Когда была денежная реформа в ссср. Денежные реформы ссср

Реформа 1991 г.

Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен. Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции и значение этого налога сошло на нет.

В конце 1990 года главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. Рыжкова В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.

Вскоре В. Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Президент Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территорииСССР. 23 января 1991 года Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100-рублевых купюр. Одна из причин этой меры заключалась в следующем: дело в том, что операция рубль-форинт-доллар и рубль-злотый-доллар приносила куда больший доход, чем рубль-доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Неизвестно, какое количество крупных рублевых купюр оказалось таким образом за границей; во всяком случае Павлов называл цифру в 100 млрд. руб.

Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все. Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмера крупных купюр. После каждого переноса сроков денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте - 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.

Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. На момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр. В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет. В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен. Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобы сохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет и экономика вернется к безинфляционным 1971-1973 гг.

Деноминация 1998г.

Кризис плановой хозяйственной системы в нашей стране, проявляющийся в спаде производства, несбалансированности, диспропорциональности экономики, низком уровне производительности труда и качества продукции, привел к необходимости перехода к новым экономическим отношениям - рыночной экономике. Переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису - падению производства, росту цен и развертыванию инфляции. Исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г. С этого момента инфляционный процесс стал быстро нарастать, что привело к обострению экономических и социальных противоречий. Поэтому среди проблем, требующих немедленного решения в период перехода к рынку, одно из важнейших мест занимает задача сокращения темпов инфляции и стабилизации денежного обращения. Денежная и финансово-кредитная системы - одни из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Совместные действия Правительства и Банка России в сфере денежно-кредитной политики в последние годы позволили достичь снижения инфляции до приемлемого уровня и удержания под контролем динамики инфляции и валютного курса. В этих условиях стало возможным проведение с 1 января 1998г. укрупнения российской денежной единицы - деноминации рубля.

Объективных причин у деноминации 1998 г. было не мало. Первая и достаточно "открытая" причина - "война с долларом". В рамках "войны с долларом" проводится и повышение "престижа" рубля. Все-таки "деревянным" он больше не будет. Другая причина - легализация теневых денег. А их было около 40 % от общей денежной массы. Во время деноминации можно проследить основные пути нелегальной наличности и установить ее точный объем. Одна из срытых причин - контроль инфляции. В процессе деноминации фактически нельзя было не только округлять цены в большую сторону, но и просто повышать цены. Наиглавнейшая причина - психологическая. За годы бартерного расчета между предприятиями, предприятиями и государством, предприятиями и рабочими, позволяющим обходится без выплаты налога, сформировалась психология руководителей, которая требует оплаты только бартером, без налогов. В период деноминации проводилась жесткая политика превращения денег именно в инструмент расчета между государством, предприятием и рабочим. Т.е. государство пыталось переломить такой подход к оплате, и, "влив" деньги в экономику, увеличить их объем в реальном секторе без инфляции. Кроме того, перейдя с миллионов на тысячи, человек автоматически старается меньше тратить и пытается, чтобы его деньги работали, а поскольку доходность вложения в бумаги - будь то облигации или валюта - стремительно падает, то реальные деньги должны пойти в промышленность, которой их как раз и не хватает. То есть, под предлогом деноминации правительство пытается не просто упростить расчеты, а оздоровить экономику целой страны, и были все причины полагать, что такой план удастся.

Объявленной целью деноминации является упрощение расчетов (избавление от “лишних нулей”). Новые банкноты практически не отличаются по рисунку от ныне действующих. Основные отличия - в большей защищенности от подделок. Самая мелкая из новых купюр - пятирублевая, самая крупная - пятисотрублевая. Вводятся металлические деньги достоинством 1, 2 и 5 копеек и 1, 2, и 5 рублей. В принципе, система расчетов не упрощается, а неизбежно усложняется необходимостью вести учет денежных купюр двух видов по каждому номиналу.

Подконтрольными режиму средствами массовой информации активно пропагандируется безвредность деноминации, которая, якобы, не приведет ни к каким отрицательным последствиям для граждан и не усугубит ситуацию в экономике. В действительности, уже одно объявление о деноминации привело к повышению цен. Розничные торговцы начали “округлять” цену на товар. По ряду причин, включая недоверие к власти со стороны экономических субъектов, новый инфляционный виток был неизбежен.

Среди народа распространялось мнение, что в связи с тем, что у руля власти находятся люди, подобные Чубайсу, можно с уверенностью сказать, что деноминация рубля является новым методом грабежа населения, актом, формирующим финансовый источник для новой политической кампании. По мнению экспертов Аналитического центра КРО, изымаемые из обращения старые денежные купюры составят тайный фонд правящей клики, предназначенный для неучтенных выплат на ведение избирательной кампании. Фактически весь 1998 г. агенты режима будут финансироваться напрямую из этого фонда, получая на руки неучтенные купюры.

Разумеется, избавление от трех лишних нулей на ценниках удобно для ежедневных покупок, но… и только. Основное значение деноминации - не экономические, а политические выгоды. Таким образом, правительство пыталось продемонстрировать окончание инфляционных тенденций в экономике и окончательный разрыв с экономическими проблемами начала девяностых годов. Для этого деноминация увязывалась с экономическим ростом, окончанием спада и проявлением "положительных тенденций" в экономике. Деноминация содействовала повышению доверия населения к национальной валюте. Способствуя укреплению рубля, деноминация должна оказать эффективное воздействие на приток капитала в сферу производства товаров и услуг, рост производственных инвестиций. Естественно, деноминация влечет за собой и определенные проблемы, но они решаемы. Так, например, опасения разового роста цен вследствие их округления снимаются решением Правительства Российской Федерации о необходимости указания цен на товары и услуги одновременно в новом и старом масштабе. Решение о деноминации положительно оценивалось международными финансовыми организациями. Новый рубль может содействовать повышению рейтинга России на мировом рынке, будет способствовать росту инвестиций в российскую экономику, снижению цены заимствований Российской Федерации на мировых рынках. Деноминация рубля завершает период высокой инфляции, сопровождавшийся значительным обесценением денежной единицы, и способствует повышению доверия к национальной валюте, укреплению ее курса к иностранным валютам и должна стать завершающим этапом нормализации денежного обращения после введения свободных цен и бурного развития инфляционных процессов в России в 1992 - 1994 годах. Проведением денежной реформы государство четко заявляет, что вышло из периода нестабильности. Впереди - экономический рост, и для него необходима сильная валюта.

К сожалению, год спустя, стало очевидно, что в очередной раз желаемое было выдано за действительное. Практические результаты последовательно осуществляемой в последние годы денежно - кредитной политики привели к кризису.

Введение в обращение купюры номиналом 5000 руб.

Банк России ввел в обращение купюру номиналом 5000 рублей.

Основными факторами, влияющими на введение новых купюр, банкиры называют рост средней заработной платы, уровень инфляции, а также соотношение между объемами наличных и безналичных платежей. Если последняя причина в России вряд ли столь ощутима, то о росте среднестатистической заработной платы и инфляции известно всем. «По данным Росстата, если среднемесячная номинальная заработная плата в 2004 году составляла 6740 рублей, то в марте 2006 года она составляла уже 9995 рублей. При этом в некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока ее уровень поднялся до 20 и более тысяч рублей. Эти цифры позволили прийти к выводу, что пришло время 5000-рублевой купюры», - говорит начальник Главного управления Банка России по Архангельской области Михаил Карпунин.

В Банке России планируют, что удельный вес банкноты номиналом 5000 рублей через несколько лет составит 10-15 процентов от всех находящихся в обращении банкнот.

Новая банкнота, как и все другие образца 1997 года, является частью так называемой городской серии. К уже попавшим на купюры Красноярску, Санкт-Петербургу, Москве, Архангельску и Ярославлю присоединяется столица Дальневосточного федерального округа Хабаровск. На лицевой стороне нового денежного знака изображен памятник генерал-губернатору Восточной Сибири, основателю Хабаровска Муравьеву-Амурскому, а на оборотной - мост через реку Амур.

«Ее выпуск не способен вызвать инфляцию и привести к росту денежной массы. Скорее, это можно рассматривать как своего рода ответ на процессы, происходящие в стране, с учетом потребности денежного обращения», - считает первый заместитель начальника Главного управления Банка России по Архангельской области Григорий Бондаренко. Однако некоторые эксперты говорят, что выпуск новой банкноты связан некоторым образом и с инфляцией. Как ранее сообщал аналитик инвестиционной компании «Проспект» Игорь Лавущенко, у введения новой купюры не одна, а две взаимосвязанные причины: увеличение денежной массы и рост инфляции.

В Центробанке подчеркивают, что выпуск купюры номиналом 5000 рублей является отражением экономической ситуации в России, которая характеризуется ростом денежных доходов населения. Новыми банкнотами планируется заместить часть банкнот номиналом 1000 рублей.

Основными причинами, которые принимаются во внимание при введении в обращение новых денежных купюр, традиционно являются, как уже было сказано, размер средней заработной платы и уровень инфляции в стране, а также соотношение между объемами платежей, осуществляемыми в наличной и безналичной форме. Как утверждает Григорий Бондаренко, при расчете максимального номинала банкноты Центральный банк опирался, прежде всего, на величину средней заработной платы в стране.

Другой причиной введения 5-тысячной банкноты стало укрепление рубля - наши деньги стали привлекательнее иностранных. Сегодня рубль обслуживает сделки крупного бизнеса - соответственно рассчитываться мелкими деньгами сложно.

В мире существует два варианта ввода в обращение банкнот. Один путь - когда одновременно выпускается вся серия новых купюр. Как правило, так происходит в случае, если эта замена связана с какими-либо экономическими реформами или по политическим причинам. В большинстве экономически развитых стран введение банкнот новых номиналов осуществляется поочередно, по мере того как возникает потребность в замене или введении новой купюры. Удобство от введения денежного билета более высокого номинала заключается в сокращении физического объема хранимых, перевозимых и обрабатываемых наличных денег. Например, инкассаторы могут погрузить в машину более крупную сумму денег, что способствует увеличению числа предприятий, обслуживаемых на одном маршруте, и снижению затрат по перевозке наличности.

По мнению банкиров, введение новой купюры приведет к сокращению расходов по поддержанию в обращении требуемого количества банкнот и позволит снизить количество подделок. Предполагается сокращение количества купюр в наличных расчетах, что даст возможность кассиру уделять больше внимания проверке подлинности конкретного денежного знака, а присутствие дополнительных защитных признаков должно снизить риск приема фальшивой купюры.

Однако сейчас у кассиров могут возникнуть серьезные трудности с наличностью - не секрет, что кондуктор в муниципальном автобусе вряд ли сможет сдать сдачу с 5000 рублей. Это же касается небольших магазинов, рынков, ларьков… «Есть такое понятие, как культура обслуживания. Организация обязана обеспечить наличие размены. Это в ее интересах», - считает Григорий Бондаренко. По словам начальника отдела эмиссионно-кассовых операций Главного управления банка России по Архангельской области Екатерины Синицкой, чтобы избежать подобных трудностей, некоторые организации заказывают в банках конкретное количество номиналов денежных купюр. Никто не говорим о том, что пятитысячные банкноты сразу наводнят всю страну. Их введение в обращение будет осуществляться по мере необходимости.

Возможное реформирование денежного оборота

Центробанк рассматривает планы масштабного реформирования наличного денежного оборота. Как заявил первый зампред ЦБ РФ Георгий Лунтовский, Центробанк пытается отказаться от выпуска одно- и пятикопеечных монет, а также рассматривает возможность замены десятирублевых банкнот монетами такого же достоинства. Копеечная мелочь уже не нужна - она мертвым грузом оседает в копилках, а десятирублевые купюры слишком дороги и быстро выходят из обращения:

"Мы хотим заместить банкноты достоинством десять рублей на монеты с тем же достоинством", - заявил Лунтовский. По его словам, объемы выпуска десятирублевых банкнот в связи с этим постепенно сокращаются. Планы замещения бумажных денег металлическими Лунтовский объяснил недолговечностью десятирублевок. "Монета служит гораздо дольше бумажной банкноты".

Если срок службы 10- и 50-рублевых купюр составляет всего шесть-семь месяцев, то монеты могут без замены обращаться 15-20 лет. Однако, по словам представителя ЦБ, одномоментного прекращения выпуск десятирублевок не будет. Просто постепенно их тираж будет сокращаться и замещаться монетами. Кроме того, по мере ввода в обращение пятитысячных купюр будет сокращаться удельный вес купюр достоинством одна тысяча и 500 рублей, на которые сейчас приходится 90% всех банкнот. Что касается планов выпуска банкнот достоинством в десять тысяч рублей, Лунтовский заявил: "У нас в планах на ближайшие годы нет".

Что касается выпуска мелких монет достоинством в одну и пять копеек, то здесь ЦБ и Госзнак пока не могут добиться желаемого. Они бы очень хотели отказаться от чеканки мелочи, но пока сделать этого не могут в силу ряда причин. При этом чеканка мелких монет обходиться государству дорого. Например, чеканка монеты, достоинством 1 копейка, обходиться примерно в 26 копеек. По некоторым оценкам, убытки от чеканки копеек составляют 100-150 миллионов рублей в год. Нерентабельно выпускать и пятаки. Однако, помимо фактора экономической целесообразности, существует и другая сторона. У нас большинство цен - в аптеках, магазинах, учреждениях связи - всюду не «круглые», а указаны с точностью до копейки: 16 рублей 46 копеек, 24 рубля 37 копеек, да и пенсия тоже рассчитывается до копейки. Отмена этой монетки повлечет обязательное округление цен. Слабо верится, что какие-то товары подешевеют, в большинстве случаев округлять будут вверх. Сам господин Лунтовский в связи с этим, по всей видимости, честно заявил следующее: «Мы их выпускаем, а они к нам даже не возвращаются. Я знаю многих людей, которые однокопеечные монетки в бутылках хранят в виде сувенира. <…> Есть информация, что некоторые предприимчивые граждане и вовсе отдают их на переплавку, поскольку стоимость металла выше номинала. То есть эти деньги не просто к нам не вернулись, а их, возможно, и не существует уже. Вот и получается замкнутый круг: мы выпускаем, их не возвращают, а нам приходится снова пополнять запасы».

При этом, по словам специалистов, некоторые россияне умудряются неплохо зарабатывать на мелочи. По словам Лунтовского, часть монет достоинством в одну и пять копеек идет на переплавку - то есть люди их получают по номиналу, а реализуют по более высокой цене. Зампред ЦБ заметил, что пути решения этой проблемы в настоящее время обсуждаются. "Мы направили письма в Госдуму, Совет Федерации, Минфин с просьбой высказаться по этому поводу. Поднимали мы эту тему на Национальном банковском совете. Сейчас вопрос об изъятии из обращения одной и пяти копеек активно обсуждается, идут дискуссии", - заявил Лунтовский. Усложняет процесс и то, что копейка существует в российских законах, и чтобы вычеркнуть ее из нашей экономической реальности придется вносить поправки в закон о ЦБ. Причем сделать это полностью не удастся. Депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева поясняет, что копейки не будет в наличном обороте, но она не исчезнет совсем, и «останется в безналичном расчете». Находятся и радикальные оппоненты инициативы ЦБ. «У нас сегодня нет никаких оснований для того, чтобы дискредитировать нашу национальную валюту», - считает член фракции КПРФ в Госдуме Владимир Кашин.

денежный девальвация деноминация дефляция

Денежная реформа в СССР 1922--1924 в ходе которой Госбанку было предоставлено право выпуска в обращение банковских билетов -- червонцев. На основании декрета СНК от 26 октября 1922 г. началась чеканка золотой монеты -- червонца, содержащего 1 золотник (78,24 доли чистого золота) -- 7,74234 г. Выпуск червонцев осуществлялся на кредитной основе в порядке предоставления клиентам краткосрочных ссуд и не был связан с покрытием бюджетного дефицита. Сумма выпускаемых червонцев ограничивалась потребностями товарооборота, что обеспечивало их устойчивость. Однако наряду с банковскими билетами в обращении находились денежные знаки, выпускаемые Наркомфином в покрытие бюджетного дефицита.

Обесценившиеся в годы гражданской войны бумажные деньги были заменены устойчивыми банковскими билетами -- червонцами и устойчивыми разменными денежными знаками. При первой деноминации один рубль образца 1922 г. приравнивался к 10000 рублей в денежных знаках всех прежних выпусков. В результате находившиеся в обращении денежные знаки различных образцов были заменены знаками одного образца. При второй деноминации 1924 г. 1 рубль образца 1923 г, был приравнен к 100 рублям выпуска 1922 г., или к 1 000 000 рублей в знаках до 1922 г. Обе деноминации были первым шагом к стабилизации советской валюты, покупательная способность которой снизилась в результате гражданской войны и иностранной военной интервенции.

В 1923 году были выпущены первые советские золотые червонцы, соответствовавшие по содержанию в них чистого золота дореволюционным 10 рублям. Советские червонцы получили прозвище «сеятель» так как для лицевой стороны монеты было выбрано изображение сеятеля по скульптуре Ивана Дмитриевича Шадра (1887--1941). Автором эскиза был главный медальер Монетного двора А. Ф. Васютинский.

В 1924 г. в обращение были выпущены государственные казначейские билеты, а также разменная серебряная и медная монета. Между казначейскими билетами и червонцами устанавливалось твердое соотношение: один червонец приравнивался к 10 рублям в казначейских билетах. Казначейские билеты выпускались в обращение через Госбанк в процессе кредитования народного хозяйства. Они носили кредитный характер и эмитировались в пределах потребностей народного хозяйства.

Декретом ЦИК и СНК СССР от 14 февраля 1924 г. был прекращен выпуск обесценивающихся денежных знаков (совзнаков), они изымались из обращения путем обмена на твердую валюту по соотношению: 50 тыс. рублей денежных знаков образца 1923 г. за 1 рубль в новой твердой валюте.

Денежная реформа 1947 г. была проведена с целью изъятия из обращения избыточного количества денег и замены новыми полноценными деньгами старых, подвергшихся в период Великой Отечественной войны обесценению. Денежная реформа в форме деноминации с конфискацией 10 старых рублей наличными обменивались на один рубль новых. Обмен наличных денег проводился в течение одной недели («Кто не успел, тот опоздал»). Переоценка вкладов в Сбербанке осуществлялась так: суммы до 3 тыс. руб. менялись один к одному, по вкладам от 3 тыс. до 10 тыс. руб. за три старых рубля давали два новых. Если сумма вклада превышала 10 тыс. руб., то один новый рубль давали за два старых. Денежные средства кооперативных предприятий на счетах в банках подлежали обмену исходя из соотношения 5:4, а денежные средства государственных предприятий и организаций, КПСС, ВЛКСМ, партийных работников сохранились без изменения.. От этой реформы пострадали в первую очередь сельские жители, которые не верили сберкассам и хранили деньги наличными. Стоимость товаров в магазинах осталась на прежнем уровне, но были отменены продуктовые карточки.

Реформа 1947 г. не означала коренной перестройки денежной системы: были сохранены билеты Государственного банка, казначейские билеты и разменная монета, существовавшие до реформы. Отличие состояло лишь в том, что билеты Госбанка стали выпускаться в рублях, а не в червонцах. Не изменился механизм эмиссионного регулирования.

Денежная реформа 1961 г. была проведена 1 января 1961 г. в форме «чистой» деноминации. ЦК КПСС назвал эту денежную реформу «самой гуманной в истории». По всем вкладам в Сбербанке граждане получили на 10 старых рублей один новый рубль. Наличные деньги обменивались без ограничений по такому же коэффициенту. Одновременно также были уменьшены в 10 раз цены на товары, все виды доходов, платежные обязательства, договоры и т.д. Это привело к снижению всех цен в государственных магазинах в десять раз по сравнению с прежним уровнем, хотя на колхозных рынках аналогичного снижения не произошло. К началу февраля 1961 года около 90 % наличных денег было обменяно на новые купюры.. Интересным моментом денежной реформы 1961 года было то, что вся металлическая монета не уменьшилась в стоимости в 10 раз, а продолжила ходить в том же исполнении и по тому же номиналу. Таким образом, те жители, которые собирали металлические деньги, оказались в выигрыше - стоимость их монет увеличилась в 10 раз.

Одной из целей реформы было нанесение удара по черному рынку. Советские лидеры считали, что дельцы «теневой» экономики, накопившие большие суммы денег, не смогут обменять свои накопления старых банкнот на новые. Обмен денежных знаков проводился с 1 января по 1 апреля 1961 г. без каких-либо ограничений. С изменением масштаба цен изменилось и золотое содержание рубля, оно было установлено в размере 0,987412 г чистого золота. Изменений в существующей на тот момент денежной системе не было до июля 1993 года.

Павловская реформа 1991г. Последняя денежная реформа в СССР была проведена в январе 1991 г. и впоследствии была названа «Павловской», в честь министра финансов СССР Павлова Валентина Сергеевича. В течение трех суток января граждане могли обменять 50-- и 100--рублевые купюры на новые. Обменять можно было только наличными сумму до 500 руб. В Сбербанке с вклада можно было получить только 500 руб. новыми. Менее чем за две недели до этого события Павлов выступил с заявлением, что никакой денежной реформы не будет. По заявлениям властей, эта мера должна была заморозить нетрудовые доходы, средства спекулянтов, коррупционеров, теневого бизнеса и фальшивые деньги, а в результате сжать денежную массу и остановить инфляцию. Одновременно вклады в Сбербанке были заморожены, а 1 апреля произошло повышение цен по всей стране. На замороженные вклады было начислено 40 %, деньги можно было получить наличными только в следующем году.

В то же время в результате Шоковая терапия привела к гиперинфляции, которая только по итогам 1992 года составила 2600 % и обесценила сбережения граждан в Сбербанке.

После распада СССР советские банкноты, казначейские билеты и разменные монеты были выведены из обращения. В 1993 г. в обращение были введены банкноты, эмитируемые Банком России.

Был произведён пересчёт оптовых, расчётных и розничных цен на товары и работы, тарифов на услуги, закупочных и сдаточных цен на сельскохозяйственные продукты, а также надбавок, наценок и скидок, установленных в твёрдых суммах, вкладов населения в сберегательных кассах и учреждениях Госбанка СССР , тарифных ставок, сдельных расценок, окладов заработной платы, размеров денежного довольствия, гонораров , премий, а также размеров всех других видов оплаты труда, выраженных в твёрдых денежных суммах.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Достоверных сведений о целях денежной реформы 1961 года в литературе, посвящённой данному вопросу, мало, в том числе по причине того, что в настоящее время в полной мере не рассекречены документы, касающиеся как этой денежной реформы, так и в целом денежных реформ в СССР во второй половине XX века . По официальной версии, реформа проводилась «…в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам». Следует указать только, что денежная реформа 1961 года, преподнесённая широким массам как простая деноминация (и оставшаяся таковой в памяти народа), на деле являлась девальвацией советского рубля по отношению к иностранным валютам и золоту . Причины и последствия девальвации различными исследователями оцениваются по-разному (в частности, среди обусловивших девальвацию факторов называется начавший набирать обороты экспорт советской нефти , экономические трудности, связанные с гонкой вооружений, реализацией космической программы, помощью дружественным странам, конфронтацией со странами Запада ). Так, официальный курс доллара США , составлявший до реформы 1:4, был изменён не в 10 раз, как зарплаты, пенсии, вклады населения в сберкассах и масштаб цен в государственном секторе экономики, а лишь в 4,44 раза и после реформы составил 90 копеек за 1 доллар США. Точно так же в 4,44 раза было изменено и золотое содержание рубля. Если до реформы оно составляло 0,222168 грамма, то после реформы оно составило 0,987412 г. в якобы подорожавшем в 10 раз рубле. Для основной массы населения СССР, не имевшей необходимости (и возможности) обменивать рубли на иностранную валюту, это прошло практически незамеченным, к тому же заслонённым крупными событиями, происходившими в то время (реализация космической программы , первый полёт человека в космос , избрание в США нового президента , начало Карибского кризиса и другие).

    При этом фактическое понижение в 2,25 раза золотого содержания и курса советских денег к иностранным валютам и, соответственно, снижение покупательной способности рублёвых зарплат (причём не только в отношении импорта, но и при покупке ювелирных изделий, товаров на колхозных и прочих рынках) преподносилось в официальных сообщениях как «повышение золотого содержания и курса рубля» .

    Ход реформы

    О предстоящем обмене денег население, в отличие от предыдущей конфискационной реформы 1947 года , было проинформировано заранее. 4 мая 1960 года Н. С. Хрущевым было подписано постановление Совета Министров СССР № 470 «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами» . На следующий день оно было опубликовано, после чего резко увеличились закупки товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы. Во второй половине 1960 года в несколько раз подскочила выручка ювелирных магазинов, стремительно раскупались меховые изделия, рулоны шерстяных тканей, продукты длительного хранения, другие товары.

    В октябре 1960 года начался перерасчет вкладов в сберегательных кассах. При перерасчёте вкладчику не надо было являться в сберкассу, все вклады пересчитывались по единой методике - 10:1. На товарах цена указывалась и в старых, и в новых, деньгах.

    С 1 января 1961 года в обращение выпущены банкноты нового образца достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Монеты нового образца чеканились достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль. Бумажные денежные знаки образца 1947 года и серебряные, никелевые, медные и бронзовые монеты, выпущенные в СССР начиная с 1921 года, изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1. Сохранялось традиционное деление денежных знаков в зависимости от номинала на государственные казначейские билеты и билеты Государственного банка СССР . Новые деньги были гораздо меньше по размеру, что, безусловно, было удобней для повседневных расчётов и служило одним из оправданий проводившейся реформы. Общий дизайн банкнот сохранил определённую преемственность, однако, при этом на новых деньгах вместо портрета В. И. Ленина появился его профиль-барельеф. При этом ещё 24 февраля 1958 года Совет Министров СССР принял постановление о чеканке монет нового образца. В октябре-декабре 1960 года деньги нового образца заполнили хранилища Госбанка на местах. Как и в ходе денежной реформы 1947 года, обмену не подвергались и остались в обращении монеты СССР номиналами 1, 2 и 3 копейки более ранних выпусков (с 1926 по 1957 год; с 1958 года Госбанк прекратил их чеканку) .

    Обмен наличных денег в течение трёх месяцев производился открывшимися 2 января 1961 г. обменными пунктами. При этом на официальном уровне происходящее не признавалось денежной реформой . Так, Министерство финансов СССР и Госбанк СССР, докладывая в ЦК КПСС об итогах перехода на новый масштаб цен и обмена старых денег на новые, заявили о необходимости принять по этому вопросу специальное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР и опубликовать в печати соответствующее сообщение. По мнению Гарбузова и Коровушкина , проведённые мероприятия по изменению масштаба цен, повышению золотого содержания и курса рубля по своему значению для народного хозяйства СССР и совершенствования денежной системы имели характер реформы. В связи с этим они просили разрешить именовать впредь проведённые мероприятия денежной реформой 1961 года. Однако в ЦК КПСС с этим мнением не согласились, так как принятие этого предложения не вызывается необходимостью, «тем более, что до сих пор в нашей печати эти мероприятия не преподносились как реформа». ЦК не было одобрено предложение принять постановление по этому вопросу и опубликовать его в печати. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об итогах перехода на новый масштаб цен и обмена старых денег на новые деньги» в мае 1961 года дана положительная оценка проделанной работы. В сообщении говорилось: «ЦК КПСС и Совет Министров СССР отметили, что переход на новый масштаб цен и обмен денег прошли организованно, с соблюдением всех предусмотренных условий и сроков осуществления этого важного народнохозяйственного мероприятия. Новый советский рубль с большим доверием воспринят населением и прочно вошел в хозяйственный оборот». В сообщении также отмечалось, что, «как известно, все денежные реформы в капиталистических странах проводятся в интересах эксплуататорских классов и сопровождаются в конечном итоге снижением жизненного уровня трудящихся. Мероприятия по переходу на новый масштаб цен и обмену денег проведены в СССР с соблюдением интересов населения и государства, в результате их осуществления населением был получен ряд выгод» .

    Последствия реформы

    К положительным факторам можно отнести снижение себестоимости производства бумажных денег, так как новые рубли были гораздо меньшего формата. Вследствие низких номинальных цен на товары повседневного спроса (хлеб, молоко, спички, соль, газированные напитки и др.) значительную роль в наличном денежном обороте в течение длительного периода играли металлические деньги, что также приводило к экономии на производстве банкнот.

    Всё прочее не было столь же однозначно.

    Как уже было отмечено, изменилось официальное золотое содержание рубля. Если дореформенные 10 рублей содержали 2,22168 грамма золота, то 1 рубль 1961 года в 2,25 раза меньше - 0,987412 г. Валютный курс, с 1950 года составлявший 4 дореформенных рубля за 1 доллар, после реформы составил 90 новых копеек (вместо 40) - вполне в русле функционировавшей в то время Бреттон-Вудской валютной системы (несмотря на то, что Советский Союз официально не считался её участником). Для населения повысились цены на ювелирную продукцию. Десятикратного изменения нерегулируемых государством цен (на рынках сбыта продукции личных подсобных хозяйств и т. п.), по свидетельствам современников, также не произошло - от активного населения не скрылось изменение официального золотого содержания рубля, и рыночные цены зачастую менялись не в 10, а лишь в 4,5 раза, что означало более чем двукратный рост цен. На отдельные товары с низкой номинальной стоимостью рост цен мог достигать и десятикратных значений. К примеру, если пучок зелени до реформы стоил 5 копеек, то и после реформы мог продолжить стоить 5, но теперь уже новых, копеек .

    В отсутствие рынка труда и прочих рыночных институтов властям СССР удалось обеспечить долговременный - на десятилетия - эффект от проведённой девальвации, выразившийся в стабильно дешёвых трудовых ресурсах и высокой рентабельности экспортной продукции. За те 30 лет, когда обращался «новый» рубль, в стране сложился единый народнохозяйственный комплекс, освоены крупные месторождения природных ресурсов и вместе с ними - новые крупные районы на севере и востоке страны; за 1961-1985 гг. введено в действие основных фондов на 2637 млрд рублей, построено более 9 тыс. новых промышленных предприятий; построено 54 млн квартир . Кроме того, масштабно реализовывались космическая программа и программа вооружений, содержались и развивались наиболее крупные в мире по численности личного состава и бронетехники вооружённые силы .

    Побочные эффекты девальвации для основной массы населения также затянулись на десятилетия - низкий (даже в сравнении с некоторыми странами социалистического лагеря) уровень оплаты труда и чрезмерная дороговизна импортных товаров, до реформы почти отсутствовавших в торговом ассортименте, но теперь перешедших для советских обывателей в разряд роскоши.

    ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В СССР

    были проведены в 1922-24 и 1947. Д. р. 1922-24. Сов. гос-во с первых дней существования стремилось к созданию устойчивой валюты. Весной 1918 под рук. В. И. Ленина был разработан проект Д. р., но осуществлению его помешала гражд. война, в ходе к-рой Сов. пр-во вынуждено было для покрытия расходов форсировать эмиссию денег (с нояб. 1917 по март 1921 их количество увеличилось в 76 раз). При сокращении снабжения рынка товарами это вызвало рост товарных цен (за тот же период - в 93,6 раза). С переходом к новой экономической политике, когда остро встала проблема развития товарно-ден. отношений, потребовалось проведение Д. р. Начало Д. р. положил декрет СНК РСФСР от H окт. 1922, предусматривавший выпуск в обращение кредитных билетов Гос. банка - червонцев, равных по золотому содержанию дореволюц. 10-рублевой золотой монете. Червонцы подлежали обеспечению драгоценными металлами, устойчивой иностр. валютой, краткосрочными векселями и легко реализуемыми товарами. Выпуск червонцев осуществлялся в соответствии с потребностями оборота, что обеспечивало их устойчивость. Проведению Д. р. на первом ее этапе способствовали осуществленные в 1921-22 деноминации (изменение нарицат. стоимости ден. знаков). Но наряду с устойчивым червонцем продолжали обращаться обесценившиеся ден. знаки - совзнаки (это было обусловлено дефицитом бюджета, для покрытия к-рого гос-во использовало выпуск совзнаков). Параллельное обращение валют было серьезным препятствием на пути восстановления х-ва. Обесценение совзнака, обслуживавшего преим. мелкий товарооборот (до 1924 червонец фактически не проникал в деревню), сдерживало реализацию крестьянами с.-х. продуктов, вызывало рост и "ножницы" цен, товарную и валютную спекуляцию. Голод на ден. знаки среднего и мелкого достоинства приводил к появлению ден. суррогатов. Все это требовало завершения Д. р. - перехода к единой устойчивой валюте, экономич. предпосылки к-рого были созданы к 1924: рост пром. и с.-х. производства, резкое снижение бюджетного дефицита, достижение активности торгового и платежного балансов, увеличение запасов золота и иностр. валюты. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 февр. 1924 в обращение были выпущены казначейские билеты, а декретом от 22 февр. 1924 - серебряные и медные монеты. С 15 февр. 1924 был прекращен выпуск совзнаков, а декрет СНК от 7 марта 1924 установил порядок изъятия их путем выкупа по соотношению: 1 руб. казначейскими билетами за 50 тыс. руб. совзнаками образца 1923. Переход к твердой валюте имел громадное значение для укрепления смычки между городом и деревней, оздоровления финанс. и хоз. деятельности предприятий, повышения реальных доходов трудящихся. Успех Д. р., проведенной исключительно за счет внутр. ресурсов, без всякой иностр. помощи, свидетельствовал о преимуществах социалистич. системы х-ва.

    Д. р. 1947. Сокращение объема произ-ва и розничного товарооборота в годы Вел. Отечеств. войны 1941-45, эмиссия денег для покрытия огромных воен. расходов, а также выпуск фашистами фальшивых денег на оккупиров. сов. территории привели к образованию. излишка денег в обращении, к повышению рыночных цен и понижению покупательной способности рубля. По Постановлению Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 дек. 1947 "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары" в обращение были выпущены новые полноценные деньги; старые деньги обменивались на новые по соотношению 10:1. Это позволило ликвидировать крупные ден. накопления спекулятивных элементов и предотвратить возможность скупки ими товаров по сниженным ценам после отмены карточной системы. Заработная плата, пенсии, стипендии, доходы колхозов и колхозников от гос. заготовок и др. трудовые доходы населения продолжали выплачиваться в новых деньгах и прежних размерах. Одновременно была ликвидирована карточная система, переоценены вклады (на льготных условиях) и проведен обмен облигаций ранее выпущенных гос. займов (за исключением займа 1947) на облигации 2%-ного займа 1948. В отличие от Д. р. 1922-24, потребовавшей коренной перестройки ден. системы, Д. р. 1947 сохранила ранее существовавшую систему, изменив лишь наименования банковских билетов, к-рые стали выпускаться не в червонцах, а в руб. Д. р. 1947, систематич. снижение цен на товары и рост покупат. способности денег привели к повышению материального благосостояния сов. народа. С 1 марта 1950 установлено твердое золотое содержание рубля (0,222168 г. золота), на основе к-рого стало производиться исчисление его курса. В соответствии с потребностями нар. х-ва с 1 янв. 1961 в СССР в обращение были выпущены деньги нового образца и изменен масштаб цен (1 руб. новыми деньгами за 10 руб. старых). Одновременно повышены золотое содержание (до 0,987412 г. золота) и курс рубля к валютам иностр. гос-в.

    Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 27, с. 350-51; т. 33, с. 384-85; Директивы КПСС и Сов. правительства по хоз. вопросам. Сб. док-тов, т. 1, 3, М., 1957-58; Айзенберг И. П., Валютная система СССР, М., 1962 (библ.); Мец Н. Д., Наш рубль. Историч. очерк, М., 1960.

    Г. В. Базарова. Москва.


    Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

    Смотреть что такое "ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В СССР" в других словарях:

      Большой Энциклопедический словарь

      Законодательные акты, направленные на укрепление денежной системы страны. В ходе денежной реформы изымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, осуществляется… … Политология. Словарь.

      В течение последних пятисот лет в России было проведено более 10 денежных реформ, как полных, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичныx, общей задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с… … Википедия

      Законодательные акты, направленные на укрепление денежной системы страны. В ходе денежной реформы изымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или её золотое содержание, осуществляется… … Энциклопедический словарь

      Осуществляемые государством преобразования в сфере денежного обращения, имеющие целью упорядочение денежного обращения и укрепление всей денежной системы. Осуществляются различными методами в зависимости от способа производства,… …

      Исторически сложившиеся формы организации денежного обращения отдельных стран, регламентированные в общегосударственном масштабе. В основе любой Д. с. лежит определённый денежный товар, являющийся всеобщим эквивалентом. Его фиксированный… … Большая советская энциклопедия

      Гайдара преобразования в экономике и системе государственного управления, совершённые правительством России под руководством Бориса Ельцина и Егора Гайдара в период с 6 ноября 1991 года по 14 декабря 1992 года. Правительством Ельцина… … Википедия

      Бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье по численности населения. СССР был создан 30 декабря 1922, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с… … Энциклопедия Кольера

      В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

      Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия

    Накануне распада СССР уже остро ощущалась неуправляемость экономики в целом, и в этих условиях на первый план автоматически выходит проблема государственных денег и управления ими. 14

    января 1991 г.

    Председателем Правительства СССР был назначен B.C. Павлов (1937-2003 гг.), бывший в течение двух лет министром финансов СССР, один из самых компетентных и решительных финансистов и государственных деятелей позднего советского периода. Денежной реформой 1991 г., проведенной под его руководством, предусматривался обмен наличных денег, причем только крупных купюр (50 и 100 руб. образца 1961 г. на новые 1991 г. выпуска), для борьбы со спекуляцией, коррупцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег, нетрудовыми доходами. Обмену подлежали денежные средства в размере месячного оклада. Вклады в сберегательных кассах на сумму более 10 тыс. руб. временно сроком на пол года замораживались. При этом в течение двух месяцев выдача наличных денег гражданам с их вкладов в банках ограничивалась 500 руб. в месяц. В условиях спада производства и острого товарного дефицита, проведенная реформа в принципе не повлияла на общее экономическое положение. Она имела конфискационный характер, но была мягче, чем в 1947 г., было конфисковано менее 15% банкнот по сравнению с 50% в 1947 г.97 В преддверии распада СССР при всех благих намерениях правительства обмен денег был хаотичным и вызвал недовольство населения.

    В ходе дальнейшей либерализации наблюдался колоссальный рост цен, что лишь подтвердило незначительность эффекта этой реформы, не затронувшей безналичную сферу расчетов, которая и была той огромной подводной частью айсберга, которая определила кризис системы расчетов в целом. Начавшийся осенью 1991 г. распад СССР и отказ республик перечислять средства в союзный бюджет привели к существенному увеличению денежной эмиссии Госбанком СССР. Причинами проведения в это время денежных реформ в бывших союзных республиках и выпуска национальных валют стали распад СССР и образование 15

    новых независимых государств, поставивших задачу создания национальных денежных систем. В 1993 г. в условиях больших перемен и противоречий во властных структурах была проведена своеобразная денежная реформа в России, в ходе которой от российской денежной системы решительно отделилась наличная денежная масса стран ближнего зарубежья, которые уже не поставляли товары, а лишь накапливали задолженность по безналичным расчетам. Все банковские и казначейские билеты Госбанка СССР, банкноты образца 1961 - 1992 гг. были изъяты из обращения. Монеты образца 1961 г. из обращения изъяты не были. Были выпущены и оставлены в обращении только банкноты Банка России образца 1993 г. номиналом 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000 и 50000 руб. Гражданам Российской Федерации предоставлялось право обменять один раз лично до 100 тыс. руб. с зачислением остальных сумм на срочный депозит в Сбербанке России. Лимит обмена для неграждан, временно находившихся в России, был установлен в 15 тыс. руб. Таким образом, официально почти незаметными действиями, которые в то время не объявлялись как денежная реформа, советский рубль был заменен в обращении новыми банкнотами Центрального банка Российской Федерации.

    Первоначально статус рубля в качестве национальной валюты России был определен Законом РФ «О денежной системе Российской Федерации» от 25 сентября 1992 г. № 3537-1. Позднее в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в ст. 75 указывалось: «Денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль». И далее, 26 апреля 1995 г. был принят Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», упразднивший предыдущий закон о денежной системе, но повторивший формулировку из него: «Официальной денежной единицей (валютой) России является рубль. Один рубль состоит из 100 коп.» (ст. 3).

    Однако на протяжении последующих 1990-х годов денежное хозяйство в стране продолжало выходить из-под контроля и количественно становилось неуправляемым. Приближался новый кризис в условиях отсутствия позитивных сдвигов от попыток достичь активности в производстве путем приватизации и обеспечить поступление в казну налогов от приватизированных предприятий.

    В 1998 г. в России была проведена денежная реформа в форме деноминации. 4 августа 1997 г. президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин (1931-2007) издал Указ об изменении номинальной стоимости рублевых банкнот, а также об изменении масштаба цен в соотношении 1:1000. В соответствии с решениями Комитета директоров Центральный банк Российской Федерации предпринял комплекс мер с целью изменения номинальной стоимости российского рубля, которая отражалась в банкнотах и монетах.

    Согласованные принципы реформы предусматривали постепенный обмен банкнот и монет в процессе их обычного, регулярного обращения с тем, чтобы исключить какие-либо потери для граждан. Деноминация рубля предусматривала начиная с 1998 г. параллельное обращение новых и старых банкнот и монет, в то время как изъятие старых банкнот должно было проходить без ограничений в соотношении 1000:1 через обычные каналы денежного обращения - торговлю товарами, торговлю услугами, операции банковских учреждений. Выпуск в оборот банкнот и монет образца 1997 г. осуществлялся через учреждения Банка России и кредитных организаций для обеспечения выплат заработной платы, пенсий, пособий и других наличных платежей. В соответствии с намеченными мероприятиями банкноты Банка России предыдущего выпуска (1993-1995 гг.), заменившие советские рубли, а также монеты СССР и монеты Банка России, выпущенные в 1961 - 1996 гг. (включая и монеты СССР в 1, 2 и 3 коп., выпущенные до 1991 г.) должны были постепенно изъяты из обращения. После этого платежный оборот России должен был бы состоять из банкнот Банка России выпуска 1997 г. в купюрах 5, 10, 50, 100, 500 руб. и новых монет образца 1997 г. в 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2, 5 руб. Для удобства применения и ровного перехода к новым рублям их внешний вид оставался прежним с уменьшенной номинальной стоимостью в 1000 раз и с введением новых защитных знаков на банкноты. Предполагалось, что к 1 января 1999 г. банкноты ранних выпусков в основном уйдут из оборота, при том что официальный обмен банкнот, которые бы не были обменены или использованы, был бы продлен без ограничений до 2002 г. включительно. Эти первоначальные планы заранее были объявлены и уже начали реализовываться, пока в августе 1998 г. не произошел дефолт.

    План о замене денег был открыто объявлен заранее. Однако в процессе его реализации в преддверии августовского кризиса 1998 г., имевшего как внутренние, так и международные корни, и после него обнаружились те же признаки конфискационных денежных реформ, которые проводились несколько раз в советское время. Впоследствии стало очевидно, что денежно-финансовые органы, предлагая такую реформу, как бы предвосхитили наступивший вскоре «дефолт» и поэтому пытались заранее сгладить ожидаемые крайне негативные явления.

    Центральный банк РФ, в котором еще сохранялись традиции работы в советских условиях, предпринимал меры предосторожности, чтобы подстраховаться перед наступлением более драматических событий в будущем из-за расточительных краткосрочных заимствований на внутреннем рынке и за границей. Эти меры состояли в выпуске краткосрочных, реально не обеспеченных государственных кредитных облигаций (ГКО) с выпуском их и на внешний неустойчивый спекулятивный рынок. Таким образом, денежный кризис фактически начался уже в 1997 г. в связи с подготовкой открыто объявленной 4 августа президентом Б.Н. Ельциным и оказав- шей-ся на деле скрытой конфискационной денежной реформы. Эта реформа началась в условиях относительной стабильности де-нежного рынка и наличия внутренней конвертируемости рубля, в связи с чем у массы простых людей не могло не складываться впечатление, что рынок по инерции сохраняет устойчивость. В этих условиях авторы справедливо посчитали, что паники не должно быть. Возможно, только немногие могли предчувствовать, что вскоре произойдет полный крах финансовой системы, который включал бы в себя государственный внутренний и внешний «дефолт» и резкое падение курса рубля, что фактически конфисковало рублевые денежные сбережения населения (в который раз!). Так и остался открытым, невыясненным вопрос, какая общая сумма старых рублей реально была обменена на деноминированные рубли, что, собственно, и показало бы масштаб скрытой денежной конфискации.

    В современных экономических публикациях, посвященных «дефолту» в России есть две разные точки зрения на произошедшие драматические события: объясняющая и в высшей степени критическая...

    Первая точка зрения объясняет, какие меры предпринимались и почему, несмотря ни на что, кризис все же произошел и был неизбежен. Согласно этой позиции ничего, к сожалению, нельзя было поделать в тех неблагоприятных условиях, которые сопутствовали начальному периоду преобразований. Как свидетельствовал мировой опыт, наиболее распространенным современным методом мобилизации дополнительных финансовых ресурсов является выпуск гарантированных государством краткосрочных займов в виде облигаций, что соответствовало требованиям МВФ. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии начал проявляться в конце 1997 - начале 1998 г., что косвенно увеличило риски в России по иностранным инвестициям. Предпринятые правительством попытки продлить сроки выплат по обязательствам успеха не принесли, в то время как рынком было утрачено доверие к действиям правительства. К июню 1998 г. международные кредитные рейтинга России существенно снизились. Произошел массивный отлив иностранного капитала из России. Одновременно и без того очень небольшие официальные золотовалютные резервы резко сократились до ничтожного уровня - до 2 млрд долл. Причем у населения уже осели десятки миллиардов долларов, которые никак «не работали» в экономике и не были связаны с банковской системой. 20 июля 1998 г. было объявлено о прекращении выпуска краткосрочных государственных ценных бумаг.

    Вторая точка зрения по поводу произошедшего «дефолта» - критическая. Основа ее заключается в ошибочности, неэффективности, обреченности на неудачу взятой на вооружение с самого начала бюджетной и налоговой политики, что привело к огромному росту государственного долга.

    Августовский кризис 1998 г. продемонстрировал необоснованность усилий по стабилизации валютного курса в условиях неконтролируемого рынка, деградации и падения экономического производства и финансового хозяйства. Ухудшение состояния платежного баланса и начало финансового кризиса в Азии не были учтены с достаточной предусмотрительностью. Спорадические попытки стабилизации валютного курса путем валютных интервенций Центрального банка РФ при недостаточности ресурсов были обречены на неудачу. Ажиотажный внутренний спрос на доллары США со стороны резидентов и нерезидентов не мог быть удовлетворен ни путем заимствований за рубежом, ни путем интенсивных расходов остававшихся официальных золотовалютных резервов. Итог стал неизбежным - внутренний и внешний «дефолт».

    Относительно крупные потери понесли также западные спекулятивные инвестиционные фонды, в том числе из США.

    Искусственно введенный «валютный коридор» прекратил существование, в то время как стихийное плавание валютного курса стало обычной нормой. Это стало возможным в связи с принятием правительством твердого курса на пополнение валютных резервов Банка России за счет отчислений экспортерами значительной, постоянно возраставшей выручки от экспорта энергетической продукции по мировым ценам с устойчивой тенденцией к их повышению. Присутствие Банка России на валютном рынке стало определяться задачей выравнивания возникающих колебаний путем купли-продажи валюты. Этому предшествовало беспрецедентное падение обменного курса рубля: с 15 августа 1998 г. официальный обменный курс 6,3 руб. за 1 долл. уменьшился к концу 1999 г. до 27 руб. за 1 долл. Менее чем за полтора года рубль обесценился в 4,3 раза.

    Валютный курс российского рубля, регулярно объявляемый Центральным банком РФ, приобрел значение солидной экономической категории. Официальный валютный курс Центрального банка РФ стал применяться для всех расчетов государства с предприятиями, ассоциациями и гражданами, а также для налогообложения и бухгалтерского учета. На базе официального валютного курса заключались многочисленные сделки купли-продажи иностранной валюты на внутреннем рынке, а с лета 2006 г. российский рубль стал в наличной форме доступным и частично конвертируемым за границей, тем самым превратившись в значимый международный денежный инструмент.

    Уже в августе 1998 г. Правительство РФ обнародовало план преодоления кризиса, включавший:

    введение плавающего обменного курса рубля по отношению к доллару;