Изменения с 1 января транспортный налог. Особенности уплаты и начисления с принятыми поправками

Изменения с 1 января транспортный налог. Особенности уплаты и начисления с принятыми поправками

Напомним, что транспортный налог устанавливается гл. 28 НК РФ и вводится в действие законами субъектов РФ, а плательщиками налога являются организации и физлица, на которых зарегистрированы признаваемые объектом налогообложения транспортные средства (ст. 356 , 357 НК РФ). А какие по налогу на авто в 2018 году изменения нужно учесть?

Новая форма налоговой декларации

Не позднее 01.02.2018 организации-плательщики транспортного налога должны сдать налоговую декларацию за 2017 год (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Сделать это нужно будет по новой форме, утвержденной Приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@ .

Новая форма декларация не требует проставления печати налогоплательщика. Кроме того, в новой форме декларации налогоплательщик сможет указать налоговую льготу или вычет по транспортному средству, зарегистрированному в системе ПЛАТОН.

Также, если до начала 2017 года налогоплательщик получил согласие налоговой инспекции указывать общую сумму налога по всем транспортным средствам, местом нахождения которых является территория субъекта РФ, то в новой форме декларации это можно будет сделать.

Напомним, что новую форму можно было сдавать уже и по итогам 2016 года, если налогоплательщику нужно было применить льготу за транспортное средство, по которому была внесена плата по системе ПЛАТОН.

Для автомобилей стоимостью 3-5 млн.руб. — единый повышающий коэффициент

По транспортному налогу изменения с 2018 года касаются применения повышающего коэффициента. Так, при расчете транспортного налога за 2017 год по легковым автомобилям средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. рублей включительно повышающий коэффициент применялся в зависимости от года выпуска автомобиля (п. 2 ст. 362 НК РФ):

  • 1,1, если с года выпуска прошло от 2 до 3 лет;
  • 1,3, если с года выпуска прошло от 1 года до 2 лет;
  • 1,5, если с года выпуска прошло не более 1 года.

Именно эти коэффициенты нужно указать в декларации по транспортному налогу за 2017 г.

С 01.01.2018, рассчитывая транспортный налог по легковым автомобилям, средняя стоимость которых составляет от 3 млн. до 5 млн. рублей включительно, а с года выпуска прошло не более 3 лет, применяется единый повышающий коэффициент - 1,1 (п. 68 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

Упрощен порядок предоставления льгот физлицам

Если раньше для получения льготы по транспортному налогу физлицо должно было представить в налоговую инспекцию вместе с заявлением о предоставлении льготы еще и документы, подтверждающие право на нее, то с 01.01.2018 представлять обосновывающие льготу документы не требуется. При отсутствии у налоговой инспекции сведений, подтверждающих льготу, такую информацию она запрашивает самостоятельно (

Все автовладельцы весь 2017 находились в перманентом состоянии неизвестности, ожидая информацию об изменение налога на автомобиль в 2018 году. Во многих кругах ходили слухи о том, что такой налог будет отменен, или ставки будут кардинально изменены. Случились ли такие кардинальные изменения в сфере налогооблажения автомобилей и как далее будет производиться расчет транспортного налога в 2018 с изменениями, далее.

Что такое транспортный налог (ТН)? С самого названия становиться понятно, что – это тот платеж, который взимается с каждого, кто владеет таким средством. По действующему Налоговому Кодексу, его платят все те, на кого зарегистрированы автомобили. При этом не важно статус лица: физическое оно, или юридическое.

В этом плане ничего не изменилось, и изменение налогов на авто в 2018 не привело к существенному уменьшению тех субъектов, которые должны его платить. Также не коснулись такие поправки особо и категорий ТС, за владение которыми должен взиматься такой сбор. Правда, некоторые поправки внеслись. Но об этом чуть далее.

Рассчитывается размер такого платежа в соответствие с законом. Общий алгоритм выглядит следующим образом: база умножается на налоговую ставку, установленную для конкретного ТС, а также на повышающий коэффициент, если он предусмотрен в каждом конкретном случае.

Удобно то, что физические лица не рассчитывает такой сбор самостоятельно, что избавляет их от ответственности за неправильно рассчитанный и уплаченный ТН. Расчеты производит сама ФНС на основании тех данных, которые им представляет орган государственной регистрации ТС.

При определении самой базы во внимании берутся такие показатели автомобиля как:

  • Мощность самого двигателя;
  • Возраст ТС. Учитывается возраст не фактической эксплуатации, а с момента выпуска;
  • Для воздушного транспорта учитывается еще тяга, а для водного – вместимость.

Но такие характеристики учитываются при определении технических параметров, размер же повышающего коэффициента зависит от оценочной стоимости ТС и года его выпуска.

Также говоря о ТН важно заметить: такой сбор имеет региональный характер, ставки устанавливают регионы, а не Правительство Российской Федерации. Поступления должны аккумулироваться в региональном бюджете и направляться на ремонт дорожного покрытия и обеспечения безопасности дорожного движения.

Особенности уплаты и начисления с принятыми поправками

ТН вноситься всеми без исключения, вне зависимости от того используется автомобиль или нет. И вот именно такой алгоритм расчета многих разочаровывал, поскольку автомобиль может просто стоять в гараже, быть уже не в удовлетворительном техническом состоянии, но за него все равно необходимо платить.

Автовладельцы были в ожидании, что такие пожелания учтут. Но транспортный налог изменения с 2018 года не включает в себя градацию по мере использования ТС. Все как платили, так и будут его платить.

Также многие надеялись, что в вопросе «транспортный налог 2018 изменения» ставки в регионах выровняются и станут более одинаковыми, но по факту таких поправок принято не было. Но зато изменились повышающиеся коэффициенты.

Таблица — Транспортный налог 2018 изменения, повышающий коэффициент

Стоимость ТС Возраст, количество лет Коэффициент в 2017 Коэффициент в 2018
От 3 до 5 миллионов рублей 2-3 1,1 1,1
От 1 до 2 1,3
До 1 1,5
От 5 до 10 До 5 2 2
От 10 до 15 От 5 до 10 3 3
От 15 От 10 до 15 3 3

Таким образом, стоимость ТС, для которой применяют такой повышающий показатель, не изменилась и начинается от 3-х миллионов рублей. Поправки коснулись только ТС, оценочная стоимость которых находиться в диапазоне от 3 до 5-ти млн. рублей.

Важно отметить: такие повышающие критерии применяются не для всех ТС, цена которых превышает 3 млн. На сайте Минпромторга постоянно обновляется список таких авто.

Возникает самый интересный вопрос: налог на авто в 2018 году изменения предусматривают льготы для конкретных плательщиков? Как ни странно, но да. Так с 2018 года от ТН освобождаются собственники грузового транспорта. Такой закон был принят Госдумой. Норма коснется грузовых автомобилей с массой более 12 тонн. Также освобождаются от зачисления в региональный бюджет ТН и владельцы сельскохозяйственной техники. Эти меры направлены на снижение налоговой нагрузки с такой категории лиц. Поскольку владельцы именно таких двух категорий уже давно платят не только сам ТН, но и еще взнос за компенсацию вреда, который они наносят дорожному покрытию.

Относительно льгот, то сказать в общем для всей РФ нельзя. Так как транспортный налог 2018 изменения Москва будут одними, а в Санкт-Петербурге другим. Каждый регион может утверждать свой перечень льготников. Но в общем, льготы предоставляются для льготной категории для ТС с небольшой мощностью двигателя – максимум 100 лошадиных сил.

Процедура подачи декларации

Относительно подачи декларации, то на 2018 ничего не изменилось. Процедура расчета как для обычных граждан, так и для предприятий, осталась прежняя. Так, собственники ТС, как и прежде, будут получать уведомления от ФНС о сумме, которую необходимо будет уплатить. Компании же, как и прежде, имеют полномочия самостоятельно рассчитывать такие суммы, в том числе и в разрезе авансовых взносов.

Форма декларации осталась также неизменной.

По поводу сроков уплаты, то они остались не изменены. Транспортный налог 2018 изменения не коснулись действующих и ранее сроков уплаты:

  • Для физических лиц – до 1 декабря следующего года за отчетным периодом. В результате за 2017 год человек должен уплатить ТН до конца 2018;
  • Для компаний сроки устанавливаются на региональном уровне, но не ранее, чем 1 февраля года, следующего за отчетным.

В итоге корректировки и поправки в вопросе ТН можно представить в таблице.

Таблица — Транспортный налог на 2018 год изменения

Итог: особых корректировок для обычных граждан в данном вопросе не будет. Все, как и было: граждане получат уведомления и должны его уплатить до 1 декабря следующего года. Компании также не ощутят никаких выгод, кроме тех, у кого в собственности есть сельскохозяйственная и грузовая техника.

Перспективы поправок

Многие ждали кардинальных поправок в 2018, но они так и не произошли. Но вопрос о том, что может быть до сих пор, волнует многих. И далее о прогнозах.

Многие говорят, в том числе и в Госдуме, что целесообразней заменить ТН на акцизный сбор, который платят и так все автомобилисты при приобретении бензина. Такой сбор должен также направляться на развитие дорожных магистралей. И это вполне логично.

Такие предложения обосновываются тем, что каждый водитель будет платить деньги пропорционально тому, как часто эксплуатируется авто и используются дороги. Но для того, чтобы ТН был отменен, акциз необходимо поднять достаточно основательно, что очень сильно поднимет стоимость топлива.

Но пока это только обсуждения. Может уже в 2018 и будут определенные корректировки, остается ждать.

— это обязательный платеж, который вносят владельцы авто, подлежащий перечислению в государственную казну в соответствие с налоговым законодательством РФ. Налоговый кодекс закрепляет, что объектом налогообложения в данном случае являются:

  1. автомобили;
  2. мотоциклы;
  3. мотороллеры;
  4. автобусы;
  5. иные самоходные машины и механизмы и др. (ст. 358 НК РФ).

Размер этого вида налога зависит от лошадиных сил автомобиля. В расчет берется то количество л.с., которое указано в регистрационных документах. Причем, если стоимость транспортного средства выше 3 миллионов рублей, устанавливается повышающий коэффициент. Налоговым кодексом транспортный налог относится к региональным и подлежит зачислению в соответствующий бюджет. Денежные суммы, полученные от налогоплательщиков, идут на развитие дорожной инфраструктуры (например, ремонт дорожного покрытия). Налоговое законодательство постоянно меняется, поэтому перед автовладельцами встает вопрос- каким будет транспортный налог в 2018 году?

Нововведения в области уплаты транспортного налога

Актуальным вопросом на сегодняшний день является вопрос — отменят ли транспортный налог в 2018 году? Существуют предложения по поводу замены транспортного налога экологическим сбором. Данная идея является достаточно разумной, так в настоящее время большое распространение получают электрокары с минимальным негативным воздействием на окружающую среду. Рассчитывать транспортный налог, основываясь на лошадиных силах, многими теоретиками и практиками в сфере налогообложения считается нерациональным. Однако, транспортный налог несет огромный вклад в бюджет, поэтому его отмена вряд ли состоится, да и с экологическим сбором может возникнуть множество трудностей. Например, при проведении экологической экспертизы для оценки вреда, который автомобиль наносит экологии.

Многие задаются вопросом — почему нельзя заменить транспортный налог на акцизы ? Действительно, акцизы на топливо и уплата транспортного налога на первый взгляд может казаться двойственным налогообложением, что законом запрещается. Федеральная налоговая служба разъяснила данный вопрос следующим образом: акцизы являются федеральным сбором, а транспортный — региональным . Так же акцизы уплачиваются непосредственно производителями и покупателями продуктов нефтедобывающей отрасли, а транспортный налог — собственником автомобиля. Поэтому нельзя отождествлять данные платежи.

Порядок расчета налога не изменится, но сроки уплаты транспортного платежа станут иными. Теперь для отдельных категорий налогоплательщиков сроки будут разные. Например, юридические лица обязаны будут уплатить налог до 1 февраля , причем в качестве дополнительной обязанности предусматривается внесение аванса за новый налоговый платеж.

Транспортный налог в 2018 году подлежит уплате не позднее 1 декабря. Если говорить о физических лицах, то уплата производится на основании уведомления налогового органа. Организации-налогоплательщики обязаны уплатить налог на основании налоговой декларации.

Льготные условия уплаты налога в 2018 году

Налогоплательщик должен самостоятельно позаботиться о предоставлении ему налоговой льготы. Физическое лицо обязано подать соответствующие документы в налоговый орган, которые бы подтверждали его право на льготу.

К категории граждан, имеющих право на льготы, относятся инвалиды и пенсионеры. Транспортный налог для пенсионеров в 2018 году зависит прежде всего от регионального законодательства. Для примера, возьмем Москву. В столице пенсионеры не включены в перечень лиц, имеющих право на льготы при уплате транспортного сбора. В Новосибирске ситуация складывается иначе. Например, если мощность транспортного средства не более 150 л.с., то устанавливается льгота, равная 20 процентам от налоговых ставок и др.

С владельцами автомобилей, которые являются инвалидами, ситуация обстоит иначе. В РФ существует три группы инвалидности- 1,2 и 3. Первая группа освобождаются от уплаты транспортного налога. Вторая группа в большинстве субъектов РФ тоже освобождается от уплаты этого вида платежа. Некоторыми законами регионов может быть установлено условие освобождение от уплаты налога (например, мощность автомобиля не более 150 л.с). Инвалиды третьей группы освобождаются от уплаты транспортного платежа или имеют скидки только если это предусмотрено законодательством того субъекта, где зарегистрировано авто.

От друзей и знакомых в месенджеры сыпятся сообщения и ссылки на странички в соцсетях примерно одного и того же сенсационного содержания. Все они сводятся к тому, что власти, якобы, готовят поправки в налоговое законодательство, согласно которым суммы транспортного уже в 2018 году вырастут прямо таки радикально. Правда, речь в анонсируемом повышении налога идет в основном о машинах мощностью 200 л. с. и выше.

Дело в том, что на территории всей страны разом можно изменить лишь диапазон, в рамках которого регионы будут потом, к началу следующего года, определять свои «транспортные хотелки» в отношении кошельков автовладельцев. В этой связи нас напрягло еще и то обстоятельство, что «повышение транспортного » якобы планируется уже в 2018 году. То есть за оставшиеся три недели декабря 2017-го правительство должно успеть подготовить и внести в Госдуму соответствующий законопроект, ее депутаты и Совет Федераций принять во всех чтениях, президент - одобрить… Для сказки такой сценарий годится, но никак не для отечественных реалий.

Немного покопавшись в материалах о последних новеллах, мы обнаружили и первоисточник налоговой «сенсации». Дело в том, что в ноябре Госдума приняла поправки в налоговое законодательство, которые повышали в 2018 году акцизы на моторное топливо и (внимание!) на приобретение новых машин. Оказалось, что в первоначальном варианте правительство предлагало установить , который должен будет единовременно уплатить счастливый покупатель мощной машины, как раз на уровне: 897 рублей/л. с. - за мотор 200-300 л. с., 925 рублей/л. с. - за двигатель 300-400 л. с. и так далее. В процессе принятия этого законопроекта в Госдуме, ставки были чуть снижены. А вот теперь некий весельчак выволок их на свет божий, упаковал в обертку «повышения транспортного налога» и запустил гулять фейк по соцсетям. А народ поверил, испугался и, видимо, изрядно повеселил автора незамысловатой хохмы.

Несмотря на длительные дискуссии, власти не будут отменять транспортный налог в 2018 году. Чиновники продолжают обсуждать возможные альтернативы для данного налога, однако окончательный вариант изменений еще не утвержден. Эксперты подчеркивают несправедливый принцип расчета суммы налога, что ущемляет права рядовых автолюбителей.

Основное предназначение транспортного налога – обеспечить высокое качество дорожного покрытия. Данный налог поступает в местные бюджеты, что обеспечивает существенную долю поступлений. Платить налог приходится владельцам различных транспортных средств – легковые авто, мотоциклы, моторные лодки и т.д.

Принцип расчета транспортного налога является главным объектом критики со стороны экспертов и автолюбителей. Сумма налога зависит от мощности транспортного средства, при этом не имеет значения, использовался ли автомобиль в течение года. Действующее законодательство предусматривает поправочные коэффициенты, значение которых зависит от стоимости авто. Кроме того, власти предусмотрели определенные льготы, которые могут освободить автовладельцев от уплаты транспортного налога.

Автомобили, которые были получены по социальным программам и переоборудованы под водителя-инвалида, относятся к льготным категориям транспортных средств. Также льгота будет распространяться на авто, которые числятся в угоне.

Мощность автомобиля не отражает реальный ущерб, который транспортное средство наносит дорожному покрытию. Гораздо большее значение имеет интенсивность эксплуатации, подчеркивают эксперты. Чиновники неоднократно обсуждали отмену данного налога, предлагая различные альтернативы. Однако представители экономического блока не готовы отказаться от транспортного налога в ближайшей перспективе.

Возможные альтернативы

Главный аргумент Минэкономразвития – данный налог эффективно наполняет местные бюджеты, которые испытывают значительные трудности после начала экономического кризиса. В результате транспортный налог остается в силе. Ранее эксперты и законодатели предлагали различные альтернативы для транспортного налога.

Наиболее вероятный сценарий – отмена транспортного налога и соответствующее повышение суммы акциза. В таком случае будет соблюдаться принцип справедливости – больше платить будут те автовладельцы, которые чаще используют свои авто. При этом в выигрышном положении окажутся владельцы более экономичных типов двигателей.

Несмотря на очевидные преимущества, власти не торопятся отказываться от действующей модели транспортного налога. Ежегодное повышение акцизов направляется на финансирование текущих расходов и не сможет компенсировать потери местных бюджетов от отмены транспортного налога. Согласно предварительным оценкам, потенциальные потери в год достигают 150 млрд руб.

Второй вариант изменений – привязка к экологической составляющей транспортных средств. С подобной инициативой выступали представители Минпромторга, подчеркивая необходимость снижения выбросов. Кроме того, данная норма соответствует европейским тенденциям, направленным на использование наименее вредных типов двигателей.

Основным камнем преткновения, который препятствует реформе транспортного налога, остается состояние местных бюджетов.

Бюджетные проблемы

Суммарный долг региональных бюджетов достиг 2 трлн руб., что превращается в настоящую проблему для правительства. Уже 5 регионов не выполняют установленный норматив (сумма долга не должна превышать 50% дохода) и находятся на гране дефолта. Потеря 150 млрд поступлений приведет к дополнительным проблемам.

В результате чиновники заинтересованы в максимальном наполнении местных бюджетов, в том числе за счет пролонгации транспортного налога на 2018 год. Государственная казна также испытывает нелегкие времена, находясь в зависимости от колебаний цен на нефть.

Налоговая реформа, которая обсуждается в правительстве, не будет иметь серьезных последствий, предполагают эксперты. Власти не станут делать резких изменений до президентских выборов, намереваясь оттянуть наиболее болезненные преобразования.

Чиновники не планируют отменять транспортный налог как в 2018 году, так и в ближайшей перспективе. Несмотря на существенные недостатки, он обеспечивает около 150 млрд руб. поступлений в местные бюджеты. Слабым местом действующего налога остается принцип расчета, который подвергается критике со стороны экспертов и автолюбителей.

Итоговая сумма платежа зависит от мощности авто, что не отражает реальный характер использования. В качестве альтернативы чиновники рассматривают повышение акцизов или привязку к экологичности двигателей. Учитывая сложное финансовое положение регионов, экономический блок оттягивает запуск реформы.