Междуна­родное агентство по гарантированию инвестиций. Многостороннее агентство гарантирования инвестиций

Междуна­родное агентство по гарантированию инвестиций. Многостороннее агентство гарантирования инвестиций

Перед лицом обострения борьбы за иностранные рынки капиталовложений на основе Сеульской конвенции 1985 года в 1988 году по инициативе Всемирного банка было учреждено Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. Общая цель Агентства - поощрение иностранных капиталовложений на производственные цели, особенно в развивающихся странах11 http://www.miga.org. Достигается эта цель путем предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование коммерческих рисков на иностранные инвестиции. К таким рискам отнесли запрет на вывоз валюты, национализацию и аналогичные меры, нарушение контракта, войну, революцию, внутриполитические беспорядки. Гарантии Агентства рассматриваются как дополняющие, а не изменяющие национальные системы страхования инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции являются важным фактором экономического роста в странах с формирующимся рынком. Задачи МИГА заключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхования политических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти инвестиции. Поддерживаемые МИГА проекты, как правило, дают много прямых выгод странам, в которых они осуществляются, - новые рабочие места для местного населения, дополнительные и долгосрочные инвестиции в подготовку и обучение персонала, а также оказывают положительное воздействие на национальную экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и валютной выручке от экспорта.

Организационно Агентство связано с МБРР, который входит в систему всемирного банка. Тем не менее, Агентство обладает юридической и финансовой самостоятельностью, а также входит в систему ООН, взаимодействуя с ней на основе соглашения. Связь с МБРР находит выражение в том, что членами Агентства могут быть только члены Банка. Число членов превышает 120 государств, включая Россию (ратифицировала Конвенцию МАГИ в 1992 году) и страны СНГ. В 1999 году Россия пополнила капитал МАГИ путем дополнительной подписки на акции Агентства в количестве 2391 акции, а в 2000 и 2001 году Россия пополняла капитал МАГИ в размере $2283082 ежегодно.

Органами Агентства являются Совет управляющих, Директорат (председателем Директората по должности является Президент МБРР) и Президент. Каждое государство-член обладает 177 голосами плюс еще один голос за каждый дополнительный взнос. В результате несколько стран - экспортеров капитала имеют столько же голосов, как и многочисленные страны импортирующие капитал. Уставный фонд формируется за счет взносов членов и дополнительных поступлений от них.

Отношения инвестора с Агентством оформляются частноправовым контрактом. Последний обязывает инвестора ежегодно выплачивать страховой взнос, определяемый как процент от суммы страховой гарантии. Со своей стороны, Агентство обязывается выплачивать определенную страховую сумму в зависимости от величины убытков. При этом к Агентству переходят претензии к соответствующему государству. Спор трансформируется в международно-правовой. Заслуживает внимания то обстоятельство, что благодаря Агентству спор возникает не между двумя государствами, а между одним из них и международной организацией, что существенно уменьшает возможность отрицательного влияния спора на взаимоотношения заинтересованных в нем стран.



Введение

Одно из важнейших направлений развития процессов глобализации в мировой экономике - международное движение капиталов, которое находит свое выражение в виде разного рода иностранных инвестиций, объем которых постоянно растет. Хозяйственная, предпринимательская деятельность иностранных инвесторов на территории принимающей стороны, в большей степени, чем в собственной стране, сопряжена с различного рода рисками, приводящими к убыткам инвесторов, и, прежде всего, с так называемыми политическими рисками. Это - риски, связанные с незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, с экспроприацией иностранной собственности, с изменениями законодательства принимающей стороны, резко ухудшающими положение иностранных инвесторов, а также риски, связанные с гражданскими беспорядками, вооруженными столкновениями и другими подобными действиями. Поэтому иностранные инвесторы стремятся защитить свои интересы, в том числе с помощью различных правовых средств.

Страхования иностранных инвестиций, занимает важное место в международном частном праве, достаточно широко применяется на практике зарубежными странами.

Между тем проблему страхования инвестиций нельзя решить только на национальном уровне. В результате потребовалось создание организации, которое дополняло бы эти структуры и улучшало бы инвестиционный климат путем предоставления гарантий и участия в другой деятельности по содействию инвестициям. Таким учреждением и стало Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, правовому статусу которого и посвящена настоящая работа.

Основной целью контрольной работы является, комплексное исследование правового статуса Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Цели и задачи агентства

Осуществляя капиталовложения на территории иностранных государств, инвесторы несут целый набор специфических рисков, которые принято называть некоммерческими или политическими: риск экспроприации (национализации) капиталовложений со стороны принимающего государства, риск войны и гражданских беспорядков, риск введения ограничений или полного запрета на конвертацию и перевод за рубеж местной валюты и т.п. Естественно стремление инвесторов свести к минимуму эти существенные риски путем их страхования 1 .

Конечно, ничто не мешает традиционным частным страховым компаниям принимать на себя страхование такого рода рисков. Преимуществом данного вида страхования является возможность осуществлять одновременно страхование как от обычных коммерческих рисков, так и от специфических инвестиционных некоммерческих или политических рисков. Однако сложности с расчетом вероятности наступления страхового случая, большие суммы потенциального страхового возмещения, а также нерешенность проблемы получения конечного возмещения в порядке суброгации от причинителя вреда, каковым выступает суверенное принимающее государство, приводят к тому, что традиционные частные страховые компании не предоставляют услуг по страхованию от некоммерческих рисков или предлагают такой размер страховых взносов (премий), который делает страхование неэффективным для инвестора.

Практическое решение данного вопроса получило свое развитие начиная с середины XX в. благодаря заинтересованности развитых стран, экспортирующих капитал, в расширении капиталовложений национальных юридических лиц в экономику развивающихся принимающих стран. Становление национальных систем страхования от некоммерческих рисков происходило именно в рамках национальных программ поощрения инвестиций на территориях иностранных государств.

В мае 1984 года был представлен документ, озаглавленный "Основные характеристики предлагаемого Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций". В документе был изложен ряд ключевых особенностей, отличающих это предложение от структур, ранее обсуждавшихся в Банке. Это предложение с изменениями, внесенными в него в результате обсуждений, проведенных с Исполнительными директорами, впоследствии нашло свое отражение в "Проекте основных положений Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций", распространенного в октябре 1984 года. На основе этого документа были проведены консультации с правительствами государств - членов Банка. В результате этих консультаций был разработан пересмотренный проект Конвенции, распространенный среди правительств государств - членов в марте 1985 года. В период с июня по сентябрь 1985 года Исполнительные директора при помощи экспертов правительств государств - членов работали в рамках Комитета полного состава, созванного для обсуждения данного проекта Конвенции. В сентябре 1985 года Исполнительные директора завершили работу над проектом Конвенции и рекомендовали Совету управляющих принять резолюцию, открывающую Конвенцию для подписания.

По состоянию на 31 января 2008 г. в Конвенции участвуют 172 страны, включая США, Канаду, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Японию 2 .

Россия подписала Сеульскую конвенцию 15 сентября 1992 г. и с 29 декабря 1992 г. является ее полноправной участницей.

Данная конвенция как часть российской правовой системы (п. 4 cт. 15 Конституции РФ) регулирует не только обязательства РФ, связанные с суброгацией, но и весь комплекс норм, правил в международной страховой системе: стороны договора страхования, инвестиции, подпадающие под условия страхования, страховые риски, страховое возмещение, урегулирование спора инвестора со страховщиком и страховщика с государством - реципиентом инвестиций. Особенно важным является то, что этот многосторонний международный договор регламентирует именно те вопросы, которые не закреплены в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений как относящиеся к исключительной компетенции государства экспортера капитала, учредившего соответствующее агентство 3 .

Задачей Международного агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) в соответствии со ст. 2 Конвенции является стимулирование потока инвестиций в производительных целях между странами-членами и особенно в развивающиеся государства, дополняя тем самым деятельность МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития 4 .

МАГИ является членом Группы Всемирного банка, и её задача – содействовать привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развивающиеся страны для обеспечения экономического роста, сокращения бедности и улучшения уровня жизни людей.

Главная цель МАГИ заинтересовать инвесторов и частных страховщиков в работе в сложных условиях.

МАГИ обладает сравнительным преимуществом во всех областях, - от уникального набора продуктов и способности восстанавливать уверенность представителей деловых кругов до текущего сотрудничества с государственным и частным страховым рынком, направленного на увеличение объемов страхования для инвесторов.

МАГИ даёт частным инвесторам уверенность и удобство, которые нужны для устойчивой работы в развивающихся странах. Будучи членом Группы Всемирного банка, и имея среди акционеров и страны-реципиенты, и страны-инвесторы, МАГИ обеспечивает инвестициям беспрецедентный уровень защищённости и убедительности. Участие МАГИ в потенциальных инвестициях способно буквально «оживить» проект, превратив его из «невозможного» в «реализуемый». МАГИ выступает в качестве мощного фактора сдерживания действий государства, которые могли бы негативно сказаться на инвестициях. Даже если возникает спор, вес организации при общении с правительством страны-реципиента часто позволяет снять все вопросы ко взаимному удовлетворению сторон.

МАГИ – лидер в оценке и управлении политических рисков, создании новых продуктов и услуг и поиске инновационных способов удовлетворения потребностей клиентов.

Присутствие МАГИ может стать решающим, - мы служим тем связующим звеном, благодаря которому принимаются решения о проведении сложных операций. МАГИ предлагает новые подходы к покрытию нетрадиционных рисков на региональном уровне, которые часто присутствуют в проектах, связанных с водоснабжением и другими инфраструктурными системами. Также предоставляются хеджинговые инструменты в отношении риска процентной ставки и предоставлять гарантии при работе на рынке капитала.

МАГИ дополняет действия других страховщиков инвестиций и работает с партнёрами в рамках своих программ совместного страхования и перестрахования. При этом расширяется возможности структур, занимающихся страхованием от политических рисков, и обеспечивается страхование инвестиций, а также заинтересовать частных страховщиков в участии в таких проектах, которые в противном случае ими бы не рассматривались.

С момента своего создания в 1988 году, МАГИ было предоставлено почти 800 гарантий на общую сумму свыше 14,7 млрд. долл. США по проектам в 91 развивающейся стране. МАГИ готова содействовать осуществлению социально, экономически и экологически устойчивых проектов, которые, прежде всего, отвечают интересам развития. Такие проекты обеспечивают широкие выгоды: они дают рабочие места и налоговые поступления, передают знания и ноу-хау.

МАГИ специализируется в содействии инвестициям в высокорискованные страны с низким уровнем дохода (напр., страны Африки и страны, подверженные конфликтам), - операции в таких странах составляют 42% процента портфеля. Благодаря партнёрству со Всемирным банком и другими структурами, МАГИ может привлекать средства для гарантийных целевых фондов, находящихся в доверительном управлении, для работы на этих непростых, «пограничных» рынках. Агентство также поддерживает сложные инфраструктурные проекты и стимулирует инвестиции между развивающимися странами.

Агентство привлекает свою юридическую службу, что позволяет устранять возможные препятствия для инвестиций. В рамках своей программы посредничества при рассмотрении споров МАГИ помогает правительствам стран и инвесторам разрешить противоречия и, в конечном итоге, улучшать инвестиционный климат в странах.

Структура и управления многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

В основном структура Агентства соответствует структурам других международных финансовых учреждений и особенно Банка и Международной финансовой корпорации. Агентство имеет трехъярусную структуру, состоящую из Совета управляющих, Совета директоров, а также из Президента и персонала 5 .

172 государства – члена Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям управляют его программами и деятельностью в лице Совета управляющих и Совета директоров. Каждое государство назначает одного управляющего и его заместителя. Полномочия корпоративного управления МИГА принадлежат Совету управляющих, который делегирует значительную часть этих полномочий Совету директоров, состоящему из 24 человек. Число голосов распределяется в зависимости от доли акционерного капитала, которую представляет каждый директор. Совет директоров регулярно собирается на заседания в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне; в ходе этих заседаний проводится анализ инвестиционных проектов, принимаются решения по ним и осуществляется надзор за управлением деятельностью Агентства в целом.

Каждый директор также является членом одного или нескольких из пяти постоянных комитетов, оказывающих Совету директоров помощь в осуществлении его надзорных полномочий посредством углубленного анализа стратегии и методов деятельности Агентства.

Ревизионный комитет дает Совету директоров рекомендации по вопросам финансового управления и другим управленческим вопросам в целях облегчения процесса принятия Советом решений по вопросам финансовой политики и контроля.

Комитет по бюджету рассматривает отдельные аспекты операционной деятельности, административной политики, норм и статей бюджета, оказывающие существенное влияние на экономическую эффективность деятельности Группы организаций Всемирного банка.

Комитет по вопросам эффективности развития (КЭР) дает Совету директоров рекомендации по вопросам оценки операционной деятельности и эффективности развития в целях контроля за выполнением задачи Банка по сокращению бедности.

Комитет по кадрам дает Совету директоров рекомендации по вопросам оплаты труда и другим существенным аспектам кадровой политики.

Президент Агентства назначается Советом директоров. Совет директоров принимает решение о назначении на этот пост кандидата, выдвинутого Председателем (пункт "b" статьи 33). Президент отвечает за проведение под общим контролем Совета директоров обычной деятельности Агентства, а также за организацию, назначение и увольнение персонала (пункт "a" статьи 33). Предполагается, что численность персонала будет ограниченной с тем, чтобы повысить эффективность и жизнеспособность Агентства. Размер оклада и условия контракта Президента определяются Советом управляющих (пункт "b" статьи 33). Это соответствует практике, принятой в Банке.

Международное (многостороннее) агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) было создано в 1988 году для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. В состав МАГИ входит 175 государств. Местопребывание – Вашингтон (США).

Высшим органом является Совет управляющих, который ежегодно собирается на сессию. Текущую деятельность МФК осуществляет Директорат. Председателем Директората является президент МБРР. Президент МАГИ назначается Директоратом по предложению президента МБРР и ведет текущие дела.

Правовой статус Агентства - это акционерное общество, занимающееся коммерческой деятельностью. Цель МАГИ заключается в содействии устойчивому притоку частных инвестиций в развивающиеся страны, сокращению бедности и улучшению условий жизни населения. Основными задачами МАГИ являются содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

МАГИ обеспечивает иностранным инвесторам долгосрочные гарантии от некоммерческих рисков в следующих случаях:

s введение правительством страны, принимающий капитал, ограничение на обмен и перевод капитала;

s законодательные или административные меры принимающей страны, лишающие иностранного инвестора право на собственность, контроля над инвестициями или значительно снижающие его доходы;

s административная и судебная практика принимающей страны, нарушающая права иностранного инвестора и ведущая к расторжению договоров, заключенных с ее государственными институтами;

s вооруженные конфликты, гражданские войныи т.п.

МАГИ может предоставлять гарантии в отношении самых различных видов инвестиций. Это могут быть, например, инвестиции в акционерный капитал в той или иной форме (денежной, натуральной, интеллектуальной собственности), кредиты или средства обеспечения кредитов, различного вида инвестиционные соглашения (о разделе продукции, о разделе прибыли, управленческие, лицензионные, франчайзинговые и др.).

Важнейшим источником финансирования МАГИ является уставный капитал (948 млн. долл.), который обеспечивает предоставление гарантий на сумму 745 млн.долл. США. Уставом предусмотрено, что промышленные страны 10% их доли уставного капитала должны выплачивать в конвертируемой валюте, еще 10% вносят в форме беспроцентного долгового свидетельства, которое не может обращаться на рынке.

МАГИ предоставляет инвесторам гарантии, покрывающие до 90 % от общего объема инвестиций, сроком на 15-20 лет. При этом на сегодня предельная сумма, гарантируемая по одному проекту, составляет 50 млн. долл. США. Ставка страховой премии колеблется от 0,25 % за каждые 100 долл. стоимости гарантии от риска войны и гражданских волнений для предприятий обрабатывающей промышленности до 1,25 % от риска экспроприации для предприятий в области нефте- и газодобычи.


МАГИ не обеспечивает субсидии для развития частного бизнеса, а предлагает услуги по рыночным ценам. Инвестор, который может претендовать на получение гарантии МАГИ, должен быть резидентом одной из стран-членов, а его инвестиции должны предназначаться для любой другой страны, даже не являющегося членом данной организации.

Между Агентством и государствами-членами, размещающими инвестиции, заключаются соглашения о защите и гарантиях инвестиций. В соответствии с заключенным контрактом одна сторона (МАГИ) обязуется выплатить другой стороне (инвестор) определенную в договоре сумму, составляющую обычно процент от суммы убытков, которые понес держатель гарантии и которые возникли в результате наступления одного из перечисленных в контракте случаев. В свою очередь, инвестор обязуется в соответствии с заключенным с МАГИ договором ежегодно выплачивать страховой взнос в размере устанавливаемого в договоре процента от суммы гарантии.

Независимо от повышения или снижения политического риска в конкретной стране, клиенты МАГИ не имеют права отменить свои обязательства по страхованию до окончания действия контракта. После уплаты сумм страховой гарантии Агентство получает право суброгации на все требования инвестора к принимающей стране и другим должникам, т.е. от частного инвестора к МАГИ переходят права требования компенсации ущерба, эти требования предъявляются государству-импортеру инвестиций. Предоставляя гарантии, МАГИ контролирует:

s экономическую обоснованность инвестирования и его вклада в развитие страны-импортера;

s соответствие инвестиций законам и правилам страны-импортера;

s соответствие инвестиций целям и приоритетам развития страны-импортера;

s наличие условий для инвестиций в стране-импортере, включая равный подход и правовую защиту иностранных инвесторов.

За время своего существования МАГИ предоставило гарантии по 500 проектам в 78 развивающихся странах на сумму 9 млрд. долл. Благодаря деятельности МАГИ было привлечено 41 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.

МАГИ оказывает помощь в разработке инвестиционную политики и в развитии инфраструктуры, организует встречи и переговоры между деловыми кругами и правительствами стран, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, предоставляет иинформационные

услуги. МАГИ способствует улучшению инвестиционного режима в принимающих странах и другими способами: путем реализации программ по повышению квалификации кадров правительственных структур, частных фирм посредством проведения конференций и семинаров, оказания консультативной помощи по разработке нормативных документов, направленных на поощрение иностранных инвестиций. Таким образом, МАГИ выступает международным гарантом для прямых капиталовложений и портфельных инвестиций государств-членов в экономику развивающихся стран.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ ) или Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство (МИГА ); (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA ) - одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с , и входит в , являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций . Целью МИГА является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в , страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Конвенция об учреждении МИГА подписана в Сеуле 11 октября 1985 года. МИГА было основано в 1988 году . Оно содержится на взносы стран-участниц. В 2012-ом году в МИГА было представлено 177 стран, в том числе Российская Федерация. Уставный капитал МИГА превышает 1 млрд долларов США. Штаб-квартира МИГА, также как и других организаций группы Всемирного банка находится в Вашингтоне.

Гарантии МИГА защищают инвесторов от рисков ограничения перемещения средств, конфискации, военных и гражданских волнений, нарушения условий контракта. Однако страхование от коммерческих рисков, например, от риска банкротства, не проводится.

При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МИГА осуществляет также страхование инвестиций , проводимых между развивающимися странами . Претендовать на гарантии МИГА могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в которую направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет. В отличие от гарантий , встречных гарантий от правительства страны инвестирования — не требуется.

МИГА инвестирует даже в Россию:

В то же время МИГА не предоставляет кредиты и не является самостоятельным . Гарантии не выделяются для инвестиций в производство табака и алкоголя, в организацию азартных игр. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн на один инвестиционный проект и $440 млн на одну страну. Путём совместного страхования и перестрахования лимит может быть значительно превышен.

С 1988 года МИГА выдало более 900 гарантий на общую сумму $17,4 млрд. При этом оно помогло разместить более 50 млрд $ прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах.

www.miga.org
www.worldbankgroup.org

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) – международная организация, входящая в структуру Всемирного банка, специализирующаяся на выдаче инвесторам при работе в странах третьего мира.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA); Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство (МИГА); также - Многостороннее агентство по гарантии (гарантиям) инвестиций (МАГИ), - одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с , и входит в Группу , являющуюся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Целью МИГА является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

МАГИ существует на взносы стран-участниц, которых на сегодняшний день 181.

Гарантии агентства покрывают такие риски, как ограничения на перемещение валюты, локальные военные конфликты, конфискация имущества, нарушения инвестиционных контрактов. Однако МАГИ не защищает от возможности , то есть его гарантии не распространяются на .

При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МИГА осуществляет также страхование инвестиций, проводимых между развивающимися странами. Претендовать на гарантии МИГА могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в которую направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет. В отличие от гарантий Всемирного банка, встречных гарантий от правительства страны инвестирования не требуется.

В то же время МИГА не предоставляет кредиты и не является самостоятельным инвестором. Гарантии не выделяются для инвестиций в производство табака и алкоголя, в организацию азартных игр.

Объем покрываемого риска на сегодняшний день ограничен 110 млн. долларов США на один инвестиционный проект, и общая сумма на страну не должна превышать 440 млн. долларов.

С момента своего создания в 1988 году МАГИ выдало более 900 гарантий на сумму, превышающую 18 млрд. долларов. При этом оно помогло разместить более 50 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах.