Переоценка основных. Переоценка основных средств: как провести и оформить

Переоценка основных. Переоценка основных средств: как провести и оформить

Раздел 1. Переоценка основных фондов.

Раздел 2. Переоценка основных средств.

Раздел 3. Переоценка основных фондов в Российской Федерации.

Раздел 4. Переоценка продукта.

Переоценка - это изменение суммы оценки, новая оценка стоимости товаров, основных средств, имущества, изменение нарицательной стоимости вкладов в связи с материальным и моральным износом, инфляцией, подвижностью цен .

Переоценка основных фондов

переоценка основных фондов - регулярно проводимая переоценка основных фондов с целью приведения их фактически сложившейся стоимости к ее реальному рыночному уровню. Неравномерная рыночных цен на отдельные элементы основных фондов приводит к искаженному представлению о реальной стоимости уже действующих основных фондов, а следовательно, к искаженному определению суммы амортизационных отчислений, исходной стоимости товаров или услуг, рентабельности, налогооблагаемой базы. Особенно резко это проявляется в периоды, когда наблюдаются высокие темпы инфляции.

На практике переоценка основных фондов часто воспринимается как сугубо механическая, бухгалтерская процедура. В действительности же переоценка основных фондов самым непосредственным образом выражает политику государства в области инвестиционной деятельности, служит интересам предприятий и организаций любых форм собственности. Поэтому целью переоценки основных фондов является определение рыночной стоимости основных фондов и создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране. В советский переоценки основных фондов проводились крайне редко (за семь десятилетий всего несколько раз), обычно через год-два после реформы оптовых цен. С начала 90-х гг. Переоценка основных фондов осуществляется систематически (ежегодно) с большим или меньшим размахом. Переоценка основных фондов проводится по состоянию на 1 января соответствующего года.

Основанием для проведения переоценки основных фондов обычно служат постановления Правительства РФ , во исполнение которых соответствующими министерствами и ведомствами РФ (Госкомстат РФ, мин фин РФ и др.) принимаются нормативные документы, конкретизирующие порядок переоценки основных фондов, выпускаются специальные письма, разъясняющие отдельные вопросы переоценки основных фондов.

Предметом переоценки основных фондов являются: здания, сооружения, рабочие силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, другие виды основных фондов, которые действуют, находятся на консервации, в резерве, подготовлены к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами, а также объекты, которые не завершены строительством, оборудование, предназначенное к установке.

При переоценке основных фондов определяется полная восстановительная стоимость основных фондов, т. е. Стоимость новых аналогичных объектов по рыночным ценам и тарифам на дату переоценки основных фондов, включая на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, а для подученных по импорту - включая таможенные платежи и т. д. Предприятия и компании имеют право самостоятельно определять метод переоценки основных фондов. Таких методов два.

1. Метод прямой оценки состоит в пересчете стоимости отдельных элементов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым (на 1 января соответствующего года). Для подтверждения используемых цен могут быть привлечены: данные оценок на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и др.; сведения об уровне цен, опубликованные СМИ и в специальной литературе; экспертные заключения.

2. Метод индексной оценки состоит в индексации отдельных объектов основных фондов с применением индивидуальных индексов стоимости основных фондов. Индексы сообщаются органам исполнительной власти письмами Госкомстата РФ и публикуются в СМИ.

Переоценка основных средств

14 августа 1992 года Правительство Российской Федерации приняло первое постановление № 595 «О переоценке основных фондов (средств) в России», в соответствии с которым все фирмы , независимо от форм собственности, были обязаны провести переоценку своих основных средств по состоянию на 01.07.92 для приведения балансовой стоимости основных фондов (средств) в соответствие с действующими ценами и условиями их воспроизводства.

Переоценка основных средств проводилась в соответствии с коэффициентами переоценки, разработанными Госкомстатом Российской Федерации в централизованном порядке. После этого обязательные переоценки проводились (по постановлениям правительства) по состоянию на 01.01.94, на 0101.95, на 01.01.96 и на01.01.97.

Согласно постановлению Правительства России от 07.12.96 № 442 «О переоценке основных фондов в 1997 году» переоценке подлежали все основные средства, а также оборудование, предназначенное к установке, и объекты, не завершенные строительством, принадлежащие компании посостоянию на 01.01.97.

В соответствии с данным постановлением был принят Порядок проведенияпереоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г., утвержденный Госкомстатом Российской Федерации, Минэкономики Российской Федерации и Минфином Российской Федерации 18.02.97 № ВД-1-24/336 (далее Порядок проведения переоценки).

В соответствии с Порядком проведения переоценки все основные средства, принадлежащие фирмы на праве собственности, находящиеся в ее хозяйственном ведении либо оперативном управлении, долгосрочной ренте с правом выкупа, оборудование, предназначенное к установке, и объекты, не завершенные строительством, должны были быть переоценены по их восстановительной стоимости.

Под восстановительной стоимостью объектов основных средств согласно п. 1.3 Порядка проведения переоценки понимается полная стоимость затрат, которые должна была бы осуществить организация, ими владеющая, если бы она должна была полностью заменить их на аналогичные новые объекты по рыночным ценам и тарифам, существующим на дату переоценки, включая расхода на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, для импортируемых объектов - также таможенные платежи и т.д.

Согласно п.1.5 Порядка проведения переоценки она должна была осуществляться либо методом прямой оценки - путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым, сложившимся на 01.01.97, либо индексным методом - путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов изменения стоимости основных фондов, дифференцированных по типам зданий и сооружений, видам машин и оборудования, транспортных средств и других основных фондов, по регионам, периодам изготовления, приобретения

переоценка основных фондов в Российской Федерации

Бухгалтерский и статистический учет основных фондов предполагает отражение полной балансовой стоимости и остаточной балансовой стоимости. Полная балансовая стоимость учитывается в ценах приобретения данных объектов. Поскольку однотипные объекты могут быть приобретены в разное время, по разным ценам (особенно в связи с инфляцией), на балансе между переоценками фактически учитываются основные фонды в смешанной оценке. Для перехода к сопоставимой оценке проводятся переоценки основных фондов.

Задачей переоценки основных фондов является определение реальной стоимости основных фондов, в той мере, в какой это возможно на современном этапе становления рыночной экономики, создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране, привести в соответствие с реальными ценами налогооблагаемую базу .

Переоценка основных фондов являются частью общегосударственного мероприятия по установлению стоимостного выражения имущества предприятия .

В условиях административно - командной системы и отсутствия рынка искажалась стоимостная общественная оценка основных фондов и преобладал не эквивалентный обмен. В результате происходило принудительное и произвольное перераспределение выгодой между хозяйственными субъектами и деформировались отношения собственности. Такая деформация отношений собственности, заложенная в первоначальной стоимости основных фондов, постоянно воспроизводилась и накапливалась через амортизацию. Сохранилась она и до сих пор. Исходная стоимость основных фондов, сформированная в таких условиях, не реальная оценка собственности, а условная. Это касается основных фондов не только государственной, но и не государственной форм собственности.

Усиливает искажение цен и деформацию отношений собственности, поскольку не эквивалентный обмен принимает невиданные масштабы, углубляется разрыв в оценке основных и оборотных фондов предприятия. Единовременная переоценка основных фондов в определенной мере позволяет устранить эту деформацию и решить ряд первоочередных задач в экономике:

Каждый субъект собственности получает более достоверную информацию о количественном значении своего имущества в стоимостном измерении. Для субъектов всех форм собственности это крайне важно, чтобы объективно оценить свой уставной и производственный потенциал, обеспечить гарантии в экономических отношениях со своими партнерами, банками, инвесторами и т.д.

Выравнивается оценка как основных, так и оборотных фондов, а новый масштаб цен становится всеобъемлющим. Это необходимое условие формирования рынка товаров, фондов, кредита, жилья и т.д. Без единовременной оценки переход к новому масштабу цен невозможен. Поскольку нет широкого оборота фондов и рынка акций, не срабатывает рыночный механизм оценки.


Следует отметить, что если в государственном и негосударственном секторах будут действовать цены разного масштаба, то нельзя создать полноценный рынок акций , а отношения собственности будут деформированы.

Неодинаковый уровень цен на основные фонды субъектов различных форм собственности приведет к деформации формирующегося фондовой биржи , т.н. в оборот будут поступать ценные бумаги с несопоставимым фондовым наполнением, с недостоверной номинальной стоимостью. При этом курс ценных бумаг окажется искаженным, что дезориентирует как собственников - эмитентов, так и собственников - инвесторов.

Процесс воспроизводства основных фондов в государственном и негосударственном секторах приобретает реальное экономическое значение. У собственника, не осуществившего переоценку, стоимость основных фондов будет во много раз занижена против восстановительной, во столько же раз будут занижены амортизационные отчисления на полное восстановление, и на капитальный ремонт.

Становится возможным объективно оценить амортизационную составляющую в структуре рыночной цены и соответственно обеспечить эквивалентность обмена между субъектами хозяйствования. Уровень оценки основных фондов через амортизацию непосредственно влияет на затраты производства и на цену продажи продукта . Рыночная продукта формируется на базе затрат производства товаропроизводителей, выпускающих основную массу продукции.

Следовательно, уровень оценки основных фондов и расходов производства этих субъектов хозяйствования будет определять рыночную цену продукта. Для субъектов собственности структура рыночной цены в зависимости от уровня оценки основных фондов приведет к различным экономическим последствиям.

Если преобладающая масса данного продукта выпускается на предприятии, на котором основные фонды переоценены, то рыночная цена продукта формируется на базе затрат производства данной группы производителей. Субъекты хозяйствования, не проведшие переоценку основных фондов, будут иметь дополнительную , равную разности между величиной износа , фактически начисленной, и той, которая была бы начислена при переоценке основных фондов. В случае, когда на рынке преобладает продукция субъектов собственности, которые не провели переоценку основных фондов, рыночная цена окажется меньше на сумму, равную не начисленной износа. При той же цене прибыль предприятий, проведших переоценку основных фондов, будет меньше на разницу в сумме износа на основные фонды по старым и новым ценам. Не исключено, что затраты производства данной группы субъектов окажутся выше цены продажи продукта, их конкурентоспособность снизится, различные субъекты собственности будут поставлены в разные экономические условия получения и присвоения прибыли.

Рассмотренный вопрос имеет и обратную сторону. Завышенная прибыль фактически включает в себя недоначисленную амортизацию, в результате под налогообложение попадает не только собственно , но и «не произведенные» амортизационные отчисления, часть которых изымается в . Подрываются возможности нормального хода индивидуального роспроизводственного процесса, ограничивается инвестиционная база предприятия.

В соответствие с постановлением Правительства «О переоценке основных фондов» определение величины уставного капитала или начальной цены предприятия и компании при их продажи на аукционе и по аукциону осуществляются без учета переоценки основных фондов. Принятый подход нереализуем на практике, а попытки его осуществить на деле приведут к серьезным осложнениям между субъектами собственности.

Прежде всего, необходимо оценить правомерность распродажи государственной собственности, но по цене без переоценки основных фондов, да еще и по остаточной стоимости. Эта цена как отмечалось ранее - величина условная. По такой цене имущества льготные акции распространяются не только среди своих работников, но и происходит продажа остальных акций на тех же условиях. Продажа акций на приватизационные чеки (ваучеры), курсовая стоимость которых намного меньше номинальной означает снижение и без того мизерной продажной цены государственного имущества.

Следовательно, предусмотренный Правительством порядок определения размера уставного капитала и начальной цены приватизации государственных и муниципальных предприятий без учета переоценки основных фондов приводит к тому, что за бесценок общественная собственность перекачивается в частную.

Оценка стоимости имущества в ценах, приближенных к рыночным, играет существенную роль в случае признания предприятия банкротом. Заниженная стоимость имущества, показанная на балансе, вводит в заблуждение заемщиков при рассмотрении ими возврата средств путем распродажи имущества предприятия должника. применения к такому должнику предусмотренных законом санкций несколько снижается. Налицо косвенное ущемление прав собственности заемщиков .

Переоценку основных фондов следует рассматривать с позиции, как экономической целесообразности, так и правового обеспечения.

Что касается 1998 года, то согласно следующему постановлению Правительства, а именно от 24 июня 1998г № 667 переоценка на 1 января 1998г стала необязательной. Анализируя данное постановление можно сделать вывод, что переоценку основных фондов во II полугодии 1998г имели право сделать предприятия независимо от организационно-правовой формы в случае, когда балансовая стоимость объектов основных фондов превышает текущие рыночные цены.

Но как водится в таких случаях многими расценивается так - необязательна, значит, и не нужна. Но действительно ли это так? Для тех предприятий, которые занимаются обновлением основных фондов, это принципиальный момент. Амортизационные отчисления оказывают существенное влияние на их деятельность: износится оборудование, чем его заменять, на какие средства покупать,

Переоценка основных фондов по состоянию на 01.01.98г дает дополнительные возможности по уточнению стоимости основных фондов. Например, цены на некоторые виды оборудования, оргтехники, строительно- монтажные работы и др. группы основных фондов на указанную дату существенно ниже, чем на аналогичный период прошлого года.

Так, как порядок проведения переоценки в 1998г остается таким же, как и в предыдущем, руководители и бухгалтера предприятий вправе сами решать, какие виды основных фондов им оценивать своими силами с помощью коэффициентов, а какие - с привлечением экспертов-оценщиков. Отсюда вытекает легитимная возможность вариации стоимости основных фондов. Еще одно удобство заключается в том, что отразить результаты переоценки по постановлению № 627 можно в течение 1988г в следующем после проведения переоценки квартале.

В связи с прошедшим в августе финансовым кризисом специалисты прогнозируют появление очередного постановления Правительства о проведении переоценки на 1 января 1999 года, которая видимо снова будет обязательной. Но зачем же тогда было проводить переоценку в 1998 году? Ответ достаточно прост - база для проведения грядущей переоценки будет для предприятий более оптимальной. А особенно в ней нуждаются предприятия, которые находятся в состоянии реорганизации, например, создают дочерние структуры, сливаются, передают основные фонды в совместную деятельность или уставные капиталы других организаций. Зачастую эти изменения длятся не один год. При этом не проводятся переоценки перемещаемых основных фондов, а значит есть перекосы в их балансовой стоимости, например, они завышены, тогда давит налог на имущество, увеличивается , или, наоборот, занижены, тогда теряется амортизационный поток, необходимый для восстановления основных фондов. Кроме того, могут быть проблемы с налогом на добавленную стоимость, возникающим при передаче основных фондов с баланса одного предприятия на баланс другого. Например, удельный вес проблем, имеющихся у предприятий с основными фондами, не превышает 10-15% от вопросов, связанных с НДС. НО от того насколько подогнаны эти звенья под потребности предприятия, зависит в целом успех его работы .

Переоценка продукта

Различается переоценка внешняя и переоценка внутренняя. Переоценка внешняя - это когда мы договариваеся с поставщиком о другой цене продукта. Переоценка внутренняя - это когда продукт уценивается внутри предприятия.

Для внутренней переоценки предназначен Акт внутренней переоценки . Для внешней переоценки - .

Внешняя переоценка (накладная на товар переоценки продукта)

Для создания накладной на товар переоценки продукта нажмите на кнопку F4 . Щёлкните на закладке Другое . Откройте группу кнопок переоценка .

Щёлкните на кнопке накладная на товар переоценки продукта .

Перейдите на табличную часть документа и нажмите кнопку Insert . Щёлкните в столбце Название на кнопке.

Выбрать для вставки в документ.

Укажите новую цену продукта.

Внутренняя переоценка (Акт внутренней переоценки)

Акт внутренней переоценки создаётся таким же образом, как на товар переоценки продукта, но щёлкаете на кнопке Акт внутренней переоценки.

Перейдите на табличную часть и нажмите Insert . Щёлкните левой клавишей мыши на кнопке в столбце Название .

поставщиком%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0">

Выберите товары и нажмите на кнопке Выбрать .

Укажите новые цены для продукта.

Источники

abc.informbureau.com - Экономический словарь

bestreferat.com.ua - Рефераты

vedomosti.ru Ведомости - словарь бизнеса


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Синонимы :

В бухгалтерском учете переоценка основных средств - это изменение их первоначальной стоимости с целью получения полной стоимости восстановления или замещения адекватной современным условиям, т.е. величины затрат на воссоздание каждого объекта в первоначальном состоянии в текущих условиях.

Право или обязанность?

Проведение переоценки - это право предприятия, а не обязанность. Обязательная переоценка основных средств в России проводилась последний раз в 1997 г. Начиная с 1 января 1998 г. все предприятия имеют право самостоятельно проводить переоценку имеющихся основных фондов, но не чаше одного раза в год. Изменился и порядок отражения результатов переоценки ОС в бухгалтерской отчетности. Начиная с 2011 г. результаты переоценки активов и имущества отображаются на конец отчетного периода. Принятое решение о проведении переоценки первоначальной стоимости основных средств необходимо отразить в учетной политике предприятия. Проведение переоценки основных средств необходимо оформить приказом на переоценку и составить ведомость по объектам ОС, подлежащих переоценке.

Порядок проведения переоценки ОС регулируется Положением ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (п.15) и Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств". Согласно этим документам при проведении переоценки возможно использование двух методов: метода индексации текущей (восстановительной) стоимости или метода прямого пересчета стоимости ОС по документально подтвержденным рыночным ценам. При этом коммерческие организации вправе выбирать, проводить ли переоценку самостоятельно или привлечь для этой работы стороннюю организацию.

Важным моментом при принятии решения о порядке переоценки основных средств предприятия - самостоятельно или с привлечением профессиональных независимых оценщиков - является тот факт, что для определения полной стоимости восстановления или замещения необходимо наличие подтверждающих документов. Это могут быть прайс-листы на аналогичное оборудование от предприятий-изготовителей, или данные органов статистики, торговых инспекций, экспертные заключения, оценки БТИ и даже публикации в СМИ и специализированных изданиях. Конечно, обеспечить такой уровень получения информации профессионалам-оценщикам значительно проще.

Принимая решение о переоценке стоимости объектов основных средств, необходимо также учитывать тот факт, что теперь эту процедуру придется проводить регулярно.

Если Вам необходимо переоценить имущество предприятия или компании - оставьте Вашу заявку на сайте или позвоните нам по телефону 8-800-200-7444 (Бесплатный звонок по России).

Цели переоценки имущества

Поскольку переоценка основных фондов не является обязательной бухгалтерской процедурой, важно понять, зачем это делать. Швейцарская оценочная компания Swiss Appraisal выделяет целый ряд случаев, когда проводить переоценку целесообразно. Причины могут быть самые разные, например:
  • Для повышения уровня инвестиционной привлекательности предприятия и привлечения дополнительных средств
  • При необходимости увеличения уставного капитала (например, в случае выпуска ценных бумаг с целью привлечения инвестиций)
  • При проведении комплексной переоценки активов и обязательств компании в целях исключения влияния инфляционной составляющей для получения представления о реальном финансовом состоянии предприятия
  • Для повышения величины чистых активов во избежание их падения ниже размера уставного капитала, что может привести к ликвидации общества
  • Если есть необходимость в представлении отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)
  • Для уточнения себестоимости продукции и формирования конкурентной цены в рамках финансового планирования или анализа
  • Для определения стоимости страховой базы имущества при заключении договора страхования
  • При получении кредита, если основные фонды выступают в качестве залога или гарантии (в данном случае необходима рыночная стоимость)

Налоговые последствия

В налоговом учете при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в качестве расходов можно учесть только амортизацию, начисленную исходя из первоначальной стоимости основных средств, без учета переоценки. Переоценку основных фондов можно использовать в качестве инструмента для уменьшения налогооблагаемой базы за счет снижения налога на имущество компании.

Переоценка имущества по правилам МСФО

Если в соответствии со стандартами российского бухгалтерского учета (РСБУ) переоценка внеоборотных активов не является обязательной, то международные стандарты в этом вопросе гораздо более жестки. Согласно требованиям МСФО, необходимо выполнить переоценку в случае значительного снижения первоначальной стоимости основных средств. Такое снижение стоимости может быть вызвано различными причинами: снижение объемов производства, повреждение, моральный или физический износ. Для того, чтобы определить необходимость проведения переоценки основных средств, используют так называемый тест на обесценение (Impairment of assets).

Кроме того, согласно МСФО, переоценка является необходимым условием при проведении реорганизации предприятия, в частности при проведении сделок по слиянию и поглощению.

Российские стандарты бухгалтерского учета устанавливают обязанность предприятия переоценивать финансовые вложения, но только в том случае, если можно достоверно определить их текущую рыночную стоимость (акции и ценные бумаги, котирующиеся на организованном рынке ценных бумаг). В МСФО все акции и ценные бумаги должны учитываться по справедливой стоимости, это подразумевает необходимость проведения переоценки акций и ценных бумаг каждый отчетный период.

Необходимо также учитывать, что бухгалтерские проводки по результатам переоценки ОС в российском бухгалтерском учете и в МСФО отличаются. Так, уменьшение стоимости основных фондов в РСБУ показывается в составе нераспределенной прибыли, а в МСФО в составе убытка текущего года. Увеличение стоимости активов в российском учете отражается в составе добавочного капитала, а в МСФО - в отдельной статье капитала, резерве по переоценке.

Документы для переоценки имущества

Для переоценки ОС компании необходимо предоставить следующий минимальный перечень документов:
  • Ведомость учета основных средств и начисленных амортизационных отчислений на начало года
  • Правоустанавливающие документы и справки бюро технической инвентаризации (либо выписки из БТИ для части здания) для объектов недвижимости

Что нового?

В настоящее время Министерство финансов РФ рассматривает проект Постановления правительства РФ "О проведении в 2015 году переоценки в бухгалтерском учете крупных и средних предприятий промышленности, транспорта и связи отдельных категорий основных фондов (оборудования) с истекшим сроком полезного использования".

Проект предусматривает обязать предприятия, имеющие на своем балансе основные средства с истекшим сроком использования, провести переоценку основных производственных фондов и установить для них новый срок службы. Таким образом, увеличится база по расчету налога на имущество. По мнению правительства, это будет стимулировать техническое перевооружение предприятий и замену старого оборудования новым, современным. Какие объекты переоценивает Swiss Appraisal.


Всего три раза Правительством СССР издавались распоряжения о проведении переоценки основных средств. Переоценки 25, 60 и 72 годов были мероприятиями плановыми, обязательными для всей страны. Организациям всех отраслей спускались инструкции с подробным изложением, что и насколько нужно переоценивать, и все дружно умножали стоимость основных средств на вмененные Госпланом коэффициенты.

Через некоторое время всесоюзное статистическое ведомство «с чувством глубокого удовлетворения» сообщало о том, что фондовооруженность промышленности страны возросла на столько-то процентов.

Бухгалтеры старших поколений ещё помнят, как это происходило в постсоветский период. Обесценивание российской денежной единицы шло такими темпами, что в учете происходили самые невероятные ситуации.

Приобретенный полгода назад станок мог числиться в учете по стоимости, меньшей на порядки, чем такой же станок, купленный сегодня. Пустеющие корпуса разоряющихся заводов, благодаря тому, что в их инвентарной карточке числилась ещё советская цена, продавались дешевле легкового автомобиля, а легковые автомобили уходили с баланса предприятий по цене детской коляски.

Совминовские постановления о проведении переоценок с 1992 по 1997 годы выходили с периодичностью новогодних утренников. Бухгалтерии привычно умножали, приводя стоимостные характеристики объектов к чему-то более или менее единому, но уже через пару месяцев этот пересчет устаревал.

Да, чаще всего в истории нашей страны этот механизм становился спасительной заплатой на прорехах негодной экономической политики. Но это не отменяет действительного экономического значения переоценки, как существенного инструмента в принятии управленческих решений.

Переоценка сегодня

Сегодня порядок переоценки основных средств перестал регулироваться государством в той мере, в какой он регулировался ранее. Решение о проведении или не проведении переоценок принимает организация в процессе администрирования своей финансово-хозяйственной деятельности.

Это условие закреплено в п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н) и подтверждается нормами Налогового Кодекса Статьи №№ 256 «Амортизируемое имущество» и 257 «Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества».

В то же время самостоятельность организации в отношении переоценки не означает полную стихийность этого процесса. Порядок проведения переоценки основных средств организацией не может выходить за рамки, определенные вышеуказанными и сопутствующими им нормативно-правовыми актами п. 44 «Методические указания об учете основных средств» (утв. приказом Минфина России от 13 октября 2010 г. № 91н, с изменениями от 27 ноября 2006 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г.).

Это означает, что в тех случаях, когда компании потребовалось в каких-либо целях переоценить наличествующий имущественный капитал, сделать это она может, опираясь на единые правила.
Принимая решение о проведении переоценки, важно помнить ряд ключевых моментов. Рассмотрим их по порядку.

Порог существенности

Переоценка должна производиться в том случае, если имеет место существенная разница между балансовой стоимостью объекта и рыночной, восстановительной стоимостью аналогичного ему. Слово «существенная» выделено нами не случайно. Несмотря на то, что понятие существенности напрямую не определяется в основных нормативно-правовых актах, это значительное условие.

В Указаниях № 91-н п. 44 «Методические указания об учете основных средств» (утв. приказом Минфина России от 13 октября 2010 г. № 91н, с изменениями от 27 ноября 2006 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г.) имеется прямо высказанное требование установления существенности разницы между стоимостью основных средств, по которой они числятся на балансе, и восстановительной стоимостью.

В свою очередь, 5-процентный порог существенности в свое время был определен в объясняющей части Порядка предоставления отчетности «Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности» (утв. приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н, в ред. приказов Минфина России от 31 декабря 2004 г. № 135н, от 18 сентября 2006 г. № 115н). Несмотря на то, что данный документ утратил силу в части форм отчетности, иное трактование размера существенности на настоящий момент отсутствует, из чего можно сделать логическое заключение о его действительности.

Приведем два простых примера.

  • 1 случай. Стоимость основных средств однородной группы на 31.12.2013 г. составила 1 млн. руб.; объектов группы на 31.12.2013 г. 1,08 млн. руб. (1080000 — 1000000):1000000=.0,08 (8%)
  • 2 случай. Стоимость основных средств однородной группы на 31.12.2013 г. составила 1 млн. руб.; восстановительная стоимость объектов группы на 31.12.2013 г. 1,025 млн. руб. (1025000 — 1000000):1000000=.0,025 (2,5%)

В первом случае результаты переоценки будут отражаться на счетах бухучета, так как разница в 8% является существенной. Во втором случае разница в 2,5% признается несущественной и переоценка не производится.

В принципе, отсутствие строго предписанной нормы можно истолковывать и так, что организация имеет право на самостоятельное установление критерия существенности для изменения стоимости объектов основных фондов в результате переоценки. Если такое решение будет принято, размер критерия существенности следует прописать при составлении приказа об учетной политике.

Регулярность переоценки


Принимая решение о переоценке, в обязательном порядке нужно учитывать то, что впоследствии придется переоценивать именно эти объекты основных средств регулярно. Ограничение частоты переоценок установлено в виде годового интервала.

Из этого следует, что однородная группа основных средств может быть переоценена не чаще, чем единожды в год. Об этом говорят и ПБУ и НК. Однако ошибкой будет считать, что в обязанности организации вменяется ежегодная переоценка.

Для определения необходимости её проведения следует опираться на описанный выше механизм выявления существенности.

Метод переоценки

В большинстве источников, разъясняющих порядок ведения переоценки, до сих пор упоминается возможность применения двух методов – индексации или прямого пересчета. Происходит это, видимо, в силу инерции.

Да, в свое время существовал так называемый ИРИП (индекс реализации имущества предприятий). Этот индекс-дефлятор был введен в действие Постановлением Правительства РФ. N 315 от 21.03.1996 и регулярно публиковался в официальной прессе. Однако в 2002 году, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2002 г. № 121 Постановление № 315 утратило силу, а иные индексы не устанавливались вероятнее всего в силу того, что вступившей тогда же в силу 25 главой НК применение ИРИП не предусматривается.

В настоящее время в последней редакции ПБУ упоминание индексного метода переоценки из пункта 15 исключено. Таким образом, в настоящее время порядок проведения переоценки основных средств предполагает только метод прямого пересчета.

Базой для проведения переоценки прямым пересчетом является информация, получаемая из следующих источников:

  • Информация компаний — производителей идентичных объектов;
  • Сведения об уровне цен, полученные в государственных организациях или специальных публичных источниках;
  • Экспертная оценка независимыми специалистами

Алгоритм проведения переоценки

Переоценка основных средств мероприятие отнюдь не спонтанное. Для ее проведения необходим ряд подготовительных мероприятий, в том числе изучение наличия таких объектов, учетные стоимостные данные которых подлежат корректировке.

Приказом по организации оформляется решение о проведении переоценки, определяется состав служб или круг специалистов, которые будут задействованы, а так же утверждается перечень объектов, подлежащих переоценке.
Перечень объектов представляет собой сводные данные по объектам и включает такие позиции, как точное наименование, дату ввода в эксплуатацию и принадлежность к определенной однородной группе.

В качестве исходных данных используются информационные и учетные сведения об объекте:

  • Первоначальная или восстановительная (если объект уже переоценивался в предшествующих периодах) стоимость по состоянию на последний день отчетного года;
  • Сумма амортизационных отчислений, произведенных за время эксплуатации объекта;
  • Подтвержденные данные о восстановительной стоимости по состоянию последний день отчетного года.
  • На последнем пункте следует заострить внимание. Ранее действовала норма об отражении данных о произведенной переоценке по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным годом.
    Переоценка основного средства представляет собой пересчет его первоначальной (восстановительной) балансовой стоимости и амортизации за всё время его эксплуатации.

    Отражение результатов переоценки

    Переоценка приводит к тому, что балансовая стоимость объекта изменяется либо увеличиваясь, либо уменьшаясь.
    При увеличении (дооценка), отражение в бухгалтерском учете производится проводкой по Кт счета 83 на сумму, на которую произведена дооценка.
    При уменьшении, то есть уценке, отражение в бухгалтерском учете производится проводкой в Дт счета 91 на сумму уценки.

    Пример:
    Переоценка проводится организацией первый раз. По состоянию на 31.12.2013 балансовая стоимость группы основных средств 17 405 400 руб., рыночная стоимость – 15 301 160 руб. Амортизационные отчисления до переоценки — 7 166 400 руб. Метод начисления амортизации линейный.

    Для пересчета амортизации рассчитываем коэффициент, равный отношению рыночной стоимости к балансовой: 15 301 160: 17 405 400 = 0,88. Размер пересчитанной амортизации составит: 7 166 400 x 0,88 = 6 306 432. Разница между накопленной и пересчитанной амортизацией: 7 166 400 – 6 306 432 = 859 968. Сумма уценки определяется в виде разности уценок балансовой стоимости и амортизации: 17 405 400 – 15 301 160 = 2 104 240; 2 104 240 – 859 968 = 1 244 272

    По состоянию на 31.12.2013 производятся следующие бухгалтерские проводки:

    • Дт 02 – Кт 01 — 859 968 руб. сумма уценки амортизации;
    • Дт 91-2 – Кт 01 — 1 244 272 руб. сумма уценки группы ОС.

    В тех случаях, когда переоценка объектов основных средств уже производилась ранее, в бухгалтерском учете это будет отражаться иначе.
    Представим эти различия в виде таблиц:

    Рассмотрим очередной пример:
    По состоянию на 31.12 проводится переоценка однородной группы имущества, которое переоценивалось ранее. До новой переоценки восстановительная стоимость составляет 16 800 000 руб., амортизационные отчисления 7 200 350 руб. Рыночная стоимость на 31.12 19 400 000 руб. В предыдущую уценку на счет 84 отнесено 605 600 руб.

    Коэффициент пересчёта: 19 400 000: 16 800 000 = 1,15. Размер пересчитанной амортизации: 7 200 350 руб. х 1,15 = 8 280 402. Разница между пересчитанной и накопленной амортизации: 8 280 402 — 7 200 350 = 1 080 052. Дооценка составит: (19 400 000 — 16 800 000) — 1 080 052 = 1 519 948.

    Эта результирующая должна быть разделена на две суммы.
    Одна из них, равная сумме предыдущей уценки относится в прочие доходы.
    Вторая: 1 519 948 — 605 600 = 914 348 относится в добавочный капитал.

    По состоянию на 31.12 производятся следующие бухгалтерские проводки:

    • Дт 01 — Кт 02 — 1 080 052 руб. дооценка амортизации;
    • Дт 01 — Кт 91-1 — 605 600 руб. дооценка, равная предыдущей уценке;
    • Дт 01 — Кт 83 — 914 348 руб. остальная часть дооценки.

    Важно помнить, что при оформлении выбытия основного средства, необходимо сумму, на которую он дооценивался, списать с добавочного капитала в нераспределенную прибыль.
    В целом, набор бухгалтерских проводок в таком случае должен выглядеть примерно так:

    • Дт 20 — Кт 02 – амортизационные отчисления по выбывающему ОС;
    • Дт 01-2- Кт 01 – списание восстановительной стоимости ОС;
    • Дт 02 — Кт 01-2 – списана амортизация;
    • Дт 10 — Кт 01-2 – оприходованы комплектующие, оставшиеся при ликвидации;
    • Дт 01-2- Кт 76 – сторонние услуги по ликвидации ОС;
    • Дт 19 — Кт 76 – НДС в услугах по ликвидации;
    • Дт 91-2- Кт 01-2 – финансовый результат от ликвидации ОС;
    • Дт 83 — Кт 84 – дооценка выбывающего ОС.

    Приведенные примеры дают вполне полное представление о последовательности проведения и порядке отражения переоценок в бухгалтерском учете. С налоговым учетом результатов переоценок все обстоит гораздо проще.

    Переоценка основных средств и налоговый учет

    Говоря о влиянии результатов проводимых организацией переоценок на показатели налогового учета, необходимо сразу озвучить следующий момент: в отличие от соответствующих пунктов ПБУ, статьями Налогового Кодекса в перечень случаев, которые ведут к изменению стоимости объекта основных средств, включены достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция, техперевооружение и частичная ликвидация пункт 2 статьи 257 «Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества» НК РФ. Переоценка в этот перечень не вошла.

    Соответственно, результаты проведенных переоценок, проводимых организацией, не отражаются ею в налоговом учете. Налоговым кодексом суммы уценок и дооценок не признаются в составе доходов или расходов, учитываемых в целях налогообложения. Это подтверждается и позицией, занимаемой по этому вопросу Минфином — письма Минфина РФ от 8 июля 2011 г. № 03-03-06/1/412, от 8 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/544.

    Однако косвенное влияние на результаты налогового учета переоценка всё-таки имеет. В соответствии с пунктом 4 статьи 376 «Порядок определения налоговой базы» НК РФ налогооблагаемого имущества рассчитывается делением остаточной стоимости имущества на все первые числа месяцев года и последнее число года на количество месяцев, увеличенном на единицу.

    Таким образом, не принимаемые к налоговому учету данные переоценки всё-таки влияют на базу налогообложения в части расчета налога на имущество опосредованно, через пересчет остаточной стоимости имущества.

    Первоначальная стоимость объекта основных средств (ОС), т. е. стоимость, по которой он был принят к бухгалтерскому учету, может изменяться не только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации, но и при проведении переоценки (п. 14 ПБУ 6/01).

    Подробнее об особенностях переоценки ОС в бухгалтерском учете и отражении ее результатов расскажем в нашей консультации.

    Для чего и как часто проводится переоценка ОС

    Цель переоценки – привести информацию о стоимости объектов ОС в соответствие с рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки (п. 41 Приказа Минфина от 13.10.2003 № 91н).

    Проведение переоценки – право, а не обязанность организации. Но здесь необходимо учитывать, что если организация однажды решит переоценить объекты ОС, делать в последующем это придется регулярно, чтобы стоимость, по которой объекты ОС отражаются в учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Это значит, что если в каком-либо году стоимость изменится не существенно, переоценку можно будет не делать (п. 44 Приказа Минфина от 13.10.2003 № 91н).

    Переоценку можно проводить не чаще 1 раза в год на конец отчетного года (п. 15 ПБУ 6/01). Переоцениваться должны все объекты ОС, входящие в группу однородных объектов ОС. Однородной группой могут быть здания, сооружения, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства и т.д. Уточнить, какие именно объекты формируют группу однородных ОС, организация может в своей .

    Для проведения переоценки и отражения ее результатов потребуются такие сведения (п. 46 Приказа Минфина от 13.10.2003 № 91н):

    • первоначальная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость (если объект ОС переоценивался ранее) на 31 декабря отчетного года по данным бухучета;
    • сумма амортизации, начисленной за все время использования объекта по состоянию на эту же дату;
    • документально подтвержденные данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов ОС на конец отчетного года.

    Как отражается переоценка в бухучете

    При переоценке основных средств пересчитывается не только их первоначальная или текущая (восстановительная) стоимость, но и сумма амортизации, начисленной на конец года, в котором проводится переоценка.

    Результаты переоценки отражаются в бухучете в зависимости от того, проводилась ли ранее переоценка и к чему она привела – к дооценке или уценке активов.

    Так, сумма первичной дооценки объекта ОС зачисляется в добавочный капитал, а первичной уценки относится на прочие расходы.

    Если ранее уже проводилась переоценка, то дооценка отражается так (п. 15 ПБУ 6/01):

    • если ранее также была дооценка, «новая» дооценка относится на добавочный капитал;
    • если ранее была уценка, то дооценка текущего года в пределах прошлой уценки, отнесенной на прочие расходы, увеличивает в текущем году прочие доходы, а сверх «старой» уценки относится на добавочный капитал.

    А уценка, которая не является для организации первичной, в учете отражается так:

    • если ранее также была уценка, «новая» уценка относится на прочие расходы организации;
    • если же ранее была дооценка, то уценка текущего года в пределах прошлой дооценки, отнесенной на добавочный капитал, уменьшает величину добавочного капитала, а сверх «старой» дооценки относится на прочие расходы.

    Приведем пример отражения переоценки в бухгалтерском учете организации ().

    Первоначальная стоимость объекта ОС на 31.12.2016 составляла 613 000 руб., сумма начисленной амортизации – 91 190 руб. Срок полезного использования – 121 месяц.

    Организация приняла решение переоценить объект. Его текущая рыночная стоимость на 31.12.2016 составляет 690 000 руб.

    31.12.2017 текущая стоимость объекта основных средств снизилась до 560 000 руб. Накопленная сумма амортизация на отчетную дату – 171 074 руб.

    Получается, что уценка объекта ОС составит 130 000 руб. (690 000 – 560 000), что превышает сумму дооценки, проведенной в прошлом году. Напомним, что в соответствии с требованиями п. 15 ПБУ 6/01 уценка стоимости ОС сверх суммы дооценки относится на прочие расходы, а уценка амортизации, соответственно, - на прочие доходы. Следовательно, проводки в бухгалтерском учете организации 31.12.2017 нужно сделать такие:

    Если переоцененный объект ОС выбывает и по нему числится сумма добавочного капитала, то такая величина переносится на нераспределенную прибыль организации (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

    Дебет счета 83 – Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

    Напоминаем, что в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль результаты проведенной переоценки объектов основных средств не учитываются (

    Переоценку основных средств проводят не чаще одного раза в год. В бухгалтерском и налоговом учете результаты переоценки отражают по-разному.

    Переоценка основных средств - это изменение балансовой стоимости в связи с изменением рыночной стоимости. Переоценка основных средств проводится, чтобы установить их верную балансовую стоимость на текущий момент, приблизить балансовую стоимость к рыночной.

    По результатам переоценки ОС можно дооценить, то есть увеличить стоимость объекта и начисленную амортизацию. Другой вариант - уценить объект, тогда первоначальная стоимость и амортизация уменьшается.

    Когда нужна переоценка основных средств

    Переоценка - это право компании, а не обязанность. Организация может вообще не проводить переоценку, если укажет об этом в учетной политике. Но вначале решите, выгодна будет переоценка или нет.

    Стоимость основных средств влияет на величину чистых активов, показатель собственного капитала в организации, а также на налоговую базу по налогу на имущество (п. 1 ст. 375 НК).

    Поэтому переоценка нужна, например:

    • если чистые активы организации могут стать меньше уставного капитала. В таком случае компании грозит принудительная ликвидация (п. 4 ст. 90 и п. 4 ст. 99 ГК);
    • чтобы увеличить долю собственного капитала. Это важно, например, чтобы получить кредит в банке.

    Если перечисляете налог на имущество организаций с балансовой стоимости объекта, то выгодно будет уценить объект, чтобы платить меньше налогов.

    Как часто можно проводить переоценку

    Коммерческие организации вправе проводить переоценку основных средств не чаще одного раза в год (п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Периодичность указывают в учетной политике. Компания может проводить переоценку не всех сразу основных средств, а по группам однородных объектов. Например, переоценивать только транспортные средства или недвижимость.

    Переоценка основных средств в бухгалтерском учете

    Порядок переоценки основных средств такой. Во-первых, определите текущую или восстановительную стоимость основного средства. Она равна рыночной стоимости имущества, то есть сумме, которую бы потратила организация, чтобы приобрести сейчас точно такой же объект. Чтобы узнать рыночную стоимость имущества, обратитесь в оценочную компанию или определите цену самостоятельно на основании данных об аналогичных объектах.

    Во-вторых, издайте приказ руководителя. В нем нужно указать, как объекты планируете переоценить, на каком основании.

    В-третьих, по результатам переоценки составьте документ, где указать новую первоначальную стоимость и пересчитанную амортизацию (п. 15 ПБУ 6/01). Если переценили только один объект, оформите бухгалтерскую справку. Если несколько, удобно составить акт по результатам переоценки. Форму ведомости разработайте самостоятельно. За основу возьмите данный образец.

    В-четвертых, занесите результаты инвентаризации в раздел 3 инвентарной карточки объекта.

    В-пятых, проведите учет переоценки основных средств. Проводки по переоценке основных средств зависят от того, какой результат: дооценка или уценка основных средств.

    Дооценка основных средств: проводки

    Отражение дооценки зависит от того, первый раз организация считает восстановительный размер стоимости или нет. Сумму первой дооценки нужно отражать, используя счет 83. Сделайте проводку по кредиту счета 83 «Добавочный капитал»:

    ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 83

    Учтено проведение дооценки;

    ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 02

    Доначислена амортизация.

    Если раньше уценяли основное средство, то проводку по кредиту счета 83 сделайте только на сумму, превышающую убыток от прошлой переценки. А на сумму прошлого убытка сделайте проводку по кредиту счета 91:

    ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 91 «Прочие доходы»

    Дооценена первоначальная стоимость основного средства на сумму убытка от прошлой уценки;

    ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 02

    Доначислена амортизация;

    ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 83

    Дооценена первоначальная стоимость основного средства на сумму, превышающую убыток от прошлой переоценки;

    ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 02

    Доначислена амортизация.

    Уценка основных средств: проводки

    Проводки зависят от того, первоначальный это этап переоценки или нет. Первую уценку отразите по дебету счета 91 субсчета «Прочие расходы»:

    Уценена первоначальная стоимость основного средства;

    Уменьшена амортизация.

    Если ранее основное средство было дооценено, в прочих расходах отразите только сумму уценки, которая превышает величину добавочного капитала, образовавшегося при предыдущих переоценках. Проводки такие:

    Дебет 83 Кредит 01

    Уменьшена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства в пределах добавочного капитала, сформированного при предыдущих дооценках этого объекта;

    Дебет 02 Кредит 83 субсчет «Переоценка основных средств»

    Уменьшена начисленная амортизация по основному средству в пределах добавочного капитала, сформированного при предыдущих дооценках этого объекта;

    ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 01

    Уценена первоначальная стоимость основного средства на сумму, превышающую добавочный капитал, сформированный при предыдущих переоценках;

    ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

    Уменьшена амортизация на сумму, превышающую добавочный капитал, сформированный при предыдущих переоценках.

    Переоценка основных средств в налоговом учете

    В налоговом учете по налогу на прибыль , а также в налоговой базе по УСН результаты переоценки не учитывают (п. 1 ст. 257 НК и письмо Минфина России от 10.09.2015 № 03-03-06/4/52221). Налоговую амортизацию для расчета налога на прибыль считайте исходя из прежней первоначальной стоимости (письмо ФНС России от 23.12.2016 № СД-4-3/24772@).

    При расчете налога на имущества организаций с балансовой стоимости налог по новой стоимости считайте с года, на 31 декабря которого отразили результаты пероценки. Если считаете налог на имущество по кадастровой стоимости недвижимости, результаты переоценки не учитывайте.

    На расчет земельного налога изменение балансовой стоимости участка не влияет, поскольку земельный налог считают по кадастровой стоимости участка (подп. 1 п. 4 ст. 374 и п. 1 ст. 390 НК).