Как составить налоговую политику организации. Актуальные вопросы по формированию налоговой учетной политики. Что должно быть в налоговой политике организации в части налога на прибыль

Как составить налоговую политику организации. Актуальные вопросы по формированию налоговой учетной политики. Что должно быть в налоговой политике организации в части налога на прибыль

(tax policy of company) - составная часть предприятия, заключающаяся в выборе наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности. Налоговая политика предприятия строится на следующих основных принципах:

  1. Строгое соблюдение действующего налогового законодательства . Ни одна из форм незаконного уклонения от уплаты налогов (сокрытие реальных доходов или прибыли, подтасовка , задержка налоговых платежей и т.п.) не может быть использована предприятием, которое заботится о своей деловой репутации.
  2. Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения . Это предполагает целенаправленное воздействие на различные элементы в разрезе источников уплаты отдельных налогов, широкое использование установленной системы прямых и непрямых .
  3. Оперативный учет изменений в действующей налоговой системе . Разработанная предприятием налоговая политика, а в отдельных случаях и виды должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов, изменения , отмены или предоставления налоговых льгот и т.п.
  4. Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей . В основу такого планирования должны быть положены целевая сумма предприятия и другие плановые показатели его экономического развития.
  5. Обеспечение своевременных расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым платежам . С целью их обеспечения на предприятии должен быть разработан «налоговый календарь», представляющий собой график осуществления конкретных видов налоговых платежей предприятия в предстоящем периоде. Разработка такого графика позволяет минимизировать затраты предприятия по обслуживанию потока налоговых платежей.

С учетом этих принципов на каждом предприятии формируется конкретная налоговая политика. Последовательность ее формирования представлена на нижеприведенном рисунке.

Последовательность формирования налоговой политики предприятия.

Процесс формирования налоговой политики предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

1. Выявление направлений операционной деятельности предприятия, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок налогообложения . Государственная предусматривает установление различных ставок налогов по отдельным направлениям операционной деятельности, связанным с ней хозяйственным операциям, видам производимой продукции и т.п. Формируя направления и объемы своей операционной деятельности, номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции, предприятие может уже на этом этапе создать необходимые предпосылки для минимизации предстоящих налоговых платежей.

2. Выявление возможностей уменьшения базы налогообложения операционной деятельности предприятия за счет использования прямых налоговых льгот . Эти льготы предоставляются обычно в следующих основных формах:

  • уменьшение размера ставок налогообложения (прямое или в процентах к средней ставке);
  • предоставление (отсрочки уплаты начисленных налоговых платежей);
  • полное освобождение от уплаты налогов.

При использовании предприятием прямых налоговых льгот следует учесть, что все они носят целевой характер. В соответствии с целью их предоставления и использования в процессе формирования налоговой политики предприятия все прямые налоговые льготы рекомендуется подразделять на три группы:

  • налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям предприятий. К их составу относятся льготы, предоставляемые малым предприятиям; предприятиям общественных организаций инвалидов; совместным предприятиям с иностранными инвестициями и т.п.;
  • налоговые льготы, предоставляемые по отдельным видам хозяйственных операций, связанных с операционной деятельностью предприятий. К таким льготам можно относить необлагаемую налогом сумму , начисленную в составе операционных затрат; необлагаемую налогом сумму доходов, накапливаемую на пенсионных счетах при дополнительном пенсионном обеспечении работников (в рамках установленных норм) и т.п.;
  • налоговые льготы, предоставляемые при реализации отдельных видов продукции льготным категориям покупателей или в порядке осуществления внешнеэкономической деятельности. Это относится к льготному налогообложению добавленной стоимости, к ставкам и т.п.

В соответствии с такой группировкой предприятие может на альтернативной основе формировать свою налоговую политику, соответствующим образом организационные формы своих дочерних фирм, виды хозяйственных операций, ассортимент реализуемой продукции.

3. Учет непрямых налоговых льгот в формировании налоговой политики предприятия . Состав непрямых налоговых льгот определяется возможностями уменьшения базы налогообложения при неизменных его ставках. Примером направленности таких действий является использование метода активной части производственных основных фондов (сокращающее налоговую базу по прибыли); замена живого труда машинами и механизмами (сокращающая налоговую базу уплаты отчислений от фонда оплаты труда) и т.п.

4. Учет региональных особенностей формирования налоговой политики предприятия . В процессе региональной диверсификации операционной деятельности предприятий возникают возможности использования налоговых преимуществ, действующих на отдельных территориях. При формировании налоговой политики предприятия выделяют, как правило, три группы региональных образований с различной системой налогообложения:

  • своей страны. В границах этих зон законодательно устанавливается и действует специальный более льготный налоговый режим;
  • сопредельные страны с более льготной налоговой системой. Такие страны могут быть объектом региональной диверсификации операционной деятельности предприятий, в первую очередь, размещенных в приграничных областях;
  • оффшорные территории (зоны). Как правило, для этого выбирают территории с очень низким уровнем налогообложения операционной деятельности данного вида (а иногда безналоговые зоны). Выбор конкретной оффшорной территории зависит от целей и направленности хозяйственной деятельности предприятия, налогового режима, развитости коммерческой и финансовой инфраструктуры, наличия межгосударственного соглашения об устранении двойного налогообложения, стоимости инкорпорирования и ряда других условий. Привлекательность открытия (оффшорных дочерних фирм) заключается не только в возможностях легального уменьшения налоговых платежей, но и в других возможностях - обеспечении визовой поддержки государства-регистрации, открытия за рубежом валютного счета и т.п.

5. Определение методических принципов налогового планирования на предприятии . Для эффективной реализации налоговой политики, оценки альтернативных ее вариантов предприятие должно использовать корректные методы налогового планирования, связанные с особенностями налогообложения конкретной операционной деятельности. Такая методическая база должна быть создана в процессе формирования налоговой политики.

6. Оценка эффективности разработанной налоговой политики предприятия . Такая оценка осуществляется в процессе сравнения альтернативных ее вариантов с помощью системы соответствующих показателей. Основными из этих оценочных показателей являются:

  • коэффициент эффективности налогообложения. Он позволяет получить наиболее обобщенную характеристику избранной налоговой политики предприятия, показывая как соотносятся между собой показатели чистой операционной прибыли и общей суммы налоговых платежей;
  • налогоемкость продаваемой продукции. Этот показатель позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема проданной продукции;
  • коэффициент льготного налогообложения. Этот показатель позволяет определить, насколько эффективно предприятие использует предоставленные законодательством льготы по налоговым платежам в целом (или по отдельным видам налогов).

Основным элементом налоговой политики организации является налоговое планирование.

Основными целями налогового планирования являются:

оптимизация налоговых платежей;

минимизация налоговых потерь по конкретному налогу;

минимизация налоговых потерь по совокупности налогов.

Результатом реализации вышеперечисленных целей является увеличение реальных возможностей предприятия для дальнейшего развития и повышения эффективности его деятельности. За счет снижения налоговой нагрузки путем поиска наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств предприятия у него появляются дополнительные возможности для максимального увеличения доходности его финансово-хозяйственной деятельности.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т.д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих налоговых тенденций, налоговой теории и политики.

Налоговое планирование начинается с определения налогового поля. Налоговое поле - это перечень налогов, которые организация должна перечислить в бюджет, их прогнозные величины и сроки выплат. Прогнозные величины налоговых платежей рассчитываются на основе результатов анализа фактических налоговых платежей за предшествующие периоды. Глубина предшествующего периода зависит от срока, в течение которого не происходили существенные изменения налогового законодательства. Расчеты планируемых налоговых платежей целесообразно проводить на основе индексного метода. Его суть заключается в определении доли каждого вида налогов в общем объеме выручки. Налоговое поле целесообразно дополнять перечнем льгот по выплате налогов, которые организация планирует использовать.

Элементами налогового планирования являются также:

налоговый календарь - он предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов, а также для своевременного представления отчетности, исключающей штрафные санкции за просрочки;

стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;

система мер по предотвращению дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию и оказанные услуги со сроком более четырех месяцев;

налаженный бухгалтерский учет и отчетность, позволяющий получать оперативную, объективную информацию о хозяйственной деятельности для рационального налогового планирования;

механизм мониторинга налоговых льгот для их использования в коммерческой деятельности.

результатом налогового планирования должен стать выбор метода оптимизации налогообложения, который будет применять предприятие для достижения оптимальной налоговой ситуации.

помимо определения показателя налоговой нагрузки перед руководством предприятия стоит задача снижения этого показателя, то есть минимизация налоговых отчислений с помощью оптимизации налогообложения. Оптимизация налоговой нагрузки - одна из важнейших составляющих налогового планирования предприятия. Сущность ее состоит в том, что каждое предприятие имеет право использовать законодательно разрешенные методы, способы и приемы для максимально возможного сокращения своих налоговых обязательств перед государством.

Таким образом, налоговое планирование - это планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью минимизации налоговых платежей. Минимизация налогов - это законный вид деятельности, требующий хорошей базовой подготовки, знаний по целому ряду дисциплин, постоянной работы по осмыслению старых и новых явлений и законодательных актов. Минимизация налоговых выплат может рассматриваться как уменьшение размера налоговых обязательств посредством использования налогоплательщиком всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Отсюда вытекает главное отличие минимизации налоговых платежей от уклонения от уплаты налогов. В первом действии налогоплательщик использует разрешенные или незапрещенные законодательством способы уменьшение налоговых платежей, т.е. не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия налогоплательщика не определяют состав налогового преступления или налогового правонарушения и, следовательно, не влекут для него неблагоприятных последствий, таких как доначисление налоговых платежей, взыскание пени и налоговых санкций.

Цель минимизации налогов - не уменьшение какого-либо налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия.

Оптимизация налоговых выплат предполагает:

тщательное изучение действующего налогового законодательства;

применение эффективных схем бухгалтерского учета;

оценку и анализ с точки зрения налоговых последствий (текущих хозяйственных и финансовых операций);

использование специальных налоговых режимов и льгот;

применение способов изменения сроков уплаты;

учет факторов, влияющих на объемы налоговых выплат: инфляция, колебания учетной ставки и валютного курса, учетная политика на предприятии, формы и методы расчетов, оформление обязательств и договоров и др.

Способы оптимизации налогообложения:

Регистрация организации и перенос объекта обложения в оффшорные зоны, где существует льготный (более мягкий) режим налогообложения.

создание организации, в штате которой не менее 50% сотрудников люди с ограниченными физическими возможностями, при этом не платится налог на прибыль;

перечисление средств на благотворительные цели, при этом 15-70% спонсорских средств возвращается инвестору в виде наличных денежных средств.

обоснование договорных цен, т.е. организации в условиях конкурентного рынка вправе самостоятельно определять уровень цен на реализуемые товары (работы, услуги). однако государство регулирует ценообразование с помощью налогов, а также государство в лице налоговых органов проверяет правильность цен по сделкам в случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода.

субъекты малого предпринимательства производят налоговые платежи в рамках специальных налоговых режимов. упрощенная система налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций., но при этом организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов (ст. 346.11 НК РФ).

единый сельскохозяйственный налог, уплата налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) (ст. 346.1 НК РФ).

уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (ст.346.26 НК РФ).

метод замены отношений подразумевает замену операции, предусматривающей высокое налогообложение, другой хозяйственной операцией, позволяющей обеспечить той же или близкой к желаемой цели, но при этом применить льготный режим налогообложения. Примерами могут служить такие, как замена договора комиссии на договор поставки, договора поручения на договор возмездного оказания услуг с отсрочкой платежа, договора выдачи работнику займа на приобретение имущества на договор коммерческого кредита. Договор по безвозмездной передачи работнику жилого помещения может быть заменен на договор продажи этого жилого помещения с отсрочкой платежа. Также можно применить замену договора простого товарищества на договор долевого участия в строительстве и т.д. однако следует помнить, что, применяя метод замены отношений, можно минимизировав один налог, попасть под действие другого, поэтому необходим расчет вариантов с учетом особенностей налогообложения отдельных регионов.

Метод разделения отношений близок к методу замены отношений, но отличается тем, что заменяется не вся операция, а какая-то ее часть или одна хозяйственная операция разделяется на несколько последовательных хозяйственных операций. примером метода разделения отношений является разделение договора купли-продажи имущества на два самостоятельных договора. Первый из них - собственно договор купли-продажи, а второй - договор на оказание информационно-консультационных услуг. При этом сумма по второму договору относиться на расходы, НДС, уплаченный продавцу услуг, идет на расчеты с бюджетом. По первому договору снижается стоимость приобретаемого имущества, а как следствие - уменьшение налога на имущество предприятия. Другим примером может служить разделение договора подряда организации с индивидуальным предпринимателем на два договора. Первый - это договор купли-продажи материалов, необходимых для выполнения работ, а второй - собственно договор подряда на выполнение работ. В данном случае минимизируется страховые взносы. Если работы выполняются из материалов исполнителя, то при одном общем договоре налогом облагается вся сумма вознаграждения, а при разделении договора налог исчисляется только по договору подряда и страховыми взносами будет обложена оплата труда исполнителя.

при осуществлении рекламных компаний без ограничения принимаются в уменьшение налогооблагаемой прибыли: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных счетов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов.

на практике широко распространена продажа дорогостоящих объектов - предприятия как имущественного комплекса, зданий, сооружений, такая реализация облагается налогами в обычном порядке - налогом на прибыль, НДС. Однако при продаже предприятия не как имущественного комплекса, а в виде акций (долей) организации продажа акций не облагается НДС.

Таким образом, сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

УДК 336.22

А.Х. Евстафьева* ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается налоговая политика как составная часть финансовой политики, обеспечивающая гармоничное связывание результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач путем безусловного выполнения требований налогового законодательства.

Ключевые слова: налоговая политика, учетная политика организации, налоги, налоговая нагрузка, налоговое планирование, факторы, риски.

Государственная налоговая политика реализуется на всех уровнях управления. Особенно важно организовать меры по ее эффективной реализации на уровне хозяйствующего субъекта.

Налоговая политика организации - это форма реализации идеологии и целеполагания в области налогов, представляющая собой программу, метод действий или сами действия, осуществляемые группой людей, управляющих организацией (собственниками, менеджерами), направленные на реализацию стратегических и тактических целей деятельности организации .

Основные принципы формирования эффективной налоговой политики организации представлены на рис. 1.

Реализация всех указанных принципов важна на каждом участке управления налогообложением, особенно в налогообложении прибыли организации. Для целей налогообложения прибыли формируется учетная политика, в которой выде-

ляются основные моменты, связанные с формированием налоговой базы, ее учетом.

Учетная политика в сфере налогообложения имеет следующие особенности.

Во-первых, в ней надо отразить вопросы, для которых Налоговый кодекс допускает варианты решения. Если положения предполагают единственно возможную трактовку, то их в учетную политику не включают.

Во-вторых, указывается выбранный порядок налогового учета.

В-третьих, описываются формы регистров вкупе с порядком отражения данных налогового учета. Удобнее утверждать формы регистров в приложении к учетной политике. Из практики известно, что обычно бухгалтера могут пойти здесь двумя путями (оба имеют право на существование). Можно взять за основу регистры бухучета и дополнить их необходимыми реквизитами, а можно разработать свои особые регистры. Наконец, следует

Рис. 1. Принципы формирования эффективной налоговой политики организации (составлено на основании )

* © Евстафьева А.Х., 2014

Евстафьева Алсу Хусайновна ([email protected]), кафедра экономики и предпринимательства в строительстве, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 420043, Российская Федерация, г. Казань, ул. Зеленая, 1.

обязательно указать, как будут они вестись, имеется в виду - на бумажных носителях и заполняться вручную или в электронном виде. Естественно, порядок изложения может быть произвольным .

Расставив приоритеты по тем или иным способам варьирования налоговой политики, организация может создать порядок исчисления налогов на долгосрочный период, зафиксировав его в своих собственных регламентах. В полученных документах (учетная политика, налоговый меморандум и т. д.) представляется алгоритм расчетов, формулы, источники получения тех или иных данных, график документооборота и многое другое, что, собственно, и подразумевается под процессом налогового планирования.

В практике организаций с понятием «налоговое планирование» тесно связаны еще два понятия: налоговая минимизация (максимальное снижение всех налогов, в том числе с помощью противозаконных схем) и налоговая оптимизация (мероприятия по снижению уровня налоговых обязательств организаций только законными методами). Четкую границу между минимизацией и оптимизацией на сегодняшний момент, к сожалению, провести нельзя хотя бы потому, что все возможные варианты финансово-хозяйственной деятельности организаций всех отраслей отечественной экономики описать в одном своде законов невозможно.

Основной задачей налоговой политики любой организации является планомерное снижение налоговой нагрузки, то есть соотношения суммы всех уплаченных за конкретный период времени налогов к сумме выручки, полученной за тот же период.

Снижение налоговой нагрузки предполагает последовательно проводимые действия и выполнение целого ряда положений, к которым относятся:

Готовность руководства организации к осуществлению налогового планирования;

Наличие стратегии бизнеса в целом, что возможно при планировании продаж, ценовой политики и т. д.;

Формирование структурного подразделения по налоговому планированию;

Разработка регламента по налоговому планированию;

Внедрение системы сбора и обработки информации, то есть системы расчетов и отчетности, должностные инструкции работников, которые задействованы во внедряемой системе .

Налоговая политика охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе механизм построения отношений с контрагентами. Рациональное построение этих взаимоотношений по-

зволяет привести налоги к минимуму за счет исключения ошибок в их оформлении.

Налоговая политика организаций в первую очередь должна обеспечивать минимальные налоговые платежи в бюджет. При этом по каждому виду налоговых выплат должен быть разработан комплекс мер по формированию налогооблагаемой базы и снижению налоговых выплат.

На стадии разработки налоговой политики необходимо определить, какие структурные подразделения предприятия смогут объективно и компетентно решить данную задачу . Процесс налогового планирования на каждом предприятии устроен по-своему. Для этого обычно формируется специальная служба или данные функции передаются в качестве дополнительной нагрузки главному бухгалтеру. Оптимизацией налогов также может заниматься финансовый директор, а иногда и сам генеральный директор, но в идеале над этим должен работать специалист по налоговому планированию.

Самым простым документом в налоговом планировании является налоговый календарь, который рекомендуется Федеральной налоговой службой, на предстоящий год и в перспективе на два, три последующих года.

Если организация занимается своей деятельностью в регионе, то можно использовать региональный налоговый календарь. Следовательно, за основу могут быть взяты готовые универсальные формы. Однако компаний, начисляющих все налоги, которые предусмотрены в этих календарях, не так много. Ввиду этого лучше всего составить свой календарь налогов, указывающийся с процессами по формированию платежных документов.

Если имеются сведения о плановой выручке и затратах, в календаре отражается не только дата платежа, но и плановая сумма. Эта информация позже понадобится при анализе динамики налоговой нагрузки в компании, что в дальнейшем позволит сделать выводы об эффективности налогового планирования.

При наличии данных о фактически полученных доходах и начисленных налогах возникает возможность анализа результатов осуществления оптимизационных мероприятий или планирования таковых на предстоящий период.

Эффективность налогового планирования на предприятии характеризуется следующим образом: если в коэффициенте эффективности, который определяется как отношение переменных налогов к выручке, наблюдаются незначительные изменения, то налоговое планирование в организации требует некоторых доработок.

Если предприятие является холдинговой структурой, то налоговая нагрузка компаний, которые занимаются производством, услугами или торгов-

лей, не может сравниваться между собой, так как разные виды деятельности имеют свои специфические особенности относительно использования системы налогообложения и приоритетов в затратной части (различают фондо-, трудо-, материалоемкие предприятия) .

Формирование налоговой политики, так же как разработка любых управленческих решений, должно базироваться на анализе факторов, которые влияют на деятельность субъекта налоговой политики и вносят вклад в определение его приоритетов в процессе принятия этих решений. В большинстве случаев характер такого влияния не может быть изменен при помощи целенаправленного влияния компании и предполагает значительную степень гибкости налоговой политики, которая позволила бы адаптировать ее к складывающемуся комплексу возможностей и ограничений.

К числу внутренних факторов относятся параметры функционирования организаций, не связанных с государственным регулированием экономики в целом, и являются отражением особых характеристик процесса производства и реализации продукции.

На рис. 2. представлены факторы, влияющие на формирование налоговой политики организации.

Чем более масштабна и диверсифицирована деятельность компании, тем больше факторов необходимо учитывать при формировании целевых установок в области налогообложения и тем больше возможностей представляется при разработке комплекса мер налоговой политики .

При смене привычных способов отражения каких-либо операций в учете всегда возникают риски, то есть возможность появления нежелатель-

ных событий, которые могут произойти в первое время. В силу этого появляется немаловажное направление, которое сопутствует формированию налоговой политики компании, - разработка системы управления рисками.

Система управления рисками представляет собой совокупность приемов и методов анализа для нейтрализации факторов рисков. Для этого выполняется несколько мероприятий, которые включают в себя:

Мониторинг писем законодательных органов по спорным вопросам, судебных споров. Таким образом, если имеется хотя бы один положительный для налоговых органов судебный процесс, то это значит, что при проверках аналогичных ситуаций они будут использовать эти выводы;

Изучение практики других организаций по соответствующей деятельности в бухгалтерской прессе, на форумах в Интернете и т. д.;

Для составления определенной антирисковой программы, необходимо иметь четкое представление о видах и типах рисков, их взаимосвязи, а также сходствах и различиях.

В работе финансово-бухгалтерской службы имеют место как налоговые, так и бухгалтерские риски.

Налоговые риски подразумевают отсутствие гарантии на правильное отражение договора (операции, проекта, документа и т. п.) в налоговом учете. В случае их появления к компании могут быть применены штрафные санкции, влекущие за собой приостановку операций по расчетному счету, снижение доходов и т. д.

Бухгалтерские риски связаны с такими факторами, как:

Факторы, влияющие на формирование налоговой политики организации

Внутренние

Форма собственности;

Масштаб деятельности предприятия;

Общая стратегия развития;

Структура налоговых платежей;

Характер налогового контроля в отношении организации, определяемый величиной

и динамикой налоговых платежей, его отраслевой принадлежностью;

Особенности рыночного сегмента, в котором работает организация

различные направления государственного регулирования, которые являются «правилами игры» для всех хозяйствующих субъектов

Рис. 2. Факторы, влияющие на формирование налоговой политики организации (составлено на основании )

Неточность, которая свойственна учетному процессу;

Наличие альтернативных принципов учета и определяющие их нечеткие критерии законодательства;

Несовпадение учета на практике с принятыми на предприятии стандартами;

Изучение тенденций налоговых проверок. Мониторинг показывает актуальные темы налоговых проверок в текущем периоде;

Формирование взаимоотношений с органами власти, налоговыми органами и судьями, а также консультантами, положительно себя зарекомендовавшими.

При завершении налаживания процесса налогового планирования нужно помнить об оптимальном соотношении эффекта от внедрения и риска, предполагаемого в будущем. Ввиду этого необходимо учитывать следующее. Во-первых, требования налоговых органов, судебная практика, степень достоверности учета в разные периоды времени несколько отличаются. То, что было допустимо вчера, уже недопустимо сегодня, и наоборот. Во-вторых, налоговая политика предприятий-контрагентов также меняется .

Полагаем, что при разработке налоговой политики задачей организации является то, чтобы, с одной стороны, оставаться в рамках правового поля, а с другой - в максимальной степени учитывать цели и задачи, которые стоят перед ней как самостоятельным хозяйствующим субъектом.

Библиографический список

1. Брызгалин А.В. Налоговый учет и налоговая политика предприятия // Финансы. 2004. № 3. С. 11-17.

2. Дадашев А.З., Кирина Л.С. Налоговое планирование в организации. М.: Книжный мир, 2004. 168 с.

3. Евстафьева А.Х. Налоговая политика как инструмент обеспечения экономической безопасности региона // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2 (19). С. 89-92.

4. Заика В.С. Принципы формирования налоговой политики организации // Актуальные вопросы экономических наук: сб. материалов XV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 308 с.

5. Киселева И.А. Разрабатываем налоговую политику компании // Налоговое планирование. 2010. № 4. С. 17-24.

6. Mironova O.A., Hanafeev A.F. The Use of Solar Batteries in Agriculture and Accounting of Generated Electricity // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 5. № 12. Р. 183-186.

7. Налоговые реформы. Теория и практика: монография для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / И.А. Майбуров, Ю.Б.Ива-нов, Г.А. Агарков [и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М., 2010. Сер. Magister.

8. Налоговые системы. Методология развития: монография для магистрантов, обучающихся по программам «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит», и аспирантов, обучающихся по научной специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» / И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, И.В. Алексеев [и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М., 2012. Сер. Magister.

9. Налоговое администрирование / О.А. Миронова, Ф.Ф. Ханафеев, Н.М. Бобошко [и др.]; под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева. Йошкар-Ола, 2013. 3-е изд. Сер.: Высшее финансовое образование.

10. Формирование налоговой политики организации. URL: http://largo.ru/blog/accounting/post/

formirovanie_nalogovoy_politiki_organizatsii-759.

11. Цыганкова Ю.С. Формирование эффективной налоговой политики организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 16(2). С. 121-123.

A.Kh. Evstafieva* FORMATION OF TAX POLICY OF AN ORGANIZATION IN MODERN CONDITIONS OF DEVELOPMENT

In the article tax policy as an integral part of financial policy that ensures harmonius fastening of results of activity of an organization with the solution of federal issues by means of absolute tax compliance is viewed.

Key words: tax policy, accounting policies of an organization, taxes, tax burden, tax planning, factors, risks.

* Evstafieva Alsu Khusainovna ([email protected]), the Dept. of Economics and Enterprise in Construction, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, 420043, Russian University.

Страница 1

Поведение хозяйствующего субъекта определяет главная цель предпринимательской деятельности - увеличение совокупного дохода. Наряду с развитием производства, совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий и оборудования предприятия стремятся увеличить доход за счет облегчения налоговой нагрузки, изыскания рациональных и законных способов снижения налоговых платежей. Такая задача решается по следующим направлениям:

1. Выбор видов деятельности, которые обеспечат приемлемую величину налоговой нагрузки на предприятие.

2. Определение оптимальных с точки зрения хозяйствующего субъекта способов и сроков уплаты налогов, сборов и других налоговых платежей.

3. Выбор направлений распределения и использования прибыли, осуществления инвестирования финансовых ресурсов, которые позволят иметь благоприятные для предприятия налоговые последствия.

Эти задачи решает налоговая политика предприятия.

Налоговая политика формируется на основе финансовой информации и реализует распределительную функцию финансов, определяя размеры денежных средств, оставшихся в распоряжении организации и перечисляемых в бюджет или во внебюджетные фонды. Сущность налоговой политики предприятия заключается в разработке системы методов и приемов ведения и организации отношений с контрагентами, оптимизирующей величину налогов при соблюдении налогового законодательства.

Налоговая политика оказывает существенное влияние на финансовые результаты и на эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации. Кроме того, она оказывает влияние и на формирование учетной политики, поскольку именно на основе бухгалтерской информации формируются отчеты перед фискальными органами. Налоговая политика охватывает все аспекты деятельности организации, в том числе механизм построения отношений с контрагентами. Рациональное построение этих отношений позволяет минимизировать налоги за счет исключения ошибок в их оформлении.

Налоговая политика предприятия должна прежде всего обеспечить минимальные налоговые выплаты в бюджет. При этом по каждому виду налоговых платежей должен быть разработан комплекс по формированию налогооблагаемой базы и снижению налоговых выплат.

Налоговая политика фирмы может включать в себя:

· выбор правильного юридического адреса предприятия и его организационно-правовой формы;

· выверенную тактику работы с территориальной налоговой инспекцией;

· следование налоговому законодательству;

· оперативное реагирование на изменения в налоговом законодательстве;

· поиск информации о предстоящих изменениях в налоговом законодательстве;

· поиск различных форм налоговых льгот;

· управление налогооблагаемой базой;

· выбор наиболее выгодных форм хозяйственных договоров и расчетов;

· учет налоговых рисков и финансовых потерь;

· поиск направлений деятельности, в минимальной степени облагаемых налогами;

· оптимальное размещение инвестиций, активов и прибыли;

· повышение квалификации финансовых менеджеров, которые определяют налоговую политику, и т.д.

В условиях нынешней жесткой конкуренции предприятию достаточно трудно функционировать без хорошо проработанной долгосрочной стратегии.

Сделать свою продукцию конкурентоспособной - значит сделать ее, с одной стороны, более дешевой, а с другой - более качественной. Снизить себестоимость продукции (работ, услуг), сделать производство более эффективным - цель любой хозяйствующей коммерческой организации. А без создания потока экономической информации в целях управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности, другими словами, без правильной организации налоговой политики этого добиться практически невозможно.

Налоги оказывают сильное влияние на структуру и величину издержек предприятий, а также на сумму остающейся у предприятий чистой прибыли и, в конечном итоге, на величину инвестиций, идущих на развитие, перевооружение и поддержание конкурентоспособности производимых товаров этих предприятий, а значит на конкурентоспособность отраслей и страны в целом как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Поэтому каждая компания заинтересована в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса, т. е. экономического роста компании. Чем выше налоговые ставки и шире налогооблагаемая база, тем сильнее заинтересованность компании в уменьшении налоговых выплат. Поэтому каждая компания должна вести свою налоговую политику.

Для того, чтобы правильно и своевременно предприятие могло исполнить свою обязанность налогоплательщика, оно должно осуществлять управление своими налоговыми обязательствами, которое представляет собой важный момент финансового менеджмента и основывается на последовательном выполнении действий, направленных на организацию исчисления и уплаты налогов и сборов. При этом предприятие должно организовать в рамках своих структурных подразделений налоговый и бухгалтерский учет, так же проводить постоянный контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов и осуществлять налоговое производство, постоянно снижать количество налоговых ошибок и тем самым способствовать укреплению своего положения по отношению к фискальным государственным органам.

Анализ использования финансовых ресурсов
Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью количественных методов исследования. При анализе эффективности использования финансовых ресурсов предприятия обычно начинают с общего ознакомления с акт...

Особенности налогового регулирования
Особая роль в налогообложении отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в виде комплексного экономического рычага, который активно используется государством в целях регулирования макро- и микроэкономичес...

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заключается в предоставле...

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.