Экономика болгарии. Страна нескончаемого кризиса, или как умирает экономика болгарии в объятиях ес

Экономика болгарии. Страна нескончаемого кризиса, или как умирает экономика болгарии в объятиях ес

Современная Болгария считается страной, пропитанной дешевизной по всем показателям. В Болгарии самый низкий уровень зарплат, дешевая недвижимость, но которая все равно остается не по карману гражданам. Болгария числится в Евросоюзе и НАТО, но кажется, что лишь номинально. Это спокойная и невозмутимая страна пенсионеров, которая свыклась с экономическим неблагополучием. Посмотрим, как некогда активные болгары довели себя до стагнации.

2001 год

2001 год. Жизнь била ключом на переломе двух столетий. Власти пытались привлечь в страну инвестиции, и темпы роста действительно удавалось увеличить до 6% в год. Стоимость рабочей силы была низкой, низкими были налоги. Пробелами оставалась сфера образования, здравоохранения, инноваций, пенсионная система.

2007 год

В 2007-м году Болгария вступила в Евросоюз. Евроассоциация рассматривалась как лекарство от всех экономических недугов, а предшествовали тому долгие исполнения протоколов по вступлению в ЕС, проведение политических и экономических реформ. Неутомимые оптимисты, то есть всё население Болгарии на тот момент, искренне верили, что, став частью Евросоюза, они перейдут на новый уровень познания: откроется третий глаз, проснутся первые признаки гениальности.

Экономическое положение страны не улучшилось в одночасье. Наоборот, в Болгарии наступил период стагнации, который сопровождался остановкой роста экономики, повышением цен на коммунальные услуги, но, вместе с тем, сохранение зарплат на прежнем низком уровне, безработицей на уровне 12%.

2008 год

В 2008 году ударил мировой финансово-экономический кризис, однако Болгария не перешла к экстренному стимулированию роста экономики, а свыклась с бедственным положением, урезав расходы государственного бюджета.

На фоне повсеместного неблагополучия население сокращалось, хотя процесс этот наметился еще в 1989 году. Молодёжь переезжала в более развитые страны в поисках высокооплачиваемой работы и лучших условий жизни. В стране оставались люди предпенсионного возраста, и со временем, к началу 2010-х, численность населения оказалось на том уровне, на котором была в середине прошлого века.

2012 год

В 2012 году был отменен закон, согласно которому иностранцы не могли приобретать недвижимость. А с тотальным падением цен на жилье, в Болгарии начали скупать квартиры в прибрежных городах пенсионеры из России и Европы, а сама страна стала востребована лишь у тех, кто хочет перебраться в старости в тихое и спокойное местечко.

2014-2016 годы

Болгария тех лет, в свою очередь, явилась большим провалом Евросоюза, так как так и не смогла выйти на общеевропейский уровень. Сейчас же последние годы дарят новые проблемы. Для начала, это миграционный кризис, который беспокоит болгарских политиков, поскольку страна не может в полной мере организовать достойные условия жизни для граждан, что и говорить о мигрантах, которые обходятся гостеприимным странам в копеечку.

Более того, сам премьер-министр Болгарии Бойко Борисов отмечал в 2014 году, что санкции ЕС против России оказали на Болгарию гораздо худшее воздействие, чем на Россию.


Почему же ЕС не помог стабилизации экономики?

Всё дело в том, что членство в ЕС как таковое не гарантирует благополучие и по-европейски высокий уровень жизни. Всё всегда в руках властей, и если они не способны собственноручно сделать жизнь в стране сносной, то никакой Евросоюз в этом не поможет. Как и не помог он Болгарии.

Если брать для контраргумента Украину, то стране повезло – ее откровенно спонсируют. Там распространено как раз таки мнение, что Евросоюз поможет. Но происходит это лишь потому, что Украина – важная политическая пешка против России. Поэтому предоставляется финансирование, кредиты. В общем, ресурсы для экономического роста идут потоком извне. Украинские власти хоть и расходуют их на другие нужды, а потому спонсорство контрпродуктивно и только повышает уровень зависимости, но сам факт неустанной помощи – налицо.

Болгарию называют страной нескончаемого кризиса, который приобрел характер стабильности и лишь поэтому не считается катастрофичным. И, как выяснилось, даже к такой угнетающей стабильности без потрясений люди привыкают.

Трансформации в Болгарии: результаты, ошибки, перспективы

НИКОЛА КОЙЧЕВ
доктор экономических наук, профессор (Болгария)

Переходный период в болгарской экономике характеризуется устойчивым ухудшением всех основных показателей
Среднемесячная зарплата болгарина в 25 раз ниже зарплаты наемного работника в Германии
Экономический кризис можно преодолеть путем государственного регулирования на макроуровне и либерализации деятельности предприятий и фирм

Осенью 1989 г. начался интенсивный распад мировой социалистической системы. Страны Центральной и Восточной Европы взяли новый курс развития национального общества – от тоталитаризма к демократии и от командно-административной экономики к социальному рыночному хозяйству. Внешняя политика переориентирована диаметрально в противоположную сторону – с Востока на Запад. Координационной столицей вместо Москвы стал Вашингтон. Начались радикальные перемены в политическом и социально-экономическом устройстве 27 постсоциалистических суверенных республик. Одной из них была Болгария.

Политическая система

Датой рождения новой демократии является 10 ноября 1989 г. – день, когда Центральный комитет Болгарской коммунистической партии сменил своего генерального секретаря, руководившего страной несколько десятилетий.

К сожалению, трансформации начались без ясного представления о параметрах будущего государственного устройства, без попытки даже в самом общем виде представить стратегию и путь развития. Главное – от социализма. Но к чему? К классическому или государственному капитализму, посткапиталистическому или постиндустриальному обществу? Эйфория отринула все достигнутое – и социальные достижения, и материальную культуру.

В течение нескольких недель в Болгарии возникли десятки партий. Достаточно было одной даже мало осмысленной, но эмоциональной речи на митинге, чтобы оратор стал лидером. Новая элита, представленная преимущественно университетскими и научными деятелями, наивно полагала, что за считанные месяцы, сменив управленческую номенклатуру, конституцию и несколько законов, Болгария может превратиться в развитую рыночную демократию.

Однако реальности упорядочили ход событий в логическую цепочку: “круглый стол” – для диалога основных политических субъектов, досрочные парламентские выборы, новая Конституция , которая была принята в середине 1991 г. при доминирующей роли социалистов (бывших коммунистов) в Великом народном собрании (парламенте). Главные принципы нового Основного закона – Болгария является парламентской республикой с политическим плюрализмом, социальной рыночной экономикой и гарантиями основных прав и свобод граждан.

За 12 лет трансформаций политический плюрализм воплотился в 200 партий, союзов, движений и других организаций, практически слившихся в 3 – 4 объединения – Болгарскую социалистическую партию, Союз демократических сил, Движение за права и свободы, а также в ряд политических коалиций во главе с демократами, социал-демократами и земледельцами. Реально политическая модель Болгарии стала двухполюсной.

После “революции” 4 раза проходили парламентские выборы , страной управляли 7 обычных и 2 служебных составов правительства , общей чертой которых было стремление к либеральным методам руководства. В целом основные политические характеристики переходного периода сводятся к следующим моментам:

демократия и плюрализм политической жизни;

плюрализм собственности и либерализация экономических отношений ;

Восстановление основных свобод граждан – свободы слова, свободного передвижения в стране и за рубежом, демократизация индустриальных отношений с правом на социальные и политические протесты;

Активная, но однонаправленная прозападная внешняя политика;

Большая динамика смены лиц на политической сцене , вызванная высокими темпами обновления, опытом, ошибками и даже межличностными интригами и лидероманией.

Этот переход сопровождался деформацией в политических отношениях:

В институтах и органах власти без критической оценки внедрялись неэффективные для национальной специфики иностранные модели управления ;

Ложно понимаемый либерализм и свертывание важных функций государства ухудшили состояние основных государственных систем – армии, полиции, суда ;

Западная лояльность публичной администрации к государству и населению; развивается патологическая коррупция ;

Слабый финансовый и административный контроль создал условия для ненормально высокого удельного веса теневой экономики ;

Слабость власти позволила развиться организованной преступности ;

Беспринципное и аморальное перераспределение собственности и плохой банковский надзор сформировали уродливую социальную защиту общества.

В ходе трансформации политической системы Болгарии допущены серьезные ошибки. Потому и путь к конечной цели проходит зигзагами, с поворотами в обратную сторону и крутыми спусками. Допущено много ошибок и в кадровых назначениях. Как правило, на высокие государственные должности выдвигались теоретики, не имеющие управленческого опыта. Они, допустим, хорошо знали иностранные модели демократии, но не имели представления о Болгарии как объекте управления и реформирования. Дефицит государственной зрелости управленцев позволил чрезмерное иностранное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику суверенного государства. Советниками оказались представители иностранных правительств, международных финансовых институтов, консалтинговых фирм и даже ученые и эксперты, не имевшие опыта трансформации постсоциалистических отношений. Большой ошибкой переходного периода стала и перманентная конфронтация управленцев и оппозиции; взгляды левых и правых по основным политическим проблемам, как правило, были противоположными.

Экономика

Переходный период в Болгарии характеризуется резким ухудшением всех важнейших экономических показателей . Сократился объем ВВП, устойчивый спад наблюдается в промышленном и аграрном производстве, внешней и внутренней торговле, снизилась покупательная способность государственного бюджета, занятость населения, страна переживает инвестиционный и инновационный застой. Ухудшение экономической ситуации подтверждают и косвенные индикаторы – многократно уменьшились объемы грузоперевозок, сократилось энергопотребление для производственных целей.

Спад ВВП составил 29% (рис. 1). В долларовом же эквиваленте этот показатель еще хуже – падение достигло 44% с 21,8 млрд долл. в 1989 г. до 12,3 млрд долл. в 2000 г. Уменьшение товарного производства изменило структуру валового продукта – произошло сокращение удельного веса промышленности, тогда как доля услуг выросла, даже без развития рынка капитала или превращения Болгарии в региональный банковский и биржевой центр.

Промышленное производство уменьшилось в 2,5 раза. Первый срыв произошел в 1990 г. из-за развала социалистической экономической интеграции. В дальнейшем негативное влияние оказали такие факторы, как политические и экономические ошибки, шоковая либерализация кредитов, валютных и ценовых отношений, бездумная приватизация, сокращение платежеспособного внутреннего спроса, бесконтрольный импорт товаров, не прошедших таможенное оформление, и др.

Многократно сократился аграрный сектор . Производство промышленных культур – зерна, табака, винограда, фруктов снизилось в 2 – 2,5 раза, а сахарной свеклы – в 18 раз! В 2,5 – 3,5 раза уменьшилось поголовье сельскохозяйственных животных – коров, свиней, овец, птицы. В тяжелом положении оказалась пищевая промышленность – производство консервов упало в 23 раза /!?/, мясопереработка снизилась в 6 раз, виноделие – в 2 раза. Болгария, бывшая мировым лидером по выпуску табачных изделий, сократила эту деятельность в 3,5 раза. Тем не менее продовольственному балансу страны ничто не угрожает.

Значительно хуже стал внешнеторговый обмен . Годовой товарооборот снизился с 14,5 млрд долл. до 9,8 млрд., при этом экспорт уменьшился с 7,5 млрд в 1989 г. до 4,5 млрд в 2000 г. Резко дебалансировано торговое сальдо с Россией и другими странами СНГ – соотношение “экспорт: импорт” составляет сегодня 1: 7!!! Эта деформация также является следствием большого числа ошибок во внешней торговле, таможенной и транспортной политике.

Болгария имеет большой внешний долг – более 10,5 млрд долл. (1300 долл. на душу населения). Положение осложняется тем, что отношение величины долга к ВВП составляет 85%, а экспорта к долгу – 42%.

Слабая экономика формирует и слабый государственный бюджет . В состоянии хронической нехватки денег работают все общественные структуры, находящиеся на бюджетном содержании. Покупательная сила бюджетов общин (муниципалитетов) сократилась в 3 раза. В частности, на оборону планируется выделить 3,3% ВВП – сравнительно высокий показатель по международным стандартам. Однако из этой суммы на перевооружение армии направляется лишь 6%!

Старт экономическим реформам дан в феврале 1991 г. – через год после “революции”. Причем первым действием властей стало введение полной либерализации цен, доходов и валютных курсов. Мера оказалась шоковой – у хозяйствующих субъектов не было времени, чтобы подготовиться к новым условиям кредитования и валютных расчетов. Это нанесло второй удар по национальному производству. В результате в мирное время всего за два года оно упало в 2 раза.

На сегодняшний день становиться очевидным, что правящие элиты Болгарии пытаются поступательно развернуть внешнюю политику в строну РФ.

Болгария – одна из древнейших стран современного мира. На процессы ее государственной идентификации традиционно влияли как необычайно богатое и разнообразное историческое наследие, так и то, что страна находится почти в центре пересечения различных цивилизаций. При этом население Болгарии оставалось в подавляющем большинстве православным. Эти и многие другие факторы предопределили специфику развития новейшей истории болгарского государства, взаимоотношения правящих элит и населения, государства и общества в целом. Об этом говорится в материале фонда «Современная политика» посвященном вопросам государственной идентификации современной Болгарии.

Современная история Болгарии фактически начинается со времени, когда Россия освободила болгарские земли от многовекового османского ига. Ежегодно 3 марта отмечается национальный праздник в честь победы русской армии и болгарского ополчения над турецкими войсками в 1878 году. Повсеместно сохраняются памятники благодарных болгар своим освободителям. В то же время наблюдаются труднообъяснимые метаморфозы в развитии страны и не менее труднообъяснимые цивилизационные неопределенности правящих элит.

Так, в Первую мировую войну Болгария выступала на стороне австро-германского блока, а, следовательно, против России. Однако, начиная с 20-х годов ХХ века, именно Болгария стала одним из крупнейших центров русской белой эмиграции.

В период Второй мировой войны правящие монархические круги втянули Болгарию в союз с гитлеровской Германией. Но подавляющее большинство болгар симпатизировали Красной Армии и пламенно ее приветствовали как армию-освободительницу в 1944 году.

В послевоенное время образовалась Народная Республика Болгария. Этот период был наиболее эффективным в развитии страны. Союзнические отношения с СССР позволили достичь Болгарии самого высокого уровня в экономике, культуре и во всех других сферах гуманитарной жизни за всю историю ее существования.

С 1989 года в Болгарии начались новые глубокие экономические и политические перемены. В очередной раз был взят курс на близкие союзнические отношения с Западной Европой и США. 2 апреля 2004 года Болгария вошла в НАТО, а 1 января 2007 года – в Евросоюз. Этот современный период развития страны явился не менее противоречивым, чем предшествующие. Факты свидетельствуют, что с вступлением в Евросоюз промышленное и сельскохозяйственное производство начало деградировать, и сократилось почти наполовину. Уровень жизни населения значительно упал, безработица является одной из самых высоких среди стран Евросоюза. Болгария фактически приобрела статус неоколониального государства, которое лишено любой самостоятельности. Более того, правящие элиты в открытую стали проводить прозападную антироссийскую политику. Дело дошло до того, что президент страны Р. Плевнелиев фактически назвал Россию одним из врагов Болгарии. В то же время, как свидетельствуют многочисленные социологические опросы, наоборот, всего лишь 4% болгар верят в то, что угроза национальной безопасности исходит от России, а подавляющее большинство населения предельно дружелюбно относятся к россиянам.

Таким образом, после фактического освобождения Россией Болгарии от османского ига, в период Первой и Второй мировых войн и в условиях современных «гибридных» войн, болгарское руководство и правящие элиты традиционно выступали на стороне тех политических сил, которые вели ожесточенную войну с Россией. И всегда при этом несли тяжелые поражения. Это – исторический факт. Также неоспоримым фактом является и то, что большинство болгарского народа традиционно видело в России и в россиянах своих друзей.

Однако на сегодняшний день становиться очевидным, что правящие элиты Болгарии, в том числе позиционирующие себя как евроинтеграторы объективно оценивают происходящие процессы и пытаются поступательно развернуть внешнюю политику в строну РФ.

Какие наиболее вероятные пути современной государственной идентификации Болгарии? На наш взгляд, они являются следующими.

Первое. В течение всей новейшей истории, как уже отмечалось, болгарский народ традиционно позиционировал себя дружественным российскому и России. Это важное обстоятельство с точки зрения определения перспектив вектора развития всей современной болгарской политики. Политические и государственные лидеры с неизбежностью вынуждены будут учитывать мнение своих граждан. «Хочешь повести за собой людей, иди за ними», – гласит известная восточная мудрость. Нам представляется, что именно традиционно дружелюбная позиция подавляющего большинства болгарского населения предопределит реинтеграцию, а в перспективе – стратегические союзнические отношения именно с Россией.

Второе. Современная экономика Болгарии находится в глубоком системном кризисе. После вступления в ЕС, повторим, страна фактически потеряла свои традиционные отрасли производства в промышленности и сельском хозяйстве. Более чем наполовину разрушен экономический потенциал, созданный в свое время Народной Республикой Болгария. Архивыгодные и жизненно необходимые для страны экономические проекты фактически запрещаются руководством Евросоюза, другими международными организациями преимущественно по политическим мотивам. Премьер-министр Б. Борисов вынужден был признать, что «Мы находимся под прессом… Болгария продолжает платить, и была осуждена и за проект «Бургас-Александруполис», и за АЭС «Белене», и за увеличение срока работы 5 и 6 блоков АЭС «Козлодуй», а теперь и за «Южный поток».

Для Болгарии, следует отметить, «Южный поток» был наилучшим экономическим проектом, в котором она когда-либо участвовала. Все потеряно. И все из-за неоколониальной политики Евросоюза, куда Болгария в свое время так настойчиво стремилась вступить. Вероятно долго продолжаться такая евроинтеграция не сможет, поскольку носит явно антиболгарский характер. В стране все больше вспоминают более справедливый уровень взаимоотношений в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), СССР и России. Как свидетельствуют социологические опросы, все больше болгар проявляют интерес к экономической реинтеграции именно с Россией. Именно эьим и может быть обоснована недавняя инициатива правящей евроинтеграционной партии ГЕРБ по выдвижению кандидатуры Димитара Радева на пост управляющего Болгарского Народного Банка (БНБ) лояльного РФ и настроенного налаживать экономические отношения прежде всего с представителями российских бизнес элит.

Третье. Необычайно важный духовно-цивилизационный фактор. Болгария – православная страна. Она сохранила православные ценности и веру даже в условиях многих столетий жестокого османского ига. В современных условиях, когда начался процесс «столкновения цивилизаций», люди ищут своих духовных братьев по вере, ментальности, аксиологическому восприятию образа жизни. Более чем очевидно, что деградирующий западный гуманизм не соответствует духовным традициям болгар, а исламские ценности для них, как известно, неприемлемы. Духовная идентификация современной Болгарии возможна только с Россией как центром современного православного мира. Эта – аксиома, которая также с неизбежностью будет способствовать реинтеграции Болгарии и с другими православными странами. Здесь мы имеем дело с наличием жесткой дихотомии: либо следовать православной традиции, либо стать на путь нового, уже не османского, а «евроатлантического» порабощения. Складывается ситуация в формуле: «Tertium non datur» – третьего не дано. Имеются и другие факторы, которые говорят, что в перспективе в стратегических интересах Болгарии и России целесообразно идти по пути не просто восстановления дружеских, а братских, взаимовыгодных отношений хотя бы на уровне тех, которые уже существовали ранее.

Таким образом, современная Болгария в настоящее время переживает сложнейший период своей государственной идентификации. Скорее всего, традиционное для Болгарии противостояние правящих элит и большинства народа будет преодолено. Это, в свою очередь, даст шанс стране стать реально независимой и процветающей.

Для того, чтобы вступить в ЕС, вступающая страна, должна выполнить ряд требований, касающихся валютного курса, динамики экономического роста, ВВП на душу населения. Как было сказано в предыдущем параграфе, Болгария на пути вступления в ЕС, целью данного параграфа, является структурный анализ экономики Болгарии и некоторых ее отраслей.

Самый общий вывод, который можно сделать, исходя из этих данных, заключается в том, что только начиная с 2003г. после многолетнего падения темпы прироста ВВП приобрели положительные значения. Однако не следует делать поспешного вывода о коренном повороте в экономическом развитии страны.

Процесс стабилизации болгарской экономики не будет плавным, и можно ожидать и колебаний в общей тенденции нарастания прироста ВВП. По всей видимости этот процесс будет сопровождаться как положительными (результат длительного кризиса и стагнации в экономике), так и отрицательными (результат нестабильного состояния, нерешенных текущих экономических проблем) явлениями. Согласно оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в странах ЦВЕ в 2005г. можно ожидать прироста ВВП между 4 и 6 процентами ежегодно, тогда как прогнозы по Болгарии находятся существенно ниже минимального значения этих рамок(3.0 %)

Причинами столь пессимистичного прогноза в отношении Болгарии, по мнению ОЭСР, являются ошибки в экономической политике, структурные недостатки финансового сектора и замедление темпов приватизации. Теперь стоит затронуть структурные изменения в ВВП Болгарии.

Термин “структурные изменения” затрагивает соотношения различных секторов экономики. В 2005г. треть ВВП была произведена в частном секторе, по сравнению с 7% в 1995г. Доля частного сектора наиболее высока в сфере услуг и сельском хозяйстве. Тенденция увеличения вклада частного сектора в произведенном ВВП будет наблюдаться и в последующие годы, в основном за счет проведения массовой приватизации. В 2010г. доля частного сектора в ВВП может достичь уровня 60-65%.

Необходимость скорейшей приватизации реального сектора до сих пор оставалась на втором плане, из-за чего не был достигнут ожидавшийся положительный эффект воздействия на производственную сферу. Недооценен уровень “неофициальной приватизации”. Незаконная приватизация долгосрочных активов и доходов в реальном секторе и банковской системе достигла огромных размеров, бросая вызов обществу значимостью экономических и социальных последствий.

Структурные изменения ВВП по отдельным секторам носят разнообразный и разнонаправленный характер. В основном они зависят от специфики того или иного сектора. В то время, как для сельского хозяйства и сферы услуг характерны существенные колебания, в промышленности эти изменения заметны в значительно меньшей мере и отличаются большей стабильностью и наметившейся устойчивой тенденцией медленного снижения доли промышленности в ВВП. Этот процесс, начавшийся еще в начале 80-х годов, продолжается и сейчас. Темпы развития в промышленности отстают с годовым запозданием от темпов ВВП, причем наибольший спад был зафиксирован в 2001г. В сельском хозяйстве наименьший темп был зарегистрирован в 2003г., несмотря на то, что отрицательные значения произведенного ВВП в этой области наблюдались и ранее, особенно в 1994г., и 1997г. В сфере услуг также наблюдаются существенные колебания, однако спады темпов не столь ярко выражены. В исследуемом периоде был зафиксирован наиболее низкий темп прироста национального дохода, составивший в 2002г. -22%, что можно было бы сравнить разве с аналогичным показателем в послевоенном 1945г.

В отношении производственной структуры Болгарию не без оснований можно сравнить с некоторыми развитыми европейскими странами, близкими к ней по масштабам и экономической структуре.

Применявшаяся модель индустриализации и использовавшиеся в Болгарии промышленные технологии привели к развитию производства с высокими энергетическими и материальными затратами на единицу продукции. При этом подавляющее большинство энергоносителей и сырья ввозилось извне. До сих пор по сравнению с другими странами в Болгарии остается довольно высокой доля сельского хозяйства. Такая структура наиболее характерна для развивающихся стран, экспортеров первичных и частично переработанных сельскохозяйственных товаров. Происходящие в данный момент изменения в структуре производства медленно и мучительно корректируют сложившиеся структурные диспропорции. Вероятно, из-за инерционности производственных структур, особенно при достижении определенного экономического уровня, это будет иметь продолжение и в будущем. Развитие энергоемких отраслей и технологий, экологически неприемлемых производств является результатом целого ряда причин, среди которых видное место занимает экономически нерациональная индустриальная политика Болгарии после Второй мировой войны.

Будущая реструктуризация и модернизация болгарской экономики усилит потребность в инвестиционных товарах местного и иностранного производства. В начале существовала тесная связь между ростом перерабатывающих отраслей и торговлей инвестиционными благами. Ожидается, что после 2009г. промышленные технологии и гибкие индустриальные системы, основывающиеся на компьютеризации и автоматизации всех фаз (проектирование, контроль и производство) будут развиваться наиболее быстрыми темпами. По оценкам ООН к 2009г. производство инвестиционных товаров в странах Центральной и Восточной Европы достигнет 44%, при 55% в развитых и 33% в развивающихся странах.

Изменения в отраслевой структуре экономики Болгарии скорее всего коснутся микропроизводственной структуры, хотя это трудно конкретизировать в среднесрочной перспективе. Однако с запозданием на несколько лет это отразится и на макропроизводственной и отраслевой структуре. В обозримом будущем технический прогресс прежде всего окажет влияние на средства труда, сырье и материалы. Это отразится на прочности, компактности, весе, многофункциональности, экономичности и других технических и технологических характеристиках товаров и услуг, сопровождающихся изменениями в экономических параметрах. Понятно, что подобные изменения в такой маленькой стране как Болгария не могут произойти за достаточно короткий период, несмотря на то, что внешнее влияние (технологии, внешний рынок товаров и услуг) ускорит этот процесс. Изменения коснутся отдельных производств, в особенности тех, для которых имеются соответствующие ресурсы, традиции и внешние рынки. Следует так же упомянуть основные отрасли болгарской экономики, к которым помимо туризма и сельского хозяйства относятся:

Рыболовство . Болгария имеет крупные государственные и кооперативные рыболовные предприятия, занимающиеся прибрежным и глубоководным морским ловом. В 1960-е годы стало развиваться рыбоводство в специализированных кооперативах. Более 70% всей рыбы дает промысел в Атлантическом океане.

Лесное хозяйство . Из-за неправильной эксплуатации лесопокрытых земель в период плановой экономики многие лесные массивы были вырублены, на их месте распространилась кустарниковая и травянистая растительность; репродуктивные возможности лесов и их функции по охране окружающей среды были сильно нарушен. Основные государственные программы сегодня, направлены на восстановление лесных угодий и их последующую эксплуатацию.

Горнодобывающая промышленность . Устаревшее техническое оборудование в горнодобывающих отраслях и более медленные, чем ожидалось, темпы их модернизации и переоснащения отразились на эффективности добычи основных видов сырья. Развитие цветной металлургии обусловлено ключевой ролью в экспорте ее продукции в страны Восточной Европы. Основные предприятия расположены в Кырджали, Средногорие, Елисейне и Пловдиве. В Болгарии имеются месторождения около 30 видов неметаллического сырья, в том числе мрамора, каолина, доломита, гипса, кварца, огнеупорной глины и флюорита. В 2004 в Болгарии добывалось 29 тыс. т антрацита, 268 тыс. т железной руды, 36 тыс. т сырой нефти и 7,6 млн. куб. м природного газа.

Обрабатывающая промышленность . Главными целями промышленной политики в 1990-х годах являлись ускорение структурной перестройки и технологический прогресс. Электроника, биотехнология и производство некоторых изделий химической промышленности были намечены в качестве приоритетных направлений в надежде затем наладить широкий экспорт. Высокие темпы роста – около 15% в год – были достигнуты в электротехнике и электронике, в то время как объем производства в машиностроении оставался прежним. Ускоренными темпами развивалась химическая промышленность, но неумелое управление и устаревшие технологии привели к угрозе нарушения экологического баланса. Наиболее важным сектором этой отрасли является нефтепереработка, которая сконцентрирована на огромном комбинате близ Бургаса. Болгария выпускает минеральные удобрения, синтетические волокна, автомобильные шины, пластмассы, краски и лаки.

В первичных отраслях доля добывающей промышленности будет снижаться быстрее доли сельского хозяйства. Это следует из необходимости сохранения не возобновляемых ресурсов страны и более рационального использования возобновляемых. В перерабатывающей промышленности снижение доли металлургии должно произойти в основном за счет черной, в то время как цветная сохранит свою долю в ВВП, которая и без того незначительна. Двухпроцентное снижение доли машиностроения и электроники может оказаться закономерным, если иметь в виду всеобщий спад произведенного ВВП. Аналогичной представляется ситуация и в случаях с текстильной, трикотажной и пищевой промышленностью. Изменения в структуре услуг будут происходить за счет более быстрого развития транспорта и услуг в общественном секторе, несмотря на наметившийся бум услуг в частном секторе.

Потреблённый страной ВВП в продолжении многих лет превышал произведённый. В период 2005-2008г. скорее всего, сохранится ситуация, когда использованный валовой продукт меньше произведённого. Это будет обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, это - положительное внешнеторговое сальдо. Во-вторых, - большие объёмы выплат по обслуживанию внешнего долга. Достаточно вспомнить, что при ожидающемся в 2006г. ВВП в размере 1150 млрд. левов выплаты по обслуживанию внешнего долга составят около 100 млрд. левов или 8,7% от валового продукта. Подобные внешние выплаты в период 2006-2008г. в ближайшие годы сильно ограничат потенциал внутреннего накопления. Таким образом, несмотря на положительный темп прироста ВВП в 2004г., физический объем его главных компонентов (конечное потребление, валовое накопление) снизился, что особенно заметно в отношении накопления. Накопление снижалось и в течении 2005г. Доля конечного потребления незначительно превышала 90%. По всей видимости это будет максимумом. Предполагается тенденция к относительному снижению при абсолютном увеличении.

В течении долгого периода рост болгарской экономики обеспечивался посредством увеличения накопления, при превышении использованного продукта над произведенным, иными словами за счет внешних источников. Ни одна экономика в кризисной ситуации не может достигнуть оживления и устойчивого роста без внешних источников финансирования. Вопрос сводится к условиям их получения и срокам их погашения. Происходит и поиск внутренних резервов. До сих пор объем валютных сбережений населения превышает официальный валютный резерв страны. В обстановке доверия и стабильности эти средства могли бы использоваться для инвестиционных целей.

Снизившееся абсолютное потребление и изменения в его структуре потребуют выделения все больших средств для этой цели. Это увеличит напряжение в пропорциях между накоплением и потреблением, а также ограничит возможности выделения общественных фондов потребления. Вероятно, доля потребления населения продолжительное время сохранится на уровне трех четвертей, что в условиях недостаточно быстрого роста произведенного продукта не сможет компенсировать абсолютное обеднение большой части населения.

Итак, экономическое положение страны постепенно выравнивается, одними из ключевых тенденций становиться, массовая приватизация, модернизация промышленности, рост ВВП. В данных условиях нельзя не сказать, что сегодняшняя ситуация в Болгарской экономике, во многом заслуга правительства, стремящегося превратить Болгарию в развитое промышленное государство. Но стоит заметить, что одним государственным вмешательством в экономическую жизнь не стоит ограничиваться, следует создавать СЭЗ, снижать налоги и тем самым привлекать инвесторов, которые смогут обеспечить, новый, качественный виток, болгарской приватизации и реструктуризации. Однако при всех обозначенных положительных тенденциях есть и отрицательные, к ним, прежде всего, относится угрожающая безработица и снижение потребления.

Делая вывод по общей характеристике Болгарии и особенностям ее политического экономического, социального развития и природно-климатическим условиям необходимо отметить следующее: Болгария обладает выгодным географическим положением, что, несомненно влияет на развитие МЭО в стране. Полезных ископаемые представлены в основном известняками и другими горными породами, большое количество рек и водоемов, определило сельскохозяйственную деятельность в стране как одну из наиболее развитых.Основной проживающей национальностью в Болгарии, являются болгары. Страна пережила демографический кризис, сегодня темпы рождаемости находятся на нормальном уровне. В Болгарии присутствует как внутренняя так и внешняя миграция, связанная с сезонностью работы в Болгарии и ее экономическими показателями, это определило место Болгарии в МЭО, а именно в миграции рабочей силы, как сезонного поставщика рабочих в страны Западной Европы и Россию.Сегодня Болгария парламентская республика. Особенности политического развития страны говорят, о довольно стабильном политическом курсе с явной ориентацией на Запад, а именно вступление в ЕС на полных правах. Можно сделать вывод о том, что политическая система, так же повлияла на развитие и усиление МЭО в стране, а именно процессов интеграции с международными объединениями.Сегодня, Болгария- это страна, вступающая в ЕС. С этой точки зрения особенно важны показатели экономического развития. В этой сфере Болгария демонстрирует заметные успехи. В стане низкий уровень инфляции, “полным ходом” идет приватизация, реструктуризация, модернизация существующих предприятий. Но при всем этом, существует угрожающая безработица (12%), падает потребление, кредитные ставки растут. Стране требуются срочные инвестиции.

Отправить другу



В 2014 г. ВВП Болгарии составил - 39,940 млрд. евро, или 5 493 евро на душу населения. О высокой социальной цене перехода страны от плановой к рыночной экономике свидетельствует тот факт, что только в 2006 году уровень ВВП страны достиг уровня производства 1989 года. Население Болгарии за рассматриваемый период сократилось почти на 1,5 млн. чел.

Структура ВВП страны серьезно изменилась: на 23 пункта упала доля промышленности, почти вдвое уменьшилась доля сельского хозяйства. Вместе с тем, в структуре ВВП доля услуг увеличилась почти в 3 раза. Во внешнеторговом обороте страны почти 60% товарооборота Болгарии приходилось на государства СЭВ. Когда рынок СЭВ распался, экономика стала «неконкурентной». Только за 1991 г. был регистрирован спад ВВП - 31% по сравнению с 1989 г.

Топливно-энергетический комплекс имеет огромное значение для Болгарии не только с точки зрения внутренних энергетических потребностей и энергетической безопасности в стране, но и как отрасль традиционно покрывающей постоянный дефицит в общем энергетическом балансе в Балканском регионе. Переход экономики страны на рыночные отношения и вступление Болгарии в ЕС повлияло на развитие ТЭК страны.

В структуре ВВП Болгарии доля ТЭК составляет 18-20%. В 2014 г. производство энергоресурсов было представлено, в первую очередь, углем - 49%, атомной энергией - 38% и ВИЭ - 7,5%. Производство первичной энергии обеспечивает менее 55% валового внутреннего потребления энергии в стране при сравнительно неизменной структуре производства. В потреблении ПЭР доминируют уголь - 37% и атомная энергия - 22%, а также нефть - 21% и газ - 12%.

Официальные статистические данные за последние 20 лет показывают негативную тенденцию, связанную с уменьшением доли промышленного потребления и ростом бытового в общем конечном потреблении энергии. Ликвидация ряда отраслей тяжелой промышленности, энергоемких производств привели к значительному снижению энергетической интенсивности экономики - за последние 10 лет примерно на 30%, но не к увеличению эффективности конечного потребления энергии.

Большая часть нефти потребляемой в Болгарии - около 80 %, поступает из России, в то время как остальная часть импорта осуществляется из Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум и танкерами от порта Новороссийск. В 2014 году Болгария потребляла почти 80 000 баррелей в день, что эквивалентно 3,8 млн. тонн в год или было на 20% меньше, чем в предыдущие годы. Основной экспортер нефти и оператор нефтеперерабатывающий завод - «ЛУКОЙЛ Бургас» - самая большая нефтяная нефтеперерабатывающая установка на Балканском полуострове. Мощность предприятия - 9,8 млн. тонн нефтепродуктов. Компания производит около 9 % ВВП Болгарии. В 2013 году завод импортировал около 5,7 млн. тонна сырой нефти, что было на 24,1% больше, чем в 2012 году. В 2014 г. было произведено 6,38 млн. тонн нефтепродуктов, которые реализовывались как на внутреннем рынке топлива - автомобильное, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей и масла, так и внешнем рынке.

В 2014 году в Болгарии функционировали 16 угольных шахт. Структура добытого угля следующая: бурый уголь - 93,6%, каменный уголь - 6,3% и антрацит - 0,1%. Добыча угля постоянно снижается. Согласно последним статистическим данным организации Европейской угольной промышленности ЕВРОКОУЛ, в 2014 году в стране было добыто 26,4 млн. тонн бурого угля и 2,1 млн. тонн каменного угля. В Болгарии запасы урановых руд исчисляются в 20 000 т. Подходящей для добычи по геотехнологическому методу руды - 12 000 т, на практике может быть добыто 6500 тонн. В 1991 г. добыча урана достигала 645 тонн в год, в 1992г. добыча урана была прекращена.

В последние 10 лет среднегодовое производство электроэнергии колебалось в интервале 43-51 ТВт∙ч. В конце 2014 г. в Болгарии были инсталлированы суммарно около 13 750 МВт электрогенерирующих мощностей. Из них приходилось на: АЭС - 2000 МВт; ТЭС - 6880 МВт; ГЭС- 3160 МВт; ФЭС и ВеЭС - 1690 МВт; биомассу - 20 МВт. Общее годовое производство тепловой энергии в 2014 г. превысило 7,5 млн. МВт∙ч., а производство электроэнергии составило приблизительно 2 млн. МВт∙ч., причем 99,8% произведенной электроэнергии признано высокоэффективным производством. Инсталлированные мощности, возобновляемых источников в 2014 г. составили 3 894 МВт - доля мощности ВИ в общей структуре инсталлированных мощностей в стране достигала 41,37%.

В 2014 г. импорт природного газа составлял 2,697 млн. кубометров или 89,13% от потребления природного газа в стране - 100% импорта приходилось на Газпром. Внутреннее производство газа в 2014 году достигло 278 млн. кубометров, что составляло 9,7% от общего объема потребляемого природного газа в стране.

Транзитная газотранспортная сеть
Техническая возможность транзитного переноса природного газа суммарно по трем направлениям составляет 18,7 млрд. м3/ год, а максимальное рабочее давление - 54 бар. Транзитный перенос природного газа осуществляется через газопроводы общей длины 945 км и шесть компрессорных станций с общей инсталлированной мощностью 214 МВт, обеспечивающих доставки по трем основным направлениям - Турция, Греция и Македония. Распределение транзитного переноса природного газа в 2014г. по государствам было следующим: Македония - 1%, Греция - 16,6 %, Турция - 82,4%. Протяженность газораспределительных сетей Болгарии превышает 3000 км. Все газораспределительные компании в стране реализуют суммарно около 500 млн. куб. м, что составляет 17% общего объема потребления.

В 1989 г. электроэнергетическая система Болгарии была соединена со всеми соседними государствами. С линией 750 кВ через Румынию - 1988г. система была связана с украинской, а через нее и с российской системой. В конце 1989г. электроэнергетика Болгарии не отличалась от таковой в странах- членах Европейского союза. Энергетические характеристики страны были схожими со средними по ЕС. По структуре - ТЭС/ГЭС/АЭС энергетический микс для ЕС составлял - 58/18,6/23,4; а для Болгарии он составлял 59/17,1/23,9. По отношению к специфичным показателям инсталлированной мощности кВт/ч стоимости для ЕС были - 1,33, а для Болгарии - 1,36, по показателю специфичного потребления кВт∙ч/ч они составляли - 5521 для ЕС к 5340 для Болгарии.

В начале 1997 г. болгарская экономика пережила невиданный по своим масштабам финансовый кризис. Страна была вовлечена в разрушительную гиперинфляцию и резкое обесценивание национальной валюты. Только за февраль 1997 г. рост цен - измеренный через индекс потребительских цен достиг 243%, а лев обесценивается в 2-3 раза по отношению к доллару. За период 1996/ 97г. 17 кредитных учреждений стали банкротами. Валютный резерв страны упал до критического уровня ниже 400 млн. долларов.

В 1998г. Правительство отказалось от участия в проекте «Синий поток 2». В 1998 г. после неудачной приватизации обанкротилась нефтяная компания «Плама Плевен». В конце 1999г. правительство приватизировало 58% капитала Нефтохима. Стоимость сделки по договору с «ЛУКОЙЛ петрол» - дочерняя компания «ЛУКОЙЛ Европа» составила 101 млн. долларов, из которых государственный бюджет реально получил 81 млн. долларов.

Реформа болгарской энергетики началась в 2000 г. с организационной реструктуризации - НЕК. Были созданы 15 самостоятельных компаний: производственных, по электропередаче и электрораспределению. С 1993 г. до конца 2005 приватизировано суммарно 73% государственных активов. В основных секторах энергетики - электроэнергетика, теплоэнергетика, газоснабжение и угледобыча - проведена частичная приватизация. Общее количество приватизированных торговых компаний от системы энергетика составляет 104.

Топливно-энергетический комплекс Болгарии
18 января 2008 г. между Болгарией и Российской Федерацией были подписаны 4 двусторонних соглашения в присутствии президентов Болгарии и России. Три - в области энергетики: о газопроводе «Южный поток», о строительстве АЭС «Белене» и о создании международной проектной компании для строительства нефтепровода «Бургас - Александруполис» - и соглашение о сотрудничество по возвращении в Россию отработанного ядерного топлива от исследовательского реактора. Все проекты остановлены в 2012-2014 гг.

ТЭК Болгарии был спланирован, построен и эксплуатировался долгие годы в технологической обвязке с ТЭК Российской Федерации. Любая попытка нарушить или изменить эти технологические связи приведет к уничтожению TЭK страны. Технологические связи между TЭK Болгарии и TЭK России работают и показывают в рыночных условиях оптимальные экономические результаты, например - «ЛУКОЙЛ нефтехим» и «АЭС Козлодуй» - около 10% от ВВП страны. В этом смысле реализация «пакета» Болгаро - российских энергетических проектов по строительству АЭС Белене, газопровода Южный поток и нефтепровода Бургас Александруполис должны были усилить TЭK Болгарии, превратив его в региональный энергетический центр в Юго-Восточной Европе.

Политика ЕС по развитию общего энергетического пространства, применяемая правовая системе союза и интеграция целевого «плана по климату и энергетике 2020» не принесли положительного развития ТЭК Болгарии. Наоборот, она привела к кризису в энергетической системе Болгарии, закрытию шахт, производственных мощностей, спровоцировала относительно высокие цены на электроэнергию и природный газ для промышленности и населения, привела к потере конкурентоспособности экономики и созданию социальной напряженности в обществе.

При реализации целей пакета ЕС «Энергетика/ климат 2030», учитывая негативные тенденции при реализации «энергетического пакета 2020» ожидается, что в ближайшие годы активы единого ТЭК Болгарии будут окончательно раздроблены на мелкие и средние энергетические предприятия по добыче, производству, передаче, распределению, торговле и поставкам электроэнергии и природного газа с преобладающей частной собственностью. Из-за одновременного требования увеличения доли ВЭИ в энергетическом миксе, повышения энергетической эффективности и понижения эмиссий парниковых газов, доля генерации ТЭС, использующих низкокалорийный уголь, должна быть ограничена 10-15%, что означает спад в добыче угля и закрытие базовых электрогенерирующих мощностей.

Для повышения доли ВЭИ необходимо инвестировать в улучшение электрической сети и сооружение маневренных мощностей. Ввиду неустойчивости производства ВЭИ, значительно увеличивается риск безопасности электроэнергетической системы. То есть существует внутреннее противоречие между целями ЕС по уменьшению эмиссии и увеличению доли ВЭИ, повышению энергетической независимости с одной стороны и увеличением энергетической с другой. Реализация этих целей приведет к разрушению единой ТЭК Болгарии, закрытию шахт и ТЭС до 1200 МВт, увеличению безработицы, повышению цен на энергию, потери конкурентоспособности и в среднесрочной перспективе прекращению реиндуистрализации страны.

Негативные последствия вряд ли будут ограничены только сферой энергетики. Не существует никаких сомнений, что они будут «перетекать» в реальный и банковский сектора, и ослабят болгарскую экономику в ближайшие десятилетия.