Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики. Государственное регулирование экономики – деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.
Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации.
Цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве основной цели можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.
Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание экономического цикла, обеспечение стабильного развития экономики, денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.
Объектами государственного регулирования часто являются различные отрасли и подотрасли народного хозяйства, регионы России.
В качестве объектов государственного регулирования выступают также отдельные виды предпринимательской деятельности, например связанные с заготовкой, реализацией и экспортом древесины ценных пород. Объектом государственного регулирования служат отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.
Государственный сектор экономики России включает различные части, структурные элементы. Смысл государственного предпринимательства заключается в создании условий, в том числе правовых, для деятельности государственного сектора экономики на принципах рыночной. При этом систематическое получение прибыли не всегда должно быть непременным условием предпринимательства в рамках государственного сектора экономики.
Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными административные, финансовые, иные отношения.
Государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею;
Создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование.
С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной и страховой деятельности. Кроме того, можно выделить такие сферы государственно-правового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения и различных отраслях национальной экономики. Так, С. С. Занковский предлагает выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных иконах, иных правовых актах.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе — государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство — незаконное явление. В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе сниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя сниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона.
Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства и регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г. А. Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционна принцип не явно выражен, а подразумевается.
Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой. Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования - основополагающая задача такого регулирования. Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:
· обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
· формирование государственного бюджета;
· защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
· обеспечение занятости населения;
· обеспечение безопасности и обороны страны;
· реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма;
· соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании".
Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как: необходимость эффективного управления государственной собственностью; необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг; обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику. На наш взгляд, при формировании основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности следует определить критерии для такой классификации. Пока не понятно, почему одни направления включены в указанный перечень, другие - нет. Здесь явно отсутствует научный подход к рассматриваемой проблеме. Особенность государственного регулирования в большинстве случаев раскрывается через категорию «деятельность». Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений. Говоря о соотношении таких понятий, как «государственное регулирование», «государственное управление» и «государственное воздействие», отметим, что первое понятие более узкое, нежели два последних.
В юридической литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику. К ним относятся: государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею; создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование. С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности. Кроме того, можно выделить такие сферы государственно-правового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью. С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах. Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе - государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство - незаконное явление. Одним словом, вмешательство вмешательству рознь.
В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона. Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г. А Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается. Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой". В противном случае вмешательство государства в сферу предпринимательства будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ.
Основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности:
1. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности;
2. Использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов);
3. Государственное регулирование национального рынка России;
4. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью;
5. Государственное регулирование международных экономических отношений.
Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики. Государственное регулирование экономики – деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.
Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации.
Цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве основной цели можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.
Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание экономического цикла, обеспечение стабильного развития экономики, денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.
Объектами государственного регулирования часто являются различные отрасли и подотрасли народного хозяйства, регионы России.
В качестве объектов государственного регулирования выступают также отдельные виды предпринимательской деятельности, например связанные с заготовкой, реализацией и экспортом древесины ценных пород. Объектом государственного регулирования служат отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.
Государственный сектор экономики России включает различные части, структурные элементы. Смысл государственного предпринимательства заключается в создании условий, в том числе правовых, для деятельности государственного сектора экономики на принципах рыночной. При этом систематическое получение прибыли не всегда должно быть непременным условием предпринимательства в рамках государственного сектора экономики.
Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными административные, финансовые, иные отношения.
29) Понятие,методы и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и "общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на: 1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д; 2)прямое. Сюда относят регулирование финансовый деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации. Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами: 1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности; 2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений; 3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений; 4) контролем за использованием общенациональных ресурсов; 5)социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения. К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят: 1)установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны; 2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.). Государственное управление в широком смысле - это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органов власти. Методы государственного регулирования делятся на: ^административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование; 2)экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование; 3) морально-политические (убеждение, массовая информация). Функции государственного управления: 1) прогнозирование. Прогноз бывает ежегодным, краткосрочным и долгосрочным, носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием; 2)планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение); 3) подбор и расстановка кадров; 4) материально-техническое оберпечение; 5 {финансирование; 6) информационное обеспечение; 7(оперативное управление собственностью; 8) нормативное регулирование; 9)учет и контроль.
30) Обеспечение ПД необходимыми финансовыми ресурсами возможно в следующих правовых формах:
Система бюджетного финансирования – использование бюджетных средств осуществляется в основном в рамках приоритетных государственных программ развития промышленности, с/х, транспорта и т.д.бюджетное финансирование ПД необходимо субъектам на начальном этапе развития , а также тем, чья деятельность является заведомо убыточной .
Финансирование – безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций, учреждений для осуществления их уставной деятельности.
Финансирование ПД – это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в различных формах для осуществления ПД.
Отличия финансирования от инвестирования:
В зависимости от источника финансирования:
Бюджетное финансирование ПД носит целевой характер и осуществляется в следующих формах:
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Предоставление субсидий и субвенций , в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается (статья 78 БК РФ):
Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями , влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.
Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ю/л или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.
Бюджетное кредитование ПД – предоставление бюджетных средств в собственность ю/л н возмездной и возвратной основе.
Возможности федерального бюджета по предоставлению организациям бюджетного кредита как одной из форм расходов федерального бюджета могут быть оценены исходя из положения, установленного Указом Президента РФ от 08.07.1994 №1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета » , согласно которому Правительству РФ поручено предусматривать при разработке проектов федерального бюджета на последующие годы направление до 4% совокупных расходов федерального бюджета на предоставление краткосрочной финансовой поддержки предприятиям.
Отличительными признаками бюджетного кредитования являются:
Кредиты, предоставляемые ю/л за счет средств бюджетов, можно подразделить на два вида:
1. бюджетные кредиты, предоставляемые ю/л, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (статья 76 БК РФ);
2. бюджетные кредиты, предоставляемые государственным и муниципальным унитарным предприятиям (статья 77 БК РФ);
Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, предоставляемых в размере не менее 100 % кредита (статья 76 БК РФ).
Возмездность договора бюджетного кредитования заключается в уплате заемщиком процентов за пользование бюджетными средствами. Не допускается предоставление бюджетных кредитов ю/л, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, на условиях безвозмездности.
Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная ддя большинства стран с развитой экономикой.
Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов ддя достижения целей государственного регулирования - основополагающая задача такого регулирования .
Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:
обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
формирование государственного бюджета;
защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
обеспечение занятости населения;
" См.: Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 9-30, 32-33.
обеспечение безопасности и обороны страны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма;
соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании".
Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как:
необходимость эффективного управления государственной собственностью;
необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг;
обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику.
На наш взгляд, при формировании основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности следует определить критерии для такой классификации. Пока не понятно, почему одни направления включены в указанный перечень, другие - нет. Здесь явно отсутствует научный подход к рассматриваемой проблеме.
Особенность государственного регулирования в большинстве случаев раскрывается через категорию «деятельность». Поэтому государсгпвенное регулирование предпринимагпельской деягпельносгпи представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.
Говоря о соотношении таких понятий, как «государственное регулирование», «государственное управление» и «государственное воздействие», отметим, что первое понятие более узкое, нежели два последних .
В юридической литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику. К ним относятся:
государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею;
создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование .
С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности. Кроме того, можно выделить такие сферы государственно-правового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Так, С. С. Зан- ковский предлагает выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики . Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе - государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство - незаконное явление. Одним словом, вмешательство вмешательству рознь.
В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона.
Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности . Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г, А Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается.
Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой", В противном случае вмешательство государства в сферу предпринимательства будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ,
В связи с этим можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, например:
антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности;
использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов);
государственное регулирование национального рынка России; государственный контроль за предпринимательской деятельностью;
государственное регулирование международных экономических отношений.
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран -