

В 2002 году предстоит продолжать реформу корпоративного законодательства. Другие важнейшие задачи - принятие мер по развитию фондового и денежного рынка, рынка страховых услуг. Их решение позволит привлечь в экономику значительные зарубежные финансовые ресурсы, а также в большинстве своём незадействованные в настоящее время сбережения российских граждан.

Продолжение начатой в 2000-2001 годах налоговой реформы, направленной на дальнейшее упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени, устранение налоговых льгот, станет важнейшим фактором улучшения инвестиционного климата. В ближайшей перспективе будут подвергнуты реформированию ряд налогов, в том числе введены упрощённая система налогообложения малого предпринимательства и налог на недвижимость.

Непосредственно влияющий на инвестиционный климат процесс - дебюрократизация экономики. Принятие в 2001 году пакета законов по дебюрократизации экономики стало реальным шагом на пути стимулирования развития малого бизнеса. Для прорыва в этом направлении Правительство будет реализовывать программы поддержки малого предпринимательства и оказывать правовое, информационно - техническое и финансовое содействие.

В 2001 году сделан главный шаг для решения земельного вопроса - разработан и принят Земельный Кодекс, который регулирует оборот несельскохозяйственных земель. Одной из важнейших задач 2002 года должно стать принятие закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, предстоит принять ряд нормативных актов, обеспечивающих выполнение этих двух базовых законов.

На сегодняшний день Правительством и Центральным Банком согласована стратегия развития банковского сектора Российской Федерации. Её реализация станет одним из приоритетов Правительства.

Заключение.

Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально - экономических проблем любого уровня.

Анализ показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.

В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально - экономические цели развития страны - обеспечение надлежащего уровня и качества жизни населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни - как индикатор его обеспеченности услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.

На качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование экономических процессов.

Государственное регулирование экономики требует высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство является первопричиной изменения функционирования экономики. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне.

Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику, давать возможность развиваться малым предприятиям, устранить повышенное налогооблажение граждан с низкими доходами.

В целом, трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни населения.

Список используемой литературы:

1) Анимца Е.Г., Ёлохов А.Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Часть 1- Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000г.- 262с.

2) Анимица Е.Г., Ёлохов А. Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Часть 2 - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000г. - 300с.

3) Бюллетень Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Российского информационного агентства «Новости», Уровень жизни и занятость населения, развитие отраслей социальной сферы, Меры социально - экономической политики правительства Российской Федерации в ближайшей перспективе// Вестник экономики - №14, июль, 2002 год - с.7-11, 11-13, 49-51.

4) Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы - М: Центр экономики и маркетинга, 2000г. - 360 с.

5) Экономические и социальные проблемы России. Теневая экономика: экономические и социальные аспекты. /Под.ред. Жилина И.Ю., Тимофеев Л.М. - М: Б., 1999 - 168 с.