Исполнение контрактов под ключ epc проекты. Ерс ерсм контракты. Откуда берется прибыль

Исполнение контрактов под ключ epc проекты. Ерс ерсм контракты. Откуда берется прибыль

Прочитал сегодня материал уважаемого Брекотина .

Как всегда, находятся граждане, которым строительство нового российского предприятия - как ножом по сердцу.

И стройка России не нужна, и инвестиции неправильные, и работники не те, и оборудование не то, и покупатели сволочи, все, вне всякого сомнения. Ну да Бог им судья. Судьба у них такая - критиканствовать, сидя в тёплой квартирке, не отрывая зад от продавленного дивана.

А для нормальных людей я предлагаю посмотреть: а что такое Ямал СПГ - на самом деле. Итак: смотрите, и радуйтесь за наших героических строителей и возможности российской промышленности.

Вся правда про «Ямал СПГ»

Меня опять потянуло на север, далеко-далеко, за Полярный круг, на полуостров Ямал в Сабетту, где реализуется один из самых масштабных проектов в нефтегазовой сфере за последние годы - «Ямал СПГ». Для понимания, в него уже инвестировано 22 млрд $ (всего планируется порядка 27 млрд $). Сам завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) будет работать на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, а его мощность составит 16,5 млн тонн в год. В мае прошлого года я уже был в этих краях http://zavodfoto.livejournal.com/4827701.html , тогда общая готовность по всему проекту составляла где-то 51,3 %, а готовность по первому этапу - 64,4%. Как же обстоят дела сегодня, я всё покажу и расскажу, благо компания ПАО «НОВАТЭК», акционер проекта, в этом деле весьма открыта и меня не боится:).

2. Испытал на мгновенье дежа-вю. В качестве спикера и в этот раз был уже знакомый мне Дмитрий Монаков, первый заместитель директора проекта.

3. И сразу к цифрам. На данный момент общая готовность по всему проекту составляет 77-78 %, а по первой очереди завода уже - 88 %. Вот так, собственно, и должна выглядеть первая очередь к концу года.

Южно-Тамбейское месторождение расположено на Северо-Востоке полуострова Ямал и относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Оно было открыто ещё в 1974 году. Месторождение состоит из 5 газовых пластов неглубокого залегания и 37 газоконденсатных пластов глубокого залегания. Глубина залежей варьируется от 900 до 2850 м. Размеры месторождения с юга на север где-то 70 км и с востока на запад - около 30-35 км. Всего на месторождении планируют пробурить 208 эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием на 19 кустовых площадках (для первой очереди уже пробурили необходимые 58 скважин, а всего на данный момент уже пробурено 78. При этом для второй очереди нужно всего 35 скважин, а для третей тоже порядка 35-38. Остальные должны будут поддерживать необходимый расход, для полноценной работы завода). Доказанные и вероятные запасы составляют порядка 1,3 трлн кубических метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия на разработку месторождения принадлежит компании «Ямал СПГ» и действительна до 2045 года. Этой ресурсной базы должно хватить, как минимум на 25-30 лет уверенной работы.

Завод «Ямал СПГ» будет состоять из трёх технологических линий сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая, т.е. общая мощность составит 16,5 млн тонн . Кроме этого производственный комплекс будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, а также другие общезаводские инженерные системы и факельные установки.

Весь завод будет построен из 360 модулей , из них технологических модулей будет 111 штук. Первый подобный модуль был доставлен на стройплощадку 21 сентября 2015 года. Это основное оборудование производится на 7 китайских и 3 индонезийских верфях. Общий вес СПГ-завода составляет 650 тыс. тонн, из них 150 тыс. тонн - это эстакады, и 500 тыс. тонн - сами технологические модули.

Осенью 2016 года все необходимые для первой очереди 78 модулей, включая центральную операторную, были доставлены в Сабетту. Тем не менее на территорию завода осталось ещё завезти 57 модулей (для второй и третей очереди), которые здесь появятся по плану до конца 2017 года.

8. В этот день здесь было под минус 30, а на высоте ещё очень сильный ветер, но разве это может остановить меня, влюбленного в нашу промышленность? Поэтому почти вслепую, так как все очки запотели и замёрзли, покоряю и покоряю все злачные высоты завода:-)

9. Да, ну за год и натворили тут делов, чего только не понастроили, молодцы, так держать, удивили однозначно!

11. Стесняться не стали, погуляли и внутри...

Начало производства СПГ на первой линии запланировано на 2017 год, при этом первые поставки сжиженного природного газа, отсюда, должны состоятся уже до конца текущего года.

16. Резервуары для хранения сжиженного газа, всего их тут четыре таких (4х160 000 м3). В условиях вечной мерзлоты каждый резервуар построен на основании из 948 свай, глубиной 24 метра каждая, рядом с каждой установлен термостабилизатор. В 2016 году все они были построены, и прошли необходимые гидроиспытания. На двух первых резервуарах установлены главные платформы насосного оборудования.

18. На один из резервуаров мы и поднялись. Их высота 54 метра. Кстати, в прошлом году я и внутри него был, а сейчас уже путь туда заказан.

20. Важной составляющей проекта является и собственная генерация. Здесь будет построена новая ГТЭС мощностью 376 МВт, тепловая составит - 160,0 МВт. Видите, справа виднеется оранжево-сине-белое здание с трубами, это она и есть. Первую газовую турбину, мощностью 47 МВт должны запустить уже весной этого года. Тем самым она создаст энергетический фундамент, для запуска первой очереди завода. Не секрет, что к энергетике я неравнодушен, поэтому про неё напишу отдельный пост.

Что касается производственного процесса, вкратце его можно описать следующим образом. От скважин газ транспортируется к заводу, по системе трубопроводов. Они здесь надземные. Попадая на территорию СПГ завода, газ слегка подготавливают, чтобы процесс сжижения происходил наилучшим образом. Для этого из газа отделяют конденсат (это жидкие фракции, которые при давлении в пласте в газе просто растворены и находятся в состоянии, как пар), метанол (используется для добычи, типа смазки) и другие ненужные примеси. Кстати, конденсат тоже остаётся при деле, он по системе трубопроводов идёт в специальные резервуары (здесь для этого предусмотрены 3 ёмкости по 50 000 м3) и когда приходит специальный танкер, его отгружают тоже, потребителям. Чистый (подготовленный) идеально сухой газ, поступает на сжижение и далее на хранение, в резервуары. Кроме этого, чтобы получить качественный конечный продукт, убирается выделившийся в процессе очистки углекислый газ и ртуть.

13 ноября 2016 года в Саббету были доставлены криогенные теплообменники, для второй и третьей очереди завода, а вот для первой линии подобный теплообменник уже установлен на нужном месте. Главный криогенный теплообменик считается "сердцем" завода СПГ, ведь именно внутри него и осуществляется окончательное охлаждение природного газа, до жидкого состояния. Сам теплообменник изготовлен из аллюминевого сплава и состоит из нескольких трубных пучков, навитых на центральный сердечник. Общая длина трубок превышает 43 км.

35. Сейчас на стройке работает около 27 500 человек.

40. Следующая наша остановка - это морской арктический порт, который также входит в общую инфраструктуру завода. Про него я тоже уже писал в прошлый раз: http://zavodfoto.livejournal.com/4838728.html

41. Между прочим, благодаря Ямал СПГ, грузопоток по Северному Морскому Пути увеличился вдвое. А всего в морской порт Сабетта с 2012 года уже было доставлено более 10 млн. тонн грузов.

Тут вы указали, у кого были закуплены оборудование для завода СЖИЖЕНИЯ ГАЗА

но почему-то не указали не одного отечественного производителя, тогда как их не менее 65 видимо рука не поднимается, когда как выше я на вскидку сразу 5 вам привел, и это только малая их часть

Кратко отписали о них в последнем абзаце нивелировали так сказать

Между тем, хорошо такой вопрос, вот вы пишите, государство потратило деньги на порт, технологии иностранные

В порту там какие материалы, компания МРТС подрядчик — Архангельск, трубы для укрепления берега, инертные материалы, бетон

Для судов навигация, различное оборудование портовая инфраструктура, отечественного производства

Затем вы пишите завод на иностранные (читай западные) инвестиции, во первых половина не иностранные, российские, и вторая китайские, где тут запад, читай америка и ее сателиты

Во вторых завод как раз отдельный проект, для чего он нужен, построен как раз на деньги инвесторов, какой процесс там реализован, технология сжижения правильно,

То есть всего лишь определенная технология сжижения газа

И где же тут тогда зависимость, зависимость от чего

разведываем ресурсы сами, добываем сами, ну да это же по вашему не сложно

Линии на завод проложили оборудование на линиях установили чтобы газ по ним шел на завод для подготовки к отправки, храним и подготавливаем для сжижения сами

Причем даже резервуары для хранения «делаем» все сами, всего их там 7, 4 одного типа и 3 другого, а еще есть различный вспомогательные резервуары для производственных процессов

Вот только взяли технологии для изменения состояния добытого продукта, это физический процесс, преобразования вещества, из одного состояния, например как из газообразного в жидкое, и вы уже подняли что запад де пришел тут у нас ресурсы продает нашими руками

Вы же не стесняетесь в магазине покупать продукты, и дома класть их в холодильник, произведенный по иностранной технологии, но необязательно там откуда родом марка, например liebherr

В холодильнике причем продукты отечественного производства

У которого есть заводы и в России в том числе

В Морице (Болгария) с 2000 года выпускают холодильные и морозильные установки, производя около 750 тысяч единиц техники в год.

В Нижнем Новгороде работает производство строительной и авиационной техники «Либхер». Холодильники «Либхер» в России концерн не выпускает. В мае 2010 года Liebherr открыл в Одинцовском районе Московской области ремонтно-складской комплекс «Либхерр-Русланд» — именно здесь находится основной склад морозильников и холодильников «Либхер», а также комплектующих для их ремонта.

но также имеет представительства Республика Саха (Якутия), Мирнинский р-н, Мирный и Красноярский край, городской округ Норильск, Норильск, те в тех областях РФ, где считает важным свое присутствие в сегменте спецтехника и спецавтомобили, дорожно-строительная техника

Правда тут на площадке их техники практически не видно, какое расстройство для этой компании, в каком-то проекте их техника востребована где-то нет, решает заказчик и исполнитель работ в данном случае, но не государство

ну и при этом, когда на рынке теже холодильники, почти такие же, ну с парой отличий, отечественного производства также есть, что в этом такого

При этом каждый сам решает для себя какие для него лучше, недостатки есть как у отечественных так и у иностранных у всех свои

Покупатель сам выбирает, благо есть интернет и все давно там о каждом товаре продукте услуге написано, что та или иная компания представляет из себя

Так в чем проблема, зазорно за заемные тобой деньги получить выбранный тобой продукт или что я не понимаю

тут тогда из-за чего такой шум подняли?

как например по сжижению, тут были на сайте статьи, да и вот

Газпром заказал разработку технологии сжижения газа

«Газпром» хочет получить собственную технологию крупнотоннажного сжижения газа. В 2017 г. компания заключила контракт с предприятием «Криогенмаш» (входит в холдинг «Объединенные машиностроительные заводы», ОМЗ) на разработку технологии производства до 100 т сжиженного газа (СПГ) в час (около 0,87 млн т в год), а также создание и испытание опытной установки, сообщается в корпоративном журнале «Газпром». Вместе с «Криогенмашем» над проектом будут работать «Гипрокислород» (входит ОМЗ), «Газпром ВНИИГаз» и Группа ГМС, сообщает издание. На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы инженерам отведено три года. Предполагается, что опытно-промышленная эксплуатация первой установки начнeтся уже в 2020 г. Стоимость контракта представитель «Газпрома» комментировать отказался.

Тестирование нового оборудования будет проводиться на одной из действующих промышленных площадок «Газпрома» или одного из его дочерних предприятий, сообщил «Ведомостям» представитель ОМЗ. В качестве варианта рассматривается индустриальный парк «Чистополь» в Татарстане. Для испытаний планируется установить линию сжижения уменьшенной производительности — около 10 т в час (до 87 000 т в год).

Опыта применения отечественных технологий для крупнотоннажного (от 1 млн т в год и более) сжижения газа в России пока нет. Разработки опытного завода ВНИИГаза образца 70-80-х гг. прошлого столетия позволяют строить лишь небольшие СПГ-заводы мощностью не более 50 000 т в год, производство которых полностью ориентировано на локальный рынок. На больших проектах — две очереди СПГ-завода проекта «Сахалин-2» (в общей сложности 9,6 млн т в год) или «Ямал СПГ» (три линии по 5,5 млн т в год каждая) — используются технологии Shell и американской APCI соответственно. Установки сжижения, разработанные для «Газпрома», будут локализованными полностью, сообщает журнал компании. До 80% основного технологического оборудования «Криогенмаш» может произвести сам.

Среди целевых показателей развития газовой отрасли России к 2035 г. предусмотрено увеличение производства СПГ в России в 3-8 раз, говорил заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов. Заложенный в программу прогноз — 81 млн т в год (в 2016 г. было 10,9 млн т).

Если в России будет построена установка по сжижению газа единичной мощностью почти 0,9 млн т в год и с преобладающей долей отечественного оборудования, это станет большим успехом, считает аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко: «На базе таких установок можно создавать крупные СПГ-заводы, ориентированные на экспорт. Строится несколько линий — такие решения существуют в том числе в США». Теоретически на нескольких среднетоннажных линиях можно получить такую же производительность, как на одной большой, но экономика такого проекта гораздо хуже, отмечает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. «С другой стороны, санкции никто не отменял. Их скорее расширяют в последнее время. Тем временем более 90% крупнотоннажных СПГ-заводов в мире работает на американских технологиях. Пока их передача российским компаниям под санкции не подпадает, но разработку своих откладывать тоже не стоит», — считает Белова.

«Мы убеждены, что после того, как технология будет апробирована и докажет свою конкурентоспособность и экономическую эффективность, она имеет все шансы быть востребованной как в России, так и за рубежом», — цитирует генерального директора ОМЗ Михаила Смирнова журнал «Газпром». Такие линии по сжижению могут конкурировать и на международном рынке, соглашается Собко.

и раньше я вам приводил примеры, что вы все просто проигнорировали доводы

Сейчас принято решение: конструкцию меняем, и линии сжижения будут на гравитационных платформах. Эти платформы, сами линии сжижения будут создаваться в нормальных заводских условиях. Первую очередь Кольской верфи планируем запустить в 2019 г. Очень важно, что создан новый российский инжиниринговый центр в НИПИГАЗ (один из лучших наших институтов).

«Арктик СПГ-2″ предусматривает сборку линий по производству сжиженного природного газа на железобетонных платформах гравитационного типа на мощностях Кольской верфи в Мурманской области, где будет создано серийное производство линий по сжижению газа, что позволит существенно снизить стоимость арктического СПГ.

значит институты кто занимается этим есть, технологии тоже есть

и даже планируется их использовать уже на следующем проекте

и даже там жирным выделил для вас, но все равно как об стену горох

так о чем тогда крики, я не пойму, вы игнорируете все мои доводы

ПС и это только СПГ, а сколько линий у одного только Новатэк еще на других месторождениях, которые уже работают, см ниже отдельным коментарием

А меня опять потянуло на север, далеко-далеко, за Полярный круг на полуостров Ямал в Сабетту, где реализуется один из самых масштабных проектов в нефтегазовой сфере за последние годы - «Ямал СПГ». Для понимания, в него уже инвестировано 22 млрд $ (всего планируется порядка 27 млрд $). Сам завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) будет работать на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, а его мощность составит 16,5 млн тонн в год. В мае прошлого года я уже был в этих краях , тогда общая готовность по всему проекту составляла где-то 51,3 %, а готовность по первому этапу - 64,4%. Как же обстоят дела сегодня, я всё покажу и расскажу, благо компания ПАО «НОВАТЭК», акционер проекта, в этом деле весьма открыта и меня не боится:).


2. Испытал на мгновенье дежавю. В качестве спикера и в этот раз был уже знакомый мне Дмитрий Монаков, первый заместитель директора проекта.

3. И сразу к цифрам. На данный момент общая готовность по всему проекту составляет 77-78 %, а по первой очереди завода уже - 88 %. Вот так, собственно, и должна выглядеть первая очередь к концу года.

Южно-Тамбейское месторождение расположено на Северо-Востоке полуострова Ямал и относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Оно было открыто ещё в 1974 году. Месторождение состоит из 5 газовых пластов неглубокого залегания и 37 газоконденсатных пластов глубокого залегания. Глубина залежей варьируется от 900 до 2850 м. Размеры месторождения с юга на север где-то 70 км и с востока на запад - около 30-35 км. Всего на месторождении планируют пробурить 208 эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием на 19 кустовых площадках (для первой очереди уже пробурили необходимые 58 скважин, а всего на данный момент уже пробурено 78. При этом для второй очереди нужно всего 35 скважин, а для третей тоже порядка 35-38. Остальные должны будут поддерживать необходимый расход для полноценной работы завода). Доказанные и вероятные запасы составляют порядка 1,3 трлн кубических метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия на разработку месторождения принадлежит компании «Ямал СПГ» и действительна до 2045 года. Этой ресурсной базы должно хватить, как минимум на 25-30 лет уверенной работы.

Завод «Ямал СПГ» будет состоять из трёх технологических линий сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая, т.е. общая мощность составит 16,5 млн тонн. Кроме этого производственный комплекс будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, а также другие общезаводские инженерные системы и факельные установки.

Весь завод будет построен из 360 модулей, из них технологических модулей будет 111 штук. Первый подобный модуль был доставлен на стройплощадку 21 сентября 2015 года. Это основное оборудование производится на 7 китайских и 3 индонезийских верфях. Общий вес СПГ-завода составляет 650 тыс. тонн, из них 150 тыс. тонн - это эстакады, и 500 тыс. тонн - сами технологические модули.

Осенью 2016 года все необходимые для первой очереди 78 модулей, включая центральную операторную, были доставлены в Сабетту. Тем не менее на территорию завода осталось ещё зависти 57 модулей (для второй и третей очереди), которые здесь появятся по плану до конца 2017 года.

8. В этот день здесь было под минус 30, а на высоте ещё очень сильный ветер, но разве это может остановить меня, влюбленного в нашу промышленность? Поэтому почти вслепую, так как все очки запотели, покоряю и покоряю все злачные высоты завода:-)

9. Да, ну за год и натворили тут делов, чего только не понастроили, молодцы, так держать, удивили одназначно!

11. Стесняться не стали, погуляли и внутри...

Начало производства СПГ на первой линии запланировано на 2017 год, при этом первые поставки сжиженного природного газа отсюда должны состоятся уже до конца текущего года.

16. Резервуары для хранения сжиженного газа, всего их тут четыре таких (4х160 000 м3). В условиях вечной мерзлоты каждый резервуар построен на основании из 948 свай глубиной 24 метра каждая, рядом с каждой установлен термостабилизатор. В 2016 году все они были построены и прошли необходимые гидроиспытания. На двух первых резервуарах установлены главные платформы насосного оборудования.

18. На один из резервуаров мы и поднялись. Их высота 54 метра. Кстати, в прошлом году я и внутри него был, а сейчас уже туда путь заказан.

20. Важной составляющей проекта является и собственная генерация. Здесь будет построена новая ГТЭС мощностью 376 МВт, тепловая составит - 160,0 МВт. Видите, справа виднеется оранжево-сине-белое здание с трубами, это она и есть. Первую газовую турбину, мощностью 47 МВт должны запустить уже весной этого года. Тем самым она создаст энергетический фундамент для запуска первой очереди завода. Не секрет, что к энергетике я неравнодушен, поэтому про неё напишу отдельный пост.

Что касается производственного процесса вкратце его можно описать следующим образом. От скважин газ транспортируется к заводу по системе трубопроводов. Они здесь надземные. Попадая на территорию СПГ завода, газ слегка подготавливают, чтобы процесс сжижения происходил наилучшим образом. Для этого из газа отделяют конденсат (это жидкие фракции, которые при давлении в пласте в газе просто растворены и находятся в состоянии, как пар), метанол (используется для добычи, типа смазки) и другие ненужные примеси. Кстати, конденсат тоже остаётся при деле, он по системе трубопроводов идёт в специальные резервуары (здесь для этого предусмотрены 3 ёмкости по 50 000 м3) и когда приходит специальный танкер, его отгружают тоже потребителям. Чистый (подготовленный) идеально сухой газ поступает на сжижение и далее на хранение в резервуары. Кроме этого, чтобы получить качественный конечный продукт, убирается выделившийся в процессе очистки углекислый газ и ртуть.

13 ноября 2016 года в Саббету были доставлены криогенные теплообменники для второй и третьей очереди завода, а вот для первой линии подобный теплообменник уже установлен на нужном месте. Главный криогенный теплообменик считается "сердцем" завода СПГ, ведь именно внутри него и осуществляется окончательное охлаждение природного газа до жидкого состояния. Сам теплообменник изготовлен из алюминевого сплава и состоит из нескольких трубных пучков, навитых на центральный сердечник. Общая длина трубок превышает 43 км.

35. Сейчас на стройке работает около 27 500 человек.

41. Между прочим, благодаря Ямал СПГ, грузопоток по Северному Морскому Пути увеличился вдвое. А всего в морской порт Сабетта с 2012 года уже было доставлено более 10 млн. тонн грузов.

44. На данный момент полностью закончено строительство объектов подготовительного периода, необходимых для завоза модулей завода СПГ. Построено шесть грузовых причалов и активно продолжается строительство причалов для отгрузки СПГ и газового конденсата.

Дмитрий Лекух

"Новатэк" приступил к строительству четвертой очереди завода по сжижению природного газа "Ямал СПГ ".

Четвертая производственная линия будет куда менее масштабной, чем предыдущие три. Производительность четвертой линии составит порядка девятисот, максимум 950 тысяч тонн сжиженного природного газа в год. Для сравнения - плановая мощность первой линии составляет пять с половиной миллионов тонн.

Тем не менее запуск строительства новой линии для отрасли имеет большое значение.

И вот почему.

Ранее ключевое оборудование для сжижения газа стоимостью 1,6 миллиарда долларов поставляли нам китайские товарищи . Проектированием, поставкой оборудования, материалов и комплектующих, строительством и вводом в эксплуатацию занималось предприятие Yamgaz SNC - консорциум французской Technip и японской JGC Corp. Турбокомпрессорное оборудование поставляла американская General Electric. Очищали природный газ по лицензии химического концерна BASF, хранилища СПГ строили французы из Vinci, а интегрированными системами управления и безопасности (ICSS) занималась японская Yokogawa Electric.

Своих технологий подобного уровня у российских предприятий на тот момент просто банально не было.

Причина: наша страна в целом и флагманское предприятие отрасли "Газпром" в частности исторически развивали прежде всего трубопроводное направление. СПГ же в российской газовой отрасли был скорее вспомогательной задачей. Целью ставилась скорее интеграция в сбытовые сети на традиционных рынках (впрочем, рынки оказались отнюдь не открытыми).

К середине нулевых стало ясно, что нужно разрабатывать Южно-Тамбейское месторождение и строить монструозный завод по сжижению в ямальской Сабетте . В России поняли, что начинается новый глобальный передел мировых энергетических рынков. И упускать такое стратегически перспективное направление, как СПГ, наша страна, естественно, просто не имела права.

И "Новатэк", просто скупавший лучшее оборудование и лучшие на тот момент технологии, был абсолютно прав. И мы должны быть абсолютно признательны и нашим японским, и нашим китайским, и нашим французским партнерам.

Но сейчас изменились времена и поменялись тренды.

И четвертая линия будет полностью реализована уже на основании разработанной компанией "Новатэк" собственной технологии сжижения "Арктический каскад". Как заявил глава компании Л. Михельсон, поставки для нее будут полностью от российских производителей.

По сути, эта линия пилотная. И после обкатки на ней основная часть оборудования для второго завода компании по сжижению природного газа - "Арктик СПГ-2 ", вполне сравнимого по объемам с "Ямал СПГ", - будет локализована в России уже к 2020 году.

По сути, мы присутствуем при очень важном для российского народного хозяйства эксперименте, который бизнес не имеет никакого права провалить.

Если же говорить вообще, то произошедшую в Нижнем Новгороде встречу с участием "Новатэка", "Росатома" и крупнейших поставщиков оборудования заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков отнюдь не случайно назвал "первое рабочее совещание по импортозамещению в производстве СПГ".

Речь идет о гигантских объемах и, соответственно, гигантских деньгах. Доля России на рынках СПГ должна быть по определению не меньше, чем доля России в мировых запасах природного газа, а это только по разведанным объемам порядка 23 процентов.

И по мнению руководителя еще одного важнейшего "заинтересанта" в импортозамещении, главы "Атомэнергомаша" (машиностроительный дивизион "Росатома") Андрея Никипелова, общий объем инвестиций российских компаний в оборудование для производства СПГ до 2030 года оценивается приблизительно в 80-100 миллиардов долларов.

Для сравнения: соседняя Украина сейчас истерически мечется, понимая, что ей в ближайшие несколько лет необходимо отдать цифру в четыре-пять раз меньшую, примерно 20 миллиардов долларов. И она кажется ей совершенно космической, и Украина даже теоретически не понимает, где эти деньги взять.

У российской газовой отрасли такие деньги есть, и она готова платить.

И выбор тут не "платить или не платить" (это просто производственная необходимость для завоевания мировых энергетических рынков), а "платить за что": либо инвестируя в собственную промышленность, либо закупаясь за рубежом.

Но полагаться на второй вариант страна сейчас не может.

Проект «Ямал СПГ»: значимое событие последних лет, сравнимое по своим масштабам и перспективам, разве что, с освоением полвека назад Западной Сибири

 

Справочная информация:

  • Название: Завод по сжижению газа «Ямал СПГ».
  • Назначение объекта: производство сжиженного природного газа.
  • Начало строительства: 2012 год.
  • Завершение: 2019 год.
  • Стоимость объекта: 27 млрд долларов.
  • Кто строит (основной генподрядчик/бенефициар): ПАО «НОВАТЭК»/Л. Михельсон.

Вахтовый поселок за Полярным Кругом под названием Сабетта, что на берегу полуострова Ямал, - далеко не курорт. И хоть самолеты сюда летают довольно часто, и сам аэропорт получше будет, чем во многих крупных городах России, билетов не купить. Сюда едут на работу, вахту. Только КамАЗ может спокойно проехать от воздушной гавани до поселка, где живут рабочие завода по сжижению газа «Ямал СПГ», что рядом с поселком Сабетта, а огромный факел, что рядом с заводом, сегодня считается местной достопримечательностью. От его мощи тает в округе снег, а вой пламени просто оглушает.

Всего лишь несколько лет тому назад Сабетта стала частью Северного морского пути. Морской порт здесь был построен в рамках государственно-частного партнерства. Атомные ледоколы Росатомфлота позволяют обслуживать морской путь в зоне Крайнего Севера. А это позволяет осуществлять круглый год доставку грузов в порт круглогодично. В зимнее время используется ледокольная проводка. Этот порт — одна из важнейших опорных точек Северного морского пути, кратчайшего маршрута, соединяющего Европу и Азию. Ему суждено стать основной базой для разработки ямальских месторождений и обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Рис. 1. Интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа
Источник: сайт lightproduction.ru

Промежуточные итоги

Но в начале декабря 2017 года об этом маленьком поселке писали практически все информационные агентства. Именно сюда прибыл президент РФ с высокими гостями, среди которых:

  • Халид аль Фалих, министр энергетики Саудовской Аравии;
  • Патрик Пуянне, президент, председатель совета директоров энергетической компании Total;
  • Ван Яньчжи, главный управляющий Фонда «Шелковый путь»;

    «Шелковый путь» дотянулся до самого севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно. И Северный морской путь сделаем шелковым» (В. Путин).

  • Saudi Aramco, шеф-директор мощнейшей национальной Саудовской нефтяной компании.

Высокие гости приглашены присутствовать на церемонии загрузки танкера «Кристоф де Маржери» - первого в мире торгового судна, совершившего переход в эти места без ледокольной проводки.

«Без участия и доверия иностранных партнеров этот проект не состоялся бы. Да и сам он назван именем нашего друга де Маржери (погибший в октябре 2014 президент Total). Очень жаль, что сегодня его нет с нами» (В. Путин).

В этот день с «Ямал СПГ» на танкер была отгружена первая партия сжиженного газа. В проект верили далеко не все. Но нашлись люди, которые не побоялись рискнуть и доказали всему миру, что риск этот был обоснованным.

Многочисленная делегация посетила «Ямал СПГ» - завод мирового класса, первое предприятие подобного уровня, построенное в Арктике. В его строительстве участвует 15 стран и сотни отечественных предприятий. Эта стройка обойдется в 27 млрд долларов.

Ни для кого не секрет, что стратегические нефтяные и газовые российские компании подвергнуты санкциям. Но даже включение в западные санкционные списки не стало препятствием для основного акционера ПАО «Новатэк» в привлечении внешнего финансирования. Первая очередь проекта была выполнена в установленные сроки, и это в таких жестких условиях. Более того, и это ценно особенно, первоначальная сметная стоимость не превышена.

Но это было лишь начало.

Проект «Ямал СПГ»

Реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения газа, доказанные и вероятные запасы которого оцениваются в объеме 1,3 трлн куб. метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия компании «Ямал СПГ» на разработку месторождения действует до 2045 года. Располагать такой ресурсной базой - значит, иметь гарантию уверенной работы как минимум на 25-30 лет.

«На строительстве завода работу получат около 14 тыс. человек, а после его завершения в 2018 году на предприятии будет создана 1 тысяча 400 рабочих мест» (Игорь Холманских, полномочный представитель Президента РФ в УрФО).

Предусматривает производство 16,5 млн тонн СПГ в год и до 1,2 млн тонн газового конденсата. Поставки готового продукта планируются на рынки Европы и преимущественно странам Азиатско-Тихоокеанского региона, для российского газа новые.

Рис. 2. Завод «Ямал СПГ»
Источник: сайт geostarspb.ru

Построен весь завод будет из 360 модулей, из них технологических - 111. Оборудование это производится на семи китайских и трех индонезийских верфях.

Пуск первой линии состоялся в декабре 2017 года, когда был отгружен первого танкера с СПГ. На данный момент с первой очереди завода отгружено два миллиона тонн СПГ.

«Ямал СПГ» отгрузил второй миллион тонн СПГ с первой очереди завода. Поставки газа осуществляются с декабря прошлого года арктическими газовозами класса Arc-7 вместимостью около 74 тысяч тонн. Двухмиллионная тонна была отгружена в 27 партии. С апреля 2018 года начались поставки СПГ по долгосрочным контрактам, в рамках которых уже отгружено 4 партии. В апреле также выполнен первый розжиг газовых турбин компрессоров второй очереди завода мощностью 5,5 млн тонн, что является одним из важнейших этапов подготовки очереди к запуску» (сообщение компании 7 мая 2018).

В рамках проекта предусмотрено построить необходимую транспортную и социальную инфраструктуру с целью обеспечения эффективной и безопасной работы проекта.

Предстоит запуск второй (в 2018 г.) и третьей (в 2019 г.) очереди. Суммарный объем вложений на все I-III очереди комплекса составляет 27 млрд долларов.

«Думаю, что вторая линия будет введена месяца на три раньше [плана] и на 6-9 месяцев раньше будет введена третья линия» (Леонид Михельсон , председатель правления «НОВАТЭК»).

Как начиналось ОАО «Ямал СПГ»

Разведанные на Ямале и прилегающих к нему территориях запасы газа выводят этот регион на лидирующие позиции в России. Сегодня на Ямале находится более 20% российского газа, так что быть местным месторождениям основной территорией по добыче «голубого» топлива .

Акционерное общество было создано более десяти лет назад. Его акционерами стали «Новатэк» с 60% акций, Total - с 20% и CNPC - тоже с 20% акций. Недавно к акционерам присоединился Фонд «Шелковый путь», после того «Новатэк» продал ему 9,9% акций, сохранив у себя контрольный пакет.

В 2012 году развернулось основное строительство. Подход к нему был реализован комплексный. Первые вахтовики в Сабетта, тогда еще крохотном и никому не известном поселении ненцев, появились в 1980 г. Но только с освоением широкомасштабного проекта поселок получил развитие, а теперь и мировую славу.

Началось строительство морского порта, завода по сжижению газа, современного аэропорта Сабетта и самого поселка Сабетта, численность населения в котором возросла до 20 000 человек.

На завод газ поступает из скважин по трубам, проложенным над землей. Там из него отделяется газовый конденсат, метанол и прочие посторонние фракции. Полученный в результате очистки идеально сухой газ направляется на сжижение, а оттуда по трубам в резервуары хранилища. Их четыре, каждое по 160 тысяч куб. метров. Они построены в 2016 году в условиях вечной мерзлоты. В основании каждого по 948 свай, 24 метра глубиной каждая. Они прошли все необходимые гидроиспытания.

  • Морской порт компании "Ямал СПГ".

    Морской порт Сабетта выстроен специально для отгрузки сжиженного газа. Порт компании "Ямал СПГ" стал воротами в Арктику и ключевым звеном в строительстве завода. Причем, через него по Северному морскому пути будет транспортироваться не только сжиженный природный газ, но и другие грузы.