Неценовые методы регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики матин александр алдырбасович

В современной экономической теории и практике существуют два основных метода регулирования естественных монополий: к ним можно отнести ценовые и неценовые методы. К неценовым методам регулирования естественных монополий относятся: 1 .Организационно - экономические методы (стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально конкурентного и естественно - монопольного сегментов в рамках одной компании); 2.Методы, развивающие конкуренцию (выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию и перевод оставшихся в конкурентную сферу, организация торгов за франшизу (франчайзинг));3.Ограничительные методы (обязательное обслуживание определенных групп потребителей; ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов);4.Неформальные методы.

(Законодательством предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1. ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня.

2. неценовой метод - через определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Кроме того, субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту и сообщает через средства массовой информации о принятых решениях, в частности относительно введения, изменения, прекращения регулирования деятельности субъектов; о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него; о применяемых методах регулирования в отношении конкретного субъекта. В свою очередь, субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию.

^ Стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов. Данный метод основывается на классической предпосылке, что все товары и услуги должны иметь определенный стандарт качества в производстве и конечном выпуске. Например, выпуск труб для газотранспортной системы должен отвечать стандартам прочности (воздействие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и т.д.), а несоответствие данным требованиям может повлечь отказ потребителей от покупки продукта и потери потребителя.

^ Обязательный аудит. Универсальность подхода данного метода позволяет осуществлять регулирование и на естественно-монопольном рынке. Суть метода широко известна в экономической науке и практике: проверка и контроль финансовых потоков, соответствие бухгалтерской отчетности принятым стандартам.

^ Выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию. Суть метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в отдельно функционирующую компанию со своим руководством и владельцем. Другая же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на рынок и конкурирует с другими производителями.

^ Ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно- монопольного сегмента в рамках одной компании. Данный метод регулирования по своей структуре схож с предыдущим. Содержательный принцип двух методов одинаков: выделить естественно - монопольный сегмент, но во втором случае - не в отдельную компанию, а в отдельный субъект финансовой отчетности. Компания – монополист, имеющая раздельный баланс по определенным конкурентным и «чисто» естественно- монопольным сегментам, имеет ряд преимуществ перед просто разделенной компанией по сегментам. Эффективность состоит в том, что компания выступает как единая производственная система с уже отлаженной структурой «производство – сбыт».

^ Организация торгов за франшизу (франчайзинг) . Суть этого метода регулирования заключается в создании условий для благоприятного функционирования отрасли посредством торгов. Ставятся определенные условия перед компаниями – претендентами, удовлетворяющие оптимальному функционированию отрасли, как для потребителей, так и для будущих производителей. Условия могут включать стоимость услуг или продукта для конечного потребителя, систему поставок, наличие у фирмы-претендента опыта ведения бизнеса в данной отрасли и т.д. Из всех претендентов выбирается один, отвечающий всем параметрам отборочной комиссии. При этом все основные фонды находятся в собственности государства. Условия договора предполагают получение компанией прибыли без ущемления финансовых интересов потребителей. Эффективность организации торгов за франшизу достаточно высока, поскольку в отрасли ведет хозяйственную деятельность опытная компания, знающая все тонкости производственного процесса. Компания выступает как единая отрасль, выполняя функции производства, сбыта продукции конечным потребителям и имея все возможности для устранения технических и финансовых проблем.

^ Обязательное обслуживание определенных групп потребителей. Содержание метода достаточно четкое: компания - естественный монополист обязана оказывать услуги определенным группам потребителей без учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В определенную группу потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, здания силовых ведомств и т.д.), а также социально значимые объекты жизнедеятельности.

^ Ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов. Объективная необходимость в использовании указанного метода регулирования очевидна в силу следующих причин: контроль государства над стратегически важной отраслью (в том числе через своих представителей в совете акционеров, кадровые назначения, через систему государственных заказов и т.п.); обеспечение энергетической безопасности национальной экономики; поддержание приемлемых для российских потребителей (домашних хозяйств и предприятий реального сектора) цен, а, следовательно, повышение конкурентоспособности российской продукции; реализация такой важной задачи, как газификация российских регионов (особенно в сельской местности), а также сохранение внешнеэкономических рычагов влияния на экономическое и социально- политическое развитие других стран и мировое развитие в целом. Использование указанного метода продиктовано также последствиями экономической обстановки начала 90-х годов, когда происходила стихийная (необдуманная) приватизация большинства объектов государственной собственности, в том числе и тех, которые имели стратегическое значение для России. В более широком плане указанный метод может трактоваться как выбор определенной формы собственности.

^ Неформальные методы. Неформальными следует считать те методы, которые основаны на реализации «неформальных правил», то есть действующих вне сферы официальных законов и контрактов. Применительно к изучаемой нами проблеме, это выражается в существовании неформальных методов неценового регулирования естественных монополий. Их действие принимает следующие формы:

Административно – бюрократические (командно – административные) формы: субъективистское воздействие властных органов (федеральных, региональных, местных) на политику естественных монополий, исходя из принципа целесообразности (политической, социальной или коррупционной);

Кадровые формы: расстановка на руководящие посты в компаниях - монополистах лиц, лояльных политически или персонально руководителям власти;

Реализация интересов определенных коммерческих структур (нередко в сговоре с представителями власти), что, в частности, принимает форму разной степени доступности фирм к инфраструктуре, особенно на региональном и местном уровнях;

Обременение естественных монополистов непрофильными функциями (чаще всего по «рекомендации» властных структур): дополнительные социальные нагрузки, поддержка определенных кандидатов и партий (особенно в период выборов), содержание СМИ и т.п.

Выполнение крупнейшими компаниями – естественными монополистами, играющими важную роль на мировых рынках, политических задач, которые затрагивают интересы страны в отношениях с другими странами.

Конкретные виды неформальных методов еще более разнообразны. Но главное состоит в том, что указанные методы занимают большое место в реальном регулировании естественных монополистов в России, хотя и не афишируются.

Стоит отметить, что при всей эффективности и практичности неценовых методов регулирования их использование должно осуществляться во взаимодействии с ценовыми методами регулирования, поскольку оба метода регулирования отражают целостную экономическую картину хозяйственной деятельности естественной монополии. Создание оптимальной экономической системы, адекватной специфике страны, способно сократить количество применяемых методов регулирования - как ценовых, так и неценовых. Данная предпосылка является относительной в силу того, что требует множества изменений (социально - политических, экономических), которые происходят достаточно медленно.)

Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора.

Картель - объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, - соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.

Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего звена. Соглашения достигаются в результате встреч и договоренностей руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются во всех странах мира. Однако из-за развития антимонопольного (антикартельного) законодательства уже не осталось таких картелей, которые были образованы в начале XX в. Сейчас соглашение об образовании картеля практически не оформляется договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Речь идет о распространении скрытой формы картелей.

Для картеля характерно наличие следующих признаков:

· договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);

· сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

· объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;

· совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;

· наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

Модель картеля - представляет собой крайний случай кооперированной олигополии.

Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке. Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:

· принципа установления цен;

· раздела рынков сбыта;

· квот производства и сбыта участников;

· обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.


Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать ОПЕК (Организацию стран-экспортеров нефти). На внутреннем рынке во многих странах в настоящее время картели являются незаконными, и если образуются, то действуют нелегально.

Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.

27. Особенности рынка с естественной монополией. Виды естественных монополий

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

В зависимости от путей возникновения, характеристик рынков, на которых возникает монополия, и особенностей производства у монополиста можно выделить следующие виды монополий:

1. Инновационная монополия. Возникает, когда какое-то лицо создает кардинально новый продукт (а соответственно и новый рынок), который защищен от копирования патентами и другими правами.

2. Географическая монополия. Возникает, когда один из производителей имеет гораздо более выгодные условия по выходу на географически отделенный от прочих рынок, чем остальные. Это может быть связано с географической близостью производителя к рынку, так и с наличием барьеров, например таможенных, на входе на рынок.

3. Монополия победителя. Это монополия фирмы, выигравшей в конкурентной борьбе, хотя бы и за счет создания картеля.

4. Естественная монополия. Т.е. монополия возникающая потому, что существование хотя двух производителей на рынке неэффективно. Естественную монополию ниже мы рассмотри поподробнее.

Естественные монополии можно разделить на:

1. Государственные монополии. Они возникают тогда, когда государство передает какие-то свои функции отделенному от него лицу.

2. Инфраструктурная монополия. Понятно, что это монополия связанная с инфраструктурой, например водо-, газо- и электроснабжение.

3. Технологическая монополия. Возникает тогда, когда оптимальный масштаб производства близок к величине рыночного спроса.

28 и 29(ценовые и неценовые методы регулирования естественных монополий)

В современной экономической теории и практике существуют два основных метода регулирования естественных монополий: к ним можно отнести ценовые и неценовые методы. Ценовые методы регулирования выступают основой регулирования естественных монополий, поскольку, были разработаны и внедрялись в практическую жизнь активнее, чем неценовые. Именно данный факт предопределил широкое распространение разнообразных форм ценового регулирования. Неценовые методы по времени возникновения совпадают с ценовыми методами, но на практике и в распространенности применения уступают ценовым методам. Основной причиной сложившейся ситуации является, на мой взгляд, неочевидность экономических результатов от внедрения неценовых методов в краткосрочном периоде и наличие административного характера в воздействии на предприятия естественных монополистов.

Можно выделить следующие виды ценовых и неценовых методов регулирования. К основным ценовым методам регулирования естественных монополий относятся следующие:

1 .Установление цен (тарифов) или их предельных уровней.2. Регулирование нормы прибыли.3. Блочные тарифы.4. Ценовое регулирование при ограниченной мощности. 5.Определение цены на уровне издержек.

К неценовым методам регулирования естественных монополий относятся:

1 .Организационно - экономические методы (стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально

конкурентного и естественно - монопольного сегментов в рамках одной компании);

2.Методы, развивающие конкуренцию (выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию и перевод оставшихся в конкурентную сферу, организация торгов за франшизу (франчайзинг));3.Ограничительные методы (обязательное обслуживание определенных групп потребителей; ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов);4.Неформальные методы.

Стоит отметить, что ценовые и неценовые методы регулирования можно охарактеризовать как "прямые" и "косвенные" методы регулирования. Прямое регулирование непосредственно влияет на экономического агента или группу агентов, а косвенное регулирование на окружающую экономическую инфраструктуру агентов, тем самым, создавая определенные правила поведения в их экономической деятельности. Данный подход позволяет определить степень воздействия ценовых и неценовых методов регулирования на экономику предприятий естественных монополистов, что в результате способствует эффективной оценке самих методов регулирования.

Само регулирование естественных монополий, как мера государственного воздействия на бизнес, необходима для соблюдения баланса интересов между потребителями (домашние хозяйства и крупные промышленные потребители) и инвесторами (государственные и частные инвесторы, ожидающие положительный результат от вложенных средств); для определения справедливого тарифа на услуги естественных монополий; для сокращения издержек и повышения финансовой прозрачности; для повышения эффективности работы; для улучшения обслуживания потребителей, надежности поставок и создания конкурентных условий там, где позволяет технологическая структура отрасли.

Ориентированность на рыночные методы регулирования естественных монополий в Западных странах определила основные тенденции в развитии ценовых форм регулирования, поскольку именно в этих странах зарождались и развивались все основные методы - как ценовые, так и неценовые (Западная Европа - конец 19 века, США - начало 20 века). Практическое внедрение ценовых методов регулирования показало, что и они не лишены изъянов, в свою очередь это потребовало развития и внедрения неценовых методов регулирования. Стоит учитывать и особенности каждой страны (природно-климатические условия, концентрация производственных мощностей и т.д.), в которой применяется метод регулирования.

Исторически первые шаги в регулировании естественных монополий предпринимались в странах Западной Европы и США.

Так, Великобритания была одной из первых стран Западной Европы, в которой предпринималась попытка регулирования естественных монополий1. Регулирующим органом выступал Парламент, а позднее и специально созданные регулирующие комиссии. В целом опыт по государственному регулированию естественных монополий в Великобритании составил более чем столетнюю историю.

В странах континентальной Европы долгое время предприятия естественных монополий находились в руках государства (1940 гг. - конец 1970 гг.) и только в конце 1970-х годов стала преобладать политика по либерализации отраслей естественных монополий, в результате стали появляться частные компании, конкурирующие между собой в отрасли. Причиной данной ситуации во многом стал послевоенный период, когда требовалась жесткое вертикальное управление основных отраслей экономики с целью восстановления страны и народного хозяйства. В настоящее время в большинстве стран Западной Европы сохранилась преобладающая роль государственной собственности в отраслях естественных монополий, но управление этими отраслями передано на конкурсной основе независимым компаниям, которые имеют как государственную, так и частную форму собственности. В Германии, Франции, Великобритании преобладает в большей степени частная собственность в отраслях естественных монополий, а в Швеции, Дании, Австрии, Италии, Швейцарии государственная форма собственности.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

ФАКУЛЬТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА АНТИКРИЗИСНОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Государственное регулирование естественных монополий

Выполнила:

студентка 3 курса

факультета НиМЭ

132 группы

Скорченко Виктория

Проверила:

доц., к.э.н., Михненко Т.Н.

Ростов-на-Дону,

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРИРОДЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ…5

1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………5

1.2 НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИ……………....................................................9

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ……………………………….12

2.1 МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ ПРИ ЦЕНОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ……………………………………………….12

2.2НЕЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ……………………………………………………………………….18

ГЛАВА 3. ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА………………………………………………21

3.1 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ……………………………………..21

3.2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ……………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования состоит в том, что в условиях рыночной экономики важную роль имеет государство, а точнее его антимонопольная политика, преследующая цель восполнить один из «провалов рынка» - возникновение монопольной власти на товарных и ресурсных рынках. Однако в экономике существуют такие отрасли, где конкуренция по объективным причинам невозможна или неэффективна. Между тем отсутствие действенных конкурентных механизмов и угроза злоупотреблений экономической властью субъектов естественных монополий заставляет государство создавать специальную систему регулирования, направленную на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Цель курсовой работы изучить сущностную характеристику моделей государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть сущность понятия и видов естественных монополий;

- выявить необходимость государственного регулирования естественных монополий;

- определить модели деятельности естественных монополий при ценовом регулировании;

- раскрыть неценовые методы регулирования естественных монополий;

- проанализировать особенности государственного регулирования естественных монополий в России;

- исследовать историю становления и перспективы развития естественных монополий в России.

Объектом курсовой работы является система государственного регулирования деятельности естественной монополии в Российской Федерации. Предметом исследования выступает регулирование естественных монополий.

Информационной базой курсовой работы послужили учебники и учебные пособия по микроэкономическому анализу, государственному регулированию, организации отраслевых рынков, опубликованные данные и рабочие материалы, интернет-ресурсы, характеризующие особенности государственного регулирования естественных монополий и рассматривающие практический опыт России и зарубежных стран в данном вопросе.

Курсовая работа имеет следующую структуру : введение, заключение, три главы, каждая из которых включает параграфы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРИРОДЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Существует огромное количество различных рыночных состояний. Они могут быть охарактеризованы сквозь призму конкурентного и монополистического начал. Все это позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. В общем виде монополия – это рыночная ситуация, при которой одна фирма действует в условиях отсутствия значимых конкурентов и обладает весомой рыночной властью. Наряду с монополиями, существует рыночная форма - естественная монополия.

Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.

Рис. 1.1 Экономическая природа естественной монополии.

Как видно на рисунке 1.1., причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы.

Эта экономия от масштаба может объясняться особенностями технологических условий производства.

Спрос на рынке может быть удовлетворен единственным производителем с меньшими издержками, то есть в случае однопродуктовой естественной монополии проявляется эффект экономии от масштаба производства, а многопродуктовой естественной монополии – эффект экономии обусловленный величиной набора предоставляемых услуг. В последнем случае производство в пределах одной фирмы имеет более низкие издержки, чем если бы общий выпуск был распределен между несколькими фирмами.

Так как причины, обусловливающую подобную монополию, не зависят от действия людей, такая монополия и называется естественной.

Ди Лоренцо считает, что теория естественной монополии - экономическая фикция. По его мнению, история так называемой «общественной инфраструктуры» сводится к тому, что в конце XIX и начале XX столетий в инфраструктурных отраслях имела место ожесточенная конкуренция, которая не нравилась производителям. Они добились от правительства предоставления им монопольного статуса, а затем, при поддержке ряда видных экономистов, было задним числом сконструировано теоретическое обоснование этой монополизации.

Таким образом, такие монополии возникли раньше обосновавшей их теории. Крупномасштабное, капиталоемкое производство представляет собой абсолютно необходимый аспект процесса конкуренции. Если рассматривать конкуренцию как динамический процесс соперничества предпринимателей, то тот факт, что один из предпринимателей в данный момент времени добился наименьших издержек, сам по себе не будет иметь практически никакого содержательного значения.
Лоренцо также утверждает, что теория естественной монополии антиисторична. Не существует никаких свидетельств, подтверждающих, что сюжет «естественной монополии» когда-либо имел место. Не существует ни одного достоверно известного случая, ни одной истории о том, как некий производитель добился низких издержек в долгосрочной перспективе и тем самым установил перманентную монополию. Во многих отраслях, так называемых инфраструктурных монополий в конце XIX и начале ХХ в. существовали десятки конкурирующих фирм.
Как указывает А.Н. Варламова, понятие естественной монополии имеет нечто общее с рядом неизвестных российскому праву, но широко используемых за рубежом понятий, а именно «служба, необходимая всем», «публичная служба», «служба общего экономического значения», «сетевая служба».

В этой связи она делает, в частности, следующие выводы:
1. Публичная служба (а также служба всеобщего экономического назначения) не ограничивается естественно-монопольными сферами. Деятельность, относящаяся к службе всеобщего экономического назначения, и тем более к публичной службе, намного шире деятельности, имеющей естественно-монопольный характер. Вместе с тем, подобно естественным монополиям, публичные службы и службы всеобщего экономического назначения могут и должны иметь специальное регулирование.
2. Ограничение конкуренции допустимо в различных видах деятельности, которые имеют публичный характер, а не только в естественно-монопольных видах бизнеса. Вместе с тем, ситуация естественной монополии отнюдь не исключает возможности развития в естественно-монопольных сферах деятельности конкурентных отношений.
3. Понятие естественной монополии наиболее близко по содержанию к понятию сетевой деятельности. Специфика последней заключается в том, что для ее осуществления необходимо наличие сетей, т.е. совокупности структур (часто сложных и дорогостоящих), связанных между собой. Дороги, железнодорожные пути, телефонные сети, газопроводы, нефтепроводы, линии электропередач - это наиболее простые и понятные примеры. Во всех этих сферах предоставляются услуги, которые должны подлежать специальному регулированию, поэтому все они относятся к публичным службам. Большинство западноевропейских законодателей отнесли их к законным монополиям. К примеру, во Франции после второй мировой войны управление различными сетевыми публичными службами осуществляли операторы-монополисты - «Электрисите де Франс», «Газ де Франс», Национальное общество французских железных дорог. Вместе с тем в ряде стран конкуренция проникает и в сетевой бизнес.

В неценовых методах регулирования естественных монополий проявляется единство экономических и не экономических (административно - правовых) отношений, рыночных и не рыночных (планово - экономических) отношений, собственно экономических и организационно - экономических отношений. Иначе говоря, это есть органическая совокупность рыночных, планово - экономических (плановых), организационно - экономических и административно - правовых (не экономических) отношений или методов.

Неценовые методы регулирования естественных монополий можно сгруппировать также по трем блокам, которые соответствуют степени спецификации экономических отношений: универсальные методы - необходимые как для развитой рыночной, так и для переходной экономики и, следовательно, нуждающиеся в поддержке (в частности, стандартизация и сертификация продукции, обязательный аудит, организация торгов за франшизу); методы, связанные со спецификой переходной экономики и, следовательно, имеющие исторически ограниченный характер (в частности, неформальные методы, обязательное обслуживание определенных групп потребителей, ряд ограничений на покупку акций); методы, связанные с фундаментальными особенностями национальной экономики и обеспечением национальной безопасности и, следовательно, в отличие от предыдущей группы методов, имеющие долгосрочное значение в России (та часть методов, которая предполагает более высокую роль государства - в частности, в акционерном капитале монополистов, в обязательном обслуживании стратегически важных для государства объектах и т.п.).

Некоторые методы носят смешанный характер. Выделение трех разных групп позволяет дифференцировать перспективы изменения разных методов в России, избежать шаблона, учесть специфику национальной экономики.

1)Стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов. Данный метод основывается на классической предпосылке, что все товары и услуги должны иметь определенный стандарт качества в производстве и конечном выпуске. Например, выпуск труб для газотранспортной системы должен отвечать стандартам прочности (воздействие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и т.д.), а несоответствие данным требованиям может повлечь отказ потребителей от покупки продукта и потери потребителя.

2)Обязательный аудит. Универсальность подхода данного метода позволяет осуществлять регулирование и на естественно-монопольном рынке. Суть метода широко известна в экономической науке и практике: проверка и контроль финансовых потоков, соответствие бухгалтерской отчетности принятым стандартам.

3)Выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию. Суть метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в отдельно функционирующую компанию со своим руководством и владельцем. Другая же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на рынок и конкурирует с другими производителями.

4) . Суть этого метода регулирования заключается в создании условий для благоприятного функционирования отрасли посредством торгов. Ставятся определенные условия перед компаниями - претендентами, удовлетворяющие оптимальному функционированию отрасли, как для потребителей, так и для будущих производителей. Условия могут включать стоимость услуг или продукта для конечного потребителя, систему поставок, наличие у фирмы-претендента опыта ведения бизнеса в данной отрасли и т.д. Из всех претендентов выбирается один, отвечающий всем параметрам отборочной комиссии. При этом все основные фонды находятся в собственности государства. Условия договора предполагают получение компанией прибыли без ущемления финансовых интересов потребителей. Эффективность организации торгов за франшизу достаточно высока, поскольку в отрасли ведет хозяйственную деятельность опытная компания, знающая все тонкости производственного процесса. Компания выступает как единая отрасль, выполняя функции производства, сбыта продукции конечным потребителям и имея все возможности для устранения технических и финансовых проблем.

5)Обязательное обслуживание определенных групп потребителей. Содержание метода достаточно четкое: компания - естественный монополист обязана оказывать услуги определенным группам потребителей без учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В определенную группу потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, здания силовых ведомств и т.д.), а также социально значимые объекты жизнедеятельности.

6)Ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов. Объективная необходимость в использовании указанного метода регулирования очевидна в силу следующих причин: контроль государства над стратегически важной отраслью (в том числе через своих представителей в совете акционеров, кадровые назначения, через систему государственных заказов и т.п.); обеспечение энергетической безопасности национальной экономики; поддержание приемлемых для российских потребителей (домашних хозяйств и предприятий реального сектора) цен, а, следовательно, повышение конкурентоспособности российской продукции; реализация такой важной задачи, как газификация российских регионов (особенно в сельской местности), а также сохранение внешнеэкономических рычагов влияния на экономическое и социально- политическое развитие других стран и мировое развитие в целом. Использование указанного метода продиктовано также последствиями экономической обстановки начала 90-х годов, когда происходила стихийная (необдуманная) приватизация большинства объектов государственной собственности, в том числе и тех, которые имели стратегическое значение для России. В более широком плане указанный метод может трактоваться как выбор определенной формы собственности.

7)Неформальные методы. Неформальными следует считать те методы, которые основаны на реализации "неформальных правил", то есть действующих вне сферы официальных законов и контрактов. Применительно к изучаемой нами проблеме, это выражается в существовании неформальных методов неценового регулирования естественных монополий. Их действие принимает следующие формы:

Административно - бюрократические (командно - административные) формы: субъективистское воздействие властных органов (федеральных, региональных, местных) на политику естественных монополий, исходя из принципа целесообразности (политической, социальной или коррупционной);

Кадровые формы: расстановка на руководящие посты в компаниях - монополистах лиц, лояльных политически или персонально руководителям власти;

Реализация интересов определенных коммерческих структур (нередко в сговоре с представителями власти), что, в частности, принимает форму разной степени доступности фирм к инфраструктуре, особенно на региональном и местном уровнях;

Обременение естественных монополистов непрофильными функциями (чаще всего по "рекомендации" властных структур): дополнительные социальные нагрузки, поддержка определенных кандидатов и партий (особенно в период выборов), содержание СМИ и т.п.

Выполнение крупнейшими компаниями - естественными монополистами, играющими важную роль на мировых рынках, политических задач, которые затрагивают интересы страны в отношениях с другими странами.

Конкретные виды неформальных методов еще более разнообразны. Но главное состоит в том, что указанные методы занимают большое место в реальном регулировании естественных монополистов в России, хотя и не афишируются.

Стоит отметить, что при всей эффективности и практичности неценовых методов регулирования их использование должно осуществляться во взаимодействии с ценовыми методами регулирования, поскольку оба метода регулирования отражают целостную экономическую картину хозяйственной деятельности естественной монополии. Создание оптимальной экономической системы, адекватной специфике страны, способно сократить количество применяемых методов регулирования - как ценовых, так и неценовых. Данная предпосылка является относительной в силу того, что требует множества изменений (социально - политических, экономических), которые происходят достаточно медленно. Об особенностях регулирования естественны монополий в РФ можно подробнее прочитать в пункте 2.3.

Ценовые методы не всегда ведут к тому исходу для отрасли, который предусматривает максимальное благосостояние для потребителей продукции естественного монополиста. Поэтому наряду с ценой регулированию подвергаются и другие параметры деятельности фирмы.

Снижение барьеров входа в отрасль. В тех случаях, когда наличие естественной монополии подразумевает существенные барьеры входа в отрасль, государство может решить проблему монополизации через снижение или даже устранение входных барьеров.

Стимулирование технического прогресса в отрасли может привести к изменению производственной функции таким образом, что преимущества крупной фирмы постепенно исчезнут, на рынок смогут войти более мелкие фирмы, естественная монополия «естественным образом» трансформируется в обычную отрасль.

В тех случаях, когда естественная монополия носит локальный характер, государство может преобразовать отрасль через развитие спроса. Здесь рост спроса напрямую приведет к повышению степени конкурентности рынка, к возможности появления нескольких эффективных фирм.

Конкуренция за рынок естественной монополии (конкуренция Демсеца). Государство может организовать конкуренцию за исключительное право по обслуживанию рынка естественной монополии. Например, государство объявляет аукцион по продаже прав на железнодорожную деятельность в каком-либо регионе. Для того, чтобы отрасль была наиболее эффективной, железнодорожные перевозки должна осуществлять одна компания. Многие фирмы - потенциальные перевозчики могут принять участие в аукционе, подав соответствующую заявку.

Аукционы организуются по двум основным принципам. Английский аукцион предусматривает выигрыш за той компанией, которая предложит самую большую цену за монопольные права. Здесь стартовой будет самая маленькая цена. Затем цена будет постепенно повышаться и повышаться, до тех пор пока не останется единственный претендент. При голландском типе аукциона исключительное право получает фирма, предусматривающая самую низкую цену товара или услуги, которые она будет предоставлять после начала производства (при соблюдении определенных стандартов качества). В этом случае начальная цена оказывается наивысшей, а цена победителя - наинизшей. Движение цены будет идти сверху вниз.

Хотя цена может превышать уровень предельных издержек, дополнительная прибыль поступает государству в виде платы за доступ к рынку монополии. Однако здесь есть опасность сговора между участниками аукционных торгов, в результате чего предполагаемый эффект устранения монопольной прибыли не достигается. В то же время при большом числе участников и отсутствии сговора в долгосрочном периоде достигается результат Рамсея: цена устанавливается на уровне средних издержек, величина прибыли равна нулю. Роль государства помимо организации конкурентных торгов заключается в установлении минимальных стандартов качества поставляемых услуг, иначе снижение цены будет достигнуто за счет понижения качества товара.

Контроль качества товара естественной монополии. регулируемая естественная монополия может увеличивать средние (и совокупные) издержки производства для обоснования роста регулируемой цены за счет ухудшения качества выпускаемого товара. Кроме того, у такой фирмы нет стимулов улучшать качество, так как дополнительная прибыль от продажи более качественного товара через корректировки цен пойдет государству, а не самой фирме, а ухудшение качества при отсутствии конкуренции на рынке не отражается на положении фирмы. Поэтому ценовое регулирование поведения естественной монополии должно сопровождаться контролем качества товара фирмы, например, посредством установления минимальных стандартов качества товара или предоставляемых услуг либо посредством периодической проверки реальных характеристик поставляемой продукции, а также через учет жалоб потребителей на изготовляемые естественной монополией изделия.

Реорганизация отрасли. При реорганизации происходит устранение естественной монополии за счет ее разделения на несколько сравнительно небольших фирм. Применение подобного метода требует сопоставления технической неэффективности, возникающей вследствие высоких издержек производства на небольших фирмах по сравнению с одной крупной монополией, и структурной (рыночной) эффективности, связанной с отсутствием монополии и ее последствий для благосостояния. Если новая рыночная цена, опирающаяся на величину новых, несколько более высоких, средних издержек в конкурентной отрасли, оказывается все-таки существенно ниже уровня монопольной цены естественного монополиста, то реорганизация такого рода является эффективной.

Таким образом, негативные последствия монопольной власти заставляют государство предпринимать меры регулирования фирмы, даже если это и отрасль естественной монополии. Можно выделить два основных направления в регулировании деятельности естественных монополий: ценовое и неценовое. Ценовое регулирование предполагает прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня. Неценовые методы включают: снижение барьеров входа в отрасль, конкуренцию на рынке естественной монополии, контроль качества товара, реорганизация отрасли.