Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны.
Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги.
Они нужны для осуществления следующих функций:
Они подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного .
Этот вид обложения производится целенаправленно с , а также других сумм. К объектам налогообложения относят и в виде , ценных бумаг, сооружений.
Перечисление производится непосредственно в державную казну.
К таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:
Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом.
Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:
Они разделяются по характеру и назначению:
Кроме той особенности, что плательщиками являются покупатели товаров, для них характерна хорошая собираемость, поскольку они входят в стоимость продукции и уклонение от них невозможно.
Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой.
Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета.
Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов.
Это связано со следующими их особенностями:
Оценка влияния различных видов налогообложения в России весьма существенна не просто для понимания развития экономики, но также и для оценки возможного применения мирового опыта. Естественно, что это должно быть не огульное применение привлекательной на вид системы, а с учетом национальных особенностей хозяйства, менталитета населения, обычаев потребления. Необходимо учитывать действующую структуру национальной фискальной системы.
Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида.
Налоговое воздействие на бизнес и на население страны должно быть комфортным как для граждан, так и для государства.
Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:
Налоговая система в РФ ближе к латиноамериканской модели с элементами евроконтинентальной. Налоговые поступления от бизнеса составляют порядка 70%.
По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства.
Налог, это обязательное финансовое обязательство, подлежащее уплате государству. Налоговая система в основном делится на две большие категории прямого налога и косвенного налога , состоящие из различного характера налогообложения.
Основа для сравнения | Прямой налог | Косвенный налог |
Значение | Прямой налог упоминается как налог, взимаемый с дохода и благосостояния человека, и оплачивается непосредственно правительству. | Косвенный налог упоминается как налог, взимаемый с человека, который потребляет товары и услуги и оплачивается косвенно правительству. |
Накладные расходы | Человек, на которого наложено налоговое бремя. | Бремя налога может быть зачислено другому человеку. |
Типы | Налог на богатство, подоходный, на имущество. Импортных и экспортных пошлин. | Налог с продаж, НДС акцизы, таможенная пошлина. |
Уклонение от уплаты | Возможно | Вряд ли возможно, поскольку включен в цену товаров и услуг. |
Инфляция | Прямой налог помогает в снижении инфляции. | Косвенные налоги способствуют инфляции. |
Взимается с | Лица, ИП, компания, фирма | Потребители товаров и услуг. |
Действие | Прогрессирующий | Регрессивный |
Прямым налогом облагаются доход и богатство человека, и оплачивается непосредственно правительству, бремя такого налога не может быть сдвинуто. Налог носит прогрессивный характер, т.е. возрастает с увеличением дохода или богатства и наоборот. Он облагает по платежеспособности человека – налог взимается с более богатых людей. Налог взимается и собирается либо центральным правительством или местными органами.
Есть несколько видов прямых налогов, таких как:
Косвенный налог упоминается как налог, взимаемый с человека потребляющего товары и услуги, оплачивается косвенно правительству. Бремя налога может быть легко перенесено на другое лицо. Налог носит регрессивный характер, увеличивая спрос на товары и услуги, и наоборот. Налагается на каждого человека, одинаково богат он или беден. Администрация налога осуществляется либо с помощью центрального правительства или управления области.
Есть несколько видов косвенных налогов:
Косвенные налоги собираются с кого-то или какой-либо организации, кроме физического или юридического лица, которое обычно отвечает за налоги.
Налог с продаж, например, не будет считаться прямым налогом, потому что деньги собирают у торговцев, а не с потребителей. В этом экономическом контексте, закон фактически может определить лицо или лица, из которых будут собираться налог, но не имеет ничего общего с тем, как налоговая нагрузка распределяется на рынке. Кто несет экономическое бремя самого налога, будет определяться рыночными силами и может быть рассчитана путем сравнения цены товара.
В юридическом смысле, значение прямых и косвенных налогов меняется:
В этом смысле, налог на продажу имущества будет считаться косвенным налогом, а налог на фактически причитающееся имущество будет прямой.
Прямой и косвенный налоги обладают своими достоинствами и недостатками. Если мы говорим о прямых налогах они являются справедливыми, потому что зависят от платежеспособности человека. Прямой налог является экономичным, поскольку его стоимость сбора меньше, но, тем не менее, он не распространяется на все слои общества.
Действие косвенного налога легко понять, так как он включен в стоимость продукции и услуг, а также наряду с этим располагает превосходным освещением в каждой части общества. Одним из главных преимуществ косвенного налога является высокая ставка для вредных продуктов по сравнению с другими товарами необходимыми для жизни.
Налоги могут быть классифицированы по различным признакам: в зависимости от уровня установления (федеральные, региональные и местные), категорий плательщиков (физлица и организации), назначения (общие и специальные) и т.д. При этом одной из основных группировок является классификация налогов по способу взимания. Так, налоги и сборы по способу взимания бывают прямыми и косвенными. А чем отличаются прямые налоги от косвенных?
Действующее налоговые законодательство не устанавливает, что налоги бывают прямыми и косвенными. Такая классификация налогов по методу взимания проистекает скорее из их сути и характеристики налогоплательщиков и элементов налогообложения в отношении конкретного налога.
Прямой налог означает, что взимается он с дохода или имущества налогоплательщика и уплачивается им за счет своих средств. Косвенный же налог рассматривается как установление надбавки к цене товаров и услуг, которая уплачивается конечным покупателем.
Типичными примерами прямых налогов являются налог на прибыль или, к примеру, НДФЛ, а также налог на имущество.
Наиболее явный пример косвенного налога - это НДС.
Чтобы определиться, какие налоги косвенные, а какие прямые, приведем перечень установленных в РФ прямых и косвенных налогов в таблице.
Прямые и косвенные налоговые обязательства являются обязательной частью экономической системы Российской Федерации.
Основное отличие между ними состоит в порядке взимания: при прямых сборах обязательства выполняет сам плательщик, тогда как косвенные возлагаются на потребителей товаров и услуг через посредника.
Прямые налоги касаются только имущества и доходов налогоплательщика . К данной категории могут относиться:
Процент рассчитывается в зависимости от вида деятельности физического или юридического лица, величины самого дохода, других обстоятельств. Именно благодаря этим сборам поддерживается финансовая стабильность государства.
Косвенные налоги еще называют добавочными. Они добавляются к проценту от прибыли с предоставления услуг или реализации товаров . Данный сбор взимается с покупателя, при этом посредником выступает сам продавец. Добавочный процент входит в стоимость товара, и его оплачивает потребитель при совершении покупки.
Еще одним отличием между ними является степень закрытости информации:
Общая классификация налогов в Российской Федерации представлена на следующем видео:
Прямые сборы рассчитываются отдельно для физических и юридических лиц. Физлица должны регулярно выплачивать определенный процент на:
Прямые налоги для юридических лиц включают имущество, транспорт, недвижимость, полезные ископаемые и следующие группы:
Для уточнения общего прямого налога для юридических и физических лиц необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и рассчитать окончательную сумму ежемесячных выплат. Незнание изменений в налоговой системе не означает, что за нарушение порядка выплат не будет нестись ответственность.
Косвенные сборы выплачиваются непосредственно конечным потребителем при приобретении товаров или услуг. К ним относятся следующие категории:
Косвенные налоги часто оспариваются в судах из-за отсутствия четкой системы для каждой из категорий товаров и услуг. Многие потребители даже не задумываются о том, какой процент от стоимости они платят государству. Поэтому многие торговые сети и реализаторы товаров и услуг указывают размер НДС непосредственно возле цены. Повышение цен происходит также не по вине производителя, а из-за движений в сторону инфляции.
В отличие от прямых сборов, они снимаются автоматически и не входят в налоговую декларацию физических и юридических лиц.
Подробнее о данных выплатах в пользу государства вы можете узнать из следующего видео:
Оба этих вида относятся к налоговым обязательствам. При этом между ними имеются различия по нескольким основным критериям:
Критерий определения | Прямые налоги | Косвенные налоги |
---|---|---|
Исполнитель налогового обязательства | Физическое или юридическое лицо | Конечный потребитель, который приобретает товары или пользуется услугами физических и юридических лиц |
Экономические отношения с государством | Прямые выплаты государству | Налоги начисляются в казну через посредника в виде владельца организации или производителя |
Объект налогообложения | Имущество личного характера (движимое и недвижимое), полезные ископаемые, водные ресурсы, доходы | Товары и услуги, которые реализуются, выполненные работы |
Факторы определения величины налога | Размер прибыли, которая получается от разных видов деятельности, положение в семье, состояние здоровья и т. д. | Ценовая категория товара и услуг, категория, тарифы и т. д. |
Зависимость налогов от финансовой деятельности | Прямая зависимость | Зависимости нет |
Расчет | Сложный, разделенный на несколько независимых категорий | Простой, базируется на нескольких формулах |
Участие в образовании цены | Зависит от конкретного производства | Влияет на повышение или понижение цены на товар и услуги |
Степень открытости | Открытые выплаты | Закрытые выплаты, за счет чего многие потребители не осознают размер налогов, которые они выплачивают государству |
Налоговая система страны напрямую зависит от показателя соотношения этих видов сборов. В идеальном варианте необходимо придерживаться оптимального отношения долей разных категорий налогов. Это нужно для того, чтобы все участники налоговой системы чувствовали себя комфортно при любых изменениях. Кроме уровня благосостояния разных слоев населения, также учитывается уровень развития страны и экономические потребности, которые приоритетны в данный момент времени.
На сегодняшний день в России развивается смешанная система налогообложения, которая позволяет достичь равновесия в разных долевых сегментах рынка.
Благодаря этому учитываются интересы не только налогоплательщиков, но и самого государства: ни одна из категорий налога напрямую не будет влиять на формирование бюджета страны, что гарантирует стабильность.
В 2016-2017 годах размер прямых сборов, которые уплачиваются физическими лицами, ниже, чем выплаты организаций. При этом косвенные превышают их в два раза, что считается отличительным признаком развитой страны.