Избежание налогообложения. Избежание уплаты налогов

Избежание налогообложения. Избежание уплаты налогов

Учитывая крайне нестабильное налоговое законодательство Украины, всё большее и большее количество собственников бизнеса задумываются о налоговом планировании своего предприятия или холдинга. Налоговое планирование – это процесс выбора наиболее оптимальной формы налогообложения и снижения налоговой нагрузки на бизнес при помощи тех или иных методов.

Методы налогового планирования для бизнеса

Методы или способы, при помощи которых реализуется налоговое планирование, условно можно разделить на:

  • оптимизацию налогов;
  • минимизацию налогов;
  • избежание налогов.

Основным принципом этих методов является то, что они не должны выходить за пределы правового поля, то есть их реализация осуществляется исключительно в рамках действующего законодательства.

Однако не все четко видят грань между оптимизацией налогообложения, минимизацией налогов, избежанием налогов и уклонением от уплаты налогов. Многие, реализуя налоговое планирование, ориентируются именно на избежание налогов, которое имеет очень тонкую грань с таким понятием как уклонение от уплаты налогов. А это, в свою очередь, достаточно часто приводит к проблемам с фискальными органами и в некоторых случаях заканчивается доначислениями, штрафами, а иногда и уголовными делами.

Следует отметить, что налоговое планирование широко используется во всем мире как крупными корпорациями, так и мелким бизнесом. В первую очередь налоговое планирование направлено не столько на уменьшение уплаты налогов, сколько на увеличение прибыли, которая остается у компании после уплаты налогов.

Оптимизация и минимизация налогов достигаются за счет:

  • эффективного использования возможностей, предоставленных налоговым законодательством (льготы по категориям субъектов хозяйствования, по видам хозяйственной деятельности, по видам товаров/услуг и т.д.) ;
  • корректировки определенных направлений хозяйственной деятельности (полная или частичная замена труда людей механизмами, что сокращает налоговую базу для уплаты социальных отчислений, договорная политика) ;
  • выбора методов ведения бухгалтерского учета;
  • использования иностранного элемента в хозяйственной деятельности и т.д.

Избежание налогов не стоит путать с уклонением от их уплаты. Грань между этими понятиями, как мы уже говорили, очень тонкая, и часто фискальные органы избежание уплаты налогов пытаются представить как уклонение со всеми вытекающими из этого последствиями.

Избежание уплаты налогов, как правило, строится на коллизиях в национальном и международном законодательстве. При этом налогоплательщик в полном объеме ведет бухгалтерскую и налоговую отчетность и предоставляет ее налоговому органу. То есть его действия не носят скрытый характер и не направлены на искажение какой-либо информации о хозяйственной деятельности или бухгалтерского учета. Именно это и отличает избежание уплаты налогов от уклонения от уплаты налогов.

Разновидности схем при оптимизации налогов

При осуществлении налогового планирования нередко встречается такое понятие как налоговая схема. Налоговой схемой называют основную концепцию определенного метода оптимизации налогов, его графическое изображение, описание элементов, которые позволяют выстроить и применить оптимальный налоговый режим.

Условно схемы делят на «белые», «серые» и «черные». К белым схемам относят оптимизацию и минимизацию налогов. К серым схемам ближе всего избежание налогов, поскольку оно формально соответствует нормам закона, однако вызывает сомнения у контролирующих и правоохранительных органов и требуют очень тщательного документального оформления (а иногда и отстаивания своего права в суде).

Черные схемы – это явно незаконные действия по минимизации базы налогообложения, которые могут существовать до первых проверок контролирующими органами (а иногда и меньше). Черные схем в краткосрочной перспективе создают видимость большой экономии, но последующая «плата» за использование таких схем, как показывает практика, получается гораздо выше, чем сэкономленное ранее.

Учитывая то, что тот или иной способ оптимизации налогообложения может нести налоговые риски, к этому вопросу необходимо относиться крайне серьезно и для его разрешения привлекать соответствующих специалистов.

Учебное пособие: Российское уголовное право

  • Экономика наркобизнеса как элемент мирового хозяйства
  • Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части
  • Контрольная работа: Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части

  • Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • Контрольная работа: Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

    Дипломная работа: Значение мотива и цели преступления в уголовном праве

    Реферат: Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

    Контрольная работа: Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах

    Избежание налогообложения

    Таким образом, государство вправе определять и устанавливать определённые категории льготников, к которым налоговое бремя не будет столь обременительно. Но далеко не каждый налогоплательщик стремится добросовестно выполнять свои налоговые обязательства перед государством, а скорее наоборот ищет всевозможные лазейки от ухода или избежания налогообложения. Если уклонение от уплаты налогов незаконно, то под термином избежание налогов понимается попытка использования всех преимуществ, содержащихся в положениях налогового законодательства, для сокращения, чьих либо налоговых обязательств.

    И в данной курсовой работе мы ставим перед собой цель рассмотрения некоторых из возможных способов избежания налогов.

    Надо сказать, что само налогообложение не имеет долгого достаточного применения на территории РМ, как государственного метода поступления в бюджетные фонды.

    С 1918 – 1940 введу того, что территория, на которой в настоящем времени находится РМ, находилась под юрисдикцией Румынии, то на данную территорию распространялись налоги действующие в самой Румынии.

    После 40-х, когда РМ вошла в СССР, был введен военный налог в связи с тем состоянии войны, в котором находился СССР. В самом СССР почти все налоги были упразднены, существовал только подоходный налог. В 60-х Хрущев, осуществляя политику развития социализма, и приближении к коммунизму отменил налог с заработной платы, и устранил все акцизы. Уже в 80-х государственный бюджет формировался на 80% за счет добровольных и безвозмездных поступлений от народных хозяйств, и только 5-8% составляли налоговые поступления. Под конец 80-х были повышены налоговые ставки с кооперативов. После приобретения Республикой независимости в 17 ноября 1992 года был принят закон «Об основах налоговой системы» и ряд других нормативных актов ставящие перед собой задачу регламентация налоговых отношений, и уже в 1997году был принят кодифицированный нормативный актах – «Налоговый Кодекс». Основная цель данного нормативного акта состояла в том, чтобы упорядочить источники, регламентировавшие отношения, возникающие в области налогообложения, но как мы видим, на сегодняшний день сам Налоговый Кодекс порождает конфликт с другими нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений – Бюджет на год.

    Из этого краткого исторического анализа наглядным образом видно, что сами налоговые традиции в нашем государстве не очень сильны. Если учесть хаос долгое время царящий в законодательстве; низкий авторитет контрольных органов; коррумпированность и высокие налоговые ставки (сводящие порой на нет всю прибыль налогоплательщика), привели к тому, что многие налогоплательщики перестали добросовестно уплачивать налоги. Некоторые стали избегать налогообложения противозаконными способами, другие пытались достичь той же цели только законными способами.

    Важно отметить, что мы занимаемся выяснением того, как избежать, а не уклониться от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов незаконно, в то время как попытка избежать налогов включает в себя использование всех преимуществ, содержащихся в положениях налогового законодательства, для сокращения чьих-либо налоговых обязательств.

    Избежание налогов – использование возможности всех лазеек в налоговой структуре (результат значительной эрозии налоговой базы) – быстро увеличилось в последние годы.

    Водораздел между избежанием налогов и уклонением от них, как мы уже отметили, не всегда легко определим. Большинство налоговых укрытий имело форму партнерства. К началу 90-х гг. стремление избежать уплаты налогов получило широкое распространение: большинство партнёрских компаний в стране показали большие совокупные убытки.

    В самом деле, существует рынок деятельности, направленный на изыскание лазеек в налоговом законодательстве, точно также как и рынки предметов широкого потребления. Спрос на такую деятельность зависит от того, сколько каждый сможет сберечь. Это в свою очередь зависит от нескольких факторов, наиболее важный из которых – предельная налоговая ставка. Поскольку граница между избежанием налогов и уклонением от них часто расплывчата, политика контрольных органов по проверке отчётности (и штрафы, наложенные на тех, кто использует запрещенные укрытие налогов) – другая важная составляющая спроса на укрытие налога. Предложение налоговых укрытий в свою очередь зависит от лазеек, встроенных в налоговое законодательство.

    Широкая популярность, полученная деятельностью по избежанию налогов, несомненно, способствовала созданию общественного мнения, что налоговая система не работала, а налоговые органы призванные контролировать поступление в государственный бюджет, не справляются с поставленной на них задачей. На самом деле обстоятельства сложились таким образом, что, определённые предприятия не уплачивая налоговые обязательства, непосредственно нарушают закон, а другие уменьшают налоговую ставку путём избежания налогов не выходя из рамок закона. Погоня за таким избежанием налогов представляет собой замкнутый путь, потому что как только контролирующие органы будут пресекать определенные пути обхода, то одновременно появятся другие. И эти факторы ещё раз подтверждают интересность данной темы.

    Если проанализировать информацию о взыскании налогов и других платежей на 1998 год, то на основании отчётов территориальных налоговых инспекций было установлено, что в течение первого полугодия 1998 года экономические агенты республики перечислили в бюджет налоги и другие платежи на сумму 1019,3 млн. леев, что составляет 59,9% от необходимой сумы взыскания. По сравнению с тем же периодом 1997 года взыскания в консолидированный бюджет уменьшились на 38,5 млн. леев.

    Из этого краткого исторического анализа наглядным образом видно, что сами налоговые традиции в нашем государстве не очень сильны. Если учесть хаос долгое время царящий в законодательстве; низкий авторитет контрольных органов; коррумпированность и высокие налоговые ставки (сводящие порой на нет всю прибыль налогоплательщика), привели к тому, что многие налогоплательщики перестали добросовестно уплачивать налоги. Некоторые стали избегать налогообложения противозаконными способами, другие пытались достичь той же цели только законными способами.

    Важно отметить, что мы занимаемся выяснением того, как избежать, а не уклониться от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов незаконно, в то время как попытка избежать налогов включает в себя использование всех преимуществ, содержащихся в положениях налогового законодательства, для сокращения чьих-либо налоговых обязательств.

    Избежание налогов - использование возможности всех лазеек в налоговой структуре (результат значительной эрозии налоговой базы) - быстро увеличилось в последние годы.

    Водораздел между избежанием налогов и уклонением от них, как мы уже отметили, не всегда легко определим. Большинство налоговых укрытий имело форму партнерства. К началу 90-х гг. стремление избежать уплаты налогов получило широкое распространение: большинство партнёрских компаний в стране показали большие совокупные убытки.

    В самом деле, существует рынок деятельности, направленный на изыскание лазеек в налоговом законодательстве, точно также как и рынки предметов широкого потребления. Спрос на такую деятельность зависит от того, сколько каждый сможет сберечь. Это в свою очередь зависит от нескольких факторов, наиболее важный из которых - предельная налоговая ставка. Поскольку граница между избежанием налогов и уклонением от них часто расплывчата, политика контрольных органов по проверке отчётности (и штрафы, наложенные на тех, кто использует запрещенные укрытие налогов) - другая важная составляющая спроса на укрытие налога. Предложение налоговых укрытий в свою очередь зависит от лазеек, встроенных в налоговое законодательство.

    Широкая популярность, полученная деятельностью по избежанию налогов, несомненно, способствовала созданию общественного мнения, что налоговая система не работала, а налоговые органы призванные контролировать поступление в государственный бюджет, не справляются с поставленной на них задачей. На самом деле обстоятельства сложились таким образом, что, определённые предприятия не уплачивая налоговые обязательства, непосредственно нарушают закон, а другие уменьшают налоговую ставку путём избежания налогов не выходя из рамок закона. Погоня за таким избежанием налогов представляет собой замкнутый путь, потому что как только контролирующие органы будут пресекать определенные пути обхода, то одновременно появятся другие. И эти факторы ещё раз подтверждают интересность данной темы.

    Если проанализировать информацию о взыскании налогов и других платежей на 1998 год, то на основании отчётов территориальных налоговых инспекций было установлено, что в течение первого полугодия 1998 года экономические агенты республики перечислили в бюджет налоги и другие платежи на сумму 1019,3 млн. леев, что составляет 59,9% от необходимой сумы взыскания. По сравнению с тем же периодом 1997 года взыскания в консолидированный бюджет уменьшились на 38,5 млн. леев.

    В течение первого полугодия 1998 года были осуществлены проверки по соблюдению налогового законодательства, правильного исчисления и своевременного перечисления в бюджет налогов и других платежей у 7914 юридических лиц и физических лиц из 275416, принятых на учёт. Нарушения налогового законодательства было выявлено у 4699 или 59,3% из числа тех, которые были подвергнуты контролю.

    В течение первого полугодия 1998 года налоговыми инспекциями было выявлены случаи нарушения налогового законодательства, в результате которых были выявлены случаи нарушения налогового законодательства, в результате которых были доначислены налоги и переменены финансовые санкции на сумму 99.3 млн. леев. Как свидетельствует источник "в процессе осуществления налоговых и специальных проверок инспектора анализируют финансовое положение экономических агентов - должников, выявляют причины невыполнения обязательств перед государством, принимают меры по улучшению положений расчёта с социальным фондом" . Только думается, что решения по разрешению проблем неплатежей в государственную казну нужно разрешать не на местном уровне, а путём обобщения практики такого рода прийти к принятию изменений в необходимые правовые акты, дабы способствовать поднятию уровня налоговых и других поступлений.

    На основании всего выше изложенного мы бы всё - таки хотели остановиться на проблеме избежания налогов путями, не противоречащими налоговому законодательству, потому как видно из статистики они занимают далеко не последнее место в уроне недополучений в государственный бюджет.

    Данная проблема актуальна и целесообразна на данный период как некогда, по той причине, что при исследовании налогового законодательства и при обнаружении лазеек и пробелов можно будет своевремменоо прореогироватиь, и устранить данные неточности в законодательстве. Это приведёт к более правомерному применению и пониманию норм регулирующих налоговые правоотношения.

    Легализация денежных средств.

    В последнее время со всей остротой на передний план выходит проблема нелегального капитала - проблема, имеющая экономические, социально - политические, а также правовые аспекты.

    За годы экономической реформы в РМ сформировался социальный слой владельцев мелкой, средней и крупной частной собственности. Между тем только часть собственности этих владельцев признана официально, учитывается и контролируется государством (далее - легальная частная собственность, или легальный капитал), находится под защитой, а в случае вовлечения в предпринимательскую деятельность лишь она подлежит обложению соответствующими налогами.

    Остальная часть собственности (далее - нелегальная частная собственность, или нелегальный капитал), существует вне поля зрения общества и государства, не контролируется государством и направлена на удовлетворение интересов владельцев указанной собственности.

    Капитал, изъятый из официального оборота, или перемещается в сферу теневого оборота, или прячется в закрома, или эмигрирует за границу. В первом случае он перестаёт приносить доход казне. Во втором - вдобавок сужает возможности общественного воспроизводства, а в случае эмиграции превращен в фактор, негативно влияющий на приток иностранных инвестиций в экономику РМ.

    Нелегальная частная собственность, или нелегальный капитал, находясь вне сферы действия закона, подвержен угрозам, как со стороны криминальных структур, так и со стороны государства.

    Этот процесс обусловлен рядом причин, но также следует подчеркнуть, что в переходные периоды в РМ произошла смена экономической, социальной и политической системы. То, что в недалёком прошлом имело негативный смысл или трактовалось государством как преступное деяние, ныне в ряде случаев интерпретируют как положительное и поощряют на самом высоком уровне. Это является результатом координально противоположной программой и сменой государственного строя как такового. Примерами в данном случае могут служить такие понятия, как "частная собственность", "валютные операции" и др. Так, теперь важнейшим показателем эффективности хозяйствования служит не выполнение народнохозяйственного плана любой ценой, а максимальная прибыль, наибольшая доходность, что представляется более приемлемым для развития, как экономической сферы, так и государства в целом. В тоже время социо - психологическое мышление, менталитет, правовое сознание населения (в том числе и государственных чиновников) не был готов к координальным изменениям, подтверждением тому может служить тот аргумент, что население вообще долгое время не знало, что такое налоговое бремя. По этой причине и государственные органы, ведя налоговую политику не учитывая интересы налогоплательщиков, и введу того, что наша республика находится в затяжном экономическом кризисе, установили несколько завышенные ставки налогов, что неизбежно привело к тому, что на практике налогоплательщик стал скрывать свои доходы.

    Уклонение от уплаты налогов - наиболее распространенный вид налоговых правонарушений. Правоприменительная практика разводит понятия «уклонение от уплаты налогов» и «избежание налогов».

    Уклонение от уплаты налогов может проявляться в различных формах: непредставление информации о доходах в налоговые органы, использование поддельных документов с целью сокрытия реальных доходов, незаконное применение предприятиями налоговых льгот, несвоевременные уплата или представление документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и др. При уклонении от уплаты налога налогоплательщик стремится уменьшить свои налоговые обязательства способами, запрещенными законом.

    В отличие от уклонения от уплаты налогов, избежание налогов - допустимые, законные попытки обхода налога, уменьшения (смягчения) налогового бремени за счет так называемого налогового планирования. Американский исследователь Дж. Ю. Стиглиц в своем капитальном труде «Экономика государственного сектора» определяет избежание налогов как «использование возможности всех лазеек в налоговой структуре в результате значительной эрозии налоговой базы>?°.

    В основе налогового планирования (или как его еще называют, налогового маневрирования) лежит комплексное применение предусмотренных действующим законодательством налоговых льгот, умелое использование всех пробелов и нечеткостей в законодательстве.

    Еще в 1935 году судья Дж. Сандерленд выразил принципиальную позицию Верховного Суда США: «Право налогоплательщиков избегать налогов...с использованием всех разрешенных законами средств никем не может быть оспорено». Заручившись поддержкой высшей судебной инстанции, предприниматели с помощью налоговых адвокатов и специалистов по нало-

    20 Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. Пер.с англ. М., 1997. с. 566.

    говому планированию стараются добиться максимального сокращения налоговых сумм, подлежащих уплате в казну.

    Когда желаемого результата не удается достичь в рамках налогового планирования, налогоплательщик преступает закон.

    Стремление налогоплательщика избавиться от налогового бремени легальным или нелегальным путем объясняется различными причинами экономического, политического и морального свойств. Так, чрезмерно высокие налоговые ставки могут «подтолкнуть» налогоплательщика к нарушению закона. Непомерный налоговый гнет создаст опасную в криминогенном отношении налоговую среду.

    Французский исследователь П.М. Годме отмечал, что законное или незаконное уклонение от налогов может происходить и по следующим соображениям:«. ..для многих граждан осознание налоговых обязанностей гораздо менее сильно, чем моральных. Для многих украсть у казны - не значит украсть..У2.

    Еще О. Модестин подчеркивал, что нельзя считать правонарушителем того, кто в сомнительных вопросах противостоит казне. «Таким образом, представляется, что имеет место известное ослабление моральных принципов, когда дело касается налоговых обязательств

    В этой связи интересно высказывание выдающегося шведского экономиста Г. Мюрдаля: «Шведская честность была гордостью для меня и моего поколения. Сейчас у меня возникло чувство, что из-за плохих законов мы стали народом ловкачей. Из всех несовершенств нашего законодательства для меня самое серьезное - это прямое приглашение к утаиванию доходов, подлежащих к обложению налогомР. Приглашение к утаиванию налогов привело к тому, что по оценке экспертов в Швеции не декларируется от 12 до 25% доходов.

    Контрольные вопросы для самопроверки

    IVДать"’отличия"‘утонения от налогов и избежания налогов.

    Годме П.М. Финансовое право. Пер. с франц.- М., 1978. с. 399-400.

    23 Свенссон Б. Экономическая преступность. Пер.с шведск. - М., 1987. с.78-79.

    Еще по теме 3.5. Уклонение от уплаты налогов и избежание налогов:

    1. 3. Уклонение от уплаты и обход налогов в рамках деятельности по минимизации налоговых платежей 3.1. Понятие уклонения и обхода налогов
    2. 8.5. Система мер противодействия уклонению от уплаты налогов
    3. 3.3. Теневая экономика н проблема уклонения от уплаты налогов
    4. Случай 3. Уклонение от уплаты налогов при помощи страховых схем.