Не являющихся кредитными организациями. Что такое кредитные организации

Кредитная организация, Банк России, банковские операции, регистрация, лицензирование кредитной организации, лицензия на осуществление банковский операций, Уставный капитал кредитной организации, Банковский аудит


Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона (ст. 87 Федерального закона "О Банке России").
Банк России осуществляет денежную эмиссию, организует обращение денег и изъятие их из обращения, издает нормативные акты по вопросам порядка ведения кассовых операций, правил перевозки, хранения и инкассации наличных денег, управляет денежным обращением экономическими методами.
Взаимоотношения Банка России с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями определены действующими законами. С одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой страны, а с другой - он юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с кредитными организациями. Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно - орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.
Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечение прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Кредитные организации подразделяются на две группы - банки и небанковские кредитные организации. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Банки - это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:
привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковские кредитные организации - это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливает ЦБ РФ.
К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Кредитная организация помимо перечисленных банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.
Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Порядок регистрации и лицензирования кредитной организации. Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) с учетом установленного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.
Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
За государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Кредитная организация обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.
Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.
За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;
2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;
3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);
4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;
5) документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;
6) копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:
о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
о наличии (отсутствии) судимости.
При представлении документов Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.
Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов.
Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.
Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц.
Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.
Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Банк России устанавливает норматив минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации, предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала. Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации.
Решение Банка России об изменении минимального размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его официального опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций Банком России применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии.
Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. В целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения ее учредителей (участников).
Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20% - предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) кредитной организации считается разрешенным. Порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации и порядок уведомления Банка России о приобретении более 5% акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил, а также в случаях, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России отказывает в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции).
Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.
Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в "Вестнике Банка России". Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации и без ограничения сроков ее действия. Осуществлять банковские операции кредитная организация может только с момента получения лицензии, в противном случае с юридического лица взыскивается вся сумма, полученная в результате осуществления данных операций, а также взыскивается штраф в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;
2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;
6) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем";
7) неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом;
9) неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.
Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда у кредитной организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;
2) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации;
3) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
4) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.
Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в "Вестнике Банка России". Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России.
Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России "Вестник Банка России" в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована, а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:
1) считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации. Обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются в рублях по курсу Банка России, действовавшему на день отзыва у кредитной организации указанной лицензии;
2) прекращаются начисление процентов, а также неустоек (штрафов, пени) и наложение иных финансовых (экономических) санкций по обязательствам кредитной организации;
3) приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений по имущественным взысканиям (за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда), вступивших в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
4) запрещаются до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или до назначения арбитражным судом конкурсного управляющего заключение сделок кредитной организацией и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения).
В соответствии с банковским законодательством, а также приказом Центрального Банка России от 10 сентября 1997 г N 02-391 "О введении в действие Положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации" деятельность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке аудиторской фирмой (самостоятельно работающим аудитором), имеющей лицензию Банка России на осуществление аудита кредитной организации.
Банковский аудит выступает одним из видов аудиторской деятельности. Его основной целью является установление достоверности финансовой отчетности кредитных организаций и соответствие совершаемых ими операций действующему законодательству страны

Введение

кредитный организация денежный регистрация

Тема данной курсовой работы «Кредитные организации». Данная тема является очень актуальной в настоящее время.

Актуальность темы данной курсовой работы является связанной с множеством причин, среди которых наиболее важными являются следующие.

Прежде всего, актуальность обуславливает то, что кредитные организации могут рассматриваться с точки зрения двух подходов - в качестве банковских организаций и небанковских организаций.

Также актуальность данной темы состоит в том, что, несмотря на то, что данная тема является довольно разработанной, все еще не существует единой точки зрения касательно вопроса, который касается закрепления общепринятого понятия «кредитной организации».

Следует отметить, что единое понимание к понятию кредитной организации отсутствует не только в законодательстве и науке Российской Федерации, но и ряда развитых и развивающихся государств.

Процедура создания и регистрации кредитной организации является весьма сложной и длительной, включает в себя несколько стадий и требует предоставление огромного количества документов, а также наличие соответствия определенным требованиям и критериям.

Цель написания данной курсовой работы - определение понятия кредитной организации, ее характеристики, а также процедуры создания и регистрации.

Задачи написания данной курсовой работы:

Изучение понятия и признаков кредитной организации;

Определение механизма деятельности кредитной организации;

Усвоение механизма регистрации данных организаций;

Выяснение причин, по которым может быть отказано в регистрации кредитной организации;

Определение порядка регистрации и создания представительств и филиалов кредитных организаций.

Объект исследования - нормы права, которые регулируют порядок создания, регистрации и деятельности кредитных организаций.

Предмет исследования - кредитная организация и ее характеристика.

В конце работы будут сформулированы основные выводы касательно изученных нами вопросов, а также касательно изложенного в данной курсовой работе материала.

Структура и содержание данной курсовой работы обуславливаются задачами и целью ее написания. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделяется на параграфы, заключения и списка литературы.


1. Общая характеристика кредитных организаций


.1 Понятие и признаки кредитных организаций


Кредитные организации представляют собой немаловажную часть банковской системы Российской Федерации. Термин «кредитная организация» был позаимствовать в российское законодательство из европейского банковского права. Первая банковская директива Европейских Сообществ от 12 декабря 1977 г. «О координации законов, административных положений и правил, которые регулируют ведение и организацию бизнеса кредитных организаций» (77/780/ЕЕС) заключала в себе такое определение термина «кредитная организация»: предприятие, деятельность которого состоит в привлечении депозитов (вкладов) либо иных средств на основе возвратности от лиц и в выдаче кредитов от собственного имени и за собственный счет (ст. 1). Из указанного определения можно сделать вывод, что основные элементы, которые могут выражать суть кредитной организации, - представляют собой прием депозитов и выдачу кредитов. Понятно, что в данном смысле все банки будут признаваться кредитными организациями; целый ряд иных субъектов, которые имеют в собственной деятельности два основных элемента, о которых велась речь ранее, также будут признаваться таковыми.

На основании ст. 1 Закона «О банках и банковской деятельности» кредитной организацией будет признано юридическое лицо, которое для извлечения прибыли в качестве главной цели собственной деятельности на основе специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ обладает правом осуществлять банковские операции, которые предусматриваются законодательством РФ.

Видами кредитных организаций считаются банки и небанковские кредитные организации (см. ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности). Но российское законодательство не имеет четкого определения родового понятия «кредитная организация», которое являлось бы самостоятельным в отношении понятия «банк». К примеру, в соответствие со ст. 1 этого же закона кредитной является организация, которая имеет право осуществлять банковские операции. На основании данного определения можно сделать вывод, что определение родового понятия будет даваться через видовое, что не может являться правильным. Такая же ситуация имеет место и в зарубежном банковском праве, где закрепление термина «кредитная организация» реализовывается или через определение банка, или через систему банковских операций.

Следует сказать, что первым признаком кредитных организаций считается предмет деятельности данных организаций. Помимо денег его могут составлять другие финансовые активы, к примеру: драгоценные металлы и ценные бумаги. Однако данный критерий считается недостаточным для отграничения кредитных и не кредитных организаций.

Иным признаком кредитных организаций необходимо считать характер их деятельности касательно имеющихся финансовых активов. В соответствие с названием изучаемой группы финансовых организаций, необходимо сделать вывод, что они обязаны заниматься реализацией указанных активов взаймы, то есть на кредитной основе. Если учесть, что речь ведется об особой форме предпринимательской деятельности, предоставление кредита может реализовываться ими лишь на профессиональной основе постоянно.

В учебной литературе имеются и иные дополнительные признаки. К примеру, признаком кредитной организации, часто закрепляют реализацию ею выше указанных операций от собственного имени и за собственных счет. В данном отношении общество, которое ограничивает собственную деятельность операциями касательно фидуциарного размещения на основе кредитования принятых от клиентов вкладов, не может быть рассмотрен в качестве банка в соответствие со швейцарским законодательством. В качестве иного признака кредитной организации в иностранной литературе имеет место также платный характер кредита, который выдается.

Делая вывод, следует сказать, что под понятием кредитных организаций необходимо подразумевать все организации, которые в форме главной предпринимательской деятельности занимаются предоставлением кредитов (займов) на профессиональной основе. Предметом их деятельности считается разные финансовые активы (ценные бумаги, деньги, драгоценные металлы). При данном понимании в группу кредитных организаций могут попадать и ломбарды.

Узкое понятие кредитной организации, которое было разработано иностранным законодательством, считается формальным. Кредитной организацией будет признан профессиональный финансовый посредник на рынке капиталов, который исполняет главные банковские операции, круг которых может зависеть лишь от соображений публичного порядка, и может быть различным в различных государствах. Но усиливающаяся интернационализация на постоянной основе банковского дела способна обеспечивать в данном вопросе определенную унификацию.


1.2 Принципы и механизм деятельности кредитных организаций


Необходимо отличать такие принципы деятельности кредитных организаций, как:

Принцип экономической свободы, который определяется статьями 8 и 34 Конституции РФ: «Каждый вправе на свободно использовать собственные способности и имущество для предпринимательской и другой не запрещаемой законом экономической деятельности».

Принцип признания многообразия, а также юридического равенства государственной, частной, муниципальной и других форм собственности и одинаковой защиты их. Статьей 8 Конституции в РФ закрепляется и защищается одинаковым образом государственная, частная, муниципальная и другие формы собственности.

Принцип единого экономического пространства. В соответствие со статьей 8 Конституции РФ в Российской Федерации может быть гарантировано свободное перемещение финансовых средств. На основании данного принципа на территории Российской Федерации ни законодательно, ни в административном порядке никто не имеет права определять таможенные границы, вводить пошлины либо осуществлять создание других препятствий, которые способны нарушить экономическое пространство России.

Принцип поддержания конкуренции, а также недопущения недобросовестной конкуренции и монополизации. Этот конституционный принцип имеет последующее развитие в ФЗ «О защите конкуренции».

Принцип баланса публичных интересов государства и общества в целом и частных интересов предпринимателей.

Принцип законности был поставлен в основе определения правового государства. Принцип законности считается обязательным как для кредитных организаций, так и для государственных органов, которые осуществляют регулирование их деятельность. Законность может обеспечивать стабильность экономики, в частности - ее финансовой системы. Для исполнения этого принципа могут действовать правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу.

Принцип добросовестности и инициативности работника кредитной организации считается основой его подхода к делу, а также к отношениям с партнерами, потребителями и конкурентами, также данный принцип способен определить качество данных отношений.

Принцип свободы договора определяет, что участники кредитных правоотношений являются свободными в избрании партнера во время заключения договора, а также в определении условий и вида договора, в установлении для регулирования собственных отношений некоторых правил.

Принцип информационной безопасности может означать существование общего для предпринимателей информационного пространства, которое способно содержать в себе определенные правила операций с информационными продуктами, а также единую информационную систему (сведения о недобросовестных и добросовестных заемщиках и кредиторах). Помимо этого, она содержит сведения о некачественных услугах, существовании коммерческой тайны.

Принцип защиты интересов и прав предпринимателя. Кредитная организация имеет право использовать как юрисдикционные, так и неюрисдикционные способы защиты. Необходимо сказать, что у них есть возможность обратиться в суд с иском о возмещении убытков к муниципальным и государственным органам, когда незаконными действиями данных органов им причиняется ущерб.

Под деятельностью кредитных организаций следует понимать деятельность кредитных организаций, которая связана с реализацией денег, ценных бумаг, драгоценных камней и драгоценных металлов, а также прав требования физических и юридических лиц в гражданском обороте.

По Закону к данным операциям и сделкам следует относить:

привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады;

осуществление размещения привлеченных денежных средств от собственного имени и за собственный счет;

осуществление открытия и ведения банковских счетов юридических и физических лиц;

осуществление расчетов по поручению юридических и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, касательно их банковских счетов;

инкассация векселей, денежных средств, расчетных и платежных документов, а также осуществление кассового обслуживания юридических и физических лиц;

осуществление купли-продажи иностранной валюты в безналичной и наличной формах;

осуществление выдачи банковских гарантий;

переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (кроме почтовых переводов);

осуществление выдачи поручительств за третьих лиц, которые предусматривают выполнение обязательств в денежной форме;

реализация факторинговых операций;

осуществление доверительного управления денежными средствами и другим имуществом юридических и физических лиц;

реализация операций с драгоценными камнями и драгоценными металлами;

осуществление предоставления в аренду юридическим и физическим лицам специализированных помещений либо же находящихся в них сейфов для хранения ценностей и документов;

реализация лизинговых операций;

осуществление информационных и консультационных услуг;

реализация операций с ценными бумагами, в том числе выпуск, продажа, покупка, хранение, учет, доверительное управление и так далее.

Кредитной организации воспрещено осуществлять производственную, торговую и страховую деятельностью (ст. 5-6 Закона о банках и банковский деятельности).

Все банковские операции и иные сделки могут быть осуществлены в рублях, а при наличии определенной лицензии ЦБ РФ - и в иностранной валюте.

2. Характеристика процедуры регистрации кредитных организаций


.1 Основания и механизм регистрации кредитных организаций


Под созданием кредитной организации следует подразумевать совершение заинтересованными лицами некоторой последовательности юридически значимых действий (мероприятий), которые являются направленными на создание юридического лица, которое будет обладать правом на реализацию банковской деятельности.

Государственная регистрация кредитных организаций считается одним из видов банковского надзора, частью финансового контроля, который является призванным не допустить, с одной стороны, несостоятельность кредитной организации, а с иной - появление ненадежных, рисковых кредитных организаций.

Этапы создания кредитной организации:

.Предварительный этап.

До заключения учредительного договора (договора о создании) учредители кредитной организации должны направить в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России запрос о возможности реализацией кредитной организацией имеющегося фирменного (полного официального) и сокращенного наименований (на русском языке) для установления наличия идентичных схожих других кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Согласование является действительным в течение двенадцати месяцев с даты его направления.

.Подписание учредительных документов.

Решение об учреждении общества должно быть принято учредительным собранием (учредителем). Учредители общества должны заключить между собой письменный договор о его создании, который определяет:

порядок реализации ими совместной деятельности по учреждению общества;

размер уставного капитала общества;

порядок и размер их оплаты;

обязанности и права учредителей по созданию общества.

Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью считаются: учредительный договор, который подписывается его учредителями, (в случае создания кредитной организации двумя и более лицами) и Устав, который ими утвержден. Учредительным документом акционерного общества считается его устав, который является утвержденным учредителями.

.Государственная регистрация.

Кредитная организация обязана регистрироваться в качестве юридического лица в одной из форм хозяйственного общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое либо закрытое акционерное общество) посредством внесения данной записи в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии должен быть взыскан лицензионный сбор в размере 0,1% от уставного капитала, который указывается в уставе кредитной организации. Пошлина за регистрацию - 2000 руб.

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на реализацию банковских операции в Банк России должен быть предоставлен пакет документов, который включает в себя:

)заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации, а также выдаче лицензии на реализацию банковских операций;

)учредительный договор;

)устав кредитной организации, который утверждается общим собранием учредителей;

)бизнес-план, который утверждается общим собранием учредителей;

)протокол общего собрания учредителей и совета директоров (наблюдательного совета);

)документы, которые подтверждают уплату государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации (в размере 2000 руб.) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций (в размере 0,1 процента от размера объявленного уставного капитала кредитной организации);

)копии: учредительных документов; аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года деятельности; документов, которые подтверждают государственную регистрацию учредителей; подтверждения налоговыми органами исполнения учредителями обязательств перед бюджетами за последние три года;

)анкеты кандидатов на должности главного бухгалтера, руководителей кредитной организации, заместителей главного бухгалтера кредитной организации. В них содержащие сведения:

о наличии у данных лиц высшего юридического либо экономического образования и опыта руководства отделом либо другим подразделением кредитной организации, которое связано с реализацией банковских операций, не менее одного года, а при наличии другого высшего образования - опыта руководства данным подразделением не менее двух лет;

о наличии (об отсутствии) судимости.

список членов совета директоров (наблюдательного совета) с информацией об отсутствии оснований, которые препятствуют избранию этих лиц;

)документы, которые подтверждают право собственности (право аренды) учредителя либо другого лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет иметь место кредитная организация; обязательство (согласие) о предоставлении этого (помещения) в аренду (субаренду);

)документы, которые требуются для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований по ведению кассовых операций;

)уведомление о приобретении более 1 % и документы для получения согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации;

)заключение федерального антимонопольного органа;

)документы, которые требуются для регистрации первого выпуска акций кредитной организации (акционерного общества);

)полный список учредителей кредитной организации на бумажном носителе.

Территориальное учреждение Банка России должно рассмотреть данные документы в течение 90 дней со дня получения полного комплекта документов.

Действия Банка России:

А)территориальное учреждение Банка России по определенному местонахождению кредитной организации:

подготавливает или заключение о соответствии помещений для совершения операций с ценностями требованиям, которые устанавливаются нормативными актами Банка России, или заключение о представлении документов, которые предусматриваются для случая страхования денежной наличности. Для подготовки этого заключения территориальное учреждение Банка России имеет право осуществить проверку с выходом специалистов на место;

осуществляет оценку бизнес-плана;

может согласовывать приобретение учредителями более 20 процентов акций (долей) кредитной организации;

может определять соответствие кандидатов на должности главного бухгалтера руководителей кредитной организации, заместителей главного бухгалтера кредитной организации квалификационным требованиям;

может определять соответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям;

может запросить информацию о финансовом положении кредитной организации - учредителя у территориального учреждения Банка РФ, который осуществляет надзор за ее деятельностью.

При наличии замечаний к документам, отсутствии полного комплекта документов, они могут быть возвращены учредителям с письменным заключением, срок их рассмотрения будет течь заново;

Б) Департамент лицензирования Банка России:

может направлять в уполномоченный регистрирующий орган (УФНС по место-нахождению создаваемой кредитной организации) указание на потребность внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации кредитной организации и выдаче свидетельства,

может осуществлять государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации,

может внести в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации.

В)территориальное учреждение Банка России может направлять учредителям кредитной организации уведомление о государственной регистрации кредитной организации при указании реквизитов корреспондентского счета, который открывается для оплаты ее уставного капитала, может выдать оригинал свидетельства о государственной регистрации кредитной организации председателю совета директоров (наблюдательного совета);

Сообщение о государственной регистрации кредитной организации должно быть опубликовано в «Вестнике Банка России».

Учредители кредитной организации обязаны оплатить 100 % уставного капитала кредитной организации, который был объявлен, который указывается в уставе кредитной организации, в течение одного месяца со дня получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации.

Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала кредитной организации (а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме акционерного общества) считается основанием для выдачи ей в трехдневный срок лицензии на реализацию банковских операций.


2.2 Основания и порядок для отказа в регистрации кредитной организации


В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» закреплены порядок и основания отказа в государственной регистрации кредитной организации, а также выдаче лицензии на реализацию банковских операций.

Данный перечень имеет исчерпывающий характер и не может расширяться и дополняться по усмотрению Банка России. Следует отметить, что отказ может иметь место лишь по таким основаниям:

несоответствие квалификационным требованиям, которые были предъявлены к предложенным кандидатам на должность руководителей исполнительных органов либо же главного бухгалтера, что может включать в себя:

·отсутствие у них требуемого образования и опыта работы на руководящей должности в кредитной организации не менее двух лет;

·наличие судимости за реализацию преступления против собственности, должностных и хозяйственных преступлений;

·осуществление в течение года административного правонарушения в сфере финансов и торговли.

существование в течение последних двух лет фактов расторжения с данными лицами трудового договора по инициативе администрации по основаниям, которые предусматриваются Трудовым законодательством РФ;

неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации либо же неисполнение ими собственных обязательств перед бюджетом за последние три года;

несоответствие документов, которые были поданы для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требуемым стандартам, которые закреплены в федеральных законов.

Отказ в выдаче лицензии и государственной регистрации, а также непринятие Банком России в определенный срок какого-либо решения подлежат обжалованию в арбитражный суд.


2.3 Порядок открытия и регистрации филиалов и представительств кредитных организаций


Порядок открытия филиала кредитной организации урегулирован Инструкцией Банка России № 109-И от 14 января 2004 г. «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Кредитная организация, которая открыла филиал, обязана представить для согласования на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации кандидатуры, которая отвечает квалификационным требованиям, которые устанавливаются Законом о банках и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Филиал кредитной организации должен иметь печать, которая обязана содержать фирменное (полное официальное) наименование, указание на местонахождение кредитной организации, а также наименование филиала и указание на его местонахождение.

Кредитная организация должна направить уведомление об открытии филиала в территориальное учреждение Банка России, которое осуществляет надзор за ее деятельностью, и территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала. К уведомлению обязаны прилагаться:

протокол заседания уполномоченного органа управления кредитной организации, в котором фиксировалось решение об открытии ее филиала;

положение о филиале, которое содержит сокращенное и полное наименования филиала, сведения о его местонахождении (адресе), перечень банковских операций и сделок, право на реализацию которых делегировано данному филиалу, сведения о службе внутреннего контроля филиала;

анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера, заместителей руководителя, заместителей главного бухгалтера филиала;

автобиографии (в произвольной форме) указанных кандидатов;

определенным образом заверенные копии документов, которые подтверждают право собственности (аренды, субаренды) кредитной организации на завершенное строительством здание (помещение), в котором расположен ее филиал;

документы, которые требуются для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований, которые закрепляются Положением Банка России от 24 апреля 2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации», а именно:

·пояснительная записка по технической укрепленности, оборудованию помещений для совершения операций с ценностями охранно-пожарной и тревожной сигнализацией и по организации охраны, которые обеспечивают защиту жизни персонала и сохранность ценностей;

·план расположения помещений для размещения филиала кредитной организации с экспликацией (размеры площади и назначение помещений);

·план расположения помещений для совершения операций с ценностями с экспликацией (размеры занимаемой площади и назначение помещений);

·договор с организацией, предоставляющей услуги по охране, с указанием перечня объектов (помещений), которые передаются под охрану;

·лицензия на реализацию негосударственной (частной) охранной деятельности организации, которая осуществляет охранную деятельность;

·акт приемки средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации в эксплуатацию;

·сертификаты соответствия на оборудование (в том числе защитное) помещений для совершения операций с ценностями;

·договоры (страховые полисы) на добровольное имущественное страхование и страхование ответственности, а также лицензии страховой организации на реализацию страховой деятельности на территории РФ (в случае страхования денежной наличности и жизни кассовых работников);

·документ, который подтверждает уплату кредитной организацией сбора за открытие филиала.

Вместе с данными документами кредитная организация может предоставлять в территориальное учреждение Банка России, которое осуществляет надзор за ее деятельностью, документы для государственной регистрации соответствующих изменений, которые вносятся в устав кредитной организации.

Территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала кредитной организации рассматривает документы в течение 20 календарных дней со дня их получения. В случае принятия положительного решения оно будет направлено заключение в территориальное учреждение Банка России, которое осуществляет контроль над деятельностью кредитной организации, в случае принятия отрицательного решения - в письменной форме должно проинформировать территориальное учреждение Банка России, которое осуществляет надзор за деятельностью кредитной организации, и кредитную организацию о необходимости выполнения соответствующих требований, которые устанавливаются нормативными актами Банка России.

Территориальное учреждение Банка России, которое осуществляет надзор за деятельностью кредитной организации, должно рассмотреть документы в течение одного месяца со дня их получения. При соответствии положения о филиале требованиям, которые устанавливаются федеральными законами и нормативными актами Банка России, уставу кредитной организации и лицензии на реализацию банковских операций, отсутствии у кредитной организации запрета на открытие филиалов, а также наличии положительного заключения территориального учреждения Банка России по месту открытия филиала территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, присваивает филиалу порядковый номер и вносит сведения о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Филиал имеет право начать осуществление банковской деятельности с даты внесения сведений о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения порядкового номера.

Территориальное учреждение Банка России, которое осуществляет надзор за деятельностью филиала, на следующий рабочий день после дня поступления уведомления направляет сообщение подведомственному расчетно-кассовому центру о возможности принятия карточки с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера, заместителей руководителя, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации, кандидатуры которых согласовывались с территориальным учреждением Банка России.

Порядок открытия представительств кредитной организации регулируется Инструкцией Банка России № 109-И.

Представительство кредитной организации может быть открыто (закрывается) по решению ее органа управления, которому данное право предоставляется в соответствии с уставом кредитной организации.

Кредитная организация в день открытия своего представительства должна направить уведомление об этом в территориальное учреждение Банка России, которое осуществляет надзор за ее деятельностью, и в территориальное учреждение Банка России по месту открытия представительства. К уведомлению может прилагаться положение о представительстве, которое утверждается органом управления кредитной организации, которому данное право предоставляется в соответствии с ее уставом.

Заключение


На основании всего вышеизложенного материала необходимо сделать определенные выводы касательно проделанной нами работы и изученных вопросов.

Прежде всего, необходимо сказать, что кредитные организации по общему правилу принято разделять на банковские учреждения и небанковские учреждения. В зависимости от данного разделения и будет осуществляться создание данной организации, регулирование ее деятельности и сама деятельность организации.

Необходимо сказать, что под кредитной организацией следует подразумевать такую организацию, которая действует на основании разрешения (лицензии) установленного законодательством образца и осуществляет свою деятельность, которая направлена на сбор вкладов с населения, а также предоставление кредитов населению.

Что касается порядка регистрации кредитной организации, то он зависит напрямую от того, в какой форме будет зарегистрировано учреждение. Однако, законодательством закреплена и общая процедура. Для того чтобы кредитная организация была зарегистрирована, ее учредители должны предоставить пакет документов, на основании которых будет осуществляться лицензирование деятельности данной организации.

Необходимо отметить, что в случае, если учредителями не были предоставлены определенные документы, то им дается время для устранения данного недочета.

Решение о предоставлении либо непредставлении регистрации кредитной организации должен быть принят в течение 90 дней.

Что касается создания и регистрации филиалов и представительств кредитных организаций, то данная процедура является упрощенной по сравнению с процедурой регистрации самой кредитной организации. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность только в пределах определенных полномочий.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что нами была полностью раскрыта тема данной курсовой работы. Также следует сказать, что мы достигли цели написания данной исследования, а также решили те задачи, которые поставили перед собой в начале работы.


Список литературы


."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", № 7, 21.01.2009.

Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О кредитной кооперации" // "Российская газета", № 136, 24.07.2009.

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 28.07.2012) "О банках и банковской деятельности" // "Российская газета", № 27, 10.02.1996.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // "Парламентская газета", № 126-127, 03.08.2006.

."О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.04.2010 № 16965) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // "Вестник Банка России", № 23, 30.04.2010.

."Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 24.04.2008 № 318-П) (ред. от 07.02.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2008 N 11751) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // "Вестник Банка России", № 29-30, 06.06.2008.

Вакуленко А.Д. Финансовое право. М. Бек. 2012. С.

Жуков Е.Ф. «Банки и небанковские кредитные организации и их операции»: Учеб. пособие. М. Вузовский учебник. 2011.

Каневский О.О. Основы деятельности кредитных организаций // "Журнал Новой экономической ассоциации". 2011.

Ковалев Р.О. Кредитные организации - основное звено экономики. // Ученые записки. № 4/9. М. Юристъ. 2011.

Коротков И.И. Правовая сущность кредитных организаций // Независимый научно-популярный журнал «ПРАВО и ЖИЗНЬ». 2012.

Кузнецова Е.И. Деньги Кредит Банки: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

Павлодский Е.А. «Кредитные организации в России: правовой аспект». М. Волтерс Клувер, 2010.

Павлодский Е.А. «Кредитные организации в России: правовой аспект». - М.: Волтерс Клувер, 2010.

Романенко О.Л. Банковское право. М. Бек. 2010.

Спешанов И.Г. Кредитные организации: перспективы развития // Журнал «Научные заметки». №8. 2011.

Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. Банковское дело: базовые операции для клиентов: Учеб.пособие.М. Финансы и статистика, 2011.

Торхов В.П. Кредитные карты. // Методический журнал "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке". №2, 2010.

Третьякова Е.П. «Теория организации». М. Норма. 2012.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Существует две разновидности кредитных организаций :

1) банковские кредитные организации (банки) – кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

2) небанковские кредитные организации – кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Основными признаками кредитной организации являются следующие:

1) кредитная организация является коммерческим юридическим лицом. Этот вывод следует из указания законодателя на основную цель деятельности кредитной организации – извлечение прибыли;

2) кредитная организация может быть создана только в строго определенной законом организационно-правовой форме – хозяйственного общества. В соответствии с ГК РФ к хозяйственным обществам относятся общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, закрытое акционерное общество и открытое акционерное общество;

3) кредитная организация осуществляет только ту деятельность, которая законом отнесена к банковской. Кредитная организация не имеет права осуществлять производственную, страховую и торговую деятельность;

4) право осуществлять банковскую деятельность возникает у кредитной организации только после получения специального разрешения (лицензии) Банка России;

5) кредитная организация может быть создана на основе любой формы собственности, т. е. государственной, частной и иных форм собственности;

6) кредитная организация является элементом банковской системы РФ.

Эти признаки являются общими для всех кредитных организаций.

Кредитная организация , помимо банковских операций,вправе осуществлять следующие сделки :

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

8) иные сделки в соответствии с законодательством РФ.

это юридическое лицо, ко-
См.: Деньги и кредит. 1994. № 2. С. 7.
Подробнее см.: БородинаН.М. Правовое регулирование деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации. Саратов, 2001. С. 186.
торое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным законом.
Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное
общество, то есть является коммерческой организацией. Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации (не преследующие цели извлечения прибыли) для защиты интересов и координации деятельности своих членов, а также холдинги и группы1. Особо следует обратить внимание на то, что основной целью деятельности кредитной организации является извлечение прибыли, чем Центральный банк РФ отличается от указанных организаций. Заметим также, что Закон не относит Центральный банк РФ к кредитным организациям, выделяя их в особую систему. Деятельность Центробанка РФ и регулируется отдельным законом.
Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции, к которым Закон относит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. В отличие от этого, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выдана лицензия).
Помимо перечисленных, кредитные организации вправе выполнять и другие банковские операции, а именно: осуществление расчетов, инкассацию денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, куплю-продажу иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, выдачу банковских гарантий и
др.
Кредитные организации вправе также совершать сделки, указанные в законе: выдачу поручительств за третьих лиц, доверительное управление денежными средствами, предоставление в аренду сейфов, лизинговые операции и др. Им вместе с тем запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
См. ст. 3 и 4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности.
Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр. Контрольные вопросы
В отличие от Центрального банка РФ, кредитные организации образуются на основе любой формы собственности. Они независимы от органов государственной власти и управления при принятии своих решений, связанных с проведением банковских операций. Банки действуют на основании своих уставов, зарегистрированных в Центральном банке РФ. Уставный капитал кредитной организации складывается из средств ее участников - юридических и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. Минимальный размер уставного фонда вновь регистрируемых банков определяет Центральный банк РФ.
Отношения банков с клиентурой строятся на договорной основе. Государство не отвечает по обязательствам банков, как и банки не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законами РФ. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций.
Кредитная организация по специально заключенному на конкурсной основе договору может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществлять операции с государственными и муниципальными финансовыми ресурсами - со средствами государственных и местных бюджетов, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Таким образом, деятельность кредитных организаций, помимо того, что она вообще способствует функционированию финансовой системы страны, имеет и непосредственное отношение к выполнению функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
По решению органов государственной власти создаются государственные кредитные организации (банки). Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» Правительству РФ и Центральному банку РФ было поручено создать Российский банк развития в целях кредитования инвестиционных проектов. Уставный капитал Банка был определен в сумме до 3 млрд руб., для формирования которого выделяются средства из федерального бюджета. Законодательство устанавливает перечень банков, в капитале которых возможно участие Центрального банка РФ. К таким банкам отнесены Сбербанк России, Внешторгбанк1, а также кредитные организации, созданные на территориях иностранных государств, в частности - Донау-банк
АГ, Вена; Коммерческий банк для Северной Европы - Евробанк, Париж и др. (ст. 8 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Это обеспечивает более эффективное проведение Центральным банком РФ через данные банки государственной денежно-кредитной политики.
В последнее время предпринимаются меры по совершенствованию банковской системы, в связи с чем были внесены соответствующие изменения в законодательство. Дальнейшее развитие банковской системы, пути ее реформирования определены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. (разд. 3, п. 3.1, 8.1). Цель данного реформирования - создание устойчивой банковской системы, способствующей развитию экономики в целом, совершенствование банковского регулирования и надзора1. Органы управления государственных внебюджетных фондов. К ним относятся органы Пенсионного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ; Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. На названные фонды возложены задачи социального обеспечения по возрасту, по болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, получению бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с названными задачами в их ведении находятся государственные финансовые ресурсы, распределяемые по целевому назначению.
Органы этих фондов составляют бюджеты соответствующих фондов, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов в связи с формированием средств фондов2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Что относится в сфере финансов к компетенции представительных органов государственной власти на основании Конституции РФ?
Каковы полномочия Президента РФ в области финансов? Каковы Функции его Экономического управления?
" Банк России выходит из капитала Внешторгбанка до 1 января 2003 г.
СЗ РФ. 2001. №31. Ст. 3295.
См.: БК РФ, гл. 17; НК РФ, ст. 34, 35, а также Положение о Пенсионном Фонде // ВВС. 1992. № 5. Ст. 180; Указ Президента РФ от 26 июня 1992 г. *0 фонде социального страхования Российской Федерации» // ВВС РФ. 1992. №28. Ст. 1641. Подробнее см. гл. 10 и 21.
122 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.
Каковы полномочия Правительства РФ в сфере финансов?
Каковы функции и права Министерства финансов РФ?
Что входит в систему органов федерального казначейства, каковы его задачи и права?
Что представляет собой Российская финансовая корпорация? Каковы ее функции и правовое положение?
Охарактеризуйте систему налоговых органов. Кому они подчиняются?
Каковы задачи, функции и права налоговых органов?
Какие санкции вправе применять налоговые органы?
Каковы задачи федеральных органов налоговой полиции, система этих органов, подчиненность?
Какие функции выполняет Комитет финансового мониторинга?
Какие органы осуществляют государственный страховой надзор, каковы их функции и права?
Что входит в банковскую систему РФ?
Что такое кредитная организация в соответствии с законодательством?
На какие виды подразделяются кредитные организации?
Что понимается под банковскими операциями? Назовите их.
Какие взаимоотношения Центрального банка РФ с коммерческими банками установлены российским законодательством?
Каковы задачи, функции и права Центрального банка РФ, особенности его правового положения?
В чем проявляется деятельность Центрального банка РФ как органа государственного регулирования?
Каковы взаимоотношения Центрального банка РФ с органами государственной власти и местного самоуправления?

Понятие кредитной организации дано в ст.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным Федеральным законом.

В этой же статье определено, что кредитные организации образуются на основе любой формы собственности как хозяйственные общества, т. е. как акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.

Исходя из этого, признаками понятия кредитной организации являются:

1) статус юридического лица, т. е. кредитная организация, имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 Гражданского кодекса РФ);

2) основная цель деятельности - получение прибыли, т. е. любая кредитная организация является коммерческой организацией;

3) наличие специального разрешения (лицензии Банка России) на право совершения банковских операций.

Основным является третий признак. Именно из него вытекает, что отличительной особенностью понятий «кредитная организация» и соответственно «банковская деятельность» является осуществление деятельности за счет средств, привлеченных на счета и во вклады, поскольку это основные банковские операции, образующие денежные средства, с которыми работают кредитные организации (см. п/п 1 и 3 ч.1 ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

Теоретически кредитная организация может осуществлять размещение и собственных средств. Однако на корреспондентском счете кредитной организации отражается лишь остаток временно свободных денежных средств. Средства на счетах клиентов этой кредитной организации, которые отражаются в пассивной части баланса кредитной организации, в активной части баланса могут быть с равной долей вероятности отражаться и как числящиеся на корреспондентском счете кредитной организации, и как числящиеся в иной дебиторской задолженности, и как вложения в ценные бумаги. Иными словами, как активы кредитной организации эти средства, во-первых, обезличиваются, во-вторых, приобретают вид либо прав требования кредитной организации к иным лицам, в том числе банкам-корреспондентам, либо объектов прав собственности самой кредитной организации. Поэтому определить, за счет какого источника образовался остаток средств на корреспондентском счете кредитной организации невозможно.



Отличительная особенность деятельности кредитных организаций (банковской деятельности) является основополагающей и, в свою очередь, предопределяет все остальные особенности правосубъектности и деятельности кредитных организаций, которые носят производный характер.

Однако в указанном выше определении понятия кредитной организации отсутствует указание на исключительную правосубъектность, которая в настоящее время выводится путем толкования положений закона ФЗ «О банках и банковской деятельности», а также на то, что в отличие от иных коммерческих организаций, регистрируемых налоговыми органами, государственную регистрацию кредитных организаций осуществляет Банк России.

Следует согласиться с М. И. Брагинским и В. В. Витрянским, что определение понятия кредитной организации должно содержать указание на ее правоспособность и на то, что она должна быть зарегистрирована в качестве именно кредитной организации.

Банковская деятельность как предмет (объект) правового регулирования представляет собой систему постоянно осуществляемых банковских операций и сделок, направленных на получение прибыли. Системность в данном случае проявляется в том, что банковскими операциями является, в частности, не просто выдача кредитов, а размещение привлеченных средств.

Исходя из этого, например, не является банковской деятельность ломбардов, жилищных накопительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, хотя правосубъектность ломбардов и жилищных накопительных кооперативов также можно определить как исключительную (п. п. 3-5 ст.2 ФЗ «О ломбардах», п.1 ст.3 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»), а кредитного потребительского кооператива – как специальную (п.2 ст.3 ФЗ «О кредитной кооперации»).

Ломбарды осуществляют принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов (п.1 ст.358 Гражданского кодекса РФ). Источниками получения средств, выдаваемых ломбардами в качестве займов, являются полученные ими проценты за пользование займом, вознаграждения за хранение вещей, суммы, вырученные от реализации невостребованных вещей (см. соответственно п.1 ст.8, п. 1 и 2 ст.9, ст.13 ФЗ «О ломбардах»).

Основным источником средств, используемых жилищными накопительными кооперативами на приобретение или строительство жилых помещений, являются паевые взносы членов кооператива (ст. ст. 23 и 24 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

В кредитном потребительском кооперативе основными источниками займов, которые предоставляются только членам этого кооператива, являются паевые и иные взносы членов кредитного кооператива (пайщиков), а также привлеченные средства, т. е. денежные средства, полученные кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива (пайщиков) на основании договоров займа, иных договоров, предусмотренных ФЗ «О кредитной кооперации», а также денежные средства, полученные кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся членами кредитного кооператива (пайщиками), на основании договора займа или кредита (п/п 21 п.2 ст.1, п.1 ст.4, ст.25 ФЗ «О кредитной кооперации»).

Что касается видов кредитных организаций, то они делятся на банки и небанковские кредитные организации.

Банки создаются для осуществления в совокупности следующих банковских операций: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Причем применительно к банкам имеются в виду их потенциальные возможности. Например, по общему правилу, вновь созданный (созданный путем учреждения) банк не может работать со средствами физических лиц, для этого ему необходимо будет проработать не менее двух лет. Однако впоследствии для получения этого права ему не нужно перерегистрироваться, а достаточно будет получить только соответствующую лицензию. Небанковская кредитная организация такие операции не может осуществлять ни при каких условиях. Чтобы иметь возможность осуществлять все банковские операции, она должна перерегистрироваться в банк.

В РФ нет юридически значимого деления банков на виды, например, на инвестиционные и расчетные как в некоторых странах. Все российские банки обладают универсальной специализацией, т. е. потенциально вправе осуществлять все банковские операции. Этот подход обусловлен тем, что при такой специализации легче перераспределять риски. В рамках универсальной специализации конкретный банк может определить свою фактическую специализацию и даже закрепить ее в фирменном наименовании (например, ипотечный, инвестиционный, сберегательный и т. п.). Однако для правосубъектности данного банка юридического значения это иметь не будет. Универсальная специализация означает возможность одновременного осуществления банками всех видов деятельности из числа разрешенных и составляющих их исключительную правосубъектность.

Небанковские кредитные организации создаются для осуществления отдельных банковских операций, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. В настоящее время допускается создание небанковских депозитно-кредитных организаций (НДКО), у которых основной формой привлечения средств являются срочные вклады юридических лиц, а также расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО), открывающих счета юридическим лицам.