Общая характеристика экономики франции. Роль и место франции в мировой экономике

Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой (на примере Франции)

Введение

В последние годы заметно повысилась интенсивность интеграционных процессов в Европе - создан экономический и валютный союз ЕС, введена единая европейская валюта евро, значительно расширился состав ЕС, - и Франция сыграла в этом очень важную роль. Национальные интересы Франции в большинстве случаев совпадают с развитием европейской интеграции вширь и вглубь, а потому она, как и более полувека назад, остается в рядах наиболее активных и последовательных участников европейского строительства. Соответственно позиция Франции по актуальным вопросам развития ЕС, включая принятие Конституции Евросоюза, ее более тесное взаимодействие с отдельными государствами ЕС, в первую очередь с Германией, представляют растущий интерес для России, внешнеэкономические связи которой все более ориентируются на расширенный Евросоюз.

В последние годы Россия сделала многое для преодоления прежней политической и экономической нестабильности, и в сегодняшней ситуации открываются большие возможности для иностранных инвестиций в России.

Сотрудничество между двумя странами охватывает целый ряд перспективных экономических отраслей, в том числе авиастроение, космонавтику, телекоммуникации, инновационную сферу, сельское хозяйство и фармацевтическую промышленность.

Многие крупные французские объединения уже поняли, что российский рынок – это рынок будущего. Например, такие крупные корпорации как, «Рено», «Ашан», банк «Сосьете Женераль» и другие французские компании успешно развивают свою деятельность на территории России в течение последнего десятилетия.

Актуальность темы работы определяется важной ролью Франции в развитии мировой экономики и международной торговли, а также торгово-экономического партнера России.

Целью данной работы является изучение тенденции российско-французского торгово-экономического сотрудничества в период стабилизации и повышения динамики отечественной экономики, а также ситуации, когда Франция выступает крупнейшим партнером России, причем и в геополитической, и в торгово-экономической сфере, и одновременно конкурирует с нашей страной на мировых рынках.

Особый интерес в условиях активизировавшейся дискуссии о путях и методах модернизации российской экономики представляет изучение французского опыта индикативного планирования, госрегулирования, повышения эффективности публичных предприятий, государственного стимулирования экспортной деятельности и инвестиций.

Кроме того, во Франции очень развита промышленность, энергетика, туризм, транспорт, телекоммуникации. Наконец, сфера обслуживания стала одной из движущих сил развития национальной экономики, благодаря банкам, торговле и туризму.

I. Экономика Франции

I .1. Общая краткая характеристика экономики Франции .

Франция - высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском союзе, по ВВП на душу населения стабильно входит в первую мировую десятку. Традиционная особенность французской экономической политики - большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях - нефтегазовой промышленности, транспорте. Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговля - 20 %, сфера услуг - 9 %). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %). Франция занимает четвертое место в мире по уровню экономического развития и по объему экспорта. Соответственно, уровень жизни в этой стране – один из самых высоких на планете. По уровню сельскохозяйственного производства Франция занимает первое место среди стран Европейского Союза, опережая Германию. Она также занимает второе место в мире, после Соединенных Штатов, по экспорту сельскохозяйственных товаров.

Франция занимает 4-е место в мире по экспорту капитала и 5-е - по объему промышленного производства. Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности - машиностроение, в том числе автомобилестроение, электротехническое и электронное (телевизоры, стиральные машины и другие), авиационное, судостроение (танкеры, морские паромы) и станкостроение. Франция - один из крупнейших в мире производителей химической и нефтехимической продукции (в том числе каустической соды, синтетического каучука, пластмасс, минеральных удобрений, фармацевтических товаров и другого), черных и цветных (алюминий, свинец и цинк) металлов. Большой известностью на мировом рынке пользуются французские ювелирные изделия, парфюмерия и косметика, вина, сыры (производится около 400 сортов). Франция - один из крупнейших вЕвропепроизводителей сельскохозяйственной продукции, занимает одно из ведущих мест в мире по поголовью крупного рогатого скота, свиней, птицы и производству молока, яиц, мяса. Главная отрасль сельского хозяйства - животноводство мясомолочного направления. В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство.

Валовый внутренний продукт имеет значение в 2,84 трлн. евро (2008).Проект бюджета на 2010 год предусматривает «минус» 8,5 %, а общая сумма долга Франции – 84% ВВП. Прогноз ВВП Франции +1,2% в 2010 году. Дефицит бюджета во Франции в следующие годы побьет все рекорды. Вторая после Германии по экономическому потенциалу страна еврозоны выходит далеко за пределы Маастрихтских критериев. Они устанавливают верхнюю границу дефицита бюджета на уровне 3% валового внутреннего продукта. Нагрузка на экономику будет огромной. В следующем году Франции придется заплатить 42,4 млрд. евро лишь процентов по долгам, но поскольку сейчас кризис, Париж может не бояться санкций из Брюсселя. Французы сознательно идут на рекордный рост дефицита в надежде на быстрое выздоровление экономики. В следующем году Париж рассчитывает на минимальный рост - 0,75%, а в 2011 г. - на 2,5%. Единственное ограничение - сокращение числа госслужащих. В следующем году потеряют работу почти 34 тысячи сотрудников коммунальных администраций.

Как сообщал BFM.ru, в I квартале 2009 года ВВП Франции снизился на 1,2% по сравнению с последними тремя месяцами 2008 года. По сравнению с данными за I квартал 2008 года ВВП страны упал на 3,2%. Во IIквартале 2009 года ВВП уменьшился на 0,3%. Валовой внутренний продукт Франции вырос в III квартале 2009 года на 0,3% в квартальном исчислении. ВIVквартале 2009 года ВВП увеличился на 0,5 %.

Франция участвует во многих мировых и региональных международных организациях:

    в Организации Объединённых Наций с 1945 г.;

    постоянный член Совета Безопасности ООН (то есть обладает правом вето);

    член ВТО;

    страна-инициатор в Секретариате Тихоокеанского Сообщества;

    член Комиссии Индийского Океана;

    ассоциированный член Ассоциации Карибских Государств;

    ведущий участник Франкофонии с 1986 г.;

    в Совете Европы с 1949 года;

    член ОБСЕ.

В 2009 году уровень безработицы во Франции – 9,3% от экономически активного населения.

Франция одна из крупнейших капиталистических держав; она расположена в западной части Европейского материка. Территория Франции - 552 тыс. км2, а население - около 46 млн. чел. С юга страна омывается теплыми водами Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У 1западных берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн Атлантического океана. А от северной соседки - Великобритании - Францию отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке, во Фландрии и Арденнах, Франция граничит с Бельгией и Люксембургом. Далее, к востоку, высятся куполообразные вершины Вогезов. Здесь проходит франко-германская граница. Достигнув р. Рейна, пограничные столбы круто поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая гора Западной Европы - Монблан (4810 м).

Альпийские хребты прорезаны глубокими и довольно широкими долинами, удобными для сообщения. На юго-западе лежит менее высокая, но труднодоступная горная система Пиренеев. Она образует естественную границу Франции с Испанией и небольшим государством Андоррой.

В 1980-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986г.Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. -- 5,7% ВВП мира.

В начале ХХ века французская экономика в своем развитии отставала от мировых лидеров. Индустриализация в стране шла более низкими темпами. Если в 1900г. Доля промышленной продукции в ВВП у США составляла 27,9%, у Германии - 23,4%, у Великобритании - 22,4%, то у Франции она не превышала 14%.

После первой мировой войны Франция превратилась из кредитора в должника, в 60-х гг. она потеряла свои колонии. В результате основным источником экономического роста стала промышленность. Основная деятельность по структурной перестройке экономики пришлась на 1946 - 1973 гг. Этот период получил название “тридцатилетия славы” сопровождался высоким экономическим ростом, который в среднем составлял 5,2% в год.

Французскую социально-экономическую модель принято называть дирижистской, или этатистской (от французского “Etat” - государство). Основополагающим признаком данной модели является интенсивное государственное вмешательство в экономику. Государство одновременно выступает как крупный предприниматель, осуществляет административное регулирование экономики и финансирует всеохватывающую систему социального обеспечения.

Административное регулирование экономики осуществлялось с помощью пятилетних индикативных планов, в которых централизованным образом определялись объемы и структура инвестиционных потоков. Например, первый план (1947 - 1952 гг.) выдвигал приоритет развития базовых отраслей: добычи угля, электроэнергетики, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и транспорта. Второй план (1953 - 1957 гг.) предусматривал общее равномерное развитие экономики. А согласно третьему плану (1958 - 1961 гг.), нужно было за 4 года обеспечить увеличение ВВП на 20%. Разработкой индикативных планов занимался Комиссариат планирования. В существовавшие при нем комиссии входили крупные министерские чиновники, эксперты, а также руководители крупных предприятий и союзов предпринимателей. Официально эти планы носили рекомендательный характер, но фактически их исполнение было обязательно как для государственного, так и для частного сектора. С конца второй мировой войны на протяжении практически 40 лет государство осуществляло административный контроль над ценами, который был законодательно отменен только 1 декабря 1986 года, правда с некоторыми исключениями. В сфере государственного регулирования остались тарифы за электричество и газ, плата за проезд в железнодорожном транспорте и метро, тарифы за услуги здравоохранения и лиц свободных профессий (например, нотариусов), квартирная плата и цены на 80% сельскохозяйственной продукции.

Доминирование в обществе мелких собственников и сильные позиции государства в экономике обусловили вторую особенность социально-экономической модели Франции - отставание по степени концентрации капитала от мировых лидеров. По данным журнала Forbes, в сотню крупнейших ТНК мира входит всего 7 французских компаний, в то время как количество американских компаний составляет 29, японских - 9, немецких - 11 и британских - 11. При этом важно отметить, что крупнейшая по активам американская компания Citigroup занимает 1-е место в иерархии, японская Mizuho Financial - 2-е, немецкая Allianz Worldwide - 6-е, британская Barclays - 10-е, а французская BNP Paribas - только 14-е. При этом остальные 6 французских компаний занимают соответственно 25-е, 26-е, 29-е, 80-е, 85-е и 93-е. Для сравнения среди первых двадцати компаний присутствуют 5 американских, 4 Японских, 3 немецких и 3 британских.

Экономическая модель французской экономики имела целый ряд достоинств. Централизованное перераспределение финансовых ресурсов и государственные инвестиции обеспечили быстрый экономический рост в течение трех десятилетий. Средний темп прироста ВВП составил в 50-е гг. 4,5%, в 60-е гг. - 5,8%, в 70-е гг. - 2,6%(стр.154 Учебный курс по основам эконом.теории).Быстрыми темпами увеличивался ВВП на душу населения. По данным ОЭСР, по ППС в ценах 1990г. этот показатель составил 3 855 долл. в 1946г., 7 875 долл. в 1961г., 15 183 долл. в 1981г. и 21 092 долл. в 2001г. Благодаря государственной поддержке “национальных чемпионов” произошло укрупнение французских компаний. Индикативное планирование, определявшее направление и пропорции экономического роста, позволило значительно увеличить французский экспорт и его промышленную составляющую.

Франция является одним из примеров стабилизации экономики за счёт государственного влияния, что является довольно характерным для развития стран. Эта страна - одна из ведущих западных держав, занимает седьмое место среди всех стран мира - 4,7% совокупного ВВП при 1% населения.По размерам территории и населения,она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. На долю Франции приходиться 17% промышленного и 20% сельхозхозяйственного производства Западной Европы (стр. 205 Основы эконом.теорий).

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. - 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 80-е гг., уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила10%.Французскаяпромышленность по-прежнему имеет недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющему спросу на рынка.

Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи.

Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов. Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сотни крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к наибольшей.

Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг., в основном ориентируются на сферу услуг и торговли. В черной металлургии две крупнейшие компании “Юнизор” и “Сасилор” сосредоточили 70% производства стали, “Компани женераль д"электрисите” (КЖЕ), “Томсон” -- 50% производства электронного и электротехнического оборудования, “Рено” и “Пежо” -- почти все производство автомобилей. “ПешиниЮжин-Кюльман” (ПЮК) и “Иметаль” -- почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходили одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые привели к созданию огромных по мощи ТНК. Так, “Иметаль” объединил 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании “Рено” -- почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее. Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания “Пешине” превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма “Ашет” -- в ведущего издателя журналов в мире, фирма “Кабль де Лион” вышла на первое место в мире в производстве электрических кабелей. Электротехнический концерн “Томсон” занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе -- по производству бытовой электроники. “Иметаль” занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании “Аэроспасиаль” и “Дассо-Бреге” заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности. Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В список ста крупнейших компаний вошли 8 французских объединений.

Французские банки всегда активно участвовали в деятельности промышленных компаний через систему участия во владении акционерным капиталом, используя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды. Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы “Нариба”, “Союз”, группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политике. Интересы крупнейших компаний при этом отстаивал Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство. Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 1970-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в регулировании и программировании экономики, в распространении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 1980-е гг. произошло изменение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на правительственном уровне, что, прежде всего, проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор сосредоточил 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие банковские группы “Париба” и “Сосьете женераль”, индустриальные гиганты “Сен-Гобен”, “Компани женераль д"электрисите”, финансовая компания “Тивас”, военно-промышленная компания “Матра”, финансовая группа “Сюэз”.

Государственный сектор во Франции и в настоящее время является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством. Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ.

Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между Францией и другими ведущими странами. Со второй половины 1980-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки. Правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор, с этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 1970-х гг. .

Франция -- высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском союзе и стабильно входит в первую мировую десятку.

Реальный темп роста ВВП :

  • · В 2010 году 1,5%
  • · В 2009 году -- 2,5%
  • · В 2008 году 0.7%

Традиционная особенность французской экономической политики -- большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях -- нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий). Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговля -- 20 %, сфера услуг -- 9 %). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство -- 20 %, оно обеспечивает более 30 % рабочих мест, 40 % инвестиций, 80 % экспорта. Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (десятое место в мире по выпуску автомобилей Список_стран_по_производству_автотранспортных_средств), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС.

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его -- частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50 % продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко ценится из-за качества.

Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные нужды. В 1998--2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель и вправе заключить индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих часов и сверхурочных

В 2007 году товарооборот с Россией составил 16,7 млрд евро по данным французской статистики, 16,4 млрд долл. по данным российской статистики.

Таблица 2 - Экономические показатели

ВВП (номинальный)

1.646 трл. евро, то есть 84.5% ВНП страны. Данные на 30.06.2011)) (2011)

ВВП по ППС

2,097 триллион (2008)

Место по ВВП по ППС

всего: 8-е

на душу населения: 38-е

ВВП на душу населения по ППС

ВВП по секторам

сельское хозяйство: 2,2%

промышленность: 20,3%

сфера услуг: 77,4% (2008)

Инфляция (ИПЦ)

Население за чертой бедности

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

0,952; 10-е место в 2005

Экономически активное население

28,5 миллиона человек

Занятое население по секторам

сельское хозяйство: 3,8%

промышленность: 24,3%

сфера услуг: 71,8% (2005)

Уровень безработицы

7,2% / 7,5% (Европейская Франция / Европейская Франция + ЗД, 1-й квартал 2008)

Основные отрасли

машиностроение, химическая, автомобильная, авиационная, электронная, лёгкая, пищевая

Внешняя торговля

761 миллиард (2008)

Статьи экспорта

машины и транспортное оборудование, авиация, пластмассы, химикаты, лекарства, железо и сталь, напитки

Партнёры по экспорту

Германия (14,9%), Испания (9,3%), Италия (8,9%), Соединённое королевство (8,1%), Бельгия (7,3%), США (6,1%), Нидерланды (4,1%) (2008)

833 миллиарда (2008)

Статьи импорта

машины и оборудование, автомобили, неочищенная нефть, авиация, пластмассы и химикаты

Партнёры по импорту

Германия (18,9%), Бельгия (11,4%), Италия (8,4%), Испания (7,1%), Нидерланды (7%), Соединённое королевство (5,6%), США (4,4%), Китай (4%) (2008)

Государственные финансы

Государственный долг

74,6% ВВП (2010)

Внешний долг

$4,7 трлн. (июнь 2010)

Государственные доходы

1 150 миллиардов (2006)

Государственные расходы

1 211 миллиардов (2006)

Экономическая помощь

10,6 миллиардов (2007)

Франция (Французская Республика) - крупнейшее государство Западной Европы по площади (около 550 тыс. км 2) и пятая страна в мире по экономическому потенциалу (ее ВВП в 2014 г. составил 2,7 трлн долл.). Франция - высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объему экономики она занимает второе место в ЕС (после Германии) и стабильно в различных рейтингах входит в первую мировую двадцатку стран по самым разным показателям (к примеру, в рейтинге стран по уровню развития человеческого потенциала она, по данным ООН, в 2014 г. двадцатая, но по эффективности системы здравоохранения - первая). Численность населения страны - 66,3 млн чел., ВВП на душу населения - 36 тыс. долл, (по паритету покупательной способности).

К сожалению, во втором десятилетии XXI в. Франция, возглавляемая президентом-популистом Франсуа Олландом, имеет многочисленные проблемы в своем развитии: се экономика и промышленность находятся в состоянии стагнации, близкой к рецессии; уровень безработицы превышает 10%, а основные показатели государственных финансов выходят за рамки допустимых критериев, принятых для стран ЕС (дефицит бюджета более 4% ВВП, уровень государственного долга превышает 90% ВВП).

Если учесть, что население страны за период 2007-2013 гг. увеличилось более чем на 2 млн чел., уровень доходов на душу населения в условиях, когда экономика так и не вышла на предкризисную траекторию роста, заметно снизился. В результате государство вынуждено повышать налоговые ставки. Последнее вызывает все возрастающее количество стачек и забастовок в стране, а также отток наиболее состоятельных граждан (среди них отмечаются и такие известные личности, как Жерар Депардье) за границу. Ситуацию также осложняют быстрорастущие долговые обязательства Франции, а также рекордно высокие уровень и количество безработных в 2013 г.

К традиционно слабым сторонам французской экономики относятся:

  • достаточно высокая безработица, особенно среди молодежи и в заморских территориях;
  • хронический дефицит бюджета с 1981 г.;
  • зависимость экономики от государственного сектора;
  • большой размер внешнего долга;
  • относительно низкий уровень внедрения технологий в промышленность;
  • слабая экспортная база и, как следствие, отрицательное сальдо торгового баланса.

Слабые стороны экономики Франции стали более очевидны после вступления страны в еврозону, в рамках которой Франция продолжает терять конкурентоспособность из-за дорогого, относительно качества ее продукции, евро. Подавляющее большинство населения (97%) - французы, но в последнее время, как и в Германии, наметилась тенденция к притоку в страну рабочих-иностранцев. Иностранная рабочая сила насчитывает во Франции около 2,1 млн чел., а вместе с членами семей всего иностранцев во Франции оказывается до 5 млн чел.

Основные природные ресурсы Франции - железная руда, каменный уголь, бокситы, природный газ, уран, вольфрам, тальк, свинец, олово, серебро. Очевидно, что по этим позициям у Франции есть приоритет перед Германией. Для Франции характерен также широкий диапазон климатических условий, позволяющий развиваться и морским курортам, и центрам горнолыжного спорта и альпинизма. Богатая история и культурное наследие Франции делает ее самой посещаемой страной для иностранных туристов, а столица государства - Париж - «праздник, который всегда с тобой», по выражению Эрнеста Хемингуэя.

Франция была основоположником процесса европейской интеграции. На ее территории находится одна из столиц Европейского сообщества - Страсбург, в котором расположен Совет Европы, Европейский парламент и руководящие органы ЕС. Многочисленные международные организации расположены также в Париже, в частности штаб-квартира ОЭСР. Франция заботится и о культурном и политическом единстве франкоговорящих стран, находясь во главе мировой франкофонии.

Франция играет видную роль в мировой политике. Именно она послужила своеобразным посредником между НАТО и Россией, когда в Париже было получено согласие России на расширение НАТО на восток. Франция занимает свою собственную, отличную от США, позицию на Ближнем Востоке, поддерживая арабский мир. Франция - давний экономический и внешнеполитический партнер России, добрососедские отношения между Францией и СССР развивались даже в период холодной войны. Кроме того, в самые острые периоды украинского кризиса (2014-2015) президент Франции Ф. Олланд наряду с канцлером Германии А. Меркель принимал активное участие в посредничестве между Россией и Украиной в рамках Нормандской четверки (Россия, Германия, Франция, Украина). И наконец, Франция - наиболее последовательный приверженец модели социально ориентированного рынка.

Экономическая система Франции напоминает немецкую. Здесь действует социально ориентированная модель экономики, в центре которой находится «государство благоденствия» (фр. I’Etat providence). Именно из-за большой роли государства в экономике такую систему довольно часто называют и этатистской моделью. Не случайно один из бывших премьер-министров страны, Эдуард Балладюр, назвал Францию государством планирования (I’Etat planificateur ), подразумевая плановый характер французского этатизма и весьма существенную роль государства в экономике.

О значительной роли государства в экономике Франции говорят следующие факты. Государство перераспределяет во Франции более половины ВВП. Количество занятых в государственном секторе составляет четверть всего числа занятых. Крупнейшие французские ТНК - это прежде всего предприятия с государственной долей участия, такие как Elf Aquitain/Total (добыча и переработка нефти), Renault (автомобилестроение), Thomson (электроника), Aerospatiale (самолеты Airbus и ракеты Апапе).

Социальное рыночное хозяйство с элементами этатизма сглаживало отрицательные черты капитализма во Франции, поскольку государство стояло на защите интересов трудящихся. Сильные традиции социальнорыночной экономики, особенно в послевоенный период, способствовали значительным завоеваниям французов в социальной сфере.

Однако современная экономика Франции развивается в новых условиях: глобализация мирового хозяйства и объединение Европы оказывают значительное влияние на национальную экономику. Для успешного глобального развития теперь необходима либерализация экономики, отмена избыточного внутреннего регулирования, а также новые технологии, которые могут служить научно-технической базой экономического роста. В основе мирового научно-технического прогресса в настоящее время также стоят серьезные структурные изменения в экономике, предполагающие изменение регулирующей роли государства.

Франция, но сути, страдает от тех же проблем, что и Германия: экономическому развитию страны сильно мешает система социальных гарантий, значительное различие между государственным и частным секторами, утечка умов и проблема государственных финансов.

Система социальных гарантий имеет своим следствием высокую нагрузку на государственные финансы. После отставки президента-гене- рала Шарля де Голля в 1969 г. французы добились значительных завоеваний в социальной сфере, с которыми не спешат расставаться. В частности, заработная плата в государственном секторе превышает уровень оплаты труда в частном бизнесе. Государственные служащие не могут быть сокращены, в 50-55 лет выходят на пенсию (при том, что минимальный пенсионный возраст в стране составляет 60 лет), уровень их пенсии превышает уровень заработной платы. Пособия но безработице также превышают средний уровень заработной платы в стране.

Такими социальными гарантиями Франция гордится, но эту гордость омрачают процесс старения населения и растущая безработица (уровень безработицы в стране превышает 10% экономически активного населения). При этом высокие социальные гарантии предполагаются только в государственном секторе экономики - заработная плата в частном секторе во Франции ниже, а социальных гарантий, свойственных государственному сектору, там практически нет. Тем временем сильные профсоюзы угрожают общенациональными забастовками при малейшем наступлении правительства на достигнутые социальные завоевания.

Социальные гарантии финансируются в первую очередь за счет налогоплательщиков. Причем высоки не только косвенные и индивидуальные подоходные налоги, но и социальные взносы предпринимателей. Так, если в США социальные взносы составляют 10% ВВП, в Швеции - около 15%, а в Великобритании - и вовсе чуть выше 6%, то Франция здесь идет впереди планеты всей: на социальные взносы приходится до пятой части ВВП страны. Грузом на трудящихся ложатся пенсии и пособия по безработице. Работающие французы содержат массу пенсионеров и безработных, причем на некоторых предприятиях один работающий уже содержит не только себя и свою семью, но и как минимум двух пенсионеров.

Различие между государственным и частным сектором экономики существует не только в уровне заработной платы и гарантий. Изначально экономической идеологией страны было поощрение занятости в государственном секторе и едва ли не отрицательное отношение к частному предпринимательству. Наиболее престижной до сих пор считается государственная служба, на которую стремятся поступить все французы, а желающих заняться частным предпринимательством или работать в частной фирме насчитывается относительно немного. Высшие учебные заведения страны в первую очередь ориентировались на профессиональную подготовку государственных служащих. Частное предпринимательство было загнано в угол высоким уровнем налогов и предвзятым отношением государства к частному бизнесу. Даже в сфере НИОКР государство оказывает всемерную поддержку и субсидирует общественный сектор, а венчурный бизнес - реальный двигатель научно-технического прогресса и прикладных технологий - не поощряется.

Отсутствие внимания государства но отношению к развитию технологической базы объясняется еще и тем, что государственные служащие не слишком заинтересованы в повышении качества своей работы, в высвобождении путем применения новой техники и новых методов управления высокооплачиваемых рабочих мест в общественном секторе. Таким образом, французская модель управления страдает неэффективностью, поощряя произвол и коррупцию в среде государственных чиновников, и серьезно сдерживает научно-технический прогресс.

Франция страдает и от утечки мозгов. Оторванность системы высшего и профессионального образования во Франции от проблем развития частного бизнеса приводит к тому, что выпускники учебных заведений очень часто, не найдя работу в государственном секторе, остаются безработными. Государственные учебные заведения Франции не способны гибко реагировать на спрос на рынке труда, в связи с чем выпускникам очень трудно адаптироваться в частном секторе экономики, а также вообще найти работу во Франции. Из-за этого наиболее перспективная и хорошо образованная молодежь страны не находит спроса па рынке труда Франции и предпочитает работу за границей, в том числе в США и Великобритании.

Все перечисленные выше процессы, а также индикаторы состояния национальной экономики снижают уровень конкурентоспособности Франции как в мире, так и в Европе. Высокая стоимость французской рабочей силы точно так же, как и в Германии, делает производство во Франции невыгодным и для национальных, и для зарубежных компаний. Капитал стремится покинуть Францию и найти страны с более благоприятным уровнем налогообложения и более гибким рынком труда. Высокие налоги и отсутствие стимулирующей научно-технической политики государства приводят к нехватке инноваций во французской экономике. Назревает очевидный вывод, что социально-рыночная модель экономики Франции нуждается в структурной перестройке. В противном случае экономическое и научно-техническое развитие страны может серьезно замедлиться.

Хотя экономика Франции пережила в 1990-х - начале 2000-х гг. несколько волн реформ, включая и приватизацию государственного имущества, и попытку сокращения уровня налогового бремени, однако итоги этих реформ оказались достаточно скромными. Кроме того, правительство Ф. Олланда своими действиями, в том числе декларированием курса на повышение налогов для наиболее обеспеченных французов (в том числе успешных предпринимателей), во многом свело на нет позитивные итоги предыдущих лет. Таким образом, Франция все еще нуждается в новой экономической политике, направленной на оздоровление ее экономики и финансов.

Примечательно, что французское общество в целом настроено по отношению к возможным переменам негативно. Принятый под давлением большинства избирателей Закон о 35-часовой рабочей неделе вредит национальной конкурентоспособности (ранее максимальная продолжительность рабочей недели составляла во Франции 39 часов). Государственный контроль предусматривает окончание всех работ ежедневно в 18:30, а нарушители подвергаются высоким штрафам. Не случайно компании - производители программного обеспечения, в которых рабочее время не нормируется, из-за своей обеспокоенности таким законодательством перевели свои подразделения из Франции в другие страны.

Серьезные опасения но-прежнему продолжает вызывать высокий уровень безработицы в стране. Примечательно, что французские безработные в большинстве своем (особенно из числа эмигрантов) не желают работать, получая высокие пособия от государства. Даже при увеличении ассигнований на науку Франция отстает от ведущих стран по уровню развития информационных технологий, особенно по развитию глобальных информационных сетей. Французы менее активно изучают иностранные языки, чем жители других европейских стран, и в связи с этим имеют ограниченный доступ к современным информационным технологиям, где большая часть ресурсов формируется на английском языке.

Размышляем самостоятельно

Подумайте о позитивных чертах развития французской экономики. Какие из них, на ваш взгляд, стоило бы взять на вооружение России?

Из-за таких нерешенных проблем в экономике страны продолжают нарастать трудности. Если экономический рост в конце 1990-х гг. оказался для Франции довольно успешным (его темпы составили 3,1%), то в начале 2000-х гг. темпы роста снизились до 2-2,5% при сохраняющейся высокой безработице, а в 2014 г. рост ВВП Франции составил только 0,4%.

На долю сельского хозяйства во Франции приходится 1,9% ВВП, промышленности - 18,7% ВВП, а сфера услуг производит 79,4% ВВП (данные 2013 г.). Очевидна постиндустриальная ориентация экономики и довольно высокая доля сферы нематериального производства.

По объему выпуска продукции сельского хозяйства Франция занимает среди развитых стран третье место, а в Европе - первое. Треть всей сельскохозяйственной продукции страны поступает на внешний рынок. Франция входит в тройку ведущих производителей - экспортеров вина, сыров, ячменя, молока, сливочного масла.

Среди отраслей французской промышленности на мировом рынке получили признание следующие:

  • аэрокосмическая промышленность;
  • военная промышленность;
  • общее машиностроение и металлообрабатывающая промышленность;
  • автомобилестроение;
  • цветная и черная металлургия;
  • электронная и электротехническая промышленность;
  • атомная энергетика;
  • фармацевтика и парфюмерия;
  • химическая промышленность;
  • транспортное машиностроение.

Франция делает ставку на наукоемкость своего промышленного производства, в частности занимает первые места в мире по производству железнодорожного подвижного состава (скоростные поезда TGV - Train a Grande

Vitesse), самолетов {Airbus, Falcon, Mirage), ракет (Ariane ), в атомной энергетике (вторая в мире после атомной промышленности США). Франция обладает передовыми технологиями по обработке редкоземельных металлов (германий, радий, хром, титан). Неоспоримы ведущие позиции страны в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологиях и микроэлектронике. В производстве делается упор на высокой концентрации, преобладании крупных производителей. Франция активно заимствует передовой зарубежный опыт, растут темпы прямых инвестиций французских ТНК в США, что открывает Франции доступ к новаторским технологиям и рынкам.

Из сферы услуг стоит выделить развитие во Франции туризма и финансов. Франция активно экспортирует туристические услуги, привлекая множество туристов со всего мира, а также активно экспортирует капиталы (особенно долгосрочные) в США, Великобританию, Испанию, Италию, Германию.

В сфере внешней торговли Франция имеет достаточно крепкие позиции. Страна имеет большую внешнеэкономическую ориентацию в своем развитии: доля экспорта и импорта приближается к четверти объема ВВП. Это шестой в мире экспортер и импортер товаров, четвертый в мире экспортер и импортер услуг. Товарный экспорт в 2014 г. составил 583 млрд долл. (3,1% мирового), а импорт - 679 млрд долл. (3,6%). Общий объем экспорта услуг - 263 млрд долл. (5,4% мирового), а импорта - 244 млрд долл. (5,1%).

Заметим, что в 2014 г. режим санкций, введенный ЕС против России на фоне развития украинского кризиса, ударил и по французскому экспорту: Франция по политическим причинам была вынуждена остановить передачу уже готовых вертолетоносцев Mistral России (сумма сделки оценивалась в 1,2 млрд евро, которые Франция возместила в августе 2015 г.).


Введение

Административно - территориальное устройство Франции

Экономическая политика Франции

Отраслевая структура экономики Франции

1 Промышленность

2 Сельское хозяйство

4. Внешнеэкономические связи Франции

1 Внешняя торговля

2 Экономические отношения с Российской Федерацией

Заключение

Список литературы


Введение


В последние годы в российской экономике произошло много изменений как положительных, так и отрицательных. И наше правительство, изучая экономическое становление многих зарубежных государств, видя их достижения и успехи, почему - то крайне мало уделяет внимания именно истории этого экономического становления, и в частности, трудностям и проблемам, связанным с этим. Не надо забывать о том, что процветающие и высокоразвитые страны не сразу стали такими. Им потребовалось много времени и сил, чтобы добиться таких значительных успехов, которыми они могут сейчас гордиться.

Франция как раз является одной из таких стран и является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском союзе <#"justify">Целью данного реферата является рассмотрение и анализ экономического положения Франции. Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи :

-изучить, проанализировать и обобщить литературу по теме реферата;

-раскрыть административно-территориальное устройство Франции;

-рассмотреть экономическую политику Франции и выявить ее особенности;

-выявить основные отрасли экономики и внешнеэкономические связи Франции (в том числе и с РФ).


1. Административно - территориальное устройство Франции


Франция - самое большое государство в Западной Европе общей площадью 551 тыс. кв. км. Имеет владения в Америке, Африке и Океании общей площадью 127 тыс. кв. км.

На северо-востоке Франция граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке - с Германией, Швейцарией и Италией, на юго-востоке - с Монако, на юге - с Испанией и Андоррой. На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и Ла-Манш, на западе Бискайским заливом Атлантического океана, на юге - Средиземным морем.

Франция - это государство в Западной Европе. Площадь европейской части Франции, включая остров Корсика в Средиземном море и другие мелкие прибрежные острова, составляет 543965 км2. Столица - город Париж.

Столица - Париж (в пределах Большого Парижа проживает свыше 10,6 млн. чел.), другие крупные города - Лион, Марсель.

Численность населения в 2006 г. - 61,6 млн. чел. Для Франции характерны высокие показатели рождаемости, среднегодовой прирост населения в 2000-2003 гг. составлял 0,6%.


2. Экономическая политика Франции


Франция <#"justify">Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая седьмое место среди всех стран мира - 2,2% совокупного ВВП при 1% населения (2009 г.). По размерам территории и населения, она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу).

Экономическая политика Франции нацелена на укрепление международного политического и экономического влияния Франции. Несмотря на сокращение предпринимательской деятельности государства в период "неолиберальной революции" 80-90-х гг.. XX века, и сегодня государство - крупный предприниматель, сохраняется, хотя и в измененном виде, экономическое общенациональное программирование. Послевоенная модернизация сопровождалась бурным развитием промышленных концернов и финансово-промышленных групп. Решающую роль в промышленности сегодня играют всего 20 крупнейших Федеральных Промышленных Групп (ФПГ - совокупность юридических лиц, либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции. Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн <#"justify">Традиционная особенность французской экономической политики - большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях - нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий). Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговля - 20 %, сфера услуг - 9 %). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).


3. Отраслевая структура экономики Франции


В 2008 г. в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве производилось 2,2% ВВП, в промышленности - 20,6%, в сфере услуг - 77,2%.


.1 Промышленность


На высоком уровне находятся электротехническая отрасль (первое место в мире по производству электрокабеля, важная роль в производстве и экспорте оборудования для электростанций, в том числе атомных, и др.), авиационно-космическое производство , где Франция успешно конкурирует с США. На втором месте во французской промышленности - химический комплекс , к которому примыкают всемирно известные парфюмерные производства, косметика, фармацевтика, резиновая промышленность. Третье место - у текстильно-швейных отраслей , долгое время профилировавших во французской экономике, а сейчас переживающих серьезные трудности.

Ведущую роль в промышленности играет машиностроительный комплекс . Первое место внутри комплекса занимает автомобильная промышленность . Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании - частная "Пежо-Ситроен" и государственная "Рено" обеспечивают соответственно 4 и 5%. Также выросла доля продукции машиностроения (до 31%), главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях.

Большие изменения происходят в топливно-энергетическом комплексе , основное из них - рост атомных электростанций. Производство электроэнергии на них в последние годы превышает 500 млрд. кВт ¦ ч, что ставит Францию на второе место в мире после США. А по доле АЭС в общем производстве электроэнергии (84%) Франции принадлежит первое место в мире мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций .

Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект "Арианспейс" обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.

Добывающая промышленность переживает глубокий структурный кризис, почти полностью прекращена добыча угля, железной руды, бокситов.

Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес "старых" производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно "новых индустриальных стран". Большое место занимает пищевая промышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.

Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши .

По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отставание отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечивающих модернизацию производственного аппарата на базе новейшей техники. Это прежде всего в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. На Францию приходится только 8,9% совокупного производства товаров передовой технологии одиннадцати наиболее развитых стран (ФРГ - 11%, Великобритании - 7,8%). Она значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения характеризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металлообрабатывающего оборудования.

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство - 20 %, оно обеспечивает более 30 % рабочих мест, 40 % инвестиций, 80 % экспорта.


.2 Сельское хозяйство


Франция - крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. Сельское хозяйство становится частью второго в мире агропромышленного комплекса, полностью обеспечивающего основные потребности страны в продовольствии и активно участвующего в международной торговле. В последние годы на экспорт поступает примерно треть продукции сельского хозяйства Франции. На долю сельского хозяйства приходится примерно 4% ВВП и 6% самодеятельного населения страны, но оно дает 25% продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономической структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий - 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность.

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его - частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады.

Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существует специализированный банк "Креди Агриколь" с отделениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширения производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения перепроизводства.

На долю растениеводства приходится 49% стоимости продукции сельского хозяйства. Большое развитие получило зерновое хозяйство (особенно посевы пшеницы), виноградарство и виноделие (Франция делит с Италией первое и второе места в мире), овощеводство и садоводство. Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым - пшеницы, вина и мяса. Развито производство сливочного масла (второе место в мире) и сыроварение.

Более 50 % продукции даёт животноводство <#"justify">4. Внешнеэкономические связи Франции


Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. В нешнеэкономические связи Франции в послевоенные годы расширились, укрепились международные позиции французских финансово-промышленных групп, в том числе в ЕС, где Франция наряду с Германией является лидером.


.1 Внешняя торговля


Растет экспортная квота французской экономики (до 30% в 90-е гг.). Франция увеличила свой удельный вес в мировой торговле до 6-7%, что обеспечивало ей четвертое место в мире. Но в последние годы по размерам экспорта ее опередила Великобритания, а в 2003 г. и Китай. В 2008 г. объем экспорта товаров составил 490,0 млрд. долл. Франция экспортирует примерно половину продукции промышленности (автомашины, электротехника, авиационная и аэрокосмическая техника, оружие, оборудование для скоростного железнодорожного транспорта, химические товары, изделия парфюмерии, высокой моды и др.), экспортируется значительная часть продукции сельского хозяйства (вина, коньяки, продукция птицеводства, сыры, пшеница и др.). Импорт (в 2008 г. - 533,0 млрд. долл.) состоит в основном из нефти, природного газа, цветных металлов, деловой древесины и бумажной массы, продовольствия, промышленного оборудования. В торговле оборудованием Франция имеет активный баланс - ее экспорт существенно превышает закупки за рубежом.

Наибольшее значение во внешней торговле Франции имеют связи со странами ЕС (особенно с Германией, Италией, Бельгийско-Люксембургским экономическом союзом, Великобританией). Важную роль играет торговля с США, Японией, Китаем, странами Африки. Укрепляются связи со странами Среднего и Ближнего Востока и Латинской Америки.

Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им.

Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической - 55%, сельскохозяйственном машиностроении - 50%, производстве ЭВМ и средств информатики - 49%, точном приборостроении - 36%. Большинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли. В производстве ЭВМ ведущее положение занимают американские "ИБМ" и "Хэниуэлл", в сельскохозяйственном машиностроении - "Интернэшнл Хавестер", "Катерпиллер", "Дир энд К°".

В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. За счет финансовой поддержки со стороны государства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны. Объем накопленных прямых инвестиций Франции в других странах в 2002 г. составил 497 млрд. долл. (третье место в мире). На зарубежных предприятиях французских ТНК работают 2,45 млн. чел. Вырос и объем иностранных инвестиций во Франции, достигнув 267 млрд. долл. в 2002 г.

Состояние платежного баланса страны в последние годы улучшается, и текущий платежный баланс положителен.

экономический политика франция рынок

4.2 Экономические отношения с Российской Федерацией


Франция поддерживает достаточно устойчивые экономические отношения с Российской Федерацией. По размерам товарооборота она занимает девятое место среди партнеров России.

После сокращения торговли в период кризиса в России 1998 года объем товарооборота достиг в 2003 году 4,5 млрд. долл. и тем самым превысил лучшие показатели 1997 г. - 3,2 млрд. долл. В 2008 г. франко-российский товарооборот достиг уровня 13,5 млрд. долл. Растут и французские инвестиции в российскую экономику. По данным за первое полугодие 2005 г. доля Франции составляла 3,3% общего объема капиталовложений десяти крупнейших инвесторов, что ставило ее на восьмое место. В первом полугодии 2006 г. показатели Франции возросли до 6,8%. Она переместилась на шестое место. В первом полугодии 2007 г. Франция стала третьим инвестором, обеспечивая 9,9% общего объема капиталовложений десяти крупнейших инвесторов.

В российском экспорте во Францию 40% приходится на нефть и нефтепродукты, 30% - на природный газ. Важное место занимают также металлы, лесные, целлюлозно-бумажные и потребительские товары, некоторые химические продукты. Машино-техническая продукция составляет лишь 2-3% стоимости экспорта.

Доля оборудования во французских поставках в Российскую Федерацию составляет 15-20%. Важное место в импорте занимают потребительские товары, в частности ткани, обувь, одежда, парфюмерия, продовольствие, напитки.

Как по объему, так и по структуре торговые связи не соответствуют возможностям и потребностям экономики обеих стран.

В последние годы во Франции и России растет заинтересованность в расширении торговли и других форм сотрудничества.

В 2008 году <#"justify">Заключение


Изучив, проанализировав и обобщив литературу по теме данного реферата можно сказать, что прежде чем стать высокоразвитой страной, Франция пережила много кризисов и подъемов. С годами эта страна приобретала опыт, совершенствовалась, но снова и снова появлялись трудности и проблемы, которые нужно было решать.

В данном реферате было рассмотрено административно- территориальное устройство Франции, ее экономическая политика, поэтому можно сказать, что экономическая политика Франции нацелена на укрепление международного политического и экономического влияния Франции.

Здесь мы выявили основные отрасли экономики и внешнеэкономические связи Франции (в том числе и с РФ).

Таким образом, было получено довольно полное представление о работе экономики Франции и были замечены такие тенденции как: стремление Франции к концентрации и централизации капитала, его экспорту и импорту; интернационализация производства, сокращающееся воздействие государства на все уровни экономики, с помощью отмены валютного контроля, снижения налогов; импорт технологических новинок и другие. Экономическая политика правительства Франции может в какой то степени послужить и отечественной экономике, в частности в таком аспекте как поощрение мелкого бизнеса, на который во Франции тратится довольно много средств.


Список литературы


1.Абрамов Е. Л. Краткая характеристика экономики Франции //Вопросы экономики. 2004. № 6.

Басовский Л. Е. Мировая экономика: Курс лекций. - М., 2006.

Веснин Н. Р. Экономическая политика Франции //Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 4.

Забелин В. Г. Внешняя торговля России: Учебник. - М., 2008.

Кудров В. М. Мировая экономика: Учебник / Рос. ин-т социал. связей. - М., 2005.

Орешкин В. А. Мировое хозяйство и внешнеэкономические связи России. - М., 2006.

Рогов А. П. Экономическое положение Франции //БИКИ. 2006. № 105.

Страны мира: Краткий политико-экономический справочник. - М., 2007.

Ширай В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб. пособие. - М., 2003.

(В тексте работы в квадратных скобках указаны номера источников из вышеуказанного списка)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.