Основные проблемы экономики и способы их решения. Основные проблемы экономической организации общества и рыночный механизм их решения

Любое общество должно тем или иным путем решить три основные и взаимосвязанные проблемы:

1. Что производить, то есть, какие товары, в каком количестве и когда должны быть произведены?

2. Как производить, то есть кем, с использованием каких ресурсов и с помощью какой технологии?

3. Для кого производить продукт?

Затраты и выпуск. Часто говорится, что процессы имеют затраты и выпуск. Затраты, или факторы производства, - это товары или услуги, которые используются фирмами в процессе производства. Затраты можно подразделить на три группы: земля (и другие естественные ресурсы), труд и капитал.

Традиции, приказ и рынок. В условиях примитивной цивилизации поведение людей может определяться традициями, обычаями, передающимися от поколения к поколению. В качестве другой крайности предстает диктатор, который произвольно своими декретами или приказами решает вопросы: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО. Иной вариант – рыночная экономика, когда система цен, рынков, прибылей и убытков определяет ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить. Фирмы производят товары, которые приносят наибольшую прибыль («что»), используют средства производства, которые требуют меньше затрат («как»), потребление определяется заработной платой, доходом («для кого»).

Закон редкости. Вопрос: «ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить?» не был бы проблемным, если ресурсы были бы не ограничены. Если можно было бы производить любой товар в неограниченном количестве или если человеческие потребности были бы полностью удовлетворены, то тогда не имел бы большого значения тот факт, что какой-то товар произведен в слишком большом количестве. Тогда не имело бы значения и нерациональное соединение труда и материалов, поскольку каждый мог бы иметь все блага в нужном количестве, не играло бы роли и то, как распределяются товары и доходы.

Осуществление экономического выбора, решение основных проблем экономики требуют координации людей в их повседневной хозяйственной деятельности. Существует три различных способа координации и соответствующим им хозяйственных систем: традиционная, рыночная, административная.
Хозяйственная система - это особым способом упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных благ.
Традиционная система - система координации людей, при которой, основные проблемы экономики решаются на основе традиций, освященных временем. Т.е. из поколения в поколение традиции определяют какие продукты производить, каким образом их производить и как следует распределить полученные продукты. Главным недостатком системы является невосприимчивость нового, очень медленный технический процесс.
Рыночная система - это система стихийного безличностного регулирования, координирования поведения людей, на основе рынка.
Рынок - это универсальная форма связи между производителями потребителями благ, основанная на купле - продаже, возмездном эквивалентном обмене.
В рыночной системе никто сознательно не ставит, и не решает основные проблемы экономики, они сами по себе, случайно, спонтанно разрешаются в результате многочисленных актов купли - продажи. Поэтому такой порядок называют стихийным или спонтанным. Главными инструментами этого механизма являются: спрос, предложение, цена, прибыль, убытки, деньги, конкуренция. Необходимая потребителям информация передается с помощью ценовых сигналов.
Что производить? Решается просто. Производиться будет все, что пользуется спросом, т.е. то, что желает и может купить потребитель - покупатель. Голосование за или против того или иного блага, осуществляется безлично, деньгами. Производиться будут блага, которые покупаются. Удовлетворяться будут только обеспеченные доходом (деньгами), оплаченные потребности, безразлично какие первичные или вторичные, в предметах потребления или роскоши.
Проблема: "как производить?" решается производителем. Выбор ресурсов и способ их использования осуществляется при помощи цен и конкуренции. Производиться будет все, продажа чего обеспечивает доход. Ресурсы будут использоваться там и таким образом, где обеспечивается максимальный доход их владельцам. Борьба за ресурсы, за потребителей, за доходы - конкуренция, вынуждает производителей - продавцов продавать как можно больше товаров, по более низкой цене.
Проблема: "для кого производить" решается в пользу тех групп потребителей - покупателей, которые имеют возможность (доход) и готовы заплатить наибольшую цену. Никто не решает кому достанутся произведенные блага, все происходит стихийно на рынке.
Рынок - это спонтанный порядок, основанный на механизме колебания цен.
К достоинствам этого механизма следует отнести его личностную нейтральность (независимость от социальной принадлежности), возможность обеспечить наиболее разнообразный набор потребительских и инвестиционных благ, стимулирование экономической и творческой активности, технического прогресса. Главными недостатками можно было бы назвать нестабильность и непредсказуемость (колебание цен, доходов, коньюктуры, занятости и т.п.), не способность обеспечить производство общественных благ (безопасность, социальная инфраструктура), приоритет частных интересов, безразличие к неплатежеспособным потребностям.
Третий механизм координации - это командная или административная система - это система централизованного личностного регулирования, построенная на принципах соподчиненности - иерархии. Основные проблемы экономики здесь решаются сознательно. Инструментами этого механизма являются приказы, указы, поручения, законы, нормативы, планы, прогнозы, программы и т.д. Координация деятельности людей здесь осуществляется не на основе ценовых механизмов, а на власти руководителя или управляющих органов над подчиненными.
Что производить? Как производить? Для кого производить? В административной системе решается на основе выбранных долговременных приоритетов, разработанных программ и планов.
Механизм иерархии может иметь место как на уровне страны (государства, национальной экономики), так и на уровне отдельной фирмы.
Достоинствами административной системы является стабильность, предсказуемость; гарантированность удовлетворения потребностей на определенном уровне, независимо от платежеспособности.
К недостаткам можно отнести ограниченность в выборе благ и потребностей подлежащих удовлетворению, низкая социальная и творческая активность людей, предопределенность деятельности и результатов иерархией, слабая восприимчивость к новому, техническому прогрессу.
Достоинства и недостатки механизмов предопределяют их сосуществование, сочетание. Пределы действия стихии рынка устанавливаются трансакционными издержками, связанными с куплей - продажей (сделкой). Сюда войдут, во-первых, издержки сбора и обработки информации (цена, предмет, партнеры и т.п.), во-вторых, издержки ведения переговоров и принятия решения (разработка соглашения, придание ему юридической формы); в-третьих, издержки контроля, выполнения контракта (защита прав собственности, соблюдения условий соглашения и т.п.).
Пределы действия административного механизма, распространения иерархии устанавливаются административными издержками: во-первых, затраты на информационное обеспечение (состояния управляемых объектов, обработка получаемой информации), во-вторых, затраты на подготовку административных решений (разработка проектов, программ, нормативов, законов, приказов и т.п.), в-третьих, издержки исполнения (доведение решений до подчиненных, распределение полномочий, контроль со стороны вышестоящих органов, разработка системы стимулов и санкций).
Решение проблем с помощью того или другого механизма определяется минимальными издержками. Комбинация рыночного и административного механизма характеризует экономическую систему страны.
Крайними случаями являются: чистый капитализм, где беспредельно господствует рынок; государственный социализм, где все решения по основным экономическим проблемам принимает государство. Сочетание стихии и иерархии, рыночного и государственного административного механизмов представляет смешанную экономику.
Возможны различные варианты сочетания, которые реализуются в тех или иных странах. На выбор модели влияют и географическое положение, и природные ресурсы, и исторические условия, и традиции, и уровень развития производительных сил, и господствующая идеология.
Можно назвать несколько моделей:
1) американская или "либеральная модель капитализма". (приоритет рыночного механизма, минимальная регулирующая роль государства, резкая социальная дифференциация).
2) японская или "регулируемый корпоративный капитализм" (высокий уровень государственного воздействия на экономику, широкое использование индикативного планирования, социальная направленность).
3) шведская модель или социальная модель экономики. (значительная роль государства, государственного сектора в экономике, выраженная социальная направленность, защита малообеспеченных).
4) китайская модель или рыночный социализм (в отличие от перечисленных моделей господствующее положение занимает государство, подчиненную роль выполняет рыночный механизм.
5) германская модель или социальное рыночное хозяйство (сочетание рынка и социальной политики государства). Социальная инфраструктура смягчает недостатки рынка.
Экономическая система России может быть названа переходной от командно-административной к социально-ориентированной рыночной экономике.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию РФ

Калмыцкий государственный университет

Институт экономики и права

Основные экономические проблемы и способы их решения

Выполнил:студент 2 курса 209гр.

Специальность: юриспруденция

Минькеев О.Д.

Проверил: Кекеева З.О.

г. Элиста 2009

Введение

1. Основные экономические проблемы

1.1 Потребности и их классификация

1.2 Экономические ресурсы

1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

Заключение

Введение

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.

Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

1 . Основные экономические проблемы

Основной проблемой экономики являются:

Что? Какие из возможных товаров и услуг должны производить в данной экономической системе и в определенный период времени.

Как? При какой комбинации производственных ресурсов, с использовании какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг.

Для кого? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу.

1.1 Потребности и их классификация

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации.

Потребности так же можно определить с точки зрения пессимиста и оптимиста. Пессимист под экономическими потребностями обычно подразумевает недостаток чего-либо необходимого для человека, фирмы, общества в целом (при этом речь идет об обеспечении жизнедеятельности). Оптимисты же определяют экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Потребности, подлежащие удовлетворению, делятся на конечные (предметы потребления) и промежуточные (средства производства).

Конечные потребности - это потребности самого человека как биосоциального существа. Их можно назвать еще личными потребностями. В результате их удовлетворения воссоздается сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предметы потребления. Это пища, одежда, жилье и т.д. В результате потребления эти блага потребляются и выходят из экономического оборота.

Промежуточные потребности только опосредовано связаны с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Их удовлетворение служит к созданию новых благ. Поэтому такие потребности считают производственными, а блага их удовлетворяющие - средствами производства. В процессе потребления этих благ они не уничтожаются, а преобразуются и в дальнейшем служат для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей. Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде не существуют. Их необходимо создавать, производить, использую при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

Но экономистами часто используется несколько другая классификация. Согласно этой классификации выделяют три вида потребностей:

1. Материальные и физиологические потребности, связанные с нормальным функционированием человека как живого организма.

2. Духовные потребности.

3. Социальные потребности, связанные с потребностями в общении.

Между возникающими потребностями и степенью их удовлетворения существует взаимосвязь. Удовлетворение потребностей ведет к их возрастанию:

· Раскрываются «более высокие» уровни потребностей.

· Появляются стремление к большему удовлетворению (качественному и количественному) уже существующих потребностей.

В своей совокупности все потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны. Это значит, что потребности полностью удовлетворить невозможно. Это называется закон возрастающих потребностей.

1.2 Экономические ресурсы

Экономические ресурсы ограниченны, или редки. Под экономическими ресурсами подразумеваем все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все это включает широкий круг объектов: фабричные и сельскохозяйственные строения, всякого рода оборудование, инструменты, машины, используемые в производстве промышленных товаров и продуктов сельского хозяйства; разнообразные средства транспорта и связи; бесчисленные виды труда; наконец, последнее - землю и всевозможные полезные ископаемые. Экономисты подразделяют их на материальные ресурсы - землю, или сырьевые материалы, и капитал - и человеческие ресурсы - труд и предпринимательская способность.

· Земля - экономист вкладывает в понятие «земля» гораздо больший смысл, чем большинство людей. Понятие «земля» охватывает все естественные ресурсы - все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождение минералов и нефти, и водные ресурсы.

· Капитал - понятие «капитал» охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские, складские сооружения, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и в доставке их конечному потребителю.

· Труд - это емкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.

· Предпринимательская способность - особый человеческий ресурс. Предприниматель выполняет четыре взаимосвязанные функции:

1. берет на себя инициативу по соединению ресурсов - земли, капитала, труда в единый процесс производства товаров и услуг. Предприниматель является одновременно движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.

2. Выполняет трудную задачу принятия основных решений по ведению бизнеса, то есть тех нерутинных решений, которые и определяют направление деятельности коммерческого предприятия.

Является новатором, тем, кто вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или новые формы организации бизнеса.

3. Является человеком, идущим на риск. Это следует из внимательного изучения остальных трех его функций. В капиталистической системе прибыль предпринимателю не гарантирована. Вознаграждение за утраченное им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки, и в конце концов - банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем и деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими или своих компаньонов либо акционеров.

Поскольку данные виды ресурсов - земля, труд, капитал и предпринимательская способность - должны соединиться, чтобы произвести товары и услуги, мы называем эти ресурсы факторами производства.

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.

1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

Каковы же конкретные причины возможного вмешательства государства в экономику?

В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек (Р. Коуз) - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, это повод для ухода государства из соответствующих сфер.

Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Неоднозначность последствий монополизации (с одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к НТП; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки) создает и весьма противоречивое отношение государства к оценке деятельности монополий. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты). С точки зрения теории микроэкономики в случаях внешних эффектов наблюдается неоправданное отклонение кривых спроса и предложения соответствующих благ (и точки равновесия) от необходимого положения. При отрицательных внешних эффектах кривая рыночного предложения, основываясь на частных издержках фирм, не учитывает часть издержек общества (потери третьих лиц), в силу чего объем производства и потребления благ завышается, цены занижаются и, следовательно, наблюдается избыточное, неоплаченное и неэффективное использование части ресурсов. В случае положительных экстерналий (при преобладании рыночных отношений в сферах образования, здравоохранения, культуры) ситуация обратная: наличие неоплачиваемых выгод занижает платежеспособный спрос на товары и услуги, объем их производства и потребления, а также цены оказываются меньше необходимых обществу, ресурсы в отрасли недопотребляются. Проблема отрицательных экстерналий, как показывает теория, могла бы быть решена чисто рыночным путем (в случае нулевых трансакционных издержек), но при одном важном условии - точном выявлении всех прав собственности на все ресурсы (в том числе на чистый воздух, незагрязненную воду водоемов и проч.). Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие упомянутые издержки "третьих лиц") будут равны. Однако сложность как раз и состоит в том, что либо нулевые трансакционные издержки невозможны, либо сложно установить и распределить права собственности. В силу этого вмешательство государства в такие ситуации оказывается неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки фирм, и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении. Использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами. Таким образом, государство и в этом случае "подправляет" рыночный механизм, способствует росту эффективности экономической системы, хотя следует признать, что полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не удается.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно, возникнет проблема "зайцев".

К "чистым" общественным благам, для которых в полной мере применимы указанные свойства, можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квазиобщественные" блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч. Иногда к таким благам относят также образование, медицину, отрасли культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Общественные блага в силу их свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении последних противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении микроэкономических. Эти проблемы могут быть интерпретированы как проявления нестабильности экономики.

Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Борьба с инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания последнего также сопряжена с многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Как будет показано в следующей главе, несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики (см. гл. 18).

Необходимость стимулирования экономического роста как основы общественного прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования экономики. Рыночная система, как показывает история, достаточно часто дает сбои в этом вопросе. Политика экономического роста, осуществляемая правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реализации инвестиционных государственных программ, антициклическое регулирование. Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной политики, но весьма часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, такими как инфляция, структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в краткосрочном периоде.

В настоящей главе нет необходимости подробно останавливаться на способах решения государством тех или иных макроэкономических проблем -они достаточно подробно освещены выше, в других главах.

Обратим внимание на другое - названные причины макроэкономического регулирования фактически задают возможные цели такового, и эти цели могут быть не только взаимодополняющими, но и противоречивыми.

Достижение одной цели, как правило, и это уже показано, сопровождается ухудшением состояния экономики в каком-либо ином направлении, например, при стремлении обеспечить полную занятость может вырасти инфляция, и наоборот, борьба с инфляцией потребует как минимум на некоторое время забыть об экономическом росте и т.д. Такое своеобразное положение дел получило в экономической литературе весьма точное название - магический четырехугольник. "Углами" этого четырехугольника и являются такие цели как: стабильность цен, эффективная полная занятость населения, равновесие платежного баланса и обеспечение экономического роста. Все это, безусловно, усложняет эффективное регулирование государством экономики, так как требует выделения приоритетных целей и определенных жертв. Хорошо, если реально страна находится перед необходимостью решения только одной задачи, допустим, устранения высокой инфляции или дефицита платежного баланса, тогда потери могут быть незначительны. Другое дело, если все проблемы магического четырехугольника "наваливаются" одновременно и весьма сильно: и экономически, и политически решать их оказывается чрезвычайно сложно, так как выбор приоритетов может быть крайне болезненным для общества и ведет к обострению социально-экономической ситуации. Именно такое положение вещей весьма характерно для стран с переходной экономикой и многих развивающихся государств.

Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, как уже было отмечено, одновременно определяют и его основные цели: сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д. Эти цели, безусловно, можно уточнять, строя своеобразное дерево целей, выявлять характер связей внутри этой системы. Следует также выделить и конечную цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического характера. Трудности такого анализа, противоречия политических отношений, разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны государства. В результате такого взаимодействия рынка и государства и формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен достаточно просто: рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма различно.

А теперь обратимся к методам и механизмам участия государства в экономике, значительная часть которых также была рассмотрена в предыдущих главах. Наша задача - систематизировать эти знания, причем в основном безотносительно конкретных целей регулирования, поскольку большинство методов достаточно универсальны.

1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

Под методами государственного регулирования экономики мы будем понимать специфические для государства как общественного института способы достижения поставленных целей.

Весьма условно все методы можно разделить на две основные группы - административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов, и экономические, ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются посредством ряда административных актов. Сразу следует отметить, что оптимальное соотношение между административными и экономическими методами определить очень сложно. Ясно, что в основе такой пропорции важнейшим будет тот же принцип экономической выгоды (но не только он): если административные способы оказываются эффективнее, следует отдавать предпочтение им, если экономические - надо пользоваться именно ими, хотя расчеты подобного рода непросты. В целом, поскольку современная смешанная экономика базируется именно на рынке, то государство в первую очередь ориентировано на использование инструментов экономического характера, в большей степени гарантирующих фундаментальные ценности демократического общества, в первую очередь, экономическую свободу.

Какими же конкретно способами воздействия на экономику располагает государство?

Во-первых, это правовая система. Государство посредством законов устанавливает основные правила, по которым функционирует экономическая система, определяет сферы и методы незаконной деятельности. Нет практически ни одной сферы экономической жизни, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию - начиная от производства благ и услуг, их распределения до, в определенной степени, потребления.

Вторым методом государственного вмешательства следует упомянуть государственную собственность (в том числе на ресурсы и капитальные объекты) и государственное предпринимательство. Будучи собственником, государство берет на себя ответственность и риски за управление соответствующими системами в интересах общества в целом. Как правило, чаще всего объектами такой собственности становятся либо чрезвычайно значимые для хозяйства системы (природного или искусственного характера), эксплуатация или создание которых требует больших затрат; убыточные отрасли, поддержание которых считается необходимым в силу тех или иных причин; производство общественных благ; новые наукоемкие производства, непривлекательные поначалу для частного бизнеса в силу высоких рисков.

В этом списке могут быть электроэнергетика, атомная промышленность, системы связи, морской, железнодорожный, авиационный транспорт, угольная промышленность, академическая наука, учреждения образования, культуры, здравоохранения, месторождения полезных ископаемых, природные заповедники, леса, воды и проч.

Конкретный набор объектов государственной собственности, характер и способы управления ими вытекают из состояния экономики и целей, стоящих перед государством. Изменение этих факторов весьма часто связано с процедурами национализации либо приватизации, методы осуществления которых также различны и трудны.

В-третьих, государство в своей экономической деятельности опирается на налоговое регулирование, как минимум, две основные функции налогов - фискальная и стимулирующая - способствуют достижению разнообразных целей - от содействия инвестициям, экономическому росту, занятости, уравновешиванию платежного баланса и др., до социальных - обеспечение стандартов жизненного уровня, принципов справедливости. При этом сама налоговая система именно в силу многообразия направлений ее применения не может быть универсальной и должна меняться при появлении новых приоритетов экономического развития и быть непротиворечивой, сбалансированной.

В-четвертых, следует признать чрезвычайно высокую значимость направлений, способов расходования бюджетных средств государством. Размеры выделяемых финансовых средств отраслям, регионам, сферам непроизводственной и социальной деятельности в очень значительной степени могут содействовать их развитию либо, наоборот, свертыванию. Государственные расходы могут вызывать экономический рост, либо сдерживать его, ускорять НТП и структурную перестройку экономики, либо приводить к деиндустриализации при значительных дефицитах бюджета, содействовать прорывам в мировую экономику, либо консервировать отсталость национальной экономики. И здесь очень важно вспомнить о приоритетах целей экономической политики, так как размеры государственных расходов ограничены, а дефицит бюджета следует поддерживать в разумных пределах - 5 - 6% ВВП.

Следующим инструментом государственного регулирования является денежно-кредитный механизм: воздействие на экономику посредством изменения учетной ставки процента, норм обязательных резервов и операций на открытом рынке. Влияние на экономику в данном случае, оказывается, через деньги - своеобразную кровеносную систему экономического организма. Такое воздействие осуществляется, прежде всего, в целях достижения стабильности цен, поощрения инвестиций, антициклического регулирования, стабилизации платежного баланса и др.

Необходимость форсирования экономического роста создала также такой специфический инструмент государственного воздействия на экономику (на воспроизводственный процесс), как ускоренная амортизация оборудования, способствующая быстрому обновлению техники и создающая дополнительный спрос.

В современной смешанной экономике весьма распространены и успешно применяются методы прогнозирования и индикативного планирования, а также программирования экономики. Они позволяют сконцентрировать усилия частного бизнеса и государства для реализации каких-либо значимых для национальной экономики целей и выполнения крупных программ (региональных, структурных, научно-технических, отраслевых, внешнеэкономических). Планы и программы, как правило, имеют долгосрочный характер, не являются директивными, но обладают высокой степенью эффективности, поскольку опираются на весь комплекс мер стимулирующего характера, осуществляемый государством.

Особо следует отметить специфические методы регулирования государством внешнеэкономических связей (подробнее см. гл. 18). Это и воздействие на валютный курс, и платежный баланс (например, валютные интервенции, операции с золотом, таможенная политика), и международные договоры и соглашения, касающиеся движения товаров, капиталов, рабочей силы, валютных отношений, международной интеграции.

Приведенная классификация инструментов вмешательства государства в экономику, конечно, весьма условна. Из отмеченных методов первые два относятся преимущественно к прямым административным способам, а остальные - в основном к экономическим. Данный перечень, естественно, неполон как в смысле широты, так и глубины охвата данной проблемы.

В первом случае можно было бы отметить и другие методы воздействия государства - например, методы военной экономики, а также способы, опосредуемые иными сферами общественной жизни - через культуру, общественную идеологию и психологию, религию и пр. (известно, что влияя на общественное сознание, государство может содействовать либо пресекать нежелательные процессы и чисто экономического характера - допустим, подавлять инфляционные ожидания граждан). Во втором случае речь идет о возможной и необходимой конкретизации методов регулирования. Частично этот пробел в анализе восполнен в предыдущих главах, но в более полной мере знакомство с такими методами возможно уже только за пределами учебного курса собственно экономической теории - либо в других учебных дисциплинах, либо с помощью специальных трудов научного, методического и нормативного характера.

В заключение данного параграфа следует отметить, что все методы как прямого, так и косвенного воздействия фактически интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы не позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования (так же, как и цели, о чем сказано выше) в принципе могут противоречить друг другу, что весьма часто и обнаруживается на практике (например, несоответствие между принятыми законами и их финансированием).

Противоречивость между целями и между инструментами государственного воздействия на экономику, а также целей и инструментов между собой заставляет обратиться специально к проблемам государственного регулирования экономики. При этом обнаружится и ряд других, неизвестных пока моментов. Одновременно станет более понятна и неоднозначность оценки роли государства в различных теоретических школах, так как чем выше оценивается значимость неблагоприятных последствий государственного регулирования, тем уже трактуются его целесообразные границы.

Заключение

В своем реферате я рассмотрел основные проблемы экономической организации общества.

Это: ограниченность производственных ресурсов (труда, средств производства, земли) ставит перед обществом проблему выбора: что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию. Рациональное решение этих проблем предполагает максимальный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.

С помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей удается исследовать уровень эффективности в экономике, оптимальность избранной структуры производства и величину альтернативных издержек производства двух товаров (или групп товаров). Кривая производственных возможностей позволяет также выявить тенденцию роста альтернативных издержек производства в условиях постоянного расширения выпуска одного товара за счет переброски ресурсов из других секторов экономики.

Если экономическое развитие осуществляется на неизменной технологической основе, вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства. Относительное, а затем абсолютное сокращение производственных возможностей общества стимулирует развитие техники и технологии. Этот процесс может осуществляться эволюционным и революционным путем. Развитие технологии в любой форме нейтрализует действие закона убывающей производительности факторов производства.

Проблема экономической организации в каждом обществе решается специфическими методами. В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев. В командной экономике на первый план выдвигается централизованное планирование. В рыночном хозяйстве экономический выбор предопределяет рынок. В смешанной экономике главная роль отводится рынку, который не редко испытывает на себе влияние централизованных решений, а так же опыта и традиций страны.

Подобные документы

    Роли государства в рыночной системе. Необходимость и цели государственного регулирования экономики. Методы и проблемы государственного воздействия на экономическое развитие. Рыночные способы хозяйствования, проблемы государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    Сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики, воздействие государственного регулирования экономики на происходящие в стране экономические процессы.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Направления государственного регулирования экономики, его роль, проблемы, цели и инструменты.Модели взаимоотношения экономики и государства. Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования. Общегосударственное планирование.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2008

    Необходимость возникновения государственного регулирования в рыночной экономике на современном этапе. Прямые и обратные связи и их значимость в экономической системе. Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Роль и место государства в рыночной экономике. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования. Эволюция макроэкономического регулирования рыночной экономики. Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2015

    Понятие и сущность рыночной экономики; особенности ее развития на территории Российской Федерации. Масштабы и способы государственного вмешательства в экономическую сферу. Проблемы инновационного развития и повышения конкурентоспособности производств.

    эссе , добавлен 11.05.2014

    Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности, ее основные цели и задачи, принципы и нормативно-правовое обеспечение, механизм государственного регулирования. Способы реализации экспортного потенциала Краснодарского края, проблемы и пути решения.

    магистерская работа , добавлен 15.01.2017

    Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.

    реферат , добавлен 07.12.2016

    Понятие, необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики. Его задачи, субъекты и объекты, методы и инструменты, экономические границы. Эволюция теоретических взглядов на роль государства в развитии национальной экономики.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2013

    Теоретические основы и функции государственного регулирования экономики, его проблемы в современных условиях. Сущность и характеристика экономических теорий. Двоякая роль государства в рыночной экономике и особенности ее проявления на примере США.

Мы видели две основные модели организации экономики: основанную на рыночном механизме и командную.

Рыночный механизм - такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решении трех основных проблем экономики.

При командной экономике концентрация ресурсов определяется правительством, приказывающим индивидам и формам выполнять государственные планы.

Сегодня ни один из этих видов не отражает реальность американской экономической системы в чистом виде. Она представляет "смешанную экономику", в которой частные и общественные институты осуществляют экономический контроль: частная система посредством невидимой направляющей рыночного механизма, общественные институты - через административное регулирование и налоговые стимулы.

Рыночное решение основных экономических проблем. В рыночном механизме никто из индивидов или организаций сознательно не занимается решением триады экономических проблем: "что", "как" и "для кого". Просто производители и потребители встречаются на рынке и определяют цены и объем производства.

Не хаос, а экономический порядок. При ближайшем рассмотрении видно, что рыночная система - система не хаоса и анархии. В ней есть определенный порядок. Рыночная экономика представляет собой отработанный механизм для неосознанной координации людей и фирм через систему цен и рынков. Без централизованного интеллекта он решает проблемы, которые сегодня не могут решить самые мощные ЭВМ. Никто его ни проектирует. Он просто развивается. Как и человеческое общество, он меняется. Но он решает первейшую задачу любого общества - способность выжить.

Рыночный механизм. Каким образом работает автоматический рыночный механизм? Главное для понимания здесь то, что основные решения по ценам и распределению принимаются на рынках. Мы видим в рынке процесс, посредством которого продавцы и покупатели продуктов взаимодействуют, чтобы определить цену и количество последних.

В рыночной системе все имеет цену: каждый товар, каждая

Даже различные виды человеческого труда имеют цену, называемую уровнем зарплаты. Каждый из нас получает доход продажи и использует его для покупки того, что он хочет. Если какого-либо продукта нужно больше (скажем, пшеницы), покупатели станут больше ее покупать, продавцы поднимут цены на пшеницу, чтобы нормировать ограниченное предложение, а высокие цены заставят производить больше пшеницы. С другой стороны: что если товар (скажем, чай) имеется в количестве большем, чем люди хотят купить? Продавцы, озабоченные тем, как избавиться от запасов чая, снизят цены. По низким ценам люди будут покупать больше чая, а производители будут больше выпускать его в таких количествах. Таким образом, соотношения между продавцами и покупателями будут остановлены. То же характерно для рынка факторов производства, таких, как земля, труд, капитал.

Разрешение трех проблем. Если мы возьмем все разнообразные рынки в совокупности, то получим широкую систему, обеспечивающую равновесие цен и производства путем проб и ошибок. Посредством согласований между покупателями и продавцами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков экономике решает одновременно все три проблемы.

Первая из них - "что производить" - определяется голосованием посредством доллара потребителя... путем выбора покупки того или иного товара.

Вторая - "как производить" - определяется конкуренцией между различными производителями. Единственный путь для производителя выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль состоит в том, чтобы поддерживать издержки на минимальном уровне, используя наиболее эффективные методы производства.

Третья - "для кого производить" - обусловливается соотношением спроса и предложения на рынках факторов производства. Эти рынки определяют уровни заработной платы, ренты, процента и прибыли, т.е. источников, из которых складываются доходы людей.

Еще по теме А. Рыночное решение основных экономических проблем:

  1. 2. ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. Международное сотрудничество в решении эколого-экономических проблем
  3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
  4. ГЛАВА 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Основные экономические проблемы рынка

Замечание 1

Базовым понятием экономики является рынок и его функционирование. Без рыночного механизма не было и самой экономики, производства товаров и услуг.

Рынок решает множество экономических проблем. Но выделяют три главные проблемы:

  • что производить?
  • как производить?
  • для кого производить?

Решение первой проблемы осуществляется при ограниченных ресурсах, выбора основных характеристик товаров и услуг, которые должны быть произведены (количество, объем, номенклатура, ассортимент). Какие именно товары и услуги нужно производить, решают потребители. Выяснить мнение потенциальных покупателей помогут исследование рынка. Первоначально происходит пробная продажа товара. Если возникает спрос, то предприятие может повысить объем производства и соответственно получить большую прибыль. При отсутствии спроса, товар убирается с рынка и заменяется новым или усовершенствованным.

Вторая проблема предполагает определение предприятий, ресурсов и технологий, которые будут использоваться при производстве продукции. При решении данной проблемы учитывается конкуренция между разными производителями. Чем она выше, тем больше товара на рынке и соответственно ниже его цена. При конкуренции производители стараются уменьшать стоимость продукции, но не ущерб себе. В этом случае первоочередной задачей является снижение себестоимости, чтобы иметь возможность поставить наценку не ниже рыночной. Снижению затрат способствует применение новых и прогрессивных техники и технологий, компьютерных и телекоммуникационных систем.

Решение третьей проблемы позволяет выявить принципы и формы сбыта продукции потребителям. В этом случае большое влияние оказывает соотношение спроса и предложения на рынках средств производства. Это те ресурсы, которые используются при производстве товаров и услуг. Поэтому производители стремятся распространять свои товары на рынки, где доходы населения большие, что означает высокую покупательскую способность. Это дает возможность компаниям получить максимальную прибыль.

Важность и необходимость решения данных трех проблем связано с принципом ограниченности ресурсов и безграничностью потребностей. Поэтому главной целью является рациональное распределение экономических ресурсов для получения максимального дохода.

Методы решения экономических проблем

Замечание 2

Сознательным решением триединой проблемы (что, как и для кого производить) на рынке никто не занимается. Происходит встреча продавца и покупателя, определяются объемы производства и стоимость продукции.

Первая проблема определяется выражением предпочтений потребителей. Спрос зависит от цен на товар. Это и является мотивом для производства продукции. Покупатель приобрел товар, значит, его устраивает цена на него. Своим поведением он дал понять производителю, что его продукция пользуется спросом и можно повышать объемы выпуска.

Вторая проблема определяется конкуренцией между производителями товаров и услуг за доступные средства производства. Для удержания своих позиций, а иногда и выживания на рынке необходимо снижать издержки или устанавливать их на минимальном уровне. Поэтому компании получают запланируемую прибыль посредством минимизации издержек и применения эффективных методов производства.

Третья проблема решается соотношением спроса и предложения. В центре рынка находится потребитель, именно он диктует условия и указывает, куда направлять ресурсы.

Подобных проблем не возникло, если бы ресурсы не были бы ограничены. Потребности всегда опережают возможности, и удовлетворить их в полной мере невозможности при отсутствии необходимых ресурсов в достаточном количестве.

Методы решения этих трех проблем достаточно условны. Они включают в себя элементы различных типов экономик (традиционной, административно-командной, и рыночной). Рыночной экономики в чистом виде не существует. И только смешанные экономические системы способны решить сложившиеся проблемы на рынке.

Социально-экономические проблемы рынка

Благоприятное развитие любого государства зависит от того, насколько она способно сочетать личные интересы каждого гражданина и общественные потребности. Главное не подавить частные потребности, что может привести к развалу даже самой развитой экономики. Поэтому следует найти подходящие формы и методы реализации общественных интересов с помощью действий людей, которые обусловлены личными интересами. Это означает, что необходимо ставить людей в такие условия, при которых их частные цели можно достичь через прямое или косвенное удовлетворение интересов общества.

Любая страна превыше всего ставит принцип гуманизма. Политика России, являющейся социальным государством, направлена на создание благоприятных условий для жизни и развития граждан. Любое общество неоднородно, поэтому социальная политика государства ориентировано на согласование интересов и создание устойчивых отношений между различными социальными сообществами. Одним из главных направлением политики страны является именно социальное обеспечение и обслуживание населения (выплата пособий, предоставление льгот и субсидий).

Замечание 3

Социальная политика тесно связана с экономикой страны. Она позволяет стимулировать экономический рост и подчинение производства интересам граждан, усиление трудовой миграции, обеспечение достойного уровня жизни и социальной защиты населения.

Основными социально-экономическими проблемами, которые решает государство и общество, являются:

  • обеспечение единства территорий государства, охраны границ и поддержание обороноспособности;
  • сохранение общественного порядка, борьба с преступностью;
  • проблема занятости населения;
  • вопрос социальной справедливости и социальной гарантии;
  • обеспечение нормальных условий жизни и деятельности населения от рождения до старости;
  • отсутствие равенства в доходах различных социальных групп;
  • защита интересов потребителей;
  • защита семей, материнства и детства.

Решение вышеперечисленных проблем требует значительных ресурсов, грамотной и эффективной политики государства.

Любое общество должно решить на всех уровнях экономики три основные взаимосвязанные проблемы:

  • что производить?
  • как производить?
  • для кого производить?

Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике.

Для решения второй задачи следует определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция.

Решение третьей проблемы определяется принципами и формами распределения созданного продукта между потребителями.

Необходимость решения трех перечисленных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости, противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В этих условиях для субъектов микроэкономики главной целью становится наиболее рациональное распределение ресурсов для получения максимальной экономической выгоды. Механизм решения основных экономических проблем имеет свои особенности, определяемые типом экономической системы, утвердившейся в данном обществе: рыночной, командной или смешанной.

Современные экономические системы различных стран являются смешанными , в разной степени сочетающими действие свободного рыночного механизма с государственным регулированием экономики. Для понимания функционирования смешанной системы следует знать основы действия рыночного механизма.

В свободной рыночной системе товары и услуги производятся людьми в соответствии с их частными интересами и целями, ради собственной выгоды и без централизованного руководства. Рыночная конкурентная экономика представляет собой механизм неосознанной координации субъектов экономики в масштабе общества через систему свободных цен и рынков. Свободная рыночная система — это саморегулируемая система.

Действие конкурентного рыночного механизма основано на том, что решения по ценам и распределению товаров и услуг принимаются на свободных рынках в зависимости от соотношения спроса и предложения . При этом одновременно решаются три основные экономические проблемы общества в целом.

Решение проблемы “Что производить?” определяется прежде всего голосами потребителей посредством имеющихся у них денег при выборе покупки тех или иных товаров и услуг. Тем самым выясняется спрос на данное экономическое благо. Однако на рынке спросу всегда противостоит предложение, которое во многом зависит от издержек производства конкретного товара.

Главным фактором, определяющим решение проблемы “Как производить?” является конкуренция между производителями. Она требует снижения издержек производства для увеличения прибыли, что предполагает использование достижений научно-технического прогресса.

Решение проблемы “Для кого производить?” зависит от соотношения спроса и предложения на рынках ресурсов (факторов производства). На этих рынках формируются доходы людей: заработная плата, рента, процент, прибыль — все, что определяет их возможности приобретать те или иные экономические блага. Характер распределения и размеры доходов во многом зависят от распределения собственности в данном обществе.

Действие рыночного механизма основано на установлении соответствия между спросом и предложением товаров и услуг на рынке.