Финансовая грамотность у детей. Дайте ребенку знания о деньгах. Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка

Финансовая грамотность у детей. Дайте ребенку знания о деньгах. Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Долги и кредиты

Знания о деньгах могут помочь Вашему ребенку избежать некоторых из самых крупных финансовых ошибок, которые люди совершают. Может, Вы и сами прошли через часть из этих ошибок?

Я говорю о долгах и кредитах, а точнее о глубокой задолженности и банкротстве. Вот некоторые статистические данные, которые стоит учитывать:

Каждый год в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов человек.

В среднем каждая семья имеет по крайней мере одну кредитную карту или кредит. Средняя сумма задолженности на семью приходится на уровень в 400000 рублей.

Научите Вашего ребенка с детства управлять деньгами, и они смогут избежать этих несчастных ситуаций. Поверьте, он не хочет знать, что такое стресс от наличия огромного долга за спиной.

Такие ситуации, чаще всего, случаются из-за недостаточного финансового планирования, перерасхода средств и отсутствия знаний, как сохранять деньги для будущего. Всему этому Вы можете научить Вашего ребенка прямо сейчас. Не важно, шесть ему лет или шестнадцать, никогда не бывает слишком рано или поздно, чтобы начать учиться финансам.

Мы подошли к следующей теме, которую я хотел затронуть. Когда можно начинать обучать ребенка финансовой грамотности и как это делать?

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

Приведу Вам в качестве примера несколько концепций, чему можно учить ребенка в разном возрасте.

До школы.

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и заем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

Высшая школа.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. Ниже хочу еще затронуть тему о возможностях, которые дает нам повседневная жизнь, чтобы учить детей финансовой грамотности. Нужные моменты случаются постоянно, Вам нужно научиться их распознавать.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

А как Вы разговариваете со своими детьми о деньгах? Поделитесь в комментариях к статье своим опытом обучения детей финансовой грамотности.

Добрый день, мамы и папы, бабушки и дедушки!

Задумывались ли вы когда-нибудь об отношении вашего ребенка к деньгам? К сожалению, в наших школах обращению с финансами не учат, но отсутствие элементарных навыков в этой сфере жизни может серьезно навредить карьере и даже личному счастью.

Уроки финансовой грамотности ребенка необходимы, и проводить их приходится родителям. Как не сделать малыша чересчур жадным или расточительным?

Понимаю, что многие будут не согласны с таким подходом к этому вопросу, как у меня. Но вот вам мое мнение, в ответ готова услышать ваше. Пишите комментарии в конце статьи. Вместе будем разбираться.

До 3 лет знакомить ребенка с понятием денег не стоит: это пока выше его понимания. Малыш исследует мир и лишь замечает, что в магазине вы протягиваете продавцу какие-то бумажки, а он взамен дает вещи или продукты.

С 4 лет кроха начинает вполне сознательно выпрашивать те или иные игрушки и сладости, хитрит, порой устраивает сознательные истерики. Вот здесь и пришла пора учить, как тратить деньги.

Представьте: вы приходите в магазин, а ваше чадо выпрашивает у вас то одну игрушку, то другую, то конфеты, то сладости… список можно продолжать бесконечно.

Остановитесь и спокойно скажите: у нас есть определенная сумма (если малыш умеет считать, можно обозначить цифру). На эти деньги можно купить или одну большую игрушку, или одну маленькую и конфету.

Пусть ребенок выберет. И даже если истерика продолжится, отнеситесь к ней с философским спокойствием более сильного и мудрого человека.

Как поступить со старшим ребенком 5-7 лет? Здесь все гораздо проще. Берите его с собой за покупками. На кассе дайте ему немного денег: пусть он протянет их продавцу или оплатит вещь, которую он сам выбрал. Так дети поймут, что за определенную сумму дают некоторое количество вещей или продуктов.

С 7 лет ребенок идет в школу и приобретает некоторую долю финансовой самостоятельности. Ему необходимы будут карманные деньги. И важно, чтобы он тратил их разумно, а не развлечения или ненужные вещи.


Вот тут и встает вопрос, как зарабатывать ребенку свои первые деньги. Рабочее место ему должны предложить папа и мама.

Учим зарабатывать

Согласитесь, что малыш должен понимать: вы ходите на работу, тратите свое время и силы, зарабатывая средства, чтобы обеспечить семью. Но как это правильно сделать?

Лучше всего – платить ему за выполнение поручений, не балуя при этом подарками без повода. Если ребенок привык, что родители каждый день приносят ему подарки, выполняют любую прихоть, во взрослой жизни такому малышу придется трудно. Он ведь знает, что родители все купят и решат любую проблему. Зачем тогда работать и напрягаться?

Так что по мере взросления крохи делайте подарки только по поводу (День рождения, школьные праздники, Новый год и т.д.). Если ребенок мечтает о какой-то вещи, пусть заработает хотя бы часть средств на нее.

Понятно, что их будут давать родители, но отношение к деньгам будет более бережное и аккуратное. Заработанные средства чадо уже не потратит на конфеты или жвачки, а будет бережно собирать, например, на коньки или ролики.

Платные поручения


Какие же платные поручения можно давать, чтобы заработок не превратился в шантаж?

Стоит объяснить, что у каждого члена семьи есть платные и бесплатные обязанности. Так, уборка, приготовление обеда, шитье – обязанности мамы, которые она выполняет для всех членов семьи бесплатно, иначе все будут ходить голодные и грязные.

Папа помогает нести тяжелые сумки, исправляет, если что-то в доме сломалось. Это мужские обязанности. Что должен делать ребенок? Он может застелить свою постель и убрать игрушки. Пусть порядок в детской будет его бесплатной обязанностью.

А вот официальная работа родителей – это общественные обязанности, за которые платят. И если они выполняют работу хорошо или делают ее за кого-то, получают премию.

Премируйте и своего ребенка! Он ходит в школу? Это его работа. Пообещайте определенную сумму к концу четверти, если он окончит ее без троек. Многие родители пугаются такого подхода. Учеба, по их мнению, должна приносить удовольствие, малыш учится для своего блага.

Увы, школьная система образования такова, что удовольствие она давно перестала приносить даже самым прилежным детям. А понимание, что учеба важна для дальнейшего устройства в жизни приходит уже накануне поступления в институт, да и то не ко всем подросткам. Так что придется подкреплять сознательность финансово, и в этом нет ничего страшного.


Стоит ли платить за домашнюю работу?

А вот размышления о том, деньги за домашнюю работу ребенку стоит ли давать, требуют более тонкого подхода. Стоит, если эта работа не входит в его прямые обязанности по дому или отрывает от планов.

Девушке в 12-13 лет не нужно платить за помытую посуду, а вот в 7-8 лет этот факт можно поощрить. Постепенно подключайте ребенка к другим домашним делам, указывая на то, что он взрослеет и должен стать помощником родителям.

Но если у вас дача, и на ней надо выкапывать картошку на выходных, стоит поощрить финансово тот факт, что ребенок вам помог.

Предложите ему за эту работу более-менее стоящую сумму (по бюджету семьи) и поставьте перед выбором: или он остается дома и гуляет с друзьями, а деньги уйдут наемному работнику, или он сам помогает и получает эти средства. Такой подход будет вполне разумен, ведь вы нарушаете детские планы в законные выходные!

Способов для детей заработать в семье есть много. Важно четко установить обязанности каждого члена семьи и дать понять, что деньги зарабатываются трудом.

Как не вырастить жадину?


Вопрос с зарабатыванием средств маленьким человеком поднимает другую насущную проблему, как не быть скупым крохе. Ведь теперь он понимает, что ради копейки придется поработать, чтобы купить новую игрушку. Зачем тогда делиться с другими?

Удивительно, но скупые дети встречаются чаще в семьях, где родители проводят весь день на работе, а ребенок остается один, заваленный родительскими подарками.

Чтобы малыш не был скупым, папе и маме нужно правильно подойти к его воспитанию:

  • Посещайте детский сад или хотя бы общественные детские места. Берите с собой игрушки, но перед выходом оговаривайте: если другие детки захотят поиграть, малыш поделится с ними, иначе больше новых игрушек он не получит.
  • Позволяйте ребенку приводить друзей в дом (в разумных пределах!), угощайте их. Так малыш увидит, что вы тоже делитесь и не жадничаете.
  • Если кроха идет в гости к друзьям, дайте ему фрукты или сладости, которыми он может их угостить.
  • Когда родители все время находятся на работе, принесенные ими подарки малыш рассматривает как часть папы и мамы, поэтому ему так трудно расстаться с этими вещами. Выход – проводить больше времени с детьми, а не замещать любовь подарками.
  • Если в семье несколько детей, у каждого должно быть свое место для игр и учебы, свои вещи. Не стоит ущемлять одного за счет другого.


Другая сторона медали – расточительность и безотказность. Такая ситуация возможна при излишней опеке родителями, когда чадо растет бесхребетным, несамостоятельным и не может сказать «нет». Если его друзья без спроса берут игрушки, ломают их, предупредите, что другую такую вещь малышу уже не купят.

Но влазить в детские взаимоотношения не надо: пусть малыш сам проявит волю и выделит друзьям только те вещи, которые считает нужным.

Умные финансовые книги для детей

Если у вас, дорогие читатели, до сих пор остались вопросы, как научить ребенка финансовой грамотности, вам помогут книги для детей о деньгах:

  • Сергей Биденко, Ирина Золотаревич «ХОЧУ ЗАРАБАТЫВАТЬ. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»;
  • Роберт Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектор «Богатый папа, бедный папа для подростков»;
  • Ирина Озерова «Дети и деньги: все, что нужно знать ребенку, чтобы реально заработать. 33 способа детского заработка»;
  • Лилия Гольдберг «Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить»;
  • Владимир Довгань, Елена Минилбаева «Воспитай своего ребенка миллионером»;
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами».

Они будут полезны как подросткам, так и их родителям. Лучше обращаться к отечественной литературе: она более приближенная к реалиям российской действительности.

Дорогие родители, все «инструменты» в ваших руках, и от вас зависит, на сколько финансово грамотным вырастет ваш малыш и какие уроки пойдут ему на пользу!

Ну а теперь можете забрасывать меня тапками. Жду комментариев от согласных со мной и оппонентов.

За последние десятилетия финансовая сфера нашей жизни претерпела значительные изменения: с развитием электронных расчетов, интернет банкинка и появлением криптовалют, финансовые взаимодействия стали одновременно проще и сложнее. Многие родители задумываются над тем чтобы как можно раньше передать ребенку необходимые знания о финансовой составляющей нашей жизни и сформировать у него нужные навыки в обращении с деньгами.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность слишком емкое понятие, чтобы его описать одним предложением. Многие взрослые и образованные люди сегодня сталкиваются с проблемой полного непонимания того, как управлять финансовыми потоками, адекватно оценивать свои возможности в случае займа средств, не говоря уже о том, чтобы разбираться в тонкостях сочетания банковской сферы с современными технологиями и способами заработка. Финансовая грамотность включает в себя различные социальные взаимодействия: от оплаты товаров до способности контролировать личный и общественный бюджеты.


Обучение финансовой грамотности детей: игры, книги, мультфильмы

На просторах интернета мы собрали множество полезных ресурсов, которые помогут вам донести до своего ребенка важную информацию из сферы финансов и обучить его правилам обращения с денежными средствами.

Книги

«Пес по имени Мани» — бестселлер Бодо Шефера.

Книга знакомит детей с основами финансового социального взаимодействия, построения бизнеса, да и попросту рассказывает на примере девочки по имени Кира, откуда берутся деньги. Предназначена для детей 10-13 лет.

«Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков» — труд отечественных авторов Сергея Биденко и Ирины Золотаревич

Он поможет подростку 10-14 лет сориентироваться в мире возможностей для заработка. В книге предложено множество идей активного и пассивного дохода, представлены полезные советы по формированию правильного отношения к заработанным деньгам.

Мультфильмы

  1. Мультфильм о стратегиях инвестирования «Как размножаются деньги» расскажет о том, как добываются деньги и главное, как правильно их тратить.
  1. «Азбука финансовой грамотности для детей» от полюбившихся сказочных персонажей – смешариков.
  1. «Азбука денег тетушки Совы» расскажет малышам о семейном бюджете.

https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

Игры для детей 6-11 лет

«Поменяй монетку»

С самого раннего возраста детки сопровождают своих родителей в магазины, супермаркеты, ездят с ними в общественном транспорте, присутствуют при других видах социального взаимодействия, где есть необходимость разменивать деньги.

Рассыпьте перед малышом монетки различного достоинства и научите его хорошо их различать: сравните размер, толщину, цвет и вес каждой монетки. После того, как номинальные достоинства будут хорошо усвоены, попросите ребенка разменять вашу монетку на более мелкие или посчитать вам сдачу после приобретения товаров в его игрушечном магазине.

«Продавец-покупатель»

Предложите ребенку поиграть в одну из самых увлекательных игр детства, именуемую в народе «Магазин». Игра хорошо закрепляет простые арифметические навыки, развивает память и умение планировать свои расходы. Во время игры вы с ребенком или же дети друг с другом могут меняться ролями.

«Контроль за покупками»

Следующим шагом по закреплению финансовых навыков станет полноценный поход с ребенком в супермаркет за покупками. Составьте список необходимых покупок, которому вы планируете четко следовать и попросите малыша помочь проконтролировать соблюдение каждого пункта.


5 финансовых игр и квестов для подростков

В период от 12 до 14 лет подростки очень подвержены сиюминутным влечениям и желаниям, которые формирует мода и мнение коллектива. Как правило, в этом возрасте дети не продумывают свои расходы далее текущего момента. Предлагаем провести несколько несложных квестов и тематических игр, которые помогут подростку научиться планировать расход или общественный бюджет.

«Какие из моих талантов и умений помогут заработать деньги»

Цель игры – помочь подростку сформировать адекватное восприятие своих способностей и дать правильное направление в выборе будущей профессии. Предложите ребенку составить список сильных сторон своей личности и для каждого пункта продумать не менее трех способов заработка.

Примеры:

к тезису «Мне легко удается находить общий язык с малознакомыми людьми» можно подобрать следующие варианты занятости:

диспетчер такси;

продавец-консультант;

репетитор для детей.

К тезису «Обожаю информатику и робототехнику» подойдут следующие варианты заработка:

репетитор, обучающий людей преклонного возраста элементарным навыкам работы на компьютере;

системный администратор;

консультант по продаже электроники.

Подскажите подростку идеи, которые не требуют больших капиталовложений.

«Планируем бюджет семьи на выходной день»

Позвольте ребенку составить смету для расходов всей семьи на выходной день, а затем тщательно проконтролировать ее выполнение и проанализировать результат. В число расходов должны входить даже такие мелочи, незаметные для большинства детей 12-14 лет, как оплата проезда, предметы первой необходимости, продукты.

«Собственный банковский счет»

В банках многих стран мира родителям предоставляется возможность открыть счет на имя ребенка, начиная с 14 лет. Цель этого мероприятия: научить его ориентироваться в банковских документах: бумажных выписках, чеках, электронных личных ресурсах клиента банка. Кроме того, личный банковский счет позволит вам контролировать навыки подростка по длительному планированию своих расходов.

«Благотворительность»

Цель игровой практики – сформировать у ребенка навык делиться. В таком вопросе, как благотворительность очень важен личный пример – вряд ли подросток захочет следовать пустым словам, не подкрепленным реальными действиями.

Предложите подростку после каждого пополнения его личного счета или копилки выделять некоторую сумму, которую он в скором времени сможет отдать по случаю на благотворительность.

«Выписки с расходной карты»

Цель тренировки – познакомить подростка с форматом банковских документов. Вместе проанализируйте данные поступлений и расходов средств за некоторый период времени.

Зачем обучать детей финансовой грамотности: мнения специалистов

Какие общие правила финансового воспитания детей актуальны для нашего времени?

Детский практический психолог Марина Нахалова : «В семье не следует замалчивать тему денег. Ребенок должен знать, каким образом деньги влияют на отношения в социуме, чтобы к моменту, когда маленький человек приступит к социальному взаимодействию, он был осведомлен в финансовых отношениях между людьми. Ключевую роль в вопросе финансового просвещения ребенка играют именно родители, а не социум. Первые правила финансового взаимодействия будут установлены именно по родительской схеме».

Когда следует начать говорить ребенку о деньгах?

Писатель книг о деньгах, предназначенных для детей Эдуард Матвеев : «По результатам исследований психологов азам финансовой грамотности ребенок обучается до 6 лет, наблюдая за поведением окружающих людей, в особенности своих родителей. Те знания, которые он успеет приобрести к этому моменту, во многом определят его будущее отношение к деньгам».

Финансовая грамотность - одна из тем, которые даются нам в общении с детьми особенно сложно, отчасти и потому, что это в свое время не обговаривали с нами наши родители. Во время исследования уровня финансовой грамотности населения, которое было инициировано Минфином еще в 2015 году, лишь 14% россиян справились с базовым тестом по финансовой арифметике, который состоял из четырех вопросов: о простом и сложном проценте, реальной процентной ставке и относительных и абсолютных значениях. По данным опроса, только 32% респондентов понимали важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций.

В 2015 году Россия приняла участие в международном исследовании уровня финансовой грамотности пятнадцатилетних школьников в 18 ведущих стран и экономик мира, представляющих 40% мирового ВВП. Исследование проводилось в рамках Международной программы ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), и Россия заняла 10 место среди 18 стран, расположившись в середине рейтинга. Как показало тестирование, наибольшую трудность российские школьники испытывали при выполнении заданий на выявление и анализ финансовой информации, аргументацию своей позиции. Из тематических областей российским учащимся менее знакомы вопросы кредитования, операций с банковскими вкладами, обеспечения безопасности при покупке товаров в интернете, инвестирования и налогообложения.

Если говорить о международном опыте внедрения государственных программ по финансовой грамотности, то, например, в Нидерландах впервые вопрос о необходимости формирования у населения базовых финансовых знаний был поднят в конце 1970 годов. В результате был создан Национальный институт по информированию составления семейного бюджета. Основная идея состояла в том, чтобы научить домохозяйства эффективнее управлять своими расходами. На высшем государственном уровне проблема повышения финансовой грамотности населения стала рассматриваться в 2006 году, когда началась разработка национальной стратегии. В итоге первая национальная стратегия по финансовому образованию Нидерландов была запущена в 2008 году, вторая - в 2014 году. В США - в 2006 и 2009 году соответственно.

Стратегии финансового образования населения также есть в Великобритании, Индии, Чешской Республике, Японии и других странах.

В России на государственном уровне мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности как стратегия запланированы с 2017 до 2023 года, согласно распоряжению правительства РФ. В том числе будет введен школьный предмет «Бюджетная грамотность». Однако, по всей видимости, в нашей стране курс останется факультативным.

Россия находится на одном из последних мест в мире по доле частных инвестиций. Это наводит на мысль, что из-за непонимания финансовых инструментов, люди предпочитают не задумываться о своем финансовом будущем и не обсуждать возможные варианты самостоятельного повышения финансового благополучия в семье.

Что нужно знать детям о финансах

Как вести диалог о финансах с детьми? Ждать введения пресловутого предмета для старшеклассников? Но маленькие дети задают вопросы здесь и сейчас, и важно не упустить момент и донести до ребенка суть общественных финансовых отношений. Ведь не хочется банально говорить, что деньги нужны, чтобы покупать товары и услуги. Но и умалять их значение как минимум странно.

На выручку приходят здравый смысл и хорошо работающая игровая форма. Детям не важны детали, их не особо заботят цифры. А вот суть вопроса, сам механизм (как и принцип работы реактивного двигателя или сюжетная линия любимого мультфильма) - очень даже. Поэтому основная задача родителей - объяснить на пальцах «что такое деньги» и «зачем они нужны», попутно закладывая принятые в семье ценности.

Не стоит придумывать небылицы. Если у ребенка возник вопрос, ответьте честно, но без деталей. Например, он должен знать, что на работе зарабатывают деньги, которые потом тратятся на различные нужды: продукты, оплату счетов, поездку в отпуск. Это чистая правда. А вот то, что деньги вам достаются тяжким трудом - деталь, которую можно опустить. Это лично вам тяжело, а вашему ребенку, вполне возможно, работа будет приносить не только заработок, но и удовольствие. Поэтому не стоит заранее программировать его на «каторжный труд».

Еще один важный момент - семейный бюджет. Ребенок - часть семьи, а значит, имеет полное право участвовать в его обсуждении (хотя бы той небольшой части, которую можно доверить и пятилетнему). Привлекайте детей к составлению списка покупок, расскажите им, что существуют обязательные траты и расходы на «удовольствия», которые, несомненно, нужны, но только после того, как вы покроете первоочередные потребности.

Если вы планируете поездку за покупками, сформируйте список вместе с ребенком и предложите следовать ему вместе. Такое упражнение поможет избежать спонтанной покупки. В случае с крупными приобретениями, объясните как к ней подготовиться: найти информацию, сравнить стоимость, проконсультироваться с продавцом.

Вероятно, не все покупки будут удачными. Используйте этот опыт, чтобы рассказать ребенку, что необходимо сохранять чеки и гарантийные талоны, а также научите, как общаться с продавцом при возврате товара.

На примере простой копилки объясните, как важно иметь накопления, и как даже самая маленькая сумма со временем может превратиться в приличный капитал. Эти простые на первый взгляд вещи - основа финансовой грамотности.

Школьники - уже вполне самостоятельные участники экономических отношений. У них появляются собственные карманные деньги, банковские карты для покупки обедов. И тут самое время рассказать про механизм работы банков, затронуть тему займов и поговорить о рациональном использовании средств. И пусть эти карты полностью подконтрольны родителям, для ребенка - это очередная игра во взрослого, самостоятельного человека, который может в том числе и совершать финансовые ошибки (лучше сейчас, чем потом, когда от его действий будет зависеть семейный бюджет). Наша задача - выявлять, корректировать и направлять в нужное русло.

Довольно распространенная ошибка родителей в общении со школьниками - мотивировать деньгами за хорошее поведение и оценки. Обратная сторона такого подхода заключается в том, что в дальнейшем при отсутствии материального поощрения ребенок может перестать учиться и вести себя должным образом.

Не стоит также говорить с детьми исключительно про деньги, престижные профессии, богатство, игнорируя нематериальные ценности. Такой перегиб может исказить восприятие мира, и при столкновении с возможными финансовыми трудностями ребенку будет сложно адаптироваться и пережить их без эмоциональных потерь.

Чем взрослее дети, тем сложнее темы для обсуждения. Старшеклассники штурмуют инвестиционный рынок, например, с помощью краудфандинга, и здесь важно для начала самим разобраться в тонкостях вопроса, чтобы быть авторитетным советчиком, так как на статус первоисточника претендовать скорее всего не придется.

Крайне недальновидно рассказывать ребенку о важности рационального использования бюджета и при этом тратить его без всякой логики или обсуждать с ним инвестиции в очередной диджитал-проект, храня большую часть сбережений «под матрасом». Мы живем в мире, где информацию можно получить за секунды. А вот чтобы наши дети хотели у нас учиться, нам нужно всегда быть хотя бы на полшага впереди, чтобы успеть в числе первых донести до них качественный «контент» в доступной и современной форме.

Вопросами финансовой грамотности детей Эдуард Матвеев занимается не первый год. На эту тему им написано несколько книг: поучительная сказка о финансах для детей постарше «Лесная биржа» и для совсем маленьких – «Дима и Совенок». Готовится к изданию третья книга «Лесная биржа-2. Атака воронов»» для подростков. Им разработаны обучающие программы для деток по финансам и экономике, которые прорабатываются на тренингах и многочисленных встречах с детской аудиторией. Предоставляем слово нашему гостю.

В последнее время тема повышения финансовой грамотности среди детей и подростков стала приобретать неожиданную популярность. В принципе, в нашей стране популярность приобретает всё, на что начинают выделять деньги из бюджета. Но сейчас государство решило подойти к вопросу серьёзно: со следующего года обучение финансовой грамотности планируют ввести в школьную программу. Правда, утверждённых пособий пока нет, учителей обучают выборочно, разработанных программ – единицы.

Но главное не это. Дети искренне не понимают, зачем им это нужно, а те, кто продвигает идею финансовой грамотности, понимают под этим каждый своё.

Меня зовут Эдуард Матвеев, я занимаюсь развитием финансовой грамотности у детей с 2012 года – именно тогда была издана моя первая книга. Но обо всём по порядку.

Когда разговариваешь с детьми в школах, они не могут ответить на вопрос: «Что такое финансовая грамотность?». Пытаются вспомнить заученные или услышанные от кого-то формулировки. Они чувствуют, что их опять будут учить чему-то тому, что им не надо. И они, в общем-то, правы.

Государству нужен грамотный потребитель и не более: чтобы двигал вверх ВВП и не клянчил денег у государства. Именно поэтому основной упор в апробируемых учебниках делается на бюджет, налоги, расходы в магазинах, экономию и т.д.

Банкам и инвестиционным компаниям нужен клиент: чтобы активно пользовался картами, кредитами, депозитами, брокерскими счетами, кредитными плечами, структурированными продуктами и прочими труднопроизносимыми «благами».

На фоне этой свистопляски, «головняка» на работе и дома, многие родители начинают «звереть» и убеждаться в том, что финансовая грамотность их детям не нужна вообще. Некоторые так и говорят: «вот вырастут, тогда». Некоторые говорят и так: «мы без этого росли – и ничего». Бывает и такое: «детям рассуждать о деньгах рано. Зациклятся на них – только о деньгах и будут думать».

Наверное, по-своему родители правы, особенно, глядя на объёмную школьную программу, поглощающую ребёнка до позднего вечера. Но есть причины, по которым вашему ребёнку знания о финансах нужны, и именно сейчас.

  1. Многочисленные исследования, а последние проводила Money Advice Service (Великобритания), говорят о том, что финансовые привычки и финансовое поведение закладывается у ребёнка в раннем школьном возрасте . Именно сейчас нужно корректировать его финансовое поведение (если необходимо), чтобы в будущем он не впадал в крайности: стал жутким скрягой либо транжирой.
  2. Не смотря на то, что у ребёнка нет официальных доходов, деньги у него всё равно есть : карманные, на телефоне и т.д. Даже за этими деньгами уже охотятся мошенники, продавцы с некорректной рекламой, более финансово грамотные сверстники. Ждать, «когда подрастёт», уже нельзя.
  3. Обладая финансовой грамотностью, ребёнок из клянчащего деньги «иждивенца» превратится в вашего союзника . Обсуждая с вами «на равных» доходы и расходы семьи, ребёнок превращается из стороннего наблюдателя в заинтересованное лицо, начинает ценить семейные финансы.
  4. Финансово грамотный ребёнок раньше задумывается о выборе профессии , а сделав это, начинает раньше искать информацию, получать необходимый опыт и навыки. А значит в будущей конкуренции среди сверстников займёт достойное место, будет абсолютным лидером.
  5. И главное: финансово грамотный человек часть доходов превращает в инвестиции . В раннем возрасте это может копилка, позднее – депозит или Индивидуальный Инвестиционный Счёт. Но всё это делается для того, чтобы при возможных периодах безденежья, один из которых как правило наступает во время пенсионного возраста, человек чувствовал себя комфортно, опираясь на сформированную финансовую подушку. И чем раньше ребёнок это будет понимать, тем больше будет эта подушка в зрелом возрасте. А там, глядишь, и нам, родителям, в старости что-то перепадёт J

Отлично, скажете вы. Сказать и сделать – две большие разницы. Ребёнок от самих слов «финансовая грамотность» морщится, а тут…

Да, морщится. Да, у него нет мотивации, и он её не получает ни в школе, ни дома. Прочитать, выучить, сдать (это я сейчас не про Фонд класса) – всё, что требуют от ребёнка. Но он не понимает главного – зачем ему это знать. У меня для вас есть несколько вариантов, как это сделать ненавязчиво и с пользой.

  1. Пример родителей. Что бы кому ни казалось, родители – главный пример для ребёнка. Поэтому, ваша основная задача – показать достойный пример разумной траты денег, уважение к деньгам, разумной экономии. Ребёнок не сразу начинает копировать родителя – как правило существует некоторый временной «лаг», нужно просто немного потерпеть.
  2. Создание источника доходов ребёнка. С 5-6 лет таким источником могут быть . Главная задача здесь – не поощрение за хорошую учёбу или работу по дому, а предоставление ребёнку возможности на практике планировать свои доходы и расходы. Но помните: если поток доходов будет слишком маленьким или непостоянным, либо расходы будут жёстко регламентироваться вами – ничего не получится. Где-то уже после 10-13 лет у ребёнка появляется стойкое желание зарабатывать самому. Дайте ему такую возможность: придумывайте работу, не связанную с домашними обязанностями. Например, помыть машину, набрать для вас текст на компьютере, и т.д.
  3. Только практические знания. Ребёнок должен чётко понимать, зачем ему знать про варианты экономии, статьи расходов или акции и дивиденды. Если за всем этим он увидит более быстрое достижение своих целей в будущем – семья, свой дом и машина – он запомнит это, как таблицу умножения. На встречах со школьниками я часто задаю им вопрос о их целях в жизни после окончания школы и ВУЗа. Вот это всё они и перечисляют. Они такие же, как мы, они хотят того же, что и мы. Просто им нужно немного помочь советом и информацией.
  4. Информация в доступной и интересной форме. Сколько учебников и «рабочих тетрадей» у вашего ребёнка? Хотите ещё одну? А он хочет? Дайте ему не учебник, а сказку. Да, я написал две сказки о финансах для младшего и среднего школьного возраста – «Дима и Совёнок» и «Лесная биржа».

Они не заставляют что-то учить, ребёнок запоминает всё сам. Поскольку «ВКонтакте» – самый доступный ресурс для обмена мнениями, именно там многие родители делятся достижениями своих детей, читающих финансовые сказки. «Прочитал за 3 дня, хотя читать не любит», «блеснула знаниями на уроках», «решил копить/зарабатывать деньги и вкладывать в акции», «Уже сами указывают на рекламные уловки в магазине или по телевизору и вспоминают какие «проколы» в магазинах были у нас» – это реальные отзывы реальных родителей, и я искренне рад, что смог кому-то помочь.

5. Полезные игры и задания. Играйте со своими детьми в финансовые игры, их много: «Монополия», «Денежный поток» и огромное количество аналогов. Играйте именно вы. Ребёнку интересно, он готов потратить время не на компьютер, а на игру с вами. Не интересно вам? Смотрите пункт первый. Что касается весёлых заданий – их можно также взять из книг, задания из того же «Димы и Совёнка» используют учителя во многих школах. Им нравится, что решения в них по большей части не тривиальные, а требуют рассуждений от ребёнка, доводов, доказательств.

Мой опыт работы с финансами – уже более 20 лет. Я прошёл путь от брокера до Генерального директора инвестиционной компании, сейчас развиваю детские обучающие программы по экономике и финансам. Провожу детские финансовые тренинги и дописываю третью книгу. В последние 3 года я как писатель и тренер встречался с детьми и взрослыми во многих городах нашей страны и за рубежом. И я могу абсолютно точно сказать: дети везде одинаковые – умные, добрые и любопытные. Это не зависит от города или «крутости» школы. И я искренне считаю, что у каждого их них должен быть шанс сделать свою жизнь лучше, интереснее. Деньги – не основная, но очень важная часть нашей жизни, и говорить о них с детьми, конечно, нужно.