Что такое кмб в военном училище. Что включает в себя школа молодого бойца? Письмо в страховую компанию

Что такое кмб в военном училище. Что включает в себя школа молодого бойца? Письмо в страховую компанию

Как хорошо известно всем автомобилистам, у нас в стране уже давно действует система обязательного страхования автомобильной гражданской ответственности или ОСАГО. Она, в частности, предполагает, что садиться за руль, не имея соответствующего страхового полиса, запрещено. Поэтому приобретать его приходится, естественно, всем, кто является собственником транспортного средства и собирается его использовать.

Естественно, всем хочется купить полис подешевле, и это вполне возможно сделать, если точно знать свой собственный коэффициент бонус-малус или КБМ. Именно о том, что такое КБМ, от чего он зависит, а также как определить свой КБМ и пойдет речь в этой статье.

Прежде чем рассказывать о том, что такое КБМ, нужно разобраться с таким понятием как страховые классы водителей. Дело в том, что о всех цивилизованных странах существуют свои собственные системы, согласно которым при приобретении автомобильных страховок учитывается стаж и водительский опыт: чем они выше, тем меньше приходится платить за полис. Такой подход вполне логичен, поскольку вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия человеком, который много лет водит машины и делает это практически безупречно с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, существенно ниже, чем вероятность совершения ДТП новичком. В России с некоторых пор тоже существует подобная система, которая основывается на таком понятии, как класс водителя.

Согласно действующей на сегодняшний день системе обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), каждый из водителей принадлежит к определенному классу страхования. Самый низкий (то есть водитель-новичок, не имеющий совершенно никакого опыта и только что получивший права) обозначается буквой «М», а все остальные принадлежат к классам, пронумерованным числами с 1 по 13.

Принцип присваивания этих самых классов и перехода из низших в высшие, обеспечивающие более низкую плату за страховку ОСАГО, достаточно прост и вполне очевиден: с ростом водительского стажа и опыта «класс» ежегодно повышается при том условии, что водитель не обращается в страховые компании за выплатами по полисам. Это означает, что он ездит безаварийно, и поэтому, как уже было продекларировано выше, вполне логично, что за страховку должен платить меньше. Что касается градации скидок на полисы ОСАГО в зависимости от класса, то для каждого из них устанавливается соответствующий КБМ, определяющий их размер.

КБМ или коэффициент бонус-малус — это коэффициент непосредственно влияющий на цену полиса ОСАГО. В зависимости от аварийности водителя данный коэффициент может быть как понижающим так и повышающим.

КБМ работает таким образом, что каждый год безаварийного вождения обеспечивает дополнительно 5% скидки на полис ОСАГО. Таким образом, к примеру, для водителей, относящихся ко второму классу, КБМ составляет 0,95 (то есть 5% скидки), для третьего - 0,9 (10% скидки). Для автомобилистов, относящихся к последнему, самому высокому, тринадцатому классу, КБМ составляет 0,5 (то есть 50% скидки).

Действующая система предусматривает также и понижение класса водителя, если он совершает дорожно-транспортные происшествия. Соответственно, при этом КБМ повышается и цена страховки растет. Характерно, что если удешевление страхового полиса в соответствии с КБМ осуществляется только постепенно, на ежегодной основе, то его удорожание при совершении аварий и обращении в страховые компании за компенсациями производится практически сразу же, то есть по факту.

Как узнать свой КБМ по ОСАГО по базе РСА?

Вы в любой момент можете узнать свой КБМ. Для этого необходимо просто зайти и ввести свои данные. Дело в том, что в России уже существует база данных, куда внесены все обладатели отечественных водительских удостоверений и каждому из них присвоен соответствующий класс. Поэтому для получения КБМ на сайте достаточно просто указать свою фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер водительского удостоверения.

После того, как информация обработается, станут доступны все данные, касающиеся страховой истории того, на чье имя сделан запрос. Следует, однако, заметить, что просто узнать свой класс недостаточно для того, чтобы выяснить, сколько именно придется платить за следующий страховой полис ОСАГО. Для этого следует учесть свой текущий КБМ и уровень аварийности.

Как узнать свой КБМ на следующий год?

Сделать это тоже можно, основываясь на данных по текущему классу и КБМ, которые можно получить на сайте «Российского союза автостраховщиков». Необходимо произвести все те действия, которые описаны выше, и после этого заняться определение КБМ и, соответственно, суммы, которую придется заплатить за страховку ОСАГО на определенный период времени.

Как уже было сказано выше, в России действует система, при которой водителей страхователи как поощряют за безаварийную езду, так и «наказывают» за аварийную. Таким образом, для того, чтобы определить свой КБМ, который вступит в силу в определенный период времени, помимо своего текущего класса нужно учесть и количество страховых выплат, причем за все время действия предыдущих договоров ОСАГО.

Все соотношения между количеством выплат и текущим классом водителя, которые влияют на его КБМ и, в конечном итоге, определяют значения этого коэффициента, сведены в специальную таблицу, которую можно посмотреть ниже.

Класс КБМ Класс, который будет присвоен с учётом ДТП
0
ДТП
1
ДТП
2
ДТП
3
ДТП
4
ДТП
М 2,45 0 0 М М М
0 2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

На этой таблице нужно найти строчку с вашим текущим классом и КБМ, а потом найти ячейку соответствующую количеству ваших ДТП.

(Пока оценок нет)

ОСАГО является одним из видов страховых договоров. Сегодня мы рассмотрим, что такое КМБ в ОСАГО, как проверить КМБ ОСАГО по базе РСА, и как восстановить коэффициент КМБ по ОСАГО после ДТП?

Впервые этот вид страхования возник ещё в двадцатых годах прошлого века в США. В середине 20 века он стал популярен в странах Европы. В СССР такое страхование поддержки не получило. В РФ такой тип договора стал применяться, начиная с 2003 года. Речь здесь идёт о страховании автогражданской ответственности.

  • Страхователем является водитель автомобиля.
  • Страховщик - это страховая фирма, которая заключила соответствующий договор.
  • Выгодоприобретателем является тот, кто пострадал в результате действий этого водителя.

Как рассчитать свою скидку для полиса ОСАГО

Как видите определить КМБ ОСАГО по базе РСА довольно просто, но что делать дальше?

Получив значение коэффициента, можно самостоятельно проверить свою скидку при заключении страхового договора. Заметим, что эта база данных хотя и является достаточно надёжной, но ошибки в ней всё же возможны. Это может быть связано в первую очередь со случайными ошибками или неточностями, которые могли возникнуть при их вводе в страховой фирме. Поэтому было бы полезно контролировать правильность тех данных, которые относятся лично к вам.

Итак, вы получили значение КМБ, которое соответствует вашему опыту вождения. Как проверить скидку КМБ ОСАГО, которая вам положена?

Существует специальная таблица, которая связывает класс ОСАГО и КМБ. Выглядит она следующим образом:

С самого начала водителю присваивается 3-й класс. Мы видим, что ему соответствует КМБ, равный единице. Это означает, что цена нового договора умножается на 1,0. То есть в этом случае скидка не предусмотрена. При окончании договора ОСАГО водителю присваивается определённый класс. Это делается на основе того класса, который был перед его заключением и того, насколько безаварийной (или аварийной) была его езда. В результате его класс ОСАГО изменяется согласно этой таблице.

При заключении следующего договора он будет учитываться в качестве базового. Как легко видеть в таблице, после каждого года безаварийного вождения водитель увеличивает свою скидку дополнительно ещё на пять процентов. Класс М, который указан в таблице, характеризует водителя, как очень аварийного.

Здесь был указан принцип такого расчёта. Как узнать бонус-малус по ОСАГО мы разобрались. Но, кроме этого, существуют некоторые важные особенности.

  • До недавнего времени КМБ был привязан именно к машине. При покупке новой машины водителю приходилось начинать с самого начала. Сейчас КМБ привязан именно к водителю и сохраняется при переходе на другую машину.
  • Указанный способ расчёта тарифа применяется в том случае, если к автомобилю прикреплён только один водитель. Если же их несколько, то берётся КМБ того водителя, у которого он наименьший. Однако влияние этого договора на ваш класс ОСАГО при заключении следующего договора будет обычным. То есть, если вы ездили без аварий в течение этого года, то ваша скидка возрастёт ещё на пять процентов

Продлевая ОСАГО, мы часто слышим от страхового агента вопрос о наличии аварий за прошедший период. Конечно, всем давно известно, что за каждый год безаварийного вождения нам полагается какая-то скидка. Но как ее правильно рассчитать, сохранить и приумножить, задумываются лишь единицы. А тем временем, используя этот самый Кбм (коэффициент бонус-малус) можно сэкономить до 40% на стоимости ОСАГО. Не верите? Тогда внимательно прочитайте данное руководство и убедитесь сами, что уменьшить стоимость автогражданки вполне реально.

Что такое Кмб

Итак, для начала, давайте разберемся, что же такое Кбм или как его называют в народе: скидка за безаварийное вождение. Очевидно, что страховым компаниям крайне выгодны аккуратные водители. Ничего удивительного здесь нет, ведь это чистая прибыль. И чтобы хоть как-то их премировать в тарифах предусматриваются специальные коэффициенты, предоставляющие существенные скидки безаварийным клиентам.

Автострахование ОСАГО здесь не стало исключением. Страховщиками был разработан специальный показатель Кбм (коэффициент бонус-малус). В тарифах ОСАГО он отвечает за поощрение безаварийного вождения и предусматривает скидку 5% за каждый год такой езды. Сразу нужно отметить, что учитываются только аварии, в которых имело место страховая выплата. Другими словами, клиент стал виновником ДТП. Все остальные происшествия, в том числе аварии без оформления в ГИБДД (за исключением европротокола), страховщика не интересуют, ведь по ОСАГО застрахована ответственность, а не имущество. В свою очередь, за убыточность, наоборот, предусматриваются штрафные санкции, которые могут значительно увеличивать стоимость страховки.

Таким образом, получается, что за безаварийную езду нам предоставляется «бонус», а за аварии «малус». Отсюда и название этого хитрого коэффициента ОСАГО.

Класс ОСАГО

Ну а теперь давайте попытаемся понять принцип работы системы скидок по ОСАГО. Для этого нам нужно рассмотреть два базовых понятия: класс ОСАГО и коэффициент бонус-малус. Эти термины тесно взаимосвязаны между собой, ведь каждому классу соответствует свой коэффициент. В приведенной ниже таблице первая колонка содержит класс, а вторая значение коэффициента. К примеру, для первого класса значение Кбм всегда будет равно 1,55. Для шестого оно составит 0,85 и т.д.

В соответствии с тарифами обязательного страхования, человек, впервые заключивший договор ОСАГО получает 3 класс. Это своего рода начальный уровень, отправная точка страховой истории. Как мы можем видеть, коэффициент для данного класса составляет 1,00. То есть никаких скидок или наоборот надбавок он не предоставляет. Вполне логично, ведь премировать или наказывать его ещё не за что. Но это до поры до времени.

ИВозможно, не всем до конца понятно как коэффициент влияет на стоимость полиса. К примеру, скидка 5% аналогична коэффициенту 0,95. Чтобы узнать процентный аналог коэффициента бонус-малус достаточно из его значения вычесть единицу и умножить на сто. Например, для определения размера скидки при Кбм = 0,75 нужно проделать следующие нехитрые вычисления: (0,75 - 1) * 100 = -35%

Как вы уже могли заметить, в нашей таблице, наряду с уже рассмотренными имеются еще четыре столбца. Они обозначают количество страховых случаев за прошедший год. Ноль говорит о полном отсутствии ДТП (безубыточность), а 4+ соответствует четырем и более заявленным убыткам в прошедшем году. Сами столбцы содержат классы, которые присваиваются за те или иные показатели.

Таким образом, наш обладатель 3 класса ОСАГО при отсутствии ДТП может получить в следующем году 4 класс, а с ним и скидку за безаварийное вождение 5% (Кбм = 0,95). Если же его угораздит стать виновником одной аварии, то ему присвоят 1 класс. Но не спешите радоваться, это вовсе не означает, что он первоклассный водитель. Первый класс увеличит наш Кбм до 1,55 (+55%). А это приведет к тому, что продление страховки обойдется почти в полтора раза дороже, чем первоначально. Что ж, такова плата за невнимательность на дорогах.

Будем оптимистами и предположим, что наш водитель отъездил без происшествий и заслужено получил 4 класс. Тогда при следующем продлении ОСАГО агент будет руководствоваться уже другой строчкой. А вот все остальные манипуляции будут проделаны по тем же принципам.

У читателя наверняка уже возник вопрос: а что за таинственный класс М? Это самое ужасное, что может случаться с автовладельцем! Фактически, означает статус «особо опасен» для страховых компаний. Его обладатель вынужден платить за полис в 2,45 раза больше, чем обычные автолюбители. Более того, чтобы опять достичь 3 класс ему необходимо безубыточно отъездить целых пять лет. Правда, в нашем законодательстве существуют лазейки, позволяющие сделать всё это гораздо быстрее. Но об этом позже…

Вот так и происходит движение по «классовой лестнице». Работник страховой компании узнает у вас количество страховых случаев. Затем, используя приведенную выше таблицу, определяет класс и размер коэффициента бонус-малус на следующий год. Теперь вы знаете с какой целью агент интересуется вашими авариями.

Как узнать свой Кбм по осаго

Поняв принципы работы коэффициента бонус-малус, читателю наверняка захотелось узнать размер накопленной им скидки за безаварийное вождение. К счастью, сделать это достаточно просто. Существует всего три способа определения своего класса по ОСАГО.

Позвоните в страховую компанию. На бланке ОСАГО в верхнем левом углу имеется штамп страховщика, с указанием контактных телефонов. Позвоните туда и попросите соединить с отделом обязательного страхования автогражданской ответственности. Скажите, что собираетесь продлевать договор и хотели бы узнать свой класс на следующий год. Для поиска договора в базе данных потребуется назвать номер полиса и фамилию страхователя (того, кто подписывал полис).

Так же страховая компания по запросу клиента обязана в течение 5 дней представить справку формы №4. В ней будет содержаться подробное описание Кбм по каждому допущенному к управлению водителю. Вдобавок эту справку можно будет использовать при продлении ОСАГО в любой другой компании.

Посмотрите в полисе. Порой, страховые компании указывают Кбм прямо в страховке. Как правило, это делается напротив фамилии каждого водителя, либо в особых отметках. Данные записи не являются обязательными, поэтому на практике встречаются крайне редко.

Самостоятельный расчет. Данный способ определения Кбм несколько сложнее, ведь нам придется вручную рассчитать собственный класс ОСАГО. Для этого потребуется калькулятор ОСАГО, который можно найти на нашем сайте. Первым делом, необходимо указать калькулятору все необходимые параметры: мощность, регион, срок, возраст и страж. Причем эти данные должны быть точно такими, как и в имеющемся на руках полисе, то есть по состоянию на прошлый год. После этого начинайте изменять значения графы «договор заключается» до тех пор, пока стоимость ОСАГО не совпадет с текущей. Получившийся результат и будет общим Кбм всех допущенных в полис водителей.

Особенности скидки за безаварийное вождение

Кбм привязан к водителю. До недавнего времени, скидка за безаварийное вождение по ОСАГО числилась за конкретным автомобилем. В результате, при продаже авто, все бонусы обнулялись и владелец начинал свою страховую историю с чистого листа. Теперь же Кбм привязан к конкретному человеку. Класс ОСАГО полностью сохраняется даже при продаже автомобиля или смене компании. Главное, чтобы перерыв в страховании был не более одного года.

Как подтвердить свой класс? Порой человек вынужден сменить страховую компанию. Но как подтвердить новому страховщику свою безаварийную историю? В большинстве случаев достаточно ксерокопии прошлого полиса. В особых случаях, дотошные конторы требуют представить справку по форме №4.

Всегда берется минимальная скидка. При расчете тарифа ориентируются на самый худший Кбм среди всех допущенных к управлению водителей. Представим, что вы без аварий отъездили более пяти лет и накопили скидку 20%. Но при очередном продлении решили вписать в страховку друга, который имеет по своему полису скидку лишь 5%. Так вот, новый тариф ОСАГО будет рассчитан с учетом скидки 5%. Это вовсе не значит, что ваш бонус безвозвратно сгорел. Если в следующем году вы будете продлевать автогражданку без товарища, то скидка 20% успешно вернется. Более того, за прошедший год она возрастет до 25% (при условии отсутствия аварий). Поэтому, вписывая в страховку новых водителей всегда следите, чтобы их Кбм соответствовал вашему, иначе договор страхования может существенно подорожать.

Как сэкономить на ОСАГО

Без сомнения каждый хотел бы уменьшить стоимость страховки ОСАГО. Но не верьте пустым заявлениям сомнительных агентств, обещающих любому скидку в 10-30%. В большинстве случаев это оказывается обманом. В заявлении на страхование они напишут, что клиент уверил их, что имеет высокий безаварийный класс. В результате, при наступлении страхового случая обман раскроется и последует отказ в выплате. А это значит, что весь причиненный ущерб придется оплачивать из собственного кармана. В лучшем случае добровольно, а в худшем по принуждению судебных приставов. Доказать свою непричастность в данной ситуации будет проблематично. Также рекомендуем перед покупкой проверить полис ОСАГО на подлинность, используя наш бесплатный онлайн сервис.

Вынуждены вас разочаровать, но единственный легальный способ купить автогражданку дешевле – достичь высокого класса по ОСАГО. Для этого, прежде всего, нужно тщательно контролировать свою скидку за безаварийное вождение. Очень часто невнимательные автомобилисты теряют свои бонусы либо из-за ошибки агента, либо нечестной игры страховщика. К примеру, совсем недавно одна крупная страховая компания Санкт-Петербурга открытым текстом заявляла своим клиентам, что максимальная скидка по ОСАГО не может быть более 15%. Самое удивительное, что люди соглашались на эти кабальные условия. А виной всему полное незнание собственных прав.

Как известно, единой базы ОСАГО по ДТП до сих пор не создано. Точнее она работает в тестовом режиме среди крупнейших фирм: Росгосстрах, РЕСО-Гарантия, РОСНО и т.д. Мелкие страховые компании доступа к ней пока лишены. В связи с этим бытует мнение, что можно соврать страховщику о своем безаварийном стаже и получить крупную скидку. Сразу хотим предостеречь вас от подобных действий. Сейчас функцию контроля Кбм выполняют сами страховые компании. Дело в том, что для оформления ОСАГО нужно заполнить специальное заявление на страхование. А вот в нем как раз указывается информация о предыдущем полисе. Таким образом, новый страховщик всегда может проверить достоверность указанных сведений, отправив запрос в вашу прошлую компанию. Делается это, как правило, в случае ДТП, когда возникает необходимость найти повод для отказа в выплате. Более того, правилами ОСАГО предусмотрены санкции за предоставление заведомо ложных сведений. В лучшем случае это может повлечь увеличение стоимости страховки на 50%. В худшем – досрочное расторжение, без возврата денег.

Но в правилах ОСАГО все же существует одна лазейка, позволяющая избежать повышающего коэффициента. Для этого достаточно сменить страховую компанию, заявив новому страховщику, что договор заключается впервые. Ещё лучше, если вдобавок страхователем выступит человек, не указанный в прошлой страховке. Таким образом, всем допущенным к управлению водителям присвоят 3 класс (начальный), скидки будут обнулены, но и повышающий коэффициент тоже исчезнет. А так как номер прошлого договора в заявлении не указывается, то отследить его будет практически невозможно. Хотя конечно, небольшая доля риска в этом случае всё же присутствует, поэтому мы не можем советовать данный способ как 100% надежный и легальный.

На этом рассказ о Кбм подошел к концу. Надеемся, вы смогли разобраться в этом непростом коэффициенте. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то советуем посетить наш форум ОСАГО, где можно получить дельный совет по самым острым вопросам обязательного страхования. До новых встреч!

Сергей недавно вернулся из армии. Еще будучи солдатом, он начал писать книгу о своей службе. Сегодня мы публикуем его первый рассказ, повествующий о самом начале его службы.

Раз уж волею судеб чуть больше года назад я попал в ряды российской армии и потерял год своей жизни, находясь там, то было бы непростительно теперь, спустя год, не рассказать о том, как оно все там, в этой армии.

Публикаций будет несколько. Все они будут под общим названием: «Я — солдат». Так называется и моя книга, которую я начал писать прошлой осенью в Таджикистане. Начну с самого начала, т.е. с первых дней моей службы в армии, с так называемого курса молодого бойца.

19 декабря 2012 года на железнодорожном вокзале станции «Пенза-I» яблоку негде было упасть. Друзья, мамы, бабушки, девушки провожали призывников в армию. Чуть больше 50 человек в этот зимний вечер уезжали из родных краев в Свердловскую область: половина в Екатеринбург, половина в Елань. Все они уже были побриты наголо и одеты в холодную форму от Юдашкина. С вещмешками за спиной, с кучей пакетов и сумок, приготовленных родственниками. В пакетах запасы провизии на целую неделю. Тут вам и копченые окорока, и колбасы разных сортов, и сыры, и многое-многое другое.

На областном сборном пункте или «призывном», как его еще называют, нам объяснили, что мы уже солдаты и строго-настрого запретили в поезде, да и потом, употреблять алкоголь. Однако большинство новоиспеченных солдат именно этим в поезде и занялось. И курили «траву» в тамбуре.

Приехали в Екатеринбург мы уже ночью 21 декабря. Нас привезли в 32-й военный городок, что на окраине уральской столицы. На плацу выстроилась группа молодых солдат, которые уже прошли КМБ, их отправляли служить в Хабаровск. Да, далеко порой Родина посылает своих сынов. Кого-то из нас ждала та же участь. А пока около трех часов ночи нас привели в казарму, построили. Встретил нас молодой лейтенант по фамилии Бондарь. Он и разместил нас на ночлег в кубрик на железные кровати без матрасов, одеял и подушек. Зато с простынями. В кубрике было очень холодно, батарея практически не грела, а из окна сильно дул холодный уральский ветер. Так мы и проспали около трех часов. Встали с подъемом. Нас сводили на медосмотр, поставили всем без разбору прививки, покормили малосъедобным завтраком. Все остальное время до обеда мы просто стояли в бушлатах и шапках возле штаба батальона и обливались потом. В обед нас снова сводили в столовую, где у нас украли три новеньких бушлата. И до самого вечера мы снова стояли в коридоре. На ужин нас сводить забыли, зато выдали матрасы. Так началась моя служба в армии. Я ожидал, что во время курса молодого бойца нас будут учить правильно подшиваться, различать воинские звания, ходить строем и т.д. Но нас учили чистить снег, равнять сугробы и привыкать к другим тупым армейским реалиям. Командир нашей учебной роты к нам обращался не иначе, как «3,14дарасы пензенские». Еще частенько, особенно по ночам, приходил какой-то контрактник по имени Ваха (звание его мы так и не узнали), который любил напиваться до полусмерти, строить сонную роту и рассказывать о своих приключениях. Нам он часто повторял историю о том, как он в Пензе на трассе в районе кафе «Золотой петушок» снял проститутку и, что он с ней делал.

В первую же неделю службу больше половины солдат из нашей учебной роты слегли в госпиталь с пневмонией, остальные просто кашляли. Целыми днями мы занимались тем, что чистили снег в парке под руководством прапорщика-таджика или наводили порядок в своем кубрике, иногда «толкали пол». На нашем этаже было человек пять дембелей, которым оставались считанные дни до дома (они заступали в наряды по роте), и две учебные роты. Спали мы очень мало, по пять часов в сутки, не больше. Кормили нас отвратительно. Как выяснилось потом, еду готовили солдаты. Но после какой-то проверки солдат заменили на гражданский персонал, и пища стала более-менее съедобной.

Пару раз с нами позанимались строевой подготовкой, дали подержать автоматы и раздали текст присяги. Еще мы расписались за якобы полученные нами 6 патронов. Мы должны были стрелять, но не стреляли.
В общем, за 2 недели КМБ, мы начали понимать, что такое армия. Но многое было еще впереди. В лютый мороз 4 января мы приняли присягу на улице. Tех, к кому приехали близкие родственники, отпустили в «увал» на несколько часов. После присяги было распределение. Кто-то уехал в Хабаровск или Минеральные Воды, но большинство осталось в Екатеринбурге в разных ротах. Я попал в разведывательный взвод. Но это уже совсем другая история. О ней чуть позже.

6:00 — Рота подъём!!! Слышу отчётливо но вставать не спешу, вижу что остальные тоже проснулись. — РОТА ПОДЪЁМ!!! да да значит это и есть армейский будильник, подрываюсь. На удивление чувствую себя бодро, быстро справляемся с заправкой коек, бежим умываться. Зарядка , то что я на гражданке называл зарядкой оказалось совсем не зарядка бежим за сержантом чувствую что портянки начинают разматываться, команда садись руки за голову гуськом марш! В строю слышится ропот но все идут как только удаляемся за территорию части команда — упор лёжа принять, отжимаемся кто сколько сможет для себя, (некоторые энтузиасты выкладываются полностью) как и следовало ожидать следующая команда отжимаемся под счёт.

– Встать, командует сержант. Встаём.

— Отставить, не резко! опять возвращаемся в упор

– Встать! — Отставить, не резко!

– Встать! — Отставить, не резко!

Когда ему это надоедает бежим обратно в роту. В подразделении нас ожидает сюрприз под названием «взрыв кубрика». Все матрасы с постельным бельём лежат на полу содержимое тумбочек там же – Заправлять не умеете, складки на кроватях были, угол должен быть таким, чтоб комар пролетая яйца обрезал! Только начинаешь всё заправлять как раздаётся:

— Рота выходи строиться на утренний осмотр ! Все бегут чистить сапоги на всю роту всего три щётки. Строимся в две шеренги друг напротив друга. Раздача 3,14здюлей осмотр внешнего вида начался: проводят кулаком по подбородку укололся -получил в подбородок идёшь бриться (много раз попадёшься — побреют зажигалкой или вафельным полотенцем); далее проверяют кантик (выбритая полоска волос на затылке) –если его нет или он кривой – ребром ладони по шее; подшива – если есть малейшие подозрение что она вчерашняя сразу отрывается и получаешь «печеньку» удар бляхой по ладони; БЗЧ к осмотру – показываешь наличие трёх иголок с нитками в головном уборе; проверка ногтей — если на краю ногтя имеются белые кончики получаешь «семечку» -ставишь пальцы как будто держишь в них семечку и получаешь по ногтям либо бляхой либо рукояткой ножа дневального; Если сержант смог провернуть тебе бляху на ремне то за каждый проворот получаешь «печеньку» так же могут затянуть ремень по размеру головы, а если он ещё не в настроении то может зафиксировать размер ремня ударом ноги по бляхе «на вечно», за не чищеные сапоги получаешь удар пыром в голень и отправляешься чистить их по новой. Содержимое карманов к осмотру — кладёшь в шапку всё что тебе не нужно, но там обязательно должен оказаться платок с расчёской хранящиеся в правом наручном кармане (всех удивляет зачем в армии расчёска когда все лысые? вариантов ответов множество). Иногда проверяют наличие портянок и отсутствие носков. До нас был случай когда на осмотре ротный спалил бойца в носках этой же ночью вся рота бегала босиком по плацу.

8:00 Идём на завтрак. Овсянка, яйцо, хлеб с маслом чай как я в дальнейшем разобрался меню в столовой очень редко меняется: за место овсянки могут дать рис, реже макароны. Яйцо могут дать в виде омлета, а могут и вообще не дать, масло в хлебе часто заменяется маргарином, лишь только чай всегда оставался чаем. Вот так выглядит стандартный завтрак в нашей части:

9:00 Утреннее построение. Вся бригада полторы тысячи человек прослушивает гимн, проходит пару кругов по плацу под аккомпанемент оркестра и возвращается в подразделение. ОГП (общественная государственная подготовка) рассаживаемся на центральном проходе и сразу же засыпаем, просыпаемся от ударов в лоб или по шее через минуты две засыпаем опять, концовку лекции обычно вся рота дослушивает стоя. Наша часть не учебная так что начался месячный К урс М олодого Б ойца.

Строевая подготовка – ходим по белым квадратикам и проговариваем раз-два-раз-два и так до самого обеда, из вариантов этого упражнения: все поднимают ногу и держат – кто первый отпустит — вечером отправится на «очки». Иногда сержанты устраивают спарринги, выбирают себе по бойцу из своих взводов ставят их рядом, на счёт раз бойцы подымают ногу сержанты в это время всячески пытаются деморализовать чужого бойца – со стороны смотрится забавно, но после двух часов строевой уже на всё пофиг. Потерявшие треть веса, полуживые бежим в подразделение, обычно сержант считает до 30 после чего впускается за нами в погоню если кого догнал вся рота возвращается на исходную и поднимается на 4-ый этаж уже гуськом.

13:00 Обед . Самое радостное событие на КМБ. Обычно это – питьевой суп (подкрашенная вода с луковицей), каша или макароны с подливкой которая варилась рядом с мясом, салат (винегрет либо капуста), компот. Если не знать как всё это готовится то есть можно.

Первые месяцы службы жутко хочется есть, и все мысли только об этом. Поэтому к еде относились по особому – ели всё и как можно быстрее. В столовой никогда не наедаешься порции маленькие, из мяса только «мясо белого медведя» оно же сало очень редко дают «мясо мамонта» неизвестная туша с печатью 72 года, иногда в супе попадаются крылья волосатой курицы. Порции не калорийные кажется держимся только на одном хлебе. Масло дают 1/10 от положенного. Так то всё бы ничего, но съесть это всё надо быстро минуты за 3 если жевать то и половины не съешь поэтому приходится сразу глотать. Ещё применяются такие меры наказания как «кафе минутка» — это когда на приём пищи даётся 60 секунд, а ещё есть «космический завтрак» — это когда после команды начать приём пищи сразу даётся команда отставить прим пищи, встаём сдаём посуду. В чепок до присяги ходить нам не положено, особенно хочется сладкого, а на гражданке даже чай без сахара пил. По праздникам усиленный обед, помню 4 ноября ко всему положенному выдали 4 печеньки, 4 дольки шоколада (сто летней выдержки) и яблоко всё это съелось минут за 5 после чего было 3 часа строевой – живот болел дня два. Если попадётся конфета делится минимум пополам максимум на весь кубрик.

В 15:00 Построение на плацу длится минут 30, после него опять строевая подготовка. Сержанты (отслужившие по 4 месяца) ничему не могут научить если плохо прошагали – бежим круг по плацу не уложились в отведённое время бежим ещё круг. Курящим вообще приходится туго — курить не дают, кстати с нашего призыва в армии начали борьбу с курением сигареты «перекур» перестали выдавать вместо них дают конфеты-сосалки. Правда до нас они не доходят хотя регулярно получаем их ящиками, потом эти ящики сбываются по дешёвке на рынок. Один раз прибирались в каптёрке наткнулись на ящики с конфетами секунд за 30 было разграблено два ящика – сгрызли всё так же быстро правда остались без зубов.

После строевой «СПОРТ МАССА» — бег, лейтеха бежит в кроссовках и спортивной форме, все бегут за ним как только колонна начинает растягиваться все падают в упор лёжа и отжимаются под счёт — раз по 50, встаём, идём гуськом после 2,5 часов такого бега заруливаем в спорт городок подтягивания, отжимания, приседания хорошо что в это время уже темнеет отжиматься можно через раз. После таких спорт массовых начали появляться первые кАлечи с убитыми ногами отправлялись в сан часть в день доходило до 18 человек. кАлечей недолюбливали называли их «загасками» в последствии из этого круга после всяческих проверок сформировался кружок «очкотёров».

После таких забегов можно было съесть всё что напоминало на еду. Деды называли всех молодых «голода» быть «голодом» в армии считается стрёмно, но если сравнивать нас которые зачастую вообще не едят «за косяки» и дедов клянчащие у поваров добавки, меняющие сигареты на масло, ходящих в чепок и точащих что то всю ночь то сразу становится понятно кто настоящие голода.

21:00 Вечерняя проверка – вечеруха. Масштабное зрелище — вся бригада строится на плацу выходит ответственный по бригаде офицер и называет рандомно — 2 круга строевой 2 с песней. Можно сделать ставку сколько кругов он закажет. И вся бригада по-ротно под барабаны отправляется нарезать круги по плацу. У каждой роты своя песня самые одембелевшие поют не уставного Цоя «Группа крови», остальные поют уставные но переделанные, мы поём – Москва звонят колокола! Потом наступает священный воинский ритуал — поверка. Просто так стоять не давали обязательно нужно было стоять по стойке смирно с поднятым подбородком – это называлось искать в небе дембель.

21:45 Умыться, побриться, почистить сапоги, подшиться.

22:00 Отбой.

23:00 Все кто что либо не успел в отведённые 15 минут могут по-тихому закончить. И так каждый день весь месяц КМБ. Первые дни были самыми тяжёлыми вообще не понимали что происходит.

Каждую ночь после отбоя приходили сержанты и всегда находили косяки – неправильно уложенная форма, неправильно расправлена кровать, неправильно разложены вещи в тумбочки, неправильно, неправильно, неправильно. Был бы боец — а косяк всегда найдётся.