К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость ;
2) акцизы ;
3) налог на доходы физических лиц ;
4) налог на прибыль организаций ;
5) налог на добычу полезных ископаемых ;
6) водный налог ;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;
8) государственная пошлина .
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций ;
2) налог на игорный бизнес ;
3) транспортный налог .
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог ;
2) налог на имущество физических лиц ;
3) торговый сбор .
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ
Налог считается установленнымтолько в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно положениям ст. 17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Установление налогаозначает принятие законодательного акта с целью присвоения наименования налога, отнесение его к числу федеральных, региональных либо местных и определение налогоплательщика и основных элементов налогообложения.
Федеральные налогиустанавливаются исключительно положениями НК РФ, нижестоящие органы представительной власти не могут изменить ни один элемент федерального налога.
Региональные налогиустанавливаются НК РФ, но законодательство субъектов РФ может изменить налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, в пределах, указанных в НК РФ, а так же предусмотренные дополнительные льготы и основное их применение. Льготы не относятся к числу основных элементов, они вообще могут не устанавливаться.
Местные налогиустанавливаются НК РФ, но актами представительных органов муниципальных образований могут изменяться ставки, порядок и сроки уплаты.
Ввести налог (сбор) –значит принять законодательный акт соответствующего уровня с целью взимания налога.
Налоговая базапредставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.
Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ (ст. 53 НК РФ).
Под налоговым периодомпонимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ).
В Российской Федерации действует трехуровневая система налогообложения. Это означает, что некоторые обязательные выплаты поступают в бюджет местного уровня, а другие - более высокого по иерархии. Знать, какие из них идут в федеральный бюджет, какие в региональный и местный необходимо для того, чтобы соблюдать порядок их уплаты. Перечень федеральных налогов устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом (НК) РФ.
Федеральные, региональные и местные налоги представляют все уровни системы налогообложения Российской Федерации. Это означает, что существует список обязательных платежей в пользу государства каждого уровня, который необходимо знать налогоплательщикам и налоговым агентам.
Верховное положение занимает федеральная система налоговых выплат и сборов. Главная отличительная особенность заключается в том, что она регулируется исключительно НК Российской Федерации, устанавливается и отменяется им же. Перечисление таких выплат обязательно на всей территории РФ. Полная сумма, перечисленная налоговым агентом или налогоплательщиком, поступает в федеральный бюджет.
Пунктом 7 ст. 12 НК РФ в 2019 году установлено, что в перечень федеральных не могут вводиться любые другие перечисления, которые не предусмотрены указанным кодексом. Окончательный список федеральных налогов устанавливается многочисленными статьями НК России и включает:
Однако кроме перечисленных обязательных выплат, есть другие виды денежных отчислений в федеральный бюджет, а именно:
Порядок выплаты налоговых платежей в федеральный, бюджет субъектов и местный устанавливает обязанность указать в платежном поручении КБК (код бюджетной классификации). Этот реквизит позволяет правильно отнести оплату и распределить денежные средства именно в тот бюджет, для которого они предполагались. Таким образом, оплата обязательных перечислений в федеральный бюджет осуществляется при помощи указания верного КБК в соответствующем поле платежного поручения.
В перечень налоговых платежей местного уровня в 2019 году входят:
В этот же список включается торговый сбор, порядок начисления и уплаты которого установлен ст. 411, 412 НК РФ. Размер таких выплат определяется на уровне субъектов РФ и местном. Например, ставку выплаты на имущество юридического лица регулируют региональные власти, руководствуясь положениям НК РФ. Указанная ставка зависит напрямую от места регистрации той организации, имущество которой входит в перечень налогооблагаемого.
Большая часть регионов России устанавливает обязанности расчетов исходя из кадастровой стоимости имущества. Однако место, в которое перечисляют выплаты на такое имущество, зависит от его расположения. Если рассматриваемое имущество находится по адресу регистрации головной организации, то вопросов не возникает. Однако если эти адреса не совпадают на уровне субъектов РФ, то перечисления будут в бюджет субъекта, в котором фактически находится имущество.
Одной из отличительных особенностей является отсутствие права местных и региональных властей завышать ставки, указанные в НК РФ. Ниже установленных они могут быть, а вот выше - нет. Это правило защищает права плательщиков от произвола и искусственного завышения различного рода отчислений в пользу государства.
Независимо от вида налогового платежа законом предусмотрен специальный порядок уплаты. Он подразумевает соблюдение определенных правил. При оформлении выплат в соответствующие бюджеты, кроме указания верного КБК перечислений, необходимо учесть:
Существуют другие важные детали перечисления налоговых платежей. Например, налог на прибыль относится к группе федеральных. Ставка его по статье 284 НК в 2019 году равна 20% в стандартном случае. Однако порядок его уплаты подразумевает, что необходимо создать два отдельных платежных поручения:
Отсюда следует, что несмотря на вхождение в иную группу, бОльшая часть налога с валовой прибыли перечисляется в бюджет субъекта РФ. При этом порядок уплаты этого обязательного перечисления в 2019 году организацией, имеющей обособленное подразделение, должен устанавливаться следующим образом:
Таким образом, налогоплательщику стоит знать, какие перечисления идут в бюджет какого уровня в 2019 году. Некоторые из них, относясь к определенной группе, делятся между несколькими получателями. Таковым является, например, налог на прибыль. Правильно перечислить его можно с помощью верно указанного в платежном поручении КБК.
Региональные налоги и сборы, согласно установленному порядку, должны быть отправлены в адрес того субъекта РФ, в котором зарегистрировано юридическое лицо. Однако предусмотрены особые условия для некоторых их видов, которые следует учитывать при предоставлении отчетности и расчете фактического размера перечисления.
Налоговый кодекс РФ – главный правовой документ, в котором систематизированы данные обо всех налогах и сборах. Введение новых налогов или отмена действующих возможна только при условии внесения правок в нормы НК РФ федеральным законом. Классификация налогов приведена в главе 2 НК РФ.
Статьей 12 НК РФ в России установлено действие следующих категорий налогов и сборов:
Федеральные, региональные и местные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом, устанавливаться не могут. Вносимые на уровне субъектов РФ и отдельных муниципальных образований корректировки по порядку налогообложения обязательны для исполнения только на территориях, относящихся по административному делению к этим регионам или населенным пунктам. Когда вводятся новые налоги (2018 год), изменения в их общем списке допустимы только в том случае, если законодатели своим нормативным актом обновили соответствующую информацию в Налоговом кодексе.
Налоговым кодексом в группу федеральных налогов и сборов включены 9 видов обязательств, перечисленных в ст. 13 НК РФ. Уплачиваемые по ним средства в полном объеме направляются в федеральный бюджет. Исключение – налог на прибыль . По нему сумма распределяется между федеральным и региональным бюджетами.
Региональные налоги в России в 2018 году подразделяются на 3 вида, они утверждены ст. 14 НК РФ. Применительно к этим видам налоговых обязательств Налоговый кодекс регулирует базовые положения. Власти субъектов РФ могут детализировать приведенные в НК правила или дополнять их специфическими требованиями. Кодекс может задавать жесткие ставки по этим налогам или предлагать региональным властям своими правовыми актами самостоятельно утверждать тарифы в рамках определенного диапазона. Все платежи аккумулируются в региональных бюджетах.
Местные налоги в 2018 году перечислены в ст. 15 НК РФ. В их составе 2 налога и один сбор. Базовые нормы по этой группе налогов регламентируются НК РФ, а конкретные ставки, льготы и т.п. раскрываются в правовых актах муниципальных властей. Все осуществляемые субъектами хозяйствования перечисления попадают в местные бюджеты.
Полный перечень налогов РФ и их распределение по классификационным категориям приведены в таблице:
№ п/п |
Наименование налога |
Федеральные налоги |
|
Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ) |
|
Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ) |
|
Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ) |
|
Акцизы (гл. 22 НК РФ) |
|
Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ) |
|
Водный налог (гл. 25.2 НК РФ) |
|
Сбор за пользование объектами животного мира (гл. 25.1 НК РФ) |
|
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ) |
|
Госпошлина (гл. 25.3 НК РФ) |
|
Региональные налоги |
|
Налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ) |
|
Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ) |
|
Транспортный налог (гл. 28 НК РФ) |
|
Местные налоги |
|
Земельный налог (гл. 31 НК РФ) |
|
Торговый сбор (гл. 33 НК РФ) |
|
Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ) |
Обособленной группой налогов выступают налоговые спецрежимы. Их применение гарантирует налогоплательщику освобождение от некоторых региональных и федеральных налогов. В числе специальных систем налогообложения значатся УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход), ЕСХН (единый сельхозналог) и патент (гл. 26.2; 26.3; 26.1 и 26.5 НК РФ).
Другая категория обязательных платежей, включенных в гл. 34 НК РФ – страховые взносы (пенсионные, на медстрахование и на соцстрахование, кроме «травматизма») . Администрирование этого типа платежей с 2017 года перешло в сферу влияния налоговиков.
Предложения по увеличению налогового бремени, возлагаемого на граждан и субъектов предпринимательской деятельности, звучат часто и нередко находят поддержку у законодателей. На текущий и следующий годы запланировано изменение некоторых ставок налогообложения, вносятся законопроекты по корректировке алгоритмов начислений налоговых обязательств.
Для будущего увеличения налогов в 2018 году планируется реализация масштабной налоговой реформы. Параллельно предполагается произвести отмену некоторых видов налогов, упростить механизм применения самых проблемных типов фискальных обязательств. Представители Правительства РФ в качестве главной задачи реформирования обозначают стимулирование экономического подъема в бизнес-среде.
Достичь желаемых результатов планируется за счет перекладывания части нагрузки на косвенные налоги. Так, в части НДС повышение налога в 2018 году не предусмотрено, но 24.07.2018 г. Госдумой в третьем чтении принят законопроект о будущем его изменении с 2019 г. Размер ставки по НДС будет увеличен на 2% (с 18% до уровня 20%). Ставки 0% и 10% сохранятся.
На обсуждении находится и несколько вариантов изменения схемы взимания подоходного налога (ни один из вариантов не нашел одобрения у Президента РФ):
Не прекращаются обсуждения транспортного налога и его взаимоувязки с акцизными платежами. Одно из предложений – отменить транспортный налог, а появившуюся вследствие этого шага брешь в бюджете покрыть за счет роста акцизных сборов. На данный момент, для уравновешивания на внутреннем рынке цен на бензин и дизтопливо, запланированное ранее повышение акцизов было отменено. Рост тарифов остался в силе применительно к акцизам на алкоголь и табачные изделия.
Увеличение налоговой нагрузки коснулось налога на игорный бизнес. Обновленные размеры ставок налогообложения введены Законом от 27.11.2017 г. № 354-ФЗ.
Уже начаты активные действия по реализации налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в подмене экспортных пошлин на нефтепродукты ростом ставок НДПИ. Также рассматривается законопроект о введении нового налога на дополнительный доход при добыче нефти, ставка которого может составлять 50%.
Кому неизвестна фраза «заплати налоги и спи спокойно»? Именно от того, насколько совестливо происходит их выплата, и зависит будущее нашей страны. Хотя среди людей и существует своя оценка, мол, государство просто-напросто занимается «грабежом». Но это неверно. Без заботы о своих гражданах государство, а именно верхушка власти, долго на своих местах не задержится. В принципе, они для этого и существуют, чтобы нести ответственность за каждого, кто проживает в регионах Российской Федерации.
Они устанавливаются законодательством, согласно Налоговому кодексу; их обязаны платить все субъекты РФ. Платежи являются обязательными, независимо от любых причин.
Виды региональных налогов:
Отдельно нужно отметить местные налоги, к ним относят:
Они собираются для осуществления определенных задач и функции. А именно:
Стоит отметить, что налогообложение каких-то бы ни было субъектов невозможно без ежегодного планирования. Доля каждого налога устанавливается строго по заданному регламенту, то есть утверждается непосредственно бюджет на весь последующий год.
Для полного понимания, куда же все-таки распределяются денежные средства населения каждого взятого в отдельности региона, разберем их базисные моменты.
Итак, транспортный налог. Эти региональные налоги и сборы наиболее «гибкие», и значительные изменения из года в год для него обычное дело. К примеру, в 2010 году произошла перемена непосредственно в сторону увеличения ставок. Не секрет, что своим правом повышения транспортного налога могут воспользоваться все регионы без исключения. Кроме того, они вправе установить срок и порядок его уплаты.
Конечно, не все решения оказались правильными, так как многие субъекты РФ заметили невозможность выполнения запланированных пунктов. Впоследствии были внесены изменения.
Кто вносит данный налог? Платят лица, на которых зарегистрированы транспортные средства; это могут быть как физические, так и юридические лица. Объектом налогообложения являются непосредственно автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, вертолеты и другие сухопутные, водные и воздушные средства передвижения. Физические лица оплачивают налог на основании и согласно налогового уведомления.
Данный налог, по новостям СМИ, решают отменить. Согласно законопроекту, его ликвидируют с начала следующего года. Хотя сначала говорилось только об изменении ставок, повышении или, напротив, понижении денежных выплат.
Но если верить слухам, сложно понять, откуда будут браться деньги на строительство и ремонт дорог, которые и так являются бедой России.
Эта новость должна обрадовать владельцев автомобилей. Но делать этого раньше времени не стоит, на место этих выплат, скорее всего, придут другие. В частности, будет введена определенная надбавка к стоимости бензина. То есть «ездишь чаще – платишь больше». Такие правила, кстати, давно действуют во многих странах.
Также планируются денежные сборы за сам автомобиль. Выплата зависит от возраста и экологического класса авто. Вообще, прогноз мало утешителен. Хотя статья расходов и будет носить другое название – платить придется все равно. И, вероятно, не меньше предыдущих выплат, скорее, больше.
Им облагаются все частные предприниматели в сфере игорного бизнеса. А также все объекты налогообложения, а это непосредственно предметы, с помощью чего осуществляется прибыль, облагаются денежными сборами.
Эта статься может измениться, но скорее в сторону увеличения расходов предпринимателей. Не секрет, что игорный бизнес приносит значительные доходы в госбюджет России, поэтому уменьшать расходы для предпринимателей, по крайней мере, опрометчиво.
Налог на имущество организаций. Облагается налогом все состояние, отданное на временное пользование для получения прибыли. Налогоплательщиками являются не только российские, но и иностранные организации.
Также стоит отметить, что в законодательстве прописаны льготы для определенных категорий налогоплательщиков. Это организации, работающие по строго установленным налоговым режимам. Этот регламент, действующий до 1 января 2017 года, имеет отношение к следующим организациям:
Земельный налог. Новости, связанные с повышением налога на землю, особенно волнуют владельцев частных домов и дачных земельных участков. Как утверждают СМИ, грядет новое повышение по этой статье расходов. И, естественно, это не может радовать владельцев земельного участка. Но тут есть и свои маневры, которые предоставляются для этой категории граждан:
Налог на имущество физических лиц. Налогоплательщиками в этой категории являются не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Если они имеют в собственности любую недвижимость, а также транспортные средства.
Начиная с 2017 года, взимание за имущество физических лиц будет планироваться по новым правилам. Всю интересующую информацию смогут дать специальные органы, это: