Анонимная жалоба в налоговую. Формирование в электронной форме. Порядок подачи жалобы

Анонимная жалоба в налоговую. Формирование в электронной форме. Порядок подачи жалобы

С несправедливыми действиями представителей налоговой инспекции сталкивался, наверное, каждый бухгалтер. Сегодня мы расскажем, как правильно составить жалобу на решения, действия (бездействие) нерадивых налоговиков. А также о том, куда в зависимости от обстоятельств надо подать жалобу.

Вводная информация

Когда речь заходит о правилах обжалования действий и решений налоговых органов (а именно так официально называется данная процедура) нужно различать две сферы обжалования. В первую попадают не связанные с результатами налоговых проверок (как выездных, так и камеральных) жалобы на действия или бездействие инспекторов, а также изданные ими документы (требования, запросы, инкассо, и т.п.). Вторую группу составят решения, изданные по итогам проверки. Это может быть как решение о штрафе, так и о взыскании сумм налогов, пеней без привлечения к ответственности.
Теперь поговорим о каждой из сфер в отдельности.

Если проверки не было

Если налоговый инспектор «обидел» бухгалтера вне рамок налоговой проверки (например, потребовал документы, требовать которые не имеет права или не ответил на заявление организации о зачете), то добиться справедливости можно двумя равнозначными путями.

Во-первых, можно подать мотивированную жалобу вышестоящему начальству. Причем жаловаться можно непосредственно руководителю ИФНС, в Управление по субъекту или сразу в ФНС — выбор остается за бухгалтером (ст. 138 НК РФ). Более того, законодательство не запрещает направить сразу несколько жалоб: например, непосредственному руководителю и в УФНС. Или в УФНС и ФНС.

В жалобе нужно четко и конкретно изложить факты. То есть указать на действия (бездействие), которые допустил инспектор; нормы Налогового кодекса или других актов, которые при этом были нарушены; последствия, к которым привело данное нарушение. Затем нужно привести свое требование — отменить решение инспекции, применить меры дисциплинарного воздействия и т.п. К жалобе можно приложить копии документов, подтверждающих правоту организации, а если обжалуется официальный документ, выпущенный инспекцией (например, требование), то обязательно нужно приложить и копию этого документа.

Жалобу подписывает руководитель или уполномоченное им лицо (в этом случае нужно приложить копию доверенности, если у инспекции ее еще нет, либо указать на то, что доверенность у инспекции имеется). Наконец, нужно составить два экземпляра описи документов, входящих в «жалобный» пакет.

Теперь жалобу можно либо принести лично и сдать в экспедицию, получив штампик о приеме на втором экземпляре описи, либо направить по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.

Во-вторых, можно жаловаться сразу в суд. Этот путь предпочтителен в тех случаях, когда действия (бездействие) или решения инспекции затрагивают финансовые интересы организации. Например, выставлено инкассо на счет, или отказано в зачете/возврате налога. В этих ситуациях, как показывает практика, надеяться на восстановление справедливости вышестоящим начальством не стоит. Подача такой жалобы лишь затянет процесс.

Опять же, как показывает практика, подготовку заявления в суд лучше доверить юристу, поскольку ошибки, допущенные при этом могут либо затянуть процесс (если суд вернет заявление или оставит его без движения), либо стать причиной проигрыша дела. Поэтому организации, где нет своих специалистов-«арбитражников», лучше не скупиться и потратиться хотя бы на одну консультацию у адвокатов. Заметим, что этим траты не ограничатся — обращение в суд, в отличие от обжалования в вышестоящий орган, облагается государственной пошлиной.

Обжалование результатов проверки

Теперь поговорим о том, как обжаловать результаты проверки. Тут у бухгалтера гораздо меньше вариантов поведения. Первое, что нужно учитывать — обратиться в суд можно только после того, как была направлена жалоба вышестоящему руководству. Это правило действует с 2009 года, благодаря поправкам, внесенным в ст. 101.2 НК РФ.

При этом жаловаться вышестоящему руководству можно по-разному. Налоговый кодекс позволяет направить жалобу как на еще не вступившее в силу решение инспекции, так и на уже действующий документ. В первом случае речь идет об апелляционном обжаловании, а во втором — просто о жалобе. Давайте посмотрим, в чем разница между этими процедурами и какая из них выгоднее.

Как уже говорилось, подается в отношении еще не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, выносящегося по результатам проверки. Срок, отведенный для подачи такой жалобы весьма короткий — всего 10 рабочих дней с даты вручения решения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ). Но положительной стороной такого «ускорения» является то, что решение не вступит в силу вплоть до его утверждения вышестоящим органом. А на это НК РФ отводит инспекции целый месяц (п. 3 ст. 140 НК РФ). Таким образом, подача апелляционной жалобы позволяет оттянуть вступление решения в силу. И это не единственный плюс апелляции.

Дело в том, что обжалование решения, не вступившего в силу, НК РФ признает полноценным досудебным обжалованием. А значит, если вышестоящий налоговый орган оставит решение инспекции в силе, организация сможет сразу же обратиться в суд. Это особенно важно, если речь идет о возможности списания средств со счетов налогоплательщика — суды гораздо чаще применяют обеспечительные меры по запрету списания денег со счетов, нежели налоговые органы.
Что касается процедуры подачи жалобы, то она передается через инспекцию, вынесшую решение (п. 3 ст. 139 НК РФ), поэтому направлять пакет документов непосредственно в УФНС не нужно.

Которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Однако срок этот «обманный». Дело в том, что, устанавливая его, законодатели никак не соотнесли этот срок со временем, которое отводит на судебное обжалование решений налоговых органов Арбитражный процессуальный кодекс. А в нем черным по белому написано: заявление в суд можно подать в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что о нарушении своих прав организация узнает в тот момент, когда вступает в силу полученное ей решение налогового органа.

Таким образом, выходит, что, если держать в уме возможность дальнейшего обжалования вступившего в силу решения инспекции в суде, то подавать жалобу в вышестоящий налоговый орган нужно не позже, чем через месяц после вступления его в силу. Дело в том, что НК РФ отводит инспекторам на рассмотрение жалобы один месяц, но, если речь идет о жалобе на вступившее в силу решение, то этот срок может быть увеличен на 15 рабочих дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов (п. 3 ст. 140 НК РФ). Вот и выходит, что у инспекции есть почти два месяца для законной проверки доводов, изложенных в жалобе, а отведенный Налоговым кодексом налогоплательщику на составление жалобы год сжимается до одного месяца. Так что затягивать с обжалованием решения, уже вступившего в силу, тоже не стоит. Обратите внимание, что в этом случае жалобу надо направлять непосредственно в УФНС, а не в инспекцию, принявшую решение.

Примечание

Ситуации, связанные с обжалованием решений об отказе в возмещении НДС, мы рассмотрим в следующей статье.

    Информация по этому вопросу весьма противоречивая - в одних местах пишут, что можно написать анонимный донос, в других пишут, что анонимные жалобы не принимаются.

    Как вариант, можно попробовать позвонить на горячую линию налоговой инспекции по телефону 8 800 2222-222 и объяснить сложившеюся ситуацию.

    Других способов я не вижу, поскольку анонимные письма ФНС не рассматриваются.

    Есть ещ такой сервис, но он действует только в Башкортостане. Возможно, что-нибудь подобное появится и в других регионах.

    Анонимно написать донос в налоговую никак не получится. Каким бы способом вы не решили сообщить об известных вам фактах нарушения налогового законодательства - по телефону, лично или письменно, - везде требуется либо указать свои паспортные данные, либо предъявить удостоверение личности.

    Можно, конечно, позвонить по телефону в налоговую, но и это не будет анонимным, как многие полагают, - номер вашего телефона сразу же вычислят.

    Увы, но в любом случае правильно и анонимно написать в налоговую у вас не получится, в налоговой не принимают к рассмотрению жалобы или доносы лиц не указавших свои данные.

    Можете написать не от своего имени, но все же это опасно, вас достаточно просто смогут найти, а подставлять другого человека это плохо и подло.

    Подводя итог : если у вас есть серьезные данные о нарушениях и вы хотите исполнить свой долг гражданина, пишите все факты на сайте ФНС и оставьте все свои данные.

    Если все не так уж серьезно и вы не хотите исполнять долг гражданина, то просто пройдите мимо и закройте на все глаза, так как это не ваше дело.

    Конечно очень обидно, когда всю жизнь пашешь честно от звонка до звонка, а кто-то сидит в удобном кресле и деньги лопатой гребт. В таких случаях когда видишь такую несправедливость действительно очень хочется, чтобы проверка посмотрела от куда у госработника такие доходы.

    Анонимно сообщать вообще не вариант, только письменное заявление, в котором указать вс движимое и недвижимое имущество подозреваемого.

    Другой вопрос, что надо быть очень смелым человеком, если вдруг у соседа окажуться связи и он узнает доносчика, а с деньгами, как известно, люди на многое способны.

    Анонимно обратиться можно, но не факт, что к анонимке отнесутся серьзно и будут ей заниматься. Сами понимаете, что среди анонимных жалоб могут быть и ложные доносы, сведение счтов и прочее. На сайте ФНС РФ есть раздел для обращений граждан, но все обращения, предполагают предоставление информации о заявителе: ФИО, адрес эл. почты, или же почтовый адрес, для обратной связи и для того, чтобы обращение не осталось без рассмотрения, ведь оно должно быть зарегистрировано, рассмотрено и ответ должен быть направлен по оставленному адресу. Так же, можно обратиться по телефону доверия, который работает круглосуточно. Все обращения по данному телефону строго анонимны. Для каждого региона имеется свой номер телефона.

    Жалобу можно подать с помощью сервиса онлайнинспекция.рф.

    Напишите свои притензии онлайн-инспектору на сайте.

    Но в любом случае должны быть какие-то основания, чаще пишут на не чистого на руку работодателя. В любом случае, вы не чего не теряете, пробуйте пишите, может вас и услышат.

    Анонимно мне кажется нельзя. Можете сами прийти и все рассказать, ну это уже будет не анонимно и сосед точно узнает, что это были вы.

    Также можно позвонить по телефону и все изложить, но опять же ваш телефон они сразу вычислят, и скорее всего попросят представиться. А если вы скажете анонимно, согласитесь мало кто будет проверять жалобы не понятно от кого.

    На сайте тоже нужно заполнять данные.

    Если написать все в письме, все равно придется написать свои данные.

    Можете попробовать по телефону, не представляясь, но имейте в виду, что вас могут вычислить.

    Анонимно никак. Можно на сайте налоговой, прокуратуры, МВД оставить свою жалобу.

    В принципе, сообщить об имеющихся нарушениях налогового законодательства в налоговую инспекцию можно любому и по любому поводу (главное, чтобы имело отношение к налогам). Такое право у наших граждан никто не отбирал.

    Способов для этого имеется несколько:

    Лично . В этом способе ничего сверъестественного нет: приходи в примные часы и сообщай вс, что имеешь желание сообщить. Одно важное НО придться предъявит документ, подтверждающий личность, т.е. анонимом остаться не получиться. Да и долгого разговора не выйдет: если вопрос, с которым вы пришли, не решается быстро, его предложат изложить письменно.

    Письменно . Тоже очень понятный способ: излагаешь свои подозрения письменно (главное, литературным языком, без оскорблений, угроз и матов), пишешь, что (с твоей точки зрения) нарушено, и отсылаешь.

    Посылать сообщения можно как почтой (заказным письмом с описью необязательно, но желательно) или же электронно. Для этого предназначен спициальный сервис Обратиться в ФНС

    Однако и тут потребуется указание своих данных: фамилии, имени, отчетства и адреса. Анонимки не рассматриваются это требование Федерального закона от 02 мая 2006 года 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

    По телефону . Собственно такие сообщения совершенно анонимны (представляться не обязательно). Но, как правило, о фактах нарушения налогового законодательства (вот тем соседом, снизу) по телефону не сообщишь опять-таки предложат обратиться письменно.

    Анонимные жалобы по телефону рассматриваются только в отношении нарушений закона о коррупции, причм вполне конкретных в отношении работников налоговых органов. Нужный телефончик можно отыскать на сайте ФНС по своему региону во вкладке Контакты и обращения.

    Как видите, все способы общения с налоговой инспекцией анонимности как-то не предполагают .

    Правда, имеется ещ один налоговый сервис Сигнальная информация Сообщи о неуплате налога. Вот он как раз предназначен для анонимных сообщений.

    Но, увы, работает он пока только в Республике Башкортостан.

    В налоговую можно позвонить по телефону доверия и все подозрения озвучить. Только звонить надо откуда-нибудь подальше от своего дома и соседом этого чиновника не называться, а то слишком быстро вычислят.можно написать письмо, подписаться аноним и отправить по почте. Так и пишите- начальнику налоговой инспекции. Довожу до Вашего сведения, что (фио предполагаемого жулика) в течение года приобрел три магнитофона импортных, три куртки замшевых и т.д. прошу проверить соответствие доходов и его расходов.

Закон надо чтить, причем делать это должны не только налогоплательщики, но и налоговики. Вот как раз они об этом часто забывают. Правда, ФНС России сообщила о сокращении количества жалоб налогоплательщиков (фирм и предпринимателей) на 12% (за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Да, имеет место сокращение досудебных налоговых споров, да, налоговики учитывают судебную практику. И все же закон при налоговых мероприятиях соблюдается далеко не всегда. И что делать, если нарушение налицо?

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

  • по телефону (8-800-222-22-22);
  • по Интернету (http://www.nalog.ru);
  • лично или письменно (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 или по адресу своей налоговой инспекции).

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения - через личный кабинет на сайте nalog.ru. Несмотря на "инновационность" способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь - с заявлением или с жалобой. Главное - это соблюсти единые требования и указать:

  • Ф.И.О. адресата - должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения -

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, -

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о или зачета, "заморозке" счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и , и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав;
  • , если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);
  • налоговики не вправе отказать в рассмотрении представленных документов по причине документального неподтверждения налогоплательщиком факта, изложенного в предоставленных пояснениях: по сути это предъявление дополнительных требований, не предусмотренных НК РФ, положения которого обязывают представить только пояснения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 11АП-2554/2015).

"Пояснения" - это не то же самое, что "документальное подтверждение" (см., например, ст. 88 НК РФ). Так что если вышестоящий налоговый орган отказался рассматривать дополнительные документы со ссылкой на то, что документального подтверждения отсутствия спорных документов на момент проведения проверки и принятия решения по ее результатам не представлено, то суд, скорее всего, сочтет эту позицию неправомерной. Тем более что в случае представления дополнительных доказательств налоговики вправе просить суд объявить перерыв или отложить заседание, дав им возможность ознакомления и представления опровергающих их доказательств (п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Оспаривание не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, но есть исключение. В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности (или решения об отказе в привлечении к ответственности) исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено. Для этого помимо жалобы надо представить:

  • заявление о приостановлении;
  • банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога (сбора, пеней, штрафа), не уплаченного по обжалуемому решению.

Варианты решений по итогам рассмотрения жалобы:

  • оставить без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налоговой инспекции (полностью или в части);
  • отменить решение и принять новое;
  • признать действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Следует заметить, что и решение вышестоящего налогового органа может быть обжаловано (в ФНС России в течение 3 месяцев со дня принятия).

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Для формальных подробностей имеет смысл изучить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 N 45), они размещены в открытом доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Там же, кстати, имеется и интернет-приемная. Чтобы избежать разочарований, надо понимать, что предметом прокурорского надзора помимо прочего является соблюдение Конституции РФ и законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, основание для принятия мер прокурорского реагирования - сообщение о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов (как человека и гражданина, так и юридических лиц и предпринимателей). На практике это означает, что от прокурора нет смысла требовать, например, пересчитать расчет, произведенный налоговиками, зато можно обратиться при нарушении процедуры налоговой проверки, взыскания налога и т.д.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

  • наименование органа прокуратуры (Ф.И.О., должность адресата);
  • Ф.И.О. заявителя, адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть вопроса;
  • подпись и дату.

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

В суд, но не сразу

НК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 138 НК РФ). В суд можно обращаться не только тогда, когда вышестоящий налоговый орган не прислушался к вашим жалобам, но и тогда, когда он просто их проигнорировал, не приняв решение вообще. Кстати, обжаловать решение вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения еще в более вышестоящий.

Сейчас не будем затрагивать благородное дело обжалования нормативных правовых актов налоговых органов (для желающих будет обязательным изучение главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)).

Сосредоточимся на более распространенном и приземленном - обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Формы обращения в суд такие (ст. 4 АПК РФ):

  • исковое заявление - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявление - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалоба - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Налогоплательщик (неважно, гражданин или организация) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если он полагает, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие):

  • не соответствуют закону (иному нормативно-правовому акту);
  • нарушают его предпринимательские и экономические права и интересы;
  • обязывают что-то делать без законных оснований;
  • иным способом препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок подачи заявления - три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (если иное не установлено федеральным законом), но срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Требования к заявлению указаны в статье 125 АПК РФ (ч. 1, п. 1 - 2 и 10 ч. 2, ч. 3). В частности, там должны быть указаны:

  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действиями (бездействием);
  • законы и иные нормативно-правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действия (бездействие), -

а также заявлено требование о признании ненормативно-правового акта недействительным (решений, действий (бездействия) - незаконными).

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Продление возможно до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления - особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ). Далее возможно рассмотрение дела в порядке кассации (если это не запрещено законом (п. 1 ст. 273 АПК РФ)) в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено АПК РФ (ст. 276 АПК РФ)). А далее возможен пересмотр в порядке надзора Президиумом ВС РФ (гл. 36.1 АПК РФ) в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Многие организации или ИП всё делают по закону: регистрируются, где это необходимо, получают разрешение/лицензии, платят налоги. Однако порой люди этого не делают, хотя фактически занимаются неким бизнесом.

Что делать, если об этом стало известно вам? Куда и как обратиться с жалобой на ?

Куда можно сообщить о незаконной предпринимательской деятельности?

Иногда можно встретить высказывание: да разве можно в нашей стране честно заниматься бизнесом? Люди же просто выживают, как могут? Зачем куда-то о чём-то сообщать?

Здесь важно различать, о чём идёт речь. Если женщина-пенсионерка вяжет детские пинетки и продаёт их у метро раз в месяц и за копейки – это одно дело. А вот если сосед превратил квартиру в интернет-кафе с кучей посетителей и реальным (причём неплохим) доходом – это другое.

В России наказание за нелегальную предпринимательскую деятельность пока еще достаточно мягкое. Разумеется, важен масштаб правонарушения или преступления, а также нанесённый ущерб. Предпринимательство без законных на то оснований – проблема комплексная. Обычные люди могут пострадать после приобретения некачественных товаров, организации – от «липовых» услуг, государство – из-за недоплаченных налогов.

А что будет, если какая-нибудь псевдо-фирма построит без лицензии дом? Или торговый центр? Как ни странно, несмотря на строгость всех требований, такое случается до сих пор.

Именно поэтому жаловаться на НПД необходимо. Возникает вопрос: куда и кому?

  • Самый логичный ответ – в Управление либо Отдел экономической безопасности (УЭБ/ОЭБ). Эта организация – одна из многих в системе МВД России. Раньше подразделения именовались ОБЭПами.
  • Прочие возможности – это направить жалобу в полицию, прокуратуру, налоговую инспекцию.

Также попытаться привлечь общественные организации или независимые сообщества. Далее – более подробно.

Следующее видео на примере Уфы рассказывает о том, куда обратиться, если вы выявили незаконное предпринимательство:

Что требуется, чтобы подать жалобу?

Для начала нужна полная уверенность, что известный вам человек (люди) действительно совершает правонарушение (преступление) и незаконно занимается предпринимательством. Например, за забором вашего дачного участка сосед устроил шашлычную, целыми днями готовит, а вечерами за ярко освещённым окном пересчитывает наличность. И всё это без наличия ИП/ООО, кассового аппарата и различных разрешений.

В целом всё зависит от того, насколько опасна незаконная деятельность, а также от её масштабов. Кроме того, своё заявление придётся как-то подтвердить.

  • Например, вы обратились в фирму, чтобы заключить некий договор. Попросили показать лицензию или свидетельство о регистрации компании, а вам отказали. Это и будет вашим аргументом при подаче жалобы.
  • Компания оценила свои услуги в сто тысяч рублей, а в договоре указано только пятьдесят? Причём получение оставшейся суммы подтверждено какой-то сомнительной квитанцией? Вот ещё один аргумент.

Наверняка это сокрытие доходов и неуплата налогов, особенно если подобных договоров – сотни.

  • Копии договоров и финансовых документов должны помочь.
  • Фото- и видеосъёмка, копии обращений, которые уже были поданы ранее, но почему-то остались без ответа, скриншоты страничек из социальных сетей – доказательная база может быть очень обширна.

В целом до подачи жалобы можно получить консультацию по «горячему» телефону или в приёмные дни. Специалисты любого госоргана обязательно должны вникнуть в ситуацию и дать полезные советы.

Как составить заявление?

Какого-то образца в этой области просто не существует. Даже готовые бланки организаций облегчают задачу заявителей лишь наличием «шапки». Так заявление придётся своими словами писать от руки или печатать в текстовом редакторе, а потом отправлять на принтер.

Важный нюанс: анонимные заявления такого характера не принимаются. Сообщить свои данные, в том числе контактные, нужно будет обязательно.

Ниже дан ориентировочный план, который позволит составить заявление достаточно просто. Всё начинается с указания адресата в правом верхнем углу. Чуть ниже в середине – слово «Заявление». Далее идёт сам текст:

  1. Кто допускает нарушение – занимается , делает что-то без лицензии и так далее.
  2. Характер деяния (строительство коттеджей, содержание кафе, торговля спиртным и так далее).
  3. Систематичность деяния (обязательно). Указать дни, время суток и так далее.
  4. Просьба принять соответствующие меры.
  5. Перечень прилагаемых документов (если есть).

В зависимости от организации, куда планируется обратиться, заявление может иметь некоторую специфику.

В налоговую

Жалоба в УФНС можно назвать вспомогательной. Это ведомство заведует исключительно налогами, разбираться в тонкостях КоАП и УК там вряд ли будут. Жалоба в налоговую должна указывать на нарушения именно в этой области.

В прокуратуру

Здесь уже можно заявить о преступлении в целом. Особенно если ранее уже было подано заявление в полицию, но ответом стала отписка.

Единого образца заявления о незаконной предпринимательской деятельности в прокуратуру, как и в полицию нет. Но на месте сотрудники указанных органов обязательно помогут вам с составлением документа.

Куда еще можно сообщить о незаконной предпринимательской деятельности, может, в налоговую? Узнаем далее.

В другие органы

  • В ОЭБ можно заявить об . Заявление будет отписано одному из специалистов, который при необходимости направит запросы и в другие органы/службы (ту же налоговую).
  • Кроме того, можно посетить приёмную депутата, на участке которого творится беззаконие.
  • Существуют также различные общественные организации, которые поддерживают законный бизнес и борются по мере сил с неправомочным.
  • Кроме того, в Интернете можно найти независимые ресурсы. Энтузиасты различных специальностей помогают людям разобраться в их проблемах, составить жалобы, подсказывают, куда и как лучше обратиться.

Важно также помнить.