Государственный кадастровый учет объектов недвижимости. Новые правила постановки на кадастровый учет недвижимости и земельных участков

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости. Новые правила постановки на кадастровый учет недвижимости и земельных участков

С 1 января 2017 года вступают в действие новые положения закона о земельном кадастре. Собственникам земельных участков необходимо пройти регистрацию в ЕГРП. Кроме того, продолжится поэтапный переход на применение кадастровой оценки земли, что приведет к дальнейшему повышению налоговой нагрузки.

Закон о земельном кадастре: нововведения с 1 января 2017 года

До конца 2016 года собственники земельных участков должны зарегистрироваться в ЕГРП, что зафиксировано в законе №251-ФЗ. В противном случае наделы перейдут в муниципальную собственность, что чревато различными проблемами. В рамках нового закона, земельный надел будет снят с кадастрового учета, если в течение пяти лет после постановки на учет участок не был внесен в ЕГРП.

Нововведения станут проблемой для рядовых дачников, которые не успели пройти процедуру регистрации. При этом «бывший» собственник земли не узнает, о переходе земельного участка муниципальным властям, поскольку для суда данный надел является «бесхозным». Не спасет ситуацию даже наличие постройки на участке, если надел не поставлен на учет в ЕГРП.

В рамках принятых изменений, собственникам участков придется сделать межевание, в противном случае будет ограничено право на продажу, передачу в наследство и т.д. Данная норма вступает в силу с 2018 года. Помимо учета в ЕГРП, проблемным вопросом является переход на применение кадастровой оценки участков.

Сомнительная стоимость

Со следующего года при расчете земельного налога будет применяться кадастровая оценка участка. Если ставка налога останется без существенных изменений (0,1-2%), то стоимость участков вырастет в разы, что станет настоящей проблемой для рядовых налогоплательщиков.

Утвержденные изменения предполагают исключительное право государства осуществлять оценку участка, которая будет отображаться в кадастре с 2017 года. На данный момент определить кадастровую стоимость могут представители специализированных частных компаний. В результате появится государственная монополия, что приведет к негативным последствиям и возможным манипуляциям, считают эксперты. По сути, региональные власти будут сами проводить оценку и утверждать ее результаты.

Кроме того, появится необходимость в дополнительном штате чиновников, которые будут проводить оценку в специализированных государственных учреждениях – ГБУ. Данное намерение властей явно контрастирует со стремлением экономить государственные расходы, что стало необходимостью после начала кризиса.

Еще один проблемный момент – определение кадастровой стоимости. В некоторых ситуациях кадастровая оценка участка существенно превышает его рыночную стоимость, что вынуждает граждан обращаться в суд для защиты своих интересов. В результате чиновники разработали новую методику определения стоимости, которая поможет решить существующие проблемы. Данный процесс будет унифицирован и стандартизирован, что нивелирует влияние ситуативных факторов. Эксперты подчеркивают, что достоверное определение стоимости участка зависит от полноты информации, которой владеет оценщик.

Борьба за свои интересы

Среди положительных моментов изменений, которые вступают в силу в следующем году, можно отметить усовершенствование механизма, который поможет уточнить кадастровую стоимость участка. Собственники смогут инициировать внесение уточнений в кадастровую оценку, с учетом текущей динамики рынка земли. Таким образом граждане получат дополнительные возможности для снижения расходов на оплату налогов.

На данный момент граждане вынуждены обращаться в суд в следующих ситуациях:

  1. Утвержденная кадастровая оценка превышает рыночную стоимость.
  2. Некорректные данные, которые применяются для проведения оценки.

Действующая судебная практика подтверждает, что более половины граждан, которые отстаивают свои интересы в суде, добиваются пересмотра кадастровой стоимости. В результате удается существенно снизить рассчитанную сумму налога, который подлежит уплате в бюджет.

Экономические реалии

Изменения в кадастровом учете, вступающие в действие с 1 января 2017 года, связаны с экономическими реалиями. Власти стремятся увеличить бюджетные поступления, для чего необходимо перейти на применение рыночной стоимости земли.

Ранее собственники участков могли оперировать инвентаризационной оценкой, которая была существенно ниже реальной стоимости земельного надела. Дополнительные налоговые платежи помогут стабилизировать дефицит бюджета, который в нынешних условиях является главной проблемой чиновников.

Однако эксперты отмечают, что предложенная реформа не приведет к экономии государственных расходов. Создание ГБУ потребует увеличить штат чиновников, что в свою очередь увеличит затраты бюджета.

С 2017 года вступает в действие ряд изменений в части кадастрового учета. Собственники земельных наделов должны будут поставить на учет свои участки в ЕГРП, в противном случае земля перейдет в муниципальную собственность.

Кроме того, расчет налога будет производиться на основании кадастровой оценки земельных участков.

С наступлением 2017 года введены в действие нормы Закона № 218-ФЗ, касающиеся существенных изменений в государственной регистрации недвижимости. Кадастровый учет и регистрация прав на нее теперь объединились в одну систему. Отмечено, что эта мера должна сделать процесс постановки на кадастровый учет проще и быстрее. Расскажем, как теперь это осуществляется, и уточним основные моменты.

Теперь функции по регистрации и постановке на кадастровый учет целиком переданы Росреестру. Территориальные отделения этого государственного органа обязаны принимать все документы и вводить их в единую базу данных. А также выдавать все необходимые данные, как на бумажном носителе, так и в электронном виде по запросу граждан.

В чем заключается постановка на кадастровый учет? Она представляет собой процедуру описания подробного и точного, включая характеристики, которые выделяют объект среди других. Объектами же для этого учета выступают все владения недвижимые.

Результатом регистрации в кадастровом органе является присвоение уникального кадастрового номера и выдача паспорта, который выдается по запросу собственнику. Отметим, что эта процедура является обязательной. Такая обязанность появилась с недавнего времени. Поэтому не все объекты могут находиться на учете.

Владея недвижимым имуществом, приобретенным гораздо раньше, можно продолжать им пользоваться. Однако совершить никакие действия, например, продать, подарить и т.д. станет невозможным без кадастрового паспорта.

Определено, что цель такого учета заключается в закреплении прав владения за собственником. Таким образом, при постановке на учет недвижимого имущества вы получаете свидетельство того, что ваше право обладания на этот объект является подтвержденным государством. Учет и кадастровая оценка являются основанием для исчисления налога на имущество. Вместе с его регистрацией объекту присваивается некая стоимостная оценка по данным кадастра.

Теперь, прежде чем получить документ о том, что у вас есть право собственности на конкретное недвижимое имущество, нужно обязательно ставить его на кадастровый учет и оформлять соответствующий паспорт. Затем уже такая запись отразится в Едином реестре прав на недвижимость (ЕГРН), тем самым закрепляя право собственности гражданина за этим объектом.

Каждое изменение, которому имущество может подвергнуться (размер земельного участка может быть пересмотрен, произведена перепланировка квартиры), обязательно должны находить отражения в паспорте на имущество. При этом владельцу нужно знать, что начисляются налоги на любое недвижимое имущество до тех пор, пока оно не снято с учета. Поэтому, если оно больше существует по причине разрушения, сноса или т.п., его обязательно нужно снять с учета.

В новом законе сказано, что отказано в приеме документов может быть лишь в одном случае – если не предоставил личный паспорт гражданина заявитель. Однако, заявление может вернуться без рассмотрения в следующих случаях:

  • в документах бумажных будут обнаружены исправления, приписки и зачеркивания, любые повреждения, влияющие на однозначное истолкование содержимого документа,
  • заявитель в заявлении не поставил подпись,
  • электронные файлы отсканированных документов прикреплены не в том формате, которые требуется.

Документы

Для постановки на учет любого недвижимого имущества потребуется предоставление в орган Росреестра ряда документов:

  • заявление о постановке на учет (по установленной форме),
  • удостоверение личности гражданина, на кого оформляется имущество,
  • документы, которые подтверждают право этого лица на имущество,
  • если ставится земельный участок, то нужно иметь план межевой,
  • при постановке на учет помещения ли здания потребуется паспорт объекта технический,
  • документы с указанием в них на категорию земель и вид разрешенного использования.

Более полный список документов для физических и юридических лиц смотрите — .

Уточним, что оба паспорта, как технический, так и межевой план, потребуется заказать в БТИ. Основанием служат право устанавливающие документы (договора, подтверждающие факт перехода права собственности к лицу, заказывающему этот документ: купли-продажи, дарения, аренды и т.д., а также подтверждающие наследие). Для новостройки таким документом может являться акт ввода в эксплуатацию.

В случаях, когда собственник не достиг совершеннолетия, его интересы должен представлять представитель законный, что подтверждается соответствующим документом. Для действующего от имени взрослого человека понадобится доверенность, заверяемая нотариусом.

В орган регистрации все документы предоставляются в подлинниках, где с них снимаются копии. Они перечисляются в описи-расписке, где также указывается дата, когда можно забрать подготовленные после регистрации документы: кадастровый план и выписка.

Способы регистрации кадастрового учета

Для постановки объекта на кадастровый учет, предоставить вышеперечисленные документы необходимо в орган Росреестра непосредственно или через центр многофункциональный . Заметим, что в 2017 году место подачи заявления о регистрации права собственности не зависит от нахождения недвижимого имущества, его можно подать в любой территориальный орган. При этом документы могут быть предоставлены как лично собственником, так и через представителя, имеющего на то соответствующую доверенность.

С введением в действие портала Госуслуг заявителю предоставлено право передачи заявления в гос. орган в электронной форме , прикрепив от сканированные документы. Обращение электронное можно подать и через сайт Росреестра.

Еще одним способом является отправление по почте , но при этом все копии документов потребуют заверения нотариусом.

Чтобы перечень документов был полным, первым делом нужно получить в БТИ описание объекта – план технический или межевой.

Вкратце можно выделить несколько этапов, которые потребуется пройти для постановки на кадастровый учет:

  1. Оформление и получение плана участка межевого или плана помещения технического.
  2. Сбор остальных документов, которые необходимы для постановки на учет,
  3. Предоставление всех документов в Росреестр,
  4. В завершение — получение кадастрового паспорта.

Сроки проведения

Ранее сроки постановки на учет в кадастре были довольно большими — до 18 календарных дней. Это в случае передачи всех документов непосредственно в орган Росреестра. При подачи их через МФЦ сроки становились значительно больше.

В 2017 году, с вступлением в силу нового закона, сроки стали снижены до 5 дней рабочих для обратившихся в Росреестр и на 2 дня больше для обработки через МФЦ . При одновременном проведении регистрации на недвижимое имущество права собственности и постановке его на кадастровый учет, ведомству отведено десять дней и 12 соответственно.

В 2017 году регистрация ипотеки на объект недвижимости составляет семь рабочих дней, когда документы переданы в Росреестр. Договора с ипотекой в силу закона, заверенные нотариусом, проходят регистрацию в три рабочих дня. Ранее этот срок был больше, в пределах недели.

Стоимость постановки на кадастровый учет

Все действия, предваряющие постановку объекта на учет, гражданин, являющийся его собственником, обязан выполнять самостоятельно. Вся документация, содержащая конкретные параметры имущества, требует привлечения компетентных специалистов (кадастровых инженеров, специалистов БТИ).

Осуществлять такие действия может только кадастровый инженер с аттестатом (сотрудник профильной организации или индивидуальный предприниматель). Его репутацию заранее лучше проверить на сайте Росреестра, введя ФИО в строку поиска раздела “Реестр кадастровых инженеров”. Здесь вы получите информацию о наличии или отсутствии у него аттестата, насколько он надежен и проверите контактные данные.

С 01 января в России вступает в силу новый порядок регистрации недвижимости с 2017 года. Портал «Я-капиталист» расскажет об уменьшении сроков регистрации, отмене территориальных ограничений, о компенсации обманутым собственникам и о других изменениях.

С 1 января вступил в силу новый закон о регистрации недвижимости с 2017 года – 218-ФЗ. Принят он был еще в июле 2015. Через год были внесены поправки. С одной стороны, с вводом закона многие процедуры станут проще. С другой, будут введены новые порядки. Как все это повлияет на общий рынок недвижимости – покажет практика. Мы расскажем об изменениях, которые ждут собственников и тех, кто хочет к ним присоединиться.

Данные приведены по информации «Росреестра».

1. Создание нового реестра

Было Стало
Сведения об объектах недвижимости ранее находились в двух реестрах – кадастровом и ЕГРН. Часто данные не совпадали, а то и просто отсутствовали. С введением 218-ФЗ появится единый государственный электронный реестр, где будут учитываться все параметры объектов. Это пойдет на пользу и владельцам собственности, и органам, которые обращаются в «Росреестр» за информацией. Помимо этого, все то, что было заведено в единый реестр нельзя будет удалить или изъять. То есть, все записи по объекту будут храниться и предоставляться по запросам правообладателей или уполномоченных органов.

Правительство рассчитывает, что единый реестр поможет бороться со злоупотреблениями в сфере недвижимости.

2. Передача прав на регистрацию «Росреестру»

3. Сокращение сроков регистрации

4. Упразднение территориальной привязки к подаче документов

5. Отмена «Свидетельства о регистрации»

6. Уточнение перечня учитываемых объектов

7. Введение приостановки, запрета регистрации права собственности

В 218-ФЗ прописан 51 случай приостановки регистрационных действий. Регистратор имеет право остановить процесс оформления записи права собственности, но не более чем на 3 месяца.

Собственники могут приостановить действия на срок до полугода или запретить любые сделки с недвижимостью без их непосредственного участия. Об этом делается специальная отметка в ЕГРН. Такая мера позволит снизить процент мошенничеств.

8. Введена возможность электронной подачи документов

9. Определен единственный вариант отказа от приема документов

10. Закон 218-ФЗ позволяет вносить изменения без участия собственника

В новом порядке определено, что изменения в состояние объекта могут вносить собственники и соответствующие организации: ЗАГС, судебные органы, нотариусы, миграционная и налоговая службы. Это могут быть отметки об изменении статуса правообладателя, его смерти, наложении ареста на объект, принятии наследства и так далее. При каждом изменении «Росреестр» обязан уведомить собственника.

11. Отменено обязательное предоставление учредительных документов юридическим лицом.

12. Компенсация за утерю права на имущество

Статья начнет действовать только с 2020 года. В ней прописано, что собственник, потерявший право на единственную жилую площадь по вине третьих лиц, получает разовую компенсацию, в сумме не превышающую 1 миллион рублей. Но только в том случае, когда невозможно взыскать долг с виновного. Под действие этого пункта попадают и добросовестные приобретатели.

Итоги

Как видите, изменений в новом законе о регистрации недвижимости с 2017 года много, и они значительные. Портал «Я-капиталист» рассказал о наиболее крупных. Если вас интересуют подробности, советуем ознакомиться с порядком более детально.

Обновлено 22.10.2017 18:15

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат

кадастровому учету и права на которые регистрируются

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию

прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет

проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.

Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом

учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;

Орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.

В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета

и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

7 рабочих дней - для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового

учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация может быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

Три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца.

8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться

без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;

ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

10. Кто и за что несет ответственность при осуществлении

кадастрового учета и госрегистрации

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.

Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату

права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.

Начал действовать новый закон, касающийся государственной регистрации недвижимости. Теперь встать на кадастровый учет станет намного проще и быстрее. Эксперты уверяют, что россияне могут уже сегодня подать заявление и документы на регистрацию недвижимости и заметит существенные изменения.

Расскажем, что нового принес новый закон.

Процедура постановки объектов на кадастровый учет в 2019 году

Закон федерального уровня под номером 218 принес такие изменения:

1. Регистрирующим органом стал только Росреестр

Специалисты Росреестра будут обязаны вести госрегистрацию объектов недвижимости.

Территориальные отделы службы будут принимать заявления и документы, передавать информацию в главный орган. Они также смогут вносить поправки и выдавать необходимые сведения на бумажных носителях гражданам.

На другие структуры эти функции не возложат.

2. Появится единая база данных

Единый реестр недвижимости будет не обновленным, а совершенно новым. Он возникнет на основе информации, которая была ранее предоставлена владельцами собственности в службу Росреестра.

Планируют брать дополнительные сведения об объектах из госкадастра.

Известно, что пока база данных разрабатывается. В нее вносится подробная информация об объектах недвижимости - например, о точных границах , существующих обременениях , возможных владельцах.

Реестр ведется в электронном виде . Но это не значит, что реестровые дела будут также производиться в электронном формате. Будут иметься копии на бумаге. Любой гражданин, заинтересованный в проверке информации на свою собственность, может получить бумажную копию документов .

Говорят, что операции с недвижимостью будут проходить быстрее и удобнее. Новая база данных поможет облегчить процесс регистрации прав и постановки на учет недвижимости. Это две разные процедуры, которые, как правило, проводятся в одно и то же время. Теперь гражданин сможет зарегистрировать объект, поставить на учет и получить соответствующий документ, подтверждающий его право собственности.

Новая база будет надежнее. Отмечают, что у системы высокая степень безопасности, которая позволяет сохранить и защитить надежно данные. Новшество уменьшает угрозу мошенничества и снижает риски операций, связанных с продажей объектов недвижимости.

3. Расширили список объектов, подлежащих регистрации

В перечень теперь входят не только отдельные строения и участки земли, но и имущественные комплексы .

С юридической точки зрения, специалисты будут вынуждены разграничивать предприятие на несколько отдельных сооружений, которые затем регистрировать. Такой способ увеличит расходы, необходимые на проведение операции, а также усложнит процедуру оформления.

Нет четкой позиции по поводу этого вопроса. Но на практике специалисты придерживаются такого принципа – если комплекс находится на одном земельном участке, то регистрация объекта должна быть оформлена, и - неважно, каким способом.

Из списка объектов исключили участки недр . Такую землю не будут касаться операции по регистрации.

4. Новое в процедуре постановки на учет

Согласно закону, у каждой недвижимости будет свой кадастровый номер - вне зависимости от того, было ли оформлены права на собственность.

Особенно это касается объектов, которые еще не числились на учете в госкадастре.

Специалист Росреестра может поставить на учет объект и зарегистрировать право собственности - то есть, провести одновременную регистрацию - при таких случаях:

  1. Объект вводят в эксплуатацию.
  2. Появился новый участок, сооружение.
  3. Владельцем стал новый гражданин.
  4. Объект уничтожили, снесли и т.п.
  5. Структурно изменили строение, например, если изменились границы участка.

Объекты, которые уже были внесены в старый реестр, не будут проходить процедуру регистрации. Новые поданные данные о них будут вноситься в новую базу данных.

Напомним, свидетельство о праве собственности уже не выдают. Делается только выписка из ЕГРП, а с 1 января 2017 года - выписка из ЕГРН .

Порядок подачи заявления и документов – по каким причинам могут отклонить запрос?

Рассмотрим, каков порядок обращения граждан в Росреестр, что изменилось:

  1. Обратиться с просьбой, поставить объект на учет, можно в любом офисе Росреестра или многофункционального центра, независимо от адреса нахождения недвижимости. Например, проживая в Санкт-Петербурге, гражданин может поставить на учет участок, приобретенный в Волгограде. Ему не потребуется ехать в Волгоград специально для этого.
  2. Заявление может подать не только собственник недвижимости, но и представитель муниципалитета или должностное лицо, которое выдает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
  3. 3.Оформление услуги может проходить через интернет. Система будет действовать по примеру портала госуслуг. Гражданин, решивший поставить недвижимость на учет, должен будет пройти регистрацию на портале, заказать услугу, оплатить пошлину и явиться в назначенный день в офис Росреестра или МФЦ либо сможет просто получить электронный документ по почте или с курьером (эта услуга будет платной).
  4. Представителям организаций теперь не нужно будет предоставлять заверенные копии документов. Упрощение процедуры стало возможно, так как в полномочия органов будет входить запрос учредительных, регистрационных, организационных бумаг.
  5. Перечень документов может быть разным, так как действует несколько законов о недвижимости. Обратившимся гражданам рекомендуют подавать все документы, которые необходимы для регистрации и учета, независимо от того, указаны они в законах или нет.
  6. Установили новые причины отказа принятия заявления и документов. К ним относится, в первую очередь, невозможность идентификации личности, а также неправильно написанное и оформленное заявление, с ошибками, исправлениями, без подписи и т.п. Еще один немаловажный факт – оплата госпошлины. Если в органы не поступит информация о проведенном платеже в течение 5 дней с момента обращения гражданина, то документы и заявление будут также возвращены.

Стоит внимательно отнестись к новым требования при подаче документов, и особенно важно – написать и оформить правильно заявление.

Как правило, форма заявления выдается в офисе Росреестра или МФЦ при обращении гражданина.

Срок регистрации и постановки на учет недвижимости

Изменился период регистрации и оформления недвижимости.

Теперь на разные операции отведено несколько рабочих дней:

  1. На кадастровый учет специалист должен будет потратить 5 дней .
  2. Чтобы присвоить кадастровый номер объекту, и одновременно провести регистрацию, потребуется 10 дней .
  3. Внести поправки и записи о правах на недвижимость может потребоваться 7 дней .

Помните, если вы оформляете документы через многофункциональный центр, то срок увеличивается на 2 дня.

По окончании проведения регистрации, обратившийся гражданин получит выписку из ЕГРН .

Если была проведена регистрация договора или другой сделки, то на документе должна появиться соответствующая надпись от сотрудника Росреестра.

Пока что мнение экспертов и специалистов Росреестра неоднозначное. Конечно же, хорошо, что процедура регистрации и постановки на учет займет меньше времени, но такая оперативность может привести к ошибкам и большой нагрузке на специалистов Росреестра.