Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития. Проекты в условиях государственной поддержки

Существуют разнообразные формы иностранных инвестиций. Например, они могут классифицироваться на частные и государственные инвестиции. Каждый вид имеет свои особенности, которые мы подробно рассмотрим.

Особенности частных инвестиций

Частные вложения – это инвестиции, предоставляемые компаниями, организациями и физическими лицами одного государства субъектам другого. Особенность современных инвестиционных отношений заключается в их сложности и многообразности, поэтому зачастую отношения между странами напрямую связаны с отношениями их физических лиц.

Иногда встречается конструкция отношений повышенной сложности, при которой материальные обязательства страны-должника по займам удовлетворяются за счет определенной части либо полной стоимости имущественных прав частных инвесторов в государстве должника. Примером может служить предоставление прав на разработку природных ресурсов.

Свойства государственных инвестиций

Под государственными инвестициями понимают бюджетные денежные средства, направляемые в другие государства либо получаемые оттуда через правительство или по его решению, а также с помощью межправительственных организаций. Они представляют собой государственные гранты, ссуды, займы, помощь, при этом важное значение имеет заключение межправительственного соглашения.

К государственным инвестициям причисляются кредиты Международного валютного фонда и иных международных организаций. Важно понимать, что здесь должны быть отношения между государствами, регулируемые посредством заключения международных соглашений. К ним применяются нормы международного права. Также допускаются диагональные отношения, при которых группа частных банков открывает заем правительству другой страны.

Виды иностранных инвестиций

В межправительственных договорах и законодательных актах зачастую обозначается приблизительный перечень инвестиций. Вообще, вложения распространяются на все многообразие разновидностей имущественных ценностей, которые зарубежный инвестор вкладывает на территории другого государства.

В зависимости от характера использования частные и иностранные зарубежные инвестиции можно классифицировать на:

— ссудные инвестиции – платой за предоставление заемных средств выступает процент. Здесь могут быть займы как из частных, так и государственных источников;

— предпринимательские инвестиции – такие вложения косвенно либо непосредственно направляются в производство, они связаны с получением определенного объема прав, вознаграждение предоставляется в виде дивидендов. Зачастую в таком виде инвестиций используется частный капитал.

Заграничные капиталовложения в зависимости от сроков размещения разделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные:

— краткосрочные – обычно предоставляются сроком до 3 лет;

— среднесрочные – срок их предоставления составляет 3-15 лет;

— долгосрочные – они предоставляются сроком свыше 15 лет. К таким инвестициям относятся предпринимательские капиталовложения, которые предоставляются в виде портфельных и прямых инвестиций (свойственно частным вложениям), государственные и частные инвестиции могут предполагать размещение ссудного капитала.

Прямые инвестиции бывают двух видов:

— трансконтитентальные – они предполагают лучшие рыночные условия, при которых можно с производственного комплекса экспортировать продукцию сразу на рынок другого государства или даже континента. В этом случае расходы не играют значительной роли, главное в них – нахождение на рынке. Разница в затратах на изготовление продукции в сравнении с головной компанией – не такой важный фактор размещения производства на этом континенте. Производственные расходы являются решающим фактором при определении государства на этом континенте, в котором планируется создание новых производственных мощностей;

— транснациональные – под ними понимают прямые инвестиции, главным образом осуществляемые в соседнее государство. Их целью является сокращение расходов в сравнении с материнской компанией.

В зависимости от целей инвестиции разделяют на прямые и портфельные. Поговорим о них подробнее.

Отличительные характеристики прямых инвестиций

Прямые капиталовложения являются основной формой экспорта частного капитала, которая обеспечивает установление контроля и предоставляет право на прямое распоряжение компанией из другой страны. Денежные средства вкладываются на долгосрочной основе.

Международный валютный фонд дал следующее определение прямым инвестициям – это вложения, при которых иностранным собственником принадлежит 25% и выше уставного капитала АО.

В соответствии с американским законодательством при прямых инвестициях доля должна составлять не менее 10%, в Евросоюзе полагают – не менее 20%, а в Австралии, Канаде и Новой Зеландии прямыми капиталовложениями считаются те, которые составляют от 50% уставного капитала компании.

Прямым инвестициям свойственны следующие особенности:

— больший размер и риск в сравнении с портфельными инвестициями;

— у иностранных инвесторов обычно нет возможности быстро выйти из рынка;

— более продолжительный срок инвестиций.

Особенности портфельных инвестиций

Под портфельными инвестициями понимаются капитальные вложения, при которых организация имеет долю вложений ниже уровня, который требуется для прямых инвестиций. Они не позволяют контролировать предприятия, расположенные в других странах. Инвестор может лишь рассчитывать на получение части прибыли компании в виде дивидендов.

Иногда даже портфельные инвестиции позволяют международным корпорациям осуществлять контроль над предприятиями в других странах. Это может происходить по двум причинам. Первая – наличие дополнительных обязательств, оговоренных в соглашении, которые ограничивают самостоятельность иностранной компании. Это могут быть договоры на техобслуживание и маркетинговые услуги, а также лицензионные соглашения. Вторая – ввиду существенной распыленности ценных бумаг предприятия среди инвесторов.

Увеличение значимости портфельных вложений объясняется возможностью осуществления спекулятивных операций, этом способствуют следующие факторы – уменьшение ограничений на допуск иностранных предприятий на различных крупных фондовых биржах, интернационализации деятельности фондовых бирж, увеличение международных операций банков с ценными бумагами ПФ и иных сберегательных организаций.

Отдельную группу инвестиций составляют депозиты банков и международные займы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Какие основные функции выполняют государства, стремясь регулировать международное движение капитала

2. Какие изменения в национальные режимы регулирования прямых иностранных инвестиций вносятся в большей степени - связанные с созданием более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций или связанные с созданием менее благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций

3. Раскройте содержание имеющихся в национальных законодательных, нормативно-правовых актах положений о предоставлении иностранным инвесторам национального режима принимающей капитал стороны

4. Приведите примеры дополнительных льгот, предоставляемых иностранным инвесторам в различных странах

5. Что представляет собой применяемая в различных странах по отношению к иностранным инвесторам так называемая «дедушкина оговорка»

6. Приведите примеры основных форм поддержки прямых инвестиций со стороны государства (в том числе и стран базирования капитала)

7. Какая организация на многосторонней основе под эгидой МБРР занимается вопросами гарантий инвестиции

8. Какая государственная организация занимается в США страхованием иностранных инвестиций

9. Какова основная цель Соглашения ТРИМС

10. Перечислите те меры, которые, в соответствии с Соглашением ТРИМС, не могут применять государства к иностранным инвесторам

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины ХХ - начала XXI вв. является бурное развитие международных экономических отношений. Современные национальные экономики различных стран связаны системой разнообразных научно-технических, производственных, коммерческих, валютно-финансовых денежно-кредитных связей, основанных на международном разделении труда и интернационализации производства. Деева А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Экзамен, 2011. С. 304

Вывоз капитала представляет собой помещение капитала за границей в целях систематического получения дополнительной прибыли за счет использования местных производственных, материальных и трудовых ресурсов. Современное мировое хозяйство и международные экономические отношения характеризуются усилением вывоза и миграцией капитала.

На современном этапе международная миграция капитала служит определяющим элементом в мировой экономики. Это - важный генератор экономического роста, эффективное средство повышения конкурентоспособности экспорта, укрепления положения страны на мировом рынке и в мировой экономики в целом.

Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

Начиная с 70-х гг. ХХ в. регулирование международных экономических отношений осуществляется на уровне стран Большой семерки - ведущих промышленно развитых стран Запада (США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Канады и Италии). Ими обычно принимаются глобальные решения в области мировой торговли, валютно-денежной политики, инвестиций, миграции капиталов. В настоящее время эти решения являются определяющими для многих других стран и международных кредитно-финансовых институтов.

1 . Какие основные функции выполняют государства, стремясь регулировать международное движение капитала

В процессе международного движения капитала государство реализует следующие основные функции:

Регулирующие;

Контролирующие;

Стимулирующие.

В этом процессе проявляется определенное противоречие: государства, с одной стороны, стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой - принимают меры по ограничению международного движения капитала. Все больше стран заключают двусторонние инвестиционные договоры (ДИД) и договоры об избежание двойного налогообложения (ДИДН). Так, в соответствии с данными "Доклада о мировых инвестициях" ЮНКТАД 2003 г., только в 2002 г. 76 стран заключили 82 ДИД и 64 страны - 68 ДИДН. Многие страны в целях поощрения внутрирегиональных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) заключают соглашения ДИД со странами собственного региона. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента: В 2-х томах. - К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2010.С. 223

Возрастает также число торгово-инвестиционных соглашений. Многие из заключенных в последнее время торговых соглашений прямо касаются инвестиций или имеют косвенные последствия для инвестиционной деятельности. Наибольшее число соглашений в группе развитых стран было заключено ЕС, главным образом с партнерами в регионе Центральной и Восточной Европы.

Основу государственного регулирования международного движения капитала составляют национальные законы, постановления и административные процедуры. Характерно, что в настоящее время во многих развитых странах с рыночной экономикой нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций. Однако в других странах приняты и действуют специальные национальные законы.

Для решения задач привлечения иностранных инвестиций в национальное законодательство включаются, прежде всего, положения о предоставлении иностранным инвесторам национального режима принимающей капитал стороны. Это положение имеет существенное принципиальное значение - это тот минимум условий хозяйственной деятельности, ниже которого условия деятельности иностранных инвесторов опускаться не должны.

2 . Какие изменения в национальные режимы регулирования прямых ин о странных инвестиций вносятся в большей степени - связанные с созданием более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций или связанные с созданием менее благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций

В национальные режимы регулирования прямых иностранных инвестиций, связанные в большей степени с созданием более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций вносятся следующие изменения:

Сокращается число различных разрешительных процедур с 51 до 7, а количество дней, необходимых для получения всех согласований, - с сегодняшних 423 хотя бы до 35;

Упрощаются все механизмы согласований проектной документации на выдачу разрешений на строительство;

Создается наилучшее корпоративное и антимонопольное законодательство, снимаются барьеры для выхода на рынок новых компаний;

Оптимизируются контрольные процедуры, процесс рассмотрения заявок от иностранных инвесторов;

Упрощается и расширяется доступ для иностранных компаний в пищевую и медицинскую промышленность, в банковский сектор, в сферу недропользования. Все эти новации обретают силу закона, и бизнес сможет работать уже по новым, более комфортным условиям;

Минимизируются риски - как экономические, так и административные. И не меньше макроэкономической стабильности важны, конечно, предсказуемость политического курса, политическая стабильность;

Для поддержки крупных программ как иностранного, так и отечественного бизнеса создается фонд прямых инвестиций. Трифонова Е.Ю. Проблемы иностранного инвестирования в Российской федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 18

В национальные режимы регулирования прямых иностранных инвестиций, связанные в большей степени с созданием менее благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций наблюдается следующая ситуация:

Неравномерное распределение по регионам прямых иностранных инвестиций, характерных для большинства развитых и активно развивающихся экономик;

Неудовлетворительное распределение по отраслям. Иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои средства в те сектора экономики, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность);

Перекос развития отдельных секторов экономики, который в свою очередь снижает конкурентные преимущества России на мировом рынке, так как способствует увеличению разрыва не только в инвестиционном, но и технологическом плане;

Высокий уровень коррупции и несовершенство законодательства в области привлечения иностранных инвестиций.

3. Раскройте содержание имеющихся в национальных законодательных, но р мативно-правовых актах положений о предоставлении иностранным инвесторам национального режима принимающей капитал стороны

При предоставлении национального режима иностранным инвестициям национальные и иностранные предприниматели выступают на рынке, за некоторыми исключениями, равноправными субъектами, что не ущемляет интересов иностранных инвесторов. Из этого следует, что «национальный режим» означает такой режим, при котором права иностранцев на территории принимающего государства определяются в основном местными (национальными) законами, а не законами страны происхождения капитала. При этом режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый национальным юридическим лицам (национальному капиталу).

Принцип национального режима может предусматривать некоторые исключения и изъятия. Ограничения на деятельность иностранных инвесторов делаются для установления государственного контроля за развитием отдельных отраслей в целях недопущения ослабления конкурентоспособности национальных юридических лиц. В разных странах круг этих отраслей различен, но, как правило, это добывающая и военная промышленность, а также отрасли сферы услуг (банковское и страховое дело). Некоторые из этих отраслей полностью закрыты для иностранных инвестиций, а в отдельные доступ разрешен только после получения специального разрешения. Ключенко С.А., Акободжанян А.А. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций как фактора экономического развития Российской Федерации // Финансы и кредит. 2010. № 6

К изъятиям из принципа национального режима для иностранных инвесторов можно отнести существующие в ряде отраслей тех или иных стран требования взаимности, т.е. выдача разрешений на иностранные инвестиции только в случае, если в стране происхождения этих инвестиций разрешается аналогичная деятельность инвесторов первой страны.

Многие десятилетия режим наибольшего благоприятствования рассматривается как один из важнейших юридических инструментов нормального осуществления международных торгово-экономических связей. Государства, заинтересованные в равноправном и взаимовыгодном экономическом сотрудничестве, стремятся строить его на основе взаимности.

4. Приведите примеры дополнительных льгот, предоставляемых иностра н ным инвесторам в различных странах

Принимающая экономика предоставляет зарубежным и национальным предпринимателям финансовые, фискальные и прочие льготы. На финансовые льготы в большей мере ориентируются развитые страны. Финансовые субсидии предоставляются на уровне регионов, городов или районов с целью стимулирования регионального развития отдельных отраслей экономики принимающей страны. Основные требования субсидирования - прозрачность финансовых льгот и возврат средств в случае невыполнения обязательств.

Государство также может финансировать инвестиции, участвуя в соответствующих программах на паевых началах и предоставляя гарантии для займов. Любые финансовые льготы требуют значительных затрат, а значит, создания дополнительных фондов. Поэтому такое стимулирование ПЗИ больше характерно для развитых стран и меньше - для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

В развитых странах также широко используются налоговые льготы, в частности ускоренная амортизация и снижение ставок корпоративного налога. Гвардин С. Влияние иностранных инвестиций на российский рынок // Финансовая газета. 2010 г. № 22

Фискальные (налоговые) льготы служат основным видом стимулирования инвестиций. Самой ранней датой предоставления налоговых льгот инвестору считается 1160 г., когда их получили производители шерсти для размещения производства в северной Италии.

Чаще всего используются следующие налоговые льготы:

Налоговые каникулы;

Инвестиционные скидки;

Налоговый кредит;

Ускоренная амортизация;

Инвестиционные субсидии;

Льготное косвенное налогообложение, в частности снижение ставок таможенных пошлин.

Помимо налоговых льгот, для привлечения зарубежных инвестиций многие страны широко используют финансовые и прочие стимулы.

К финансовым льготам относятся:

1) прямые субсидии на покрытие части капитальных расходов, производственных или маркетинговых расходов инвестиционных проектов;

2) субсидированные займы;

3) гарантии на предоставляемые займы;

4) гарантированные экспортные кредиты;

5) участие государственного капитала в инвестициях, связанных с проектами, которые отличаются высоким коммерческим риском;

6) государственное страхование льготных кредитов для некоторых рисков, связанных, например, с изменением курса валюты, девальвацией, а также для некоммерческих рисков - экспроприации, изменения политического строя страны и др.

К группе прочих льгот относятся:

1) субсидирование расходов на создание или реконструкцию инфраструктуры инвестиционных проектов;

2) субсидирование услуг, в том числе помощь с источниками финансирования, разработкой проектов, предоставлением информации о конъюнктуре рынков, наличии сырья, при подготовке кадров, в предоставлении технических возможностей для развития ноу-хау или улучшении контроля качества;

3) преференциальные государственные контракты;

4) закрытие рынка для последующего прихода других производителей или предоставление отдельным компаниям монопольных прав на производство тех или иных товаров;

5) защита инвесторов от импортной конкуренции;

6) специальные программы по предоставлению инвесторам иностранной валюты, гарантированию риска при получении иностранных займов, концессий по кредитам в иностранной валюте и специальные льготы по репатриации доходов и капитала.

В развивающихся странах широко распространены программы содействия привлечению инвестиций. Такие программы охватывают экспорто-ориентированные компании, а также физических лиц, производящих товары (кроме нефти) и осуществляющих прямой экспорт на сумму не менее 2 млн. долл. в год.

Независимо от уровня экономического развития разные страны активно поддерживают приток инвестиций в депрессивные районы. В частности, компании, вкладывающие средства в менее развитые регионы, получают 100%-ную скидку с налогооблагаемого дохода в отношении издержек на строительство инфраструктуры, 100%-ную скидку с налогооблагаемых сумм оплаты стоимости рабочей силы, а также льготы, аналогичные предоставляемым приоритетным компаниям.

Поддерживается также финансирование инфраструктуры и НИОКР. Еще один вид льгот - снижение ставок коммунальных платежей.

5 . Что представляет собой применяемая в различных странах по отнош е нию к иностранным инвесторам так называемая «дедушкина оговорка»

Дедушкина оговорка (англ. Grandfather clause) - сложившийся в мировой практике принцип защиты инвестора от изменения законодательства принимающей стороны. Является гарантией неухудшения налогового режима на весь срок реализации инвестиционного проекта.

Происхождение понятия относят к законодательству конца XIX века и конституционным поправкам, принятым в ряде южных штатов США, которые создавали новые препятствия для голосования. Это давало мужчинам право голоса, даже если они не соответствовали новым требованиям, но являлись потомками людей, которые имели право голоса до гражданской войны.

В преддверии скорого вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) чиновники разрабатывают хитрые способы защиты российских компаний. Например, авиационных, которые сейчас стоят перед реальной угрозой остаться без субсидий за лизинг воздушных судов отечественного производства. Спасти ситуацию может «дедушкина оговорка». Гнеденко М.В. Основной источник инвестиционного процесса - прямые иностранные инвестиции // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1

Нормы ВТО запрещают субсидии, которые создают преференции при использовании отечественной продукции перед импортной. Однако российские авиаперевозчики к их отмене пока не готовы. Рост финансовой нагрузки на компании снизит привлекательность эксплуатации современных отечественных судов, и даже может привести к отказу авиакомпаний от них.

6. Приведите примеры основных форм поддержки прямых инвестиций со стороны государства (в том числе и стран базирования капитала)

иностранный инвестор государство капитал

Прямые зарубежные инвестиции представляют собой приобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии - резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями). Их главной причиной является стремление поместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль и диверсифицировать риск. Международное передвижение капитала приводит к увеличению совокупного мирового производства за счет более эффективного перераспределения и использования факторов производства. Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Государство оказывает поддержку прямым зарубежным инвестициям через:

Предоставление государственных гарантий. Гарантии могут предоставляться как страной базирования, так и принимающей страной. В соответствии с законодательством многих стран инвесторы, желающие поместить свой капитал за рубежом, могут получить от своего или иностранного государства гарантии своим инвестициям. Правительства, заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой-либо его части за счет государственных источников в случае:

Национализации,

Стихийных бедствий,

Невозможности перевода прибыли,

Неконвертируемости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств.

Гарантии инвестиций содержатся также в двусторонних и региональных соглашениях о защите инвестиций, подписанных между большинством стран мира.

Страхование зарубежных инвестиций является специфической формой страховки и может производиться как частными, так и государственными агентствами. Смысл страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков, которая обычно стоит до 1% от суммы инвестиции. Если наступает обусловленный в страховом договоре страховой случай, страховая компания обязана возместить прямому инвестору его потери. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов.

Урегулирование инвестиционных споров. Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе:

Национального законодательства принимающей страны;

Национального законодательства страны базирования прямого инвестора;

Международного арбитража - своего рода третейского суда, поскольку в большинстве случаев урегулирование споров на базе законодательства принимающей страны не устраивает прямых инвесторов, а на базе законодательства страны базирования - принимающие страны;

Исключение двойного налогообложения. Государства, корпорации которых особенно активно осуществляют взаимные прямые инвестиции, нередко подписывают соглашения об исключении двойного налогообложения, которые касаются прибыли предприятий с иностранными инвестициями. Если предприятие оперирует в нескольких странах, то существует опасность того, что правительство каждой из них захочет обложить его прибыль своим национальным налогом на прибыль. Корпорация платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования; Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. - М.: Инфра-М, 2007 С. 124

Административная и дипломатическая поддержка. Прямые инвесторы обычно являются предметом опеки со стороны государственных органов страны базирования: правительство проводит переговоры с зарубежными странами о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных инвесторов. Представители международного бизнеса приглашаются в состав международных делегаций, выезжающих за рубеж для обсуждения экономических вопросов. Нередко правительственные агентства по развитию и торговле организуют специальные инвестиционные туры, главная задача которых - ознакомить национальных инвесторов с потенциальными возможностями для прямых инвестиций в принимающих странах.

7. Какая организация на многосторонней основе под эгидой МБРР занимае т ся вопросами гарантий инвестиции

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 г. в соответствием с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. Россия вступила в МБРР в 1992 г.

Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в России.

Всемирный Банк, а именно так обычно называют МБРР, хотя группа Всемирного банка включает в себя Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС), сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам. Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На долю индустриально развитых стран (Большая Семерка G-7) приходится около 45 процентов. Это объясняется их значительной ролью в международных экономических связях. Как следствие, богатейшие страны имеют определяющее влияние на политику Банка. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17 процентов от общего пая что дает США, возможность наложить вето на любые изменения в Уставе Банка (Articles of Agreement) т.к. для этого требуется 85 процентов. Однако, фактически все другие вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми членами Банка большинством голосов. Фабоцци Ф. Дж. Управление инвестициями. - М.: Инфра-М, 2010. С. 254

Высшим органом МБРР является Совет Управляющих. Исполнительный орган МБРР - Совет Директоров (Board of Executive Directors) непосредственно отчитывается перед Советом Управляющих, в который входят Министры Финансов или главы Центральных Банков государств-членов (по одному Управляющему от страны). Управляющие встречаются один раз в год.

Совет Директоров принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа и утверждает предоставление всех займов.

Основным оперативным подразделением является Комитет развития (Совместный министерский комитет Директоратов Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) по переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны), созданный в 1974 году. Важным элементом структуры Банка является независимый Департамент по оценке деятельности (Operations Evaluation Department), в задачи которого входит мониторинг финансируемых банком проектов и отчет о результатах непосредственно перед Советом Директоров.

Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:

Среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

Подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

Финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост-социалистических странах.

Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет грантов. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер.

8. Какая государственная организация занимается в США страхованием иностранных инвестиций?

В Соединенных Штатах Америки страхованием иностранных инвестиций занимается Корпорация частных зарубежных инвестиций ОПИК (OPIC - Overseas Private Investment Corporation). ОПИК как специализированное агентство учреждено в 1969 году специальной поправкой к законодательному акту Федерального правительства США 1961 г. - “О зарубежной помощи”. Деятельность этой организации охватывает американские инвестиции в 140 странах. ОПИК оказывает поддержку американским инвесторам по трем следующим программам.

Страхование имущественных интересов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты, повреждением имущества и потерей прибыли в результате гражданских волнений, войн, изменения политического режима и тому подобное;

Финансирование проектов и кредитование частных инвесторов путем предоставления краткосрочных и долгосрочных займов;

Оказание консультационных услуг инвесторам по изучению политической и экономической ситуации в предполагаемой для инвестиций стране;

Программа страхования ОПИК предполагает, что право на получение страхового покрытия от ОПИК имеют юридические лица, созданные в соответствии с законодательством США, или иностранные юридические лица, доля участия американского капитала в которых превышает 95%, а также граждане США. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. 10-е изд. Пер.с англ. СПб.: Питер, 2007.С. 326

Объектом страхования могут быть следующие виды инвестиций:

Прямые инвестиции, в том числе связанные с проведением строительно-монтажных работ, модернизацией производства;

Права участия, акции и другие ценные бумаги;

Имущественные права, связанные с лицензионной торговлей, международным лизингом, франчайзингом и другие;

Ссуды и кредиты;

Другие виды инвестиций.

Особенность страхования в рамках ОПИК состоит в том, что обязательной предпосылкой заключения договора с конкретным инвестором является заключение межправительственного соглашения о содействии капиталовложения. Так только после подписания такого соглашения между США и Россией в 1992 году стало возможным страхование политических рисков частных американских инвестиций в России.

Срок, на который может быть заключен договор страхования составляет от 12 до 20 лет. Страховая сумма может составлять до 150 млн. долларов США на один проект. При этом страховая сумма составляет не более 90% суммарной стоимости проекта, то есть на собственном удержании страхователя (инвестора) остается не менее 10%.

Страхование от риска неконвертируемости валюты предполагает выплату страхового возмещения в случае невозможности конвертации прибыли или капитала в твердую валюту из-за решений национального правительства об ограничении обмена валюты или установлении дискриминационного обменного курса, а также решений по блокаде капитала.

Страхование от риска экспроприации или национализации инвестиций предполагает страховую защиту в случаях, если подобные действия проводятся по решению органов государственной власти без предоставления компенсации.

Практика деятельности ОПИК за всё время её существования показывает, что ею были застрахованы чуть более 1% общих американских инвестиций за рубеж.

9. Какова основная цель Согл а шения ТРИМС

Соглашения по ТРИМС не позволяют правительствам практиковать такие меры как требование об использовании в производственном процессе предельной минимальной доли местных материалов, узлов и комплектующих, а также требование обеспечения равных объемов импорта и экспорта или превышение последнего1. Однако многим странам приходится согласовать положения ТРИМС (начали действовать с 2000 г.) с обязательствами в других создаваемых группировках. Так, инвестиционная зона АСЕАН появится в 2003 г., а программа инвестиционной либерализации АТЭС начнет действовать с 2002 г. для участниц из развивающихся стран. Характерно, что региональные цели превалируют в системе интересов по сравнению глобальными задачами. Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. - М.: Питер, 2010.С. 123

Сегодня в рамках стран ВТО сформированы две точки зрения относительно выработки отдельного соглашения по движению прямых иностранных инвестиций. Первая требует концентрации усилий для ускорения формирования равного "игрового" поля всем участникам инвестиционной деятельности для достижения конвергенции в области торгово-инвестиционной политики. Другая отдает приоритет региональным договоренностям при отнесении целей единообразной координации и сближения уровней развития на будущее. При этом многие основополагающие принципы многосторонней либерализации в сфере капиталовложений включены в региональные соглашения и в 1600 двусторонних соглашений по инвестициям. Например, заслуживают внимания соответствующие положения в рамках ЕС, соглашения НАФТА.

Попытка разработать многостороннее соглашение в рамках ОЭСР пока не увенчалась успехом в силу несоответствия режима наибольшего благоприятствования преференцированию прямых иноинвестиций, использованию системы субсидий для привлечения последних, недостаточной экологической защищенности от деятельности ТНК и пр.

10. Перечислите те меры, которые, в соответствии с Соглаш е нием ТРИМС, не могут применять государства к иностранным инвест о рам

В соответствии с поставленной целью страны-члены ВТО, как сказано в ст. 2 Соглашения, обязуются воздерживаться от инвестиционных мер, несовместимых с положениями ГАТТ-1994, касающимися национального режима (ст. III) и запрета на применение количественных ограничений в торговле (ст. XI). Имеются в виду обязательные и принудительные меры, применяемые к предприятиям с иностранным капиталом на основании национальных законов или административных распоряжений.

В Приложении к Соглашению содержится “иллюстративный” перечень связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как несовместимые с указанными выше нормами ГАТТ. В их число входят:

Требование закупки или использования в процессе производства предприятием с иностранным участием конкретных товаров отечественного производства в определенных объемах или по стоимости (“потребление местного компонента”);

Требование об увязке закупки или использования импортных товаров с объемом или стоимостью экспорта местной продукции (“требование в отношении сбалансированной торговли”);

Требование об ограничении импорта товаров для целей производства, соотнося его с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия, то есть ограничение доступа к иностранной валюте (“требование в отношении баланса иностранной валюты”);

Требование об ограничении экспорта в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции (“требование экспортного компонента”). Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. - М.: Инфра-М, 2011.С. 257

Применение перечисленных мер запрещается независимо от того, являются ли они обязательным условием создания предприятий с иностранным капиталом или их соблюдение необходимо для получения последним каких-либо льгот, например в виде субсидий или временного освобождения от налогов (от указанного обязательства частично освобождаются развивающиеся страны).

Заключение

Итак, инвестиции представляют собой долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения. Различают следующие виды инвестиций: государственные, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников; иностранные - вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями; частные, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства. Выделяют также производственные инвестиции, направляемые на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, и интеллектуальные, вкладываемые в создание интеллектуального, духовного продукта; контролирующие, прямые инвестиции, обеспечивающие владение более чем 50% голосующих акций другой компании, и неконтролирующие, обеспечивающие владение менее чем 50% голосующих акций другой компании.

Список литературы

1. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента: В 2-х томах. - К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2010- 523 с.

2. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. 10-е изд. Пер.с англ. СПб.: Питер, 2007- 426 с.

3. Гвардин С. Влияние иностранных инвестиций на российский рынок // Финансовая газета. 27 мая 2010 г. № 22

4. Гнеденко М.В. Основной источник инвестиционного процесса - прямые иностранные инвестиции // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1.

5. Деева А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Экзамен, 2011 - 404 с.

6. Ключенко С.А., Акободжанян А.А. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций как фактора экономического развития Российской Федерации // Финансы и кредит. 2010. № 6

7. Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. - М.: Питер, 2010- 423 с.

8. Трифонова Е.Ю. Проблемы иностранного инвестирования в Российской федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 18

9. Фабоцци Ф. Дж. Управление инвестициями. - М.: Инфра-М, 2010 - 524 с.

10. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. - М.: Инфра-М, 2011 - 424 с.

11. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. - М.: Инфра-М, 2007- 357 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность прямых иностранных инвестиций и их роль в повышении эффективности национальной экономики. Теория мультипликатора и принцип акселерации. Результаты инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2017

    Понятие, функции и классификация инвестиций. Анализ возможности привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России. Формы зарубежного инвестирования в мировой практике. Пути повышения инвестиционной привлекательности российских предприятий.

    презентация , добавлен 28.10.2016

    Макроэкономические и микроэкономические гипотезы прямых иностранных инвестиций. Модели инвестиций в теории внешней торговли. Общее понятие про инвестиционный климат. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2012

    Сущность и особенности международных инвестиций. Исследование структуры международного движения инвестиций, его ключевые участники. Роль и место России на мировом рынке инвестиций на сегодня. Основные проблемы развития международного движения инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

    Понятие прямых инвестиций, их классификация и типы, состав и структура, а также основные источники финансирования. Краткая характеристика предприятия, анализ финансирования воспроизводства основных фондов на современном этапе развития экономики.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2014

    Понятие, сущность и виды иностранных инвестиций, мировой опыт их государственного регулирования. Современное состояние иностранного инвестирования в России, присутствие предпринимательского капитала, проблемы и перспективы привлечения инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2012

    Сущность и роль инвестиций в развитии экономики. Особенности политики Казахстана по привлечению иностранных инвестиций. Анализ и оценка прямых иностранных вложений в экономику Казахстана, их распределение по областям республики и формам собственности.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2010

    Привлечение прямых иностранных инвестиций на современном этапе перестройки экономики Белоруссии. Осуществление юридическими и физическими лицами инвестиционной деятельности за пределами страны. Методы государственного регулирования иностранных вложений.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Формы, масштабы и динамика прямых иностранных инвестиций. Сравнительная характеристика направлений и источников инвестиций в США и России, их влияние на мировую экономику. Создание свободных экономических зон: правовое регулирование и налогообложение.

    реферат , добавлен 03.02.2014

    Сущность иностранных инвестиций и их значение в мировой экономике. Условия осуществления иностранного инвестирования. Основные формы иностранных инвестиций. Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой экономики и в частности России.

Актуальность государственной поддержки инвестиций

В государстве может возникнуть ситуация, когда общий объем инвестиций в стране растет медленными темпами, а большая часть инвестиций уходит за границу. Такая ситуация наблюдается и в Российской Федерации. В настоящее время привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата в стране посвящено много исследований, государственных и муниципальных программ, создаются агентства стратегических инициатив. Несмотря на это, многие предприятия все еще нуждаются в государственной поддержке бизнеса и государственных инвестициях или льготах. В такой ситуации поддержка инвестиций и инвестиционной деятельности в стране является очень актуальной проблемой не только в Российской Федерации, но и в других странах мира.

Рассмотрим основные пути реализации государственной поддержки инвестиций в стране.

Пути реализации государственной поддержки инвестиций

Замечание 1

Главной целью является улучшение инвестиционного климата, который способствует росту инвестиций. То есть основным курсом государственной поддержки должно становиться не прямое финансирование инвестиционных проектов из бюджетных средств, а создание таких условий, при которых в инвестиционные проекты средства будут поступать от частных и иностранных инвесторов. А также создание условий для того, чтобы управленческий состав предприятий и население создавало новые инвестиции, новые проекты.

Итак, важна эффективная реализация государством следующих мероприятий:

  • улучшение налоговой системы, механизмов исчисления амортизации и использования отчислений на амортизацию;
  • внедрение специальных, социальных режимов налоговой системы;
  • защита инвесторов;
  • повышение уровня доверия к механизмам частно - государственного партнерства;
  • предоставление льготных условий государственными органами власти по аренде земельной собственности, строений, сооружений, зданий;
  • развитие сетей информационных, консультативных, некоммерческих государственных агентств по вопросам инвестиций;
  • принятие мер против монополизации;
  • разработка инвестиционных проектов с государственным участием;
  • проведение конкурсов по инвестиционным проектам.

На рисунке 1 ниже представлены основные методы по государственной поддержке инвестиций.

Основные проблемы государственной поддержки инвестиций в Российской Федерации

Замечание 2

Проблема улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации является особенно острой. Важным критерием, сдерживающим рост инвестиций в стране, является отсутствие системного подхода. Также проблемой является и отсутствие четких, установленных целей по улучшению инвестиционного климата (например, цель ставится как «улучшение инвестиционного климата» вместо четких показателей, например, значения роста вновь открывшихся предприятий, рост инвестиций).

Также необходимо и упорядочивание межбюджетных трансфертом между бюджетами муниципалитетов, регионов и федеральным бюджетом. А также усиление контрольных мер за такими трансфертами, которые должны иметь целевой характер. Так каждый регион, осуществляя поддержку инвестиций, должен осуществлять помощь и государственную поддержку на основе частно - государственного партнерства в рамках конкретной стратегии региона.

Для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации в аспекте государственной поддержки работают государственные, региональные и муниципальные программы («Программы поддержки малого и среднего предпринимательства»), а также агентства стратегических инициатив, инвестиционные фонды.

Государство как организатор процесса реальных инвестиций Тема 3. Государство и капиталовложения План лекции 1. Роль государства в организации реальных инвестиций. 2. Институты развития. 3. Обоснование приоритетов государства в направлениях реальных инвестициях – посыл частному сектору. 4. Историческая обусловленность формы поддержки государством частных инвесторов и классификация форм поддержки. 5. Доступ к ресурсам государства для частного инвестора. 6. Инвестиционный фонд РФ. 7. Гарантии государства по инвестиционным проектам. 8. Государство как инвестор. Федеральная адресная инвестиционная программа и программы развития. 9. Инвестиционный климат страны и района. 1. Роль государства в обеспечении реальных инвестиций 1. Создает среду - правовое поле для инвестиционной деятельности – система законов и институтов, обеспечивающих их выполнение – право собственности. 2. Обеспечивает её нормальное функционирование - право применительная практика – строгое соблюдение законов, свободная пресса, обеспечивающая гласность. Отдельный аспект – защита интересов инвесторов в стане и за её пределами. 3. Содействует становлению инвестиционной инфраструктуры. 4. Выступает инвестором во вне рыночные сектора экономики. 1.1 Нормативные акты о реальных инвестициях 1. 2. Международные договора Федеральный уровень 2.1 Федеральные законы 2.2 Постановления Правительства РФ 3. Региональный уровень 1.2 Международные договора России со странами 1.1 О взаимной защите капиталовложений – предоставление равных прав российским инвесторам в стране и иностранным в России. 1.2 соглашения об избежании двойного налогообложения – перечень налогов, которые платятся только в одной из стран. 1.3 Ключевые понятия закона об инвестиционной деятельности 1.Инвестиции и инвестиционная деятельность. Запрет на инвестиции (статья 3). 2. Инвестиционный проект и срок его окупаемости. 3.Приоритетный инвестиционный проект и его поддержка. Совокупная налоговая нагрузка «дедушкина оговорка». 1.4 Региональный уровень закон об инвестиционной деятельности субъекта РФ; распределение решений между администрацией субъекта РФ и муниципальным образованием. Необходимость для инвестора договариваться с двумя властями. 2.1 Институты развития Назначение – создаются государством как инструменты оживления экономики, чаще всего при замедлении роста или осознании внешних угроз. Институты развития ориентированы на: отдельные отрасли; Регионы - С.Шойгу предложил в январе 20102В.Путину корпорацию по развитию Сибири; определенные типы операций; инновации. 2.2 Институты развития На начало 2010 г. совокупный их капитал составлял 3% ВВП 2009 */ Инвестиционный фонд РФ Внешэкономбанк – инвестиционный консультант Инвестфонда РФ, ориентирован на ГЧП ГК «Роснанотех» ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Росинфокомин - стартапы IT, cредства 1: 1. 2.3 Институты развития - окончание Фонд содействия малых формам предприятий (Фонд Бортника) – посевные и стартапы Бизнес – инкуботоры (ясли) Технопарки (детские сады для инноваторов) В 1996 г. ЕБРР создал в России 11 региональных венчурных фондов. В 2010 г. Группа ВТБ и Европейский банк реконструкции и развития /ЕБРР/ создали венчурный фонд с капиталом в 3 млрд руб /88 млн.евро Свободные экономические зоны. 2.4 Принципы функционирования институтов развития 1. Принцип стратегии - наличие стратегии развития и четкое понимание места институтов развития в структуре экономики. 2. Принцип поддержки - опора на широкую коалицию сторонников. 3. Принцип эволюции - опора на положительный опыт существующих институтов. 4. Принцип своевременности - чрезмерно новаторские институты могут не прижиться в экономике. 5. Принцип конкуренции - конкуренция институтов развития позволяет отбирать лучшие решения. 6. Принцип фокусированности на цель - четкая направленность, то есть точно определены критерии тех проектов, которые они поддерживают. 7. Принцип кластера - в наибольшей степени синергические эффекты от деятельности институтов развития распространяются внутри кластеров – взаимосвязанных территориально-производственных систем 2.4 Институты развития (окончание) 8. Принцип нейтралитета – не пытаться подменять рынок. 9. Общественный контроль - институты развития должны обладать независимыми контролирующими органами. ого уровня. 10. Репутация - возглавлять институты развития должны люди с высокой репутацией. 11. Прозрачность - инвесторы быть были уверены в надлежащем использовании их средств. 12. Профессионализм - использование услуг частных посредников. 13. Стимулы - создание стимулов для менеджеров фондов, использование механизмов опционов при выкупе государственной доли в инвестиционных фондах. 3.1 Обоснование приоритетов государства в направлениях реальных инвестициях 1. Приоритеты инвестиций являются реакцией на вызовы, которые осознаёт государство. 2. Приоритеты для частного бизнеса указываются через программы развития, которые определяют направления вложений самого государства и поддержку частных инвесторов. Приоритетный инвестиционный проект – дедушкина оговорка, гарантии государства. 2. 4 Инвестиционный фонд РФ в объекты капстроительства госсобственности РФ, включая разработку проектной документации; предоставления субсидий бюджетам субъектов на софинансирование аналогичных объектов осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капстроительства муниципальной собственности предоставления субсидий на софинансирование разработки проектной документации в рамках концессионных соглашений; направления бюджетных ассигнований в уставные капиталы ОАО, в том числе путем участия в их учреждении; предоставления государственных гарантий Российской Федерации; направления в инвестиционные фонды, создаваемые в субъектах Российской Федерации. 3.Обоснование приоритетов государства в направлениях реальных инвестициях Приориты государства в направлении инвестиций определяются пониманием тех вызовов, с которыми уже сталкивается общество, и что является следствие предшествующих упущений, и с которыми придётся иметь дело в обозримом будущем. Государство информирует общество об этих приоритетах, поощряет участие бизнеса в их разрешении и берёт на себя инвестиции вне сферы действия рынка. 4. 1 Историческая обусловленность формы поддержки государством частных инвесторов 1. В условиях совершенной конкуренции в поддержке частных инвесторов нет необходимости. Рынок регулирует всё. 2. Нарушение условий конкуренции порождает ассиметрию в отношениях бизнеса и государства, которую в интересах развития необходимо сглаживать. 3. Исторически поддержка инвестиций заключается в ускорении возврата вложенных средств, которая реализуется в разных формах. 4.2 Формы поддержки государством частных инвестиций 0. Защита прав собственности. 1. Справедливое разрешение корпоративных споров. Отделение чиновников от бизнеса. Коррупция. 2. Налоги и субсидии 3. Государственно-частное партнёрство. 4. Соучастие в финансировании. 5. Административная поддержка. 4.3 Налоги 1. Амортизация как налоговый вычет. 2. Налоговый щит процентов. 3. Инвестирование из прибыли не облагается налогом (было до Налогового кодекса) 4. Таможенные пошлины на ввозимое оборудование – противоречие между инвестором и машиностроителем. 5. Инвестиционный налоговый кредит 4.4 Создание рынка строительных площадок 1. Власть вкладывает деньги в инженерное обустройство площадки. 2. Площадка продаётся на аукционе. Обязательное условие – освоения не позже года Т как профилактика против земельных спекулянтов. 5. Кто может рассчитывать на бюджетные инвестиции 1.Создание или развитие объекта, включённого в федеральные целевые программы. 2. Создание или развитие объекта, включённого в региональные программы. 3. Осуществление капитальных расходов, решающих острую проблему для муниципального образования. 4. Решающих проблему, признанную важной (Инвестфонд) 5.2 Бюджетное финансирование 1. Бюджетные инвестиции – не подарок. Ст.80 Бюджетного кодекса – получение бюджетных инвестиций частными инвесторами – право собственности государства, оформляется долями (РФ, субъекта РФ, муниципального образования). 2. От государства владельцем долей являются орган, управляющий госимуществом. 3. Последствия законом точно не определены. Лучшее решение – опцион на выкуп владельцами. 6.1 Инвестиционный фонд Три основных этапа - инвестиционная комиссия, правительственная комиссия и утверждение на заседании правительства РФ. Предполагается, что государство будет финансировать бизнес-проекты стоимостью не менее 5 миллиардов рублей в течение пяти лет. Частный инвестор должен будет вложить минимум 25 % средств. Рентабельность проекта должна составлять не менее 4 % и не более 11 % 100 млрд. руб 50 0 2009 2010 2011 2012 2013 Прохождение проекта в Фонде 7.1 Гарантии за счёт фонда 1) Государственные гарантии предоставляются, в том числе заемщикам (инвесторам) в пользу кредитных организаций, резидентов Российской Федерации, включая кредитные организации с иностранными инвестициями. 2) Размер государственных гарантий, выдаваемых кредиторам, составляет до 100 процентов от фактически предоставляемых ими средств для реализации инвестиционного проекта. Государственные гарантии предоставляются на срок действия обязательств, принимаемых лицом, по обязательствам которого выдается государственная гарантия, но не более 5 лет. 7.2 Госгарантии ВЭБа На текущие и капитальные нужды и погашение ранее выданных кредитов по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса; по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктуры и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства; по кредитам, на реализацию инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики. ФЦП, ФАИП и ВЦП Федеральные целевые программы (ФЦП)предусматривается софинасирование Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) – полностью бюджет Целевые программы ведомств (ВЦП) Проблемы 1. Объективность отбора. 2. Финансирование по остаточному принципу. 3. С.Глазьев Российский экономический журнал 2010 № 4 4. Юлия Кривошапко Субъекты собирают портфели "Российская Бизнес-газета" №832 Резюме 1. Государством созданы и поддержаны основные элементы инвестиционной инфраструктуры. 2. Государством созданы и поддерживаются институты развития. Заметна роль Фонда Бортника. Для многих других характерно «ручное управление». 3. ФЦП, ФАИП, ВЦП страдают от хронического недофинасирования в начале года.

Основным инвестором в России по доле в общем объеме КВ для всех источников финансирования является корпоративный сектор. Поддержка государством частных инвесторов предусмотрена законами РФ и законами субъектов РФ. При этом законы, принятые субъектами РФ, идут, как правило, дальше федеральных законов в представлении инвесторам определенных льгот. Основные льготы и преимущества, предоставляемые инвесторам, заключаются в следующем.

1. Исключения из обложения налогом на прибыль АО , которая рассматривается как часть выручки, не облагаемая налогом. В развитых странах АО выступают как главный источник средств для вложений в основной капитал и на ее долю приходится 60%. В России величина АО в 90-е годы была близка к вложениям в основной капитал, однако на самом деле лишь часть ее шла на финансирование КВ, что связано с такими негативными явлениями, как неденежные формы расчета и платежи. С устранением этих общесистемных недостатков российской экономики роль АО как источника финансирования КВ будет возрастать.

2. Исключение из обложения налогом на прибыль той ее части, которая направляется на финансирование КВ (данное положение в настоящее время обсуждается в ходе дискуссий в Государственной Думе РФ по поводу внесения изменений в Налоговый Кодекс РФ). Использование данной льготы обычно обусловливается полным использованием на эти цели АО. По этой причине для расчета льготы по налогу на прибыль величина КВ уменьшается на размер начисленных за год АО и льгота применяется по отношению к полученному остатку. С налогом на прибыль связана и такая льгота, как инвестиционный налоговый кредит. На федеральном уровне практика предоставления инвестиционного налогового кредита пока не развита. Значительно более решительно действуют субъекты РФ. Так, в Нижегородской области принят местный закон, предусматривающий взаимные обязательства власти и предприятия по намечаемому предприятием приросту налогооблагаемой базы.

3. Ввозные таможенные пошлины на инвестиционные машины и оборудование по отношению к товарам конечного потребления (автомобили, напр.) значительно ниже.

4. Особую льготу имеют иностранные инвесторы. При ввозе на территорию РФ оборудования для реализации ИП они освобождаются от уплаты ввозной пошлины (выплачивается только таможенный сбор) и НДС.

5. Защита от изменения налогового режима в худшую для инвестора сторону в период реализации ИП. Законами по инвестиционной деятельности установлено, что прямая налоговая нагрузка не подлежит изменению в худшую сторону на период окупаемости проекта, но на срок не более 8 лет.

6. Закон о бюджете развития устанавливал правила, регулирующие поддержку государством отдельных ИП. Предусматривались 2 формы поддержки: предоставление бюджетного кредита и гарантий. Данные льготы предоставлялись ИП - победителям конкурсов.



Контрольные вопросы

1. Что такое инвестиции? Дайте определение инвестиций в соответствии с законодательно утвержденными документами.

2. Каковы наиболее существенные признаки инвестиций?

3. Классификация инвестиций по различным признакам.

4. Что такое реальные инвестиции и финансовые инвестиции?

5. Каковы направления вложений реальных инвестиций?

6. Каковы основные источники инвестиций?

7. Какие функции выполняют инвестиции на макроуровне и на микроуровне?

8. Что такое реинвестиции?

9. Охарактеризуйте роль денежных поступлений в инвестиционном процессе.

10. Как осуществляется государственная поддержка инвестиционной деятельности в России?