Демографическая катастрофа в Южной Корее – отсчет начался. География корейской народно-демократической республики (кндр, северной кореи)

Демографическая катастрофа в Южной Корее – отсчет начался. География корейской народно-демократической республики (кндр, северной кореи)

Официальное название - Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Расположена в северной части Корейского полуострова. Площадь 122,8 тыс. км2, численность населения ок. 23 млн чел. (2002). Государственный язык - корейский. Столица - г. Пхеньян (ок. 2 млн чел., 2002). Государственные праздники: 15 апреля - «День солнца», день рождения Ким Ир Сена; 16 февраля - день рождения Ким Чен Ира; 15 августа - День освобождения (1945); 9 сентября - День образования Республики (1948). Денежная единица - вона.

Член более 200 международных организаций, в т.ч. ООН (1991), ЮНЕСКО, ПРООН, ФАО, ВОЗ и др.

Достопримечательности КНДР

Население КНДР

В КНДР не публикуются статистические отчёты. Здесь и далее приводятся расчётные данные.

Прирост населения 1,5% в год. В результате стихийных бедствий и неурожаев в 1995-97 в КНДР умерло от голода 1-2 млн чел. По данным международных организаций, смертность, особенно среди детей, высокая. Средняя продолжительность жизни в последние годы резко снизилась (с 72 до 58-60 лет) из-за поразившего страну голода в сер. 1990-х гг. Средняя продолжительность жизни мужчин 56 лет, женщин 62 года.

Лица в возрасте до 15 лет составляют 30% населения, 15-49 лет - ок. 50%, 50 лет и старше - ок. 20%. Мужчин 49%, женщин 51%.

Городское население 40%, сельское - 60%. Из-за глубокого кризиса в экономике часть городского населения (1 млн чел.) была направлена в сельские районы.

Официально выход на пенсию для женщин с 55 лет, для мужчин - с 60 лет.

Этнический состав - корейцы. В стране проживает также 6 тыс. китайцев. Язык - корейский.

Конституционная норма декларирует свободу совести. Однако государство не разрешает использовать религию в качестве «средства проникновения внешних сил, нарушения государственного и общественного порядка». Формально в стране существуют буддизм, христианство и чондогё - религия «небесного пути». В Пхеньяне и других регионах страны имеются буддийские храмы. Религиозная деятельность строго контролируется властями.

Государственное устройство и политическая система КНДР

По Конституции КНДР - «суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего корейского народа». КНДР является также «революционным государством». Реальная власть в стране находится в руках военных. Высшим органом власти фактически является Государственный комитет обороны во главе с Ким Чен Иром. КНДР - это супертоталитарное государство с присущей ему системой культа личности Ким Чен Ира.

Действует Конституция 1972 с важными изменениями и дополнениями 1992 и 1998. В частности, введена новая глава «Оборона страны», упразднены должность президента, Постоянный совет Верховного народного собрания, Центральный народный комитет и Административный совет, учреждён Государственный комитет обороны, восстановлен президиум Верховного народного собрания и кабинет министров.

В административном отношении КНДР делится на 9 провинций: Рянган, Чаган, Северная Хамгён, Южная Хамгён, Северная Пхенан, Южная Пхенан, Северная Хванхэ, Южная Хванхэ, Канвон. Три города центрального подчинения: Пхеньян, Кэсон, Нампхо.

Наиболее крупные города: Пхеньян (столица), Вонсан, Синыйджу, Хамхын, Хэджу, Чхонджин.

Принципом государственного управления является демократический централизм. Высший орган законодательной власти - Верховное народное собрание (ВНС). Высший орган исполнительной власти - кабинет министров.

Глава государства: по Конституции - председатель президиума ВНС, реально председатель Государственного комитета обороны.

Председатель Государственного комитета обороны - Ким Чен Ир; председатель президиума ВНС - Ким Ен Нам, председатель кабинета министров - Пак Бон Джу.

Конституция декларирует, что выборы в ВНС и местные народные собрания (провинций, городов и уездов) проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В условиях КНДР выборы носят формальный характер.

Ким Ир Сен (1912-94) - основатель и бессменный руководитель КНДР в течение почти 50 лет. В Конституции КНДР Ким Ир Сен охарактеризован «гением идей, теории и практики руководства, всепобеждающим, стальным полководцем, великим революционером» и объявлен «вечным президентом» Северной Кореи.

Ким Чен Ир (род. 1942) - сын Ким Ир Сена. Получил высшую власть в стране от отца. В северокорейской пропаганде называется «великим полководцем», «любимым руководителем корейского народа».

Ким Чен Ир выдвинул курс на строительство «могущественной державы», проводит политику «приоритета армии» в целях мобилизации общества на сохранение существующего режима.

По Конституции народные собрания провинций, городов и уездов (законодательные органы) и соответствующие народные комитеты (исполнительные органы) выполняют хозяйственные функции. Реально же руководство хозяйственной деятельностью осуществляют органы Комитета обороны на местах.

Трудовая партия Кореи (ТПК) почти 60 лет является монопольно правящей партией в КНДР. Численность 2,5 млн членов. Всего состоялось 6 съездов партии (последний в 1980). Главная функция ТПК - претворение в жизнь идеологии чучхе («человек - хозяин всему»).

Кроме ТПК, в стране действуют Социал-демократическая партия и религиозная партия Чондогё-Чхонудан («партия молодых друзей»). Эти партии полностью поддерживают политику ТПК и не играют существенной роли в политической системе КНДР.

Основные общественные организации: Объединённые профсоюзы Кореи (ОПК), Союз трудящихся сельского хозяйства (СТСХ), Кимирсеновский социалистический союз молодёжи (КССМ), Союз демократических женщин (СДЖ). Главная задача общественных организаций - выполнение функции «приводных ремней», т.е. обеспечение связи ТПК с населением, проведение идейно-воспитательной работы на основе идеологии чучхе.

Все партии и общественные организации (всего более 70) входят в Единый демократический отечественный фронт (ЕДОФ). В центре деятельности ЕДОФ - борьба за мирное объединение Кореи на основе северокорейской политической платформы - образования конфедерации Корё.

Внутренняя политика правящего режима направлена на укрепление «социализма корейского образца», строительство «могущественной державы», превращение страны в «крепость». Осуществляется линия на милитаризацию общества, усиление индоктринации населения в духе идей чучхе («чучхеизация»).

Основные принципы внешней политики - «самостоятельность, мир и дружба». КНДР поддерживает дружественные отношения с КНР, имеет с ней союзный договор. Развивает добрососедские связи с РФ. В 2000 между КНДР и РФ подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Президент РФ В.В.Путин в 2000 нанёс визит в Пхеньян. Руководитель КНДР Ким Чен Ир посетил РФ в 2001 и 2002.

КНДР стремится к нормализации отношений с США, выступает за двусторонний диалог с Вашингтоном в целях разрешения северокорейской ядерной проблемы. В 2003 КНДР объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия и возобновлении военной ядерной программы.

Пхеньян настаивает на получении со стороны Вашингтона твёрдых гарантий собственной безопасности в обмен на прекращение военной ядерной деятельности.

В последние годы КНДР заметно расширила внешнеполитические связи, установив дипломатические отношения практически со всеми западноевропейскими государствами и в целом с ЕС. КНДР поддерживает дипломатические отношения более чем со 150 государствами мира.

Вооружённые силы КНДР насчитывают 1,2 млн чел. На вооружении находится ок. 4 тыс. танков, более 600 самолётов, 11 тыс. орудий, 800 ракет типа СКАД и 200 баллистических ракет класса «Нодон» (дальность полёта св. 1000 км). Ежегодные расходы на содержание огромной армии составляют более 50% государственного бюджета.

В связи с разразившимся в 2003 ядерным кризисом КНДР официально объявила о том, что намерена «укреплять самостоятельные силы ядерного сдерживания как меру самозащиты».

Межкорейские отношения

Почти 60 лет Корейский полуостров расчленён на два государства - КНДР и РК, создавшие противоположные общественно-политические и экономические системы. Весь период существования двух корейских государств отмечен острым военно-политическим и идеологическим противоборством, трёхлетней кровопролитной войной 1950-53.

В нач. 1970-х гг. Север и Юг приступили к диалогу, завершившемуся принятием Совместного заявления (4 июля 1972), определившего основополагающие подходы Пхеньяна и Сеула к объединению Кореи, которое должно быть достигнуто, во-первых, самостоятельно, без вмешательства внешних сил, во-вторых, мирным путём и, в-третьих, на основе национальной консолидации.

В нач. 1990-х гг. КНДР и РК подписали два важных межгосударственных документа - Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах (13 декабря 1991) и Декларацию о безъядерном статусе Корейского полуострова (31 декабря 1991). Эти документы де-юре зафиксировали наличие двух государств на Корейском полуострове и принципы их взаимоотношений как самостоятельных государств.

Историческими событиями в межкорейских отношениях стали встреча руководителей КНДР и РК Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна в июне 2000 в Пхеньяне и подписанная ими Совместная декларация (15 июня 2000), в которой нашли отражение общие подходы к объединению страны, развитию политических, экономических и культурных связей между Севером и Югом. На высшем уровне было подтверждено, что объединение Кореи. будет осуществлено самими корейцами, мирным путём и на основе сближения северокорейской идеи конфедерации и южнокорейской концепции сообщества.

Важное значение для межкорейского сближения имела политика «солнечного тепла», проводившаяся президентом Ким Дэ Чжуном в отношении КНДР (вовлечение Северной Кореи в широкое международное сотрудничество, развитие многосторонних связей с ней).

В 1998-2002 между Севером и Югом установились политические контакты, расширились экономическое сотрудничество, торговля, гуманитарные связи. КНДР и РК осуществляют взаимовыгодные проекты: соединение железных дорог Севера и Юга с выходом на Транссиб, создание технопарка в районе Кэсона, туристический проект «Кымгансан» и др. Тем не менее межкорейский диалог нельзя назвать стабильным. Периодически между сторонами возникают серьёзные конфликты (боевые столкновения военных судов в Жёлтом море в 1999 и 2002). Негативно влияет на диалог и ядерная проблема КНДР. Правительство президента Но Му Хена выступает за продолжение политики диалога с КНДР, за мирное политическое урегулирование северокорейской ядерной проблемы.

Экономика КНДР

КНДР на протяжении последних 10 лет переживает острый экономический кризис. ВВП составляет 8-9 млрд долл. США (в кон. 1980_х гг. - 22 млрд долл.); ВВП на душу населения - менее 400 долл. В стране ощущается острая нехватка электроэнергии, сырья, различных материалов и оборудования. Производство электроэнергии, согласно экспертным оценкам за 2002, составляет 12-13 млрд кВт/ч (в 1990-35), угля - 15 млн т (50), стали - 1,5 млн т (4,2), цемента - 4,0 млн т (7,6). Практически 80% промышленных предприятий простаивает.

В 2002 в КНДР предпринята попытка внести коррективы в экономическую политику, внедрить товарно-денежные отношения, сократить сферу действия распределительной системы. В 15-20 раз была повышена заработная плата рабочих и служащих, в 30-50 раз возросли цены на промышленные товары и услуги. Руководителям предприятий предоставлено право варьировать заработную плату работников. Введена ограниченная конвертируемость национальной валюты, курс к доллару США приблизился к рыночному. Эти изменения названы в КНДР не реформами, а «государственными мероприятиями», направленными на «укрепление и совершенствование корейского социализма».

Нововведения, однако, не привели к позитивным изменениям ни на макроуровне, ни на микроуровне. Заметно выросла инфляция (официальный курс доллара к воне составляет 1:150, на чёрном рынке - 1:2000), увеличилась безработица (более 1 млн чел.).

Экономическая политика руководства КНДР всегда основывалась на приоритетном развитии тяжёлой индустрии в ущерб лёгкой промышленности. На сессии ВНС в марте 2003 приоритетом названы «национальная оборона и военно-промышленный комплекс», а также сельское хозяйство и лёгкая промышленность.

В последние годы КНДР испытывает острую нехватку продовольствия. Производство сельскохозяйственной продукции не превышает 4 млн т в год, включая 1,8 млн т риса. Международные гуманитарные организации ежегодно поставляют до 1 млн т продовольствия, чтобы спасти население КНДР от голода. В нач. 2003 Северная Корея обратилась к РК с просьбой срочно поставить 400 тыс. т зерна, с тем чтобы «протянуть» до сбора нового урожая.

Основная сельскохозяйственная культура - рис, производство которого год от года снижается. Животноводство развито слабо. Расширяются посевы картофеля («картофельная революция»). Принимаются меры по развитию овцеводства, кролиководства и прудового хозяйства.

В условиях жёсткого кризиса транспортная система работает с большими перебоями. В прежние годы до 90% грузоперевозок осуществлялось железнодорожным транспортом (в нач. 1990-х гг. протяжённость железных дорог составляла 8 тыс. км). В настоящее время железнодорожный транспорт находится в плачевном состоянии. Устарело рельсовое хозяйство, требуются срочная модернизация электровозного и тепловозного хозяйства, ремонт железнодорожных мостов и т.д. Острая нехватка электроэнергии нарушает ритмичность работы железнодорожного транспорта.

В июне 2003 Север и Юг осуществили стыковку железных дорог в районе демилитаризованной зоны. Намечено начать движение по транскорейской дороге с выходом на Транссиб (восточный маршрут) и через Пхеньян - Синыйджу в Китай (западный маршрут).

Автомобильные дороги также требуют обновления. В 2000 построена шоссейная дорога Пхеньян Нампхо (57 км). Северная и Южная К. достигли договоренности соединить обе части полуострова шоссейной дорогой.

КНДР располагает удобными морскими портами на западном и восточном побережье - Нампхо, Сонним, Хэджу, Хамхын, Вонсон, Чхонджин, Раджин. Портовое хозяйство устарело. Разгрузо-погрузочные работы осуществляются в основном вручную. Порт Раджин (объём переработки грузов 2 млн т в год) используется на 50-60% мощностей.

Воздушный транспорт развит слабо. Внутренние воздушные линии действуют нерегулярно. Международные воздушные линии: Пхеньян - Пекин, Пхеньян - Владивосток, Пхеньян - Хабаровск.

Связь находится на низком техническом уровне. Осуществляется процесс компьютеризации Северной Кореи. Действует компьютерная связь внутри страны, однако выход в Интернет блокирован.

Внутренняя торговля (оптовая и розничная) развита слабо. До 2002 существовал строго разрешительный порядок на рыночную торговлю. В настоящее время в стране открыто большое количество рынков, налаживается рыночная торговля продуктами питания и товарами повседневного спроса. Товары в основном импортные (из Китая). Разрешено открывать частные кафе и рестораны.

В КНДР организуются туристические маршруты по местам «революционной славы». Эти места в основном связаны с деятельностью северокорейских вождей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. По случаю дня рождения «великого вождя» (15 апреля) и «великого полководца» (16 февраля) устраиваются «походы верности» на гору Пэктусан (на границе с Китаем), где начал партизанскую борьбу Ким Ир Сен, и к домику в партизанском лагере, расположенном на той же горе, где якобы родился Ким Чен Ир.

Иностранным туризмом занимается специализированная государственная организация. Туристические группы посещают КНДР главным образом из Китая, РФ, Японии, Тайваня, Таиланда. В Пхеньяне есть сеть гостиниц для иностранных туристов. Организуются специальные тургруппы для корейцев, проживающих за рубежом.

КНДР и РК реализуют совместный туристический проект «Кымгансан». Более полумиллиона южнокорейцев побывали в Алмазных горах.

Ведущее место в финансовой системе КНДР принадлежит государственному бюджету, который включает центральный бюджет и местные бюджеты. Главное место в доходах бюджета занимают поступления от госпредприятий, налог с оборота, подоходный и другие налоги, таможенные пошлины, помощь со стороны международных организаций. Значительные средства госбюджета (до 50%) направляются на оборону, развитие военно-промышленного комплекса.

После либерализации цен и повышения заработной платы в 2002 уровень жизни населения не улучшился. Средняя заработная плата в стране - 1500 вон (10 долл.). Население испытывает нехватку продовольствия, товаров широкого потребления. Ежедневная норма выдачи риса (или кукурузы для взрослых) - 400 г, для детей ещё меньше.

КНДР поддерживает торговые связи более чем со 100 странами. Объём товарооборота в 2002 составил 2,4 млрд долл. Основные внешнеторговые партнёры КНДР - Южная К. (642 млрд долл.), Китай (550 млн долл.), Япония (500 млн долл.), страны ЕС (250 млн долл.), РФ (130 млн долл.). В экспорте КНДР преобладают чёрные и цветные металлы, антрацит, морепродукты; в импорте - нефть и нефтепродукты, коксующийся уголь, химические удобрения, продовольствие.

Внешний долг КНДР, по оценкам экспертов, составляет 25 млрд долл. США (2000), в т.ч. РФ - 8 млрд долл., Китаю - 4,5 млрд долл.

Наука и культура КНДР

В КНДР создана «подлинно народная и революционная культура». Правящая партия ведёт бескомпромиссную борьбу «против культурной экспансии империализма», за утверждение во всех сферах «нового, социалистического образа жизни».

Вся система образования направлена на воспитание преданности «великому полководцу», его политическому курсу и готовности «грудью защитить полководца».

С 1975 в КНДР действует всеобщее обязательное 11-летнее обучение (включая одногодичное дошкольное). В стране насчитывается 10 тыс. общеобразовательных школ, 450 технических училищ, более 200 высших учебных заведений. В последние годы из-за острого экономического кризиса государственные расходы на образование сократились. Наиболее престижными вузами являются Государственный университет им. Ким Ир Сена и Политехнический университет им. Ким Чака.

В стране создана Академия наук (1952), имеются академии сельскохозяйственных, медицинских, педагогических наук, целая сеть научных учреждений. Недалеко от Пхеньяна в г. Пхенсоне находится академический городок, где сосредоточены научно-исследовательские институты различных профилей. Действуют атомный научно-исследовательский центр в Нёнбёне, институты ядерной энергетики и радиологии и др.

Литературная, театральная, музыкальная деятельность в стране осуществляется под руководством правящей партии через Ассоциацию деятелей литературы и искусства и входящие в неё творческие союзы.

Творческая интеллигенция КНДР (писатели, поэты, музыканты) прошла через различные политические кампании, «закалилась в борьбе против формализма и идеологической нечёткости». Крупнейшей идеологической кампанией в литературе и искусстве стало «движение за установление единой идеологии партии», т.е. идей чучхе.

Большое внимание идейному руководству развитием литературы и искусства уделяет Ким Чен Ир. В его выступлениях содержатся партийные установки на утверждение «классовости и народности» в художественном творчестве.

В КНДР широко используется метод «коллективного творчества», когда группа авторов пишет романы, поэмы, посвящённые Ким Ир Сену и Ким Чен Иру. Культовая тематика превалирует во всём литературном творчестве (роман «Бессмертная история» и др.).

В музыкальном творчестве предпочтение отдаётся «образцовым революционным операм» - «Море крови», «Цветочница», «Расскажи, тайга», «Песня о Кымгансане», «Верная дочь партии».

В кинематографе также преобладает культовая, революционная тематика («Звезда Кореи», «Нация и судьба» и др.). В стране за год выпускается более 100 кинофильмов, в т.ч. 50 художественных лент.

Изобразительное искусство посвящено главным образом деятельности северокорейских вождей. Ежегодно устраиваемые по случаю дней их рождения выставки призваны отражать «величие» идей и характеров лидеров КНДР, их «заслуги» перед народом.

В Пхеньяне ежегодно проводятся международный фестиваль искусств «Апрельская весна» и кинофестиваль неприсоединившихся государств.

В ближайшие 10 лет 80% стран Большой двадцатки встретятся с беспрецедентным сокращением населения, что коренным образом изменит глобальную экономику. Экономистам и финансовым планировщикам следует учитывать грядущий демографический коллапс в так называемом развитом мире. Успешные экономики в буквальном смысле стоят на пути вымирания, тогда как население стран с ужасными экономическими показателями растет не по дням, а по часам. Прогнозы численности населения ООН слишком оптимистичны и имеют мало общего с действительностью. Крайне низкий коэффициент фертильности в индустриально развитых странах противоречит безоблачным прогнозам ООН.

Прогноз южнокорейского правительства показывает, что в ближайшие семь лет население страны начнет сокращаться, и, если тенденция продолжится, в отдаленном будущем нация вымрет. Южнокорейский демографический коллапс совпадает с китайским; а население Японии уже сокращается невероятными темпами. Трудовые ресурсы и потребительская база второй, третьей и одиннадцатой экономик мира будут становиться все меньше и меньше, но признанные аналитики почему-то не видят здесь проблемы. Характерно, что население трудоспособного возраста, производящее и потребляющее больше всего, начало сокращаться еще десять лет назад.

Население самой однородной по составу страны в мире и 4-й по размеру экономики в Азии скоро начнет сокращаться. В Южной Корее самый низкий коэффициент фертильности (16 лет подряд), вследствие чего общество стареет. В 2016 г. наблюдалось самое низкое число новорожденных за все время и самый низкий коэффициент фертильности (1.17) за 7 лет.

Население Южной Кореи

Население (тыс)

Коэффициент фертильности (число детей на одну женщину)

коэффициент фертильности; население – данные ООН

население – данные Statistics Korea, средний вариант; население – данные Statistics Korea, низший вариант

Источники данных: ООН, Всемирный банк, Statistics Korea

Численность населения после основания республики в 1948 г. быстро росла, но с 1966 г. стала сокращаться из-за программы по контролю рождаемости . На численность населения также начали влиять урбанизация, доступность высшего образования и рост участия женщин в трудовых ресурсах. Как и во многих культурах, в Южной Корее мужское потомство считалось очень важным для продолжения рода, так как мужчины предоставляли финансовую поддержку и заботились о родителях в старости, поэтому все стремились иметь сына. Если первый ребенок был не мужского пола, то детей у пары было столько, сколько требовалось для того, чтобы наконец родился сын. В 1973 г. был принят закон о разрешении аборта в особых случаях, однако им стали злоупотреблять, так как аборту преимущественно подвергались зародыши женского пола . В целом в большинстве провинций численность населения росла (исключение составляют большие города, такие как Сеул, Тэджон, Кванджу). Затем правительство стало призывать супружеские пары заводить как можно меньше детей лозунгом: «роди одного ребенка и воспитай его хорошо » . В 2016 г. общее население Южной Кореи составляло больше 51 млн, включая 1 млн иностранцев. Все демографические прогнозы предсказывают существенное сокращение населения. В 2050 г. корейцев может быть 40-48 млн, а в 2100 г. – лишь около 20 млн.

Население Южной Кореи по провинциям в 2016 г.

Инчхон; Сеул

Седжон

Тэджон

Тэгу

Ульсан

Пусан

Легенда

рост населения

спад населения

*относительно 2015 г.

Население (млн)

Источник данных: https://citypopulation.de/

Все эти социальные явления и правительственные меры внесли свой вклад в сокращение уровня рождаемости в стране и, как следствие, старение населения. Хотя население Кореи еще несколько лет может расти, оно начнет быстро сокращаться, так что к 2150 г. южнокорейцы могут вымереть . Уже в 2045 г. Корея может быть самой старой страной в мире со средним возрастом 50 лет. Пирамида населения начала расширяться вверх, что значит, что число пожилых людей растет, а молодежи и детей – падает. В 2016-17 гг. впервые обнаружился спад трудоспособного населения в возрасте от 15 до 64, что значит, что потребительская база Кореи сокращается. Уже сейчас люди в возрасте от 65 лет составляют 14.12%, а дети до 14 лет – всего 13.21%. Возможно, менее чем через 50 лет пожилые люди будут составлять больше 40% населения Южной Кореи.

Пирамида населения Южной Кореи в 2017 г. в сравнении с 1997 г.

Возраст

Мужчины; Женщины

население в 1997 г.

Источник данных: https://populationpyramid.net/

Причины низкого уровня рождаемости в Корее отчасти те же, что были в Японии в начале 1990-х. Пары не хотят иметь большую семью из-за растущей стоимости жизни, включая стоимость жилья и образования. В Южной Корее самая высокая в мире продолжительность рабочего дня, так что у южнокорейцев нет времени на семью или личную жизнь. В то же время наблюдается высокий уровень безработицы среди молодежи. Женщины не хотят заводить детей слишком рано из-за карьеры, недоступности декретного отпуска и низкого уровня участия мужчин в воспитании детей и работе по дому . В среднем женщины рождают первого ребенка в 31 год. Многие корейцы считают, что брак необязателен. Половине одиноких людей до 40 лет, и они не ощущают потребности заводить семью. Данное явление также можно объяснить большой долей атеистов и тех, кто не придерживается никакой формальной религии.

Религиозная принадлежность в Южной Корее по провинциям в 2005 г.

Инчхон; Сеул

Седжон; нет данных

Тэджон

Тэгу

Ульсан; нет данных

Пусан

Легенда

Буддисты

Протестанты

Католики

Нет или другое

Источник данных: Перепись населения в Южной Корее в 2005 г., данные о религии по провинциям

Низкий уровень рождаемости – не единственная проблема в Южной Корее: другой проблемой является смертность. Южная Корея – одна из стран с наивысшим уровнем самоубийств в мире. Ежедневно 40 корейцев совершают самоубийство , что также является следствием сокращения числа верующих. Данная проблема очень часто касается пожилых людей. Половина людей в возрасте от 65 лет живет в относительной бедности, и ¼ живет в одиночестве. Они не откладывали капитал на пенсию. Они не могут найти работу, и в стареющем обществе возросла изоляция и депрессия. Среди молодежи самой частой причиной самоубийства является усиленный стресс на работе и в системе образования. 40% самоубийств совершаются под воздействием алкоголя, и Южная Корея является крупнейшим в мире потребителем крепких напитков. Средний кореец выпивает 14 стандартных доз алкоголя в неделю (в сравнении с 3 в США). Корейцы испытывают чувство стыда из-за психологических проблем и редко решаются пройти соответствующее лечение. Злоупотребление алкоголем более приемлемо, чем посещение психиатра. Определенно, это вносит свой вклад в большое число самоубийств .

Наивысшие уровни самоубийств в мире в 2015 г.

уровень самоубийств (на 100 тыс населения)

страны

Шри-Ланка; Гайана; Монголия; Казахстан; Суринам; Литва; Ангола; Южная Корея; Сьерра-Леоне; Боливия; ЦАР; Беларусь; Польша; Зимбабве: Российская Федерация; Свазиленд; Камерун; Латвия; Украина; Буркина-Фасо; Бельгия; Индия; Венгрия; Япония; Того; Северная Корея; Уругвай; Нигерия; Бенин; Словения; Эстония; Кирибати; Чад; Финляндия; Лаос; Аргентина; Лесото; Эритрея; Тринидад и Тобаго; Бурунди; Мозамбик; Камбоджа; Эфиопия; Швеция; Таиланд; Ботсвана; Руанда; Уганда; США

Источник данных: Всемирная организация здравоохранения

Причины смерти в Южной Корее в 2016 г.

Уровень смертности (на 100 тыс населения)

Злокачественные опухоли (рак); Сердечно-сосудистые заболевания; Цереброваскулярные болезни; Пневмония; Умышленное причинение себе вреда (самоубийство); Сахарный диабет; Хронические болезни нижних дыхательных путей; Болезни печени; Гипертоническая болезнь; Дорожно-транспортные происшествия

Источник данных: Statistics Korea

Демографическая ситуация отрицательно отразится на экономическом росте Южной Кореи. Сеул, чьи жители составляют 20% от всего населения страны, сильнее всего ощутит изменения в структуре населения: его трудовые ресурсы существенно сократятся. Ожидается, что к 2040 г. население Сеула снизится как минимум на 1 млн. Расходы на здравоохранение в стране уже выросли (от 3.8% до 7.2% от ВВП).

Нью-йоркский финансовый сайт Business Insider писал, что, согласно экономистам, лучшим подходом для Японии и Кореи может быть отказ от гендерных ролей и привлечение большего числа женщин в трудовые ресурсы . Конечно, экономисты с Уолл-стрит знают, что такая политика привела к снижению уровня рождаемости в Европе. И тем не менее нью-йоркские финансовые аналитики отчаянно ищут способы увеличить трудовые ресурсы в самых производительных странах мира.

Корейский президент Мун Чжэ Ин (Moon Jae-In) также акцентирует внимание на пожилых людях, составляющих существенную часть общества, и на необходимости создать надлежащие условия жизни для такой большой группы. Поскольку средняя продолжительность жизни увеличилась, имеет смысл создать рабочие места для данной возрастной категории, особенно учитывая сокращение трудовых ресурсов. План президента заключается в поднятии пенсий, удвоении числа рабочих мест для пожилых работников и повышении месячной зарплаты, финансировании лечения болезни Альцгеймера и деменции и увеличении доступности социального жилья для пожилых людей .

Южнокорейское правительство также стремится привлечь в домохозяйства больше роботов . Хорошим решением южнокорейского демографического кризиса могло бы стать воссоединение с Северной Кореей, где ситуация с населением кажется более стабильной. При этом сохранится расовая однородность, и хотя пока это кажется нереалистичным, это могло бы стать ответом на кризис Севера и Юга.

Ситуация в Южной Корее, 11-й в мире экономике и 5-м экспортере, повлияет на многие страны. Страна является глобальным производителем телефонов, интегральных схем, автомобилей, автозапчастей, кораблей, жидкокристаллических мониторов и нефтепродуктов и специализируется на технологиях и дизайне. В контексте торговли обстановка в Южной Корее больше всего повлияет на Китай, США, Японию, Германию, Австралию и Саудовскую Аравию . Демографический кризис также отразится на безопасности страны. Изменится геополитический баланс, так как Япония и Южная Корея являются военными союзниками США в Восточной Азии.

Будущее Южной Кореи очень неопределенно. Осталось мало времени, чтобы избежать худшего. А некоторые и вовсе предсказывают, что нисходящую тенденцию невозможно изменить.

«Программы планирования семьи и контроля рождаемости в третьем мире » (Family planning programs and birth control in the third world ), Национальная библиотека медицины США, .

«Гендерная дискриминация в абортах по половому признаку и ее преодоление в Южной Корее » (Gender Discrimination in Sex Selective Abortions and its Transition in South Korea ), Womens Studies International Forum , 2009 .

В 1988 г., чтобы остановить аборты по половому признаку, был принят закон, запрещающий врачам раскрывать пол ребенка.

«Демография Южной Кореи » (Demographics of South Korea ), New World Encyclopedia , 13/12/2017 .

«Уровень рождаемости в Южной Корее упал до рекордного минимума » (South Korea birth rate plunges to record low ), BBC News , 13/12/2017 .

«Бич Южной Кореи : стресс и суицид в корейском обществе » (The “Scourge of South Korea”: Stress and Suicide in Korean Society ), Berkeley Political Review , 14/12/2017 .

«Корею от « демографической бомбы замедленного действия » отделяет 20 лет » (Korea is 20 years away from a ‘demographic time bomb’ ), Business Insider , 14/12/2017 .

«Южнокорейский парадокс неравенства : долгая жизнь , хорошее здоровье и бедность » (South Korea’s inequality paradox: long life, good health and poverty ), The Guardian , 18/12/2017 .

«Южнокорейская демографическая дилемма » (South Korea’s demographic dilemma ),

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Так ли счастливы жители Северной Кореи?

Мы плохо представляем себе, как воспринимают нынешнее обострение ситуации вокруг Северной Кореи сами жители КНДР, так как режим Ким Чен Ына жестко контролирует всю информацию, поступающую в страну.

В западных СМИ часто пишут о Северной Корее как о стране, полностью изолированной от внешнего мира и живущей в прошлом веке.

Статистических данных очень мало, и часто они основаны на экстраполяциях. Но что они могут рассказать о жизни на севере Корейского полуострова? Какова эта жизнь в сравнении с южным соседом КНДР?

Ким Ир Сен стал первым лидером КНДР в 1948 году, основав династию Кимов, и с тех пор его потомки правят страной.

За тот же исторический период в Южной Корее сменилось шесть республик, случились революция, пара военных переворотов и переход к свободным, демократическим выборам. Всего в стране сменилось 12 президентов.

3 миллиона мобильных телефонов в КНДР - казалось бы, немалая цифра, но для страны с населением в 25 миллионов человек это означает, что владельцев мобильных телефонов здесь в лучшем случае чуть больше 10 процентов населения. Большинство их проживает в Пхеньяне.

В Южной Корее, где население превышает 51 миллион человек, мобильных телефонов больше, чем людей.

В КНДР до недавнего времени существовала компания мобильной связи Koryolink. Это небольшая компания, но она продолжает расти. Первоначально она была создана в сотрудничестве с египетской компанией Orascom и в течение многих лет была единственной на северокорейском рынке мобильной связи.

Однако в 2015 годы Orascom обнаружила, что в КНДР создается другая мобильная сеть под названием Byol. Египетская компания была вынуждена признаться инвесторам, что она практически утратила контроль над тремя миллионами подписчиков компании.

Есть основания скептически относиться к заявленному числу подписчиков. Оказывается, многие северокорейцы считают, что им дешевле купить новую подписку, чем платить за дополнительные минуты разговора по телефону.

Кроме того, доступ к интернету в стране остается ограниченным - владельцы телефонов могут подключаться только к закрытой сети типа интранет, которая не имеет внешнего выхода в глобальную сеть.

В 2016 году сообщалось, что в КНДР имеется всего 28 зарегистрированных доменных имен.

Имеются данные о том, что мужчины в КНДР в среднем ниже ростом, чем в Южной Корее.

Профессор Даниель Швекендик из университета Сонгюнгван в Сеуле изучил данные о росте мужчин-перебежчиков из Северной Кореи и обнаружил, что разница в росте составляет 3-8 см.

Швекендик указывает, что эта разница не может объясняться генетическими причинами, так как население обеих стран составляет одну этническую группу.

Он также не согласен с теми, кто доказывает, что перебежчики должны принадлежать к малоимущим слоям населения и поэтому иметь низкий рост.

Недоедание считается основной причиной столь резкого различия в физическом облике корейцев на севере и юге полуострова.

Фотографии столицы КНДР Пхеньяна изображают пустые широкие проспекты и чистые улицы без машин. Реальность выглядит несколько иначе.

В КНДР общая протяженность автомобильных дорог составляет 25 тысяч 554 км по данным на 2006 год, но только 3% из них заасфальтированы, то есть всего 724 км.

По другим оценкам, автовладельцев в КНДР всего 11 человек на тысячу, что означает, что большинство жителей страны пользуются автобусами и другими видами общественного транспорта.

Северная Корея в основном экспортирует каменный уголь, но объемы этого экспорта остаются государственной тайной, о них можно судить только по данным стран, закупающих этот уголь.

Большая часть северокорейского угля экспортировалась в Китай, который официально прекратил закупки в феврале 2017 года. Однако есть эксперты, подвергающие этот факт сомнению.

"Есть люди, которые отслеживают прибытие судов из Северной Кореи на угольные терминалы в Китае даже после введения запрета на импорт. Я считаю, что этот запрет существует, но выполняется не полностью", - говорит Кент Бойдстон, сотрудник института международной экономики Петерсона.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Общественный транспорт в Северной Корее развит плохо

До 1973 года экономики Северной и Южной Кореи находились примерно на одном уровне по размерам ВВП.

С тех пор Республика Корея рванулась вперед, превратившись в одну из ведущих стран мира с развитой промышленностью. Компании типа Samsung или Hyundai стали известны во всем мире.

В 1980-е годы экономика КНДР прекратила рост, никаких реформ там не проводилось, в стране господствует государственный монополизм сталинского типа.

КНДР занимает 52-е место в мире по численности населения, но при этом численность вооруженных сил ставит ее на четвертое место.

Расходы на военные цели составляют до 25% ВВП, и почти все мужчины проходят военную подготовку в той или иной форме.

Неурожаи и голод, неоднократно поражавшие страну с конца 1990-х годов, привели к резкому снижению продолжительности жизни в КНДР, но даже без учета этого фактора Северная Корея отстает от Юга на 12 лет.

В КНДР сохраняется острый дефицит продуктов питания; жители Южной Кореи живут заметно дольше отчасти потому, что лучше питаются.

В 2017 году уровень рождаемости в Южной Корее упал до рекордно низкой отметки, несмотря на усилия правительства по ее стимулированию.

Власти Южной Кореи потратили уже около 70 млрд долларов на выплату премий за рождение ребенка, увеличение срока декретных отпусков и отпусков по уходу за новорожденными детьми, а также на оплату лечения от бесплодия.

В прошлом материале, посвященном военной мощи КНДР, уже указывалось, что ныне сложившийся относительный паритет военных возможностей сторон на Корейском полуострове скоро завершится, причем именно в пользу Южной Кореи. Этот тезис вызвал массу дискуссий и комментариев в Сети, поэтому было бы логично шире осветить именно этот аспект региональной военной политики: динамику военных потенциалов Пхеньяна и Сеула.

Любой военный потенциал, так или иначе, опирается на демографический, экономический, технологический, научный и политический фундамент, поэтому вначале стоит оценить именно эти параметры на сегодняшний день.

В первую очередь важны демографические характеристики. Так, население Южной Кореи – 48,87 млн. чел., Северной Кореи – 24,5 млн. чел. По оценкам, опубликованным в открытой военной печати, мобилизационные ресурсы Южной Кореи составляют 14,2 млн. чел. (в т.ч. 9 млн. годных к военной службе), а Северной Кореи – 6,2 млн. чел. (в т.ч. 3,7 млн. годных к военной службе). Итого: если по численности населения Юг превосходит Север в 2 раза, то по мобилизационному ресурсу в целом в 2,29 раза, а по годным военной службе уже в 2,43 раза.

Если же оценивать экономический потенциал сторон, то картина следующая. Если сопоставить совокупные показатели ВВП по обменным курсам валют и по паритету покупательной способности (ППС), то соотношение у противостоящих сторон следующее. Если брать номинальный ВВП за 2010 г., то у Юга он больше в 35,2 раза, а если рассчитанный по ППС, например, за 2011 г., то видно превосходство уже в 38,9 раза!

Важнейшей характеристикой экономического потенциала в плане общего военно-экономического потенциала являются также объемы промышленного производства, уровень развития инфраструктуры, золотовалютные резервы. Тут ситуация для КНДР еще более плачевная.

Так, по производству стали Пхеньян уступает в 46,1 раза, а по производству автомобилей - в 1068 раз. Еще одним важнейшим показателем является энергетика. Пхеньян уступает по установленным мощностям в электроэнергетике в 10 раз, а по объемам производства электроэнергии в 20 раз. Обе страны импортируют нефть, а именно нефтепродукты - ключевое топливо в современном гражданском транспорте и военной технике: Север импортирует нефть в объеме меньшем в 226 раз. Это и неудивительно, ведь суммарный объем внешней торговли КНДР меньше в 212 раз.

Если же сопоставить размеры доходных и расходных статей бюджетов обеих стран, то сопоставление снова в пользу Юга. Так, если брать доходы бюджета Южной Кореи, то они примерно в 30-40 раз превышают соответствующий показатель КНДР, рассчитанный по самым оптимистичным оценкам, если же брать пессимистические оценки, то разрыв достигает 80-100 раз. Аналогичная картина и по расходам. Наиболее красноречивый показатель - одни только расходы государственного бюджета Южной Кореи примерно в 8-10 раз превышают оценочный объем всего годового ВВП КНДР. Одни только золотовалютные резервы Южной Кореи превышают весь годовой ВВП КНДР в 7,5-11 раз.

Если сравнивать транспортную инфраструктуру, важную с точки зрения стратегических возможностей, то здесь превосходство снова на стороне Юга и причем системное. Сеул опирается на более плотную и гибкую транспортную сеть. Так, уступая по размерам территории, Южная Корея значительно превосходит Северную по плотности аэродромной, автодорожной и железнодорожной сетей: в 1,75, 4,87 и 1,2 раза, соответственно. Южная Корея также располагает очень мощной портовой инфраструктурой, на порядки превышающей пропускные возможности портов КНДР. В то время как Южная Корея контролирует один из крупнейших торговых флотов мира, аналогичные показатели у Севера практически ничтожны.

Разрыв в технологическом потенциале лучше всего характеризует такой пример: одна только компания Samsung потратила на исследования сумму большую, чем все государственные расходы КНДР! Отставание такой важной отрасли, как станкостроение, у КНДР от Республики Корея, по оценкам западных экспертов и опубликованным интервью перебежчиков с инженерным и научным образованием, составляет около 25-27 лет, возможности по производству элементной базы электроники отстают примерно на 30 лет, в области базового приборостроения отставание от 15 до 40 лет в зависимости от направления и т.д.

Политический вес Сеула лучше всего показывает его экономическая значимость даже для дружественных Пхеньяну стран. Ключевой партнер КНДР - это Китай. В 2011 г. объем двусторонней торговли между Китаем и Южной Кореей достиг уровня в 245 млрд. долл. Объем же торговли Китая с Северной Кореей за 11 месяцев 2011 г. достиг лишь 4,673 млрд. долл. Итого, Юг Китаю в 52,5 раза «дороже», чем Север. Конечно, эти цифры несколько условны, но достаточно точно характеризуют нынешнее неравенство.

При взгляде на все эти цифры возникает закономерный вопрос: каким образом вообще возможен какой-либо паритет между сторонами при таком вопиющем разрыве? Причем паритет не только из-за ядерного оружия, но и обычных вооружений КНА. Дело здесь не только в фортификации Северной Кореи и других асимметричных ходах. Чтобы понять, как и почему сложилась нынешняя ситуация, необходим кое-какой исторический экскурс в историю последних двух десятилетий.

Для оценки нынешней ситуации и перспектив ее развития следует учитывать определенные особенности новейшей истории Корейского полуострова.

Во-первых, Южная Корея, в принципе, куда менее милитаризована, чем Северная. Причин тому несколько. Это и наличие войск США на своей территории после окончания войны (советские и китайские части покинули КНДР еще в 1950-х гг.), что значительно упрощало поддержание военной безопасности страны со ставкой на гарантии союзника. И принципиально иной тип экономики - открытая экспортная, а не импортозамещающая автаркическая, что в свою очередь ограничивало возможность превращения страны в общество с доминированием военных приоритетов над экономическим развитием. Иной поэтому была и историческая стратегия модернизации: если КНДР уже с начала 1960-х гг. стала вести политику «параллельного гражданского и военного строительства» и «превращения страны в неприступную крепость», то Республика Корея поставила в приоритет наращивание именно экономической составляющей.

Во-вторых, неуправляемость и низкая предсказуемость Пхеньяна для союзников была той причиной, из-за которой КНДР не получала ни от Китая, ни от СССР достаточной военно-технической помощи для обеспечения гарантированного военного превосходства над Югом. В свою очередь, и США, и СССР своими поставками относительно современного вооружения обеим сторонам поддерживали определенный паритет на полуострове, не допуская возникновения перевеса в пользу одной из сторон. Эта ситуация продолжалась до конца 1980-х гг.

Ситуация изменилась в начале 1990-х. Пхеньян оказался в условиях экономической катастрофы после распада СССР и серии стихийных бедствий, Сеул же очутился в условиях «почти победителя» в традиционной борьбе двух Корей.

Но прошедшие 20 лет так и не были использованы для целенаправленного создания Югом тотального военного превосходства на полуострове.

С одной стороны, в 1990-х гг. сказывалось ошибочное ожидание скорой гибели КНДР под грузом внутренних проблем. С другой стороны, конец 1990-х - начало 2000-х гг. - это и попытки проведения политики «мирного сосуществования» с продолжающейся ставкой на США как союзника, который, так или иначе, сможет окончательно решить проблему с Севером, «если вдруг что-то пойдет не так». Ведь в эти годы всем окончательно стало ясно, что объединение как мирным, так и силовым путем для Южной Кореи - это новые расходы и теперь уже внутренние социальные проблемы. Тем более за 1990-е гг. окончательно исчезла угроза северокорейского вторжения и Сеул, просто поддерживая свои вооруженные силы в тонусе и осуществляя относительно вялое перевооружение, за эти 20 лет и так уже по формальным индикаторам военного потенциала во многом обошел соперника.

Однако целая серия инцидентов в 2010 г., связанных с продемонстрированной недостаточной боеготовностью Южной Кореи, и предшествующее бессилие США в 2000-х гг. остановить военную ядерную программу КНДР привели к смене стратегии развития военного потенциала страны.

Во-первых, традиционная парадигма симметричной гонки вооружений изжила себя. Наличие относительно большего количества современного оружия оказалось легко компенсируемым при помощи ядерного оружия, а также целого ряда асимметричных ходов (фортификация, маскировка, ставка на баллистические ракеты и т.п.).

Во-вторых, выяснилось, что если Север может нанести достаточно разрушительный первый или ответный удар по гражданскому населению Юга, то в общем уже не столь важно насколько КНДР формально уступает в целом и способна ли победить в войне. А для того, чтобы гарантировать неспособность Пхеньяна нанести этот самый неприемлемый ущерб при различных сценариях конфликта, требуются радикально иные и степень, и форма превосходства. Просто иметь более сильную армию недостаточно. Требуется создание иного и по численности, и по составу набора силовых инструментов: новые системы ПВО и ПРО, технической разведки, высокоточное оружие, робототехника и т.д.

В-третьих, все эти проблемы усугубляются еще тем, что в значительной степени нынешняя армия во многом вооружена морально устаревшими образцами вооружения как в сухопутных силах, так и в ВВС. Долгие годы полное перевооружение затягивалось и откладывалось по причинам экономии финансовых средств, однако бесконечно это продолжаться не могло. Аналогичная ситуация, конечно же, характерна и для КНДР, и даже в большей степени.

В-четвертых, в отличие от периода «холодной» войны, у Южной Кореи уже накоплен достаточный финансовый потенциал, развитая гражданская промышленность, а также создан достаточно мощный военно-промышленный комплекс. Теперь Сеулу уже не требуется довольствоваться только дешевыми системами, поставляемыми в рамках военной помощи или выбирать лишь из того, что есть на обычном рынке вооружений в базовой экспортной комплектации у ограниченного списка поставщиков. Тем более теперь уже Юг часто размещает заказы лишь на разработку отдельных систем и подсистем под собственные требования (в США, России, Израиле), и сам осуществляет конструирование и выпуск военной техники с использованием иностранных, либо адекватных отечественных технологий. Поэтому программа перевооружения сейчас уже не только средство решения военно-политических задач, но и способ наращивания промышленного и технологического потенциала страны.

В-пятых, не только на Корейском полуострове, но во всей Северо-Восточной Азии происходит стремительное наращивание военной мощи. Идет активное обновление вооруженных сил Китая и Японии. Это еще один, и далеко не второстепенный стимул перевооружаться.

Таким образом, только в последние годы сложился комплекс факторов, создающий как и соответствующую мотивацию в Южной Корее, так и возможности по успешной реализации стратегии достижения тотального военного превосходства над КНДР.

Происходящие изменения лучше всего начать рассматривать с той сферы, в которой Юг традиционно сильнее Севера - морской компоненты вооруженных сил. ВМС Южной Кореи уже сейчас могут легко потопить практически весь надводный флот КНДР без особых проблем. Единственными реальными козырями Севера в современных условиях остаются лишь морские силы командования специальных сил КНДР, и подводный флот.

И если у первых шансы представлять реальную опасность для врага на море призрачны (надо еще не погибнуть при транспортировке вместе с остальными кораблями и катерами надводного флота), то вторые сейчас рассматриваются в Южной Корее как единственная реальная сила в возможной войне. Поэтому предпринимаются меры, чтобы с этой опасностью эффективно бороться.

Уже в 2015 г. ожидается создание отдельного командования подводных сил. Также продолжается стремительное наращивание численности собственного подводного флота: на вооружении уже стоят 12 современных неатомных подлодок и их число постоянно растет. Одновременно проводится глубокая модернизация и просто противолодочных возможностей флота в целом. В ход идут все варианты: от закупки и установки более совершенных образцов традиционного оборудования (новые сонары, средства обработки сигналов) до таких пока нетрадиционных вещей, как подводная робототехника.

При этом следует учитывать тот факт, что возможность защититься от подлодок Севера критична, только если они уже большей частью развернуты в акваториях на момент начала конфликта. Если этого еще не произошло, то их легко запереть на военно-морских базах, заминировав фарватеры. Практически же беззащитны перед современной авиацией и все причалы, что делает даже эту наиболее серьезную часть военно-морского потенциала КНДР крайне уязвимой.

Учитывая все эти факторы, меняются и подходы к применению ВМС Республики Корея в целом.

Во-первых, наращиваются «мобильные силы», находящиеся на постоянном боевом дежурстве и способные начать боевые действия сразу из состояния мирного времени без относительно длительной предварительной подготовки. Под их нужды планируется ввод в строй до 2020 г. трех новых военно-морских баз.

Во-вторых, флот к 2020 г. будет выполнять не только традиционные военно-морские задачи, но и задачи прикрытия территории страны от ударов авиации и баллистических ракет. Именно в рамках решения подобных задач (в первую очередь ПРО) развиваются возможности современных эсминцев.

В-третьих, подводные лодки с 2018 г. начнут получать дальнобойное высокоточное оружие. В качестве такового называются, например, ракеты с дальностью стрельбы до 500 км, что в условиях Корейского полуострова делает их стратегическим оружием. Это фундаментально изменит расстановку сил в регионе: Сеул получит принципиально новое ударное средство, способное быстро и без заметной предварительной подготовки атаковать цели на всей территории КНДР из прилегающих морей.

Поэтому к 2020 г., помимо тотального превосходства над противником в формате «флот против флота», ВМС Сеула обретут и возможность действовать в формате «флот против берега». Раньше в вероятном конфликте эту роль планировалось целиком и полностью возлагать на плечи ВМС США. При этом ударные возможности значительно вырастут не только у ВМС, но и у ВВС, и сухопутных сил.

В настоящее время основные усилия, предпринимающиеся в рамках программ модернизации воздушной и наземной компонент военной мощи Республики Корея, направлены на нивелирование относительных преимуществ армии КНДР. Еще одной назревшей проблемой для Сеула является замена морально и даже физически устаревших образцов вооружения и военной техники, ведь по многим показателям значительная доля армейских частей соответствуют требованиям разве что 1970-х гг.!

Самый главный военный аргумент КНДР – это ее ядерное оружие. Учитывая же технологический уровень ядерного комплекса КНДР, разные аналитики, использующие разные методики и допущения, видят следующие варианты существующих для Южной Кореи угроз на театре военных действий. Это различные ядерные фугасы (на собственной территории, либо доставляемые диверсионными группами в случае, если у КНДР будет достаточно обогащенного урана для изготовления аналогов американских ядерных мин конца 1950-х), ядерные морские мины и торпеды, авиабомбы, доставляемые пилотируемыми самолетами, баллистические ракеты малой дальности.

Борьба с первыми двумя опасностями для Южной Кореи не столь сложна: в одном случае это традиционные меры противодиверсионной борьбы в собственном тылу, в другом - обычные действия флота по борьбе с минной и торпедной опасностью. Во втором случае главное - это общая боеготовность и боеспособность флота.

Стратегия противодействия ВВС и Ракетным силам КНДР включает в себя два компонента: наступательный и оборонительный. Самый эффективный способ борьбы с носителями ядерного оружия - это их уничтожение еще до старта. Тут возможности Южной Кореи растут день ото дня.

Помимо появления на вооружении крылатых ракет морского и наземного базирования, способных в первом опережающем ударе поразить аэродромы и ракетные базы, идет постоянное улучшение возможностей военной авиации по выполнению аналогичных задач. В первую очередь это касается дальнобойного высокоточного оружия, действующего по принципу «выстрелил-забыл». При помощи подобных систем возможно быстрое и эффективное выведение из строя взлетно-посадочных полос авиабаз, рулежных дорожек из подземных укрытий, разрушение выездных ворот. Ракетные базы, несмотря на развитую фортификацию, тоже могут быть выведены из строя: дистанционным минированием кассетными боеприпасами наземных площадок, разрушением выездов на поверхность прямым попаданием в них. И это может быть сделано уже в первые часы войны на всей территории КНДР.

Для перехвата же уже взлетевших ракет и самолетов будут действовать два эшелона ПВО и ПРО. Помимо просто плотной сети наземных противовоздушных и противоракетных комплексов (развертывается быстрыми темпами в настоящее время), увеличатся возможности по использованию истребительной авиации.

С одной стороны: ВВС Юга уже сейчас получают на вооружение самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, что создает возможность заметить взлетающие самолеты и ракеты противника своевременно и с запасом по времени. С другой, помимо абсолютного превосходства истребительной авиации Юга в бортовых радарах и традиционном вооружении, высока вероятность размещения еще до 2020 г. на самолетах противоракет (в настоящее время в США ведутся активные разработка и испытания таких ракет и обеспечивающих их применение систем для истребительной авиации). Это позволит атаковать взлетающие баллистические ракеты сразу из режима дежурства в воздухе.

Таким образом, практически весь ударный потенциал ВВС и Ракетных сил КНДР сможет быть, так или иначе, нейтрализован, причем без неприемлемых потерь уже в 2020 г.

Последние годы также демонстрируют появление эффективных средств борьбы против артиллерии технологически отсталого противника. Помимо традиционных схем - быстрого наращивания плотности и численности радаров артиллерийской разведки вдоль ДМЗ и увеличения контрбатарейного потенциала артиллерии за счет переоснащения артиллерии скорострельными самоходными орудиями К-9, Сеул проявляет интерес к чисто оборонительным системам.

В 2000-х гг. появились первые технологические решения задачи перехвата малогабаритных артиллерийских боеприпасов еще в воздухе. В случае внезапного артиллерийского удара со стороны КНДР такие системы перехватят лишь малую долю летящих снарядов, однако если первый удар будет наносить Сеул с его ожидаемыми ударными возможностями на 2020 г., то ответный артиллерийский удар будет уже довольно слабым, и такие системы как ныне существующие «Железный купол» или C-RAM вполне смогут его отразить при адекватной численности развернутых на позициях комплексов.

При этом такое размещение, с одной стороны, вполне по карману Южной Корее, с другой - будет экономически выгодно. Даже если перехватываемый реактивный снаряд будет дешевле, чем стоит ракета-перехватчик ($40 тыс.), удастся избежать куда большего ущерба от падения снаряда на прикрываемый город. Сейчас Южная Корея активно изучает израильский опыт применения подобных систем, а также отслеживает работы по созданию их нового, более дешевого и эффективного поколения в США.

Если же брать традиционные проблемы в случае войны с Севером на суше, то нынешний паритет закончится довольно скоро просто потому, что большую часть устаревшего парка наземных и авиационных вооружений Юг заменит новыми танками, бронемашинами, ударными вертолетами и довольно быстро с уровня армии США 1970-х - начала 1980-х гг. перешагнет на уровень американцев 2000-х гг. Именно отсутствие в достаточном количестве у Юга систем с превосходящими боевыми характеристиками создавало паритет с технически отсталой армией КНДР. Так, на вооружении до сих пор состоят антикварные танки М-48 родом из 1950-х.

А, учитывая, что новое поколение техники уже в должной мере укомплектовано системами обнаружения (что во многом компенсирует преимущества местного ландшафта и растительного покрова для маскировки обороняющихся), дальнобойным и высокоточным оружием (что позволяет поражать уязвимые части укрытий и позиций обороняющихся издалека), а также различными средствами пассивной и активной защиты (позволяющими уводить в сторону или сбивать противотанковые и противовоздушные боеприпасы) - традиционные козыри Севера в наземной обороне автоматически перестанут быть таковыми. Очевидно, что как только паритет сторон исчезнет - политическая ситуация на Корейском полуострове тоже не замедлит измениться. Однако это уже совсем другая история.

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.