Формируем и используем резервный фонд. Резервный фонд российской федерации

Формируем и используем резервный фонд. Резервный фонд российской федерации

Сейчас многие говорят и пишут о том, как сократился резервный фонд и ФНБ России , когда закончатся средства ФНБ и резервного фонда, и т.п. Так что я тоже решил не оставаться в стороне, и напишу немного своего мнения по этим вопросам – по использованию средств резервных фондов РФ. Но для начала немного теории и аналитики, чтобы хорошо представить себе, о чем вообще идет речь.

Итак, вообще наличие резервного фонда – это нормальная и необходимая практика для любого субъекта хозяйствования: от государства до отдельно взятого человека. Средства резервных фондов служат т.н. финансовой “подушкой безопасности”, которую всегда можно использовать при наступлении неких форс-мажорных ситуаций, требующих финансирования.

Россия задумалась о необходимости создания государственных резервов в начале 2000-х годов, и 1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд (идея его создания принадлежала тогдашнему министру финансов Алексею Кудрину). Стабилизационный фонд формировался из ведущих мировых валют (в первую очередь – долларов и евро), а также высоконадежных облигаций развитых стран. Первоначальный объем стабилизационного фонда составлял всего 5,9 млрд. долларов или 171,3 млрд. рублей.

На протяжении последующих лет стабилизационный фонд России постепенно пополнялся, а в преддверии финансового кризиса 2008 года, а точнее – 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд, объем которого на тот момент составлял уже 156,81 млрд. долларов или 3,849 трлн. рублей, был разделен на два разных фонда:

  1. Резервный фонд (на тот момент – 125,19 млрд. долларов или 3,058 трлн. рублей);
  2. Фонд Национального Благосостояния ФНБ (на тот момент – 32 млрд. долларов или 783 млрд. рублей).

Рассмотрим кратко основные характеристики этих фондов.

Резервный фонд РФ.

Резервный фонд России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по этим статьям бюджета, а также за счет доходов от управления активами самого фонда. При этом в резервный фонд направлялись нефтегазовые доходы, не превышающие 7% от ВВП государства, а остальная часть таких доходов направлялась в Фонд Национального Благосостояния.

Размер Резервного фонда в первые месяцы его основания сначала немного рос, но уже с сентября 2008 года начал планомерно снижаться. На текущий момент из первоначальных 125 млрд. долларов в нем осталось всего 16 млрд. долларов, и это уже составляет чуть более 2% к ВВП (вместо запланированных 7%).

Фонд Национального Благосостояния (ФНБ) РФ.

ФНБ России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по данным бюджетным статьям и превышающих нормативные отчисления в резервный фонд РФ, а также за счет доходов от управления активами фонда.

У Фонда Национального Благосостояния четко определено назначение – софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. То есть, ФНБ был создан как часть механизма пенсионной системы, призванная обеспечить ее стабильность.

ФНБ РФ частично входит в состав России, а частично – не входит. Это объясняется тем, что в активах ФНБ имеются как допустимые по уровню риска активы для ЗВР, так и недопустимые, более рисковые, но и более доходные.

С момента своего создания ФНБ России, в отличие от резервного фонда, сначала наоборот, преимущественно рос. К 2009 году он достиг объема 90 млрд. долларов и до 2012 колебался в пределах этой отметки, после чего начал постепенное снижение. С декабря 2014 объем ФНБ снизился ниже отметки 80 млрд. долларов, и на 1 января 2017г. составил 71,87 млрд. долларов.

Что интересно, ФНБ не просто держит средства в высоконадежных активах, а и занимается более рисковой деятельностью, например, кредитованием. Крупные кредитные транши из ФНБ получали банк ВТБ, Роснефть, Росатом и другие компании. Следует понимать, что ликвидность таких активов существенно ниже, то есть, заемщики не смогут мгновенно вернуть взятые кредиты. А это значит, что далеко не все средства ФНБ РФ есть возможность сразу же при необходимости использовать.

Расходование средств резервного фонда и ФНБ России.

Ну а теперь переходим к самому интересному – к тому, что объемы этих фондов в последние годы серьезно снизились, и уже многие экономисты предсказывали и предсказывают их полное истощение в ближайшем будущем, в частности называют 2017-2018 годы.

Что мы имеем по факту. Объем резервного фонда РФ только за декабрь 2016 год в долларовом эквиваленте снизился почти в 2 раза (с 31,30 до 16,03 млрд. долларов), а за весь 2016 год – в 3,12 раз (с 49,95 млрд. долларов). За последние 3 года с начала 2014 года объем резервного фонда снизился в 5,45 раз (с 87,38 млрд. долларов). Логично предположить, что в 2017 году при продолжении использования он действительно полностью иссякнет (либо же там останется какая-то символическая сумма).

С ФНБ пока не такая страшная картина: в долларовом эквиваленте за 2016 год он практически не изменился, в рублевом – снизился на 17% (из-за укрепления рубля к доллару). Однако, это благодаря тому, что на покрытие дефицита бюджета и прочие недостающие расходы все это время использовался преимущественно резервный фонд. Теперь его уже практически не осталось, и вероятно, придется “залезать” и в ФНБ.

Если рассматривать только покрытие бюджетного дефицита, то согласно официально принятому бюджету, он в 2017 году запланирован на уровне 2,75 трлн. рублей. Если покрыть только эту официальную цифру за счет средств ФНБ, его размер уменьшится с нынешних 4,36 трлн. рублей в 2,7 раз, и на конец года в фонде останется только 1,71 трлн. рублей. И при продолжении тенденции этой суммы уже может не хватить в следующем 2018 году.

Собственно об этом и тревожатся многие экономисты, как видите, расчет тут очень простой и логичный. А с учетом того, что еще не все средства ФНБ можно вот так просто взять и использовать (ведь частично они вложены в кредиты, то есть, не доступны на конкретный момент), то реальных возможностей у Фонда Национального Благосостояния еще меньше.

Конечно, нельзя на 100% утверждать, что резервный фонд и ФНБ РФ будут потрачены. Потому что для финансирования недостающих расходов можно использовать и другие инструменты, например, внешние и внутренние займы. К внешним займам в наиболее выгодных финансовых структурах западных стран для России сейчас дорога закрыта из-за санкций, но при желании можно найти более дорогие кредиты, допустим, в странах Азии.

Также можно пойти по пути внутренних займов, выпуская долговые обязательства. И этот механизм уже запущен: Минфин начал выпуск и размещение ОФЗ, пока не на столь значительные суммы.

Здесь нужно вспомнить, что в 2008 году активное привлечение внутренних займов через ГКО привело к страны (Россия отказалась платить по ГКО), поэтому с данным инструментом следует быть осторожным как эмитенту, так и желающим занять свои деньги государству.

К чему можно прибегнуть еще? К устранению или снижению дефицита бюджета путем увеличения некоторых доходных статей и сокращения расходных. Судя по опыту, это может быть поднятие налогов и снижение социальных расходов. Отдельные шаги в этом направлении тоже уже ведутся, например, расходы на медицину в 2017 годы снижены на треть.

В общем, варианты есть, но все они несут свои трудности, и пока еще реально проблему дефицита бюджета не решают – он есть и довольно большой.

Стоит ли тратить средства ФНБ и резервного фонда РФ?

Ну и в заключение напишу, что я думаю по данному вопросу. Само по себе использование резервных фондов – это вполне нормальная практика, ведь ради этого они и создаются. Другой вопрос в том, что резервные фонды предназначаются для использования в форс-мажорных ситуациях, после чего их необходимо восстанавливать для обеспечения последующей такой же возможности. И вот когда восстановления не происходит – это уже проблема.

Мои постоянные читатели знают, что я люблю сравнивать государство/предприятие с человеком или семьей в части необходимости ведения бюджета, учета доходов и расходов, формирования денежных фондов и т.д. Сегодня, чтобы было проще понять, я проведу обратное сравнение.

Вот представьте: есть человек, у которого сформированы в размере 6 месячных доходов. И в какой-то момент этот человек теряет работу, теряет свои доходы – у него возникает форс-мажорная ситуация. Человек начинает использовать свой резервный фонд, которого ему хватит, чтобы безбедно прожить 6 месяцев. Но что он должен делать одновременно? Правильно: искать новую работу, новые источники дохода! И если за этот период он не найдет таких источников, его резервный фонд истощится, и вот тут наступит настоящее финансовое бедствие.

Что делает сейчас Россия по аналогии с этим человеком? Она утратила свою “работу” – доходы от продажи нефти, цена на которую существенно упала, и при этом не ищет новую “работу”, а просто потихоньку “проедает” накопленные резервы. Еще больше ситуацию усугубляют санкции и антисанкции – это по аналогии означает, что теперь человека не везде то и возьмут на работу, самая интересная и перспективная работа для него закрыта.

В данной ситуации человек должен стремиться максимально исправить, улучшить свою репутацию, чтобы найти новые источники дохода, ведь времени осталось не так много. Россия ничего этого не делает, а просто гордо ждет, когда опять поднимутся цены на нефть, чтобы она могла жить и зарабатывать “по прежнему”. А поднимутся ли они, да еще в такой короткий оставшийся срок – это большой вопрос. Это все равно, что человек бы сидел и ждал, когда его вновь позовут на работу, с которой уволили, ведь он же считает себя очень ценным и незаменимым работником.

В общем, как по мне, это совершенно тупиковая позиция, но к чему она в результате приведет – будем наблюдать. Пока что ситуация нерадужная.

Теперь вы имеете представление о том, что такое резервный фонд и ФНБ России, как они изменяются, когда могут закончиться средства фондов и почему. Выводы делайте сами.

До новых встреч на ! Повышайте свою финансовую грамотность и учитесь самостоятельно анализировать финансово-экономическую ситуацию.

  • 34. Назначение, особенности формирования и направления использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
  • 36. Бюджет субъекта рф, состав его доходов и расходов.
  • 37. Расходные обязательства субъектов рф
  • 39.Расходные обязательства муниципальных образований.
  • 40. Назначение, особенности формирования и исполнения местного бюджета.
  • 41. Формы расходования бюджетных средств, предусмотренные Бюджетным кодексом рф.
  • 42. Собственные доходы бюджетов субъектов рф и бюджетов муниципальных образований.
  • 48. Особенности формирования бюджетов Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования
  • 49. Межбюджетные трансферты: понятие, необходимость предоставления и формы
  • 50. Содержание и значение бюджетной политики государства. Основы разработки бюджетной политики в Российской Федерации.
  • 52. Основные направления бюджетной политики рф на современном этапе.
  • 53. Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов рф.
  • 54. Межбюджетные отношения в рф: принципы, проблемы, пути совершенствования.
  • 43. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: цели создания, источники формирования, управление средствами

    Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

    Резервный фонд формируется за счет:

    Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

    Доходов от управления средствами Резервного фонда.

    Средства Резервного фонда могут использоваться на досрочное погашение государственного внешнего долга. С 1 января 2010 г. средства Фонда не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

    Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

    Фонд национального благосостояния формируется за счет:

    Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

    Доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния

    Управление средствами осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

    Управление средствами Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния может осуществляться следующими способами:

    1) путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной в ЦБ РФ. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

    2) путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством РФ.

    Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

    44.Бюджет Пенсионного фонда РФ, состав его доходов, расходов и источников финансирования дефицита. Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: · страховых взносов; · средств федерального бюджета; · сумм пеней и иных финансовых санкций; · доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; · добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц; · иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. За счет бюджета пенсионного фонда РФ финансируется выплата пенсий, предусмотренных законодательством РФ, включая трудовые пенсии (в том числе трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца), социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Средства бюджета пенсионного фонда РФ , в соответствии с федеральным законом о бюджете пенсионного фонда РФ, направляются также на доставку пенсий, выплачиваемых за счет этого бюджета, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика.

    Источники финансирования дефицита бюджета ПФ:

    Уменьшение/ увеличение остатков денежных средств финансового резерва

    бюджета ПФ РФ

    Увеличение/уменьшение остатков финансовых резервов бюджетов

    Курсовая разница по средствам финансового резерва бюджета ПФ РФ

    Увеличение/уменьшение остатков средств пенсионных накоплений бюджета ПФ РФ

    Дубкова Лилия,
    Юрисконсульт по корпоративному праву Группы компаний «Юриспруденция Финансы Кадры»

    Предприятия различных организационно-правовых форм в процессе своей деятельности могут формировать различные фонды для резервирования средств на финансирование тех или иных мероприятий. К таким фондам, в первую очередь, относится - резервный фонд.

    Резервный фонд (капитал) - это часть собственного капитала, формируемого, из прибыли организации для покрытия возможных убытков и потерь. Величина резервного капитала и порядок его образования определяются законодательством РФ и уставом организации.

    Резервный фонд может создаваться как в обязательном, так и добровольном порядке.

    В соответствии с п. 1 статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в обязательном порядке должны создавать резервный фонд акционерные общества.

    Резервный фонд входит в состав собственного капитала предприятия. Он формируется за счет нераспределенной прибыли предприятия. По решению акционеров определенная сумма чистой прибыли направляется в резервный фонд ежегодно. Размер резервного фонда акционерного общества должен составлять не менее 5% от уставного капитала общества. Размер ежегодных отчислений может предусматриваться уставом акционерного общества, но не должен быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, определенного уставом акционерного общества.

    Резервный фонд акционерного общества предназначен для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций и выкупа акций акционерного общества в случае отсутствия иных средств.

    Как правило, акционерное общество выкупает собственные акции в том случае, если, например, у него возник избыток средств или оно приняло решение об уменьшении уставного капитала. Если при выкупе акций цена, по которой они были приобретены, превышает их номинальную стоимость, то отрицательная разница, образующаяся в результате выкупа акций, может покрываться за счет резервного фонда. При этом резервный капитал используется на погашение отрицательного результата от выкупа акций.

    При погашении облигаций сумма, выплачиваемая их держателям, состоит из номинальной стоимости этих облигаций и процентов по ним. Средства резервного фонда возможно направлять на погашение данных процентов.

    Резервный фонд акционерного общества не может быть использован для иных целей.

    Согласно пп. 12 п. 1 статьи 65 Закона об акционерных обществах использование резервного капитала относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

    Общества с ограниченной ответственностью могут создавать резервный фонд в добровольном порядке в размере, установленном уставом общества. Порядок использования резервного фонда законодательством не установлен и относится к исключительной компетенции собрания участников общества.

    Общества с ограниченной ответственностью сами определяют величину резерва, сумму ежегодных отчислений в него и цели, на которые фонд можно расходовать. Так, резервный фонд может быть использован для покрытия убытков, для погашения облигаций, для выкупа долей. Однако, для выплаты денежных средств резервный фонд не используется. Использование резервного фонда позволяет только уменьшить сумму убытка, отражаемую в бухгалтерской отчетности фирмы.

    Создание резервного фонда также предусмотрено почти для всех видов некоммерческих корпоративных организаций. И для большинства из них создание такого фонда является обязательным. Так, в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», кооперативы в обязательном порядке формируют резервный фонд, который является неделимым и размер которого должен составлять не менее 10 процентов от паевого фонда кооператива. Устав кооператива определяет порядок формирования и использования резервного фонда. До формирования в полном объеме резервного фонда кооператив не вправе осуществлять кооперативные выплаты, начисления и выплату дивидендов по дополнительным паевым взносам членов кооператива, а в кредитном кооперативе также получать займы от членов кооператива и ассоциированных членов кооператива.

    Для некоторых некоммерческих корпоративных организаций решение о создании резервного фонда остается добровольным. Например, Закон РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации» допускает, но не обязывает формировать резервный фонд.

    Обязательный порядок формирования резервного фонда предусмотрен для унитарных предприятий. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Недостаточная величина обязательного резервного фонда свидетельствует либо о недостаточности прибыли, либо об использовании резервного капитала на покрытие убытков. Бухгалтерские записи по формированию резервного фонда составляются по окончании финансового года на основании приказа (распоряжения) руководителя и оформляются бухгалтерской справкой. В уставе унитарного предприятия должна быть указана цель использования средств резервного фонда.

    Кроме того, согласно п. 2 статьи 16 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие за счет чистой прибыли также может создавать иные фонды в порядке, предусмотренном уставом унитарного предприятия. Например, уставами ФГУП ФСИН России путем отчислений от чистой прибыли предусмотрено право формирования следующих фондов специального назначения:

    • фонда социальной сферы, средства которого используются на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний;
    • жилищного фонда, средства которого используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
    • фонда материального поощрения работников предприятия, средства которого используются для материального поощрения работников предприятия в соответствии с коллективным договором на предстоящий год.

    В свою очередь, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества по своему усмотрению могут создавать за счет чистой прибыли и другие фонды специального назначения, например, фонд накопления, потребления, социальной сферы, производственного и социального развития, акционирования работников общества, для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, благотворительный фонд. Решение об их формировании принимает общее собрание участников или акционеров. Если акционеры (участники) общества приняли решение о создании каких-либо фондов, то такие фонды рассматриваются как часть резервного капитала. Средства фондов специального назначения можно расходовать исключительно на те цели, которые предусмотрены уставом общества, решением о создании фонда или иными локальными актами. Фонд акционирования работников, который может быть сформирован в акционерном обществе, расходуется только на приобретение акций акционерного общества, продаваемых его акционерами, для последующего их размещения среди работников.

    В свою очередь, саморегулируемые организации вправе формировать в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) компенсационный фонд. Создание этого фонда в соответствии с Федеральным законом РФ от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» является обязательным за исключением случаев, когда саморегулируемой организацией в разрешенных законом случаях принят другой способ обеспечения ответственности своих членов - страхование.

    Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена. Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании. Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.

    В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» может быть создан Специальный фонд. Данный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому товариществу, а также прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие предусмотренным уставом такого товарищества задачам.

    Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы могут создавать такие специализированные фонды, как страховой фонд, гарантийный фонд, неделимый фонд, иные фонды.

    При создании страхового фонда сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы сами устанавливает размер и источник формирования данного фонда. Страховой фонд может использоваться в следующих случаях:

    • на погашение долга заемщика в случае его ликвидации или банкротства;
    • на возмещение потерь по финансовым вложениям;
    • в случае стихийных бедствий.

    Гарантийный фонд формируется как неделимый и возобновляемый фонд кооператива с целью укрепления системы кредитной кооперации в Российской Федерации и расширения доступа членов кооператива к бюджетным финансовым ресурсам, привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов финансово-кредитных учреждений.

    Задачами гарантийного фонда являются:

    • предоставление денежных средств для покрытия убытков по невозвратным займам;
    • предоставление денежных средств для покрытия кассового разрыва в кредитных кооперативах второго уровня - членов кооператива, в том числе для защиты сбережений пайщиков;
    • предоставление гарантий (поручительств) по займам членов кооператива перед внешними финансовыми и другими организациями.

    Неделимый фонд - это часть имущества, не подлежащая в период существования кооператива разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выплате при прекращении ими членства в кооперативе, он используется в текущей деятельности в соответствии с целевым назначением. В неделимый фонд входят резервный фонд, страховой фонд, гарантийный фонд, имущество кооператива, приобретенное им в процессе его деятельности, другое имущество кооператива, относимое к неделимому фонду по решению общего собрания. В основном, фонды и резервы в кредитных кооперативах формируются за счет целевых взносов пайщиков, а также за счет части чистой прибыли.

    Журнал "Акционерное общество" № 1 2016 год

    В декабре правительство потратило все средства Резервного фонда. Более 1 трлн руб. было направлено на покрытие дефицита бюджета. В 2018 году дефицит будет финансироваться за счет средств ФНБ

    Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

    В декабре Минфин полностью потратил средства Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета, говорится в сообщении на сайте ведомства. Остатки Резервного фонда — $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд — были реализованы в Центробанке за 1 трлн руб. и зачислены на единый счет федерального бюджета. В результате на счетах Резервного фонда «сформировались нулевые остатки» и 1 февраля 2018 года, как и было задумано в прошлом году, он прекратит свое существование, отмечается в сообщении Минфина.

    Резервный фонд обнулился еще 22 декабря, когда на финансирование бюджетного дефицита были потрачены последние 54 млрд руб., показывает статистика казначейства. В январе—ноябре 2017 года Резервный фонд оставался нетронутым. Дефицит бюджета в 2017 году, по оценкам Минфина, составил около 1,6% ВВП (1,5 трлн руб.).

    Минфин неоднократно предупреждал об исчерпании Резервного фонда к концу 2017 года. Еще в начале 2016 года , что при сохранении темпов использования средств фонда он будет исчерпан к 2017 году. После этого дефицит бюджета придется покрывать за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ), .

    В 2017 году правительству удалось значительно сократить траты суверенных резервов — чистая их трата составила около 790 млрд руб. вместо запланированных 1,7 трлн, Силуанов журналистам 10 января. «Это было сделано благодаря работе бюджетного правила, которое предусматривает направление нефтегазовых доходов сверх цены в $40 за баррель в резервы правительства», — сказал он.

    Своего максимума в рублевом выражении Резервный фонд достигал в начале 2015 года — 5,86 трлн руб., а максимума в отношении к размеру экономики — в начале 2009 года: 12,5% ВВП. За 2016 год объем Резервного фонда сократился в 3,7 раза — с 3,64 трлн руб. до менее 1 трлн.

    Теперь у России остался один суверенный фонд, но он вновь начнет пополняться в этом году. В 2017 году Минфин уже получил дополнительные нефтегазовые доходы на сумму, ориентировочно, 829 млрд руб. — на них покупалась иностранная валюта, которая до 1 октября 2018 года будет перечислена в ФНБ. В рамках постоянного бюджетного правила весь объем нефтегазовых сверхдоходов будет направляться в ФНБ.

    Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда. Первый являлся источником финансирования бюджетного дефицита в случае резкого падения доходов казны. Второй же создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу, хотя по существу эта функция так и не заработала. Например, в 2008-2009 годах часть ФНБ была потрачена на антикризисную помощь банкам (в результате фонд сейчас владеет привилегированными акциями ВТБ, Газпромбанка и Россельхозбанка на 279 млрд руб.). Другую часть средств было решено инвестировать в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты, такие как модернизация Транссиба и БАМа или строительство АЭС в Финляндии.

    Ликвидные остатки

    На 1 января 2018 года объем ФНБ в рублевом эквиваленте составляет 3,75 трлн руб. Но, как следует из расчетов РБК, основанных на данных Казначейства, лишь 59% этого объема (2,2 трлн руб.) — свободные ресурсы, которые могут быть в любое время взяты со счетов в ЦБ и использованы для финансирования бюджетного дефицита или дефицита Пенсионного фонда.

    Остальное вложено в финансовые активы — депозиты во Внешэкономбанке (222,5 млрд руб. плюс $6,25 млрд), привилегированные акции ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка (279 млрд руб.), ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов (113 млрд руб. и $4,1 млрд, которые размещены в привилегированных акциях РЖД и Атомной энергостроительной корпорации, облигациях «Ямал СПГ», «Запсибнефтехима» и т.д.), депозиты в ВТБ и Газпромбанке для финансирования инфраструктурных проектов (164 млрд руб.). Еще $3 млрд из ФНБ были инвестированы в конце 2013 года в покупку еврооблигаций Украины, по которым она отказалась платить после смены власти в стране.

    Ликвидные средства ФНБ, хранящиеся на валютных счетах в Центробанке, могут размещаться в высоконадежных облигациях иностранных государств, например .

    В течение 2018 года Минфин валюту для ФНБ примерно на 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов при ценах на нефть $54-55 за баррель, оценивал Силуанов (эти суммы, соответственно, будут переведены в ФНБ уже в 2019 году). При $60 объем закупок валюты составит 2,8 трлн руб.

    В новом году средства ФНБ станут основным наряду с заимствованиями источником покрытия дефицита федерального бюджета — из ФНБ планируется использовать 586 млрд руб. Но в последующие два года, когда ФНБ уже почти не будет тратиться, а только пополняться, главным источником покрытия дефицита станут заимствования. Дефицит бюджета при этом установится в пределах 1% ВВП.

    Резервные фонды бюджетов - это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

    Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

    Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.

    Порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

    Резервные фонды призваны:

    Обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренное по бюджету мероприятий даже в тех случаях, когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины;

    Способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость;

    Выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы;

    Маневрировать денежными средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов;

    Удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.

    Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджетов характеризуются специфическими чертами:

    Они относятся к централизованным резервам общества и имеют широкую сферу применения;

    Их отличает масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий;

    Их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер;

    Они универсальны по направлениям использования, т.к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением чрезвычайных и непредвиденных событий событий.

    Источник формирования резервных фондов - средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней.

    Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом, поскольку представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов.

    В отличие от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течение бюджетного года, используются только в период наступления определенного рода событий и обстоятельств. Если же в течение бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства.

    В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в местных бюджетах - резервные фонды органов местного самоуправления.

    Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

    Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год.

    Использование средств резервных фондов происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжении которых они были созданы. Средства направляются на финансирование непредвиденных затрат.

    Форма расходования средств резервных фондов определяется функциональным назначением выделяемых ресурсов. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они обязаны ежеквартально информировать соответствующие органы законодательной (представительной) власти и местного самоуправления о расходовании средств резервных фондов.

    Функционирование резервных фондов в бюджетах всех уровней бюджетной системы, многофункциональность их назначения требуют создания разнообразных видов резервных фондов. Это объясняется различными по составу полномочиями, возложенными на каждый уровень власти, от которых зависит потребность в резервах и с чем связана дифференциация видов и целей использования. Кроме того, существование множества видов бюджетных резервов вызвано большим количеством непредвиденных событий и обстоятельств, обслуживание которых на них возложено.

    В России в состав резервных фондов бюджетов входят: Резервный фонд Президента РФ, резервные фонды президентов республик в составе РФ, резервные фонды органов исполнительной власти. В качестве резерва может использоваться также превышение доходов над расходами, образовавшееся в процессе исполнения бюджета.

    Резервные фонды по функциональному назначению подразделяют на: стратегические, страховые и оперативные.

    Стратегические бюджетные резервы предназначены для финансирования расходов крупномасштабного характера, рассчитанные на перспективу: развития перспективных наукоемких производств, освоения вновь открытых месторождений полезных ископаемых, укрепления обороноспособности страны. На эти цели частично используются средства резервного фонда Президента РФ и резервного фонда Правительства РФ.

    Страховые бюджетные резервы позволяют обеспечить бесперебойное развитие экономики и жизнедеятельность населения при возникновении крупномасштабных стихийных бедствий и катастроф, восполняют ущерб, нанес, такими чрезвычайными событиями. К ним, прежде всего, относится Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, который выполняет функции централизованного страхового фонда. Аналогичные фонды могут создаваться в бюджетах субъектов РФ.

    Оперативные бюджетные резервы формируются с целью финансирования непредусмотренных мероприятий неотложного характера, ликвидации внутригодовых кассовых разрывов и т.п. Для решения этих задач в бюджетах создаются фонды непредвиденных расходов, оборотная кассовая наличность и др.

    Резервный фонд Российской Федерации

    Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России.

    Стабилизационный фонд Российской Федерации , основанный 1 января 2004 года, являясь частью федерального бюджета, создавался государством с целью отчисления в него сверхдоходов от экспорта нефти и стабилизации экономики страны. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне $20 за баррель).

    Резервный фонд, в отличие от Стабилизационного фонда, помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

    Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

    Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

    Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

    Резервный фонд Российской Федерации формируется за счет:

    Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

    Доходов от управления средствами Резервного фонда.

    Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета.

    Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

    Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

    Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

    Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

    Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.