Металлургическая промышленность урала. Основные отраслевые комплексы урала

Металлургическая промышленность урала. Основные отраслевые комплексы урала

  • Состав: Курганская, Оренбургская, Свердловская и Челябинская обл., республики Башкортостан и Удмуртия, Пермский край.
  • Главные города: Екатеринбург — 1200 тыс. чел., Пермь 1000 тыс. чел., Челябинск — 1100 тыс. чел., Уфа — 1040 тыс. чел., Ижевск, Оренбург, Магнитогорск, Нижний Тагил.

Урал, расположенный на рубеже Европы и Азии, по своему экономическому потенциалу занимает 2-е место после Центрального района. Роль Урала определяется его мощной тяжелой промышленностью — черной и цветной металлургией, металлоемким и производством вооружений, которые сформировались на богатых металлических ресурсах района. По этим отраслям район занимает первые места в России.

Специализация Урала формировалась с начала XVIII века. Первая выплавка металлов на заводах Демидовых велась еще при Петре I. К середине XVIII века Урал стал мировым лидером по выплавке черных металлов. В XIX веке металлургия находилась в упадке, а XX век ознаменовался возрождением этой отрасли. Металлургия района была связана с производством оружия, а в последние полвека — и с выпуском тяжелой производственной техники.

Урал — основная металлургическая база страны, дающая половину произведенной в стране стали. Она сложилась на местных железных рудах, которые нынче почти исчерпаны. Руда завозится с КМА и . На Урале работают 4 из 8 крупнейших металлургических комбинатов страны — Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско- Халиловский и , производящие 45 чугуна, стали и проката Урала. Качественные сорта стали выпускают Чусовской, Серов- ский, Златоустовский, Алапаевский заводы. Различные виды сплавов производят в Челябинске и Серове.

Цветная металлургия Урала включает почти полный набор отраслей, что является уникальным случаем мировой практики. Она сформировалась на собственных ресурсах медной, никелевой, свинцово-цинковой руды, хрома, бокситов, золота, платины, которые уже сильно выработаны, поэтому активно используется и привозное сырье. Заводы размещаются во многих городах Урала. Медь производят в Красноуральске, Ревде, Кыштыме. Алюминий получают в Каменск- Уральском и Краснотурьинске, никель — в Орске и Реже, цинк — в Челябинске.

Машиностроение Урала по объему производства уступает только Центру. Здесь выпускают тяжелую технику для металлургии, нефтяной, химической, горнодобывающей, лесной промышленности, кузнечно-прессовое оборудование, экскаваторы, тракторы, вагоны. Самые большие заводы — «Уралмаш» и «Уралхиммаш» в , трубопрокатный и горного оборудования в Первоуральске, тракторный и трубопрокатный в Челябинске, горного оборудования и крановый в Магнитогорске, вагонов — в Нижнем Тагиле и др. Развито на Урале среднее и точное машиностроение: выпуск станков (Алапа- евск), инструментов (Златоуст), автомобилей (Миасс, Ижевск), сельскохозяйственных машин и автобусов (Курган).

Урал производит почти все виды вооружений: танки в Челябинске и Нижнем Тагиле, артиллерию в Екатеринбурге и Перми, ракетные комплексы в Глазове и Воткинске, БМП в Кургане, стрелковое оружие в Ижевске. Предприятия Урала вырабатывали специальные сплавы, виды топлива, взрывчатые вещества и другие материалы для .

Крупных масштабов на Урале достигла химическая индустрия. В первую очередь — это производство калийных и азотных удобрений и соды в Пермском крае на местном сырье, серы — на отходах металлургии, продукции органического синтеза на основе нефтепереработки и нефтехимии в Перми, Орске и особенно в Башкирии — Уфе, Салавате, Стерлитамаке, и газопереработки в Оренбурге.

В Пермском крае и Свердловской обл. на местных ресурсах развита лесная промышленность, в т.ч. переработка древесины, с крупными комбинатами в Соликамске, Краснокамске, Красновишерске; Урал дает 15% древесины и 20% производства бумаги в стране. В строительной индустрии выделяется производство цемента, асбеста, огнеупоров и как специфическая уральская отрасль — добыча и обработка поделочных, декоративных и драгоценных камней. Легкая и пищевая промышленность развиты довольно слабо. В пищевой отрасли выделяется производство мяса и муки в южных областях.

Мощная промышленность района требует много топлива и энергии. Их основой был привозной уголь, позднее — нефть Волго–Уральской провинции (в Пермском крае и Башкирии). Современная энергетика Урала — одна из самых мощных в стране. Она включает систему крупных ТЭС и ГРЭС и дополняется Белоярской АЭС (около Екатеринбурга), Камской и Воткинской ГЭС на Каме. Но своей электроэнергии Уралу не хватает, он получает ее из и Западной Сибири.

Сельское хозяйство дает около 10% продовольствия России и опирается на крупные земельные ресурсы , который находится в засушливой зоне с рискованным (в годы сильных засух). Район специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Она отличается хорошим качеством благодаря теплому сухому климату, но меньшей урожайностью. Урал характеризуется крупным мясомолочным и развитым овцеводством. Однако району не хватает своего продовольствия и он завозит много овощей, картофеля, круп, масла, сахара. Вокруг крупных городов создано пригородное хозяйство.

Население Урала за советские годы сильно выросло, и по числу жителей и городов (150) район уступает только Центру. Население сосредоточено в промышленных ареалах горного Урала, а также в Башкирии и Удмуртии. Окраинные — предуральские и зауральские районы — заселены слабее. В городах проживает 75% населения. Урал, как и Поволжье — район крупных городов. Здесь 4 города- миллионера — это больше, чем в других российских районах. Сельское население проживает в основном на , но плотность его невелика — до 10 чел./м 2 . Наибольшее число сельских жителей — в Башкирии, где оно представлено коренным населением и татарами.

В начале 90-х гг. Урал оказался в числе наиболее бедственных районов страны в связи с резким сокращением ВПК, что затронуло и все смежные отрасли. Здесь более 23 занятых работали в этом комплексе, что определило высокую безработицу. Вместе с тем продукция ресурсных отраслей — черные и цветные металлы, нефть и нефтепродукты — вышла на мировой рынок и приостановила экономический спад. Сейчас начата реконструкция ряда крупных предприятий этих отраслей, начинают оживать и машиностроительные заводы, обеспечивающие эту реконструкцию. Все это позволяет Уралу сохранить свою экономику и по ее объему почти сравняться с Центральным районом.

Экологическая ситуация на Урале очень сложная. Из 40 самых загрязненных городов России 10 находится на Урале. В их числе

Магнитогорск, Новотроицк, Челябинск, Нижний Тагил, Оренбург, Уфа, Первоуральск, Кыштым — центры металлургии, угольной энергетики, нефтегазохимии. Загрязненность приводит к выпадению осадков с вредными окислами, вызывает рост заболеваемости населения, усыхание лесов, загрязнение почв. Тяжелое положение с водными ресурсами. Урал, лежащий на водоразделе Волги и Оби, имеет их небольшие притоки, которые чрезвычайно загрязнены, большая часть воды забирается на технологические нужды.

Особую тревогу вызывает ареал радиационного загрязнения после аварии 50-х годов в Челябинской обл., а также большое скопление объектов потенциальной опасности — полигонов испытания и захоронения разных видов вооружений, взрывчатых веществ, химического оружия, отработанного урана и др. Опасность представляет и изношенное оборудование химических, нефтеперерабатывющих и металлургических производств, десятков нефтегазопроводов, пересекающих территорию Урала.

В перспективе не должны наращиваться ресурсные и тяжелые отрасли, хотя именно они и «держат» сейчас экономику Урала. Его промышленность, более чем в других районах, нуждается в технологическом обновлении для улучшения качества продукции, снижения ресурсоемкости и обеспечения экологичности производства. Здесь не должны строиться новые «гигантские» предприятия, бывшие основой уральской промышленности, необходима более продуманная конверсия ВПК, развитие производства товаров для населения и всех видов природоохранной деятельности. Необходимо предотвратить дальнейшее превращение территории горного Урала в техногенный безжизненный ландшафт, главным элементом которого являются дымящие заводские трубы.

Отрасли промышленности Уральского экономического района

Промышленные комплексы. Отрасли главной специализации Уральского района входят в состав ТЭК, металлургического и ма­шиностроительного промышленных комплексов. В качестве отраслей дополнительной промышленной специализации Урала можно выделить химическую и нефтехи­мическую и промышленность строительных материалов.

Черная металлургия - первая по значению и старейшая от­расль, на которую приходился почти 21% всей продукции Ура­ла. Удельный вес Урала в России: по добыче железной руды около 20%, по выплавке стали и чугуна, а также производству го­тового проката - свыше 40%.

Добыча железной руды ведется, в основном, на Качканарском ГОК в Свердловской обл. на базе наиболее круп­ных железорудных запасов Урала, а также в Челябинской обл. Недостающее количество железорудного концентрата поступает на Урал из Казахстана, а также из ЦЧЭР. Коксующиеся угли поступают в район из Кузбасса и в неболь­шом количестве - из Печорского угольного бассейна.

Черно-металлургический комплекс района в составе наиболее крупных комбинатов полного цикла - Нижне-Тагильского в Сверд­ловской обл., Орско-Халиловского (Новотроицкого) в Орен­бургской обл. и Магнитогорского в Челябинской обл., а также Челябинского металлургического завода сосредоточивает свыше 1/3 производства стали и готового проката в России. Здесь так­же сконцентрировано 60% производства стальных труб в стране (в том числе 2/3 в Свердловской обл. - на Первоуральском ново­трубном заводе и 1/3 - на Челябинском трубном заводе).

Черная металлургия Урала - экспортно-ориентированная от­расль. Магнитогорский комбинат проявляет наиболее высокую активность в экспорте стального проката.

Цветная металлургия динамично развивается в районе в ус­ловиях стабильного спроса на цветные металлы на мировом рынке. Производство цветных металлов (алюминия, меди, цин­ка, никеля, титана и магния) осуществляется в Свердловской обл. (алюминия - на Богословском и Уральском алюминиевых за­водах, меди - на Красноуральском и Кировоградском медепла­вильных комбинатах, а также никеля - в Реже), в Челябинской обл. (цинк, рафинированная медь, никель), в Оренбургской обл. (медь, никель) и в Пермской обл. (производство магния и титано­вого концентрата).

Машиностроение Урала производило около 17% промышлен­ной продукции района и сосредоточено более чем на 150 круп­ных предприятиях, представляющих различные подотрасли. Тя­желое машиностроение развито в Свердловской обл. (заводы «Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш»), Пермской обл. (производство горно-шахтного оборудования), Оренбургской обл. (оборудование для металлургического и горнодобывающего комплексов) и в Республике Башкортостан (завод горного обо­рудования в Уфе). Тяжелое машиностроение отличается наиболь­шей металлоемкостью.

Транспортное машиностроение развито в Челябинской обл., где производят грузовые автомобили (Миасс), вагоны (Усть-Катав), дорожная техника - бульдозеры, автофейдеры, экскавато­ры, а также тяжелые тракторы. Грузовые и легковые автомобили делают на заводах АО «Ижмаш» в Ижевске в Удмуртии. Там же выпускают мотоциклы (Ирбит). В Курганской обл. производят автобусы, в Оренбургской (Орск) - транспортные прицепы, в Свердловской - вагоны большей грузоподъемности (Нижний Тагил).

На станкостроении и выпуске оружейной техники специа­лизируются предприятия в Свердловской и Челябинской обл. и в Удмуртии. В Удмуртии издавна налажен выпуск стрелкового оружия.

Авиамоторы производят в Пермской обл., где также намечен выпуск электротехнического оборудования.

По производству сельскохозяйственной техники выделяется Курганская обл.

Точное машиностроение - электронная промышленность и радиотехника - наиболее развито в Удмуртии.

Машиностроительный комплекс Урала перенасыщен пред­приятиями ВПК, что существенно осложняет их конверсию и тре­бует крупных инвестиций.

Доля Урала в производстве и сбыте на внутрироссийском рын­ке металлорежущих станков, экскаваторов, оборудования для хи­мической промышленности и сельского хозяйства составляет от 20 до 40%.

На Урале имеются значительные мощности для производства товаров народного потребления в машиностроительной отрасли, что позволяет выпускать до 30% холодильников и стиральных машин, 70% мотоциклов в России. Выпуск товаров народного по­требления может быть восстановлен до прежнего уровня и далее увеличен за счет конверсии оборонного комплекса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Урала - один из самых мощных в стране. По производству электроэнергии район находится на третьем месте после Центра и Восточной Сибири, В составе электростанций Урала: 90% тепловых станций (в их числе Ириклинская, Рефтинская, Троицкая, Среднеуральская, Южно-Уральская, крупнейшая Пермская ГРЭС (4,8 млн кВт) и др.), две крупные ГЭС (Камская и Боткинская) и одна атомная - Белоярская, работающая на быстрых нейтронах.

Нефтеперерабатывающая промышленность представлена крупными НПЗ, работающими в Уфе, Салавате, Перми, Орске и других городах.

Добыча газа сосредоточена, в основном, в Оренбургской обл. В Оренбурге создан крупный газохимиче­ский комплекс, на базе которого производят серу, стабильный конденсат, сжиженные газы, гелий, этан. В Оренбург также по­ступает для переработки высокосернистый газ из Карачаганакского месторождения в Казахстане.

Добыча угля на Урале постоянно снижается из-за высокой се­бестоимости и невысокого спроса на него.

Химическая промышленность характеризуется 15-35% удельным весом в России по выпуску серной кислоты, кальцини­рованной соды, минеральных удобрений.

Пермская обл. занимает ведущее место по производству ми­неральных удобрений, в основном калийных, получаемых на базе ресурсов крупнейшего в мире Верхнекамского соленосного бассейна. Крупнейшие предприя­тия области по выпуску различных минеральных удобрений - «Уралкалий», «Сильвинит», «Азот». Азотные удобрения выпус­кают также в Магнитогорске и Нижнем Тагиле на базе использо­вания металлургического коксового газа. Фосфатные удобрения производят в г. Красноуральске Свердловской обл. из привозных хибинских апатитов. Сернокислотная промышленность развивается на основе ме­стных ресурсов серного колчедана и отходов металлургии (цент­ры в Ревде и Кировограде Свердловской обл.). Урал также круп­ный производитель продукции органического синтеза, наиболее известные центры: Уфа, Салават, Пермь.

На территории Челябинской обл., в г. Снежинске, находится один из важнейших центров исследований и опытного производ­ства в области атомной промышленности - горно-химический комбинат «Маяк». Деятельность этого предприятия стала при­чиной серьезных экологических проблем, связанных с образова­нием в результате аварии, случившейся в 1970-е гг., челябинско­го радиоактивного следа.



Лесной комплекс. На предприятиях этого комплекса произво­дилось около 11% деловой древесины, 15% пиломатериалов, 17% бумаги в России. Предприятия лесной промышленности выпус­кают продукцию, в основном, для внутреннего потребления и рас­положены в промышленных центрах Пермской и Свердловской обл. (ЦБК в Краснокамске, Соликамске, Красновишерске, пред­приятия деревообработки в Перми и Серове).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство - важ­ная отрасль экономики Урала, на современном этапе производя­щая до 15% всей агропродукции в России (второе место в стране после Центрального района

Основные направления специализации сельского хозяйства Урала: зерноводство (в основном, производство яровой пшеницы), пригородное овощеводство и молочно-мясное животноводство, включая свиноводство и птицеводство, мясомолочное животноводство. Определенная специализация существует в производстве и переработке сельскохозяйственного сырья на предприятиях пи­щевой промышленности. Так, Оренбургская и Курганская обл., Рес­публика Башкортостан занимают ведущее место в производстве зерновой, сыро-молочной продукции, мясных и колбасных изделий. Пищевая промышленность составляет 13% в структуре промыш­ленного производства Курганской обл. и 8% - Удмуртии, а в Коми-Пермяцком АО - почти 21%.

Транспортный комплекс. Транспортное значение Урала оп­ределяется его ролью связующего и распределительного узла между западной и восточной частями России. Грузонапряжен­ность на отдельных железнодорожных и автомобильных ма­гистралях района в 3-4 раза выше средней по стране. В районе г. Екатеринбурга находится один из крупнейших в России аэропортов Кольцово.

Эксплуатационная протяженность железных дорог более 4,7 тыс. км (перевозят около 40% грузов), автомобильных - около 93 тыс. км и водных путей - 4,7 тыс. км.

Разветвленная сеть нефте- и газопроводов связывает Урал с Западной Сибирью, Средней Азией, Казахстаном и европейской частью России.

Наиболее тесные связи Урал имеет с соседними районами - Западно-Сибирским и Поволжским, а также Казахстаном. С вос­тока и юга в район поступают уголь, нефть, газ, электроэнергия, железная руда, в том числе из Казахстана по импорту. Урал вывозит в другие районы, в основном, продукцию перерабаты­вающих отраслей - черные и цветные металлы, машины и раз­личное оборудование.

Для Уральского региона характерна тесная взаимообусловленность составляющих отраслей и производства, особенно в тяжелой индустрии.

Горнодобывающая промышленность служит базой для черной и цветной металлургии, химической и строительной индустрии. В целом машиностроение и металлургия главенствуют на Урале как по объему продукции, так и по значению для страны.

Лесная промышленность и аграрно-индустриальный комплекс опираются на ресурсы древесины и сельскохозяйственного сырья.

Уральский регион включает также группы обслуживающих отраслей и производств - добычу угля и торфа, производство электроэнергии, товаров народного потребления и продовольствия.

Экономический профиль Уральского районного комплекса определяет тяжелая индустрия, основами которой являются черная и цветная металлургия. Фундамент комплекса представлен добывающими производствами. К ним относятся прежде всего добыча и обогащение руд черных и цветных металлов, разработки россыпных месторождений золота и платины, добыча нерудного сырья как для металлургии, так и для других отраслей, особенно промышленности строительных материалов.

Черная металлургия Урала в целом отличается более высоким качеством металла, что обусловлено использованием малосернистого кузнецкого кокса и руд Урала, чистых от вредных примесей и содержащих ценные компоненты - хром, никель.

По развитию цветной металлургии Урал занимал и занимает ведущее место в России, выпуская почти все цветные металлы, их сплавы и прокат. Медные руды Урала - комплексные. Из них, в частности, получают редкие металлы и цинковый концентрат, который перерабатывается на Челябинском цинковом заводе.

Урал - важнейший поставщик алюминия, магния, титана. Будучи электроемким, их производство локализовано поблизости от источников энергетического топлива - каменного и бурого угля.

Урал - старейший в стране регион золотодобычи. Прииски разбросаны вдоль восточных склонов хребта. Издавна славится Урал драгоценными и поделочными камнями, добываемыми в Ильменских горах западнее Челябинска и в других местах. Центром камнерезно-гранильного и ювелирного производства Урала является Екатеринбург. Уральские драгоценные камни используются в качестве не только ювелирного, но и технического сырья для нужд приборостроения, электротехники, радиоэлектроники, оптики.

Наличие мощной металлургической базы способствовало развитию на Урале машиностроения и металообработки. Уступая лишь Центральному региону России по величине продукции отрасли, Урал выделяется производством оборудования для металлургии, горного дела, химии, энергетики и транспорта.

Тяжелое машиностроение давало в эпоху Советского Союза значительную часть продукции всего машиностроения. Номенклатура выпускаемых изделий тесно была связана с потребностями региона, с его ведущими отраслями промышленности.

На Урале развита химическая промышленность. Многие ее производства тесно связаны с черной и цветной металлургией.

Важным звеном в хозяйстве Урала является его энергетика. Урал поглощает 1/7 производимых в стране топлива и энергии. Рост потребления топлива на Урале покрывается за счет нефтепродуктов и газа. Добыча нефти ведется в Пермской и Оренбургской областях. Тюменская нефть поступает по трубопроводам через Курган на Урал и далее на Запад.

Уральская электроэнергетическая система - одна из самых мощных в стране. Основную часть электроэнергии вырабатывают тепловые станции. Урал находится на стыке электроэнергетических систем Европейской части и Сибири.

Значительную роль в Уральском производственном комплексе играет сельское хозяйство. Примерно 2/3 всех сельскохозяйственных земель приходится на пашню, остальное - выгоны, пастбища, сенокосы. Больше всего распаханы лесостепные и степные территории. Здесь ярко выражено зерновое хозяйство, основой которого являются посевы яровой пшеницы. В посевах Приуралья и Зауралья севернее Перми и Екатеринбурга пшеница уступает место озимой ржи.

Вокруг промышленных центров издавна сложилось пригородное сельское хозяйство с производством свежих овощей, зелени, цельномолочной продукции. Растет число парников и теплиц на тепловых отходах электростанций и предприятий.

В кормовой базе животноводства горных и таежных мест преобладают естественные сенокосы и пастбища; на остальной территории корма производят в полевых севооборотах. Причем на Среднем Урале велика роль клевера, на Южном - кукурузы.

В животноводстве преобладает крупный рогатый скот молочного и мясомолочного направлений. Свиноводство больше приурочено к пригородным зонам и лесостепному Зауралью, овцеводство встречается больше в степях Южного Урала.

Вблизи крупных промышленных центров развивается птицеводство, представленное современными государственными и частными птицефабриками. Сооружены комплексы по производству говядины, свинины, молока.

Надо отметить, что аграрные преобразования на Урале, также как и по всей России идут уже многие годы, однако их направленность на замену административно-командной системы рыночной системой с приоритетом производственной демократии, экономической свободы и самоуправления хозяйствующих субъектов реализуется с трудом.

С переходом к развитым рыночным отношениям стало расти число фермерских хозяйств на Урале. В процессе формирования новой аграрной структуры часть хозяйств Урала приспособилась к рынку, сохранив при этом основные фонды. Многие руководители, специалисты и активные работники таких предприятий были заинтересованы в преобразовании коллективного хозяйства в частное. Общая тенденция последних лет не только на Урале, но и по всей России - сокращение численности фермерских хозяйств и увеличение площади земельных угодий на одно хозяйство.

В некоторых районах Урала на базе неплатежеспособных хозяйств создаются муниципальные предприятия по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

В переходных условиях приоритетом является принцип самофинансирования сельского хозяйства Урала с привлечением бюджетных средств, поддержки и обеспечением максимальной стимулирующей роли этих средств.

В общем и целом, говоря о сельском хозяйстве Урала, его развитии, следует отметить, что роль его в хозяйственном значении страны значительно меньше, чем роль промышленности. Основная часть сельскохозяйственной продукции потребляется внутри региона, причем многую продукцию животноводства частично приходится привозить. Вывозят с Урала в основном зерно, льнопродукцию.

Общие запасы леса на территории округа превышают 7,3 млрд. кубометров, то есть более 10% от общероссийских запасов.

Сегодня в Уральском округе заготавливается 7,7 млн. кубометров леса. Таким образом, освоение расчетной лесосеки составляет только 11,4%, при этом в среднем по России использование лесосеки достигает 23%.

Зона активного лесопользования совпадает с существующими транспортными коридорами.

Сегодня общая протяженность существующих лесовозных дорог составляет только 700 км.

В случае развития транспортной инфраструктуры - дополнительного строительства как минимум 740 км лесовозных дорог от существующих сегодня и проектируемых транспортных путей - можно увеличить объем лесопользования на 12 млн. кубометров в год и довести общий объем заготовки древесины в Уральском округе до 19,7 млн. кубометров.

В свою очередь, повышение общего объема доступного лесного фонда создаст базу для строительства новых перерабатывающих мощностей, которых сегодня на Урале фактически нет.

Несмотря на то, что только в Уральском федеральном округе собирается свыше 65% от всего российского НДПИ, доля инфраструктуры, которая приходится на регионы Урала, составляет лишь 7% от всей транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

Поэтому строительство любых дорог, магистралей, транспортных коридоров на территории региона будет повышать социально-экономический уровень развития Урала и Западной Сибири.

По предварительным оценкам, строительство объекта приведет:

  • - к снижению затрат на транспортировку хромовых руд с месторождений Полярного Урала на заводы в Южный и Средний Урал;
  • - к ликвидации дефицита бурового угля на Урале за счет ввода в эксплуатацию Сосьвинско-Салехардского бассейна;
  • - к снижению затрат на строительство, обслуживание и ремонт объектов промысловой и транспортной инфраструктуры при освоении месторождений нефти и газа севера и северо-востока Западной Сибири;
  • - к обеспечению потребностей уральских комбинатов в медно-цинковых, железных и марганцевых рудах. Отмечу, что этот эффект мы получим только в случае открытия рентабельных и богатых месторождений;
  • - к увеличению освоения лесного фонда на 12 млн. кубометров в год при условии параллельного с проектированием железной дороги строительства лесовозных магистралей.

Необходимо отметить, что инвестирование значительных средств, требующихся для строительства новой железной дороги, должно сопровождаться детальным экономическим анализом.

Это позволит определить сроки окупаемости инвестиций на основе прогноза загрузки транспортной инфраструктуры за счет перевозки как продукции минерально-сырьевого комплекса, так и других грузов.

Ведущая отрасль специализации промышленности Урала - черная металлургия. Основы металлургической промышленности были заложены еще при Петре I. Строительство железоделательных и чугуноплавильных заводов началось в конце XVII - начале XVIII вв. В конце XVIII в. Урал снабжал железом не только Россию, но и Западную Европу. Постепенно уральская промышленность пришла в упадок. Это было обусловлено пережитками крепостничества, кабальным положением уральских рабочих, технической отсталостью Урала, оторванностью от центра России, а также зарождающейся металлургией южной части России.

В настоящее время из старых реконструируемых заводов наиболее значительные Златоустовский, Верх-Исетский, Лысьвенский, Чусовский. Однако 80% металла производят новые заводы и комбинаты - Магнитогорский, Челябинский, Нижнетагильский и Орско-Халиловский. В целом по производству чугуна, стали и проката Урал занимает первое место в Российской Федерации. Изменилась и география металлургии Урала. В прошлом, при наличии большого числа железорудных месторождений по всему Уралу, определяющее значение имела география топлива для металлургии - леса. Большинство заводов размещалось на Центральном и Северном Урале, богатых лесом. С переходом на минеральное топливо - коксующиеся угли, поступающие сюда из Кузбасса и Караганды, решающее значение в размещении металлургических заводов приобрело сближение их с наиболее крупными железорудными базами. Так, в районе горы Магнитной был построен Магнитогорский комбинат. Близ гор Высокая, Благодать, Лебяжья -Нижнетагильский. Челябинский комбинат использует бакальские руды, Орско-Халиловский находится вблизи комплексных халиловских руд. Таким образом, основные металлургические центры переместились с севера и центра на юг Урала. Однако к настоящему времени черная металлургия Урала переживает трудности со снабжением рудой, так как многие месторождения значительно истощены. Поэтому железные руды для металлургии Урала приходится завозить из других районов (КМА, Северного Казахстана). В связи с этим особое внимание уделяется расширению собственной сырьевой базы, в частности разработке Качканарского титаномагнетитового месторождения.

Из старых металлургических предприятий значительно увеличены мощности Серовского завода, выплавляющего специальный качественный металл на древесном угле; Чусовского, производящего трансформаторную сталь, Златоустовского, Ижевского, выпускающих инструментальную сталь, и др. Построены ферросплавные и трубные заводы.

Предполагается, что в перспективе объемы производства чугуна, стали и проката в Уральском районе будут сокращаться. Это объясняется общероссийской тенденцией улучшения использования черных металлов в машиностроении и строительстве, резким сокращением оборонной продукции.


Важной отраслью специализации Уральского района является цветная металлургия. По выплавке меди району принадлежит первое место в Российской Федерации. Медеплавильные заводы размещены вблизи месторождений меди по восточному склону Уральских гор. Многие заводы к настоящему времени реконструированы. Крупнейшие из них: Кыштымский электролитный комбинат (Челябинская область), Кировоградский медеплавильный завод (Свердловская область). На базе нового Райского месторождения меди возник крупнейший в стране Медногорский комбинат (Оренбургская область). Большинство медеплавильных заводов специализируется на выплавке черновой меди. Крупный завод по выпуску рафинированной меди работает в Верхней Пышме (Свердловская область). Медная промышленность Урала, как правило, связана с химической промышленностью, производящей серную кислоту.

Алюминиевая промышленность представлена добычей бокситов, производством глинозема и выплавкой алюминия. В Свердловской области создано глиноземное производство, осуществляется выплавка алюминия, в Каменск-Уральском работает один из крупнейших в стране заводов по выплавке алюминия, в Краснотурьинске - большой алюминиевый завод. До недавнего времени Урал был главным производителем алюминия в стране. Ныне созданы новые сырьевые базы для алюминиевой промышленности. Значение и роль Урала в этой важной отрасли цветной металлургии существенно снизились. Возможности ее роста здесь ограничены как сырьевыми, так и энергетическими ресурсами.

Урал является одним из основных районов выплавки никеля в Российской Федерации. Никелевая промышленность - это крупные Уфалейский и Орский комбинаты, Режский завод. В Соликамске и Березниках производится магний. Цинковая промышленность представлена одним только Челябинским заводом, который использует отходы переработки медных руд Урала, где в ряде месторождений содержится и цинк.

Вторым ведущим звеном Урала являются машиностроение и металлообработка; производство продукции этих отраслей по стоимости превосходит выпуск всей металлургии района. В прошлом машиностроение было развито крайне слабо, давало всего лишь около 10% промышленной продукции Урала и выпускало в основном несложный сельскохозяйственный инвентарь (серпы, косы, плуги и др.). Ныне по масштабам развития машиностроения в нашей стране Урал уступает только Центральному району. Наибольшее развитие здесь получило тяжелое металлоемкое машиностроение, приближенное к основным базам металла. Урал занимает первое место в стране по выпуску металлургического, подъемно-транспортного и нефтегазового бурового оборудования. Знаменитый Уралтяжмаш в Екатеринбурге производит мощнейшие экскаваторы и другое сложное оборудование, Пермский завод - нефтебуры, Орский Южуралмаш - проходческие комбайны для горнорудной промышленности.

Значительное развитие получило транспортное машиностроение. В Нижнем Тагиле крупнейший в стране вагоностроительный завод выпускает грузовые вагоны; пассажирские вагоны - Усть-Катавский завод в Челябинской области. В Миассе производятся грузовые автомобили, в Ижевске - автомобили «Москвич» и мотоциклы, в Кургане находится автобусный завод.

Важное место Урал занимает по выпуску продукции энергетической, электротехнической и станкостроительной промышленности. В Екатеринбурге сосредоточен выпуск гидравлических и тепловых турбин и электродвигателей, в Перми - дизелестроение, производство кабеля, трансформаторов и высоковольтной аппаратуры.

На Урале развито сельскохозяйственное машиностроение: здесь находятся один из старейших и крупнейших Челябинский тракторный завод, Пермский, Боткинский (Удмуртия) заводы животноводческой техники, выпускающие, в частности, доильные машины. Завод Кургансельмаш производит специальные почвообрабатывающие орудия для засушливых степей Зауралья и целинных земель. В Екатеринбурге, Златоусте развиты станкостроение и инструментальное производство, в Уфе - моторостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности. Развитие машиностроительного производства в районе связано с освоением новых машин и оборудования, реконструкцией и технологическим обновлением действующих предприятий на основе новейших достижений научно-технического прогресса, внедрением передовых форм организации производства. Важное значение для успешной работы отрасли будут иметь завершение конверсии предприятий оборонного комплекса, перевод предприятий этого комплекса на выпуск гражданской продукции.

Третье место по стоимости продукции в структуре промышленности Урала занимает лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли. Это один из немногих лесоизбыточных районов Российской Федерации. Запасы древесины представлены здесь главным образом хвойными породами. Основные массивы промышленных лесов расположены в Пермской и Свердловской областях и отчасти в Башкортостане и Удмуртии. По заготовке древесины Уралу принадлежит третье место в стране после Северного района и Восточной Сибири. По Каме и Волге древесина сплавляется в южные регионы страны. На долю целлюлозно-бумажной промышленности Урала приходится 1/5 часть производства бумаги в стране. Центрами бумажной промышленности являются Краснокамск, Красновишерск, Соликамск, Пермь. На комбинатах в этих городах выпускают лучшие сорта писчей, картографической и даже гербовой бумаги. В связи с постройкой дороги Ивдель - Обь на северо-востоке Урала создаются новые лесопромышленные комплексы, которые частично будут использовать леса Тюменской области; в Ивделе, Сосьве, Новой Ляле развита крупная деревообрабатывающая промышленность.

В перспективе перед лесным комплексом Урала стоит задача повышения эффективности использования лесных ресурсов, прежде всего в природозащитных целях, на основе улучшения их состояния и развития защитного лесоразведения. В деревообрабатывающем комплексе необходимо увеличивать объемы выпуска качественной конечной продукции, более полно и глубоко использовать древесину.

К числу ведущих отраслей индустрии Урала относится химическая промышленность. Ее главная продукция - минеральные удобрения, серная кислота, сода и продукты органического синтеза. Особенно выделяется калийная промышленность, представленная крупнейшими калийными комбинатами в Соликамске и Березниках. Центрами химической промышленности стати также города, в которых развита металлургия. На отходах черной и цветной металлургии основано производство серной кислоты. В Березниках создано азотно-туковое производство, в Перми - производство фосфорных удобрений. В Башкортостане (в Салавате) на базе природного и попутного газа действует производство азотных удобрений. На местных месторождениях солей и известняков в Стерлитамаке работает крупная содовая промышленность. Развиты в районе коксохимия, анилиновая и лакокрасочная промышленность, лесохимия.

На долю Урала приходится около 1/3 общероссийского производства кальцинированной соды, значительны масштабы выпуска каустической соды, развита нефтехимия (Пермь) и начато формирование газохимии в районе Оренбурга. Здесь построен газоперерабатывающий комбинат, осуществляющий очистку газа для транспортировки его по газопроводу Оренбург - Западная граница.

В межрайонном разделении общественного труда выделяется промышленность строительных материалов Урала. Так, по производству цемента район занимает четвертое место в стране. Крупные цементные заводы размещены в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Новотроицке.

На Урале легкая и пищевая промышленность развиты пока недостаточно. В район ввозится много товаров народного потребления и продуктов питания из других регионов страны. Из отраслей легкой промышленности наиболее развиты кожевенно-обувная, трикотажная и швейная. Около 80% мощностей кожевенно-обувной промышленности размещается в Свердловской, Пермской, Челябинской областях, здесь же сосредоточена большая часть трикотажных предприятий. Хлопчатобумажная промышленность развита в Челябинской области, шелковая - в Пермской и Оренбургской.

Пищевая промышленность насчитывает множество подотраслей и предприятий, большая часть которых сконцентрирована на юге Урала, в зоне развития сельского хозяйства. Мукомольно-крупяная промышленность исторически сложилась в главной зоне посевов пшеницы - в Челябинской и Оренбургской областях, в Башкортостане и частично в Свердловской области, здесь же больше всего развита мясная промышленность. Курганская и Оренбургская области выделяются по производству животного масла.

Важной отраслью Урала является топливно-энергетическое хозяйство. Развитие на Урале теплоемких и энергоемких производств требует большого количества топлива и энергии. Для получения энергии используются местные ресурсы бурых и каменных углей (Кизеловский, Копейский, Кумертаусский бассейны), но эти запасы незначительны и в последние годы их добыча сокращается. Урал получает электроэнергию и топливо из других районов. Коксующиеся угли сюда полностью завозятся из Кузбасса и Караганды, дешевые энергетические угли - из Кузбасса и Экибастуза. Всего по тоннажу угля завозится почти вдвое больше, чем добывается в самом районе. До 70-х гг. нефть Урал получал в основном из Поволжья, Казахстана, Западной Сибири, природный газ - из Тюменской области и Средней Азии. Сейчас нефть добывают в Пермской и Оренбургской областях, в Республиках Башкортостан и Удмуртия. В Перми, Краснокамске и Орске работают нефтегазоперерабатывающие предприятия. В Башкортостане находится пять мощных нефтеперерабатывающих заводов. На базе Оренбургского газоконденсатного предприятия развивается мощный территориально-производственный комплекс. Оренбургский газ содержит конденсат и серу. Помимо метана в нем имеются этан, пропан, бутан, а также другие углеводороды и сероводород, газовая сера, гелий, азот.

Основные запасы газа располагаются на очень небольшой площади. Глубина продуктивных горизонтов составляет 1200 - 1800 м. Состав газа и конденсата требует комплексной переработки, отделения газа от сероводорода, извлечения углеводородов, получения в промышленных масштабах метана и серы. Главными потребителями Оренбургского газа являются районы Урала и Поволжья. Газ транспортируется по газопроводам: Оренбург - Самара, Оренбург - Заинек, Оренбург - Стерлитамак, Оренбург - Новопсковск. По построенному через европейскую часть России газопроводу оренбургский газ стал поступать в европейские страны. Протяженность нового газопровода составляет 2750 км.

В Оренбурге налаживается крупное производство тяжелого органического синтеза, создана мощная углеводородная сырьевая база для получения каучука, химических волокон, пластических масс и минеральных удобрений. Действует производство дешевой газовой серы из газа и конденсата в результате сероочистки. Построены газоперерабатывающий и гелиевый заводы. Оренбургский газ дает возможность создать в районе мощную энергетическую базу, включающую Ириклинскую ГРЭС, новую Оренбургскую ГРЭС, Самарскую и Каргалинскую ТЭЦ. На территории комплекса открыт ряд нефтяных месторождений. По общей мощности электростанций Уралу принадлежит второе место в Российской Федерации. Здесь производится электроэнергии надушу населения в два с лишним раза больше, чем по России в целом. Крупнейшей тепловой электростанцией является Кармановская в Башкортостане (1,8 млн. кВт). Кроме крупнейших тепловых электростанций, работающих на угле и торфе, действуют две гидроэлектростанции на Каме - Камская и Боткинская. Вблизи Екатеринбурга построена Белоярская атомная электростанция. Уральская энергосистема входит в состав Единой энергетической системы европейской части России.

По валовой продукции сельского хозяйства Урал занимает видное место среди экономических районов Российской Федерации, в том числе по животноводству - второе, а по растениеводству - четвертое. Около 3/4 пашни и более 1/2 сенокосов и пастбищ сосредоточено на юге - в зоне степи и лесостепи. Структура посевов на Урале следующая: зерновые - 70,5%, технические культуры - 1,4%, картофель - 3,3%, кормовые - 24,8%. По сборам зерна Урал уступает Поволжскому и Северо-Кавказскому, а иногда Западно-Сибирскому районам. Из технических культур сеют подсолнечник - на юге, сахарную свеклу - в Башкортостане, лен-долгунец - в Удмуртии и Коми-Пермяцком автономном округе. По сравнению с другими районами Российской Федерации Урал выделяется посевами проса. С ростом городского населения увеличиваются площади под овощами и картофелем.

Урал располагает богатой кормовой базой, поэтому повсеместно развито животноводство различных направлений. На севере вместе со льном сеют кормовые культуры, разводят крупный рогатый скот мясных пород, на сухих пастбищах - лошадей, тонкорунных и полутонкорунных овец. Урал, особенно Оренбургская область, славится высококачественной шерстью. Здесь сложился очаг пухового козоводства и налажено традиционное производство знаменитых оренбургских пуховых платков. В Башкортостане развито пчеловодство.

Сельскохозяйственное производство в условиях Урала имеет свои специфические проблемы. Так, укрепление зернового хозяйства, в первую очередь на Южном Урале и в Зауралье (Курганская, Оренбургская области), связано с проведением комплекса работ по созданию новых перспективных сортов зерновых культур интенсивного типа, улучшению структуры посевных площадей, созданию дифференцированных систем обработки почвы с увеличением использования минеральных удобрений и других методов повышения качества почв.

Транспорт и экономические связи Урала имеют свои особенности. Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в России грузооборота и пассажирооборота. Ведущее место занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится 9/10 грузовых перевозок и большая часть пассажирских. Меридиональные магистрали, из которых самые крупные Полуночное - Орск (по восточному склону Урала) и Соликамск - Бакал (по западному), связывают города, расположенные в горнозаводской полосе. Широтные дороги обеспечивают связи с другими районами России. Особенно большое значение имеют дороги, проходящие через Екатеринбург, Уфу, Челябинск и Оренбург. Это двухпутные электрифицированные дороги с высоким грузооборотом. Водным транспортом осуществляются внутренние и межрайонные перевозки. Основные водные магистрали - Кама, Белая, Чусовая, Вишера. Во внутрирайонных перевозках преобладает автомобильный транспорт.

Современный транспортный баланс Урала по вывозу грузов по железным дорогам и водным путям составляет свыше 700 млн. т. По этому показателю Урал занимает ведущее место среди экономических районов России, причем межрайонный ввоз и вывоз примерно равны. Большая часть вывоза с Урала осуществляется в направлении на запад, ввоза - с востока. Больше всего в район завозится угля и железной руды; вывозятся машины и металл, технологическое оборудование и инструменты, сырье и продукция нефтеперерабатывающей и химической промышленности, лес и лесопродукция.

Перспективы подъема экономики Урала связаны с углублением народнохозяйственной специализации по производству черных и цветных металлов, минеральных удобрений, металлоемкой продукции машиностроения, целлюлозно-бумажной промышленности. Стоит задача более широкого развития комплексирующих отраслей, в частности - обслуживающих население легкой и пищевой промышленности. На современные основы с использованием концепции эколого-экономического зонирования должны быть поставлены туристический и рекреационный комплексы. Первоочередная задача - привести экологическую обстановку в ряде мест в соответствие с требованиями действующего законодательства. Для улучшения экологической обстановки необходимы значительные инвестиции и целенаправленная программа мер по охране окружающей среды, рациональному использованию природных богатств Урала.

Одним из самых больших географических регионов на карте России является Урал. Его территориальное расположение включает Западно - и Восточно - Сибирскую равны, которые находятся по обеим сторонам Уральской горной системы. Южной границей региона по территориальному разделению является часть бассейна реки Урал, которая в Каспийское море.

Население региона

В списке всех крупных районов Российской Федерации, именно Урал стоит на втором месте по численности населения. Эта цифра на сегодняшний день составляет около 20,4 млн. Изменения этого показателя с каждым годом увеличиваются, что обусловлено активным развитием промышленной деятельности региона.

На огромной площади региона распределение местных жителей происходит неравномерно даже при средних показателях плотности 24,8 чел./км 2 . Наиболее населенной административной единицей по статистическим данным является Челябинская область, в ней на 1 кв. метре проживает 41 человек. Самые низкие показатели зафиксированы в Курганской области, где на 1 км 2 приходится 15,7 человек.

Из всей численности населения около 75% составляют именно городские жители, такая статистика обусловлена результатом индустриального развития региона. Самыми крупными городами Урала, с численностью более 1млн., являются 4 населенных пункта: Уфа, Челябинск, Пермь и Екатеринбург. На территории района проживают люди многих национальностей. Самую большую национальную группу занимают именно россияне, немного уступают по своей численности татары. На северо - западе Урала - удмурты, пермяки, коми, а также башкиры.

Промышленность Урала

Наличие богатых месторождений полезных ископаемых и другие преимущественные географические особенности территории Уральского края, позволили этому району, внести свой весомый вклад в металлургический, нефтехимический, машиностроительный и другие промышленные комплексы России.

Черная металлургия

Наиболее развитой и старейшей отраслью региона является черная металлургия, продукция которой занимает более 20% всей промышленной выработки Урала. Если рассматривать удельный вес Уральского края в Российской Федерации по добыче руды, то он составляет около 21%, а вот производство чугуна и изготовление металлопроката, и того больше, около 40%. Объемы добычи не могут обеспечить сырьем множество крупных производственных предприятий полного цикла, таких как Новотроицкий, Нижнее-Тагильский, Магнитогорский и Челябинский металлургические заводы. Поэтому поставки недостающего объема руды на эти предприятия осуществляются из Казахстана.

Черная металлургия Урала - промышленная отрасль, которая в основном ориентирована на экспорт.

Машиностроение

Данная отрасль промышленности Урала, ежегодно дает 17% готовой продукции из общего объема по всей стране. На территории региона работают и активно расширяются боле 150 машиностроительных крупных предприятий. Самыми крупными из них являются: «Уралмаш», «Уралэлекторотяжмаш» и другие.

Что касается предприятий, чья деятельность направлена на производство транспортного машиностроения, то их тоже достаточно много. Самой продуктивной в этом направлении является Челябинская область, где с конвейеров сходят грузовые автомобили, вагоны, а так же различные виды дорожной специализированной техники: автофейдеры, бульдозеры и даже вагоны. В целом ассортимент машиностроительной продукции достаточно большой, что позволяет не только в полном объеме обеспечить потребности внутри страны, но и значительную часть товаров экспортировать в страны ближнего зарубежья.

Топливно-энергетический комплекс

По производству электроэнергии по праву занимает почетное третье место в стране. Более 90 % всех предприятий топливно-энергетического комплекса приходится на тепловые станции, имеются так же две крупные ГРЭС и всего одна Белоярская атомная станция.

Немного слабее в регионе развита нефтеперерабатывающая отрасль, её представляют несколько крупных НПЗЮ, расположенных в Орске, Уфе, Перми и других городах. Газодобывающая ветвь в отрасли наиболее развита в Оренбурге, где расположен крупнейший газохимический уральский комплекс. А вот добыча угля в регионе из-за низкой рентабельности быстро уменьшает обороты.

Большую роль в промышленности Урала играют так же химическая отрасль и лесной комплекс. Они представлены множеством предприятий расположенных по всей территории региона.

Сельское хозяйство на Урале

Важность агропромышленного комплекса для экономики Урала, бесспорна. Ведь около 15 % всей агропродукции страны поступает именно из Урала. Особое внимание региона направленно на зерноводство, большую часть в котором занимает выращивание яровой пшеницы.

Что касается других направлений сельского хозяйства, то плодородные земли Урала дают отличные показатели урожайности овощей. Также хорошо развито животноводство, которое дает около 15% молочной и мясной продукции.